Данный курс поможет разобраться в алгоритме решения и сложных моментах генетических задач, встречающихся на ЕГЭ и олимпиадах. «Сложные задания второй части ЕГЭ по. Главная» Новости» Решу егэ биология 2024. • Анализ выполнения заданий линии 28 участниками ЕГЭ 2019 года. За 7 занятий разбираем все необходимые для сдачи ЕГЭ по биологии материалы по генетике, закрепляем на практике и учимся решить на 3 балла задачу 29 из второй части.
Сцепленное наследование генов. ЕГЭ по биологии, 28 задача
Будут ли на ЕГЭ в 2023 году задачи на закон Харди-Вайнберга | Представлена подборка материалов к заданию № 28 по теме: Задача по генетике. |
ЕГЭ по биологии — 2024: секреты решения сложных заданий | об экзамене в 2024 году. |
3 задание ЕГЭ по биологии | Генетическая информация | Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ по биологии 9. |
Вход и регистрация | по голандрическому типу. |
Решение генетических задач
Эксперт при проверке выставит вам: 3 балла — за абсолютно верный и полный ответ; 2 балла — за верное решение задачи в целом; 1 балл — за любой полный и верный элемент ответа, например, если верно указаны 1-й и 3-й элементы, но схема скрещивания отсутствует; 0 баллов — если генотипы родителей или их гаметы указаны неверно. Таким образом, очень важно правильно оформлять решение задачи ЕГЭ по биологии, отвечать на все вопросы и комментировать полученные результаты. Например, у растения зелёная окраска проростков доминирует над жёлтой, матовые листья — над блестящими. От скрещивания двух растений получили потомство: 104 растения с зелёной окраской проростков и матовыми листьями, 5 — с зелёной окраской проростков и блестящими листьями, 3 — с жёлтыми проростками и матовыми листьями, 97 — с жёлтыми проростками и блестящими листьями. Определите генотипы исходных растений, расстояние между генами и тип наследования признаков. Ответ поясните. Решение задачи по генетике:.
Гетерозигота — клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена Аа. Генотип — совокупность всех генов организма. Фенотип — совокупность признаков организма, формирующихся при взаимодействии генотипа с окружающей средой. Гибридологический метод — изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путём гибридизации скрещивания. Моногибридное скрещивание — это скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых контрастных альтернативных признаков, которые передаются по наследству. Дигибридное скрещивание — это скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам изучаемых альтернативных признаков. Полигибридное скрещивание — это сложное скрещивание, при котором родительские организмы отличаются по трём, четырём, и более парам контрастных альтернативных признаков. Раздел 1. Общие рекомендации по решению генетических задач. Техника решения задач Алгоритм Символика 1. Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В. Определение типа наследования доминантность, рецессивность , если это не указано. Запись фенотипов и схемы скрещивания словами. Определение фенотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символам генов под фенотипами. Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов. Составление решетки Пеннета. Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
Но к апрелю поняли, что надо подключить ещё живые занятия с преподавателем... Порог бы пройти. Anonymous То есть Умскул-это не живые занятия,а вебинары? А живые занятия где? Там и биология. Кстати, занимаются девочки, которые в том году не прошли пороги. Вот в этом году сдавали. Умскул вебинары, теория и практика. Теория практически всегда в записи, практика - прямые эфиры. Если сейчас будет мало баллов. Дочь говорит,что нет. Биология всегда сложная,что с репом,что без. Пишут плохо.
Ответ: Содержание верного ответа и указание по оцениванию допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла Баллы Элементы ответа: 1 — 3 За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок 2 Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок 1.
Заполните заявку на подготовку к ЕГЭ по биологии
- НОВЫЕ задачи по ГЕНЕТИКЕ. ТОЧНО БУДУТ НА ЕГЭ 2023|ЕГЭ БИОЛОГИЯ|Freedom| - YouTube
- Библиотека
- 2024 год. Структура и особенности ЕГЭ по биологии
- Описание и характеристики
- Евгения Михайлова
- О заданиях 2023 года Московской олимпиады по генетике
Задание 28. Генетика: Решение задач
На странице есть алгоритм выполнения данных заданий, а также подробный разбор задач по генетике с решениями, который поможет подготовиться вам к егэ по биологии (Ростов-на-Дону). В задании 27 немного изменилась содержательная часть: помимо заданий по цитологии появились задачи по эволюционной генетике, которые до этого не встречались. Все типы задач по генетике для ЕГЭ: летальность, сцепленное наследование, кроссинговер, крис-кросс наследование, двойное сцепление с Х-хромосомой, превдоутосомное наследование и новые типы задач на картирование хромосом. В задании 27 немного изменилась содержательная часть: помимо заданий по цитологии появились задачи по эволюционной генетике, которые до этого не встречались. Главная» Новости» Задачи на закон харди вайнберга егэ 2024 биология.
ЕГЭ по биологии — 2024: секреты решения сложных заданий
Циклические реакции. Окислительное фосфорилирование. Преимущества аэробного пути обмена веществ перед анаэробным. Эффективность энергетического обмена.
Принцип комплементарности в реакциях матричного синтеза. Реализация наследственной информации. Генетический код, его свойства.
Транскрипция — матричный синтез РНК. Принципы транскрипции: комплементарность, антипараллельность, асимметричность. Трансляция и её этапы.
Участие транспортных РНК в биосинтезе белка. Условия биосинтеза белка. Кодирование аминокислот.
Роль рибосом в биосинтезе белка. Организация генома у прокариот и эукариот. Регуляция активности генов у прокариот.
Гипотеза оперона Ф. Жакоб, Ж. Регуляция обменных процессов в клетке.
Клеточный гомеостаз. Вирусы — неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов, ретровирусов, бактериофагов.
Вирусные заболевания человека, животных, растений. Интерфаза и митоз. Особенности процессов, протекающих в интерфазе.
Подготовка клетки к делению. Пресинтетический постмитотический , синтетический и постсинтетический премитотический периоды интерфазы. Матричный синтез ДНК — репликация.
Принципы репликации ДНК: комплементарность, полуконсервативный синтез, антипараллельность. Механизм репликации ДНК. Строение хромосом.
Теломеры и теломераза. Хромосомный набор клетки — кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Гомологичные хромосомы. Половые хромосомы. Деление клетки — митоз.
Стадии митоза и происходящие в них процессы. Типы митоза. Кариокинез и цитокинез.
Биологическое значение митоза. Регуляция митотического цикла клетки. Программируемая клеточная гибель — апоптоз.
Функциональная геномика 3 Организм как биологическая система 3. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы. Взаимосвязь частей многоклеточного организма.
Ткани, органы и системы органов. Организм как единое целое. Гомеостаз 3.
Виды бесполого размножения: почкование, споруляция, фрагментация, клонирование. Половое размножение. Половые клетки, или гаметы.
Стадии мейоза. Поведение хромосом в мейозе. Биологический смысл мейоза и полового процесса.
Мейоз и его место в жизненном цикле организмов. Предзародышевое развитие. Гаметогенез у животных.
Половые железы. Образование и развитие половых клеток. Сперматогенез и оогенез.
Строение половых клеток. Оплодотворение и эмбриональное развитие животных. Способы оплодотворения: наружное, внутреннее.
Индивидуальное развитие организмов онтогенез. Стадии эмбриогенеза животных на примере лягушки. Типы дробления.
Особенности дробления млекопитающих. Зародышевые листки гаструляция. Закладка органов и тканей из зародышевых листков.
Взаимное влияние частей развивающегося зародыша эмбриональная индукция. Закладка плана строения животного как результат иерархических взаимодействий генов. Влияние на эмбриональное развитие различных факторов окружающей среды.
Рост и развитие животных. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие.
Развитие с метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Биологическое значение прямого и непрямого развития, их распространение в природе. Типы роста животных.
Факторы регуляции роста животных и человека. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Периоды онтогенеза человека.
Размножение и развитие растений. Гаметофит и спорофит. Мейоз в жизненном цикле растений.
Образование спор в процессе мейоза. Гаметогенез у растений. Оплодотворение и развитие растительных организмов.
Двойное оплодотворение у цветковых растений. Образование и развитие семени. Механизмы регуляции онтогенеза у растений и животных 3.
Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип. Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, молекулярно-генетический 3. Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов первого поколения.
Правило доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления признаков. Цитологические основы моногибридного скрещивания.
Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Промежуточный характер наследования.
Расщепление признаков при неполном доминировании. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования признаков.
Цитологические основы дигибридного скрещивания. Сцепленное наследование признаков. Работы Т.
Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления между генами. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол.
Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система.
Плейотропия — множественное действие гена. Множественный аллелизм. Взаимодействие неаллельных генов.
Полимерия 3. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки.
Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная. Модификационная изменчивость. Роль среды в формировании модификационной изменчивости.
Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая В. Свойства модификационной изменчивости.
Генотипическая изменчивость. Свойства генотипической изменчивости. Виды генотипической изменчивости: комбинативная, мутационная.
Комбинативная изменчивость. Мейоз и половой процесс — основа комбинативной изменчивости. Роль комбинативной изменчивости в создании генетического разнообразия в пределах одного вида.
Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Спонтанные и индуцированные мутации.
Ядерные и цитоплазматические мутации. Соматические и половые мутации. Причины возникновения мутаций.
Мутагены и их влияние на организмы. Закономерности мутационного процесса. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.
Внеядерная изменчивость и наследственность 3. Международная программа исследования генома человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, молекулярно-генетический.
Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека.
Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. Стволовые клетки 3.
Зарождение селекции и доместикации. Учение Н. Вавилова о Центрах происхождения и многообразия культурных растений.
Роль селекции в создании сортов растений и пород животных. Сорт, порода, штамм. Вавилова, его значение для селекционной работы.
Методы селекционной работы. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции.
Испытание производителей по потомству. Отбор по генотипу с помощью оценки фенотипа потомства и отбор по генотипу с помощью анализа ДНК. Искусственный мутагенез как метод селекционной работы.
Радиационный и химический мутагенез как источник мутаций у культурных форм организмов. Использование геномного редактирования и методов рекомбинантных ДНК для получения исходного материала для селекции. Получение полиплоидов.
Дигибридное скрещивание — это скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам изучаемых альтернативных признаков. Полигибридное скрещивание — это сложное скрещивание, при котором родительские организмы отличаются по трём, четырём, и более парам контрастных альтернативных признаков. Раздел 1. Общие рекомендации по решению генетических задач. Техника решения задач Алгоритм Символика 1. Краткая запись условий задачи.
Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В. Определение типа наследования доминантность, рецессивность , если это не указано. Запись фенотипов и схемы скрещивания словами. Определение фенотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символам генов под фенотипами. Определение гамет.
Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов. Составление решетки Пеннета. Анализ решетки согласно поставленным вопросам. Краткая запись ответов 1. Р — перента — родители. Родительские организмы, взятые для скрещивания, отличающиеся наследственными задатками.
F — филис — дети. Гибридное потомство.
Это вынужденная мера, чтобы не увеличивать количество заданий во второй части. В части 2 собран мини-модуль из двух заданий Это задания 23 методология биологического эксперимента и 24 выводы и прогнозы по результатам эксперимента. Скриншот задания 23 и 24 из демоверсии ЕГЭ по биологии-2023 В прошлом году задание по методологии эксперимента сводилось к вопросу, какая в этом эксперименте будет зависимая переменная, а какая независимая. Теперь альтернативой этому вопросу может быть может быть вопрос про нулевую гипотезу — то есть, принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между наблюдаемыми событиями или феноменами. Для того чтобы ее сформулировать, ученик уже должен понять, что в эксперименте зависимое, что независимое, что меняется само по себе, а что было задано экспериментатором. Поняв, какие это перемены, он и выводит эту нулевую гипотезу. Также возможны задания про отрицательный контроль — то есть, экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергался экспериментальному воздействию. С точки зрения формулирования ответа, вы, во-первых, должны сформулировать сам отрицательный контроль.
Во-вторых, вы должны обязательно иметь в виду и указывать, что все остальные параметры в эксперименте должны оставаться без изменений, и уметь объяснять этот постулат. Нужно менять только один единственный параметр — вот эту самую независимую переменную, которую мы задаем. В задании 27 бывшее 26 добавлены вопросы по клеточной биологии и генетике Теперь линия 27 теперь может быть с вопросами по трем темам: эволюции, экологии и клетке.
Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца обратим внимание на птенцов с фенотипом — без хохолка коричневые — данный птенец получил гамету aХb от отца. При этом не имеет значе- ния его пол, если это самка, то aaХbY, если самец aaХbХb. При определении генотипа самца — анализирующее скрещивание. У человека ген нормального слуха В доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты дальтонизма — d рецессивный и сцеплен с Х—хромосомой. При определении ге- нотипа матери и дочери — анализирующее скрещивание. Гены находятся в разных парах аутосом.
Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. По условию: А — нет глаукомы а — глаукома В — синдром Марфана b — нормальное развитие соединительной ткани. Составьте схемы скрещиваний. Со- гласно правилу единообразия Менделя получаем, что с гладкие плоды — доминантный признак; ребри- стые — рецессивный. Согласно правилу единообразия гибридов Менделя получаем, что нормаль- ная высота стебля — доминантный признак; низкорослые — рецессивный. Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов а или b. Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак А ; сцепленный с полом ген ХB определяет зелёную окраску оперения, а Хb — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский.
Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением гетерозигота. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? При этом его пол, если это самка, то aaХbY. При определении генотипа самки— анализирующее скрещивание. Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?
Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2? В потомстве получится 1:1 АаВЬ белая окраска и дисковидная форма : aabb жёлтые шаровидные плоды. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип. Это будет анализирующее скрещивание. У дрозофил серая окраска тела А доминирует над чёрной, а нормальная форма крыльев В — над скрюченной неаллельные гены расположены в разных аутосомах.
При скрещивании серых мух с нормальными крыльями с серыми мухами со скрюченными крыльями одна четверть потомства имела чёрное тело. Какой тип наследования признаков проявляется в данном скрещивании? Для решения задачи используется правило единообразия гибридов первого поколения и анализи- рующеескрещивание. Гены обоих признаков не сцеплены. Схема решения задачи включает: 1 В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый муж- чина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. У детей «исчезают» признаки родителей — голубые глаза и леворукость, значит данные признаки рецессивные. А — карие глаза, a — голубые глаза B — праворукость , b — леворукость. Курица с гороховидным гребнем и рябой окраской оперения была скрещена с петухом такого же фенотипа. Один цыплёнок от этого скрещивания получился с листовидным гребнем и чёрной окраской оперения.
Самки птиц являются гетерогаметным полом. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения в этом браке детей с отсутствием потовых желёз? У них родились сын и дочь, оба умеют сворачивать язык в трубочку. Мать пробанда умеет сворачивать язык в трубочку, а отец — не умеет. Брат пробанда умеет сворачивать язык в трубочку. У пробанда есть и сестра, которая не умеет сворачивать язык в трубочку, она дважды выходила замуж за мужчин, которые умеют сворачивать язык в трубочку. Сын от первого брака не умеет сворачи- вать язык в трубочку, дочь от первого брака и сын от второго брака умеют сворачивать язык в трубочку. Бабушка по материнской линии не умела сворачивать язык в трубочку, а дедушка — умеет.
Определите характер наследования признака умение сворачивать язык в трубочку и укажите генотипы пробанда и её сестры. Признак «умение сворачивать язык в трубочку» является доминантным аутосомным, т. Если из двух родителей только один умеет сворачивать язык в тру- бочку, то признак проявляется. С одинаковой вероятностью встречается и у мужчин и у женщин не сцеплен с Х-хромосмой. Генотип пробанда: Аа, т. Генотип сестры пробанда: аа, т. Схема задачи не требуется, т. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
Две другие фенотипические группы 149 и 150 образуются в результате кроссинговера между аллельными генами. У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья частично доминируют над широкими у гибридов листья имеют среднюю ширину. A — красные цветки; a — белые цветки; B — узкие листья; b — широкие листья. Родители: AABb 2. Белая рогатая корова скрещена с гомозиготным красным рогатым быком. Какой фенотип и генотип будет иметь их потомство? Составьте схему скрещивания и объясните полученные результаты.
Схема решения задачи включает: 1 генотипы родителей: Самка АаВв. Гаметы АВ и ав; самец - аавв. Гаметы - ав; 2 генотипы потомства: АаВв - серое тело, нормальные крылья, аавв - чёрное тело, короткие кры- лья, Аавв - серое тело, короткие крылья, ааВв - чёрное тело, короткие крылья; 3 появление четырёх фенотипических групп обусловлено кроссинговером при образовании поло- вых клеток у самки и образованием дополнительных гамет - Ав и аВ. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов во втором поколении, тип скрещивания и характер наследования признаков при условии, что гены не сцеплены. В потомстве появились светлокожие курицы с чёрным оперением. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Схема решения задачи включает. У женщины с карими глазами и 3 группой крови и мужчины с голубыми глазами и 1 группой крови родился голубоглазый ребенок. Карий цвет глаз доминирует над голубым.
Определите, какая группа крови может быть у этого ребенка? Какой закон наследственности проявляется? По цвету глаз С - карие; с- голубые глаза. Генотип матери по цвету глаз Сс. Данная задача имеет два варианта решения. У рожденного ребенка может быть 3 группа крови. Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Две его дочери и 2 вариант. Рецессивная аллель этого гена обуславливает черную окраску меха.
Серые овцы были покрыты серыми же баранами. В результате получили 80 ягнят всего. АА - серый, летален Аа - серый Т. Определите вероятные генотипы всех детей, родителей,а также возможные генотипы дедушек этих детей. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом у птиц гетерогаметный пол — женский.
Задание 28. Генетика: Решение задач
Представлена подборка материалов к заданию № 28 по теме: Задача по генетике. Такие задачи могут появиться в в Части 2 линии 29 на ЕГЭ в 2023 году, поскольку в 2022 году в тестовую Часть 1 уже входило задание на знание свойств идеальной популяции. Разбор и решение всех заданий из открытого варианта ФИПИ по биологии, опубликованного 27 апреля 2024 года, официальный вариант ЕГЭ-2024. Задания части 2 ЕГЭ по теме «Методы генетики человека». 1. По родословной человека установите характер наследования полидактилии (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Готовься к ЕГЭ по Биологии бесплатно в онлайн тренажере Новой школы. Задания ФИПИ, пробники, автоматическая проверка и развернутое объяснение от нейросети. Разбор заданий повышенной сложности ЕГЭ по биологии (генетика)*.
Биология 2023, обсудим?
Кроссворд по биологии 9 класс «Скелет человека» Задания по теме «Отдел папоротниковидные» Задачи по теме «Биосинтез белка» Творческие задания как средство развития интереса к биологии в классах коррекционного обучения Задания по теме. Медалистка из Челябинской области усомнилась в проверяющих ЕГЭ по биологии, ей снизили результат на 4 балла. Спор возник из-за решения задачи по генетике. Генетика: Решение задач» по Биологии: раздел — «Генетика». Задача на гибель эмбрионов Текст задачи: У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В экзамен по биологии входит 28 заданий, из них 21 задание с кратким ответом и 7 — с развернутым. Генетика. Учитель биологии МАОУ СОШ № 2 имени ва ской, эксперт ЕГЭ.
Задание №28 ЕГЭ по биологии
Из первой части экзаменационной работы исключена линия заданий на определение последовательности биологических событий. В связи с принятием новой федеральной образовательной программы произошли изменения в кодификаторе проверяемых требований к результатам обучения и элементов содержания. Однако новые темы в 2024 году на проверку на экзамене не выносятся в кодификаторе они выделены курсивом. Планируется ли сохранить такие задания?
Мендель же свой горох стал изучать уже во второй половине XIX века, а законы так вообще только в 1900 записали. То есть на момент написания Дарвином его знаменитых книг никто ещё не догадывался ни о каких законах наследственности. Никто не знал и о хромосомах, а о генах так и подавно о них стало известно лишь в ХХ веке. Поэтому тогда вполне логично было предположить, что можно передать ребёнку половину признака.
Вопрос третий: «Какая биологическая теория начала XX века помогла решить противоречие между Дженкином и Дарвином? Вот это и есть тот самый коварный пункт, который дополнялся на протяжении всего экзамена — на основе тех ответов, которые давали ученики. Подсказка есть в самом вопросе: теория должна быть начала ХХ века. Здесь по смыслу лучше всего подойдет хромосомная теория наследственности, которую Морган опубликовал в 1915 году.
Сперва в ответы был заложен только этот вариант, но потом составители смилостивились и добавили к нему ещё синтетическую теорию эволюции и мутационную теорию. Дело в том, что мутационная теория здесь действительно самая ранняя — 1903 год, но она вроде не так хорошо подходит под задачу. Синтетическая теория эволюции подходит лучше, хотя вышла она позже — в 1937 году.
Затем записываем фенотипы потомства. Даём ответы на все вопросы задачи ответы убедительно аргументируем! Основные правила, помогающие в решении генетических задач по биологии Правило то… 1. Моргана — закон сцепленного наследования 7.
Моргана — закон сцепленного наследования, нарушение сцепления генов в результате кроссинговера 8. Эксперт при проверке выставит вам: 3 балла — за абсолютно верный и полный ответ; 2 балла — за верное решение задачи в целом; 1 балл — за любой полный и верный элемент ответа, например, если верно указаны 1-й и 3-й элементы, но схема скрещивания отсутствует; 0 баллов — если генотипы родителей или их гаметы указаны неверно. Таким образом, очень важно правильно оформлять решение задачи ЕГЭ по биологии, отвечать на все вопросы и комментировать полученные результаты.
Во время изгибов тела и дрожания самец и самка производят колебания с определённой частотой. В каком органе находятся рецепторы, с помощью которых самец и самка воспринимают сигнал? К какой группе по характеру раздражителя относятся эти рецепторы? Будет ли самец проявлять нерестовое поведение, если к нему подсадить самку близкого вида, которая демонстрирует аналогичный танец и имеет в 2 раза больший размер тела? Ответ поясните.
Укажите условие местообитания рыб, для которых эти рецепторы являются основными при ориентации в пространстве? На рисунке изображены формы клюва у представителей разных видов семейства цветочниц, обитающих на Гавайских островах. Укажите последовательность процессов, которые привели к формированию многообразия форм клюва с позиции современной синтетической теории эволюции. Как называется такая форма направленной эволюции? Чем она характеризуется?
Решение задач по генетике на ЕГЭ по биологии
Однако у некоторых животных, например у широкого лентеца и взрослой особи бабочки павлиноглазки, отсутствует рот и кишечник. Рот отсутствует также у личинок рыб в первую неделю после выхода из икринки. Каким образом эти организмы получают питательные вещества? Укажите два процесса, в которых клетки этих животных используют мономеры органических соединений питательных веществ. Ответ: 1 широкий лентец всасывает питательные вещества через покровы поверхность тела ; 2 бабочка павлиноглазка использует питательные вещества, накопленные ее личинкой; 3 личинки рыб используют питательные вещества, запасенные в икринке в желточном мешке, в желтке ; 4 синтез собственных полимерных веществ; 5 получение энергии. Свернуть 27.
Особое внимание девушка уделяет разбору тем, которые изначально вызывали у нее сложности на уроках. Также для работы с терминами помогает мнемотехника, способ заучивания, основанный на ассоциативном ряде. С помощью каких-то определенных ассоциаций мне проще запоминать термины. Московская выпускница Маргарита Воронкова считает, что самое главное в подготовке к ЕГЭ по биологии не просто зазубривать материал, а понимать изучаемые процессы и явления. Эти вопросы я тщательно разбираю и заучиваю, решаю по ним дополнительные задания. Также важно не просто зазубривать материал, а его понимать.
Именно понимание материала потом может помочь тебе построить логическую цепочку и справиться с вопросом, ответа на который ты не знаешь, — поделилась девушка. Лайфхак от учителя биологии Марии Ишевской: «При подготовке очень важна техника интервального повторения, когда ты постоянно возвращаешься к трудным темам и работе над ошибками. То есть нужно не просто прорешать какие-то задания, но, увидев ошибки, вернуться к ним и поработать дополнительно. Обычно у ребят вызывают трудности задания на обмен веществ, метаболизм, фотосинтез, энергетический обмен, эволюцию, экологию, биосферу, матричный синтез. На эти темы нужно обратить особое внимание». Часто на экзамене школьники теряются.
Как поступить, если не знаешь ответа: оставить бланк пустым или написать хотя бы что-нибудь? Валерьян Рохлов призывает ребят успокоиться и отвечать сначала на те задания, которые понятны. Времени достаточно, не стоит торопиться, просто сначала рекомендую аккуратно записать ответы на черновике, а потом проверить их и перенести в чистовик.
Во время мейоза произошли крос-синговеры; б гены темной окраски тела и нормальных крыльев лежат в одной хромосоме, а гены нормальной окраски тела и миниатюрных крыльев в ее гомологе. Во время мейоза произошли крос-синговеры. Такое расщепление в потомстве, когда два фенотипа значительно преобладают над двумя другими фенотипами, бывает при сцепленном наследовании. Причем, по закону Моргана, гены, локализованные в одной хромосоме, сцеплены, то есть наследуются преимущественно вместе. Следовательно, в этом случае в одной хромосоме находятся гены темного тела и нормальных крыльев, а в другой нормальной окраски тела и миниатюрных крыльев, таккак в потомстве мухи с такими фенотипами значительно преобладают. Другие же фенотипы могли возникнуть в результате кроссинговера.
Значит, правильным является утверждение б. Отец девушки страдает гемофилией, тогда как мать ее в этом отношении здорова и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола при условии, что сыновья и дочери не будут вступать в брак с носителями гена гемофилии? Отец девушки гемофилик, значит, единственная X-хромосома в его генотипе несет ген этой болезни. И эту хромосому он обязательно передал своей дочери. Мать девушки и ее предки здоровы, следовательно, полученная от нее дочерью вторая Х-хро-мосома не отягощена геном гемофилии. Таким образом, в генотипе невесты только одна из двух хромосом несет ген гемофилии. Единственная же Х-хромосома в генотипе здорового жениха такой ген не содержит иначе он был бы болен.
Сыновья от этого брака получают от отца Y-хромосому, нейтральную в отношении гемо филии, а от матери — с одинаковой вероятностью — либо «болезнетворную» Х-хромосому, либо «здоровую». В зависимости от этого сыновья либо будут страдать гемофилией, либо нет. Дочери же получат от отца Х-хромосому, свободную от гена гемофилии. Если здоровый сын женится на здоровой девушке, ни один их ребенок не будет страдать гемофилией. Если в брак со здоровым мужчиной вступит дочь, не являющаяся носительницей гена гемофилии, то все дети будут здоровы. Если же в такой брак вступит дочь гетерозиготная носительница гена гемофилии, то половина ее сыновей окажется гемофиликами, а все ее дочери будут фенотипически здоровы. При решении всех задач на наследственность у человека необходимо помнить о статистическом вероятностном характере получаемых выводов: число детей даже в многодетных семьях недостаточно для того, чтобы фактическое расщепление по фенотипам было наверняка близким к теоретическому. Но если рассматривать не отдельный брак, а все браки такого типа, то согласие теории с практикой будет хорошим. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей?
Генотип матери 00, генотип отца — АВ. Ребенок обязательно получит от матери ген 0, а отца — один и только один! Поэтому ребенок будет иметь генотип АО или ВО, но ни в коем случае ни 00, ни АВ, иными словами, он будет обладать второй или третьей группой крови, но не первой, и не четвертой. Как видим, в этом случае ребенок не может унаследовать группу крови ни от своего отца, ни от своей матери. В этой задаче мы будем иметь в виду только два вида слепоты, причина каждого из которых определяется своим рецессивным геном. Сколь вероятно, что ребенок родится слепым, если отец и мать его оба страдают одним и тем же видом наследственной слепоты? А если различными? Свяжите полученный ответ с необходимостью, особенно тщательно следите за тем, чтобы вступающие в брак не состояли даже в отдаленном родстве. Если слепота обоих родителей обусловлена одним и тем же рецессивным геном, они обязательно гомозиготны по этому гену, и поэтому наверняка передадут свой недуг потомству.
Если же слепота отца обусловлена рецессивным геном а в гомозиготном состоянии, слепота матери — другим рецессивным геном в тоже в гомозиготном состоянии, то генотипы родителей могут быть записаны так: у матери ааВВ, у отца ААвв. При оплодотворении образуются зиготы АаВв, в которых действие рецессивного гена слепоты а и рецессивного гена в подавляется их доминантными аллелями зрячести А и В, и потому дети рождаются зрячими. Наличие одинаковых рецессивных генов слепоты особенно вероятно у близких родственников. Поэтому при вступлении их в брак слепота может особенно часто передаваться детям. Попытайтесь объяснить результаты этих скрещиваний.
Это значит, что родители — гетерозиготы по признаку резус-фактора Rr. IBi0Rr — третья группа крови, резус-фактор положительный. IBi0rr — третья группа крови, резус-фактор отрицательный. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Второй сын Анны и Павла и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение.
Задание 28. Генетика. ЕГЭ 2024 по биологии
Реальный вариант с ЕГЭ 2023 по биологии задания и ответы | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов | Задания по биологии. |
Решение задач по биологии на генетику для ЕГЭ 2022 / Блог / Справочник :: Бингоскул | Сборник задач по цитологии и генетики из части С5 т С6 ЕГЭ по биологии Автор разработки. |
Кроссинговер в задачах по генетике: 5 проблем учеников с решениями
• Генетические задачи, Биология растений, животных, человека. задачи по генетике. 8: Все О Генетике В Егэ: 4 И Самые Сложные Типы 29 Задачи, Биология Егэ 2023, Умскул. С5 - либо ДНК-РНК-белок, либо задачи ЕГЭ по генетике.
Задание 28. Генетика. ЕГЭ 2024 по биологии
Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи. Ответ: Бесплатный интенсив Задача 14 У птиц самки гетерогаметны по полу. У канареек бывает оперение зелёной и коричневой окраски, также птицы между собой различаются наличием или отсутствием хохолка на голове. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и коричневым оперением. Птенцы оказались хохлатыми, половина из них зелёными самцы , половина — коричневыми самки.
Безусловные и условные рефлексы 5. Иммунная система человека. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Врождённый, приобретённый специфический иммунитет. Теория клонально-селективного иммунитета П. Эрлих, Ф. Бернет, С. Воспалительные ответы организмов. Роль врождённого иммунитета в развитии системных заболеваний 5. Сердце, кровеносные сосуды и кровь.
Круги кровообращения. Работа сердца и её регуляция 5. Дыхательная система человека. Регуляция дыхания. Дыхательные объёмы 5. Пищеварительные железы. Строение и функционирование нефрона.
Фильтрация, секреция и обратное всасывание как механизмы работы органов выделения. Образование мочи у человека 5. Скелетные мышцы и их работа. Строение и типы соединения костей 6 Эволюция живой природы 6. Предпосылки возникновения дарвинизма. Жизнь и научная деятельность Ч. Движущие силы эволюции видов по Ч.
Дарвину высокая интенсивность размножения организмов, наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Оформление синтетической теории эволюции СТЭ. Нейтральная теория эволюции. Современная эволюционная биология. Значение эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира 6. Современные методы оценки генетического разнообразия и структуры популяций. Изменение генофонда популяции как элементарное эволюционное явление.
Закон генетического равновесия Дж. Харди, В. Элементарные факторы движущие силы эволюции. Мутационный процесс. Дрейф генов — случайные ненаправленные изменения частот аллелей в популяциях. Эффект основателя. Изоляция популяций: географическая пространственная , биологическая репродуктивная.
Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий дизруптивный. Половой отбор. Приспособленность организмов как результат микроэволюции. Возникновение приспособлений у организмов. Ароморфозы и идиоадаптации. Примеры приспособлений у организмов.
Относительность приспособленности организмов. Вид, его критерии и структура. Видообразование как результат микроэволюции. Изоляция — ключевой фактор видообразования. Пути и способы видообразования: аллопатрическое географическое , симпатрическое экологическое , «мгновенное» полиплоидизация, гибридизация. Длительность эволюционных процессов. Механизмы формирования биологического разнообразия.
Роль эволюционной биологии в разработке научных методов сохранения биоразнообразия. Микроэволюция и коэволюция паразитов и их хозяев. Механизмы формирования устойчивости к антибиотикам и способы борьбы с ней 6. Палеонтологические методы изучения эволюции. Переходные формы и филогенетические ряды организмов. Биогеографические методы изучения эволюции. Сравнение флоры и фауны материков и островов.
Биогеографические области Земли. Виды-эндемики и реликты. Эмбриологические и сравнительно-морфологические методы изучения эволюции. Генетические механизмы эволюции онтогенеза и появления эволюционных новшеств. Гомологичные и аналогичные органы. Рудиментарные органы и атавизмы. Молекулярно-генетические, биохимические и математические методы изучения эволюции.
Гомологичные гены. Современные методы построения филогенетических деревьев. Хромосомные мутации и эволюция геномов. Общие закономерности правила эволюции. Необратимость эволюции. Адаптивная радиация. Неравномерность темпов эволюции 6.
Абиогенез и панспермия. Донаучные представления о зарождении жизни креационизм. Гипотеза постоянного самозарождения жизни и её опровержение опытами Ф. Реди, Л. Спалланцани, Л. Происхождение жизни и астробиология. Основные этапы неорганической эволюции.
Планетарная геологическая эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Опыт С. Миллера и Г. Образование полимеров из мономеров. Коацерватная гипотеза А.
Опарина, гипотеза первичного бульона Дж. Холдейна, генетическая гипотеза Г. Рибозимы Т. Чек и гипотеза «мира РНК» У. Формирование мембран и возникновение протоклетки. История Земли и методы её изучения. Ископаемые органические остатки.
Геохронология и её методы. Относительная и абсолютная геохронология. Геохронологическая шкала: эоны, эры, периоды, эпохи. Начальные этапы органической эволюции. Появление и эволюция первых клеток. Эволюция метаболизма. Возникновение первых экосистем.
Современные микробные биоплёнки как аналог первых на Земле сообществ. Прокариоты и эукариоты. Происхождение эукариот симбиогенез. Эволюционное происхождение вирусов. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных групп многоклеточных организмов. Основные этапы эволюции высших растений.
Основные ароморфозы растений. Выход растений на сушу. Появление споровых растений и завоевание ими суши. Семенные растения. Происхождение цветковых растений. Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы животных.
Вендская фауна. Кембрийский взрыв — появление современных типов. Первые хордовые животные. Жизнь в воде. Эволюция позвоночных. Происхождение амфибий и рептилий. Происхождение млекопитающих и птиц.
Принцип ключевого ароморфоза. Освоение беспозвоночными и позвоночными животными суши. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Общая характеристика климата и геологических процессов. Появление и расцвет характерных организмов. Углеобразование: его условия и влияние на газовый состав атмосферы. Массовые вымирания — экологические кризисы прошлого.
Причины и следствия массовых вымираний. Современный экологический кризис, его особенности 6. Методы антропологии. Становление представлений о происхождении человека. Современные научные теории. Сходство человека с животными. Систематическое положение человека.
Свидетельства сходства человека с животными: сравнительно-морфологические, эмбриологические, физиолого-биохимические, поведенческие. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Движущие силы факторы антропогенеза: биологические, социальные. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе. Основные стадии антропогенеза.
Австралопитеки — двуногие предки людей. Человек умелый, первые изготовления орудий труда. Человек прямоходящий и первый выход людей за пределы Африки. Человек гейдельбергский — общий предок неандертальского человека и человека разумного. Человек неандертальский как вид людей холодного климата. Человек разумный современного типа, денисовский человек, освоение континентов за пределами Африки. Эволюция современного человека.
Естественный отбор в популяциях человека. Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные волны, дрейф генов, миграция и «эффект основателя» в популяциях современного человека. Человеческие расы. Понятие о расе. Большие расы: европеоидная евразийская , австрало-негроидная экваториальная , монголоидная азиатско-американская. Время и пути расселения человека по планете.
Единство человеческих рас. Научная несостоятельность расизма. Приспособленность человека к разным условиям окружающей среды. Влияние географической среды и дрейфа генов на морфологию и физиологию человека 7 Экосистемы и присущие им закономерности 7. Связь экологии с другими науками. Методы экологии. Полевые наблюдения.
Эксперименты в экологии: природные и лабораторные. Моделирование в экологии.
Какими были бы частоты генотипов всех генотипов, если бы популяция находилась в равновесии? Если представить, что все условия равновесной популяции начнут выполняться, то за сколько поколений популяция придёт в равновесие? В популяции растений ночной красавицы Mirabilis jalapa из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окраски в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Рассмотрите кариограмму человека.
Представителю какого пола принадлежит данная кариограмма? На основании чего можно утверждать, что эта кариограмма человека с синдромом Шерешевского-Тернера? Укажите возможные причины появления данного синдрома с точки зрения формирования половых клеток и оплодотворения. Ответ 2 так как отсутствует Y-хромосома; 3 в 23-й паре есть одна Х-хромосома из пары половых хромосом; 4 нерасхождение гомологичных половых хромосом в мейозе образование аномальной гаметы с отсутствующей половой хромосомой ; 5 слияние аномальной гаметы с нормальной гаметой образование зиготы с недостающей хромосомой. Алкаптонурия — аутосомно-рецессивное заболевание, которое возникает из-за нарушения обмена тирозина в организме человека. Известно, что частота встречаемости заболевания в большинстве популяций человека составляет 1:250 000. Однако среди коренных жителей Доминиканской Республики это заболевание встречается с частотой 1:19 000.
Рассчитайте равновесные частоты нормального и мутантного фенотипа в популяции человека. Докажите, что популяция не находится в равновесии Харди-Вайнберга. За счёт действия какого эволюционного фактора наблюдается отклонение от равновесия? Ответ 14. Для выявления некоторых наследственных заболеваний человека используется цитогенетический метод. На чём основан этот метод? Если бы Вы проводили данное исследование, какие клетки крови Вы бы использовали?
Объясните, почему. На каких изображениях кариотипа человека можно наблюдать отклонения, ответ поясните. Ответ 1 цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества; 2 для исследования используют лейкоциты крови, в этих клетках есть хромосомы, заключённые в ядро, эритроциты и тромбоциты крови ядра не содержат; 3 отклонения можно наблюдать на изображениях 1 и 3; 4 на изображении 1 трисомия по 21 хромосоме синдром Дауна ; 5 на изображении 3 отсутствие половой хромосомы синдром Шерешевского — Тернера.
Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.