Избиратель, не опуская испорченный избирательный бюллетень в ящик для голосования, вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Учёт, кому сколько выдано бюллетеней. 2. нужно прийти 17.03 на свой избирательный участок и рассказать об этом всем и взять с собой этих самых всех. число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования. Ермошина также ответила на вопрос о том, можно ли на избирательных участках фотографировать бюллетени и опубликовывать их в социальных сетях.
Как правильно заполнить избирательный бюллетень
Выборы в Госдуму-2021: сколько листов бюллетеней, и какие нужно заполнять | КОИБ-2010) предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при. |
4 бюллетеня в руки. Как разобраться в сложной системе голосования? | Избирательный бюллетень и график работы участков на выборах президента. |
Выборы в Госдуму-2021: сколько листов бюллетеней, и какие нужно заполнять | Действительным считается только бюллетень, выданный членами комиссии на избирательном участке. |
Вопросы и ответы на итоговый тест 2023
Наблюдатель имеет право получать заверенную копию протокола голосования. Следите за тем, чтобы ваши действия не были расценены как нарушение избирательного законодательства. В противном случае письменным решением УИК участковая избирательная комиссия вас могут удалить из помещения для голосования. Если вас удаляют, не уходите с участка, пока вам не представят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение..
Начало работы. Необходимо прийти на участок в 7 часов 30 минут. Ваше направление наблюдателя он оставит у себя.
В случае отказа допустить вас на участок, необходимо в вежливой форме предупредить об ответственности за нарушение законодательства о выборах. Проверить, внес ли Вас председатель в «Список лиц, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протоколов»!!! Будьте корректны в обращении.
Требуйте только то, что положено по закону. Будьте настойчивы. Не стесняйтесь.
Знакомьтесь с другими наблюдателями и членами УИК это поможет вам в течение дня и при установления итогов. До открытия участка необходимо осмотреть помещение для голосования, в нем обязательно должны быть: 1 увеличенная форма протокола вывешивается до начала голосования ; 2 стенд с информационными материалами о партиях, образцами заполненных бюллетеней не должны содержать фамилии реальных кандидатов, наименование политических партий ; 3 сейф или металлический ящик для хранения бюллетеней, списков избирателей; 4 выдержки из административного и уголовного кодексов.
В Башкирии шесть одномандатных округов, соответственно, и депутатов тоже будет шесть, а претендует на них 59 кандидатов. То есть в среднем конкурс почти 10 человек на мандат. Каждого вида бюллетеней для Башкирии напечатали по 3 030 100 штук, в том числе 742 900 — для голосования с использованием КОИБ. Это такой сканер, который сам считывает, где стоит галочка, и по окончании голосования выдает результаты.
Не могут так как запрещается проводить предвыборную агитацию Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы. Чем отличаются бюллетени для голосования с помощью КОИБ комплекс обработки избирательных бюллетеней от обычных бюллетеней для голосования? На обычном бюллетене членами избирательной комиссии ставится печать круглой формы синяя по цвету. На тех участках, где голосование проводится с помощью комплекса обработки избирательных бюллетеней, на бюллетени членами избирательных комиссий ставится прямоугольная печать черного цвета. Избирательной комиссией, организующей выборы. Таким образом Бюллетени для голосования с применение и без применения КОИБ на одних и тех же выборах не отличаются друг от друга. Если голосование заканчивается в 20:00, а избиратель пришел на участок в 19:59, дадут ли избирателю бюллетень? Да, если избиратель успеет получить бюллетень до 20. Избирателю, который вошел на избирательный участок до 20. Если в кабине для голосования отсутствует ручка, может избиратель заполнить бюллетень карандашом? Да, избиратель может заполнить бюллетень карандашом, в том случае если члены избирательной комиссии не обеспечили наличие письменных принадлежностей в кабине для голосования. Нет, если ручка в кабине отсутствует, нужно сообщить об этом членам участковой избирательной комиссии, либо, при желании, заполнить бюллетень шариковой ручкой принесенной с собой. Активное избирательное право это- 1. На территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» выборы мэра города назначаются 1. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов 2. Решением Избирательной комиссии города Улан-Удэ 3. Указом Главы Республики Бурятия. Право избирать, голосовать на референдуме имеет гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста: 1. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Главы Республики Бурятия может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраст: 1. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является: 1.
Или на бюллетене выполнен рисунок, который затрагивает несколько квадратов кандидатов. В спорных случаях окончательное решение о том, испорчен бюллетень или нет, примет комиссия. Если хотите быть уверенным, что ваш голос засчитают, нужно проставить любой знак чётко в квадрате напротив одного из кандидатов. Законом не ограничивается, каким именно должен быть этот знак. Если вы допустили ошибку при заполнении бюллетеня, то можете обратиться к члену избирательной комиссии, чтобы он выдал вам новый. Что касается времени пребывания на участке, оно не ограничено: вы можете спокойно ознакомиться со списком кандидатов и сделать окончательный выбор. Однако находиться на участке необоснованно долгое время не рекомендуется. Наконец, строго запрещается нарушать общественный порядок: приходить в нетрезвом состоянии, употреблять алкоголь, курить, нецензурно выражаться, мешать работе комиссии и др. Ну и напоследок небольшой чек-лист: что взять с собой на голосование?
Помещение для голосования: что должно быть на избирательном участке
- Решение практических задач:
- Способы голосования
- Сколько бюллетеней должно быть на избирательном участке?
- Статья 63. Бюллетень \ КонсультантПлюс
Коротко о выборах
• автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим. А вот в Москве, на избирательном участке в Бутырском районе, силовики задержали женщину после просьбы посмотреть выписку из книги избирателей. Главная → Новости / События → Новости → Сколько бюллетеней вам дадут на избирательном участке? общее число полученных избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 %.
День первый: поджоги, зелёнка и 6000 заходов на госуслуги в секунду
Памятка наблюдателям на избирательном участке - Село Хоботец-Васильевское | Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. |
«Дайте мне проголосовать за Пу-ти-на!»: наблюдатель на выборах — о закулисье избирательных участков | Одновременно утверждена форма избирательного бюллетеня для голосования с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). |
Четыре бюллетеня и одни выборы: 5 вопросов избиркому о голосовании 19 сентября | Учёт, кому сколько выдано бюллетеней. |
Инструкция для наблюдателей
Избиратель, не опуская испорченный избирательный бюллетень в ящик для голосования, вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. 113 574 550 штук", - говорится в постановлении ЦИК России. В избиркоме сообщили, что 112,6 миллиона бюллетеней будут распределены между регионами России, а остальные будут использоваться на избирательных участках, образованных на территории Байконура и за пределами страны. 23. Какие избирательные бюллетени необходимы для голосования на участке с использованием КОИБ: избирательные бюллетени должны соответствовать перечню установленных требований. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
Вопросы и ответы на итоговый тест 2023
Избиратель, не опуская испорченный избирательный бюллетень в ящик для голосования, вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. На избирательных участках Ленобласти установят видеокамеры. В Красноярском крае на каждом избирательном участке будет как минимум один бюллетень – с перечнем фамилий кандидатов в губернаторы. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене.
«Дайте мне проголосовать за Пу-ти-на!»: наблюдатель на выборах — о закулисье избирательных участков
Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии. Подписанные распечатки исходных данных и протокола тестирования вкладываются в конверт для документации и вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования передаются в вышестоящую избирательную комиссию; 7 из накопителей для бюллетеней извлечь бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 в день голосования, и после внесения записей о возврате в соответствующий акт сдать их для последующего погашения председателю участковой комиссии; 8 доложить по телефонам "горячей линии технической поддержки" о готовности КОИБ-2010 к проведению голосования на соответствующем избирательном участке. Тестовые бюллетени неустановленной формы без оттиска печати участковой комиссии после завершения тестирования КОИБ-2010 в день голосования заверяются подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и печатью. При подготовке КОИБ-2010 к проведению голосования в день голосования до его начала вправе присутствовать и наблюдать за процессом подготовки КОИБ-2010 члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, наблюдатели и иностранные международные наблюдатели.
Председатель участковой комиссии в обязательном порядке оповещает всех присутствующих о порядке проведения тестирования, его начале и результатах. Подготовка КОИБ-2010 к проведению голосования должна быть завершена до времени начала голосования на избирательном участке. Проведение голосования В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 4.
Операторы КОИБ-2010 устанавливают сканирующие устройства на накопители, опечатывают соединения сканирующих устройств с накопителями для бюллетеней. Во время, определенное законом, председатель участковой комиссии объявляет об открытии помещения для голосования. Председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 4.
В случае проведения голосования с использованием бюллетеней с внесенными в них в соответствии с пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данными о кандидатах, списках кандидатов после изготовления тиража бюллетеней такие бюллетени также опускаются в КОИБ-2010. Подсчет голосов избирателей по этим бюллетеням и составление протокола об итогах голосования производятся без использования КОИБ-2010. При проведении досрочного голосования, предусмотренного пунктом 2 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", председатель участковой комиссии в присутствии членов участковой комиссии и иных лиц, указанных в пункте 4.
После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт. Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума но не менее десяти избирателей, участников референдума , на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии. После совершения указанных действий председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в КОИБ-2010.
Если на конверте отсутствуют соответствующие реквизиты либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему избирательному округу, на референдуме по соответствующему вопросу референдума, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу, бюллетени, содержащие этот вопрос референдума, признаются недействительными, о чем составляется акт. На квадратах, расположенных на лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления - также позиции "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" , на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" "За" и "Против" , вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, после чего председатель участковой комиссии опускает эти бюллетени в КОИБ-2010. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" может проводиться досрочное голосование групп избирателей, участников референдума.
В этом случае голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования и в день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру присутствующим в помещении для голосования лицам опечатанный переносной ящик опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными и опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, участниками референдума, после чего располагает его их в помещении для голосования так, чтобы он они постоянно находился ись в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. По окончании времени голосования в режиме голосования "Стационарный" указанный выше опечатанный переносной ящик опечатанные переносные ящики для голосования вскрывается в порядке, предусмотренном в пункте 5. Определение числа проголосовавших избирателей, участников референдума В течение дня голосования в режиме голосования "Стационарный" во время, определенное вышестоящей комиссией, операторы КОИБ-2010 считывают показания со счетчиков всех сканирующих устройств КОИБ-2010, суммируют их, делят на количество видов используемых при голосовании бюллетеней, после чего получившееся число проголосовавших избирателей, участников референдума сообщают председателю участковой комиссии, который передает эти данные в вышестоящую комиссию.
Действия операторов КОИБ-2010 в нештатных ситуациях, возникших в ходе голосования В случае возникновения нештатных ситуаций операторы КОИБ-2010 немедленно информируют председателя участковой комиссии, сообщают по телефонам "горячей линии технической поддержки" и принимают меры по устранению неисправности в соответствии с Руководством по эксплуатации КОИБ-2010 и рекомендациями специалистов группы технической поддержки. Загрязнение сканирующих линеек нештатной ситуацией не является. В случае сообщения сканирующим устройством КОИБ-2010 о загрязнении линейки ее необходимо протереть штатными средствами, входящими в состав КОИБ-2010, в соответствии с Руководством по эксплуатации и продолжить голосование.
Отключение электропитания В случае кратковременного отключилось - включилось отключения электропитания в помещении для голосования необходимо подождать перезагрузки обоих сканирующих устройств примерно 2 минуты , после чего КОИБ-2010 автоматически возвращается в рабочее состояние, при этом в памяти КОИБ-2010 сохраняется информация, полученная по ранее обработанным бюллетеням. В случае продолжительного временного отключилось, но не включилось, и время включения неизвестно отключения электропитания необходимо: сообщить об этом по телефонам "горячей линии технической поддержки" в течение 5 - 10 минут после отключения электропитания ; по указанию председателя участковой комиссии установить резервный стационарный ящик для ручного голосования и предложить избирателям, участникам референдума опускать в него бюллетени. После восстановления электропитания в помещении для голосования необходимо: включить сканирующие устройства и принтер; подождать загрузки сканирующих устройств примерно 2 минуты ; убедиться, что сканирующие устройства готовы к приему бюллетеней включились зеленые индикаторы ; опечатать прорезь резервного стационарного ящика для ручного голосования; предложить избирателям, участникам референдума продолжить голосование с использованием КОИБ-2010; сообщить о восстановлении работы КОИБ-2010 по телефонам "горячей линии технической поддержки".
Отказ одного сканирующего устройства В случаях отказа одного сканирующего устройства во время голосования когда сканирующее устройство не принимает бюллетени установленной формы необходимо его выключить и через 10 - 15 секунд включить вновь, подождать загрузки сканирующего устройства и после включения зеленого индикатора на верхней панели продолжить голосование. Если работоспособность сканирующего устройства не восстановилась, необходимо сообщить об этом по телефонам "горячей линии технической поддержки". Если после консультации со специалистами группы технической поддержки и выполнения их рекомендаций сканирующее устройство остается неработоспособным, операторы должны вызвать группу технической поддержки на избирательный участок.
Если специалистам группы технической поддержки не удалось восстановить работоспособность сканирующего устройства, председатель участковой комиссии совместно с ее членами составляет акт о неработоспособности данного сканирующего устройства и докладывает об этом в вышестоящую комиссию. Акт о неработоспособности сканирующего устройства передается в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола участковой комиссии об итогах голосования. Голосование избирателей, участников референдума продолжается на работоспособном сканирующем устройстве.
В случае выхода из строя главного сканирующего устройства необходимо вынуть из него ключевой носитель информации и вставить в специальный разъем исправного сканирующего устройства, переподключить принтер к подчиненному исправному сканирующему устройству, которое автоматически становится главным. Отказ обоих сканирующих устройств В случае отказа обоих сканирующих устройств во время голосования операторы КОИБ-2010: немедленно информируют об этом председателя участковой комиссии; сообщают по телефону "горячей линии технической поддержки" и производят перезагрузку обоих сканирующих устройств. Если попытка восстановить работоспособность КОИБ-2010 путем перезагрузки окажется неудачной, участковая комиссия открывает прорезь резервного стационарного ящика для ручного голосования и предлагает избирателям, участникам референдума опускать в него бюллетени.
Это является грубейшим нарушением и комиссия вправе будет удалить вас с участка. Если комиссией получено бюллетеней больше, чем сумма выданных и погашенных, то эта разница заполняется в строке: число утраченных. Если сумма полученных комиссией бюллетеней меньше, чем количество выданных и погашенных, то эта разность заполняется в строку: число неучтенных, что говорит о вбросе. В данном случае немедленно сообщить в штаб для принятия решения.
Завершение работы комиссии После окончания заполнения протокола комиссия обязана провести итоговое заседание на котором рассматриваются жалобы, заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов избирателей и подписывается членами УИК с ПРГ протокол об итогах голосования обратите внимание на то, чтобы комиссия заполнила специальную строку протокола «сведения о количестве поступивших в УИК жалоб и заявлений» , к этому протоколу в обязательном случае должны быть приложены жалобы и заявления. В соответствии с законом по заявке наблюдателя оформленной в момент прибытия на избирательный участок, он обязан получить копию протокола об итогах голосования - копия заверяется словами «копия верна» - подписью председателя, зам. Ставится время, подпись, ФИО и статус составителя Особого мнения. По завершении работы УИК производится упаковка избирательных документов и их опечатование,, с проставлением подписей на них согласно п.
Наблюдатель передает копию протокола в штаб для сверки данных протокола, поступившего в ТИК. Федеральным законодательством предусмотрена возможность для политических партий направить на каждый избирательный участок своих представителей: члена УИК с правом решающего голоса, члена УИК с правом совещательного голоса и наблюдателя которые должны тесно взаимодействовать. Чем больше представителей партии будет на участке тем лучше. Приоритетом здесь будет пользоваться правящая партия, которая в дополнение к этим членам в своем резерве имеет еще 10-12 членов избирательной комиссии в дополнении к этому в ее распоряжении находится административный ресурс.
В этом случае роль наблюдателя увеличивается многократно, что требует его обязательного обучения. Вероятные способы фальсификации итогов выборов и их нейтрализация. При развертывании избирательного участка комиссия пытается размещением элементов избирательного участка урн для голосования добиться преимущества: расположить рядом с ними средства пожаротушения, связи, музыкальное сопровождение, стулья, тумбочки и т. Закладка в избирательную урну под второе дно ящика где еще пользуются старыми урнами бюллетеней.
Получение на руки нескольких бланков избирательных бюллетеней отдельными доверенными гражданами. Незаконное получение нескольких открепительных удостоверений одним гражданином и его голосование на разных участках. Группы формируются в количестве 15-20 человек. Должен насторожить факт наплыва избирателей, голосующих по открепительным в течение короткого времени.
Члены комиссии, мотивируя тем, что нет наплыва избирателей и чтобы потом не отвлекаться дружными рядами идут голосовать, имея несколько бюллетеней и перекрывают обзор для наблюдателей. В момент перемещения избирательных урн под разными предлогами также возможно произвести вброс. Произвести вброс это — половина работы. Вторая важная составляющая — внесение в списки избирателей якобы проголосовавших так как если при подведении итогов количество бюллетеней будет больше числа проголосовавших избирателей по списку выборы можно признать недействительными.
Для приведение в соответствие списка и вброса членами комиссии применяются следующие методы: - на основании административных заготовок ФИО, адреса и паспортные данные избирателей постоянно не участвующих в выборах либо выбывших, но не вычеркнутых из списков доверенные члены комиссии в период проведения выборов вносят эти данные в списки избирателей. Получение информации осуществляется или заблаговременно или в процессе работы по сотовому телефону. Вброс возможен в момент высыпания избирательных бюллетеней из стационарных урн на столы для подсчета. При голосовании вне помещения, когда выписка из реестра соответствующим образом не оформляется и набл.
Не присутствует при выезде к голосующим вне помещения. В этом случае возможна замена одного реестра на другой. В период раскладки бюллетеней по стопкам члены комиссии формируют стопки бюллетеней и производят незаметно вброс. При объявлении волеизъявления гражданина бюллетени раскладываются по кандидатам или партиям с визуальным контролем содержащихся в бюллетене отметок.
В этот период перебросить бюллетень одного кандидата к другому либо в недействительные, а также испорченные добавить в нужную стопку реально. При сортировке и раскладке бюллетени можно сделать недействительными внеся дополнительную отметку либо испачканным ногтем, либо кусочком стержня под забинтованным пальцем и т. После окончания оглашения обычно никто пачки не перепроверяет, но если заставить подсчет бюллетеней в стопке осуществлять путем перекладывания их по одному таким образом чтобы наблюдатель мог увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене не взирая на протесты. Для вброса необходимо предварительно в бюллетенях проставить отметку в нужном месте.
Для этого можно использовать некоторых членов комиссии, работающих на выдаче избирательных бюллетеней или вынести часть бюллетеней из помещения для голосование в любое другое место где провести с ними нужные манипуляции. Например: для передачи каких-то документов в вышестоящую избирательную организацию одним из членов комиссии выносится папка в которой находятся бюллетени из помещения УИК. После обработки бюллетени возвращаются на участок разными способами. Если сейф где хранятся избирательные бюллетени, в нарушение закона, находится в другом помещении избирательного участка даже в опечатанном виде, манипуляция с бюллетенями гораздо упрощается.
На некоторых участках голосование будет проводиться с помощью использования комплекса обработки избирательных бюллетеней КОИБ. Задача наблюдателя присутствовать при тестировании с 7 ч. Это не полный перечень возможных фальсификаций, но знание хотя бы этих способов и принципиальность в исполнении своих обязанностей наблюдателей, членов УИК с правом совещательного и решающего голоса позволит снизить вероятность фальсификации. Вообще-то лучше предотвратить нарушения, чем их пытаться исправить.
Для этого можно в первый час работы УИК положить на стол секретаря: краткий инструктаж по работе на УИК для наблюдателей, памятку наблюдателя и вероятные способы фальсификации итогов выборов и их нейтрализация. Прочитав их, секретарь тут же покажет председателю, а тот сообщит в ТИК.
Загрузка исходных данных после этого осуществляется автоматически. Операторы КОИБ-2010 получают у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, списках кандидатов, распечатывают исходные данные, проверяют по распечатке правильность включения в исходные данные информации о кандидатах, списках кандидатов и передают распечатку председателю участковой комиссии. Распечатка исходных данных подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии. Проведение тестирования КОИБ-2010 После загрузки исходных данных операторы КОИБ-2010 выполняют тестирование для проверки правильности классификации бюллетеней каждым сканирующим устройством КОИБ-2010 вводят комплект бюллетеней для тестирования КОИБ-2010, считывают информацию на информационном табло сканирующего устройства и убеждаются, что сканирующее устройство правильно классифицирует отметки в квадратах. КОИБ-2010 считается работоспособным, если каждым сканирующим устройством были правильно классифицированы все бюллетени из комплекта для проведения тестирования КОИБ-2010. Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии. Работа в тренировочном режиме В тренировочном режиме операторы КОИБ-2010 выполняют следующие процедуры: 1 вводят бюллетени из комплекта бюллетеней для проведения тренировки в режиме голосования "Стационарный" и в режиме голосования "Переносной"; 2 распечатывают на КОИБ-2010 "Результаты голосования" и передают их председателю участковой комиссии. Незамедлительно после завершения тестирования КОИБ-2010 и тренировки в день, предшествующий дню голосования, операторам КОИБ-2010 необходимо: по акту сдать председателю участковой комиссии на ответственное хранение до начала работ по подготовке КОИБ-2010 в день голосования ключевой носитель информации; сдать председателю участковой комиссии бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки, с внесением записи о возврате бюллетеней в соответствующий акт.
Использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования и тренировки в день, предшествующий дню голосования, бюллетени после окончания голосования в день голосования погашаются с соблюдением требований, установленных законом, после составления акта об использовании этих бюллетеней для проверки работоспособности КОИБ-2010 приложение N 8 к настоящей Инструкции. Категорически запрещается предварительно гасить бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки. Организация работы участковой комиссии в день голосования до открытия помещения для голосования и в ходе голосования 4. Подготовка КОИБ-2010 к проведению голосования в день голосования Члены участковой комиссии в день голосования собираются в помещении для голосования не позднее чем за час до начала времени голосования для проведения тестирования КОИБ-2010. Операторам КОИБ-2010 необходимо: 1 получить у председателя участковой комиссии по актам ключевой носитель информации и комплект бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 в день голосования; 2 включить КОИБ-2010 и загрузить исходные данные с ключевого носителя информации; 3 уточнить у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, списках кандидатов. В случае необходимости выполнить процедуру снятия позиций с голосования в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2010 в день голосования; 4 распечатать исходные данные и передать распечатку председателю участковой комиссии. Распечатка исходных данных подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии; 5 выполнить тестирование КОИБ-2010 с помощью комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 в день голосования; 6 распечатать протокол тестирования и передать распечатку председателю участковой комиссии. Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии. Подписанные распечатки исходных данных и протокола тестирования вкладываются в конверт для документации и вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования передаются в вышестоящую избирательную комиссию; 7 из накопителей для бюллетеней извлечь бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 в день голосования, и после внесения записей о возврате в соответствующий акт сдать их для последующего погашения председателю участковой комиссии; 8 доложить по телефонам "горячей линии технической поддержки" о готовности КОИБ-2010 к проведению голосования на соответствующем избирательном участке. Тестовые бюллетени неустановленной формы без оттиска печати участковой комиссии после завершения тестирования КОИБ-2010 в день голосования заверяются подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и печатью.
При подготовке КОИБ-2010 к проведению голосования в день голосования до его начала вправе присутствовать и наблюдать за процессом подготовки КОИБ-2010 члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, наблюдатели и иностранные международные наблюдатели. Председатель участковой комиссии в обязательном порядке оповещает всех присутствующих о порядке проведения тестирования, его начале и результатах. Подготовка КОИБ-2010 к проведению голосования должна быть завершена до времени начала голосования на избирательном участке. Проведение голосования В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 4. Операторы КОИБ-2010 устанавливают сканирующие устройства на накопители, опечатывают соединения сканирующих устройств с накопителями для бюллетеней. Во время, определенное законом, председатель участковой комиссии объявляет об открытии помещения для голосования. Председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 4. В случае проведения голосования с использованием бюллетеней с внесенными в них в соответствии с пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данными о кандидатах, списках кандидатов после изготовления тиража бюллетеней такие бюллетени также опускаются в КОИБ-2010. Подсчет голосов избирателей по этим бюллетеням и составление протокола об итогах голосования производятся без использования КОИБ-2010. При проведении досрочного голосования, предусмотренного пунктом 2 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", председатель участковой комиссии в присутствии членов участковой комиссии и иных лиц, указанных в пункте 4.
После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт. Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума но не менее десяти избирателей, участников референдума , на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии. После совершения указанных действий председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в КОИБ-2010. Если на конверте отсутствуют соответствующие реквизиты либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему избирательному округу, на референдуме по соответствующему вопросу референдума, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу, бюллетени, содержащие этот вопрос референдума, признаются недействительными, о чем составляется акт. На квадратах, расположенных на лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления - также позиции "Против всех кандидатов" "Против всех списков кандидатов" , на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" "За" и "Против" , вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, после чего председатель участковой комиссии опускает эти бюллетени в КОИБ-2010. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" может проводиться досрочное голосование групп избирателей, участников референдума. В этом случае голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования и в день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру присутствующим в помещении для голосования лицам опечатанный переносной ящик опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными и опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, участниками референдума, после чего располагает его их в помещении для голосования так, чтобы он они постоянно находился ись в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. По окончании времени голосования в режиме голосования "Стационарный" указанный выше опечатанный переносной ящик опечатанные переносные ящики для голосования вскрывается в порядке, предусмотренном в пункте 5. Определение числа проголосовавших избирателей, участников референдума В течение дня голосования в режиме голосования "Стационарный" во время, определенное вышестоящей комиссией, операторы КОИБ-2010 считывают показания со счетчиков всех сканирующих устройств КОИБ-2010, суммируют их, делят на количество видов используемых при голосовании бюллетеней, после чего получившееся число проголосовавших избирателей, участников референдума сообщают председателю участковой комиссии, который передает эти данные в вышестоящую комиссию.
Ранее в комиссии заявляли, что провести ДЭГ смогут не более тридцати регионов - только те, что уже имеет соответствующий опыт. Напомним, большинство регионов голосует на федеральной платформе ДЭГ, собственная есть только у Москвы. В сентябре этого года в столице большинство избирателей - более 2,7 млн из почти 3,3 млн - проголосовало электронно. ЦИК собирает заявления. По его мнению, со временем избиркомы могут перейти на печать бюллетеней не по числу избирателей, а по фактической востребованности, и будут "готовить их, как в столовой пекут пирожки".
Выборы в Госдуму-2021: сколько листов бюллетеней, и какие нужно заполнять
Не могут быть наблюдателями депутаты, судьи, чиновники, прокуроры и члены избирательной комиссии с правом решающего голоса. В соответствии с законом на каждом избирательном участке должен присутствовать наблюдатель от каждого кандидата. Кроме того, предусмотрено наличие наблюдателя отборочной комиссии или иной организации, которая наблюдает за проведением выборов в целом. В 2024 году наблюдателями могут быть представители политических партий или конкретных кандидатов на выборах, а также делегаты от общественных и профессиональных объединений, творческих союзов и объединения работодателей. На одном избирательном участке можно присутствовать максимум двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. О съемке необходимо заранее предупредить членов УИК. По закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» наблюдатели также могут следить за подсчетом голосов, проверять отметки избирателей на бюллетенях, наблюдать за составлением протокола об итогах голосования и получить его заверенную копию.
Россия готовит приглашения для международных наблюдателей на выборы президента РФ 2024 года, их будет достаточно много, сообщила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, отметив, что к наблюдению будут допущены все, кто приедет «с чистыми помыслами». Народное голосование продлится три дня, с 15 по 17 марта 2024 года «Мы заинтересованы, чтобы в наблюдении за выборами президента РФ принимали участие и зарубежные наблюдатели. Сейчас Совет Федерации и Государственная дума совместно готовят приглашения для принятия участия в мониторинге выборов президента России в различные международные парламентские организации и структуры, парламентам дружественных стран, а их, поверьте, очень много», — подчеркнула Матвиенко. В частности, по ее словам, Россия заинтересована в оценке выборов со стороны партнеров и соседей из стран СНГ. Кто является ответственным за порядок голосования на избирательном участке Организуют и контролируют порядок на избирательном участке члены УИК. Председатель участковой комиссии следит за тем, чтобы избиратели голосовали по установленным правилам и не допускали нарушений.
Распоряжения председателя обязательны к выполнению для всех участников голосования, находящихся в помещении. А если отсутствует заместитель, то его замещает секретарь или другой член участковой комиссии, обладающий правом решающего голоса. В прошлый раз главу государства определяли голосованием в 2018 году Член УИК с правом решающего голоса: обязанности, может ли быть уволен Члены участковой избирательной комиссии могут иметь право решающего или совещательного голоса. Все обязанности членов УИК с правом совещательного голоса связаны с организацией и проведением голосования. У членов УИК с правом решающего голоса гораздо больше обязанностей и ответственности.
Вместо СМС ему также могли позвонить. Для доступа к бюллетеню нужно было ввести четыре последние цифры входящего номера в специальное поле на сайте голосования, после чего бюллетень открывался. Кто мог голосовать в Москве на выборах Президента России? Проголосовать в Москве могли граждане России, которым исполнилось 18 лет до 17 марта включительно и которые зарегистрированы в столице или прикрепились к московскому избирательному участку до 11 марта. Зачем было проводить голосование онлайн? Москвичи привыкли к электронным услугам. Более 15,9 миллиона человек создали учетную запись на mos. Голосовать онлайн можно с любого устройства с доступом в интернет. С 2022 года на выборы не нужно было даже регистрироваться заранее. Так было организовано и на выборах Президента, чтобы максимально упростить процесс для избирателей. Все данные проверены Московской городской избирательной комиссией до начала голосования. Москвичи получили сообщение в личном кабинете на mos. Почему голосовать онлайн можно было только с полной учетной записью? Подтверждение учетной записи — это аналог проверки паспорта перед выдачей бюллетеня. То же самое происходило и на избирательных участках. Проверить статус учетной записи можно было в личном кабинете на mos. Как сохранялась анонимность голосования? Безопасность и анонимность голосования обеспечивал специальный прокси-сервер анонимайзер. Это можно сравнить с поездкой в метро — система идентифицирует пассажира, проходящего через турникет, но никак не может предугадать его дальнейший маршрут. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Голосовать онлайн можно было с любого устройства? Со смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с доступом в интернет было необходимо устойчивое соединение. У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня? Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон. Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos.
Иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, предусмотренные настоящей статьёй, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 64. Порядок голосования[ править ] 1. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства место пребывания избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом , по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днём голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом. На избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность определяются в соответствии с федеральным законом. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования. На избирательных участках, участках референдума, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдалённых местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, участках референдума, образованных для проведения голосования, предусмотренного пунктом 17 настоящей статьи и или пунктом 19 статьи 66 настоящего Федерального закона, и или досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 настоящего Федерального закона, участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, участники референдума, включённые в список избирателей, участников референдума. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается. Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включённым в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. На основании соответствующего решения комиссии, организующей выборы, референдум, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума с использованием ГАС «Выборы» при составлении указанного списка. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведённой записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень бюллетени , также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума. В случае составления списка избирателей, участников референдума в электронном виде допускается применение электронной графической подписи в порядке, определённом при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а при проведении иных выборов, референдумов — избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учётом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Голосование проводится путём внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат квадраты , относящийся относящиеся к кандидату кандидатам или списку кандидатов, в пользу которого которых сделан выбор, либо на выборах в органы местного самоуправления к позиции «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» , а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона — любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи. Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдаёт избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет её своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается. Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своём намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей соответствующих графе графах списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума. Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные опломбированные ящики для голосования либо в технические средства подсчёта голосов при их использовании. Если комиссией, организующей выборы, референдум, в соответствии с пунктом 4 статьи 63 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель, участник референдума вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный бюллетень заполненные бюллетени в конверт, который выдаётся ему членом участковой комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии — секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею. При проведении голосования, подсчёте голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение помещения , где проводятся голосование и подсчёт голосов избирателей, участников референдума. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчётом голосов избирателей, участников референдума, составляется участковой комиссией на основе представленных данными лицами документов. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в её работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования помещения, в котором осуществляется приём протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории , если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования помещения, в котором осуществляется приём протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории принимается судом по месту нахождения участковой комиссии иной комиссии , а решение об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования избирательного участка, участка референдума, образованного за пределами территории Российской Федерации, принимается участковой комиссией в письменной форме. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и или членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании. При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При проведении выборов, референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по её поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Порядок электронного голосования, подсчёта голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учётом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения далее в настоящем пункте — заявление в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации далее в настоящем пункте — порядок. Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня первого дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта в период замены паспорта — временного удостоверения личности. Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг функций », через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака марки , при этом порядок должен содержать требование об учёте специальных знаков марок , в том числе при их передаче комиссиями. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включён в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включён в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включённым в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включён в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС «Выборы». Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с порядком. В этом случае предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводится. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона. По решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов, референдума голосование избирателей, участников референдума, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами и в пределах соответствующего избирательного округа, округа референдума, осуществляется в установленном ею порядке с учётом требований настоящего Федерального закона. Дистанционное электронное голосование[ править ] 1. При проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае совмещения дней голосования на выборах в федеральные органы государственной власти и или референдуме Российской Федерации с днями голосования на иных выборах и или референдумах указанное решение принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учётом предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме по предложению территориальной избирательной комиссии федеральной территории, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и или референдуме Российской Федерации, согласование не требуется, при этом избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. На выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме Российской Федерации для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и региональные государственные информационные системы. На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и или региональные государственные информационные системы. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок дистанционного электронного голосования утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае совмещения дней голосования на выборах в федеральные органы государственной власти и или референдуме Российской Федерации с днями голосования на иных выборах и или референдумах указанный в пункте 9 настоящей статьи порядок утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учётом предложений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, участвующих в дистанционном электронном голосовании. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием федеральных государственных информационных систем указанный в пункте 9 настоящей статьи порядок утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием региональных государственных информационных систем указанный в пункте 9 настоящей статьи порядок с учётом требований, предусмотренных пунктом 13 настоящей статьи, утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. Избиратель, участник референдума, включённый в список участников дистанционного электронного голосования, исключается из соответствующего списка избирателей, участников референдума. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети «Интернет» в том числе с использованием специального мобильного приложения , определённый в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
В комиссии указали, что закон требует обеспечить бумажными бланками всех зарегистрированных избирателей, однако в будущем эта норма может измениться в связи с распространением онлайн-голосования. Согласно приложению к документу, больше всего бюллетеней на территории России отпечатают для Москвы 7 680 300 шт. На зарубежные участки отправился почти 900 тысяч бланков, часть комиссии за пределами РФ изготовят сами типографским способом. Зампред ЦИК Николай Булаев пояснил, что при определении тиража бюллетеней по регионам комиссия исходила из количества зарегистрированных там избирателей по состоянию на 1 июля 2023 года. По факту востребованность бланков для голосования может быть другой, отметил Булаев.
Инструкция для наблюдателей
Четыре бюллетеня и одни выборы: 5 вопросов избиркому о голосовании 19 сентября | Интерфакс: Центризбирком России принял постановление, которое утверждает утвердил количество избирательных бюллетеней для голосования на выборах президента в 2024 году. |
Голосование на выборах в Госдуму РФ. Процедура и избирательный бюллетень - ТАСС | Это повысит доверие избирателей к избирательной системе, волеизъявление каждого избирателя останется учтенным, так как вероятность признания бюллетеней недействительными при подсчете голосов будет сведена к минимуму. |
Сколько бюллетеней получит избиратель? | | Для наибольшей интеграции избирателей, являющихся инвалидами, в общественно-политическую жизнь избирательным комиссиям следует учитывать, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков должно быть. |
4 бюллетеня в руки. Как разобраться в сложной системе голосования?
Если для избирательного участка избирательные бюллетени печатаются на двух и более языках, текст на этих языках помещается в каждом избирательном бюллетене. Для проведения голосования напечатали около 113,6 миллиона избирательных бюллетеней, их отправили на 94 тысячи избирательных участков. Для проведения голосования напечатали около 113,6 миллиона избирательных бюллетеней, их отправили на 94 тысячи избирательных участков.
Коротко о выборах
Не допускается отправка в территориальную комиссию не полностью оформленного протокола. Не допускается откладывание подписания протокола до каких-либо «консультаций». После подписания протокола, УИК обязана немедленно выдать всем присутствующим лицам заверенные копии протоколов или дать им возможность снять с протоколов копии и заверить эти копии. В ТИКе должна находится увеличенная форма сводной таблицы, в которую вносятся протоколы УИК с указанием времени их занесения. В случае если выявляется неточность в строках 1-18, УИК проводит повторное заседание и рассматривает вопрос о внесении уточнений в указанные строки. Все наблюдатели извещаются об этом, после составления повторного протокола, им выдается копия протокола с отметкой «Повторный».
В случае если необходимо внести уточнения в строку 19 и последующие строки протокола, проводится повторный подсчет голосов. В протоколе делается отметка «повторный подсчет голосов». Нарушение указанного порядка является основанием для признания протокола недействительным. Это могут быть организаторы технологии подкупа избирателей. В этом случае немедленно свяжитесь со штабом!!!
Отказ обеспечить вам присутствие при передаче протоколов в ТИК нет места в машине. Комиссия обязана вам обеспечить возможность присутствовать при передаче протоколов, а не только при получении их ТИКом. Если нарушение несущественно, можно не составлять жалобу Несущественное нарушение 1 может и не повлиять на итоги голосования, 2 устраняются по первому вашему требованию. В случае существенного нарушения порядка голосования, а составьте жалобу на нарушение в двух экземплярах: один экземпляр вручите председателю комиссии для приобщения к первой копии протокола об итогах голосования, на втором экземпляре попросите сделать отметку о приеме в случае отказа в приеме - зафиксируйте на первом экземпляре и подпишите у свидетелей ; б постарайтесь немедленно сообщить о нарушении в штаб.
В выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Сколько избирателей должны проигнорировать выборы, чтобы они не состоялись? Минимального порога явки избирателей на выборах нет. Сколько времени избиратель может находиться в кабине для тайного голосования?
Столько, сколько потребуется для принятия решения и выражения его в бюллетене. Норма времени нахождения избирателя в кабине для тайного голосования законодательством не установлена. Не более 1 часа. Когда бюллетень считается недействительным и при подсчете голосов не учитывается? Когда в бюллетене проставлен знак в одном квадрате. Когда в бюллетене не проставлен знак ни в одном из квадратов. Когда в бюллетене знак проставлен в двух и более квадратах. Когда проставленный в бюллетене знак выходит за рамки квадрата.
Имеет ли право голосовать избиратель, находящийся в день голосования за пределами Российской Федерации? В день голосования проголосовать могут все избиратели, являющиеся гражданами Российской Федерации. Все граждане, находящиеся за пределами Российской Федерации, не имеют возможности принять участие в голосовании. Проголосовать за пределами Российской Федерации могут только граждане, состоящие на консульском учете в посольствах. Если рядом с тобой голосует слабовидящий избиратель, можешь ли ты ему помочь заполнить избирательный бюллетень? Нет, другой избиратель не имеет права помочь слабовидящему избирателю в заполнении бюллетеня, так как отметки в бюллетене ставятся непосредственно избирателем, получившим в избирательной комиссии бюллетень. Для проставления отметок слабовидящими гражданами используются специальные трафареты. Да, слабовидящий избиратель при заполнении бюллетеня может воспользоваться помощью другого избирателя.
После оглашения итоговых данных, полученных в результате работы со списком избирателей, участников референдума, и внесения их в соответствующие строки увеличенных форм протоколов участковая комиссия в присутствии лиц, имеющих право присутствовать при подсчете голосов, производит следующие действия. Если в течение дня голосования использовался резервный стационарный ящик для ручного голосования, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей пломб , открывает его, затем председатель участковой комиссии опускает все содержащиеся в нем бюллетени в сканирующее устройство в режиме "Стационарный" таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Обнаруженные поврежденные бюллетени в сканирующее устройство не опускаются. Участковая комиссия в соответствии с пунктом 17 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решает вопрос о действительности всех таких бюллетеней и впоследствии составляет вручную протокол об итогах голосования, суммируя полученные данные этих бюллетеней с данными протокола об итогах голосования, составленного посредством КОИБ-2010. Если печать пломба повреждена, участковая комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы. Организация работы участковой комиссии с переносными ящиками для голосования Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей пломб на них.
Подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в соответствующую строку увеличенной формы протокола об итогах голосования. Если число обнаруженных в переносном ящике бюллетеней установленной формы для голосования больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени для голосования, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается и вносится в указанный акт. На лицевой стороне каждого из недействительных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных кандидатов, списков кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии образец оформления приведен в приложении N 3. Затем председатель участковой комиссии опускает все бюллетени установленной формы, извлеченные из переносного ящика для голосования, в КОИБ-2010.
Аналогичные действия проводятся со вторым и третьим при их наличии переносными ящиками для голосования. Обнаруженные в переносном ящике для голосования поврежденные бюллетени в сканирующее устройство не опускаются. Аналогичные действия выполняются в случае неоднократного возврата избирательных бюллетеней сканирующим устройством КОИБ-2010. Организация работы участковой комиссии по составлению протокола об итогах голосования для подписания членами участковой комиссии По указанию председателя участковой комиссии операторы КОИБ-2010 распечатывают результаты голосования на избирательном участке, участке референдума по каждому виду выборов, референдума. Сведения о результатах голосования по каждому виду выборов, референдума автоматически оглашаются КОИБ-2010 через встроенный в него громкоговоритель динамик. Полученные распечатки операторы КОИБ-2010 передают председателю участковой комиссии, а также заместителю председателя, секретарю и членам участковой комиссии по их требованию.
Распечатки результатов голосования подписываются председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии с указанием даты и времени подписания и заверяются печатью участковой комиссии. Данные, содержащиеся в распечатках результатов голосования, заносятся в увеличенные формы протоколов участковой комиссии. Образец формы распечатки результатов голосования приведен в приложении N 10 к настоящей Инструкции. Подписанные и заверенные распечатки результатов голосования направляются в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования участковой комиссии. Для составления протокола об итогах голосования операторы КОИБ-2010 получают у председателя участковой комиссии данные строк протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны КОИБ-2010 автоматически. Операторы КОИБ-2010 подключают к главному сканирующему устройству клавиатуру, затем производят клавиатурный ввод числовых значений соответствующих строк из увеличенной формы протокола согласно запросам на информационном табло главного сканирующего устройства.
КОИБ-2010 производит проверку контрольных соотношений данных протокола, и на информационное табло выводится информация о совпадении либо несовпадении контрольных соотношений. Если на информационном табло содержится информация о невыполнении контрольных соотношений, необходимо в первую очередь распечатать на принтере КОИБ-2010 невыполненные контрольные соотношения и введенные оператором данные, проверить правильность ввода числовых значений из соответствующих строк увеличенной формы протокола. В случае если после проведения проверки не выполняются указанные соотношения, то участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования. В том случае, если на информационном табло содержится информация, что число полученных участковой комиссией бюллетеней не равно сумме выданных и погашенных бюллетеней, участковая комиссия проводит проверку данных, внесенных на каждый лист списка избирателей, суммарных данных, занесенных на последний лист списка избирателей, а также правильность подсчета погашенных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вводит в КОИБ-2010 полученные числовые значения в строки протокола об итогах голосования - "Число утраченных бюллетеней" или "Число бюллетеней, не учтенных при получении". Если контрольные соотношения выполняются, в этих строках протокола проставляется цифра "0".
В том случае, если на информационном табло содержится информация, что число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, плюс число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, не равно числу недействительных бюллетеней плюс числу действительных бюллетеней либо число действительных бюллетеней не равно сумме голосов, поданных за всех кандидатов, списки кандидатов, участковая комиссия принимает решение о проведении ручного подсчета голосов. После составления протокола об итогах голосования с выполненными контрольными соотношениями оператор КОИБ-2010 распечатывает протокол участковой комиссии об итогах голосования в двух экземплярах для подписания, полученные распечатки передаются председателю участковой комиссии. Требования к форме протокола участковой комиссии об итогах голосования, выдаваемого на печать КОИБ-2010, приведены в приложении N 11 к настоящей Инструкции. Участковая комиссия сравнивает данные, содержащиеся в полученной распечатке протокола участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума, с данными, содержащимися в ранее полученной распечатке результатов голосования. В случае несовпадения данных, содержащихся в распечатках, участковая комиссия проводит ручной подсчет голосов. При проведении голосования в соответствии со статьей 63.
В случае поступления обоснованных жалоб заявлений , касающихся процедуры подсчета голосов, от лиц, присутствующих при подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая КОИБ-2010, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ-2010 ручной подсчет , по итогам которого либо составляется протокол об итогах голосования в случае разницы более чем в один процент, определяемой делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием КОИБ-2010, на большее число голосов, но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с помощью КОИБ-2010, хотя бы по одной из определенных законом строк протокола участковой комиссии об итогах голосования с отметкой "Повторный", либо подписывается протокол, составленный с помощью КОИБ-2010.
Список рекомендуемой литературы Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Федеральный закон от 10.
Федеральный закон от 18. Федеральный закон от 12. Постановление ЦИК России от 06. Постановление ЦИК России от 10.
Постановление ЦИК России от 6 июля 2011 г.