Последние 27 лет МГУ бессменно возглавляет Виктор Садовничий, в декабре заканчивается его шестой срок на посту ректора. Московский государственный университет трудно представить без его ректора Виктора Антоновича Садовничего. Ректором Московского университета Виктор Антонович Садовничий стал в 1992 году, а до этого в течение 15 лет был проректором и первым проректором МГУ. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (с 1992)[2]. Президент Российского Союза ректоров (с 1994), председатель Российского совета олимпиад школьников.
РЕКТОРУ МГУ ВИКТОРУ АНТОНОВИЧУ САДОВНИЧЕМУ 85 ЛЕТ
Преподавательская деятельность и достижения Вот уже более 30 лет Виктор Садовничий читает лекции на родном мехмате по дисциплине "Математико-функциональный анализ". Садовничий является выдающимся специалистом по математике, механике и информатике. Под его руководством были разработаны методы математической обработки информации, идущей из космоса. Он также является автором нового аналитического направления, в частности, процесса управления движением различный летательных аппаратов, в большей степени космических кораблей. На разработанных им тренажерных конструкциях тренировались и прошли полную предполетную программу более 50 как отечественных, так и зарубежных космонавтов.
В 2001 году ему была вручена Государственная премия. Научная деятельность Виктор Садовничий является автором около 500 работ, имеющих научную ценность. Из них 60 — это монографии и университетские учебники, которые переведены на разные языки мира и широко используются во многих вузах. Наиболее известными из его работ являются учебные пособия и сборники задач для студентов математических факультетов.
Начало ректорской работы В. Садовничий был первым ректором МГУ, который был избран на должность в ходе состоявшихся впервые за всю историю университета демократических выборов. Его избирателями были члены Ученого совета. После этого он еще трижды избирался ректором главного университета страны.
Однако в конце 2009 года в системе выборов вуза произошли кардинальные изменения. Вернее, после этого ректор назначался по приказу президента страны сроком на пять лет.
Ломоносова остается признанным лидером среди российских вузов и одним из лучших университетов мира. Его выпускники становятся известными учеными, государственными деятелями, журналистами и т. Несмотря на постоянную административную работу, ректор продолжает читать лекции по математике на механико-математическом факультете. У студентов Виктор Антонович, конечно, ассоциируется не только с лекциями, универсиадами и награждениями, но и с Татьяниным днем, ректорской медовухой традицию которой привез со стажировки в Европе , музыкальными вечерами и добрыми словами выпускникам.
Как ученый В. Садовничий хорошо известен своими открытиями и научными достижениями в области информатики и прикладной математики. Именно он руководил разработкой математических методов обработки космической информации, что позволило сделать большой шаг вперед в расшифровке космической съемки. Кроме того, В. Садовничий изучал проблемы динамической имитации управления движением космического корабля и летательного аппарата, после чего был создан тренажер, имитирующий невесомость на Земле. Университет постоянно развивается.
За время работы Виктора Антоновича в МГУ появились новые образовательные направления, среди них факультеты биоинженерии и биоинформатики, биотехнологий, физико-химической инженерии, госаудита, мировой политики, глобальных процессов.
Владимир Владимирович, управленческое дело, ректорское, состоит в том, чтобы понимали его люди. Конечно, огромная ваша поддержка и как председателя попечительского совета, и как президента, это искренние слова от всей души». Ректор МГУ отметил, что у университета недоразвит кампус. Речь идет о территории в 50 гектаров за Ломоносовским проспектом.
Виктор Садовничий: «У нас есть планы, есть проекты.
Разрешите пожелать Вам новых достижений на избранном Вами пути, крепкого здоровья, счастья! Многая лета! Ex oribus parvulorum» автор — Катарина Юровская.
Виктор Садовничий
Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова математик Виктор Садовничий родился 3 апреля 1939 года в УССР, Харьковской области. Ректором Московского университета его избрали в 1992-м, а Союз ректоров он возглавил в 1994-м. Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова с 1992 года. Ректор МГУ Виктор Садовничий показал, как варят знаменитую медовуху на Татьянин день.
Госдума разрешила Садовничему остаться во главе МГУ после 80-летия
Виктор Садовничий | В. А. Садовничий был первым ректором МГУ, который был избран на должность в ходе состоявшихся впервые за всю историю университета демократических выборов. |
Сады для Садовничего: элитная недвижимость ректора МГУ | 27 лет работы ректором Московского государственного университета принесли академику Виктору Садовничему неплохие дивиденды: журналисты обнаружили у него несколько поместий в элитных местах Подмосковья. |
"Он плохой ректор и плохой человек". МГУ против Садовничего
Садовничий внес существенный вклад в разработку спектральной теории дифференциальных операторов. Им получены окончательные результаты в теории следов таких операторов, вошедшие в соответствующие разделы современного функционального анализа. Садовничий более 30 лет читает на механико-математическом факультете основные курсы по математике "Математический анализ", "Функциональный анализ" и др. Возглавляет совместно с Нобелевским лауреатом И. Пригожиным Бельгия Институт математических исследований сложных систем. Президент Франко-русского центра по прикладной математике и информатике им. Садовничий подготовил более 40 кандидатов и 10 докторов наук, среди которых ученые Югославии, Болгарии, Алжира, Египта и других стран. Садовничий - один из авторов классических учебников по математическому анализу: в 1979 г.
Виктор с Николаем отправились в столицу. На вступительном экзамене на мехмат МГУ Садовничему попался вопрос о логарифме. Ответить на него абитуриент не смог, о самом существовании логарифма он впервые узнал незадолго до того от обитателей студенческого общежития. Однако благодаря наводящим вопросам экзаменатора самостоятельно вывел логарифмическую функцию и получил отличную оценку источник. На первом курсе его выбрали старостой. По словам самого Виктора Антоновича, однокурсники и в особенности однокурсницы руководствовались чувствами благодарности: накануне группа возвращалась из похода и заблудились в лесу под дождем. Садовничий взял командование на себя и случайно вывел товарищей на станцию источник. Виктор Садовничий быстро поднимался по партийной лестнице: председатель студкома, секретарь комсомольской организации курса, потом факультета. Однако учебе общественная деятельность не мешала. Он окончил мехмат с отличием, досрочно защитил кандидатскую диссертацию, стал самым молодым профессором МГУ.
Ломоносова за педагогическую деятельность 1992 ; восстановил существовавшее в Российской империи почётное звание «Заслуженный профессор Московского университета» 1993 , а также учредил звания «Заслуженный преподаватель Московского университета», «Заслуженный научный сотрудник Московского университета» и «Заслуженный работник Московского университета» 1997. Циклы вечеров «Ректор Московского университета приглашает…» возродили связи университета с выдающимися художественными коллективами страны, мастерами высокой культуры. Ректор МГУ имени М. Ломоносова Виктор Садовничий на общеуниверситетском субботнике. По инициативе В. Садовничего сохранены и поддержаны социально значимые движения студенчества, такие как студенческие строительные отряды, военно-патриотические походы по местам сражений Великой Отечественной войны. Большое внимание он уделяет организации научной работы студентов. Под его эгидой находится широкомасштабный международный студенческий форум по фундаментальным наукам «Ломоносов», собирающий десятки тысяч участников прямой и дистанционный форматы. В 1991 г. Татьянин день обрёл новый смысл как праздник образования и науки всей России с 2005. Садовничий сыграл одну из главных ролей в восстановлении храма Святой Татианы при Московском университете. Учёный совет МГУ на заседании 20 декабря 1993 г. С этих пор литургия в Татьянин день является неотъемлемой частью торжества. Виктор Садовничий во время Божественной литургии в домовом храме мученицы Татианы на Моховой в Москве. Большую работу ведёт В. Садовничий по укреплению связей Московского университета с общеобразовательной школой. Он инициировал систематизацию огромного количества олимпиад, творческих конкурсов и интеллектуальных состязаний школьников, проводившихся в стране. Под председательством В. Садовничего в 2007 г. Одновременно в Московском университете начала возрождаться планомерная работа со школьными преподавателями-предметниками. Университет стал площадкой для проведения разнообразных летних школ, курсов повышения квалификации, методических семинаров, а с 2010 г. В 2006 г. Садовничего был проведён первый Фестиваль науки, ставший уникальной формой коммуникации научных сообществ и широкой общественности. Деятельность в советах и комиссиях при Правительстве Российской Федерации, общественных организациях С 1993 г. Садовничий — член Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, с 1995 г. Почётный иностранный член многих национальных академий наук. Член Высшего совета партии «Единая Россия» с 2005. Председатель научно-редакционной коллегии Научно-образовательного портала «Большая российская энциклопедия» с 2020. Вклад в науку Одна из основных областей научных интересов В. Садовничего — спектральная теория линейных операторов , с которой он начинал свою научную деятельность и в которой были получены важнейшие фундаментальные результаты. Уже в первой работе была получена формула следа для операторов 4-го порядка, которая являлась большим продвижением в данной области на тот момент. Позднее в серии совместных с В. Лидским работ был совершён принципиальный прорыв в теории регуляризованных следов регулярных обыкновенных дифференциальных операторов.
Краснопавловка, Харьковской области. Закончил Московский университет им. Ломоносова в 1963 г. Доктор физико-математических наук 1974 , профессор 1975. Действительный член Российской академии наук 1997. Садовничий работает в МГУ с 1966 года, сначала в должности ассистента, затем доцента, профессора, заместителя декана, заместителя проректора, проректора, первого проректора. С 1992 г. Садовничий создал крупную научную школу, ведет активную научную и педагогическую работу. Он - автор более 300 научных работ , ряда монографий и учебников. Заведует кафедрой математического анализа механико-математического факультета, возглавляет Институт математических исследований сложных систем МГУ. Садовничий - известный специалист в области информатики и прикладной математики. Ему принадлежат фундаментальные труды в математике, механике, ряд важных результатов прикладного характера. Математические труды относятся к области теории дифференциальных операторов, математическому обоснованию ряда подходов в релятивистской теории гравитации. Им получены важные результаты теоретического и прикладного характера, связанные с проблемами динамической имитации управления движением, в частности, космического корабля , летательного аппарата. На их основе впервые в мире удалось создать тренажер, имитирующий невесомость в земных условиях. Садовничий около 30 лет читает основные курсы по математике "Математический анализ", "Функциональный анализ" и др. Семья В. Садовничего тоже близка к математике. Его супруга, сын и две дочери выбрали эту нелегкую, но красивую научную дисциплину. Садовничий является президентом Российского союза ректоров высших учебных заведений и президентом Евразийской ассоциации университетов, в которую входят все ведущие университеты стран СНГ. Заслуги В. Садовничего в научной, педагогической, научно-организационной и общественной деятельности высоко оценены как у нас в стране, так и за рубежом. Ломоносова 1973. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. Ленина", медаль "В память 850-летия Москвы". Ломоносова родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области Украина. В 1963 году окончил механико-математический факультет МГУ по специальности "математика". Кандидат физико-математических наук 1967 , доктор физико-математических наук 1974. Трудовую деятельность начал в 1956 году грузчиком, крепильщиком шахты "Комсомолец" Горловка, Донецкая область, Украина. После окончания аспирантуры работал в МГУ ассистентом, доцентом, c 1975 года являлся профессором механико-математического факультета, позднее занимал должность заместителя декана механико-математического факультета по научной работе. В 1981-1982 годах был заведующим кафедрой функционального анализа факультета вычислительной математики и кибернетики. В 1982-1988 годах - и. В 1980-1982 годах занимал должность первого заместителя первого проректора МГУ. В 1982-1984 годах являлся проректором по учебно-научной работе естественных факультетов. В 1984-1992 годах был первым проректором МГУ. Переизбирался в 1996, 2001 и 2005 годах. В 1995 году организовал и возглавил Институт математических исследований сложных систем при МГУ. Виктор Садовничий - известный специалист в области математики, механики и информатики. Около 30 лет он читает основные курсы лекций по математике "Математический анализ", "Функциональный анализ" на механико-математическом факультете МГУ. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продвинуться в разрешении проблемы расшифровки распознавания образов космических съемок. За работы, посвященные проблемам динамической имитации управления движением, в частности, космического корабля, летательного аппарата, Садовничий был отмечен Государственной премией РФ. На основе полученных ученым данных впервые в мире удалось создать тренажер, имитирующий невесомость в земных условиях. Виктор Садовничий подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, под его руководством написано свыше 100 дипломных работ. Автор более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, среди которых неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу "Теория операторов", классический учебник по математическому анализу: "Математический анализ" в соавторстве , "Курс математического анализа", трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, монографии "Математические задачи динамической имитации полета", "Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера" и другие. С 1992 года Виктор Садовничий - член правления, с 1994 года - президент Союза ректоров России. Глава Евразийской ассоциации университетов, член Постоянного комитета Конференции ректоров университетов Европы CRE , сопредседатель Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. Член Президиума Российской Академии Наук 1996 , действительный член РАН по Отделению математических наук, секция прикладной математики и информатики 1997. Является председателем Российского совета олимпиад школьников, президентом Московского общества испытателей природы. Член Высшего совета Партии "Единая Россия". Член Попечительского совета Государственного академического Малого театра России. Член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски "Вольное дело". Виктор Садовничий - почетный член Российской академии образования и Российской академии художеств. Кирилла и Мефодия Македония. Почетный гражданин города Москвы 2008 и Харьковской области 2010. Отмечен наградами зарубежных государств. Виктор Садовничий женат. У него трое детей и четверо внуков. Биография Виктор Антонович Садовничий - советский и российский математик, деятель российского высшего образования, ректор Московского государственного университета им. Ломоносова с 1992 года.
Садовничий, Виктор Антонович
Корреспондент «Известий» Игорь Балдин в этом лично убедился. Двигаясь из точки «А» в точку «Б», он будто решает дифференциальное уравнение: пообщаться со студентами, обсудить новый материал с преподавателями, тут же выступить на конференции с докладом — и все на максимальных для 85-ти скоростях. Более 40 новых факультетов, институтов, программ. Это большой разговор.
Сын рабочего и колхозницы, грузчик, а затем и крепильщик на шахте в Горловке. Виктор Садовничий по совету родителей хотел поступать в белорусскую Сельхозакамедию. Дерзнуть и покорить Москву уговорил друг.
И смотрю, среди зачисленных Садовничий Виктор Анатольевич. И я так понял, что я не зачислен, потому что я не Анатольевич. Это я или не я?
Ой, говорит, извините, это мы опечатались.
Мне предлагали патент сделать. Я отказался. Я его не передаю никому», —отмечал Садовничий. Главный ректор страны махиной МГУ управляет с 1992-го — и это абсолютный рекорд.
Даже в лихие годы он нашел свой Архимедов рычаг, новые факультеты росли в геометрической прогрессии — от 16 до 43. Были созданы десятки современных НИИ, и куда бы не вел вектор их исследований, без математики никак «Мы два центра мирового уровня возглавляем — центр математики, я его курирую, и центр сверхзвука. У нас очень мощный потенциал в области математических наук. И компьютеров, и вычислительных дел», —подчеркнул Садовничий. Этот стеллаж в библиотеке МГУ дает лишь некоторое представление о вкладе Садовничего в окрепшие и не очень умы — в сумме 190 книг и пособий, по которым учатся далеко за пределами одной шестой.
И не только в развитии науки, но и в развитии высшего образования. Мы сейчас с Виктором Антоновичем опять готовим большую программу по развитию математики», —поделился министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
В 1958 году он поступил на механико-математический факультет МГУ. А в 1963 году окончил вуз с отличием. В 1974 году Садовничий защитил диссертацию и на следующий год стал профессором МГУ.
На этот пост он на безальтернативной основе переизбирался в 1996, 2001 и 2005 годах. С 1994 года Виктор Садовничий является членом-корреспондентом РАН, с 1997 года — действительным членом академии, а с 2008 года — вице-президентом Российской академии наук.
Садовничий удостоен звания почетного доктора многих университетов мира, кроме того, он возглавляет Российский союз ректоров. Его интересы не ограничиваются только наукой — Садовничий был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах, кроме того, он член попечительского совета Государственного академического Малого театра России.
Седьмой срок Садовничего. Почему президент Путин переназначил ректора МГУ?
Научная деятельность Виктор Садовничий является автором около 500 работ, имеющих научную ценность. Из них 60 — это монографии и университетские учебники, которые переведены на разные языки мира и широко используются во многих вузах. Наиболее известными из его работ являются учебные пособия и сборники задач для студентов математических факультетов. Начало ректорской работы В. Садовничий был первым ректором МГУ, который был избран на должность в ходе состоявшихся впервые за всю историю университета демократических выборов. Его избирателями были члены Ученого совета. После этого он еще трижды избирался ректором главного университета страны. Однако в конце 2009 года в системе выборов вуза произошли кардинальные изменения. Вернее, после этого ректор назначался по приказу президента страны сроком на пять лет. Последний раз он получил назначение в 2014 году. За эти годы МГУ получил статус российского автономного вуза, была реконструирована существующая на территории университета Татианинская церквь, после чего ее деятельность была возобновлена.
С 2009 года МГУ получил статус особого научно-образовательного комплекса. Именно Садовничий возродил вековые традиции Московского университета и всего российского студенчества, подарив всем праздник Татьянин день День студентов. За годы его управления были основаны новые факультеты, кафедры, учебные центры и т. Награды и звания В.
Успешно сдав вступительные экзамены на механико-математический факультет университета, абитуриент обнаружил, что в списке зачисленных значится "Садовничий Виктор Анатольевич", тогда как его отчество - Антонович.
Но это, по его словам, была "приятная ошибка". Мы серьезно поддержали людей, сохранили научную школу, не снизили планку приема и обучения, добились собственного диплома. У нас оснащение, сравнимое с зарубежными университетами, а может быть и лучше. Ну, и, конечно, успех может быть только тогда, когда хорошая инфраструктура. Так вот, мы удвоили свой кампус, нам удалось построить еще 1 млн кв.
Познер: По тому рейтингу, я читаю, МГУ оказался на 155-м месте. Во-первых, можете ли сказать, какие критерии не подходят для МГУ, а зато подходят для Гарварда, я не знаю? Что там такое? Садовничий: В основном там, где побеждают, это количество нобелевских лауреатов. Ну, мы знаем, что так мы жили, что у нас… В. Познер: То есть это тоже учитывается? Садовничий: Это основной критерий, один из основных.
И затем цитируемость на английском языке. Ну, тоже история. Мы сейчас это наверстываем, но все-таки история была такова, что мы не хотели или не могли. Познер: И надо ли полагать, что довольно скоро выйдут новые рейтинги и возможно совершенно другое? Садовничий: Убежден, убежден. Более того, я абсолютно не подтверждаю и не согласен с тем, что МГУ на 155-м месте. Я профессионал, знаю все университеты.
Кстати, у нас буквально неделю назад был MIT. Познер: А вы бы сказали, что где, скажем, МГУ в этом списке? Садовничий: Я думаю, в пятерке. Познер: В первой пятерке? Садовничий: В пятерке, безусловно. В пятерке, максимум в десятке. Если правильно делать рейтинг.
У нас был MIT, человек десять, буквально три дня назад. И надо сказать, что они были просто впечатлены. Причем они дважды приезжали — один раз, потом второй раз. Большинству преподавателей на нашем факультете далеко за 60, а молодых можно пересчитать по пальцам одной руки. Успешные филологи, закончившие аспирантуру, не хотят оставаться на факультете. Почему это происходит? И можно ли изменить сложившуюся ситуацию?
То есть они досрочно стали доцентами или профессорами в зависимости от научной степени, которая у них. Что получается? В итоге мы, конечно, возраст стабилизировали, сейчас средний возраст по МГУ — 52 года. Если бы не было этих программ, он бы был гораздо выше. Но, видимо, коллега прав, что многие молодые люди, в том числе и получившие эти звания, уходят. По разным причинам. Это серьезный разговор.
Условия лучше. Познер: Материальные условия? Познер: И возможности профессиональной работы. Садовничий: Университеты все-таки требуют повседневной работы. Но делается много. Но теперешний вклад российской науки в мировую довольно незначителен. Прокомментируйте, почему такое, скажем, не очень заметное представительство?
Садовничий: Я хочу защитить нашу науку. Если посмотреть финансирование на одного человека в Академии наук и продуктивность по статьям, то мы здесь лидеры. Вопрос еще и в финансировании науки, той, которая бы была такой же, как наука, скажем, в США или в Германии. Это существенный вопрос. И сейчас делаются попытки — может быть, не всем фронтом, но по отдельным направлениям — это финансирование дотянуть до приемлемого уровня. И тогда многие вопросы будут решаться. Утечка умов, безусловно, остановится, приборная база улучшится.
Вот самое главное — научная среда, школа должна быть. Познер: Внимание на экран, следующий вопрос. Зритель: Добрый день, Виктор Антонович. Такой вопрос. Как вы оцениваете состояние отечественной математики в мировой сфере? И какие вы видите перспективы наших, отечественных, российских ученых? Садовничий: Вопрос профессиональный и ко мне.
Известно, что сейчас в США есть несколько университетов, где семинары по математике идут на русском языке. Потому что нет необходимости на этом семинаре говорить на английском. И, конечно, многие выдающиеся наши математики как раз с мехмата уехали в девяностые годы за рубеж. И были открыты все барьеры, созданы все условия. Многие уехали. Из Московского университета с мехмата уехала до трети молодых. Познер: Треть?
Садовничий: Треть молодых ученых. Поэтому, безусловно, мы подпитывали другие страны нашими талантами. Это, может быть, не так трагично, поскольку наука интернациональна, но все-таки нельзя допустить потери тех же научных школ. Что касается сейчас. Несколько дней назад мы проводили в путь выдающегося математика Владимира Игоревича Арнольда, моего товарища, с которым мы учились вместе. У меня были с ним многие беседы. Надо сказать, что он однозначно считал, что в России, в Московском университете условия для роста математиков лучшие.
Здесь есть та начальная школа, которая формирует базис. Это начальные курсы, матанализ, алгебра, геометрия. И нигде так не подготовят базового математика, как у нас. Другое дело, что потом возникает вопрос: вот он вырос, а куда? И многие уезжают. Но тот же Арнольд имел позицию и в России. Новиков, второй выдающийся наш математик, работая в США, имеет позицию в Московском университете.
И школа Гельфанда сохранилась и в Московском университете. В целом у нас в октябре съезд учителей математики. Мы соберемся всей Россией, учителя математики, в Московский университет. Приедет более тысячи. И мы посмотрим на школьную среду, потому что оттуда все. Несколько лет назад в вузе была закрыта военная кафедра. Как, по-вашему, доктора должны ходить в караул?
А другие специалисты? Вы вообще как к этому относитесь, в принципе? Садовничий: Вообще говоря, сейчас студент освобожден пока от службы в армии до окончания вуза, не призывают. Садовничий: В специальных вузах по перечню есть военная кафедра. В том числе в МГУ она есть. Но, правда, наборы туда уже не такие большие. В МГУ где-то 600 человек на весь университет — это мало.
Но тем не менее есть. Сейчас возникла идея, чтобы студентов призывать в армию, прерывая учебу. Познер: Да, и такая идея есть. Садовничий: Есть такая. И сокращается число военных кафедр. Вообще говоря, я выскажу мысль, которая, может быть, и не всем понравится, но я считаю, что студент должен окончить университет, не прерывая. Потому что неизвестно, где он принесет пользы больше.
И мне кажется, что потом ничто не мешает отдать свой долг Родине — это святое. Но был опыт, когда прерывалась учеба. Хорошего было мало. Познер: Вот именно. Внимание на экран. Это просто метод учесть затраты, но это не метод учесть знания. Когда его отменят?
Вы, по-моему, должны делать все, чтобы его отменили. Есть ли надежда? Садовничий: Это вопрос, конечно, для меня сложный. Но что я могу сказать? Я, безусловно, считаю, и сейчас считаю, что единый государственный экзамен не должен быть единственной, абсолютизированной формой и оценки, и поступления в высшее учебное заведение. Особенно при поступлении. И, как известно, я предлагал другие методы, и нам кое-что удалось.
Мы создали сейчас сесть школьных олимпиад, и в этом году через эти школьные олимпиады прошло 450 тысяч школьников. Это очень большое количество. Я считаю, что олимпиады — это хороший способ поиска талантливых ребят. И вот здесь как раз, может быть, не так важно ошибиться в числе, а важно, что в тебе есть изюминка. Познер: Но она не является заменой ЕГЭ? Садовничий: Нет, льготы, которые предоставляются отдельным олимпиадам, исключают ЕГЭ. Познер: Ах вот так даже!
Садовничий: Да, конечно. Он поступает по результатам олимпиады. Причем это российские олимпиады, всероссийские олимпиады, международные олимпиады. То есть это стало понятным, что в таком виде его нельзя держать, его надо совершенствовать. Я вхожу в эту комиссию, и многие идеи принимаются. Возглавляет комиссию Нарышкин Сергей Евгеньевич. Но, в частности, например, я думаю, будет два раздела в ЕГЭ по математике: профильный, для тех, кто хочет поступать дальше, и общий, если ты хочешь просто.
Я думаю, что есть проблемы с преподаванием и в смысле ЕГЭ по истории, по русскому языку. И вот в этом направлении должно идти совершенствование. В общем, поживем-увидим, но, безусловно, совершенствование идет. Познер: Было много вопросов — я не буду перечислять авторов этих вопросов — по поводу того, что… Много противников ЕГЭ, очень надеются на то, что вам все-таки удастся, ну и людям, которые придерживаются вашего мнения в сфере образования, каким-то образом с этим справиться. Что это натаскивание, что это, на самом деле, ничего хорошего не дает. Кроме одного человека. Как известно, вы являетесь отчаянным противником ЕГЭ.
Стоит ли это ваше сопротивление расценивать как откровенную защиту существующей коррупции? Садовничий: Здесь две натяжки. Первое — что я являюсь таким решительным противником ЕГЭ. Я оппонировал, и, действительно, многое из того, что я говорил, было принято еще до закона. Так что в этом смысле если говорить, не запрещено конструктивно разговаривать — собственно, моя позиция была именно в этом. Сейчас закон принят, и мы его выполняем.
Эта схема подтверждается многочисленными рассказами, так сказать очевидцев. Абитуриентка К. За весь ответ ее ни разу не исправили и даже ничего не записывали. Экзаменатор после вопросов по грамматике протянула девушке экзаменационный лист с четверкой. И назвала следующую фамилию. Вузам были даны все карты в руки, и к этому году они создали универсальную систему незаконного зарабатывания денег. Если избрать неверный путь - взятку через репетитора, то поступить невозможно. Хотя это, пожалуй, самый простой и недорогой способ. Вот история абитуриентки Н. Родители наняли ей репетиторов по всем предметам из приемной комиссии. За эту цену гарантировалось с помощью множества связей принять экзамен у Н. После сочинения она пришла на экзамен по английскому, полностью уверенная в своем будущем. Она немного удивилась, когда репетитор отправил ее отвечать к совершенно незнакомой женщине. Выслушав вскоре после этого мнущегося историка, она просто не пошла на следующий экзамен. Репетиторы объяснили это несвоевременной пропажей всех связей. Причина происшедшего довольно проста. Ее я узнала от одного историка, не так давно преподававшего в Университете. Он знал педагогов, набиравших себе большое количество частных учеников с договорами наподобие описанного. Репетиторы брали большие деньги, но если сложить всех учеников у всех репетиторов факультета, то их получалось гораздо больше возможного количества первокурсников. И чем ближе к экзаменам, тем чаще задумывались профессора: кого из абитуриентов обеспечить оценкой, а кого нет. Схема выстроена, надо сказать, крайне грамотно. По крайней мере, с юридической стороны к высоким чинам ВУЗа теперь никак не подберешься, — деньги у них оказываются в самый последний момент и передаются они крайне осторожно, через третьи, а то и через пятые руки. Делят деньги следующим образом: большая их часть достается ректору примерно половина , вторая половина делится между дочерней фирмой именно она подвергается опасности со стороны правоохранительных органов , деканами и принимающими экзамены педагогами. Как происходит само зачисление? Понятно, что в основном, поступающие за деньги — это дети богатых родителей. И большинство таких детей совсем не являются гениями, к тому же благосостояние родителей обычно негативно сказывается на их детях — они чаще других становятся наркоманами, алкоголиками. Плохо учатся они уже в школе, так как знают, что родители дадут деньги кому надо, и они поступят в любой институт. Если вы зайдете в общественный мужской туалет здания на Моховой, то обнаружите в урнах огромное количество использованных шприцев. Это оставляют студенты, будущие журналисты. Процент наркоманов среди студентов журфака очень высок. Один из преподавателей так ответил автору этого материала на вопрос о том, стоит ли ребенку поступать на журфак: «Если хотите лишиться своего ребенка, пускай поступает в МГУ! С этого момента фамилия абитуриента ставится на специальный контроль — преподаватели на всех экзаменах ставят этому абитуриенту не ниже тройки. Так он доходит до конца экзаменов. Естественно, что сразу троечника зачислить не могут, поэтому ректором издается приказ о дополнительном наборе, под который выделяются места. И на эти места как раз принимают тех самых абитуриентов, а родители отдают вторую половину суммы. Согласитесь, все гениальное - просто! Точно такая же ситуация с платным приемом сложилась и в других государственных ВУЗах. Разница лишь в ценах, которые часто ниже, чем в МГУ. Мориса Тереза — от 6 тысяч. А вот, например, для того, чтобы стать слушателем экономического отделения МГИМО надо выложить около 17 тысяч «зеленых». Тут, как говорится, действует вечный престиж марки дипломатической школы. Кроме вышеперечисленных сумм родителям приходится нести значительные расходы по подготовке к экзаменам. Так час занятий с репетитором сегодня стоит от 50 до 100 долларов за час. Теперь подведем итог. Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов. У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах. Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством. Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений. Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение. Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов. Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок. На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума. Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы. Психика их навеки искалечена подобными испытаниями. Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток. Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью. Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову. Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет. Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги. Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса. Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться. Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок. Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе. Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают. Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае. На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах. Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен. Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории. Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока. Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса. Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист. Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс. Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено. Недавно цены выросли. Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю». Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс. Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл». Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться».
День рождения ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего
Наконец, 23 марта 1992 года на первых в истории Московского университета демократических выборах ректора Советом Ученых советов МГУ В. А. Садовничий был избран ректором. Ректору МГУ Виктору Садовничему сегодня исполнилось 85 лет. Сегодня ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий празднует день рождения. Ректор МГУ Садовничий рассказал, что вуз сохранит фундаментальное образование со специалитетом длиной обучения в 5-6 лет, но от бакалавриата не откажется.
Седьмой срок Садовничего. Почему президент Путин переназначил ректора МГУ?
Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (с 1992)[2]. Президент Российского Союза ректоров (с 1994), председатель Российского совета олимпиад школьников. Ректору МГУ Виктору Садовничему сегодня исполнилось 85 лет. Ректор Московского государственного университета отмечает 80-летие. Ректор Московского государственного университета имени сова. Ректор МГУ Виктор Садовничий родился 3 апреля 1939, ему уже исполнилось 80 лет. Виктор Садовничий с 1992 года руководит главным университетом России.
Садовничий виктор антонович биография национальность. Университеты садовничего
Более 30 лет у руля: ректор МГУ Виктор Садовничий празднует свое 85-летие. : В эфире программа “Познер”, гость программы – ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий. Почетное звание ректору Московского государственного университета присвоено указом президента. Ректор московского государственного университета им. м. в. ломоносова виктор садовничий: биография, деятельность и интересные факты.
Академик Садовничий Виктор Антонович
А еще революционные разработки, которые касаются искусственного интеллекта, изучения климата. Ну и, конечно, великий организатор. МГУ — флагман отечественного образования. А что сам Виктор Садовничий считает главным в жизни? Передавать опыт, знания и мечты своим ученикам. Сегодня в ноль часов — премьера на Первом канале — документальный фильм «Виктор науки».
Биография Трудовую деятельность начал в 1956 году грузчиком, крепильщиком шахты "Комсомолец" г. Горловка, Донецкая область. С 1981 года по 1982 год - ассистент, доцент, профессор, заместитель декана механико-математического факультета по научной работе, заведующий кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. С 1982 по 1988 год - профессор, и. В 1988 году - заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ.
Ломоносова остается признанным лидером среди российских вузов и одним из лучших университетов мира. Его выпускники становятся известными учеными, государственными деятелями, журналистами и т. Несмотря на постоянную административную работу, ректор продолжает читать лекции по математике на механико-математическом факультете. У студентов Виктор Антонович, конечно, ассоциируется не только с лекциями, универсиадами и награждениями, но и с Татьяниным днем, ректорской медовухой традицию которой привез со стажировки в Европе , музыкальными вечерами и добрыми словами выпускникам. Как ученый В. Садовничий хорошо известен своими открытиями и научными достижениями в области информатики и прикладной математики. Именно он руководил разработкой математических методов обработки космической информации, что позволило сделать большой шаг вперед в расшифровке космической съемки. Кроме того, В. Садовничий изучал проблемы динамической имитации управления движением космического корабля и летательного аппарата, после чего был создан тренажер, имитирующий невесомость на Земле. Университет постоянно развивается. За время работы Виктора Антоновича в МГУ появились новые образовательные направления, среди них факультеты биоинженерии и биоинформатики, биотехнологий, физико-химической инженерии, госаудита, мировой политики, глобальных процессов.
При активном участии Виктора Антоновича в России были созданы и поддерживаются ведущие научные школы, в том числе «кремниевые долины». Благодаря ему было подготовлено не одно поколение ученых, преподавателей и специалистов. Для всех нас Виктор Антонович является примером высокого уровня интеллекта, остроумия и преданности делу.
Более 30 лет у руля: ректор МГУ Виктор Садовничий празднует свое 85-летие
80 лет исполнилось ректору МГУ Виктору Садовничему » Образование и Православие | Виктор Антонович руководит МГУ с 23 марта 1992 года, то есть практически всю постсоветскую эпоху. |
Садовничий Виктор Антонович, подробная биография | На должность ректора МГУ Виктор Садовничий был избран 23 марта 1992 года. |
Академик Садовничий Виктор Антонович | Ректору МГУ Виктору Садовничему сегодня исполнилось 85 лет. |
Садовничий, Виктор Антонович — Википедия | Виктор Антонович руководит МГУ с 23 марта 1992 года, то есть практически всю постсоветскую эпоху. |
85 лет ректору МГУ им. М. В. Ломоносова, академику Виктору Садовничему
Путин поздравил Садовничего с 85-летним юбилеем и поблагодарил его за работу // Новости НТВ | 4 декабря 2019 года указом № 578 президент РФ Владимир Путин назначил Виктора Садовничего ректором МГУ сроком на пять лет. |
Садовничий, Виктор Антонович | Владимир Путин провел встречу с ректором МГУ Виктором Садовничим, которому сегодня исполнилось 85 лет. |
Академик Садовничий Виктор Антонович | Более 30 лет у руля: ректор МГУ Виктор Садовничий празднует свое 85-летие. |
Госдума разрешила ректору МГУ Виктору Садовничему остаться на посту после 80-летия
Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (с 1992)[2]. Президент Российского Союза ректоров (с 1994), председатель Российского совета олимпиад школьников. Ректор Московского государственного университета имени сова. Ректором Московского университета его избрали в 1992-м, а Союз ректоров он возглавил в 1994-м.