Новости василий великий григорий богослов и иоанн златоуст

Великие вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст молите Бога о нас грешных. Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Жизнь и подвиги трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Житие и праздник Трех святителей

Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. В самом начале января месяца прославляли мы Святителя Василия Великого, сравнительно недавно Святителя Григория Богослова, а совсем недавно было перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. Православная Церковь 12 февраля чтит память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Святое единство. Главный урок, который нам дали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Ко дню памяти Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоутого предлагаем читателям цитаты святителей о том, что поможет не сбиться с дороги по пути к Богу. Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста празднует Православная Церковь 12 февраля. Сторонники Василия Великого выделяли его первым, поскольку он лучше всех смог объяснить тайну Божественной природы; сторонники Григория Богослова были за великолепное изложение им Божественного учения, чистоту языка и особое созерцание Божественности.

Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Человек, которого называли кораблем, до предела нагруженным учёностью – Василий Великий, Григорий Богослов – один из величайших мистиков, Иоанн Златоуст – святой, которого будут называть учителем [ ]. 12.02.2023 Новости. Сегодня Церковь празднует память трёх великих святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В это непростое время Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, боролись с ересями, толковали Священное Писание, в храмах разъясняли учение о Святой Троице. Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. Составлено по творениям святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий великий, григорий богослов и иоанн златоуст. ДЕНЬ АНГЕЛА» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 февраля 2023 года в 12:00, длительностью 00:39:19, на видеохостинге RUTUBE.

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Ко дню памяти Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоутого предлагаем читателям цитаты святителей о том, что поможет не сбиться с дороги по пути к Богу. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Человек, которого называли кораблем, до предела нагруженным учёностью – Василий Великий, Григорий Богослов – один из величайших мистиков, Иоанн Златоуст – святой, которого будут называть учителем [ ]. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому.

Войти на сайт

Третий, Иоанн Златоуст умер в 407 г. У каждого из них есть свой день в церковном календаре, но в XI веке разгорелись жаркие споры о том, кто из трех внес наибольший вклад в христианскую веру. Дискутирующие делятся на «василианцев», «григорианцев» и «иоаннитов».

Праздник был учрежден в XI веке в царствование византийского императора Алексея Комнина. В то время в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех Святителей прошедших свой земной путь примерно в одно время: Василия Великого - архиепископа Кесарии ученого, основателя монашеских обителей, помощника страждущих, Иоанна Златоуста, устроителя благолепного Богослужения, автора Литургии Иоанна Златоустого, и Григория Богослова. Святителя жили в IV-V веках на стыке двух культур языческой и христианской, античной и византийской. Тогда в смуте и борениях перерождался старый мир. Сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя.

Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей.

История праздника восходит к временам правления византийского императора Алексия I Комнина, когда в Константинополе в связи с учением Василия Врача возник спор о первенстве между Отцами Церкви. Святой Василий Великий умер в 379 г.

Третий, Иоанн Златоуст умер в 407 г.

И тогда только что обретшая свободу Церковь остро нуждалась в просветителях, так как без обучения и воспитания народа невозможно было очиститься от внутреннего язычества, глубоко вкоренившегося в сознание и поразившего насквозь среду народной бытовой жизни. Еще стояли идолы, на улицах сидели гадатели, смущали народ всякие колдуны и волхователи, а философы до хрипоты спорили друг с другом, блуждая в поисках умственной истины. Полезные материалы Чем не наше время?.. И тогда, как и сейчас кто половчей извлекает выгоду из состояния человеческой темноты и сомнений, страхов и заблуждений. А они, просветители — Василий, Григорий и Иоанн, каждый по-своему, противостали тьме, ересям, хаосу в мыслях и делах.

Заступили людей от зла, за что и потерпели наветы, прещения, зависть, оговоры, были гонимы, осуждаемы, заключаемы под стражу. Однако, истина все побеждает: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» Ин1:5. Краткое жизнеописание Свт. Третья четверть XVI века. Иконописная школа или художественный центр: Тверь. Происхождение: Из церкви села Георгиевское Бежецкого района Калининской области.

Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 100 см, ширина 32 см Ростовое изображение Василия Великого. Обеими руками поддерживает развернутый свиток с текстом. На святителе белая крестчатая фелонь и белые омофор и подризник. КП 0257. По нашим меркам умер он еще достаточно молодым человеком, поскольку не дожил до 50 лет, но при этом на века оставил о себе память, подарив Церкви сокровища своих трудов, наставлений, правил, бесед, толкований, и самой своей высоконравственной жизнью явил пример деятельного служения людям и Богу.

Высокое значение деятельности святителя переоценить невозможно, особенно учитывая состояние Церкви в то время. Церковь только начинала строиться тогда, освободившись от гонений. Общины существовали обособлено, отсутствовало единообразие службы, догматы только формулировались, языческое окружение еще доминировало. При этом в церковной среде появились уже болезни заблуждений и ересей. Василий Великий проложил человеческому разуму мост для перехода от античного сознания и философских исканий истины к христианскому мировоззрению, христианской нравственности и христианским основам социальной жизни, утверждая вокруг веру и благочестие. Он внес свой вклад в разработку православной догматики, в определение понятий «сущность» и «ипостась», что послужило борьбе с арианством и стало опорой для формулирования догмата о Пресвятой Троице.

Широко известны экзегетические Беседы святителя на Шестоднев, давшие богословскую основу для развития естественных наук. Помимо литературной деятельности и богословия Василий очень много сделал для устроения Церковной организации, упорядочения ее внутреннего устройства, а также потрудился для оформления службы, составив чин Божественной Литургии. Народ запомнил святителя благотворительной и попечительской деятельностью. Василий Великий много сделал для Церкви, отдельно необходимо отметить, из какой семьи происходил этот человек, тогда станет понятна сила его веры и источник его деятельной энергии. Особенное значение в современных условиях расшатывания традиционных ценностей имеет необходимость сплочения и укрепления христианской семьи, и житие Василия Великого показывает церковным людям силу семейного корня, силу молитв за родного человека и своих близких. Семья является для человеческой души опорой, питательной средой для воспитания веры, дароносительницей для передачи от поколения к поколению благого опыта жизни во Христе.

Такой семьей были близкие Василия Великого, научившие его святости. Интересный факт Макрина, усвоившая догматы веры от Григория, передавала их своему внуку Василию, наставляя его с малолетства в любви к Богу и «в благочестивых учениях», а главное — учила всегда и за все благодарить Господа. Хотя красавица Емилия и желала посвятить себя Богу, но чтобы не пасть жертвой насилия, сирота вышла замуж за образованного и доброго молодого адвоката Василия старшего , сына благочестивой Макрины.

Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют.

Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире.

Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год.

Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах.

Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми. На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей.

Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был освящен в 1481 году. В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел.

Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. Спасо-Каменный монастырь в 1909 г. Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г.

Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками.

Писания и св. Тогда человек начинает стараться уподобиться Христу, понять и соблюсти волю Господа, стать достойным сосудом для Божьей Благодати. Правила, введённые Василием Кесарийским для монахов своей епархии, не только превратились на столетия вперёд во всеобщий и единственный монастырский устав.

Элементы этого правила прочно вошли в образ жизни православных мирян, в Христианскую Традицию, воспитывающую христиан поколение за поколением самим образом христианского устроения быта, повседневности, морали, поведения, внешнего облика. За свой неоценимый вклад в дело развития и упрочения христианского благочестия св. Василий получил прозвание "Великий". Монастырские правила, введённые Василием для монахов своей епархии, разошлись по всей Церкви, и стоят наравне с каноническими правилами Поместных Соборов.

Святитель Григорий Богослов Св. Симеоном Новым Богословом. Святитель Григорий Богослов. Cербия Студеница Именно Григорию принадлежит самое стройное и упорядоченное описание Православного то есть "правильного" Христианского Учения, опровержение всех ересей, происходивших из-за постепенного забвения людьми изначального учения, переданного Христом Своим ученикам, а через них дошедшего и до нас.

По грехам, в людях постепенно исчезает благоговение перед Священным Преданием, нежелание смиренно принимать Его во всей полноте, желание внести туда что-то новое, своё. Так возникает ересь — лжеучение, через следование которому у человека помрачается что-то в отношении к Богу, людям и своей душе; и спасение для такого человека становится весьма затруднительно. Именно в последовательном опровержении всех существовавших на то время ересей, а не в отвлечённом философствовании, заключалось православное богословие. Однако нет человека без греха — нет и ни одного Отца Церкви, который бы ни сделал ни одной ошибки в изложении им Христианского Учения.

Один святитель, живший после св. Григория Богослова, писал, что у любого святого отца можно изыскать что-либо неправильное во взглядах — но только не у св. Григория Богослова. Его изложение Православного Богословия — в особенности учение о Св.

Троице — есть абсолютный эталон для Церкви, и тот кто, кто не согласен в чём-либо с Григорием Богословом, сам себя отлучает от Церкви. Любое Православное Богослужение, на котором мы молимся, во многом состоит из песнопений, сочинённых Иоанном Дамаскиным из перефразированных текстов Григория Богослова. Григорий председательствовал на Втором Вселенском Соборе, под его руководством был написан наш Символ Веры.

Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого. Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование. Например, Василий Великий учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской и Константинополя, а для завершения обучения отправился в интеллектуальную столицу античности Афины, где и познакомился с Григорием Богословом. Теснейшая дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь. Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Для Златоуста же, который был младше их почти на 20 лет, первые двое были практически живой легендой и предметом глубочайшего почета и уважения. Иоанн много раз ссылается на суждения «блаженнейших, превосходнейших Василия и Григория» и ставит их как пример для подражания.

То общее, что их объединяло — это своего рода цивилизационная, культурно-историческая миссия, которую им предстояло выполнить в истории Церкви. Время государственных гонений прошло, надо было вносить христианство и просвещать им общественную, государственную и культурную жизнь, доносить истину о Боге используя достижения светской философии. Василия Великого и Григория Богослова а также Григория Нисского еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии — области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками. Сейчас Каппадокия принадлежит Турции. Основной вклад Великих каппадокийцев в богословие состоит в разработке учения о Троице. Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что мы учим «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого… не рассекая единого величия новшеством имен». Как возник праздник Предыстория возникновения праздника такова.

При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого память 14 января , другая считала таковым Григория Богослова память 7 февраля января , а третья — святителя Иоанна Златоуста память 26 ноября. Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти: «Нет ме жду нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной.

Наверное, для Вас лично эти святители тоже имеют какое-то особое значение? В 1979 году в Курско-Белгородской епархии меня рукоположили в священники рукополагал митрополит Хризостом, ныне пребывающий на покое, тогда он был архиепископом Курским и Белгородским, а закончил свое служение митрополитом Виленским и Литовским. Первый храм, где я стал настоятелем после рукоположения, был в честь Трех Святителей. Для меня это знаменательное событие — это первый храм, который был мне вручен в настоятельство. С другой стороны, еще один не менее любопытный факт. Моя матушка проживает в центре Москвы у Красных ворот. Рядом с метро «Красные ворота», буквально в полутора минутах от дома, где мы живем, — место, где стоял храм в честь Трех Святителей. Это тоже о чем-то говорит. То есть я чувствую некое участие трех святителей в своей жизни и в жизни нашей семьи. Я уверовал в Христа и принял Крещение, когда мне было 20 лет. Тогда у меня не было сформировано такого отношения и взгляда на Православие. Тогда я не различал Православную Церковь и Католическую или протестантскую — для меня все они были христианскими, близкими моему сердцу; я не знал, чем эти Церкви отличаются друг от друга. С одной стороны, этот вопрос стоял для меня, но очень смутно. С другой стороны, я как-то не искал ответа на него даже в силу того, что рядом не было учителей, священников, духовной литературы не было... Когда я стал священником, мне захотелось читать святых отцов. Я попросил одного священника, у которого было несколько собраний святых отцов, чтобы он благословил и дал мне в пользование для чтения труды святителя Иоанна Златоуста. Почему я так решил, до сих пор не могу найти ответа — просто захотелось читать именно святителя Иоанна Златоуста. Я начал изучать труды святителя с толкования Евангелия от Матфея и, милостью Божией, прочитал все 12 томов святителя. Это был серьезный труд. Толкование текста Священного Писания было на русском языке, а сам текст абзацами — на церковнославянском языке. Язык этот, в общем-то, достаточно непростой, хотя и наш родной: там двойные деепричастные обороты, структура фраз совершенно иная, чем в современном русском языке. Я очень долго все изучал. Иногда мне казалось, что толкование не соответствует тому, что я читал, но потом вчитывался в церковнославянский язык, делал какие-то перестановки слов и понимал, что все вполне соответствует. Я научился не только читать на церковнославянском языке, но и понимать его. Но главное другое — то, что святитель Иоанн Златоуст поставил мне глаз моей души на Православие: через святителя я отчасти понял, что такое Православие, чем оно замечательно и чем истинно по сравнению с другими религиями и христианскими конфессиями. Потом, учась в семинарии и академии, так или иначе все эти вопросы я поднимал — и получил научное обоснование, что тоже помогло мне разобраться в отличиях конфессий. Параллельно я читал и святителя Василия Великого. Григорий Богослов был для меня несколько сложен, но я всегда тянулся к чтению Григория Богослова. Не случайно Церковь назвала его Богословом — у него богословский ум: парящий, познающий и ведающий тайны вершин богословия. Вот таким образом эти святые мне стали достаточно родными и близкими. Я упивался чтением трудов святителя Иоанна Златоуста. Когда ко мне обращаются люди с вопросом, с чего начинать читать, я отвечаю, что, безусловно, нужно начинать с чтения Священного Писания Нового Завета, и, по слову преподобного Серафима Саровского, никогда не советую обращаться к Ветхому Завету. Новый Завет достаточно сложен. Мы можем понять описание служения Христа, Его отношения с людьми разных сект, людьми иудейской веры, людьми разного ранга и так далее — это как бы историческая канва, которую мы можем вместить в себя. А есть такие глубины, в которые невозможно проникнуть без толкований святых отцов. Поэтому, когда люди вопрошают, я советую читать Новый Завет и обращаться к толкованиям. Сначала будет сложно, но, когда вчитаешься, невозможно будет оторваться — он глубоко комментирует и исследует Священное Писание Нового Завета. Можно сказать, просто разжевывает.

Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви, а не быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то очень давно. Жизнь трех святителей имеет к нам самое прямое, самое непосредственное отношение, потому что это они учат нас правильно понимать Евангелие и, значит, правильно понимать мир. В Греции праздник Трех Святителей почитается как день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. Пышным цветом процветали и восточные мистические культы орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, и тут же чистая умозрительная неоплатоническая философия, а рядом с ней религия гедонизма - плотского наслаждения. Это была эпоха, схожая с современной. Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. Почитание Трех Святителей было настолько глубоким в народе, что среди него произошло разделение на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов.

ТРИ СВЯТИТЕЛЯ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ И ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ДЕНЬ АНГЕЛА

Уже в сане епископа Кесарийского он бесстрашно боролся с ересиархами, обладающими как церковной, так и светской властью. Не терял мужества святитель и перед арианином императором Валентом, даже под угрозой смерти стоял он в Христовой вере, так отвечая безумной силе: «Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, что тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое… А мучения что могут сделать мне? Смерть же для меня — благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, и к Которому давно я стремлюсь… Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ни что, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат». Сила отступала перед Истиной. Всю свою жизнь Василий посвятил служению Христовой Церкви, укрепляя, защищая, просвещая и благоустраивая ее. Во всех скорбных обстоятельствах своей жизни он за все благодарил Господа. Вот что говорил Василий Великий — великий пастырь, научавший людей избавляться от греха неблагодарности: «Ныне многие впадают в порок людей злонравных, не уважая того, что у них есть, и желая, чего нет. Ибо, не думая о тех, которые их ниже, не изъявляют благодарности Благодателю за то, что имеют, а напротив того, при сравнении с тем, что и кто выше их, высчитывают, чего у них недостает и, не имея принадлежащего другим, печалятся и ропщут, как бы лишились своей собственности.

Раб негодует на то, что он не свободен; воспитанный на свободе — что не высокого происхождения; знатный родом жалуется, что не слишком богат; богатый скорбит и сетует, что не правитель городов и народов; военачальник, что не царствует; царь, что не обладает всей подсолнечной, но что есть еще народы, не подклонившиеся под его скипетр. Из всего этого выходит то, что Благодатель ни за что не получает благодарности». Последними его словами были: «В руце Твои предаю дух мой» Пс. Похоронен он был в г. Кесария Каппадокийская совр. Кайсери, Турция , позже мощи были вывезены на запад. Часть мощей и честной главы святого сохраняется на Афоне. Григорий Богослов Икона свт. Григория Богослова и Воздвижения Креста Григорий Богослов , также как и его друг — Василий, происходил из родовитой обеспеченной семьи, он родился около 330 года возле города Назианза в Каппадокии. Григорий любил отца и так описывал его: «Он кроток, не гневлив, спокоен по наружности, горяч духом, богат видимыми дарами, еще более — дарами сокровенными».

Святая Нонна явила церковному народу пример деятельной христианской любви. Она с первого дня семейной жизни стала для своего мужа, выходца из языческой семьи, светильником веры, убедив его принять Святое Крещение. Григорий Богослов в своих трудах так писал о семейной жизни своих родителей: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и предводительницей. Она сама и словом и делом направляла его ко всему превосходному. День и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее и неутомимо действовала на мужа, старалась приобрести его различными способами». В 45 лет Григорий Старший, убежденный светом христианской любви, исходящим всю жизнь от его супруги, крестился, затем стал пресвитером и, наконец, встал на епископскую кафедру города Назианза. Нонна всегда была опорой своему мужу в выбранном им нелегком пути служения Христовой Церкви. Святая Горгония, по примеру матери, привела ко Христу своего мужа. Григорий Богослов высоко ценил подвиг сестры-христианки, матери семейства, наставницы в вере всех окружающих не нудными назиданиями, а истинной любовью, делами веры и благочестия: «Она всецело посвятила себя Богу. Но, что особенно хорошо и достойно в ней уважения, она и мужа своего склонила на свою сторону и имела в нем не строптивого господина — благого сослужителя.

Мало сего: самый плод тела, то есть детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо весь род и всё семейство, как единую душу, очистила и приобрела Богу… В продолжение жизни она служила для детей образцом всего доброго, а когда отозвана отселе — оставила после себя домашним волю свою как безмолвное наставление».

Восхищенный ими, он спросил: «Как вас зовут? И сказали: «Если ты сохранишь чистоту и целомудрие, мы тебя сможем с помощью Божией вознести на такую духовную высоту, которую очень трудно достичь вне чистоты и вне целомудрия». Этот сон произвел на Григория Богослова такое потрясающее впечатление, что с тех пор он забыл о существовании женского пола и посвятил себя девственной жизни. Святитель Иоанн Златоуст, обучающийся в школе риторов, в философской школе, в богословской школе, знал дорогу только от того места, где жил, до места, где обучался. В воскресные дни он спешил в церковь; был постоянно погружен в науки, в изучение философии, языков и так далее.

Так и Василий Великий. Григорий Богослов, когда Василий Великий умер, посвятил ему замечательное слово, где сравнивал Василия Великого с кораблем, перегруженным разными знаниями. Василий Великий знал и математику, и врачевство, и философию, и риторику, и богословие... Некоторые псевдодуховные люди говорят: зачем образование? Оно не нужно; нужно только молиться, читать Священное Писание и труды святых отцов. Наверное, они в чем-то правы, и действительно такой путь в Церкви существует.

Церковь — универсальна, лишь бы ты познал Бога, лишь бы просветился светом Его любви и светом истины. Мы же помним старцев, которые скрывались на острове и знали только одну молитву, сочиненную ими: «Трое Вас и трое нас; Господи, помилуй нас». Есть и такой путь. Но в то историческое время, когда Православную Церковь потрясали разные ереси, эти три святителя, эти высокообразованные люди, превзошедшие многих философов и богословов, благодаря своему широкому и глубокому образованию могли утвердить православие там, где они жили. Василий Великий и Григорий Богослов, как я сказал, были друзьями. Святитель Иоанн Златоуст жил, можно сказать, в то же время, но чуть позже.

Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Великим постом и в особые дни: в Крещение Господне или в день памяти Василия Великого мы служим литургию Василия Великого. Святитель Иоанн Златоуст несколько сократил литургию Василия Великого, но его именем названа Божественная литургия. Это были люди невероятного мужества. Император Валент находился в арианской ереси и хотел утвердить еретиков. Препятствием в этом утверждении был Василий Великий.

Он прислал к Василию Великому своего легата, близкого чиновника, чтобы тот устрашил его, а Василий Великий сказал: «Чем ты меня можешь устрашить? Я всегда готов к смерти; я настолько немощен, что один удар приведет меня к смерти. Ссылка куда-либо меня не смутит, потому что везде Господня земля и исполнение ее». И так далее. И этот чиновник высокого ранга был восхищен таким мужественным ответом Василия Великого. Чем заканчивает жизнь Иоанн Златоуст?

Он обличает утехи царского двора и многих высокопоставленных лиц, за что ссылается.

Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним.

Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт.

Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении.

Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер к. XI вв. Григория мню, и Василия, и Иоанна. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода XI в. Три Святителя — совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию.

Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г. Ко второй половине XI в. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха 1042-1055 : напр. С распространением синаксарной легенды в XIV в. Три святителя на славянской почве В месяцесловы южнославянских, то есть болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в. Тогда же появляются первые изображения - псковская икона Три Святителя с св. Параскевой XVв. К происхождению праздника В эпиграммах и канонах Мавропода, посвященным Трем Святителям, говорится о равенстве иерархов между собой, их борьбе за торжество церковных догматов, их риторическом даре. Три святителя подобны Св.

Троице и верно учат о Св. Троице — «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Они сокрушают ереси - дерзость еретических движений «тает, словно воск, пред лицем огня» святительских речей. И в «Похвале», и в канонах Три Святителя изображены как некое догматическое всеоружие Православной Церкви, их учения автор называет «третьим заветом».

Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года

И это был замечательный комплекс: храм, потрясающей красоты арка, которую возвели по приказу Петра I. Не так много у нас в Москве строений, зданий, связанных с Петром. Это была торжествующая арка, очень красивая. Храм еще известен тем, что там крестили Михаила Юрьевича Лермонтова; там отпевали генерала Скобелева, и даже была идея поставить рядом с храмом памятник генералу. Мне кажется, было бы хорошо осуществить еще и эту идею, то есть восстановить храм, восстановить торжествующую арку у Красных ворот, и, может быть, памятнику генералу Скобелеву найдется место. Как Вы думаете? Когда появится храм, когда в нем будет совершаться молитва, можно будет переходить ко второму проекту — к построению арки. Ведь она была возведена очень известным архитектором Дмитрием Ухтомским. У него была целая школа архитекторов, в которой обучались и Баженов, и Казаков, и другие архитекторы. Кажется, до восьмидесяти человек обучалось у него в этой школе.

Безусловно, когда смотришь на фотографии этой арки, она удивляет своей красотой. Сейчас Москва хоть и красивый город, но искажает свой облик, и в таких жемчужинах Москва, конечно, нуждается. Поэтому было бы правильным сначала возвести храм, потом арку, а потом — памятник генералу Скобелеву. Что интересно, Луначарский хотел сохранить этот храм. Грабарь и Луначарский выступали за сохранение этого христианского памятника, и это говорит о многом. То есть все-таки храм был красивый; везде описано, что он был необыкновенной красоты. По моим сведениям, в свое время Наполеон не позволил его разграбить, сжечь, а даже вознамерился разобрать его по кирпичику и перенести в Париж — он хотел видеть его в Париже. Это о чем-то говорит. Вообще Москва тогда была — сорок сороков: каждый переулок, каждая улица увенчивались церковью.

Москва была городом-сказкой. И сейчас строится достаточное количество церквей, в том числе благодаря программе «200 храмов», которая сейчас немного застопорилась, замедлилась, но лишним храмом больше — это лучше, тем более таких жемчужин архитектуры. Несмотря на красоту новых воздвигаемых церквей, все-таки это современная архитектура, хотя и а-ля русская, повторяет древнюю архитектуру. Замечательные храмы, но немножечко однотипные по всей Москве. То есть в таких жемчужинах, как храм в честь трех святителей, Москва, безусловно, нуждается и многое приобретет, если будет воздвигнут, восстановлен этот храм. Этот иконостас сейчас украшает храм мученика Иоанна Воина на Якиманке. Конечно, убирать оттуда иконостас, полагаю, негоже, но можно воссоздать абсолютно точную копию этого иконостаса. Когда храм уничтожали, сохранились его обмеры, есть точные чертежи, поэтому можно его восстановить практически со стопроцентной точностью. Во всяком случае, я беседовала с очень интересными архитекторами, которые сказали, что если такое произойдет и храм восстановят, лицо Москвы будет в большей степени проявляться.

Это, конечно, замечательные, радостные, торжествующие идеи. Бог даст, думаю, присоединятся москвичи, добрые люди, и общими усилиями такое чудо, может быть, произойдет по молитвам трех святителей.

Семейный достаток позволил будущему архиепископу Кесарии Каппадокийской получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Это позволило святому сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и прекращены тринитарные споры. Святой оставил после себя множество сочинений нравственной и догматической тематики, а также толкований на Священное Писание.

Святитель Василий способствовал упорядочению жизни монашества. Он был сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на социальном служении монахов — создании при монастырях школ, больниц и странноприимных домов. Святителю Василию Великому принадлежит идея первого комплексного центра социальной помощи, который в честь него получил имя «Василиды». В ораторской школе Василий познакомился и навсегда подружился с другим будущим столпом Православия — святителем Григорием Богословом, который впоследствии был поставлен им епископом города Назианз, а затем стал архиепископом в новой столице Римской империи — Константинополе. Святитель Григорий Богослов был верным помощником святителя Василия в борьбе с арианской ересью и формировании троичного богословия.

Как церковный писатель, святитель Григорий был даже более плодовит, чем Василий Великий, так как был наделён Богом ещё и поэтическим даром. Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем. Их известно около трёхсот. Святитель Василий Великий не дожил трёх лет до Второго Вселенского собора, на котором окончательно были побеждены ереси, направленные против божества Господа Иисуса Христа и Духа Святого. А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на этом соборе стал одним из самых весомых.

Считая его наиболее совершенным, к богословском наследию святителя позднее обращались многие великие церковные иерархи Востока и Запада.

История установления этого празднования весьма интересна. Дело в том, что отдельное почитание каждого из святых привело к разделению Церкви на три лагеря — василианов, григорианов и иоаннитов, каждый из которых доказывал, что их святитель самый великий. Однако, по промыслу Божьему, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя, и сказали ему следующие слова: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в своё время возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей.

Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что мы учим «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого… не рассекая единого величия новшеством имен». Как возник праздник Предыстория возникновения праздника такова. При византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого память 14 января , другая считала таковым Григория Богослова память 7 февраля января , а третья — святителя Иоанна Златоуста память 26 ноября. Но по церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти: «Нет ме жду нами ни первого, ни второго.

Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Богоматерь Одигитрия. Новгород Великий; XV в. Василий Великий и Григорий Богослов за Церковь и церковное единство боролись с арианами, испытывая порой лишения и притеснения. Родившийся позже их почти на 20 лет Иоанн Златоуст, когда стал константинопольским архиепископом, за свои правдивые и честные проповеди был несправедливо обвинен в надуманных прегрешениях, смещен с кафедры, преследовался и был отправлен в итоге в далекую ссылку на самый край империи — в глухой Пифиунт на восточном берегу Черного моря Пицунда, ныне в Абхазии. Когда он, будучи уже измученным стариком, умирал в дороге, последними его словами в жизни тем не менее были — «слава Богу за всё! Словом, жизнь каждого из этих вселенских учителей могла бы даже послужить предметом не одного романа. Самым важным в богословско-догматическом отношении было учение великих каппадокийцев о Троице.

В 4 веке после Р. Основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворен Богом и не единосущен греч. Причиной возникновения арианства было несогласие Ария с учением Александра Александрийского, утверждавшим, что «Бог есть во Троице Единица и Единица во Троице». Споры о Троице вдруг захватили всех — так жителей Восточной Римской империи волновали вопросы веры, настолько это было для них живо и актуально. О Боге и о соотношении Лиц Троицы спорили даже на улицах, площадях и в банях люди совершенно разных сословий и званий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий