Новости что такое синдром отличника

Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании. острая потребность доказывать всем: "Я лучше".

Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?

  • Из-за чего возникает синдром отличника
  • Синдром отличника у ребенка: признаки, последствия, как помочь избавиться /
  • Синдром отличника или отличницы у взрослых: что это и как от него избавиться
  • Как возникает синдром отличника?

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль

Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье. Что такое синдром отличника, преимущества и недостатки данного синдрома. острая потребность доказывать всем: "Я лучше". Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем. Синдром отличника — психологическая особенность, при которой человеку очень важно достигать отличных результатов в любом виде деятельности, а вероятная ошибка приводит его в ужас.

Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям

Это достаточно стойкое убеждение человека в том, что необходимо всеми силами достичь некоего идеала в значимых для него сферах, сопровождаемое ожиданием похвалы и признания со стороны окружающих. Другими словами, человек ставит сложные для себя задачи, максимально вкладывает силы в их решение и при этом старается не столько для себя, сколько для других, не учитывая свои собственные потребности и желания», — сказал он. По словам психолога, можно назвать три основные причины возникновения синдрома отличника. Во-первых, это влияние семьи, вернее — ожидания со стороны родителей от ребенка, которые ему транслируются.

Что мы увидели В опросе приняло участие 67 человек: 62 женщины и 5 мужчин Подавляющее большинство опрошенных знакомо с понятием "синдром отличника", что говорит о значительной общей осведомленности о данной проблеме среди студентов, независимо от их возраста и соответствующего опыта.

Наше внимание также привлекло соотношение ответов на вопросы 2 и 5. Мы видим, что вариант мужского рода является более употребим по мнению респондентов: "синдром отличника" предпочли две трети опрошенных. Это расходится с данными, например, Омского университета. Однако здесь же стоит отметить, что каждый из мужчин, прошедших наш опрос, посчитал, что женщины подвержены синдрому отличника чаще Кроме того, аудитория опроса - студенты, которые в значительной мере разбираются в современных тенденциях и понимают, что в наши дни на женщину взваливается, порой, двойная ответственность: карьера и семья.

Однако мы не отрицаем и справедливость исследований Омского университета, так как и на мужчин давит груз общественных ожиданий, зачастую связанный с токсичной маскулинностью, необходимостью успехов на карьерном поприще и др. Сравнив два графика, мы видим, что на данный момент термин "синдром отличника" кажется более часто употребимым. Одновременно с этим, женщины, находясь под давлением социума, страдают от данной проблемы все чаще, что подтверждают как данные опроса, так и тенденции по употребимости термина "синдром отличницы", который был представлен выше на графике Google Ngrams. Выводы В ходе своего исследования мы выяснили, что наши сверстники в значительной степени осведомлены о существовании такой проблемы, как синдром отличника и отличницы что нас очень порадовало.

Более того, они относятся к нему преимущественно негативно, с опаской, волнением за своих близких. А причина для тревоги действительно существует, потому что у подавляющего большинства опрошенных в окружении есть люди, подверженные этому синдрому. Кроме того, во время изучения данного вопроса, мы выявили общую тенденцию к увеличению популярности именно формы женского рода, "синдрома отличницы", на что нашлось несколько жизнеспособных объяснений, уже упомянутых нами: большая ответственность на плечах женщины, распространение феминитивов и др.

У них всегда выполнено домашнее задание, они не стремятся гулять с друзьями, если приготовили не все уроки. Выбирая между книжкой и прогулкой во дворе, эти дети предпочтут книжку, потому что получать знания для них важнее — это приоритет в жизни, который был сформирован родителями. Они всегда получают пятерки, если оценка оказывается ниже на балл, могут очень сильно переживать, плакать, не спать ночами, пока не исправят ее. Как живется таким детям и что происходит с их детством, можно узнать, прочитав эту статью.

Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергия У детей мало свободного времени Обычно дети, развитием которых взрослые занимались чуть ли не с пеленок, и которые привыкли быть самыми лучшими — в классе, на школьном мероприятии, в кругу сверстников — быстро привыкают к тому, что учеба становится их главным занятием. Они плохо чувствуют себя, если что-то мешает им вовремя приготовить уроки, испытывают чувство вины, когда по какой-то причине не сделали их вовремя. Целью их жизни с раннего возраста становится успешное обучение. Поэтому дети с синдромом отличника почти не имеют свободного времени, чтобы посвятить его общению с друзьями, играм, чтению детских книг и другим детским занятиям. Все это они считают пустой тратой времени, для них главнее — быть самыми лучшими и самыми умными. Ребёнок, если он посвящает все свое время учебе, лишается детства. С ранних лет такие дети напоминают маленьких взрослых.

Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки. Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху. Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи. Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути.

Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало. Ребенок не способен воспринимать критику и замечания. Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями. Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному. Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих. С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм — это психологическая черта личности, со сложной структурой. Главные симптомы перфекционизма: Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе; Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»; Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие; Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением; Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»; Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.

Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника

Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ. В статье рассказывается о причинах возникновения и симптомах синдрома отличника, методах диагностики и том, как помочь в подобной ситуации ребенку. – «Синдромом отличника», до того как поменять профессию и столкнуться с психотерапией, долго и неосознанно страдала я сама. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. «Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова.

«Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться

«Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова. Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. Когда у человека нет «синдрома отличника», он готов к тому, что что-то может пойти не так, не по тому сценарию. Что такое синдром отличника и как его распознать, причины появления, возможные последствия, как справиться с синдромом отличника, советы для родителей, как не допустить развития синдрома отличника у ребенка.

Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться

Разбираемся, что такое синдром отличника, откуда он берётся и как с ним попрощаться. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. Ключевые слова: «синдром отличника», влияние родителей, причины появления, родители и дети.

Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим

Они не умеют спонтанно радоваться, дурачиться, смеяться просто так, придумывать шалости. Они могут быть лишены той нескончаемой активности, которая присуща детям. Учиться на «отлично» — это замечательно и возможно, необходимо. Но стоит помнить о том, что естественная детская среда — это не бесконечные уроки и гонки за медалями первенства, а игры, крики, смех, бег, прыжки, лазание по деревьям, исследование укромных уголков двора, мячи, велосипеды, споры с приятелями и настоящая дружба. Позволить детям в детском возрасте быть собой — это одно из самых важных условий, которое могут и должны создать им родители, если хотят, чтобы они были по-настоящему счастливы. У ребёнка может развиться перфекционизм Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. Одно из них — развитие перфекционизма.

Ребёнок привыкает быть лучшим и первым во всем — на каждом уроке, школьной олимпиаде, городском конкурсе или мероприятии. Учителя таких детей сразу замечают, очень ценят и уважают их. Они дают им главные роли в школьных и районных спектаклях, отличники часто являются гордостью школы. Однако у таких, казалось бы, положительных последствий, есть оборотная, не очень хорошая сторона — ребёнок, привыкая быть лучшим везде не согласен на меньшее.

Постоянный контроль со стороны родителей приводит в конечном итоге к повышенному контролю за своим поведением и стремлению к успеху во всем у взрослого человека. Они не позволяют себе ошибок, плохих оценок, не опаздывают и не прогуливают занятия. Такие люди при общении с врачом часто с гордостью называют себя «перфекционистами», не понимая, что именно такое отношение к результатам своей деятельности и привело их в кабинет врача. Наиболее важными для них являются не истинные результаты деятельности, а их оценка окружающими, количество заслуженной похвалы, наград и званий. Как стремление к идеалу влияет на жизнь При этом самооценка таких «отличников» часто оказывается сниженной. Постоянное стремление к восхищению окружающими приводит к большому количеству негативных последствий как для физического, так и для психического здоровья человека. Яркие последствия синдрома отличника: Постоянный сверхконтроль за своим поведением приводит к нарастанию уровня тревожности из-за, возможно, некачественно выполненной работы. Из-за гиперответственности человек стремится контролировать даже то, за что не отвечает. Планирование своей деятельности носит чрезмерный характер. В жизни отличника нет места спонтанности, а каждый шаг в учебе и на работе продуман до мелочей.

