Случившейся здесь в годы присутствия в Афганистане шурави. Воздастся Небом тем, кто вспомнит дословно эти трагические даты. Ещё одна плохая новость и опасность.
Советский спецназ в Афганстане: «шурави», которых «душманы» боялись больше всего
С появлением первых «красных тюльпанов» советские бойцы и офицеры стали носить на постоянке резервную гранату «Ф-1». Весной 1987 года наши контрразведчики узнали, что агенты ЦРУ решившие сначала подсадить воинский контингент «комми» на наркотики, а потом запугать его «красными тюльпанами» назначили встречу группе полевых командиров неподалеку от Джелалабада. К моменту начала совещания первая группа спецназа ГРУ закрепилась на главенствующей над аулом вершине, а вторая перекрыла единственный выезд из селения. В ходе молниеносной атаки бойцы «единицы» перебили 30 моджахедов, а «двойка» сожгла «шмелями» две машины с цээрушниками успевшими драпануть из аула. Прорвавшийся из засады американский джип уничтожил дежуривший «низенько-низенько» «крокодил» Ми-24, оперативно наведенный спецназовцами на особо прыткую цель.
Какое впечатление произвела новая экспериментальная форма для 40-й армии, которую так и назвали, «афганка»? Рисковали ли советские солдаты стать наркоманами? Сыновья уходят в бой В третьем эпизоде герои подкаста рассказывают о войне, какой они ее увидели в Афганистане. Первые бои, первые погибшие товарищи, первые убийства, преодоление страха и познание законов войны. О чем солдаты писали домой? Что такое рейдовая операция?
Почему советские солдаты часто отказывались носить каски? Какова статистика потерь советских колонн? Чем ветеранам так запомнился перевал Саланг, и почему на нем часто происходили аварии? Какие животные становились жертвами минной войны? Жалеют ли вертолетчики об обстрелах кишлаков? И почему сейчас не стоит рассказывать о том, как выглядело опознание тел погибших? Музыка Духи Четвертый эпизод посвящен жителям Афганистана. Душманы, хадовцы, царандоевцы, парчамисты, халькисты и дехкане — кто это такие, и каким было первое знакомство с ними у солдат 40-й армии? Почему мирные жители брались за оружие? Охотно ли полевые командиры шли на перемирие с советским командованием?
Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика тадж. Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистана с Советским Союзом: в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти» [2] и другие приветствия адресованные советским гостям [3].
Чему радовались музыканты Иосифа Кобзона? Почему запах «груза-200» невозможно забыть? Как потеря памяти спасала от посттравматического синдрома? За что ветераны до сих пор благодарны медсестрам? И можно ли считать 15 февраля 1989 года праздником?
Музыка Афганский мир Шестой и последний эпизод — о мире после войны. Герои рассказывают, как они заново учились жить, переживая посттравматический синдром, названный в народе «афганским», встретились с безразличием общества и потеряли страну, за которую воевали. Как ветераны-«афганцы» стали строить гражданское общество в постсоветской России? Почему им удалось стать влиятельным сообществом? Зачем они пошли в криминал? Была ли Афганская война «лучше» Чеченской? Почему «афганцы» не верили в успех США в Афганистане?
Какие песни они поют, когда собираются вместе? Как последствия этой войны до сих пор сказываются на нас? И что о ней «афганцы» рассказывают своим детям? Музыка Послесловие Автор подкаста Сергей Простаков рассказывает, как к нему пришла идея «Шурави», как он создавался и раскручивался.
«Шурави». За что афганцы любили и уважали советских солдат?
Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика (тадж: Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро). Шурави всерьез обозлились на духов, терзающих колонны, и начали крупномасштабные операции вдоль всей дороги, ведущей в Союз. Шурави что значит с афганского Кто такие шурави и бача 1000vladimir Шурави СССР Средняя Азия Афганистан Афганцы youtube Виват в исполнении легендарной группы Каскад Расскажем афганистане агностики чем суть их взглядов Тест Выбери ты увидела на картинке а мы. Почему афганцы прозвали русских шурави на самом деле не только русских но и вообще всех солдат Советского Союза.
Кто такой шурави в Афганистане: история и значение
Однажды он со своим формированием в сто пятьдесят человек должен был пересечь долину, доподлинно зная, что её с высоты контролируют пять советских военнослужащих. На первый взгляд, задача казалась несложной, однако на практике всё оказалось иначе. Пройти этот участок они смогли лишь на шестой день, и лишь по той причине, что у уничтоживших за эти дни сто афганцев «шурави» попросту закончились патроны. Окружив горстку отчаянных советских бойцов, моджахеды увидели перед собой державшихся из последних сил воинов с волчьими взглядами, готовыми заживо загрызть врагов. Когда разъяренный от потери такого количества соратников командир душманов приказал «шурави» помолиться перед смертью, он не ожидал, что двадцатилетние парни, не страшась, возьмутся за руки и подставят свою грудь под пули. Пораженный их отвагой он велел своим бойцам накормить врагов, а потом, вручив им оружие, отпустил со словами: «Шурави, я хотел бы, чтобы мои сыновья были такие же, как вы. А теперь идите». Строительство Ностальгируя по временам присутствия в Афганистане «шурави», офицер полиции Мохаммед Тахир Яргал, заявлял, что за годы присутствия они создали совершенно новое государство. Советские специалисты не только сформировали сильную профессиональную армию, снабдив её современным оружием и амуницией, но и оставили после себя развитую гражданскую инфраструктуру.
В нем действительно проходили многочисленные мероприятия, этой дружбе посвященные. Устраивались концерты советских артистов, показывались фильмы, работали различного рода кружки. И так далее. Сейчас ДСНК в руинах. И, по меткой оценке афганцев, его нынешнее состояние очень напоминает развалины былой дружбы между нашими странами. Почти все связи порваны, вместо сновавших повсюду в Кабуле "шурави" в городе сейчас в великом множестве суетятся представители США и других стран, входящих в "антитеррористическую коалицию". А на улицах города - уже не советские бронетранспортеры, а американские, итальянские, германские и так далее. На мой взгляд, "наши" в свое время все-таки не выглядели столь угрожающе. Все-таки из их люков, как теперь, не выглядывали неподвижные фигуры пулеметчиков. Но, как выясняется, все не так уж однозначно. С говорящими по-русски афганцами во время поездки мне довелось встречаться повсюду - в армии, различных министерствах, ведомствах. И несколько раз, как много лет назад, некоторые афганцы приветствовали меня фразой: "Здравствуй, товарищ". Она заучена давно, прочно запала в память и автоматически вылетает из уст каждый раз при виде "шурави". Выяснилось также, что немало говорящих по-русски афганцев занимают сейчас высокие посты. И они вовсе не забыли время учебы в СССР. Даже с теплотой. Особенно, если они учились в СССР. Затем училась в аспирантуре в Ленинграде. Не в Санкт-Петербурге, а именно в Ленинграде, еще в конце 1980-х годов. По специальности она филолог и преподаватель русского языка. Шахир Коргар также учился в Ленинградском государственном педагогическом институте имени Герцена. Получил диплом историка.
Здесь нередко воспитывают девочек так, как положено взращивать мальчишек. Все дело в том, что в этой азиатской стране дети мужского пола по-прежнему ценятся больше, чем девочки. Чтобы как-то повысить свой социальный статус, родители в семьях, где рождаются только девочки, применяют уловку: одна из дочерей становится «бача пош». Что это значит? Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик». Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу. Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами. О нем всегда говорят только с использованием мужского рода. С годами родители уже не могут игнорировать естественной половой принадлежности — природу не обманешь, в отличие от соседей которые вполне могут и не подозревать, что их сын дружит с «бача пош». К моменту полового созревания девочки, превращенные в мальчиков, лишаются всех социальных преимуществ и считаются обычными девушками.
Они строили дороги, школы, больницы. Местные знали, что мы помогали, помогаем и будем помогать. С детьми наши солдаты тоже хорошо общались. Малышей привлекало наше вооружение, машины. Часто можно было наблюдать, как стайка полуголых, голодных маленьких афганцев бежала за машиной, пытаясь вспрыгнуть на подножку. И как все дети, они были всегда безмерно рады сладкому. Мы их часто угощали сгущенкой или печеньями. А что скажете о взрослых? Как Вы к ним относились? Сложно ответить однозначно задумался. Те, что в полях трудятся и моджахеды из банд — это, конечно, совершенно разные люди. И всегда было сложно понять, кто перед тобой. Может он улыбается, а в кармане пистолет, заряженный пулей, которая предназначена для тебя. Мы пытались быть дружелюбными. В тоже время, каждый советский солдат держал автомат наготове. Что до афганских солдат, так те вообще были нам как братья. Помню, как несколько раз получал приглашение выступить на митингах. Потом и цветы дарили, на приемы приглашали. Вся опасность ситуации в Афганистане состояла в расколе общества. Часть жителей принимала действующую власть, часть была ею недовольна. И вот именно недовольные были особо интересны для Запада. Чувствовалось влияние американской пропаганды? Америка трубила, что СССР — страна оккупант. Беда в том, что многие афганцы верили в это, в то, что мы пришли насильно обратить их в свою веру. Религия — фундамент мировоззрения исламиста. Именно на религиозной почве и начинались многие военные конфликты. Только потом афганцы поняли, как ошибались. И вот что интересно: даже спустя 25 лет те, против кого мы воевали, вспоминают то время с улыбкой. Они повторяли, что советские солдаты, в отличие от американцев, воевали честно. Мы воевали с бандитами, а вот что там делали американцы — непонятно. Вы упомянули религию. А что, думаете, было тогда важнее: религия или политика? Афганистан — исламская страна. Религия — основное понятие для жителей этой страны. И тот факт, что в своей пропаганде американцы ее затрагивали, было главной нашей трудностью. Для крестьянина оскорбление пророка Мухаммеда будет личным оскорблением. Политика же для простого народа не была так важна. А для Вас? Вы — верующий человек? Она работала в школе, а тогда педагогическая работа никак не могла быть связана с религией. К верующим людям отношусь нормально. А что до вашего окружения, солдат части. Были люди, приобщенные к вере? Если и были религиозные люди, то они на это не акцентировали внимание. По сути, в Советской армии это не осуждалось. Верь во что угодно, главное чтобы службе не мешало.
"Когда вернутся «шурави»?". К 30-летию вывода войск из Афганистана
Командир Северного альянса Ахмад-Шах Масуд отмечал, что советские солдаты, как и его бойцы, были настоящими воинами, которые хоть и воевали друг против друга, но делали это честно. А вот натовцы, говорил Масуд, воевали грязно, допускали очень много ошибок, особенно во время бомбардировок, при которых гибла масса мирных жителей. Ощущают разницу афганцы между русскими и американцами и в их отношении к Афганистану. Шурави, говорят они, по сути выстроили здесь новое государство, с эффективными органами управления, с сильной и боеспособной армией. Американцы действовали как временщики, которые даже не сумели создать дееспособное правительство в Кабуле.
Результатом их присутствия стали коррумпированные и плохо организованные вооруженные силы, куда нищие афганцы шли лишь за деньгами. Афганцы с горькой иронией отмечают, что русские учили их созиданию и развитию, а американцы - коррупции и воровству. Несмотря на то, что войскам альянса удавалось долгое время сдерживать Талибан и препятствовать распространению его влияния на регион, обескровить это движение они так и не смогли. Более того, как только прошла информация о готовящемся выводе американских войск из Афганистана талибы воодушевленно приступили к захвату новых территорий.
Спектакль о любви, гражданской ответственности и долге. Смотрите 7 декабря в 18:00 на большой сцене Национального театра. Спектакль приурочен к 30-летию вывода Советских войск из Афганистана.
О нем всегда говорят только с использованием мужского рода. С годами родители уже не могут игнорировать естественной половой принадлежности — природу не обманешь, в отличие от соседей которые вполне могут и не подозревать, что их сын дружит с «бача пош». К моменту полового созревания девочки, превращенные в мальчиков, лишаются всех социальных преимуществ и считаются обычными девушками. И меняют свойственную мужчинам свободу на девичью незаметность, стыдливость и скромность. В самом буквальном переводе «бача» с ударением на последнем слоге означает просто «парень», «пацан». В русском языке смысл слова «бача» был коренным образом изменен, оно получило самостоятельное значение. Оно значило что-то вроде «родной», «брат», «друг». Такое обращение бывших «афганцев» друг к другу стало символом единства и войскового товарищества. Те, кто прошел афганскую школу жизни, понимают друг друга, по возможности поддерживают. И многое прощают. Обращение «бача» стало одной из невидимых нитей, накрепко соединяющей тех, кто имеет право так называться. Чествуя воинов, прошедших Афганистан, к ним в советских учреждениях и школьных актовых залах упорно применяли слово «ветеран». Но разве подходит этот термин для молодых ребят, которым и до сорокалетнего-то рубежа было далеко?
За неполное десятилетие «через Афган» прошло около 620 тыс. Какими бы ни были политические оценки афганских событий, неоспоримым фактом остается, что советские солдаты показали себя во время пребывания в Афганистане достойными продолжателями подвигов своих предков — героев Великой Отечественной войны. В Афганистане Советская Армия боролась с международным терроризмом и экстремизмом, противостояла мировой наркоторговле. На момент ввода советского контингента в ДРА работало свыше шестидесяти подпольных наркофабрик.
Самые опасные «шурави»: каких советских солдат больше всего боялись «душманы»
"Смерть советским!" (Марг бар шоурав!) Наши переиначили это слово в шурави. В современном Афганистане назвать кого-то «шурави» – все равно что вручить ему медаль за отвагу и храбрость. Кто такой шурави в Афганистане: история и значение. Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. истор. советский человек, советские люди (в речи афганцев) Шурави высоко оценивают этот кишлак!
Виват, дорогие мои шурави
За время пребывания ограниченного контингента советских войск в ДРА здесь попеременно побывали несколько отдельных отрядов спецназа ГРУ Генштаба ВС СССР общей численностью порядка 4 тысяч человек. Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к территории этого государства. Определения слова шурави. исторический. советский военнослужащий в. Шурави — историческое название уроженцев СССР в Афганистане. Почему афганцы прозвали русских шурави на самом деле не только русских но и вообще всех солдат Советского Союза. Кто такие шурави в афганистане. мятежники пытаются вызвать ненависть населения к шурави — то есть к нам, советским. Вот и получилось, что Советских воинов-интернационалистов стали звать "Шурави".
Кто такие Шурави? СССР. Средняя Азия. Афганистан. Афганцы.
Потом поругал фельдшера и сказал ей: «Ты понимаешь, что могла не вернуться? Ты для них представляешь интерес по многим причинам. И потому, что молодая, красивая, и потому, что много знаешь». Потом с тем же особистом Ирина попала в аварию на трассе. Возвращались из горного селения, где срочно оказывали помощь жене и полуторагодовалому сыну афганца, передававшего советским военным ценные сведения. Женщину и ребёнка спасли, всё, что нужно, узнали, но на обратном пути не убереглись от беды. В тёмное время суток вести машину по трассе пришлось на максимальной скорости, иначе можно было превратиться в мишень для душманов. Дорога петляла между гор, и на полном ходу ЗиЛ едва не столкнулся с внезапно возникшим из-за поворота БТРом. Прапорщик Алькова получила серьёзную травму головы и попала в медсанбат города Шинданта. От шурави до шариата — На русских женщин афганцы приходили смотреть, как на экзотических животных в зоопарке, — говорит Ирина. При этом они всё о нас знали, ничего нельзя было скрыть, просто удивительно.
Что касается афганских женщин, то их жизнь полностью зависела от социального положения. Женщины из обеспеченных семей очень красивы, ухожены, не имеют забот и проблем. Нельзя даже представить, что кто-то из посторонних с ними заговорит, не говоря уже о прикосновениях. А для бедняков обычным делом было продавать своих дочерей, иногда совсем маленьких девочек, и даже жён на ночь богатым «клиентам».
Многие танкисты и мотострелки армии ДРА просто не успели добраться до своих боевых машин из-за гранатометного огня. А те, кто добрался, обнаружили, что в пулеметах и орудиях отсутствуют затворы, — это поработали военные советники СССР.
Сотрудники КГБ, расквартированные во дворце, перед боем покинули свое жилье под благовидным предлогом — разумеется, зарисовав и предоставив коллегам планы его помещений. Хотя в ходе штурма в плен сдались около 1,7 тысячи афганских военных, остальные оказали серьезное сопротивление: последние из них бились до самого утра — и их все еще было втрое больше, чем нападавших. Обстрел был таким сильным, что напоминал проливной дождь», — вспоминает Рустамходжа Турсункулов, полковник КГБ в запасе, в 1979 году командовавший одной из боевых групп «мусбата». Амин, приходивший в себя после организованной агентами СССР попытки отравления — от смерти его спасли советские врачи, не осведомленные о планах КГБ, — услышал стрельбу и приказал своему помощнику звонить советским военным советникам и просить о помощи. Когда он узнал, что на штурм идут советские, он бросил в адъютанта пепельницу, вскричав: «Врешь, не может быть! Танковые колонны десантники разбили на подходе с помощью противотанковых установок, взяв в плен личный состав.
С афганской стороны погибли, по разным оценкам, от 40 до более чем 200 солдат и офицеров, а также сам Хафизулла Амин и его сын. Тело диктатора замотали в окровавленный ковер и похоронили неподалеку от дворца, заложив могилу камнями и не оставив никакой отметки. Советская сторона потеряла погибшими не менее 14 человек. По меньшей мере пятеро «мусбатовцев» погибли по случайности — прибывшие чуть позже десантники приняли их за местных. Они стреляли, пока один из бойцов из южных республик не подобрался к их БТР и не сообщил, что они атакуют своих. Также в ходе зачистки помещений от огня спецназовцев погиб тот самый военврач, который до этого откачал Амина.
На следующий день жители Афганистана узнали: Амин, «агент ЦРУ » палач мирных афганцев и враг революции, убит, правительство сменилось, а на территории страны — советские войска. Советские солдаты в ДРА, апрель 1980-го. Расцвет партнерских отношений пришелся на 1950-1960-е годы, когда страной правил Мухаммед Захир-шах. После победы во Второй мировой войне международные позиции СССР укрепились — это повлияло и на связи с афганскими властями. Падишах много раз посещал Советский Союз и принимал у себя советских чиновников высочайшего ранга. Как для многих других стран, для Афганистана дружба с коммунистами была ценна всесторонней экономической поддержкой — торговые договоры, многомиллионные кредиты, строительство инфраструктуры практически с нуля.
К концу 1970-х годов на построенных с помощью СССР заводах производилось 60 процентов всей промышленной продукции страны, советские ТЭС и ГЭС вырабатывали 60 процентов всей электроэнергии, 70 процентов имеющихся в стране дорог — 1500 километров — были построены советскими специалистами. Другие страны тоже помогали афганцам, но советская помощь составляла более половины всех иностранных инвестиций. За экономическим влиянием, как водится, следовало влияние политическое: каждый пятый афганский студент, обучающийся за рубежом, учился в Советском Союзе, там же проходили подготовку тысячи военных специалистов. С середины 1960-х годов начала оформляться левая оппозиция, в 1965 году была основана марксистско-ленинская Народно-демократическая партия Афганистана НДПА , в итоге пришедшая к власти. Но они достаточно быстро поняли: его политика в сущности мало отличается от предыдущего властителя, к тому же он отдает предпочтение не СССР, а западным странам. Не устраивал большинство представителей оппозиции и пуштунский национализм главы государства.
НДПА начали планировать захват власти, рассчитывая на поддержку соседей с севера. Напротив, в КПСС старались предупредить союзников, что в столь нестабильной обстановке переворот опасен, — общество все больше поляризовалось, разделяясь на исламистов и коммунистов. Но даже если афганским социалистам не обещали прямой поддержки, им достаточно было знать курс внешней политики Советского Союза: революционеры в Анголе, Эфиопии, Мозамбике и других странах третьего мира получали от большевиков все, что требовалось для установления социалистического режима. Кроме того, о готовящейся революции в СССР знали заранее — но афганские власти этой информации не получили. Радикальные социалисты хотели смены власти насильственным путем, умеренные — мирного переворота. В ходе протестов в 1978 году арестовали всех основных лидеров движения, и возможностей для мирного пути не осталось.
Большая часть министров и военных многие из которых обучались в СССР поддержала революционеров. Дворец Дауда взяли штурмом, президента, его семью и приближенных убили. Через три дня после революции Советский союз признал новое правительство. Тернистый путь к социализму Придя к власти, Тараки объявил, что дальше страна пойдет в светлое социалистическое будущее по пути марксизма-ленинизма. В Москве в тот момент верили в возможность прыжка из феодализма в социализм, поэтому новую политику всячески поддерживали. В Афганистане были открыто сформированы представительства КГБ, в которых работали советские специалисты.
Реформы новой власти были типичными для любого коммунистического режима. В рамках борьбы с неравенством государство обрушилось на землевладельцев — не только на крупных, но и на средних, которых среди пострадавших от перераспределения ресурсов было большинство.
Её построили «шурави», почти закончили, но немного успели: вывели войска. А школ сколько, фабрик… Теперь ничего этого нет... Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с.
Позвал в дукан — магазин — и предложил выбрать всё, что я хочу. Когда я снова отказалась от подарков, Джелани-хан понял, что сватовство не удалось. Потом наш особист со смехом рассказывал, что породистый афганец, прежде чем идти ко мне, попросил в батальонном магазине продать ему офицерские туфли — они там обычно в калошах ходили.
Роды в кишлаке Был случай, когда в батальон приехали афганцы из соседнего кишлака на трёх машинах марки «Тойота». У одного из них жена собралась рожать, им сказали, что у шурави есть женщина, умеющая принимать роды. Допустить на женскую половину дома мужчин-медиков они не могли. К тому же афганский кишлак — настоящий лабиринт узеньких улиц, где два человека расходятся с большим трудом. Там легко заблудиться и потеряться. С собой я взяла на всякий случай кнопочный нож, спрятала его среди перевязочного материала. Не столько для самообороны, вряд ли такое оружие мне помогло бы, сколько, чтобы не попасть живой в руки моджахедов. Я знала, какие ужасы ждут у них пленных. Но не откликнуться на призыв о помощи не могла, видно, таков генетический код русского человека: чужая жизнь важнее собственной, — говорит Алькова.
Неизвестно, чем кончилась бы эта поездка, но перед самым кишлаком кортеж машин встретил батальонный особист. Он приказал срочно возвращаться обратно. Потом поругал фельдшера и сказал ей: «Ты понимаешь, что могла не вернуться?
За что сражались «шурави»
Тогда один из отрядов «Каскад» атаковал пакистанский спецназ — «Черные аисты» — под командованием будущего террориста номер один Усамы бен Ладена. Попавшие в засаду 23 «каскадера» отбивались всю ночь — до прихода авиаподдержки. Итогом боя стали 372 убитых «аиста» и захваченный арсенал с оружием. Нестандартные решения в нестандартных ситуациях Советские спецназовцы оказались хорошо подготовленными к антипартизанской войне в горных условиях.
Бойцов не пугали жара или холод, голод и лишения. Они действовали уверенно и находили выход даже из самых нестандартных ситуаций. Приборы ночного видения и оружие с ночными прицелами, глушители и радиоуправляемые минные поля — все эти высокотехнологичные виды оружия причиняли моджахедам немалый урон.
Но и более простые методы оказались действенными. Как вспоминает командир спецгруппы, лейтенант Егиазаров, настоящим сюрпризом для душманов стало МПЗ малозаметное препятствие , а в народе — «путанка».
Слово «шурави» сегодня произносится обычно с нейтральным, но чаще — с положительным оттенком. А вот среди ортодоксальных душманов, сражавшихся с теми, кого они считали захватчиками, во времена войны был в ходу враждебный лозунг: «Смерть шурави!
В современном Афганистане назвать кого-то «шурави» — все равно что вручить ему медаль за отвагу и храбрость. Шурави, считают афганцы, никогда ничего не боятся. Это звание посолиднее генеральского будет. Есть в этом слове отголосок не свойственной жителям Афганистана сентиментальности, некоторая дань уважения к тому, кто по сути своей является врагом.
Точно так же два одинаково сильных зверя, столкнувшихся в смертельной схватке, смотрят друг на друга — с уважением. Такое отношение свойственно для колоритной страны, где война есть лишь постоянное упражнение духа и тела, где не только умеют драться до последнего, но также ценят широту души, человечность и доброту. Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом.
Сюжет боевика прост и сложен одновременно: москвич Николай оказывается в плену. Ни угрозы физической расправы, ни уговоры, ни посулы не могут заставить героя изменить присяге и забыть свой воинский долг. Он вынашивает мысль бежать из заточения, чтобы сообщить своему руководству о планируемом нападении на стратегически важный объект.
Оказалось, он приехал… делать мне официальное предложение! Незадолго до его визита Ирина с особистом выезжала в кишлак, чтобы осмотреть «первую и любимую» жену известного муллы из Герата. У неё на руках был полуторагодовалый младенец, и мулла хотел ещё одного дитя.
Требовалась медпомощь, оказывать её женщине в данном случае, по понятиям афганцев, могла только женщина. Видимо, тогда 24-летняя фельдшер-шурави попала в поле зрения тургундийских «авторитетов». После этого в батальоне побывал в гостях у особиста Дастагир-хан, старший брат Джелани-хана. Тогда никто и не догадывался, что это были «смотрины». Вскоре появился и сам соискатель руки и сердца. Правда, он истолковал это по-своему: решил, что мне ткань не понравилась.
Позвал в дукан — магазин — и предложил выбрать всё, что я хочу. Когда я снова отказалась от подарков, Джелани-хан понял, что сватовство не удалось. Потом наш особист со смехом рассказывал, что породистый афганец, прежде чем идти ко мне, попросил в батальонном магазине продать ему офицерские туфли — они там обычно в калошах ходили. Роды в кишлаке Был случай, когда в батальон приехали афганцы из соседнего кишлака на трёх машинах марки «Тойота». У одного из них жена собралась рожать, им сказали, что у шурави есть женщина, умеющая принимать роды. Допустить на женскую половину дома мужчин-медиков они не могли.
В длинных речах смысла не было. Объясняли просто. Мы помогаем дружественной нам нации в борьбе с внутренними и внешними противниками. Одновременно с этим, говорили, что в нашу задачу входит защита южных рубежей.
И если бы не мы, то в Афган пришли бы другие. Кто знает, пошли ли бы они дальше, уже к нам. И сами так понимали, и другим объясняли. Вы, так или иначе, должны были взаимодействовать с местными жителями.
Как афганцы воспринимали «шурави» диалектическое прозвище русских? Крестьяне относились к нам нормально. Еще до начала войны в Афганистане было много русских. Они строили дороги, школы, больницы.
Местные знали, что мы помогали, помогаем и будем помогать. С детьми наши солдаты тоже хорошо общались. Малышей привлекало наше вооружение, машины. Часто можно было наблюдать, как стайка полуголых, голодных маленьких афганцев бежала за машиной, пытаясь вспрыгнуть на подножку.
И как все дети, они были всегда безмерно рады сладкому. Мы их часто угощали сгущенкой или печеньями. А что скажете о взрослых? Как Вы к ним относились?
Сложно ответить однозначно задумался. Те, что в полях трудятся и моджахеды из банд — это, конечно, совершенно разные люди. И всегда было сложно понять, кто перед тобой. Может он улыбается, а в кармане пистолет, заряженный пулей, которая предназначена для тебя.
Мы пытались быть дружелюбными. В тоже время, каждый советский солдат держал автомат наготове. Что до афганских солдат, так те вообще были нам как братья. Помню, как несколько раз получал приглашение выступить на митингах.
Потом и цветы дарили, на приемы приглашали. Вся опасность ситуации в Афганистане состояла в расколе общества. Часть жителей принимала действующую власть, часть была ею недовольна. И вот именно недовольные были особо интересны для Запада.
Чувствовалось влияние американской пропаганды? Америка трубила, что СССР — страна оккупант. Беда в том, что многие афганцы верили в это, в то, что мы пришли насильно обратить их в свою веру. Религия — фундамент мировоззрения исламиста.
Именно на религиозной почве и начинались многие военные конфликты. Только потом афганцы поняли, как ошибались. И вот что интересно: даже спустя 25 лет те, против кого мы воевали, вспоминают то время с улыбкой. Они повторяли, что советские солдаты, в отличие от американцев, воевали честно.
Мы воевали с бандитами, а вот что там делали американцы — непонятно. Вы упомянули религию. А что, думаете, было тогда важнее: религия или политика? Афганистан — исламская страна.
Религия — основное понятие для жителей этой страны. И тот факт, что в своей пропаганде американцы ее затрагивали, было главной нашей трудностью.