В один из дней, завершающих астраханское жаркое лето, на Соборной площади кремля прошла пресс-конференция, посвященная премьерной постановке оперы Модеста Мусоргского “Хованщина”. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Смотрите онлайн видео «В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”» на канале «Учебник по Таланту и Творчеству» в хорошем качестве, опубликованное 28 сентября 2023 г. 22:24 длительностью 00:04:11 на видеохостинге RUTUBE. «Пляска персидок» из оперы «Хованщина» фрагмент. В опере Модеста Мусоргского «Хованщина» различают несколько уровней повествования.
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО | Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. |
Русская опера | В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. |
В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
Напомним, что с 13 по 17 марта на Исторической сцене Большого Мариинский театр представляет легендарную «Хованщину» в постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. опера Модеста Мусоргского в пяти действиях с подзаголовком "национальная музыкальная драма". Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»».
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
Русская опера | «Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. |
Хованщина: стрельцы против Софьи | Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. |
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО | Четыре лепестка ваджры в пространстве — опера «Хованщина» — картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» — картина Репина «Царевна Софья во время стрелецкого восстания» — портрет Мусоргского кисти Репина. |
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского | 9 февраля 1886 года состоялась премьера оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». |
Хованщина (опера)
Конечно, все бунты были жестоко подавлены, в конце концов, к власти пришёл законный наследник Пётр I. В оперу органично вплетена, помимо исторической, любовная линия с главной героиней Марфой, которая со своим возлюбленным и всеми раскольниками встретила гибель в огне. Опера Мусоргского «Хованщина» была целиком и полностью перемещена на сцену Рязанского кремля из Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Приехала почти вся оперная труппа МАМТ, это первый выезд спектакля за пределы Москвы и первая постановка «Хованщины» на открытом воздухе. Это один из самых массовых спектаклей среди русских опер, почти 150 человек на сцене хор и солисты и 73 человека оркестра. К сожалению, хоровых исполнителей пришлось немного сократить, так как открытая сцена, хоть она и огромная, но всё-таки в полтора раза меньше стационарной. Известно, что Мусоргский не успел завершить партитуру оперы, поэтому в данной постановке финальная недописанная сцена имеет авторство современного композитора Владимира Кобекина.
Маркези в переводе Е. Мусоргского в 5 д. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г.
Сетова, 26 октября 1892 г. Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г. Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи. Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла. Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой. Как и в «Борисе Годунове», народу в «Хованщине» принадлежит огромная роль в развитии действия. Его драма находит выражение в хоровых сценах.
То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др. По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского. С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная — невозможность изображения на сцене религиозных распрей. Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт. Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств. Были устранены наиболее взрывчатые эпизоды. Но и в таком виде «Хованщина» долго не могла попасть на профессиональную сцену. Отдельные постановки в частных антрепризах Киев, 1892; Петербург, 1893 не изменили положения.
На нее продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности. Спектаклем, доказавшим гениальность оперы, была постановка 1897 г. И только благодаря ему в 1911 г. Коутса Шаляпин — Досифей, И. Ершов — Голицын, П. Андреев — Шакловитый, В. Шаронов — Хованский, Е. Збруева — Марфа. Спектакль стал поворотным в судьбе оперы.
Партия Досифея принадлежит к числу крупнейших созданий Шаляпина. В его интерпретации она выдвинулась на первое место. Шаляпин и Е.
В спектаклях участвовали солисты оперной труппы Мариинского театра, солисты оперной труппы Большого театра, артисты Молодежной оперной программы и артисты мимического ансамбля Большого театра. Хор и оркестр Большого театра. За дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев. Знатоки и ценители оперного искусства, знающие до тонкостей историю оперы, все же в отношении оперы «Хованщина» вряд ли могут с уверенностью говорить о кардинальных различиях между версиями Модеста Мусоргского, творческой редакцией Николая Римского-Корсакова, научной редакцией Павла Ламма и оркестровкой Дмитрия Шостаковича… Подьячий — Андрей Зорин Обратившись к истории, вспоминаем, что опера «Хованщина» впервые была показана на сцене Мариинского театра в ноябре 1911 года в творческой редакции и оркестровке Римского-Корсакова. Исполнителем роли монаха-старообрядца Досифея и одновременно режиссером-постановщиком спектакля был Федор Шаляпин. Шаляпин-режиссер менее известен широкой публике и специалистам, нежели Шаляпин-певец, хотя за свою плодотворную и долгую, чрезвычайно успешную сценическую жизнь поставил более двадцати спектаклей, как в Большом и Мариинском театрах, так и в миланском театре Ла Скала.
Выходят люди в соответственном эпохе одеянии — да и это не обязательно, выходят и поют: один — а—а—а, другой — о—о—о, третий — э—э—э, а хор зудит — у—у—у! Это может быть сделано очень весело, очень страшно, очень скучно, — но это не имеет никакого отношения к тексту оперы и музыке Мусоргского». После проведения колоссальной репетиционной работы — ведь нужно было переломить статическую и шаблонную исполнительскую инерцию солистов и хора, малознакомого, а то и вовсе не знакомого до того с музыкой «Хованщины», Шаляпин вспоминал, что, начиная с генеральной репетиции, «опера имела огромный успех». Сама премьера привела его в «блаженное состояние»: «Помню, я говорил хористам какую-то речь, плакал от радости и, наконец, предложил отправиться в Казанский собор спеть панихиду по Мусоргскому. Отправились охотно, прекрасно спели, потом я отвез венки на могилу Мусоргскому и Стасову». Сцена из спектакля Нам, нынешним слушателям и зрителям «Хованщины», в год 185-летия со дня рождения композитора даже и верится с трудом, что опера непостижимыми путями и невероятными усилиями мирового масштаба мастеров, объединенных идеей восстановления подлинного Мусоргского, с трудом буквально пробивала себе путь на театральную сцену. Однако только в исторической перспективе можно увидеть, насколько стремительным и ошеломительно быстрым за каких-то сто с небольшим лет! Многотрудная сценическая судьба сочинения, не законченного автором, привела и приведет в будущем к великому многообразию композиторских и дирижерских решений, научно-издательских подходов, постановочных идей и художественно-сценографических образов. В отношении «Хованщины» наиболее крупными вехами ее театральной судьбы следует назвать: — «избыточный» и «сокращенный» варианты М.
Мусоргского 1880 ; — творческую редакцию Н. Римского-Корсакова 1883 ; — сценическую версию С.
Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. Последний раз играли три года назад. И вот после такого перерыва «Хованщина» снова звучит на сцене московского музыкального академического театра Станиславского и Немировича Данченко.
Опера о русском Холокосте
Эскиз костюмов для оперы Мусоргского 'Хованщина' Замоскворечье. Центральным событием фестиваля станет показ оперы "Хованщина" Модеста Мусоргского в "золотомасочной" постановке МАМТ". Мало того, что я небольшой знаток оперного искусства – так даже моя мама, пересмотревшая 50 лет назад массу опер с Лемешевым/Козловским, насчет «Хованщины» меня проинформировать не смогла.
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
В дальнейшем Мусоргский часто упоминал «Хованщину» в письмах, когда рассказывал о трудностях и новостях, связанных с созданием оперы[64]. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Автор этой статьи узнал из верного источника, что Сергей Дягилев, вкупе с Игорем Стравинским и Морисом Равелем, готовятся учинить акт вандализма над “Хованщиной” Мусоргского. После смерти автора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. М.П. Мусоргский Опера «Хованщина» Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?
По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М
Хованщина, отзывы на Оперу – Афиша-Театры | Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. |
Модеста Мусоргского поздравят «Хованщиной» | это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. |
Юбилею Шаляпина посвящается: в Уфе прошла премьера оперы «Хованщина» | Опера «Хованщина» с 13 марта по 17 марта 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. |
ОПЕРА ХОВАНЩИНА
Никто не видел своей страны так, как Гоголь и Мусоргский. Это невероятный объем возмущения, негодования и любви одновременно. Александр Титель.
Иван Хованский - заслуженный артист России Александр Мусиенко В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Мусоргский М.
Мусоргский Модест Петрович очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость. Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением. Мусоргским была специально создана особая тетрадь, названная им «Хованщиной». В тетради композитор хранил выписанные данные из прочитанных книг, касающиеся интересующих его событий и исторических личностей. Изначально было девять основных источников, но затем композитор настолько расширил свои познания в этой области, что перестал делать записи, держа все в голове.
Перейти к разделу «Историческая основа сюжета» История создания оперы «Хованщина» связана с различными этапами и влиянием различных личностей. Первоначально всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, внесший существенные изменения, такие как дополнение связующих элементов, изменение тональности и удаление некоторых фрагментов. Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского. Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах. Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей. Через десять лет она была представлена в Русской частной опере с участием Фёдора Шаляпина в роли старца Досифея.
Модест Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто для своей последней оперы. В «Хованщине» нашлось место как реальным историческим личностям, так и вымышленным персонажам, глобальным потрясениям и глубокой личной драме героев.