С точки зрения психических особенностей ребенка можно отметить, что склонны к проявлению «синдрома отличника» робкие, стеснительные дети, которые не бывают в центре внимания в коллективе. Чтобы завоевать популярность, они могут пытаться соревноваться с детьми-лидерами, и это зачастую заходит слишком далеко. Модели поведения ребенка, а позже взрослого — закладываются в раннем детстве. На нас влияют условия, в которых мы находимся. Дети наблюдают за поведением родителей, потом — других детей и взрослых. Они впитывают все, как губка. Разумеется, главные авторитеты с раннего детства — это родители. В переходном возрасте это, конечно, может изменяться, но факт остается фактом: наибольшее влияние на детей оказывают их мамы и папы, в некоторых случаях — другие близкие родственники. Как родители могут повлиять на формирование «синдрома отличника» у ребенка? Вот подборка типичных ситуаций: Родители реализуют через ребенка собственные ожидания, свои мечты и желания, которые по тем или иным причинам им не удалось реализовать самостоятельно. В этом случае родители или один их них могут быть настолько одержимы идеей воплотить свою мечту, что будут всячески давить на ребенка, повышать голос и унижать, если у него что-то не получается. Родители приписывают ребенку качества, способности и таланты, которыми он не обладает, и требуют реализации всего вышеперечисленного. И вместе с тем, они игнорируют качества, способности и таланты, которые у ребенка есть, не помогают в их реализации. Родители ругают ребенка за неудачи, не интересуясь причиной и не допуская права на ошибку. Из-за этого малыш живет в постоянном напряжении и боится браться за что-то новое. Родители говорят, что любят ребенка, когда он достигает успеха. Возникает устойчивая причинно-следственная связь: «Я успешен — меня любят, я потерпел неудачу — меня не любят». Эта установка переносится на другие отношения, следовательно, ребенок ищет одобрения везде. Своими успехами он пытается заслужить любовь. Родители сравнивают ребенка с другими детьми, подчеркивая, что он хуже. Когда в ответ малыш начинает критиковать других, родители отвечают знакомой всем фразой: «Меня не волнует, что делают другие дети». В данном случае ребенок пытается восстановить баланс. Упоминание ребенком грехов оппонента можно назвать реакцией психологического иммунитета. В таком случае успехи ребенка — это способ потешить свое самолюбие. Любому родителю приятно, когда хвалят их детей, но некоторые мамы и папы успехи ребенка воспринимают как свои. А неудачи детей они считают позором для всей семьи. Родители сами живут с «синдромом отличника».

Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений. Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов. Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка. Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус. Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений. Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь. Симптомы синдрома отличника У взрослых людей сохраняется нестабильная самооценка, которая зависит от достижений, неудач и признания окружающими. Они боятся критики, готовы отказаться от нового дела из страха допустить ошибку. А если соглашаются — прикладывают максимум усилий, затрачивая все ресурсы. Часто такие люди не гнушаются использовать ложь, манипуляции, шантаж, чтобы достичь успеха. Кроме этого, к типичным симптомам относится: гиперболизация последствий допущенной ошибки желание человека довести работу до идеального результата, даже если это не требуется гипертрофированное чувство ответственности восприимчивость к успехам других людей, тенденция рассматривать их победы как собственный провал невозможность объективно оценить внутренние ресурсы из-за страха неудачи неспособность получать удовольствие от собственных побед повышение пульса, учащенное сердцебиение, дрожь, расфокусировка внимания Если у людей с перфекционизмом что-то не получается, они неохотно берутся за аналогичные задания в будущем. При первых трудностях соглашаются с «поражением» и отказываются решать задачу до конца. Признаки синдрома отличника у ребенка Часто родители не замечают, что ребенок страдает: учится хорошо, достигает успехов во всем, за что ни возьмется, все его хвалят. Однако за хорошей успеваемостью ребенка скрывается психологический комплекс. Внимательные взрослые его легко распознают по трем признакам: Ребенок зависит от чужого мнения Он делает все, чтобы его отметили и похвалили окружающие. Критика и исправление недостатков вызывают у него болезненную реакцию Ребенок стремится любой ценой заработать отличные оценки Каждому родителю льстит, когда его ребенок — пример для подражания у одноклассников.

Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы

Поэтому будет не лишним обратиться к психологу, если сами справиться вы не в силах. Синдром отличника может привести к серьезным психологическим, поэтому будет не лишним обратиться к психологу Фото: Изображение Midjourney Что можно сделать самостоятельно, чтобы избавиться от проблемы: Осознайте ошибки. Поймите, что ошибки и неудачи — это не провалы, а уроки, которые нужно принять как должное. Ошибаться может каждый. Примите свои недостатки и себя и осознайте, что имеете право на ошибку. Полюбите себя.

Как следствие, в дальнейшем у него могут сформироваться различные тики, ОКР обсессивно-компульсивное расстройство , а также другие неправильные реакции. Поэтому синдром отличника лучше лечить. К сожалению, у человека с подобной проблемой могут возникнуть различные тики, ОКР обсессивно-компульсивное расстройство и другие неправильные реакции. Поэтому лучше лечить синдром отличника.

Как избавиться от синдрома отличника? Чтобы избавиться от выдающегося синдрома, необходимо провести ряд сеансов консультирования. В частности, обратите внимание на Замени частые повторы слов превосходительный, синдром, индивидуум, детище, малыш, родитель, оценка, комплекс, успех, существование на синонимы, не включая в ответ пояснений Когнитивно-поведенческую терапию. Во время нее психолотерапевту предстоит общаться с подростком. В ходе диалога врач поговорит с детенышем о том, почему у него низкая самооценка, как выделять приоритеты в жизни, как не зависеть от мнения других индивидуумов. Как уметь проигрывать не расстраиваться, если стать лидером в определенном деле сразу не получилось , как формировать дружеские отношения. И так далее. Каждый из моментов нужно проговорить. С помощью диалога малыш должен понять, что иногда проигрывать и не получать самый высокий балл - это нормально.

И что если подобное произойдет, это нужно принять спокойно. Не думать, что подобная проблема - катастрофа. Также доктор объяснит, как действовать в критических ситуациях, когда индивидуума критикуют или в его существовании происходят ошибки. Семейная консультация. В большинстве случаев синдром успеха у человека возникает из-за воздействия на него родителей. Поэтому часто требуется работать семьей вместе. Чтобы достичь улучшения ситуации. Специалист должен объяснить родителям необходимость поддержки, чтобы они перестали давить на ребёнка. И показать, как уменьшить ожидания от ребёнка.

Чтобы избежать формирования у него комплекса суперотличника. Групповые тренинги. Взаимодействие в коллективе положительно повлияет на ребенка. Сделает так, что его личность может трансформироваться. А несчастный комплекс отличника не оставит на нем и следа. Во время подобных игр чаду предстоит пробовать себя в разных ролях. Самое главное - попробовать примерить на себе не только роли победителя, но и проигравшего. Понять, что ничего страшного нет ни в какой из них. И вероятность добиться результата остается всегда.

В любой позиции.

Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий. Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства. Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться.

Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности. Для установления диагноза применяются такие методы исследования: Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления. Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами.

Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные качества человека: уровень самооценки, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности. Какие тесты нужны, определяет психолог, учитывая возраст пациента. Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует выполненные пациентом ситуативные задания и нарисованные изображения.

Таким образом устанавливаются неосознанные, подавляемые личностные особенности и проблемы взаимоотношений дома и в обществе. Такое исследование определяет разрушительные воспитательные приемы, завышенные родительские и учительские требования, степень нужды пациента в одобрении со стороны общества. Как преодолеть синдром отличника Родителям следует понизить требования к ребенку. Не третируйте школьника, чтобы он приносил только отличные отметки, не язвите, не возмущайтесь, когда ребенок в очередной раз покажет в дневнике невысокую оценку. Вместо подстегивания в гонке за отметками пообщайтесь с ребенком о приятном, спросите его о школьных делах, друзьях, новых знакомствах и интересах, предложите вместе заняться каким-либо делом, придумать хобби.

Таким способом родитель сформирует у школьника нацеленность не на результат, а на сам процесс. Нельзя зацикливаться на отметках. Школьный и университетский аттестат — вовсе не гарантия благополучного и безбедного будущего. Конечно, речь идет не о скатывании до статуса двоечника и бездельника, а лишь о том, что ребенок не должен сильно переживать об иногда случающихся неудачах в учебе, особенно если некоторые предметы даются нелегко. Родитель должен хвалить ребенка не за полученную отметку или грамоту, а за непростой путь, пройденный к успеху.

Категорически нельзя приводить в пример других детей, тем самым уничижая собственного ребенка. Школьник с синдромом отличника начнет отчаянно доказывать, что он лучше похваленного сверстника. Ребенок начнет работать на этот результат, забыв о собственных желаниях и стремлениях. Если хотите подавить у ребенка синдром отличника, начните его сравнивать не с другими, а с собой прежним, хвалите за позитивные изменения. Старайтесь показать свою безусловную любовь, не зависимую от достижений и побед.

Ребенок должен понять, что его любят не за оценки и дипломы, а просто так.

Следует разрешать себе отдыхать. Понимаем, что это сложно сделать, если хотите, чтобы всё было идеально. Делегируйте то, что можно делегировать.

Проведите простой эксперимент: возьмите несложную задачу, на которую у вас уходит много времени. Если обычно вы тратите на её выполнение шесть часов, попробуйте сделать за три-четыре. Посмотрите, что получится. Вероятнее всего, результат вас приятно удивит.

Подавление тревожности. Попытайтесь не зацикливаться на мыслях о том, что будет в случае неудачи, и не накручивать себя. Чтобы успокоиться и убрать тревогу, можно делать дыхательные практики. Для снятия тревоги можно использовать практику «Дерево» — расслабление через тело.

Затем, стоя на ногах, представьте себя деревом с корнями, уходящими глубоко в землю. Тело — это гибкий ствол. Делайте плавные наклоны, словно покачиваясь на ветру. Это простое упражнение хорошо помогает уменьшить напряжение и успокоиться.

Важно понимать разницу между случаем, когда человек в принципе не способен и не желает ничему учиться, и ситуацией, когда он интересуется узким списком предметов, поэтому не получает высоких оценок при этом он может учиться хорошо и быть гениальным в своём направлении.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий