Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий. Название «Комсомолец» подводная лодка получила в феврале 1989 года, перед походом, ставшим для неё роковым. Она обследует атомную подводную лодку К-278 «Комсомолец», затонувшую в 1989 году. Основной задачей учёных является сбор данных о состоянии морской среды для оценки. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России. Громкие случаи гибели субмарин и моряков-подводников начиная с 1904 года по настоящее время — в подборке ТАСС.
Утечка радиации на атомной подлодке. Ученые исследовали затонувший «Комсомолец»
Севастополь чтит память героев подлодки «Комсомолец» 2021. Почтить память невернувшихся моряков собрались их родные и близкие, коллеги и военнослужащие. Среди 42 погибших героев-подводников затонувшего атомохода — 7 севастопольцев. Остальные остались в студёных водах Норвежского моря и в прочном корпусе затонувшей субмарины.
Больше тридцати лет 7 апреля родственники героев-подводников собираются у их братской могилы.
Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности. Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность. Репродукция рисунка «Норвежское море. Атомная лодка». В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов.
Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами. Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. Вертолёты и гидросамолёты ВМФ не могли добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы. К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00. К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.
Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль. Лодка затонула за несколько минут В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно. В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру ВСК , покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли.
В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил. Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел… Выживший в бездне К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним.
Рабочая глубина погружения 1000 метров, а предельная - 1250!. Это втрое больше, чем может погружаться обычная атомная подлодка Перед погружением были тщательно проверены все системы, имеющие забортное отверстия, понимали, с такой глубины можно и не всплыть. Уходили на глубину постепенно, через каждые сто метров задерживаясь для осмотра отсеков. Погружение на километр заняло несколько томительных часов. Программа испытаний была обширной. Так её описывает адмирал Мормуль: «На 700-метровой рабочей глубине вывели реактор на 100-процентную мощность. Наконец боцман, управлявший горизонтальными рулями, доложил: - Глубина - тысяча метров! Крен - ноль, дифферент - ноль.
Стрелка глубиномера остановилась у четырехзначной цифры - 1000. Есть глубина в один километр! Контр-адмирал Чернов вышел на связь с отсеками по боевой линии и, глядя на глубиномер, дрогнувшим голосом произнес в микрофон внутрилодочной связи бессмертную фразу: «Остановись, мгновенье! Потом поздравил всех, и по отсекам пронесли флаг корабля. Чернов достал бутылку коньяка и разлил на десять стопок, все чокнулись с главными конструкторами. Выпили, обнялись. Всплывать не торопились, тогда они были на вершине победы... Главный строитель корабля Михаил Чувакин тоже кивнул».
И они ушли на глубину 1027 метров, туда, где еще никогда не вращались гребные винты подводных лодок При всплытии на глубине 800 метров объявили торпедную стрельбу. Торпеда вышла нормально... Свидетельствует мичман запаса Вениамин Матвеев: «Проверяли на том погружении все, что можно было проверить. В том числе и систему порохового продувания балластных цистерн. С такой глубины никаким сжатым воздухом не продуешься - только силой пороховых газов. Всплыли, точнее, вознеслись с глубины 800 метров за 30 секунд. Контр-адмирал Чернов поднял перископ и чертыхнулся - все вокруг серое, непроглядное. Поднять зенитный!
Подняли зенитный перископ - все то же, кромешная мгла. Отдраили верхний рубочный люк - зачихали. Все в пороховом дыму. Лодка всплыла в облаке дыма. Но всплыла! С немыслимой до сей поры глубины. С помощью новейшей системы всплытия. Все подтвердилось, все оправдалось».
От участвующих в походе офицеров, я слышал детали уникального испытания, когда АПЛ К-278 установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения подводных лодок — 1027 метров. На прочный корпус ПЛ на глубине 1000 метров суммарное забортное давление составляло примерно 2438000 тонн. В районе центрального поста девятиметровый диаметр прочного корпуса на этой глубине уменьшался на 29 мм. Длина прочного корпуса в пределах 7 отсека от главного упорного подшипника до дейдвудного сальника главной линии вала уменьшилась на 69 мм В ходе глубоководных испытаний было выявлено несколько замечаний. Большинство было связано с уменьшением диаметра прочного корпуса из-за сжатия его огромным забортным давлением. Уменьшение диаметра прочного корпуса во всех отсеках, вызывало упругую деформацию конструкций внутреннего набора. На палубах и переборках было срезано несколько титановых болтов диаметром до 15 мм. Как правило, 15-миллиметровый болт ломается со звуком, подобным орудийному выстрелу, при этом болт летит со свистом в произвольном направлении.
Иногда болты отваливались залпом. Покрытая линолеумом стальная палуба вспучивалась, дугой выгибались койки в каютах, заклинило дверь в каюту доктора, совмещенную с его боевым постом. Наблюдались неполадки с дейдвудным сальником и нижней крышкой входного люка. В III отсеке пришлось отсоединить вертикальную штангу подъемно-мачтового устройства, прошедшую нижний ограничитель и упершуюся в фундамент. Сорвался со сварки кожух ограждения тросов перископа. Эти недостатки, однако, не помешали погружению лодки на предельную глубину и проведению испытаний. Корабль прекрасно управлялся по курсу и глубине. Все его механизмы, оборудование, радиоэлектронные средства, были проверены в действии и работали безотказно.
На рабочей глубине 1000 м лодка практически не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами потенциального противника и являлась неуязвимой для его оружия. Рассказывает полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины»: «Вернувшийся с глубоководных испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам. Наградные листы на членов экипажа были оформлены и переданы командующему флотом. Однако награждение героев-подводников не состоялось. Возразило политуправление флота, которое не увидело заслуги экипажа в покорении боевой подводной лодкой тысячеметровой глубины». Но награду, орден Красной Звезды, и то с большим опозданием, на первом экипаже получил только один командир капитан 1-го ранга Зеленский. Но это было на степень ниже того, на что представляли.
Возможную причину озвучил один из участников похода: «Перед погружением адмирал Чернов сказал: либо всех наградят, либо никого. Так оно и вышло - никого. А дело в том, что мы в Норвежском море получили радио - вернуться в базу и принять на борт московских адмиралов. Чернов возвращаться не захотел, записал в вахтенный журнал: «Управление подводной лодкой беру на себя» - и велел погружаться. С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы. Экипаж капитана 1 ранга Зеленского. Старший на борту заместитель командира 6-й дивизии А. Богатырёв В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация.
АПЛ К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль с первым экипажем на борту, успешно выполнил задачи второй боевой службы. За достижения в боевой подготовке 31 января 1989 года подводная лодка получила название «Комсомолец». Но, к сожалению, переименование « Плавник» в «Комсомолец» оказалось фатальным. Через 67 дней после переименования, при возвращении с третьей боевой службы АПЛ К-278 затонула в Норвежском море, а большая часть ее экипажа трагически погибла К этому времени в СССР уже шла «Перестройка», открывшая стране «Гласность», и, в многочисленных статьях, опубликованных в ряде газет и журналов, началось бурное обсуждение причин гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец Представителями Военно-морского флота высказаны различные предположения о причинах трагедии. Смысл их сводился к множеству технических несовершенств в различных системах подводной лодки. Их наличие полностью относилось на счет недоработок конструкторов, судостроителей, а также недопустимого либерализма при приемке корабля. И делался главный вывод: «Несмотря на самоотверженные и технически грамотные действия личного состава, спасти подводную лодку было невозможно».
Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула 7 апреля 1989 года — погибли 42 человека, спаслись 27. В 11:00 центральный пост доложил, что во всех отсеках никаких замечаний нет. Через три минуты загорается знак превышения температуры огня выше 70 градусов. Авария развивалась молниеносно. Матрос не успел ничего доложить на центральный пост, через две минуты он уже не отвечал. Скорее всего истинную причину аварии видел только он. Центральным постом в соседний шестой отсек направили мичмана, который успел доложить, что наблюдает расплав жидкости по левому или правому борту, сейчас уже не помню. После этого связь с мичманом прекратилась. В то время группа, которая находилась в пятом отсеке докладывала о том, что переборка между 5 и 6 отсеками сильно раскалилась и начался пожар. В 11:03 прозвучал сигнал тревоги.
В 11:14 командир уже поднимал перископ в надводное положение — это говорит о том, что командир практически сразу же принял решение всплывать. Лодка начала всплывать.
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
Название «Комсомолец» подводная лодка получила в феврале 1989 года, перед походом, ставшим для неё роковым. Уровень радиации в районе атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море в 1989 году, превысил допустимый в 100 тысяч раз. рассказал командир отделения электриков 6 отсека подлодки «Ярославский комсомолец» в 1973-74 гг. Александр Лисин.
Гибель «Комсомольца».
Черкашин считает, что все потому, что во время погружения на борту не было ни одного начальника политуправления. Мне кажется, награждений не было потому, что опытная программа «Комсомольца» не заканчивалась на нашем погружении. А когда подлодка наконец прошла испытания, случилась трагедия в Норвежском море. Последнее погружение В 1989 году «Комсомолец» совершал уже третью автономную боевую службу под руководством капитана 1-го ранга Евгения Ванина. Поход длился больше месяца и подлодка уже возвращалась в порт. Судно двигалось на глубине 380 метров по Норвежскому морю, когда 7 апреля в 11:03 в 7 отсеке вдруг вспыхнул мощный пожар. Аварийная тревога подняла на ноги весь экипаж — все уже знали, что это не учения: на подлодках из-за необходимости звукомаскировки в случае учебной тревоги ее объявляют голосом.
Старший матрос Нодари Бухникашвили из 7 отсека уже не выходил на связь с вахтенным механиком — отсек превратился в огненную топку, а пламя начало перекидываться на соседний. Включение лодочной химической системы пожаротушения не помогло справиться с пожаром. Было решено вывести «Комсомольца» с глубины, но прежде надо было проверить, что на поверхности нет суден, с которыми может столкнуться подлодка. Лодка достигла поверхности через 13 минут и подала сигнал об аварии в штаб. Из-за высокого давления углекислый газ стремительно распространялся по отсекам подлодки, достигая смертельных значений в воздухе — противогазы не помогали. В бортовом журнале начали появляться записи: «12.
Задымленность в 4—м отсеке очень большая. В 1-м отсеке обстановка нормальная. Подсчитать всех людей. Выведен из 5-го отсека Кулапин. Начался сеанс связи.
Это значит, что загрязнение радиацией носит «пульсирующий» характер. Ученые предположили, что облако пыли вызвано подводным течением, а само отверстие связано с реактором подлодки. Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. После трагедии Россия и Норвегия неоднократно совершали экспедиции по исследованию атомной подлодки. Сейчас «Комсомолец» находится на глубине 1665 метров.
Почтить память невернувшихся моряков собрались их родные и близкие, коллеги и военнослужащие. Среди 42 погибших героев-подводников затонувшего атомохода — 7 севастопольцев. Остальные остались в студёных водах Норвежского моря и в прочном корпусе затонувшей субмарины. Больше тридцати лет 7 апреля родственники героев-подводников собираются у их братской могилы. В какой бы части страны они не находились, этот день обязательно проводят рядом со своими любимыми.
Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты ИДА , однако в экипаже уже появились первые жертвы. Петроградского подняли по тревоге. Она была объявлена всем спасательным силам авиации и флота. На КП поставили задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, команда ведёт борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку, просьбы командира в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолёты, способные садиться на воду, гидросамолёты. Но решено было послать многомоторный самолёт, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причина — вертолёту не хватит запаса топлива, ведь ЧП произошло за 980 километров от советской границы. У гидросамолета скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту подводной лодки особой тревоги не вызывала. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это притом, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость: 5-6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров.
Место затопления атомной подлодки «Комсомолец» исследует Росгидромет
К памятнику подводной лодке «Л-19» возложили цветы и почтили погибших подводников минутой молчания. Заглушенный реактор лежащего на дне «Комсомольца» представляет гораздо меньшую опасность, чем находящиеся на борту подлодки ракеты с ядерными боеголовками. Траурный митинг в память о погибших членах экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» прошёл на Братском кладбище на Северной стороне в Севастополе, передает. В годовщину трагической гибели экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец», заозерчане отдали дань памяти морякам-подводникам, погибшим в мирное время при. 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Из находящихся на борту.
Трагедия "Комсомольца": атомная подлодка К-278 погибла 31 год назад
Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации. гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу. Сегодня, 7 апреля, исполняется 34 года со дня гибели атомной субмарины «Комсомолец», на которой служил матросом Андрей Михалёв. Корпус подлодки начал содрогаться от взрывов в отсеках, где был пожар, и в 17 часов «Комсомолец» начал тонуть — по всей видимости, произошла разгерметизация корпуса. Штурман подводной лодки л-2. героически погиб в водах Балтики. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой.
Гибель "Комсомольца": выводы не сделаны
титановый корпус «Комсомольца» — самый прочный в мире, как уверяли конструкторы. Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. С 1989 по 1998 годы с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Она обследует атомную подводную лодку К-278 «Комсомолец», затонувшую в 1989 году. Основной задачей учёных является сбор данных о состоянии морской среды для оценки. Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки".
Гибель «Комсомольца».
После всплытия подлодки экипаж начал самоотверженную борьбу за ее живучесть, длившуюся 6 часов, в результате реактор был остановлен, ядерная катастрофа в Атлантическом океане была предотвращена. Однако саму подводную лодку спасти не удалось — ее прочный корпус был полностью разгерметизирован, кормовые отсеки были полностью затоплены, в лодку поступило слишком много забортной воды. Катастрофа «Комсомольца» унесла жизни 42 подводников, в том числе командира корабля Евгения Ванина. Все они были посмертно награждены орденом Красного Знамени, а в Никольском морском соборе Санкт-Петербурга была установлена мемориальная доска с именами погибших моряков. На «Комсомольце» погибло 17 севастопольцев. АПРК «Курск» затонул 12 августа 2000 г. Среди погибших членов экипажа было 22 севастопольца, 7 из них захоронены в родном городе.
Редакционная почта: news brief24. Фонд борьбы с коррупцией» ФБК , «Альянс врачей» - некоммерческие организации, выполняющие функции иноагентов. Общественное движение «Штабы Навального» включено Росфинмониторингом в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту подводной лодки особой тревоги не вызывала. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это притом, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость: 5-6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления. Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота. Экипаж майора Петроградского начал сложную работу. Он не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия — 18 часов. Её командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход. Видимо, опасаясь последствий пожара на нем, заглушили реактор. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество. С этого момента события стали развиваться стремительно. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них.
О подлодке "Золотая рыбка", которую никто не превзошел 10 августа 1985 года на 30-м судоремонтном заводе в бухте Чажма Приморский край произошла радиационная авария на атомном подводном ракетоносце К-431 проект 675 Тихоокеанского флота. При подъеме крышки реактора плавмастерскую с краном качнуло волной, крышка вместе с системой поглотителей поднялась слишком высоко. Началась цепная ядерная реакция, произошел тепловой взрыв, погибли десять человек. Помимо К-431 радиоактивному заражению также подверглись стоявшие рядом атомный торпедоносец К-42 был отправлен в отстой, в 1990 году выведен из боевого состава флота и дизельная подводная лодка. К-431 не восстанавливалась, выведена из боевого состава в 1987 году. К середине 1990-х годов число официально выявленных пострадавших от радиации в результате данной аварии превысило 950 человек. Вышла из строя система охлаждения ядерного реактора. Матрос-реакторщик Сергей Преминин предотвратил расплавление активной зоны реактора, вручную опустив компенсирующие решетки, но погиб от жары в отсеке в 1997 году Преминин посмертно удостоен звания Героя России. Потеряв плавучесть из-за поступления воды через разрушенную шахту, 6 октября лодка затонула на глубине 5,5 тыс. Экипаж был эвакуирован на подошедшее с Кубы советское спасательное судно "Агатан". Всего в результате аварии погибли четыре человека, 115 человек спаслись. При всплытии и выравнивании крена лодки был израсходован воздух высокого давления и потерян запас плавучести. В прочный корпус стала поступать вода, через шесть часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1,8 тыс. При пожаре и эвакуации погибли 42, спаслись 27 членов экипажа. Причина возникновения пожара не установлена, лодка не была поднята. Кстати, именно ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин — 1027 м. Взрывом была сорвана крышка шахты, из-за разброса твердого ракетного топлива загорелось резиновое покрытие легкого корпуса. После всплытия командир субмарины капитан первого ранга Игорь Гришков принял решение срочно погрузить корабль на перископную глубину, что позволило сбить пламя массой морской воды. После этого подлодка снова всплыла. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. Шахта, в которой произошел взрыв, была заварена и в дальнейшем не эксплуатировалась. Один из членов экипажа в панике попытался выбраться через полузакрытый люк. Застряв в нем, моряк только увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не дала результата, лодка затонула. Погибли 24, спаслись 12 человек в том числе двое офицеров , которые сумели открыть люк и выплыть из лодки. Виновным в первой катастрофе был признан погибший врио командира лейтенант Анатолий Черкасов. По версии капитана парохода, лодка шла под перископом в погруженном состоянии параллельным курсом, затем повернула к пароходу.
В Севастополе вспомнили моряков затонувшей подлодки «Комсомолец»
И в этот момент мы запели песню "Варяг". Этой песней мы прощались с командиром. И хотели поддержать себя". Анатолий Третьяков, член экипажа АПЛ "Комсомолец": "Нас-то учили, что в такой воде человек не может продержаться больше 10 минут". Но они держались долго, очень долго в ледяной воде Норвежского моря. Полтора часа цепляясь за края перевернутого вверх дном спасательного плота. И помогая друг другу не уйти под воду.
Игорь Калинин, член экипажа АПЛ "Комсомолец": "Волна океанская на несколько секунд скрывала плот, а когда всплывали, того или иного члена экипажа не было". На помощь морякам первыми пришли рыбаки с плавбазы "Алексей Хлобыстов". На борт подняли всех, кто был на поверхности воды.
Все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. Сам «Комсомолец» до сих пор покоится на морском дне. Проведенные в 1989—1998 годах экспедиции показали, что радиационной опасности объект не представляет. День памяти погибших подводников 7 апреля — традиции В знаменательную дату россияне вспоминают не только экипаж «Комсомольца», но и всех моряков, которые служили в сложнейших условиях глубин океана, истории о том, как подводники совершали свои подвиги, боролись с непредвиденными обстоятельствами под водой и как их героическая судьба оставила неизгладимый след в истории нашей страны. В СМИ транслируют документальные фильмы, освещающие трагедию 7 апреля и другие случаи с участием исследователей подводных глубин. В различных городах и местах, где есть памятники и мемориалы погибшим подводникам, проводятся церемонии возложения венков и цветов. Это момент, когда люди собираются вместе, чтобы почтить память моряков-подводников и выразить свою признательность за их самопожертвование.
Кроме того, существовала система экстренного всплытия «Иридий», которая продувала балластные цистерны с применением пороховых газогенераторов особой конструкции. Такое решение позволяло лодке всплыть с тех экстремальных глубин, на действия в которых она рассчитывалась. Технические характеристики По своим техническим характеристикам АПЛ пр. Длина АПКр составляла 118,5 м, ширина по миделю — 11 метров, осадка — 7,5 м. При полном водоизмещении 8500 м3. Глубина погружения: рабочая до 1000 м, предельная 1250 метров. Скорость под водой 30 узлов, надводная 14 узлов. Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. В период службы на АПКр числилось два экипажа, основной, первый под командованием Ю. Зеленского и второй, под командой Ванина. Именно с ним экипаж пошел в свой последний поход. Вооружение Ракетно-торпедное вооружение находилось в 1 отсеке. Туда входило 6 торпедных аппаратов калибром 533 мм. Управление автоматизировано, тип управления комбинированный, пневмогидравлический. Гидроакустическое вооружение соответствовало поставленным задачам. Попытка установки более совершенных систем в середине 80-х не увенчалась успехом из-за дефицита внутреннего пространства. Так предложенная смена навигационного комплекса «Медведица-103» на систему «Симфония-085» была отклонена из-за невозможности высвобождения 30 м3 объема. Видимо по этой причине характеристики «Симфонии» посчитали избыточными для многоцелевой субмарины, коим являлась К-278. Такая же история произошла и с комплексами гидроакустики и связи, монтаж модернизированных систем требовал наличия свободного объема, а его не было. Достоинства и недостатки Простая, но тщательно рассчитанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами способствовала малому сопротивлению в воде, что в сочетании с мощным атомным двигателем обеспечивало высокую скорость АПЛ «Комсомолец».
Управление автоматизировано, тип управления комбинированный, пневмогидравлический. Гидроакустическое вооружение соответствовало поставленным задачам. Попытка установки более совершенных систем в середине 80-х не увенчалась успехом из-за дефицита внутреннего пространства. Так предложенная смена навигационного комплекса «Медведица-103» на систему «Симфония-085» была отклонена из-за невозможности высвобождения 30 м3 объёма. Видимо по этой причине характеристики «Симфонии» посчитали избыточными для многоцелевой субмарины, коим являлась К-278. Такая же история произошла и с комплексами гидроакустики и связи, монтаж модернизированных систем требовал наличия свободного объёма, а его не было. Причины гибели 28 февраля 1989 года АПКр вышел в очередной поход, с целью выполнения плановых оперативно-тактических задач. Утро, глубина погружения 457 м, скорость хода экономическая — 8 узлов. Пожар на глубине В 11 часов возникло локальное возгорание в корме. Причина возгорания до настоящего времени не установлена. Включена лодочная объёмная химическая система пожаротушения. Но полностью погасить пламя не удалось. В 11:12 АПКр начал всплытие ходом, но достигнув рубежа 150-160 метров остановился, потеряв ход. Огонь в это время повредил электрические сети, отвечающие за работу паротурбинной установки, и автоматика отключила их. Винты замерли, лодка повисла в толще воды. До сих пор не ясно, что это было, просчет конструкторов или неправильные действия моряков, но боевой корабль обладал достаточно низкой живучестью. Несколько непонятна низкая эффективность системы пожаротушения, даже по выработке всего запаса хладагента огонь погасить не удалось. Командир АПЛ принял решение всплывать продув главные балластные цистерны. В этом случае из-за вытеснения воды в ЦБГ, плавучесть приобретает положительное значение и лодка всплывает. Но именно это решение и привело к повреждению прочного корпуса. Пиротехнические заряды, вытесняя воду, повредили систему трубопроводов. Но, тогда об этом ещё никто не догадывался. Борьба за живучесть 11:16 «Комсомолец» поднялся на поверхность, огонь уже охватил 6 отсек, распространяясь в сторону носа. Из-за проблем с электросетями вспыхнули системы управления, появилось пламя в рубке гидроакустика, полыхнули скопившиеся газы в 5 отсеке. В отсеках сильное задымление. Моряки боролись за живучесть. Возник крен на левый борт, сегодня понятно, что через повреждённую магистраль в кормовом отсеке раскалённый воздух попал в бортовые уравнительные цистерны.