Новости кшесинская матильда феликсовна биография

Кем была Матильда Кшесинская и как на самом деле складывались ее отношения с последним русским императором?

Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии

Николай мечтал стать супругом Аликс, он лелеял эту мечту целых 10 лет! Но Николай был все-таки простым смертным, да, он был будущим Императором, его после смерти канонизировали, но ничто человеческое было ему не чуждо, а посему, когда его начала очаровывать балерина Матильда Кшесинская, он устоять не смог, хотя по всему видно, что сопротивлялся очень долго и упорно, был крайне осторожен и не бросался в омут с головой, то есть вовсе хотел ограничиться разговорами до утра. Матильда же целенаправленно влюбляла в себя царскую персону, лишь получив маленький намек на то, что нравится Николаю, она начала делать все для того, чтобы поселиться в его сердце. Из корыстных ли целей? Матильда или Маля, как звали ее близкие, определенно была безумно влюблена в Николая, хотя и слыла тщеславной, но ведь и такие женщины способны потерять голову от любви! Она гуляла по тем же улицам что и он, она в упор смотрела на него во время своих выступлений, она буквально осыпала его своими флюидами, из кожи вон лезла, чтобы ему понравиться. И в конце концов ей это удалось. Одно время Николай даже писал в своих дневниках, что в сердце его живет две женщины — принцесса Аликс и балерина Матильда. Но все это длилось лишь несколько лет, дело в том, что Николай разъезжал по стране, бывал в долгих заграничных поездках и на это время его чувства к Матильде угасали, то есть с глаз долой из сердца вон, но стоило ему снова посетить балет, как он замечал насколько похорошела в его отсутствие Матильда. Балерина склоняла его к продолжению романа, она настаивала и требовала, он же сопротивлялся как мог, так как считал, что вступив с Матильдой в более серьезные отношения, будет ответственен за ее дальнейшую судьбу и жизнь.

Но разве не этого хотела сама Матильда? Иметь такого покровителя? Безусловно, она была влюблена, будущий царь был красив, тут спору нет, да и потом, как на женщин действует осознание того, что можно войти в историю, возможно, как первая женщина одного из царей. На тот момент Матильда не знала, что это последний Всероссийский Император, а то бы еще сильнее из кожи вон лезла, чтобы добиться своего. Но не думайте, что все женщины такого рода не любят своих благодетелей. Зачастую Николай был весьма прохладен, на письма Матильды отвечал редко, она ему весточку за весточкой строчила, а он не торопился с ответом, будучи в балете посматривал на других балерин, давал повод для ревности, все это выводило из себя Матильду, порою злило. Самая интересная часть романа длилась недолго, судя по анализу дневника самого Николая продолжалось это не более 3-4 месяцев. И если изначально будущего Государя Матильда Кшесинская дико радовала, то потом он как-то плавно стал охладевать к ней, в конце концов все сошло на нет. Никаких терзаний о том, что он вынужден расстаться с Малечкой в его дневниках не было!

Прости, Ники, но я не верю, что Ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее нет. Ведь всегда так бывает: то, чего добиваешься, кажется несбыточным и если начинает сбываться, то все кажется, что это лишь обман. Мне ужасно нравятся Твои карточки в костюме Онегина. Так и хочется Тебя поцеловать.

Мне очень много нужно Тебя спросить и Тебе рассказать. Целую Тебя крепко и, как Ты любишь, троекратно. Как долго ждать, чтобы исполнить это на деле! Жду письма. Вторник, 14 апреля Вечер я провела с Ники вдвоем.

Ники опять понравилось мое платье! Мне ужасно нравится, что он обращает внимание на туалет, это так хорошо, когда мужчины понимают в этом толк. Ники был у меня до 5-го час. На полях дневника: «Хотела бы ты выйти за меня замуж? Так, например: «Только то и дорого и хорошо, что почти невозможно».

Понедельник, 20 апреля Ники приехал ко мне в 12 час. Когда Ники уезжал от меня, было 6 час. Завтра он приедет ко мне опять. Вторник, 28 апреля Ники мне привез брошку, но я не взяла. Я от него ничего не хочу, только бы он меня любил.

Я хочу сохранить чистое, святое к нему чувство, не оскверняя его никакими материальными выгодами. Ники уехал от меня не поздно, до угла дошел пешком. Ники всегда оставляет лошадь где-нибудь подальше, так безопаснее. Письмо 2 мая Милый, дорогой Ники! Я никак не могу примириться с мыслью, что я Тебя не увижу два месяца.

Я все время вспоминаю последний вечер, проведенный с тобой, когда Ты, милый Ники, лежал у меня на диване. Я Тобою все время любовалась, Ты так мне был в ту минуту дорог, и так страшно я Тебя ревновала к той, которая скоро будет иметь право Тебя осыпать своими ласками имеется в виду Алиса Гессенская, будущая императрица Александра Федоровна — прим. Но помни, Ники, что никто Тебя не полюбит так, как я. Невозможного я никогда не буду требовать! Я много, много передумала в эти три дня и чувствую, что могу принадлежать только Тебе.

Теперь прощай, мой дорогой, милый Ники. Не забывай горячо любящую Тебя Твою Панни. Псевдонимом Панни были подписаны многие письма Матильды наследнику. Происходит от слова «пани». В одной из первых своих записок к Матильде Николай вспоминал героев гоголевского «Тараса Бульбы»: любовь Андрия к польской панночке, ради которой он забыл и отца, и даже родину.

Так же подписана была и фотография, подаренная Цесаревичем Кшесинской на новоселье: «Моей дорогой пани». Кстати, по поводу новоселья. Когда завязались отношения с цесаревичем, Матильда жила с сестрой и родителями. У девушек была общая спальня и небольшая уютная гостиная. Принимать часто Романова она не могла.

Девушке пришлось рассказать родителям о романе и настоять на переезде в отдельный дом. Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но… я обожала Ники, я думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком…», — признавалась Кшесинская в мемуарах. Родители дали согласие при одном условии — с Матильдой должна была поселиться сестра Юлия.

Вскоре девушки переехали в небольшой особняк на Английском проспекте в Петербурге. Письмо 16 июля Дорогой, милый Ники! Как тяжело, как ужасно так жить. Мне этого не перенести, это невозможно, это сверх моих сил. Два месяца разлуки с Тобой, которые мне предстоят, меня пугают и в то же время радуют: будет хоть конец плохой, но все же какой-нибудь.

Тогда прощай, Ники, лучше умереть. Прости, Ники, но мне не верится, что Твое чувство ко мне столь же серьезно, как и мое к Тебе. Я все принимаю Твою страсть за простое увлечение, и это так больно. Вторник, 21 апреля 1893 г. Кроме Ники и З.

Он смотрел портрет Ники, который я рисовала, и не хотел верить, что это моя работа. Ники оставался еще долго после его ухода. Я читала его дневник, [который] он привез с собой. В дневнике меня очень заинтересовал один день, это 1 апреля, где он пишет про Алису Г. Алиса ему очень нравится, он говорил мне уже об этом раньше, и я серьезно начинаю его к ней ревновать.

Кшесинской принимали серьезный характер. Кшесинская была сильно огорчена, что на спектакле наследник слишком долго смотрит на кого-то в бинокль. Балерина поспешила написать цесаревичу письмо, которое и привела в своем дневнике: «С каждым днем, дорогой Ники, моя любовь к тебе становится сильнее! Как бы я хотела, чтобы Ты так меня полюбил, как люблю я Тебя.

Прости, Ники, но я не верю, что Ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее нет». Цесаревич не спешил отвечать Кшесинской. Ответ от него она получила только 4 апреля 1892 г.

Такой, право, лентяй! Мог бы на Страстной неделе писать чаще! А я ему три дня кряду письма отсылала». Николай II, и будучи наследником, и став императором, смотрел балет только до Великого поста.

Разглядывание балерин во время поста считалось грехом. Видимо, католичку М. Кшесинскую это обстоятельство не смущало. В первый день Светлой седмицы цесаревич навестил Кшесинскую и пробыл у нее несколько часов.

В тот день Матильда Феликсовна отметила в дневнике: «Ему очень понравилось мое платье. Мне было очень приятно, что Ники обратил на него внимание. Я провела вечер прелестно. Мы много болтали и вспоминали прошлое».

Эта фраза опровергает утверждение Кшесинской, взятое за основу и сценаристами фильма «Матильда», что инициатором сближения цесаревича с балериной был император Александр III. Если бы это было так, то цесаревичу нечего было бы опасаться «шпионов» Зимнего дворца. Другим доказательством того, что Александр III и Мария Федоровна ничего не знали о встречах цесаревича с Кшесинской, служит запись в ее дневнике, в которой она приводит сказанные ей слова великого князя Александра Михайловича Сандро : «Сандро сказал, что у него есть средство прекратить окончательно всё между мной и Ники, то есть всё рассказать его родителям. По словам Сандро, если бы родители Ники узнали от кого-нибудь обо всем, то больше всего бы пострадал от того Ники».

Вообще со страниц своих дневников этого периода М. Кшесинская предстает как совсем еще юная девушка, на момент описываемых событий ей не исполнилось и 20 лет родилась 19 августа 1872 г. Несомненно, талантливой танцовщице льстило находиться в мужском обществе высокопоставленных особ и выслушивать их комплименты. Со стороны наследника мы видим совсем другое отношение к «Панни» или «Малечке», как он называл Кшесинскую.

Безусловно, она ему нравилась, ему было с ней интересно, для него это был первый опыт длительного дружеского общения с молодой красивой девушкой. Но всё это вовсе не означало, что цесаревич был от Кшесинской «без ума» или собирался связать с ней свою судьбу. Все капризы «Малечки» Николай Александрович попросту не замечал. Так, она очень не любила балерину Марию Петипа, дочь великого балетмейстера, и просила наследника с ней не общаться.

Однако 26 апреля Кшесинская записывает в свой дневник, что «в третьем антракте Ники пришел с А. Я стояла на середине, и он подошел к Марии Петипа, которая стояла ближе, что меня ужасно обозлило! Ведь я так просила никогда с ней не разговаривать, а он, как назло, подошел к ней и говорил с ней довольно долго. Я даже собиралась уже уйти со сцены, но в это время он подошел ко мне, и какой глупый разговор мы вели!

Целую Тебя горячо и страстно. Вся Твоя». В начале 1893 г. Кшесинская предприняла отчаянную попытку «преодолеть последний барьер» в отношениях с наследником, то есть подвигнуть его на интимные отношения.

Вот как описывает сама Кшесинская то, что произошло 8 января 1893 г. Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви.

Летом он самнеоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что, если бы я уже была не невинна, тогда бы он, не задумываясь, со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз. Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым!

Потом он спросил меня, где же уборная. Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтоб хватило на постройку уборной. Этот план не осуществился — нагрянула война. Его сестра, красавица Ирина, впоследствии графиня Воронцова-Дашкова, сводила всех с ума. Мое знакомство с Володей Лазаревым, как мы все его называли, было презабавным. Произошло оно на одном маскараде в Малом театре, куда я была приглашена продавать шампанское.

У меня в этот вечер был очень красивый туалет: черная атласная обтянутая юбка, лиф — белого шифона, косынкою прикрывавший плечи и талию, большое декольте, а сзади ярко-зеленый громадный бант бабочкой. Это платье было из Парижа, от Берр. На голове — венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикрепленным сзади пучком белых перьев «паради». Я надела свое изумрудное колье, а на корсаж — огромную бриллиантовую брошь со свисавшими, как дождь, бриллиантовыми нитями и прикрепленным в середине крупным изумрудом и бриллиантом яйцевидной формы; я имела шанс понравиться публике. На вечере я сперва появилась в черном домино, под маской с густым кружевом, чтобы меня не узнали. Единственно, что было видно сквозь вуаль, — это мои зубы и то, как я улыбалась, а улыбаться я умела. Я выбрала предметом своей интриги именно Володю Лазарева, который меня поразил своим почти детским видом и веселостью. Зная более или менее, кто он такой, я стала возбуждать его любопытство, и, когда увидела, что он действительно заинтригован, я скрылась в толпе и, незаметно выйдя из зала, пошла переодеваться в вечернее платье. Затем я вернулась на бал и прошла прямо к своему столу продавать шампанское, делая вид, что я только что приехала.

К моему столу подошел Володя Лазарев, не будучи со мной знаком. Он, конечно, меня не узнал. Но беда была в том, что, когда я была под маскою, он обратил внимание на мои зубы, которые были видны сквозь вуаль, и все повторял: «Какие зубы... С тех пор мы стали большими друзьями, вместе веселились, вместе пережили революцию, вместе бежали из России и встретились снова в эмиграции старыми друзьями. В первом антракте Директор Императорских театров Теляковский передал мне Царский подарок по случаю моего юбилея. Это был бриллиантовый орел продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла, и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты. Великий Князь Сергей Михайлович пришел также в первом антракте и сказал мне, что Государь говорил ему, что его интересует, надену ли я или нет его подарок на сцену.

Я, конечно, после этого его немедленно надела и в нем танцевала па-де-де в «Пахите». Во втором антракте, то есть после «Пахиты», при открытом занавесе происходило чествование меня депутацией от артистов всех Императорских театров, то есть балета, оперы, драмы и Французского театра. Во всю ширину сцены был установлен длинный стол, на котором были выставлены подарки в совершенно невероятном количестве, а цветочные подношения были расставлены позади стола, образуя целый цветочный сад. Всех подарков я теперь вспомнить, а тем более перечесть не могу, кроме двух-трех наиболее памятных. Кроме Цapского подарка я получила: От Андрея — дивный бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами по рисунку головного убора, сделанного князем Шервашидзе для моего костюма в балете «Дочь фараона». Великий Князь Сергей Михайлович подарил мне очень ценную вещь, а именно — коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки — целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных. Это было сделано с целью, чтобы я могла заказать себе вещь по моему вкусу — я заказала у Фаберже «плакку», чтобы носить на голове, что вышло замечательно красиво. От публики по подписке я получила дивный чайный стол, тоже работы Фаберже, в стиле Людовика XVI с полным чайным прибором. Верхняя доска стола была из зеленого нефрита с серебряной балюстрадою.

Ножки стола были сделаны из красного дерева с серебряными украшениями, а под столом, на перекладинах, была серебряная ваза для печений, которую можно было ставить на стол. Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов. Так как денег было собрано по подписке больше, нежели эти предметы стоили, то на излишек были докуплены в самую последнюю минуту по мере поступления денег еще золотые чарки, и их накопилось довольно много. От москвичей я получила «сюрту-де-табль», зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой были выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена. Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю. Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже. Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей. Она была, по-видимому, выкрадена у меня и продана и так, переходя из рук в руки, докатилась до Кисловодска.

Когда я доказала милиции, что это моя вещь, мне ее вернули, и она до сих пор у меня здесь, в Париже. Столыпин, Министр Финансов граф В. Коковцов и значительная часть Свиты Государя. В первые дни происходили маневры в окрестностях города и осмотр исторических мест Киева. На 3 сентября был назначен парадный спектакль в городском театре. С утра были получены тревожные сведения от полиции, что в Киев приехали террористы и есть опасность покушения, если их не удастся вовремя арестовать. Все полицейские поиски были напрасны, и среди охраны Государя усилилось беспокойство. Самым опасным моментом полиция считала проезд Государя из дворца в театр, так как путь был всем известен, но доехали все благополучно. Во втором антракте Государю был подан чай в аванложе.

Императрица в театр не приехала, были только старшие Великие Княжны. В этот момент из зрительного зала раздался страшный треск, а потом неистовые крики. Не зная, в чем дело, Государь сказал: «Неужели это провалилась ложа? Но когда все бросились обратно, то увидели, что очень близко от Царской ложи, в первом ряду партера, стоял во весь свой рост, в белом летнем сюртуке, П. Столыпин, придерживая рукой грудь, из которой сквозь его пальцы струилась кровь. Увидя Государя, Столыпин поднял руку, делая жест, чтоб Государь удалился из ложи, и стал его крестить. Столыпина окружили близстоящие люди, чтобы поддержать его, так как он начал быстро слабеть, лицо сделалось мертвенно-бледным, и он упал без чувств на кресло. Дальше, по словам Андрея, трудно было разобрать, что происходило. Все кричали, некоторые куда-то бежали, офицеры с шашками наголо преследовали кого-то и в проходе, почти у выхода из залы, поймали и хотели заколоть.

Выяснилось потом, что в проходе был пойман и сильно избит убийца Столыпина Богров. Это он дал знать полиции о прибытии в Киев террористов, так как ранее служил в полиции осведомителем, был удален и снова принят перед самыми киевскими торжествами.

Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России

Матильда Кшесинская появилась на свет в семье Феликса Кшесинского и Юлии Домнинской. Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино. История семьи Матильды Кшесинской не менее занимательна, чем биография самой балерины. Матильда Феликсовна Кшесинская (19 [31] августа 1872 Лигово, Санкт-Петербургская губерния — 6 декабря 1971, Париж) — прима-балерина Мариинского театра[1], выдающаяся балерина Российской империи конца XIX — начала XX века[2].

Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)

Старательно кокетничала. Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие. После его возвращения в 1892 году Кшесинская стала приглашать наследника в дом к своим родителям. Все было чинно-благородно. Ники и Маля сидели в гостиной и беседовали. После одного такого разговора, затянувшегося до рассвета, Кшесинская объявила родителям, что уезжает от них и будет жить отдельно, на съемной квартире. Дом на Английском проспекте она действительно сняла.

Оставалось заманить туда Ники. Он заявил Мале, что нужно порвать отношения, что он «не может быть ее первым, что это будет мучить его всю жизнь». Кшесинская принялась его уговаривать. Там, как сказано в мемуарах Кшесинской, «мы стали близки». Несмотря на бойцовские качества маленькой балерины, роман ее с Николаем вышел коротким и не слишком удачным. Оказалось, что еще до знакомства с ней наследник безумно влюбился в принцессу Алису Гессенскую. Несмотря на противодействие родителей, он несколько лет добивался их согласия на брак.

Потом ему пришлось уговаривать Алису. Сразу же после объявления о помолвке, состоявшейся в 1894 году, Ники порвал с Малей. В утешение Кшесинской достался особняк на Английском проспекте, выкупленный для нее Николаем, привилегированный статус в театре и, самое главное, связи с домом Романовых. Затянувшийся эпилог Как истинный джентльмен, Николай Александрович после помолвки избегал встречаться и переписываться с Кшесинской. В свою очередь, и она повела себя мудро и деликатно. Интимные письма императора куда-то «исчезли». Кшесинская не пыталась шантажировать любовника.

Из него годами тянула деньги бывшая возлюбленная, сохранившая компрометирующие его записки. Судьба наших героев сложилась по-разному.

Матильда против Ленина: как балерина не дала большевикам спокойно жить Большевики устроили штаб в роскошном особняке. Кшесинская возмутилась. Оставались бы и дольше, но Кшесинская не смирилась с потерей собственности и подала на большевиков в суд.

Среди ответчиков значились Петроградский комитет социал-демократической рабочей партии, ЦК той же партии, Центральное бюро профсоюзов, Петроградский районный комитет партии социал-революционеров, Клуб военных организаций, помощник присяжного поверенного С. Багдатьев, студент Г. Агабабов, который первым поселился в особняке. Был в этом списке и "кандидат права В. Ульянов лит.

Особняк в стиле модерн В апреле 1904 года дворянин Александр Коллинг приобрел в Петербурге участок земли "общим размером квадратных 730 сажен" на пересечении Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы сейчас — улица Куйбышева. Через год стало известно, что Коллинг — всего лишь посредник. Официальное право собственности на участок перешло к прима-балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской — одной из самых состоятельных женщин Российской империи. По неизвестным причинам она "не желала огласить себя покупщиком этого имущества" сразу же после сделки. Газета "Петроградский листок" в 1917 году отмечала: "Уже несколько лет, как столичные обыватели любовались на изящный домик-особняк на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, принадлежащий балетной артистке М.

Место, которое выбрала эта балетная премьерша для своего палаццо, является в настоящее время лучшим в Петрограде, так как с постройкой Троицкой площади, Каменноостровский проспект в этой начальной своей части превратился в одну из аллей Булонского леса в Париже". В десятилетие, предшествовавшее революционному 1917-му, дом Кшесинской стал одним из центров культурной жизни. Петроградская публика часто называла роскошный особняк дворцом. Здесь бывали актеры Александринского и Мариинского театров, звезды балета, в том числе Тамара Карсавина и Айседора Дункан, а также представители династии Романовых, с которой у Кшесинской были особые отношения.

Он с первой же минуты произвёл на Матильду неизгладимое впечатление. Женщину умилило удивительное сочетание красоты и застенчивости молодого человека.

Протанцевав и проговорив с ним весь вечер, Кшесинская поняла, что их отношения будут чем-то большим, чем обычный флирт, несмотря на то, что Великий князь моложе её на шесть лет. Так и случилось. Андрей Владимирович стал часто появляться на репетициях своей избранницы, навещал её дома. Это был один из самых счастливых периодов в жизни Матильды Кшесинской: у неё были обожаемые сын и возлюбленный. К тому же и Великий князь Сергей Михайлович не забывал о ней: он все также продолжал трогательно заботиться о ней, баловал и защищал, а также по первой же просьбе обращался от её имени к наследнику Николаю Александровичу. Когда пришёл конец сказке Кшесинской, и как сложилась её судьба после революции 1917 года Матильда Кшесинская, её сын Владимир и Великий князь Андрей Владимирович.

Её роскошный особняк был занят под революционный штаб, мебель, столовое серебро и даже платья реквизированы. Вместе с сыном Владимиром Кшесинская покинула охваченный волнениями Петроград. Почти год она провела в Кисловодске, надеясь переждать смутные времена, но со временем поняла, что безопасно может быть только за границей. Сын переболел испанкой, Матильда едва не подхватила тиф, Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков и чудом остался жив. В феврале 1920 года пароход «Семирамида» навсегда увёз их из России. Семья осела во Франции.

Через год 49-летняя Кшесинская приняла православие, и её отношения с Андреем Владимировичем были узаконены.

Как писала Матильда, она и сама испытывала влечение к цесаревичу. Матильда Кшесинская в юности События биографии В 1890 году, по окончании училища, Матильду приняли в Мариинский театр, где она радовала публику на протяжении 27 лет. В 1896 году получила звание прима-балерины.

В театральной среде поговаривали, что такое стремительное восхождение по карьерной лестнице — результат связей балерины в высших кругах общества. Есть сведения, что главный хореограф Мариинского театра Мариус Петипа был против присвоения 23-летней балерине столь высокого статуса. Однако Кшесинская полностью соответствовала званию примы благодаря таланту и большой работоспособности. С 1898 посещала классы маэстро Энрико Чеккетти.

Его называли танцовщиком-виртуозом и по сей день считают выдающимся педагогом. Целью Кшесинской было овладение филигранной техникой, доступной на этот момент только итальянским танцовщицам. Благодаря упорным тренировкам Матильде стали подвластны 32 фуэте, которые пока не могли сделать другие русские танцовщицы. Матильда Кшесинская была исполнительницей главных партий в таких известных балетах, как: Принцесса Аврора из балета П.

Чайковского и М. Петипа «Спящая красавица», 1892 год. Первая исполнительница Флоры в постановке Петипа и Л. Иванова «Пробуждении Флоры» на музыку Р.

Дриго, 1894. Гертеля, 1896. Аспиччия в балете-феерии Петипа «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, 1898.

Последние годы «великолепной Матильды»

Матильда Феликсовна Кшесинская (1872 – 1971) Матильда Феликсовна Кшесинская, полячка по национальности, выросла в артистической среде. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская. У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II. Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи. Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда.

Последние годы «великолепной Матильды»

Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. классический пример личной эффективности и полностью реализованных возможностей. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская.

Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии

Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19 [31] августа 1872, Лигово. Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов (были, конечно, небольшие неудачи – 1-2, не больше), иногда выглядит сказкой? Матильда Феликсовна Кшесинская в зимнем саду. классический пример личной эффективности и полностью реализованных возможностей.

Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.

Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад.

Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей. Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! На этот счет есть интересная запись в мемуарах великой балерины Тамары Карсавиной. Матильда Кшесинская в балете "Эсмеральда" 1898-1899 Карикатура на Матильду Кшесинскую Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной Тамара Карсавина "Театральная улица", 1929, глава 13 " Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского.

Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли. На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, — дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта. По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее. Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям.

Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. Я пришлю за тобой».

Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама.

Это объяснялось тем, что Николай был чересчур скромен и мало обращал внимания на женский пол. Его мать это не на шутку беспокоило.

Но, к сожалению, никакого брака между балериной и Николаем быть не могло, так как в этом случае цесаревич лишился бы возможности вступить на престол. Понимали это все, и Матильда тоже. Однако встречаться молодым влюбленным никто не запрещал. Матильда в своем загородном доме Их любовь была подобно молодой нераспустившейся розе, которая привлекает внимание своим ароматом и красотой. Однако сорвать ее бывает очень трудно по причине колкости шипов.

Любовь цесаревича и молодой прекрасной балерины стала запретным плодом, когда пришло время ему жениться, найдя для этого достойную кандидатуру, и вступить на престол. Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс так ее называли родственники еще в детстве, на свадьбе ее сестры — принцессы Елизаветы и своего дяди — князя Сергея. Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло. Он понял, что лучшей партии для брака ему не найти.

Девушка тяжело переживала расставание, но вскоре быстро справилась с этим. У Матильды и Николая сохранились теплые воспоминания друг о друге. Перед своей свадьбой, будущий император попросил своего племянника, Сергея Михайловича, позаботиться о Кшесинской, на что тот, с радостью, согласился. Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки. Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками.

Личная жизнь Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович.

Когда умирают те, что вдалеке от тебя, те, кого любишь, уже не остается надежды на возврат тебя прошлой, прежней: моложе, ярче, сильнее. Призрачными силуэтами реют вокруг лишь едва осязаемые воспоминания, как дуновение ветра, как рябь на воде, как облако, растаявшее в небе.. Там, в Кисловодске, ходя в одной юбке из черного бархата с протершимися коленями, недосыпая и недоедая, пряча остатки драгоценностей, невымененных на муку и сахар, в ножки кровати и банку помады; трясясь за участь сына, узнав о происхождениии которого тотчас не пожалели бы шальные коммисары девяти граммов свинца; мучительно думая о ежеминутной вероятности гибели для Андрея Владимировича, скрывавшегося в горах вместе с братом Борисом, Матильда Феликсовна еще надеялась на Чудо, на вероятность его, на возможность Спасения, хотя бы малую! Встреча с Николаем Соколовым в Париже эти надежды разбила.

И, может быть, именно тогда, в ту первую ночь после разговора с полковником, учтиво показывающим потрясенной княгине Романовской - Красинской страшные реликвии Ипатьевского дома и шахты под Алапаевском: пуговицы от одежды и пряжки башмаков, зубные коронки, медальоны и погнутые броши, ей и приснился тот странный сон, который она потом уже видела часто, и от которого просыпалась вся в слезах : Неизвестный голос говорил ей во сне : « Они идут, они идут.! Но как же?! Ведь они погибли! Все до единого! Все ближе, ближе. Знакомые серые глаза, с грустным и мягким выражением, не то ребенка, не то мудреца — старца..

Сердце радостно откликалось, уста раскрывались в предверии ликующего восклицания, но толчок в грудь обрывал все, и она просыпалась в холодном поту.. Любовь не могла вернуться. Она обратилась в мучительный и сладостный сон. Жизнь не могла остановить текущее вперед время. Надо было учиться жить заново. И она смогла научиться.

Кто же еще бы смог, если не она, несравненная Кшесинская, несгибаемая Малечка? Па шестое. Завершение танца. Талант учительства или жизнь продолжается. Жизнь подарила ей редкую возможность перевоплощения, со — переживания и переживания чувств других людей, роли которых она играла на сцене. Не перечислить всего!

Жизнь и ее саму, без грима и пуантов, испытывала во многих «ролях», может быть, не совсем привычных ей: в роли любовницы, не ставшей женой, в роли матери, не давшей своей фамилии сыну, в роли интриганки, не строившей интриг, в роли друга, но не — возлюбленной.. В длинной, причудливой биографии балерины и Женщины было очень много обликов, много ролей, с которыми она блестяще справлялась! Мимолетных, неуловимых, или же, наоборот, - крупно и резко очерченных. Среди них — последняя, самая яркая, заметная: роль Мэтра, Педагога, Наставника.. Ей то и посвящена заключительная глава нашего повествования, последнее па изящного танца жизни Матильды Феликсовны Кшесинской. Ибо, может быть, именно здесь, в самом прекрасном, зрелом периоде своей жизни она, как Человек и Личность, выразилась наиболее полно.

Думается, что Матильда Феликсовна ушла с головой в преподавательскую деятельность не только потому, что у нее к 1929 году было не очень много средств и нужно было на что то жить дальше, хотя и это, беусловно, - немаловажно. Она ушла в «мэтры» еще и потому, что не хотела вспоминать прошлое. Ее измученная потерями душа жаждала чего то нового. Танцевать у Дягилева она отказалась, хотя ей было в то время, в 1920 году, только сорок восемь лет и она находилась в хорошей форме. Но с тех пор, «как Императорские театры перестали существовать, — писала Кшесинская, я не испытывала желания выступать и танцевать! Романовым и сыном жили сначала довольно уединенно на вилле «Алам», в Кап де Ай.

Вилла эта, знаменитая, очень изящно и со вкусом обставленная, была куплена еще до революции, и соседствовала с изящными и богатыми особняками княгинь и князей романовской крови и разных титулованных особ со всего света. Среди светских знакомых Матильды Феликсовны были: Великая герцогиня Лейхтенбергская Анастасия Михайловна, кузина бывшего Государя, князь Никита Сергеевич Трубецкой с женою Любовью Михайловной Егоровой, тоже бывшей балериной Императорских театров; даже блистательная «морганатическая вдова» легендарного Александра Второго — княгиня Екатерина Михайловна Юрьевская, правда, вскоре умершая. Бывшая императрица Франции Евгения Монтихо приглашала Великого князя Андрея и его супругу «княгиню Малечку» к себе на парадное чаепитие, и была очарована маленькой светской дамой , похожей на саксонскую изящную статуэтку, с неотразимой улыбкой! Представлялась Матильда Феликсовна и разным вдовствующим королевам: румынской, бельгийской, датской, устраивала у себя дома светские пикники, вечера танцев и даже вечера - девишники для бывших подруг по сцене: Павловой, Трефиловой. Занималась с Верой Немчиновой, молодой солисткой очередных «Русских сезонов» Дягилева постановкой танцев из «Лебединого озера» - по личной просьбе Сергея Петровича. Тот давно и благополучно забыл о разногласиях, а великодушная Кшесинская — и подавно!

Играла в рулетку с Анной Павловой в казино Монте — Карло. Там Кшесинскую хорошо знали и называли «Мадам Семнадцать», потому что она часто ставила на это число. За эти годы — девять лет, что она «негромко» прожила на вилле «Алам», с любящими ее людьми, она стала женой А. Романова — 30 января 1921, а в ноябре 1925 года - приняла православие. Шаг этот был серьезно и глубоко обдуманным. Матильда Феликсовна очень дорожила своей маленькой дружной семьей и хотела быть единой с нею во всем, даже и в вере.

Такова нехитрая внешняя канва ее жизни «после России». А внутри? Что было внутри? В 1929 году, после череды долгих, мучительных раздумий, Кшесинская решается, наконец, ехать в Париж, чтобы подыскать помещение для студии и жилье семье. Долгие поиски увенчались успехом. Был снят уютный дом в 16 арондиссмане район, округ — автор , под названием : вилла « Молитор».

На оборудование студии у Матильды Феликсовны, при поддержке ее добрых друзей и знакомых ушло более двух месяцев. Освящение студии митрополитом Евлогием состоялось 26 марта 1929 года, почти через девять лет после того, как Кшесинская покинула пределы России. Она очень переживала, состоится ли как педагог, наберет ли необходимое количество учениц?! Но уже 6 апреля дала свой первый урок. Он прошел удачно, и Матильда Феликсовна с облегчением и удивлением поняла, что может преподавать! Через несколько месяцев после переезда в Париж и открытия студии, Кшесинская получила потрясшую ее весть о внезапной кончине в Венеции С.

Это произошло 19 августа 1929 года. Ему было всего 57 лет. В последнее время он часто посещал Кшесинскую и они долго и оживленно обсуждали планы на будущее. В Париже совсем недавно весною, с мая по июнь прошел с громадным успехом в театре Сары Бернар очередной «Русский сезон» Дягилева, с участием С. Лифаря и Карсавиной! В его смерть Матильде Феликсовне верилось с трудом, но тем не менее, она опять поняла, что рассчитывать может лишь на себя.

Но самое удивительное, что она рассчитывала очень беспроигрышно! Вульф, знаменитый сегодняшний театровед и историк, считает, что М. Кшесинская была неважным преподавателем, и ее выручал непотускневший за годы ореол знаменитого имени. Спорить трудно, но, прочитав в списке учениц имена знаменитых звезд мирового балета: Марго Фонтейн и Алисии Марковой, тоже создавших целые эпохи в истории танца, начинаешь сомневаться в бесспорности утверждения Вульфа. Нам трудно судить, каков был танец самой Кшесинской — остались только восхищенные слова, но многие видели и знают теперь, каков был танец той же блистательной Фонтейн в паре с ошеломляющим Рудольфом Нуриевым! Техника Фонтейн была блестяще - безукоризненна, драматизм исполнения характерных ролей «Жизель» Никия в «Баядерке», был таков, что зрителей в зале пробирал озноб!

Но, пожалуй, самое главное, чему научила «мадам Красинска» несгибаемую и несравненную Марго — умение видеть свет будущей звезды и помогать ее рождению. Не будь Фонтейн, кто знает, родился бы в мире и на сцене тот Нуриев, которого мы все теперь знаем? Впрочем, история Нуриева и Фонтейн столь необыкновенна, что может вылиться в тему совершенно другой статьи и другой жизненной канвы. Пока же - не будем отвлекаться. Лучше вернемся к страницам биографии Матильды Феликсовны — педагога. Они - не менее блестящи, чем путь ее , как артистки.

Князь Сергей Михайлович Волконский писал о балетной студии Кшесинской и методах ее преподавания в своей статье: «Только тот, кто бывал в студии княгини Красинской, кто присутсвовал на уроках, может оценить степень той воспитательной работы, которую вкладывает она в свое дело. Больше всего поражало меня паралелльное развитие техники и индивидуального ощущения красоты. Ни одно из упражнений не ограничевается сухим воспроизведением гимнастически технической задачи: в самом, казалось бы, бездушном, есть место чувству, грации, личной прелести. Как лепестки цветка раскрываются те стороны природы, которыми один характер непохож на другой. Не в этом ли истинная ценность исполнительского искусства что одно и то же может воспроизводится по разному? Технике можно научить этим в наши дни не удивишь , но выявить природное, направить чужое, внутреннее по тому пути, который каждому по — своему свойствен — это тот педагогический Дар, которому тоже — научить нельзя.

К 3 сентября 1929 года второму учебному сезону ей пришлось расширять здание студии, ибо оно не вмещало всех желающих учиться у знаменитой балерины. К сезону же 1934 - 35 годов студия была и вовсе перенесена в отдельное поместительное и очень комфортабельное здание. Освящал студию 7 октября 1935 года тот же митрополит Евлогий. Он рассказал ученицам удивительную историю — легенду про бедного танцора, у которого ничего не было, чтобы принести в жертву чудотворной статуе Богородицы, как делали богатые, когда приходили молиться и просить у Царицы Небесной помощи. Все, чем он располагал, это было его искусство, и он решил пожертвовать Богородице представление своих танцев. Он понимал, что ему не разрешат танцевать в храме, и потому решил сделать это так, чтобы никто об этом не знал.

И вот он ночью, тайно, пробрался в храм со своим костюмом и гримом, переоделся и начал давать свое представление. Возмущенные монахи, увидев рано утром танец, хотели выгнать его из храма прочь, но каково же было их изумление, когда Божия Матерь вдруг наклонилась к нему, словно благодаря за выступление и протянула руки, защищая. Монахи благоговейно онемели поняв, что чистая жертва артиста была угодна Богу, потому что дарилась искренне, от щедрости сердца. Эта легенда, рассказанная священником, так потрясла Кшесинскую, что она записала ее в журнал и часто потом рассказывала своим маленьким ученицам. Легенда эта была очень значима для нее, ведь и ее собственная жизнь, жизнь блистательной прима — балерины, заслуженной артистки Императорских театров, почти до самого конца была ничем иным, как тоже - служением Богу, ибо она приносила ему в Дар то, что имела — чистый, незамутненный свет своего истинного Таланта, жар души. В 1936 году, в возрасте 64 — рех лет Матильда Феликсовна по приглашению Дирекции Лондонского Ковент — Гарден выступила на сцене, протанцевав легко и безукоризненно свой номер - легендарную «Русскую», в сарафане расшитом серебряными нитями и жемчужном кокошнике.

Ее вызывали 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо! Вся сцена и проходы к ней завалена была цветами. Аштон… Для всех она была эталоном, примером, на нее равнялись, ей подражали, случалось, и завидовали, но она смотрела на это сквозь пальцы и.. Ее приглашали на заседания международной Федерации балета и на экзамены в танцевальные школы. Журналисты тщетно выведывали секреты ее диеты, а молодые балерины неустанно поражались неиссякаямой ее энергии, и тому лучистому потоку света, что струился из ее глаз. Глаза ее оставались всегда удивительно молодыми, несмотря на всю бескрайнюю горечь потерь и разочарований, что неизбежно встречались на долгом пути.

Она пережила оккупацию Франции и арест сына, смерть обожаемого мужа в 1956, перелом бедра, грозивший ей полной неподвижностью, прощания с многочисленными друзьями, уходившими в небытие раньше нее. Но ничто не могло ее сломить! Каждое утро она встречала учениц в своей студии с изящной палочкой в руке и все начиналось заново: батман, плие, атиттюд, жете — а турнан , па де бра, и неизменный каскад фуэте.. Урок танца. Урок жизни. Урок победы!

В 1958 году Большой театр приехал на гастроли в Париж. Матильду Феликсовну навестили артисты труппы: Екатерина Максимова и Владимир Васильев, и с восторгом общались с чудесной женщиной, у которой вообще не было возраста! Она смеялась, шутила, отвечала на все вопросы, даже самые каверзные, пыталась показать какие то немыслимые па, кокетливо опираясь на руку Васильева. Это было похоже на какой то праздничный фейерверк - общение с нею! Когда артисты прощались, то Васильев, целуя ее руку, сказал ей, что ее до сих пор помнят в России, как балерину и артистку. Но тут же засияли снова.

Заплакала она только поздним вечером, на спектакле Большого, куда ее пригласили. Но не стыдилась слез. Впервые за много лет она опять плакала от счастья. Она знала, что жизнь иногда можно повернуть вспять. Хотя бы ненадолго. Хотя бы - во время спектакля.

Впрочем, этот секрет был ей знаком еще из того далека, когда она была только маленькой Малечкой Кшесинской, ученицей Императорского Театрального училища ….

Я ведь всего этого не повторял перед судом", — говорил Хесин. Дворянской ул. Исключение сделали для профсоюзов и Ленина: бюро профсоюзов, согласно поданной справке, к тому моменту оттуда уже съехало, а Ленин, как следовало из дела, формально жил в другом месте. Это судебное решение так никогда и не было исполнено. Предпринималось несколько попыток, но всякий раз вооруженные большевики отвечали на них с революционной прямотой — угрожая открыть огонь. Некоторые большевистские организации вроде бы даже освобождали занятые помещения, чтобы вернуться туда через несколько дней. И все же дни их в доме Кшесинской были сочтены. Антиправительственная демонстрация большевиков закончилась кровопролитным разгоном, и спустя пару дней части, верные Временному правительству, готовились штурмовать дом Кшесинской.

Это, впрочем, не понадобилось — сопротивления никто не оказывал, большевики покинули здание. Особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. По словам штабс-капитана Ивана Мищенко — начальника пулеметной команды 1-го самокатного батальона 1-го кавалерийского корпуса Северного фронта — "в доме царил полный ералаш". Чудная ванная комната мадам Кшесинской была превращена в помойную яму, на дне бассейна лежали всякие предметы, начиная от окурков и кончая человеческими испражнениями. Большие зеркала были разбиты, и осколки их грустно выглядывали из-под вделанного в стены мрамора", — вспоминал Мищенко. Точка в деле "Кшесинская против Ленина" Казалось бы, разгром большевиков в Петрограде давал балерине надежду наконец-то вернуться в свой дом. Однако, глядя на события в столице, Матильда Феликсовна предпочла покинуть город и, возможно, тем самым спасла свою жизнь. Несколько следующих лет она провела на юге России, в Кисловодске, а в самом конце Гражданской войны уехала в Париж, как оказалось, навсегда.

Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.

Отношения Николая II и Матильды Кшесинской начались и закончились в то время, когда он не был еще ни императором, ни супругом, ни тем более святым. Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге. Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года. Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года. Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19 [31] августа 1872, Лигово.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий