Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема. Композиция речи — последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
Это лишает возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые проблемы, кроме того, утомляет слушателей. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов. Шаблонное, трафаретное построение речи. Концовка публичного выступления В заключении подводится итог выступления.
Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление придаёт речи в целом незавершённость, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как основная часть речи.
Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания. Варианты концовок публичной речи Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи по И. Цитата, афоризм, поговорка и т.
Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «И помните: самолёты в плохую погоду не летают, а с работы можно вылететь в любую погоду! Выводы сделайте сами…».
Обобщающий вывод. Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами, например: «Итак…»; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.
Обращение к слушателям, пожелание. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т. Основная идея поясняется примером, житейской историей, аналогией, притчей, аллегорией.
Прием кульминации. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И Россия будет помнить наши имена! Специалисты отмечают, что кульминация уместна не для всех типов публичных выступлений, но, если уместна, то производит достаточно сильное впечатление на аудиторию.
Комплимент аудитории.
Поэтому на успех выступления влияет и внешний облик поза, выражение лица, одежда, манеры. Внешность должна вызывать доверие у слушателей, подчеркивать его профессионализм. Важный элемент публичного выступления - жест. На вопрос, что такое хороший оратор , Демосфен ответил: "Жесты, жесты, жесты! Действительно, жесты оживляют выступление, но чрезмерная жестикуляция может навредить. Жесты должны быть умеренными, строго дозированными, чтобы не отвлекать внимание слушателей. Не рекомендуется поминутно трогать галстук, крутить пуговицу, поправлять прическу и т. Монотонную, вялую речь слушать трудно, и даже сильные аргументы, перечисленные монотонно, воспринимаются как неубедительные. Поэтому одна из рекомендаций гласит: меняйте темп речи, тон голоса, это делает речь более живой, динамичной, повышает уровень восприимчивости.
Приятно слушать того, кто говорит хорошо поставленным голосом. По данным психолингвистов, больше всего раздражают слушателей скулящие, жалобные, визгливые нотки, а также слишком громкий и резкий голос. Во время выступления рекомендуется смотреть на своих слушателей, а не в окно, на потолок или себе под ноги. Но не стоит останавливать свой взгляд на отдельных лицах. Долгий и пристальный взгляд вызывает чувство неловкости, недоумения, реакцию отторжения.
Ступенчатое изложение. Вся речь пронизана четкой причинно-следственной связью: пункты следуют один за другим, не повторяясь. Хронологический исторический метод. Основан на строгом датировании событий и явлений.
Почему важно соблюдать композицию выступления Слитное, логичное изложение материала в соответствии с составленным планом — практически залог успеха. В качестве памятки композиции публичного выступления можно использовать краткие заметки или тезисы. В самом тексте уместны тонкие, легкие шутки, не отвлекающие внимания от самой тематики и использование цитат выдержек из известных книг. Они помогают установить устойчивую связь между докладчиком и аудиторией. Заключение обязательно должно содержать логические выводы, можно вкратце упомянуть основные моменты речи. При этом не нужно делать последний раздел излишне тяжеловесным или, наоборот, чрезмерно оригинальным, нестандартным. Каждая часть должна «звучать» сама по себе и в сочетании с остальными, только так получится хорошее выступление. Немаловажно то, как докладчик говорит. Вялая, косноязычная, заторможенная речь к успеху не приведет.
Точно так же, как и излишне яркая, вычурная, пересыпаемая остротами: ничто не должно отвлекать слушателей от тематики доклада. Каждая шутка, любой экспромт должны быть уместны и вписаны в канву выступления. Чтение по напечатанному тексту — категорически недопустимо, периодически сверяться со своими заметками, не выделяя этого голосом — совсем другое дело. В заключение Композиция публичного выступления кратко в идеале вмещается в объем половины бумажного листа, там же находятся цифры и ключевые факты, все остальное автор должен держать у себя в голове. Не помешает потренироваться в ораторском искусстве , отрепетировать свой доклад перед зеркалом или друзьями коллегами , а потом попросить их прокомментировать и указать ошибки.
Мечников тщательно готовился к лекции, но записей и конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Химик Л. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал ее семье, держал перед собой, но не заглядывал.
Историк В. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог М. Сеченов сначала вышептывал лекции, потом читал без конспекта. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и изредка в них заглядывал. Советы по использованию конспекта: — удобнее заглядывать в небольшие листы; — совет Д. Но выступать без записи могут только опытные лекторы, многократно выступающие на одну тему. Оптимально иметь записи, но пользоваться ими редко.
Для выработки уверенности в себе необходимо: — громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории, подняв руку; — просить слова и произносить краткие реплики; — участвовать в дискуссиях, высказывать свое мнение; — обсуждать тему в семье, с друзьями; — репетировать про себя, идя по улице; — репетировать наедине, негромко, с жестами; — перед зеркалом лучше не тренироваться — отвлекает и потом его не будет. Психологическая подготовка к выступлению: — не бойтесь слушателей, они еще ни разу никого не съели. Еще ни разу ни один оратор не падал в обморок, даже при очень плохом выступлении. Одна молодая учительница на первом уроке постоянно заглядывала в бумажку, на которой было написано: не бойся, они тебя не съедят. Для слушателей важнее ваша позиция, ваши идеи, а потом вы сами. Им важнее что вы говорите, а не как. Карнеги: представьте, что вы посыльный и пришли с телеграммой; — говорите не все, резервные мысли укрепят вашу уверенность; — не готовьтесь в день вступления; — за 1—1,5 ч. Для этого лучше занять руки: шевелить пальцами за спиной или пальцами ног, держаться за стул или трибуну, зажать в руках маленький предмет, например, монету.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 5171; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов. Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы. Треугольники Поезда.
Современные железнодорожные технологии Узлы и агрегаты автомобиля.
Построение и виды публичной речи, ее особенности
«Структура речи и закон композиции» мастер класс по ораторскому искусству - YouTube | Композиция выступления 0.00 из 5.00 0 оценок. |
Композиция публичного выступления - основные принципы | Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. |
Композиция речи | Работа по проекту «Медиа-студия «Звучащая книга» продолжается. Приглашаем участников проекта и всех желающих на мастер-класс по ораторскому искусству «Структ. |
Композиция публичного выступления | Примерами использования композиции речи в коммуникации могут служить публичные выступления, презентации, лекции, инструкции или повествовательные тексты. |
Как создать эффективную новостную заметку: основы композиции и секреты привлекательности
Но выступать можно по-разному: воспроизводить по памяти; импровизировать. Проще всего читать написанный текст. Но обычно так делают во время дипломатических встреч, экономических или политических собраний. А также читают на юбилеях и других торжественных встречах. Заучивать речь нежелательно, так как в любой момент ее можно забыть. Хотя ораторы, обладающие отменной памятью, досконально изучают свои тексты. Импровизация уместна в ситуациях, когда нужно постоянно поддерживать общение с аудиторией. В этом случае выступающий получает моментальную живую реакцию от слушателей.
Но идеальным вариантом считается запоминание текста с возможностью прочитать его с листка. То есть оратор должен знать свою речь наизусть, но важные цифры и данные, цитаты он не заучивает. Запоминать информацию проще, если она визуализирована. Текст стоит дополнить графиками, таблицами, диаграммами, схемами. Некоторые части можно написать в виде песни или стихов — рифма тоже способствует быстрому запоминанию. Но такой прием лучше использовать только в речи, написанной для неофициальных поводов. Стихи на дипломатической встрече будут неуместны.
Рекомендации ораторам Идеальная публичная речь складывается из нескольких компонентов: умения четко формулировать мысли и выбирать стиль текста, знания правил и норм языка, представления о цели и назначении выступления. Но иногда ораторам приходится доносить до аудитории информацию, не имея достаточно времени на подготовку. Унять волнение и набросать подходящую речь помогут некоторые советы. Выступать можно только с тем докладом, где хотя бы в общих чертах изложена суть проблемы. Заострять внимание на мелких деталях необязательно.
Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики. Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Закон противоречия непротиворечия гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными». Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». В ораторской речи для убеждения слушателей используются аргументы-доводы в обоснование каких-либо положений. Аргументы делятся на два вида: 1. Аргументы к существу дела. Аргументы к человеку: аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к личности, аргумент к тщеславию, аргумент к жалости… Цель привлечения таких аргументов — воздействовать на слушателя эмоционально. Конец речи, или заключение является важной композиционной частью любого выступления. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление. Неудачное заключение губит порой неплохую речь. Вы, наверняка, были свидетелями, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов. Некоторые ораторы в конце речи приносят извинения за то, что у них не было достаточно времени на подготовку. Этого делать не следует. Кони, — должен закруглить её, то есть связать с началом; конец — разрешение всей речи …Он должен быть таким, чтобы слушатели поняли, что дальше говорить нечего». Основные задачи заключительной части выступления можно определить следующим образом: 1 суммировать и подытожить материал, изложенный в лекции суммирующее заключение. Говорящему следовало вернуться к важнейшим положениям основной части и построить заключение как напоминание о них. Апеллирующее заключение — способ «эмоционально покинуть речевую ситуацию». Такое заключение предполагает прямое обращение к чувствам слушателей. Часто оно используется в практике адвокатских речей. Типологизирующее заключение — это заключение, которое ставит сообщение в перспективу, то есть оно дает слушателям ещё один шанс понять сообщение, углубить представление о предмете, показать его с новой неожиданной стороны, прогнозировать результаты сообщения. Заключение должно быть сжатым, кратким. Оно подготавливается всем предыдущим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью, стилистических диссонансов. Некоторые приемы построения заключения: 1. Обобщение сказанного и постановка задач. Прием указания перспектив. Лозунг-призыв мощно воздействует на аудиторию, если он созвучен её настроению или контрастен ему. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять, призывать к активной деятельности.
Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: повысить интерес к предмету речи; подчеркнуть значение сказанного; поставить задачи; призвать к непосредственным действиям в митинговой речи.
Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.
Композиция публичной речи
Мы считаем целесообразным придавать лиду вид и функцию анонса или оглавления : представить его в виде списка значимых новостных фактов, имеющихся в материале. Пункт указание на факт оформляется в виде гиперссылки, выводящей на его подробное изложение в корпусе сообщения. Для удобства прочтения можно оформлять в виде гиперссылки не весь пункт списка, а только его начало, одно-два слова. Указанный подход к составлению лида выгоден еще по одной причине. Однако соблюдение этого правила, хотя и выделяет главный факт, зачастую препятствует его пониманию. Так же удобно излагать материал и рерайтеру. Предлагаемый нами метод существенно упрощает задачу рерайтера. Ему нет необходимости при каждом обновлении новостных фактов перекраивать корпус, передвигая на первое место наиболее актуальный в данный момент факт. Новостные факты можно будет размещать так, как сочтет нужным составитель материала.
При этом порядок новостных фактов в лиде-анонсе совсем не обязательно должен совпадать с их порядком в корпусе. Читатель, со своей стороны, если ему не нужна сопутствующая информация например, ему известна предыстория , сможет сразу пройти по гиперссылке к интересующему его факту. Нередко высказывается мнение, что для возможности соблюдения принципа «перевернутой пирамиды» необходимо, чтобы сообщение было соответствующего жанра например, заметка. И в том и в другом случае место расположения главной новости мало зависит от автора материала. Считается, что даже близкий по функциям жанр статьи не годится для составления новостного сообщения. И это закономерно, поскольку именно данный жанр является наиболее привычным и удобным как для передачи, так и для восприятия новостной информации. Высказанные нами предложения по формированию хедлайна и лида позволяют быстро приводить практически любой новостной материал к требуемой композиции. Библиография Лащук О.
Лащук О.
Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Диспозиция расположение классически определяется как искусство организации сообщения, т. Это второй раздел риторики; он содержит рекомендации к построению речи, к композиции произведения. Это первые наброски плана, выбор типа и жанра выступления, наметки начала, главной части, концовки. Перед автором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца.
Поэтому важно с большой ответственностью отнестись к работе над композицией речи. Композиция речи Композиция лат. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец.
В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение, структура». Необходимо правильно строить свою речь. Например, на сообщение «Зимние Олимпийские игры» автор затратил 10 минут — из них 8 говорил об истории Олимпийских игр и только 2 минуты непосредственно по теме. Слушатели остались недовольны. План — основа композиции.
Назначение планов и их виды Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. План — это модель проектируемого выступления. На разных этапах подготовки речи составляются разные по цели и назначению планы. После выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Он помогает продумать структуру выступления.
На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей. Хотя план речи не всегда оглашается оратором. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными.
Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.
Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи — то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте — прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего». Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание.
Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много. Существует ряд приемов проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот. Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него предмет речи , он должен перейти к центральному этапу своего выступления — к основной части. Главная часть — самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Главная часть — наиболее ответственная в ораторском выступлении.
В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление.
Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции. Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала. Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы. При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции.
Хронологический исторический метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным. Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно. Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.
Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части.
Комплимент аудитории. В сочетании с благодарностью такая концовка эффективна и традиционна.
Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами». Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия. На следующей паре я спросил, что мы делали на прошлой лекции.
Все хором ответили: «Вы рассказывали нам анекдот! Однако нужно понимать, что такая концовка подойдёт не для любого вида речи. Благодарность за внимание. Это традиционная и эффективная концовка. Несколько менее традиционной её может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесёт дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, т.
Типичные неудачные концовки Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Типичные неудачные концовки публичных выступлений: Не рекомендуется говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции». Не следует заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызовет у аудитории недоумение и испортит впечатление от речи. Не рекомендуется извиняться: «Извините, что так долго говорил», «Мне не удалось все рассказать» и т.
Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как сделан вывод. Нельзя обрывать речь, оставлять её без заключения и уходить. Не следует оставлять аудиторию в настроении безнадёжности и беспросветности. Надо дать слушателям надежду, наметить выход из положения, выразить уверенность в благополучном исходе дела. Профессор И.
Стернин в книге «Практическая риторика» не рекомендует завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать».
8. Композиция речи.
Композиция речи: начало, развертывание и завершение. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2. Важным этапом работы является продумывание композиции выступления. это логичное построение выступления, четкая последовательность его отдельных частей. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами. Придать авторитетность и себе и помешает и комплимент в адрес ь выступить перед ними.
Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
Разрядить обстановку помогает упоминание событий, которые хорошо известны всем присутствующим. Полезный прием — отсылки к личности оратора. На собственных примерах он может рассказать о ситуациях из своей жизни, связанных с обсуждаемой темой. И не стоит забывать об общении с аудиторией. Слушатели любят, когда им уделяют внимание и задают вопросы. Способы выступлений Как только речь будет готова, нужно прочитать ее вслух и уделить внимание тембру и громкости голоса, интонации, темпу произношения слов. Некоторым проще выучить текст наизусть. Другим сложно запомнить длинную речь.
Но выступать можно по-разному: воспроизводить по памяти; импровизировать. Проще всего читать написанный текст. Но обычно так делают во время дипломатических встреч, экономических или политических собраний. А также читают на юбилеях и других торжественных встречах. Заучивать речь нежелательно, так как в любой момент ее можно забыть. Хотя ораторы, обладающие отменной памятью, досконально изучают свои тексты. Импровизация уместна в ситуациях, когда нужно постоянно поддерживать общение с аудиторией.
В этом случае выступающий получает моментальную живую реакцию от слушателей. Но идеальным вариантом считается запоминание текста с возможностью прочитать его с листка. То есть оратор должен знать свою речь наизусть, но важные цифры и данные, цитаты он не заучивает. Запоминать информацию проще, если она визуализирована. Текст стоит дополнить графиками, таблицами, диаграммами, схемами.
Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем. Наша тема...
О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей2. Основная часть.
Основная часть должна быть построена по принципу топики - "общих мест". Понятие "общие места" долго имело дурную репутацию как нечто шаблонное, избитое. Но у Аристотеля они высоко ценились как способы изобретения содержания речи. Общие места использовал Ломоносов, но критиковал Белинский. Многие топы создают пары и удобны при симметричном расположении материала.
Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.
Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.
Тут я хочу предостеречь вас от простого упоминания этого числа. Используйте сравнения и образы, доступные для публики. Например, интересный факт, имеющий прямое отношение к теме: «задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…». Вопрос или цепочка вопросов. Задавайте вопросы, не требующие ответа. Интерес вызывает начало, в ходе которого выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом перед аудиторией. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления. Разумеется, этот случай или разговор натолкнул оратора на какие-то мысли, связанные с предстоящим выступлением.
Шутка или анекдот отлично ваписываются в структуру публичного выступления. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Скажите искренне о ваших чувствах. Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие.
Композиция выступления
В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей. Без источника новость обесценивается Если новостью является мнение, дать его в лиде кратко косвенной речью, а во втором абзаце полностью и в кавычках Дать краткую характеристику. Композиция речи играет важную роль в любом тексте, помогая автору передать свои мысли и чувства с максимальной эффективностью. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему, стилистическим.
Композиция публичного выступления
Композиция повествования, таким образом, служит, помимо того, что выражает содержание, еще и созданию эмоционального напряжения на протяжении всего произведения. Рассказываем, как подготовить речь к публичному выступлению с учетом обстановки: на работе, в кругу единомышленников или в суде. Композиция выступления это ни что иное, как выстраивание аргументов с целью доказательства основного означенного тезиса. Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема. Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1.
Построение и виды публичной речи, ее особенности
Основы публичного выступления — пример структуры | На выстраивание композиции ораторской речи влияют 3 основных фактора: тип презентации, размер аудитории и продолжительность выступления. |
29. Композиция выступления. Риторика | Рассказываем, как подготовить речь к публичному выступлению с учетом обстановки: на работе, в кругу единомышленников или в суде. |
Николаев А. И. Основы литературоведения | Композиция выступления 0.00 из 5.00 0 оценок. |
Композиция речи
Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему, стилистическим. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Главная» Новости» Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления.