Неуправляемые авиационные ракеты (НАР) системы С-13 относятся к ракетам класса «воздух — земля». Предназначены для уничтожения самолетов в железобетонных укрытиях, техники и живой силы противника, находящихся в особо прочных укрытиях. НАР – неуправляемые авиационные ракеты. Ещё в Первую Мировую войну данный класс оружия применялся французскими и британскими лётчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. Однако, развития данные ракеты тогда не получили. Новый малогабаритный высокоэффективный ракетный двигатель позволяет проектировать на его основе перспективные неуправляемые, корректируемые и управляемые авиационные средства поражения. Новосибирский ИПФ является разработчиком неуправляемых авиационных ракет С-8 и С-13, устанавливаемых на корабли ВМФ, объекты бронетехники, комплексы РВСН и самолеты. Кроме того, разработанный в ходе опытно-конструкторской работы новый малогабаритный высокоэффективный ракетный двигатель позволяет на его основе проектировать перспективные неуправляемые, корректируемые и управляемые авиационные средства поражения.
Кабрирование: что за зверь?
- «С-5У» — новая российская неуправляемая авиационная ракета » Территория новостей
- ГК «Калашников» будет модернизировать неуправляемые авиационные ракеты | ИА Красная Весна
- Самолет Минобороны РФ «нештатно» сбросил бомбу на Белгород
- Содержание
- Проникающие средства разрушения для ВКС России: от неуправляемых ракет, до авиационных бомб
США передадут Украине неуправляемые авиационные ракеты Zuni
Это следует из снимка, опубликованного в Telegram-канале командующего украинскими воздушными силами Николая Олещука. На кадре запечатлён самолёт с ракетами Zuni, которые США обещали передать Киеву ещё в январе текущего года. Бойцы ВСУ украсили американскую технику своими традиционными проклятиями. В частности, не забыто и пожелание "ада всем русским".
Но в целом у нас боеприпасы находятся меньше, чем в европейской части страны, — отметил Ануфриев.
Он добавил, что Иркутск гораздо сильнее зацепила Гражданская война начала XX века. Поэтому чаще всплывают боеприпасы, а точнее гранаты именно времен Гражданской войны, включая даже английские гранаты. Чаще их находят на территории бывших воинских частей. Но у нас их не так много.
Поэтому я ни разу не встречал такого, чтобы в Иркутске находили неуправляемые авиационные ракеты, — добавил историк. Александр Ануфриев обратил внимание на то, что раньше неуправляемыми авиационными ракетами оснащали самолеты. В наше время от них уже отходят. Конец 50-х — начало 60-х годов.
RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Поэтому в 1982 году Институт прикладной физики начал разрабатывать усовершенствованную модель С-13 с 2-мя модулями боевой части. Каждый модуль оснащался отдельным донным взрывателем. Столкнувшись с объектом, оба модуля взрывались в разведенных на расстояние точках. То есть модули фактически были резервом друг друга: если один взрывался в земле, то второй — внутри бетонного укрытия. В 1984-ом состоялись государственные испытания С-13Т на бомбардировщике Су-17М4.
Главным инженером выступил подполковник Шерстюк, а летчиком-испытателем — подполковник Бородай. Состоялся 31 вылет с выбросом 99 ракет. Из них 31 снаряд взорвался внутри бетонного укрытия. Производитель предложил разработать на основе уже существующей ракеты С-13 осколочно-фугасную модель для поражения техники с легкой броней. Ответственным инженером выступил старший лейтенант Архипов, а управлял бомбардировщиком полковник Павленко.
История американских РСЗО
- Правила комментирования
- Проникающие средства разрушения для ВКС России: от неуправляемых ракет, до авиационных бомб
- Лента новостей
- США передадут Украине неуправляемые авиационные ракеты Zuni
- Читайте также:
"Ростех": разработчики новой неуправляемой авиаракеты получили премию Макаровца
Самолеты МиГ-31 ВВС России наносят удары по объектам на Украине гиперзвуковыми ракетами «Кинжал», в небо поднялись стратегические ракетоносцы Ту-95. На вооружении Воздушных сил Украины появились американские неуправляемые авиационные ракеты Zuni образца 1950-х, сообщил портал Штурмовики Су-25 ВКС России уничтожили опорный пункт ВСУ в зоне проведения СВО. Удар наносился неуправляемыми авиационными ракетами.
На вооружение ВСУ поступили американские неуправляемые ракеты Zuni
Виды и технические характеристики неуправляемых ракет С-13, их плюсы и минусы | Блок неуправляемых авиационных ракет Б13Л. Описание. Блок Б13Л предназначен для размещения, транспортирования и пуска с носителей до 5-ти неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибра 122 мм различных модификаций. |
С-13 неуправляемые ракеты: виды, характеристики, плюсы и минусы, история разработки | говорится в сообщении. |
Самолет Минобороны РФ «нештатно» сбросил бомбу на Белгород | Сразу восемь неуправляемых авиационных ракет нашли рабочие при проведении работ на улице Советской в Иркутске. Сапёры Росгвардии установили, что 57-миллиметровые боеприпасы произведены в 60-х годах прошлого века. |
Ростех назвал сроки поставок новейшей ракеты «Бронебойщик»
«Институт прикладной физики» впервые представил новейшую неуправляемую авиационную ракету (НАР) С-8КЛ с кассетной боевой частью на международном военно-техническом форуме «Армия-2023». Об этом сообщает РИА Новости. На данном театре военных действий неуправляемые авиационные ракеты использует и так называемая «международная коалиция» во главе с США. Новости по теме: ракеты новости сегодня, информация, фото, видео. Новосибирский ИПФ является разработчиком неуправляемых авиационных ракет С-8 и С-13, устанавливаемых на корабли ВМФ, объекты бронетехники, комплексы РВСН и самолеты. "Экипажи Су-25 выполнили удар по опорным пунктам и живой силе противника в зоне ответственности группировки войск "Центр" – сообщает РИА Новости со ссылкой на информацию Минобороны РФ. Удар наносился неуправляемыми авиационными ракетами.
Ростех назвал сроки поставок новейшей ракеты «Бронебойщик»
Дальность пуска — до 3 км. Впоследствии на базе первого «Тулумбаса» разработали улучшенную НАР С-13Т Она потяжелела до 75 кг и получила усиленную БЧ с возможностью пробития до 6 м грунта или подрыва при контакте с поверхностью. Дальность выросла до 4 км. Они несут БЧ массой 33 или 38 кг. При этом «ОФС1» отличается увеличенным зарядом взрывчатого вещества — более 15 кг. При массе 68 кг они несут 14,6 кг горючей жидкости. Мощность взрыва эквивалентна 35-40 кг тротила. Самая новая из представленных ракет, «Тулумбас-3», является многоцелевой и выполнена на основе существующих агрегатов. С ее помощью возможно поражение как незащищенных целей, так и укрытий и укрепленных построек.
Такие функции обеспечиваются бетонобойной БЧ массой 41 кг с упрочненным корпусом и зарядом массой 5,6 кг. Используется донный взрыватель, контролируемый т. Подрыв может производиться при контакте с целью, а также с малой или с большой задержкой. Режим работы выбирается при подготовке к вылету в зависимости от характера разведанной цели. Ракеты С-13Т Гибкие инструменты Семейство неуправляемых ракет С-13 включает несколько изделий разного назначения, и регулярно появляются новые. Есть основания полагать, что модернизационный потенциал «Тулумбаса» еще не исчерпан. Благодаря этому в будущем на вооружение могут поступить новые модификации и версии с теми или иными преимуществами перед существующими НАР. С точки зрения эксплуатации и применения в ВВС, семейство С-13 является удобным, недорогим и эффективным средством для решения широкого круга боевых задач.
Основная часть обещанного оружия по заявлению главы Пентагона Ллойда Остина уже прибыла на Украину и готова к применению в ходе контрнаступления. Однако минувшей ночью российские бомбардировщики Ту-95МС и беспилотники-камикадзе «Герань» серьезно уменьшили количество боевой техники противника. Наши новостные каналы.
Если взглянуть на характеристики НАР С-13, то можно составить первичные представления о разрабатываемой ракете. Так вот. Предназначены для уничтожения самолетов в железобетонных укрытиях, техники и живой силы противника, находящихся в особо прочных укрытиях. В зависимости от модификации имеет дальность пуска от 1100 до 4000 метров. Способна пробивать до шести метров грунта и одного метра железобетона.
Все это оружие находит применение в текущей Специальной операции и обеспечивает демилитаризацию Украины. Вместе с прочим оружием применяются неуправляемые авиационные ракеты С-13 «Тулумбас». На днях министерство обороны показало эпизоды применения таких изделий. Ракеты в кадре 30 мая Минобороны опубликовало видеоролик, показывающий боевую работу штурмовиков Су-25СМ3 с применением ракет С-13. Сообщается, что летчики-герои видео выполняли удары по позициям, технике и вооружению противника.
Полет осуществлялся на малых высотах в зоне возможного присутствия вражеской ПВО, вследствие чего использовались ложные цели и противоракетное маневрирование. Видео начинается с демонстрации работы технического состава. Можно рассмотреть, что полезная нагрузка самолетов включает подвесные топливные баки, блоки неуправляемых ракет и контейнеры с аппаратурой неясного назначения. Загрузка ракет С-13 в блоки Б-13Л Показано, как самолеты, летя на малой высоте, выполняют неуправляемых ракет по удаленной цели. Пуски осуществляются парами и сериями, с горизонтального полета и с кабрирования. Несколько стартов ракет показаны «глазами летчика» — с нашлемной камеры или через индикатор на лобовом стекле, выводящий пилотажную и иную информацию. Выполнив боевую задачу, штурмовики вернулись на аэродром и совершили посадку. Результаты ракетного удара по наземным объектам противника, к сожалению, не демонстрировались. Впрочем, опыт сирийской и украинской операций показывают, что Су-25СМ3 с неуправляемыми С-13 является весьма эффективным ударным комплексом. Можно предполагать, что после прилета НАР на земле остались только обломки и разрушения.
Ракета покидает направляющую Семейство вооружений В распоряжении нашей боевой авиации имеется целое семейство неуправляемых ракет С-13 с шифром «Тулумбас» ударный музыкальный инструмент, разновидность литавр. Первые образцы этого семейства были разработаны еще в начале семидесятых годов Новосибирским институтом прикладной физики.
ВСУ выпустили неуправляемую авиационную ракету по Донецку: есть раненые
США передадут Украине неуправляемые авиационные ракеты Zuni | НАР — неуправляемая авиационная ракета. Сегодня неуправляемые авиационные снаряды называются неуправляемыми авиационными ракетами, или НАР. Они уже не используются для поражения воздушных целей, но широко применяются по наземным. |
Инженеры из РФ создали авиационную ракету нового поколения, сочетающую фугасную и бронебойные части | Министерство обороны России в своем Telegram-канале показало эффектное видео вылета штурмовиков Су-25 ВКС РФ. В ходе выполнения боевой задачи они уничтожили опорный пункт ВСУ в зоне проведения СВО. Удар наносился неуправляемыми авиационными ракетами. |
Украинская авиация выпустила по Горловке 12 неуправляемых ракет — 23.10.2022 — В России на РЕН ТВ | После очередного ракетного удара в украинской столице обнаружили фрагменты ракеты "Циркон", которая совсем недавно поступила на вооружение Армии России. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
Ракеты Zuni и Hydra-70: ВВС Украины вооружают неуправляемым боеприпасом НАТО | ВСУ выпустили неуправляемую авиационную ракету по Донецку: есть раненые. |
Видео - Политика - Экипажи Су-25 уничтожили опорный пункт ВСУ: кадры боевого вылета | Американские неуправляемые авиационные ракеты Zuni и Hydra-70, ТТХ, передача Украине, годы производства, носители НАТО, радиус поражения. |
Штурмовики Су-25 ВКС России уничтожили опорный пункт ВСУ в зоне проведения СВО
Неуправляемая авиационная ракета С-13Б объединила возможности нескольких ракет из системы неуправляемого авиационного ракетного НАР вооружения С-13 калибра 122 мм — это известные в России и за рубежом неуправляемые ракеты C-13Т и С-13ОФ, которые также представлены в рамках авиасалона. Неуправляемая авиационная ракета С-13Т с двухмодульной проникающей осколочно-фугасной боевой частью может уничтожать авиатехнику противника, находящуюся в железобетонных укрытиях, бетонные взлетно-посадочные полосы, а также транспортно-десантные корабли в прибрежной зоне. Основными целями ракеты С-13ОФ с осколочно-фугасной боевой частью с осколками организованного дробления являются боевые машины пехоты, бронетранспортеры и спецмашины, пусковые установки с оперативно-тактическими и зенитными ракетами, самолеты и вертолеты на открытых стоянках и за обвалованиями. Также участники круглого стола ознакомились с ракетой С-13ДФ с фугасной боевой частью, снаряженной однотактной объемно-детонирующей смесью. Ракета поражает живую силу и легкоуязвимую технику, расположенную в войсковых фортификационных сооружениях открытого типа, складках местности, россыпях камней, пещерах, лесных массивах.
Еще одну разработку презентовало НПО «Сплав» — неуправляемую авиационную ракету нового поколения С-8ОФП калибра 80 мм с осколочно-фугасной проникающей боевой частью. Она предназначена для поражения одиночных и групповых целей: живой силы, небронированной и легкобронированной техники, находящейся как на открытом пространстве, так и в закрытых фортификационных сооружениях.
Правда, это тоже оказалось непростой задачей, потому что самолет обгонял бомбу, и наводчику ее плохо было видно.
Для решения этой проблемы, летчики стали сбрасывать скорость самолета и набирать высоту. Несколько моделей использовались с мая 1044 года. Американские бомбы прикреплялись, фактически, к небольшому планеру, что позволяло сбрасывать их далеко от цели и таким образом избегать поражения зенитной артиллерией.
В связи с этим на бомбы устанавливали радиолокационные головки самонаведения, а также системы инфракрасного наведения. В чем преимущество управляемых авиационных бомб Как несложно догадаться из всего вышесказанного, планирующие управляемые бомбы отличаются дальностью действия, то есть позволяют поражать цели на большом расстоянии от места сброса, а также высокой точностью. Для управления и увеличения дальности полета, они обладают крыльями, которые позволяют бомбам планировать, и головками самонаведения, которые бывают различных типов со спутниковой навигацией, инфракрасным или лазерным наведением, радиокомандным наведением и пр.
Некоторые управляемые авиационные бомбы дополнительно оснащаются небольшими ракетными двигателями. Это еще не делает их крылатыми, однако значительно увеличивает дальность полета. Управляемая авиационная бомба способна преодолевать большие расстояния от точки сброса Но зачем вообще нужны планируемые бомбы, если существуют крылатые ракеты, которые способны преодолевать гораздо большие расстояния?
В годы холодной войны считалось, что «Тулумбасы» позволят громить натовские авиабазы, но, по сути, получилось универсальное оружие для ударов по различным защищённым объектам», — подчеркнул Попов. Это увеличивает энергетику снаряда. В результате он спокойно преодолевает несколько метров грунта. Однозначно можно сделать вывод, что с появлением «Тулумбаса» огневая мощь нашей армейской и штурмовой авиации заметно возросла», — добавил Попов.
По данным Минобороны РФ, ракеты семейства С-13 способны пробивать земляные перекрытия толщиной до 3 м или свод из армированного железобетона толщиной до 1 м. Для «особо прочных целей» После разработки базовой версии «Тулумбаса» перед ИПФ была поставлена задача создать новые типы авиационных 122-мм снарядов. Так, в 1980-х годах специалисты ИПФ разработали бетонобойную модификацию, получившую наименование С-13Т из-за тандемного расположения двух боевых частей. Первая была проникающая, а вторая — осколочно-фугасная, которая детонирует вблизи цели.
Данный боеприпас по-прежнему стоит на вооружении российской авиации и поставляется за рубеж. Также по теме «Остаётся только нажать кнопку»: российский модуль по борьбе с БПЛА получит снаряды с программируемым подрывом Перспективный дистанционно управляемый боевой модуль получит 23-мм снаряды с программируемым подрывом. Об этом сообщил RT заместитель... Как поясняют специалисты ведомства, в основу С-13Т положен принцип модульности, позволяющий вторую боевую часть либо исключить в этом случае ракета превращается в базовую С-13 , либо заменить её на другую.
По информации концерна «Калашников», С-13Т адаптирована для поражения самолётов в железобетонных укрытиях, взлётно-посадочных полос и «других особо прочных целей». Масса ракеты — 75 кг, дальность поражения целей — 1,6—4 км. Снаряд может преодолевать 1 м железобетона, засыпанного слоем грунта толщиной 2—3 м.
Все намеченные цели были успешно поражены, отметили в оборонном ведомстве.
Ранее военный корреспондент Андрей Руденко показал, как военнослужащие Воздушно-космических сил России атаковали расположения украинских войск на Донецком направлении. Пилоты штурмовиков Су-25 ударили ракетами по замаскированной технике и личному составу подразделений противника, подчеркнул он.
«Скромное обаяние» неуправляемых авиационных ракет России
«Техмаш» презентовал авиационно-бомбовые средства поражения | 10.11.2023 | Неуправляемая авиационная ракета (НАР) нового поколения с высокоэффективным двигателем, которая объединила в себе свойства сразу двух боеприпасов. |
Российская штурмовая авиация неуправляемыми ракетами разнесла позиции ВСУ | говорится в сообщении. |
"Ростех": разработчики новой неуправляемой авиаракеты получили премию Макаровца | Дальность применения многоцелевой управляемой ракеты «Изделие 305» 14,5 км позволяет российским вертолётам поражать цели, не входя в «С-13, как С-8, относится к классу неуправляемых авиационных ракет (НАР). |
«Техмаш» презентовал авиационно-бомбовые средства поражения | «С-5У» — новая российская неуправляемая авиационная ракета. В 2019 году было заявлено о начале разработки новой неуправляемой ракеты «С-5У», которая должна заменить уже устаревшую российскую «С-5». |
МО РФ: экипажи Су-25 поразили опорные пункты ВСУ в зоне ответственности группировки «Юг» | Российские оружейники разработали новый авиационный боеприпас, который дополнит собой хорошо известное семейство неуправляемых авиационных ракет С-8. |
Блок неуправляемых авиационных ракет Б13Л
Ракета С-8 сохранила принципиальную схему и компоновку ракеты С-5. Американские неуправляемые авиационные ракеты Zuni и Hydra-70, ТТХ, передача Украине, годы производства, носители НАТО, радиус поражения. Удар нанесли при помощи неуправляемых авиационных ракет. Оборонное ведомство поделилось кадрами боевой работы. На них видно, как штурмовики взлетают с аэродрома базирования, наносят удар по цели, а затем возвращаются обратно.
Ракеты Zuni и Hydra-70: ВВС Украины вооружают неуправляемым боеприпасом НАТО
Ситуация изменилась после войны во Вьетнаме и ряда арабо-израильских конфликтов, когда американцам физически не хватало огневой поддержки сухопутным войскам, а советская реактивная установка "Град" продемонстрировала высокую эффективность. Именно советская реактивная установка была названа самым эффективным оружием армий Сирии и Ирака. Наиболее знаковые потери израильской армии были понесены именно после воздействия модернизированных русских "Катюш". В частности, в октябре 1973 года засада иракских РСЗО уничтожила батарею сверхмощных 175-мм самоходных орудий М-107. Эти невеселые статистические данные заставили Пентагон наступить на горло любимой песне с эксклюзивной авиационной поддержкой и озадачить крупнейшие концерны, такие как Боинг, Локхид Мартин и другие, созданием РСЗО. Так увидела свет первая установка на базе шасси М2 "Брэдли", в итоге и ставшая базовой для нынешнего колёсного "Хаймарса".
Дальность поражения этой ракеты составляла всего 4 км, что явно недостаточно для нанесения ударов в условиях действия ПВО противника. Поэтому было принято решение увеличить дальность поражения С-8КЛ за счет тонкостенного двигателя со сниженной массой и более современным высокоэнергетическим топливом. Как заявляют разработчики, это позволило не только увеличить дальность, но и боевую часть части, доведя массу ВВ до 7,3 кг.
Модернизация проводится на основе опыта боевого применения и в первую очередь касается повышения дальностей в связи с действиями в условиях ПВО.
Двигатель придает бомбе дополнительное ускорение и обеспечивает необходимую пробиваемость. Кроме того, ускоритель позволяет уменьшить высоту сброса без потерь в энергии. При массе ок. Заявлена возможность пробития 20 м грунта и 3 м бетона. Они несут боевые части в прочном корпусе массой 7,2-7,4 кг и способны пробивать до 800 мм бетона. В недавнем прошлом была разработана ракета С-8ОФП «Бронебойщик» с более тяжелой боевой частью и улучшенными показателями пробития.
Кроме того, имеется функция подрыва внутри пораженного объекта. Два аналогичных боеприпаса входят в линейку НАР С-13. Изделие С-13 несет 21-кг БЧ и пробивает 3 м грунта и 1 м бетона. Модернизированная ракета С-13Т получила усиленную боевую часть. Последняя пробивает 6 м грунта и 1 м железобетона. После преодоления преграды происходит подрыв. При длине 3,76 м и массе 370 кг, такая ракета несет 150-кг БЧ, в т.
Прочный корпус обеспечивает проникновение в укрытие через 1-1,5 м бетона с последующим подрывом. Некоторые АСП такого класса оснащаются проникающими или бетонобойными БЧ, что позволяет им поражать защищенные объекты противника. Бетонобойные ракеты С-13Т с подкалиберной боевой частью.
После пуска происходит разворот вертолета на обратный курс со снижением. Одновременно пилот должен знать тактическую обстановку, в том числе высоту обнаружения своего вертолета радиолокационными станциями противника.
Обычно это высота около 150 метров, если мы говорим про зональную ПВО, прикрывающую большую территорию мощными ракетами большой дальности. А объектовая ПВО, прикрывающая отдельный объект цели, в виде ПЗРК или самоходных зенитных комплексов небольшой дальности, видит вертолет уже при высоте его полета 50 метров, а в пустыне и того меньше. При выполнении кабрирования вертолет не должен «вылезти» выше этой высоты. Пилотирование вертолета при кабрировании: разница с самолетом Кабрирование на самолете и вертолете выполняется различно. Пилот самолета для перехода в кабрирование делает только одно движение — берет тянет ручку управления или штурвал на себя и держит его в таком взятом на себя положении.
Самолет начинает задирать нос, непрерывно увеличивая тангаж. И по достижении нужного угла тангажа угла кабрирования пилот отдает ручку от себя в ее нейтральное положение. Самолет остается с полученным углом тангажа и продолжает набор высоты. Например, сверхзвуковые истребители с треугольным крылом при полете на боевой потолок должны выполнять подъем по специальному высотном профилю. На высоте 10 км самолет переводился в горизонтальный режим с розжигом форсажа если до этого форсаж был убран.
Так делали для быстрого выхода на сверхзвуковой режим еще быстрее достижение сверхзвука будет на пологом снижении с 11 до 10 км. После выхода самолета на сверхзвук и дальнейшего разгона летчик брал ручку управления на себя, задирая нос до угла порядка 30 градусов выше горизонта. И в таком положении, удерживая ручкой управления угол тангажа кабрирования и значение числа Маха порядка 1,7, контролируя его по махометру, за минуту поднимался на потолок. Где переводил самолет в горизонтальный полет и разгонялся уже до максимальной скорости. У вертолета ввод в кабрирование происходит по-другому, со своими особенностями Пилот вертолета непрерывно удерживает вертолет в сбалансированном состоянии, чтобы не было лишних движений, которые немедленно появятся при любом изменении режима полета.
Вертолет, если можно так выразиться, намного «гироскопичнее» самолета. Ротор несущего винта является большим и «мощным» гироскопом с большим моментом инерции. При попытках изменить положение оси несущего винта в пространстве немедленно возникает гироскопический момент, поворачивающий ось вращения в другом, перпендикулярном направлении. Не «дремлет» и реактивный момент несущего винта, который становится нескомпенсированным. Результатом действий этой главной пары вертолетных моментов, гироскопического и реактивного, может стать скольжение вертолета.
Оно означает, что НАРы улетят не по цели. Наиболее сильно эти роторно-гироскопические эффекты проявляются на вертолетах с одним несущим винтом, и в меньшей степени на вертолетах с соосными винтами, вращающимися в противоположных направлениях. Хотя у последних есть свои особенности, требующие внимания и правильной отработки. Чтобы задрать нос вертолета, летчик должен потянуть ручку управления на себя. Но из-за наклона оси несущего винта назад включится его гироскопический момент, который станет заваливать вертолет набок влево — даст левый крен.
Поэтому летчик перемещает ручку управления сразу и одновременно на себя и вправо, по диагонали, для компенсации возникающего при задирании носа левого крена. Скорость вертолета задается горизонтальной тягой, создаваемой наклоном конуса несущего винта вперед — наклоном его подъемной силы. При задирании носа вертолета наклон винта вперед уменьшается, снижается воздушная скорость вертолета и, как следствие, уменьшается тяга несущего винта в целом. Также из-за падения скорости обтекания рулевого винта уменьшается и его тяга. А значит, возникает нескомпенсированный реактивный момент несущего винта.
Для его парирования летчик должен придавить ногой правую педаль «дать правую ногу», как говорят летчики , и этой дачей правой педали скомпенсировать снижение тяги рулевого винта и не допустить ненужного разворота вертолета по курсу. И это только в первые мгновения ввода в кабрирование, за которыми последует не менее насыщенное пилотирование. Видны педали и ручка управления, а в центре приборной панели авиагоризонт с шариком внизу — индикатором скольжения. Фото: airwar. При этом он постоянно контролирует положение шарика внизу авиагоризонта, показывающего скольжение вертолета.
Допущенное скольжение оказывает наиболее негативное влияние на точность попадания — пуск при скольжении практически гарантирует уход ракет мимо цели. Поэтому пилот должен выполнять ввод в кабрирование очень четко, точно выдерживая требуемые параметры на всей траектории движения вертолета, и компенсируя все возникающие «паразитные» движения. При этом не допуская разбалансировки сложного движения вертолета. Авиагоризонт АГР-29-Р15. Внизу гирогоризонта находится шарик — индикатор скольжения.
Фото: vk. Долго удерживать вертолет в положении кабрирования сложнее, чем самолет, и, скорее всего, не получится. Начинаясь правильным образом, кабрирование вертолета быстро трансформируется в другие движения, искривленные и нерасчетные. Пилоту вертолета для их компенсации приходится выполнять намного больше действий, чем пилоту самолета. Что требует от вертолетчика летного опыта, правильного построения ввода в маневр кабрирования и его умелого и грамотного выполнения.
Прицеливание и пуск НАР при наблюдении цели — из горизонтального полета или пикирования В советские годы для каждого типа вертолета, с учетом его аэродинамики а аэродинамика каждого типа имеет свои уникальные особенности , рассчитывались табличные значения сочетаний типа НАР — дальность цели — скорость полета — высота ввода в маневр — угол кабрирования. Прицеливание происходило по аналоговым прицелам Ми-8, Ми-24, Ка-27 и другим. Прицеливался и стрелял только командир воздушного судна, а второй летчик мог если позволял опыт подсказывать удаление. Поэтому стрельба НАР в те времена производилась с более крутого пикирования для повышения кучности. Современные цифровые прицельные комплексы работают иначе.
Их варианты могут действовать немного по-разному, но в целом схема работы остается похожей.