Новости тотальная война геббельс

Исполнитель: Йозеф Геббельс, Песня: Враги: Перевод речи Геббельса "Хотите ли вы тотальной войны?", Продолжительность: 03:21, Размер: 3.07 МБ, Качество: 128 kbit/sec, Формат: mp3. №167196720. Яростная речь Геббельса о "тотальной войне" стала самым знаменитым выступлением рейхсминистра пропаганды за всю его политико-пропагандистскую карьеру.

"...И пусть грянет буря!" - Знаменитая речь о тотальной войне

Впервые, без купюр и изъятий, представлены тексты дневников Йозефа Геббельса периода ведения тотальной войны. Добавить в мою библиотеку. Тотальная война дневники Йозефа Геббельса (июнь-август 1944). Почти за месяц до "тотальной войны" 22 января 1943 г. Шпеер с большой помпой провозглашает танковую программу, названную «Адольф Гитлер». Доктор Геббельс Тотальная война У фюрера не было ни дня отпуска с тех пор, как началась война, и если он относится к своей работе ТАК ответственно, то мы, простые люди, тем более не можем поступать иначе. 7 января Геббельс писал: "Я убежден, что ключом к решению ситуации может стать только введение тотальной войны".

Геббельс 18 февраля 1943 года, после Сталинграда

Загрузить музыку / рингтон Речь Йозефа Геббельса Тотальная война 1943 год в формате MP3. Главная» Новости» Выступление геббельса о тотальной войне. Доктор Геббельс Тотальная война У фюрера не было ни дня отпуска с тех пор, как началась война, и если он относится к своей работе ТАК ответственно, то мы, простые люди, тем более не можем поступать иначе. Текст речи Геббельса о тотальной войне поступил на радио накануне, с указаниями министра, как надлежит ее подать. Рекомендуем скачать первую песню Речь Йозефа Геббельса Тотальная война 1943 год размером 10.68 MB. #КамрадLifeРечь Йозефа Геббельса Тотальная война 1943 годРечь о тотальной войне (Речь Геббельса во Дворце спорта, нем.

Нацистская пропаганда в конце войны

Он привел в пример высказывание одного из промышленников, который выразил сожаление о таком жестоком обращении, и полностью согласился с ним в том, что это не в интересах Германии. Но и у самого Геббельса были промахи, хотя он и любил высмеивать и проклинать тупость и коррумпированность нацистских бонз. Он никогда не позволял себе уверовать в то, что отношение к иностранным рабочим отражало политику Гитлера: но ведь не кто иной, как Гитлер, в 1942 году назначил имперским комиссаром по использованию рабочей силы именно Фрица Заукеля - «старого борца», которому он безгранично доверял. После того, как немцы уничтожили миллионы поляков, жесточайше подавили в 1944 году Варшавское восстание, Геббельс потихоньку, без лишнего шума, порвал с основным догматом национал-социализма, ударившись в лиризм по поводу извечного стремления поляков к свободе и национальному самоопределению. Когда фельдмаршал Люфтваффе Эрхард Мильх заявил ему о том, что он, Мильх, спасет 6-ю армию от поражения в Сталинграде, Геббельс, даже ясно сознавая неподчинение воле Гитлера, не согласился с аргументацией Мильха и дал втянуть себя в дебаты с ним. Несколько месяцев спустя, Мильх в своих высказываниях зашел настолько далеко, что заявил министру пропаганды, что война проиграна. Несмотря на то, что заявление вконец взбесило Геббельса, он дал выход кипевшим чувствам отчаянным туром в разбомбленный до основания Гамбург, а не побежал к Гитлеру или Герингу с обвинениями и жалобами на Мильха. Когда от некоего ефрейтора Тишлера могла быть получена ценнейшая информация о Советском Союзе, где тот провел около двух с половиной лет, Геббельс отказался принять его. Доктор Гаст, начальник одного из отделов министерства пропаганды, сказал одному корреспонденту: «Министр не желает принимать ефрейтора Тишлера, поскольку он достаточно информирован о ситуации в Советском Союзе».

Это свидетельствовало о его тщеславии и об известном желании прослыть всезнайкой, качество, которое присутствовало и у Адольфа Гитлера. А сколько же тщеславия было в личности этого «малютки-доктора»! Его снедала постоянная жажда похвалы, и если случалось так, что он в течение дня не получал нужную ее порцию, то превозносил себя до небес перед диктофоном или личным секретарем, наговаривая отрывок своего дневника. Однажды придет день, когда этот дневник будет напечатан, так что Геббельс обращался ни много ни мало, а как бы к потомкам. В записи от 15 февраля 1942 года он заявил: «То, что я сделал с радио и еженедельными выпусками киноновостей, достойно наивысшей похвалы. Мои статьи оказывают огромный эффект во всем мире и мне не приходится жаловаться на их оценку германским народом». Я счастлив, что мои редакционные статьи в таком почете у наших воинов». Почему бы партийным руководителям, тем, например, кто хорошо зарекомендовал себя в бомбовой войне, не повести войска на фронт?

Когда он составлял последнее завещание, то не обошел и себя, еще раз удовлетворив свое тщеславие и военные фантазии, видя себя наследником двух своих любимых героев: Фридриха Великого и прусского генерала Гнейзенау. Литературное тщеславие Геббельса в большой степени определило его любовь к немецкому языку. Когда в тридцатые годы он опубликовал антологии своих статей и речей «эры борьбы», то следил за тем, чтобы каждая из книг содержала информационные материалы, извещавшие читателей о его ранних работах, размером не меньше чем в целую страницу, снабжалась льстивыми отзывами нацистской прессы. Но Геббельсу, человеку пера, хотелось чего-то большего, нежели лишь похвалы нацистских газетных поденщиков. В своей записи за этот день министр не раз ссылался на эту «драгоценную встречу». Особую его гордость вызывал тот факт, что ему, третьеразрядному романисту, отдавал дань уважения сам Гамсун. Для Геббельса были характерны многие слабости, присущие профессиональному писателю, и в этом он был практически единственным из всей нацистской верхушки. Когда в июне 1941 года он пытался ввести в заблуждение Советский Союз и заставить русских поверить в неминуемость немецкого вторжения в Британию, министр всерьез размышлял о том, что эта афера «может с успехом стать предметом изучения для студента, пишущего дипломную работу».

Геббельс принял это предложение с некоторым колебанием и весьма неохотно». Он жаловался, что партийный издатель Макс Аман, предложив ему за дневники два с половиной миллиона рейхсмарок, сильно недооценил его. Геббельс всерьез считал себя великим писателем. Он был автором множества журнальных и газетных статей и никуда не годных романов, со всеми огрехами, присущими юношеской незрелости. Геббельс так и не написал свою книгу, и уж конечно такую, которая бы отвечала его грандиозным задачам, намеченным на послевоенное время: биографию Гитлера, объемный труд по христианству, монографию о кино, которая послужила бы для киноискусства тем же, чем труды Лессинга являлись для театра, или историю Германии, начиная с 1900 года, которая большей частью была бы его автобиографией. В конце 1942 года Геббельс заявил: «Я рад, что всегда жил по-спартански просто, как на войне, и сейчас мне не приходится менять свои привычки». Геббельс приобретал для себя прекрасные дома, ценные произведения искусства, он получал целые состояния в виде гонораров за свои книги, имел жену с привычками нувориша, с присущими этому отвратительному и чопорному типу людей спесью и претенциозностью. Ему нравилось использовать в качестве мальчика на побегушках дворецкого, который когда-то прислуживал аристократам.

Геббельс имел в своем распоряжении богатейший выбор одежды. Он не грешил обжорством и был равнодушен к алкоголю, но это были, пожалуй, единственные добродетели, отличавшие его от остальной нацистской верхушки. Геббельс пережил несказанный взлет популярности после 1942 года, во время турне по разрушенным бомбардировками районам Германии. Он делал вид, что проявляет искреннюю заботу об оставшихся без крова жертвах. Но, тем не менее, нимало не смущаясь, заявлял своему адъютанту, что, дескать, хотя, конечно, все эти разрушения - это, безусловно, плохо, но они облегчат нам задачу будущего послевоенного строительства лучших, новых городов. Это был один из любимейших доводов Гитлера, но когда он исходил из уст «заботливого» Геббельса, то просто истекал лицемерием и цинизмом. Геббельс, интеллектуал и калека, любил производить впечатление человека сильного, волевого, умеющего принимать решения. Во время первой «русской зимы» он заметил: «Во время кризисов...

Вследствие противоречий в его характере, Геббельс мог сочетать в себе глубокое понимание сути вещей со столь же поразительным их непониманием. В начале 1941 года этот газетчик «от Бога» высказал мнение, что ни один из уважающих себя журналистов не хотел бы прожить свою профессиональную жизнь, следуя указаниям Ханса Фриче о том, как писать статью и о чем в ней не следует упоминать. Большую часть немецких журналистов Геббельс считал рабочим скотом или же видел в них несчастных людей, тянущих свой крест. Но в 1942 году он неожиданно взорвался по адресу безжизненной, скучной, однообразной, поденной тематики германской прессы, не видя абсолютно никакой связи между перечисленными им характеристиками и путами, надетыми на германские средства массовой информации национал-социализмом. Он скорее был склонен обвинять людей, а не систему. Адольф Гитлер в 1941 году имел несколько иной взгляд на вещи: «... Сегодня журналист уже знает, что он не просто писака, а человек, на которого возложена священная миссия защиты высочайших государственных интересов». Он не решился на это.

Цитируя старинную немецкую мудрость - «Политика разрушает характер», - Геббельс в действительности говорил о самом себе, о разочаровании гибкого ума, вынужденного опускаться до уровня посредственности тоталитарных средств массовой информации. И этому несчастному человеку, столь критически настроенному против нацистских «шишек» и их коварства, приходилось проводить столько времени, занимаясь всякого рода интригами, подсиживанием своих коллег и обвинением тех самых средств массовой информации, для которых он сделал все, чтобы их обезличить и кастрировать. Но все эти вышеперечисленные дурные качества могут ввести и в заблуждение. Пауль Йозеф Геббельс ощущал потребность в вере. Он ощущал потребность убедиться в реальности и искренности своих чувств с тем, чтобы он мог почувствовать избавление лишь при помощи одной только веры. К тому времени, когда он пришел к решению посвятить всю свою жизнь овладению и использованию политической власти, Геббельс представлял собой неудачника, полагавшего, что вера и романтическое искусство сделали его таким. Вероятно, он ощущал, что из-за каких-то своих личных качеств, физических или эмоциональных, ему ни за что не стать личностью цельной; таким образом, моральный аспект отмирал, а циничные и манипулятивные инстинкты стали в нем доминировать. Пауль Йозеф Геббельс родился в рейнском городке Рейдте в 1897 году.

Он был третьим мальчиком в многодетной семье. Его родители были ревностными католиками, отец работал бухгалтером с менее чем скромным достатком. Фриц Геббельс из кожи вон лез, чтобы войти в среду немецкой буржуазии. Этот человек, чьи корни были пролетарскими, не остановился бы ни перед чем, лишь бы хоть как-то облегчить будущее своих детей. Молодой Пауль Йозеф Геббельс страдал физическим недостатком - колченогостью. Ступня его ноги была изуродована либо от рождения, либо недуг этот был приобретенным, вследствие какой-то болезни или травмы, перенесенной в детстве. Его страдания в годы взросления можно лишь вообразить, а в милитаризованном обществе, кое представляла собой тогдашняя Германия, с непременным культом солдатчины, физический недуг был не самым лучшим социальным контекстом для здорового развития личности молодого человека. Вероятно, еще и в сегодняшней Германии можно встретить среди подростков проявления жестокости к инвалидам, доходящие почти до садизма, и нетрудно понять, какие муки доставляло Йозефу Геббельсу его взросление.

Молодой, патриотично настроенный немец, Йозеф Геббельс от души желал служить своей нации во время первой мировой войны, но призывная комиссия лишь вволю посмеялась над ним, и, как следствие, душевная травма, слезы, отказ от пищи, словом, жизнь этого невзрачного костлявого юноши была вконец испорчена. У Геббельса-взрослого имелись возможности исказить истину, которая заявляла о себе временами даже громче, чем этого хотелось. В 1943 году он утверждает: «... Геббельсу не пришлось послужить во время первой мировой войны, и его героическая «прусская» служба в должности министра пропаганды во время второй мировой войны была его собственным искуплением за эту оплошность. В конце концов, ему удалось подняться над ложью двадцатых годов, когда он начинал любую свою речь фразой: «Те из нас, кого потрепала война... Его подчиненные леденели при мысли хотя бы случайно взглянуть на нее во время аудиенции у него обычно он восседал за огромным столом. Геббельс предпочитал общество красивых, здоровых людей, как мужчин, так и женщин. Он гордился своим блестящим умом.

Геббельс отождествляет физическую красоту и здоровье с верой и волей, а критический интеллект - с еврейской болезненностью, чуждыми мыслями и личностями. Но, тем не менее, ум, и ум гибкий, был лишь единственным его богатством, с которым он молодым человеком вошел в безжалостный мир Веймарской республики. Пауль Йозеф Геббельс был одним из самых образованных нацистских лидеров разумеется, речь идет о гуманитарном образовании. Благодаря Католическому Обществу Альберта Магнуса, Геббельсу удалось наскрести денег для того, чтобы в 1921 году побывать в нескольких немецких университетах и, в конце концов, получить титул доктора литературы Гейдельбергского университета. К этому времени он уже окончательно порвал с католичеством. Он даже ввел в недоумение своих церковных благодетелей, уговаривая их принять в качестве возврата им его долгов ту же сумму, но в инфлированных марках 1923 года! Ему был предъявлен иск от их имени, и все же Геббельс был вынужден заплатить часть денег. Какое-то время ему пришлось поработать в кельнском отделении «Дрезден банк» в качестве биржевого служащего, оглашающего курс акций.

Хельмут Хайбер так комментирует это в своей превосходной биографии Геббельса: «В тот период его звучный тенор нашел полезное применение - но не на политических сборищах, а при объявлении курса наших акций на кельнской бирже». Он все больше и больше погружался в политику, но это происходило скорее вследствие его личной растерянности, разочарования и профессиональных неудач, чем было продиктовано обстановкой в Германии. И пройдет еще несколько лет, прежде чем он войдет в близкий контакт с Адольфом Гитлером. В одном небезынтересном разговоре, апрельским вечером 1944 года, Йозеф Геббельс вспоминал о своих молодых годах. Он почти ничего не сказал о матери, о ее заботе о жалком уродце-малютке Йозефе, о той любви, которая значила так много для него в поисках веры и смысла жизни в огромном мире, лежавшем за пределами Рейдта. Он ничего не упомянул и о евреях, тем самым признав, что ненависть его к ним развилась позже и, возможно, явилась результатом его политического оппортунизма и любви к Гитлеру. Отца Геббельс описывает как человека педантичного, который работал как вол, и, действительно, все эти качества он вполне мог заимствовать от него, ибо сам обладал ими в избытке. Геббельс вспоминал уютную и спокойную жизнь в доме, ту жизнь, в которой роскошь была редкой гостьей, поскольку ради нее пришлось бы идти на неимоверные жертвы, делавшие ее бессмысленной.

Молодой Геббельс оставлял далеко позади себя своих двух старших братьев во всем, что касалось артистических дарований и умственных способностей. В 1944 году Ханс, его старший брат, был директором страховой компании в Дюссельдорфе, а Конрад осуществлял руководство партийной прессой во Франкфурте-на-Майне. Оба были членами нацистской партии с большим стажем. Даже если не принимать во внимание его личные разочарования и чаяния, вполне логично предположить, что молодой Йозеф Геббельс воспринимал жизнь как борьбу. Он вырос в окружении, где доминирующей социальной темой было нечто вроде контролируемого безумия, попытка процарапать себе когтями путь в респектабельный средний класс. И вот когда дело было сделано, молодой доктор философии оказался в мире коллапса, который представляла собой Центральная Европа. Паулю Йозефу Геббельсу была уготована участь стать инструментом в руках отца в процессе уютненького обустройства в буржуазном мирке, но все эти попытки с треском провалились, когда прочный, стабильный мир, в который семья Геббельс готовилась войти, был низвергнут в бездну. В 1944 году Геббельс живописал сцену, разыгравшуюся в их доме, когда туда доставили фортепьяно - символ буржуазности.

На какие же лишения и страдания потребовалось пойти, чтобы приобрести этот инструмент, и ведь все это делалось ради молодого Пауля Йозефа! Он играл на фортепьяно, играл даже в холоднющие зимние дни, натянув на уши шапочку замерзшими пальчиками, трясущийся от холода рейнской зимы. Семья была даже в состоянии предоставить ему достаточное количество денег для поездки в Кельн, чтобы он смог побывать в настоящей опере, - неслыханная роскошь. Семья смогла подготовить к учебе в университете лишь одного из своих детей, и этим ребенком стал Йозеф. У него были большие успехи по истории и немецкому языку, но вряд ли его можно было отнести к выдающимся ученикам. Геббельс иронически замечает в 1944 году, что его отец желал подготовить его к карьере в гражданской службе, что он, собственно, и сделал, в некотором смысле, разумеется. Йозеф Геббельс появился в Гейдельберге, имея в своем распоряжении скромную сумму денег, одержимый слишком большой гордыней, чтобы довольствоваться кулинарными подношениями квартирной хозяйки, проникнувшейся искренней жалостью к этому маленькому хромоножке, который имел обыкновение отказываться следующим образом: «Благодарю, но я уже поел», «Благодарю, но мне сейчас не хочется». Даже в 1944 году Геббельс не мог отделаться от мелкобуржуазной неприязни к более удачливым студентам.

Он их ненавидел, испытывал к ним отвращение. Геббельс был парией, хотя позже отрицал, что не жаловал богатство, галантных молодых людей, которые шныряли повсюду в своих кепочках того или иного студенческого братства и дрались на аристократических дуэлях. Геббельс клялся и божился, что познакомился с «идеей национал-социализма» где-то около 1920 года. Он подфлиртовывал и с другими модными идейками, такими, как например, национальный большевизм. Геббельс бил себя в грудь, утверждая, что он пламенный патриот, душу которого переполняли бурлящие национальные чувства. По этой причине он отказался от марксизма, хотя социализм привлекал его. Геббельс искал «национальный социализм», хотя, весьма сомнительно, чтобы он действительно понимал именно национальный аспект «национал-социализма». Все приведенные им даты внушают сомнение, но, вероятно, уже к 1924 году Геббельс стал активным членом национал-социалистического движения в своем родном Рейдте.

Ему не удалось получить сносное место работы, и, вероятно, его друзья сыграли определенную роль в выборе им вида политической деятельности. В своих воспоминаниях, в 1944 году, министр рисует впечатляющую сцену дружбы отца с сыном вплоть до самой смерти Фрица Геббельса в 1929 году. Даже по прошествии двадцати лет Геббельс очень желал убедить свою аудиторию, что отец принимал и одобрял его выбор. Фриц Геббельс был истовым католиком и последователем центристской партии: нацисты для него не существовали. Будучи кандидатом от нацистской партии на муниципальных выборах, Геббельс был также представителем на выборах, осуществлявшим контроль за их ходом. Он рассказывал, как ходил с одного избирательного участка на другой и, наконец, увидел своего отца, который заполнял избирательный бюллетень. Он незаметно подкрался к нему сзади и, по его словам, «... На своей первой политической речи в Рейдте он попросил присутствовать своего отца.

Фриц Геббельс возразил, что никто на свете, даже его родной сын не сумеет затащить его на митинг нацистов. Геббельс заканчивает свои воспоминания на традиционной для него нотке самообмана и передергивания фактов, способности лгать у этого «проницательного интеллектуала» могло с избытком хватить на двоих. Он утверждает, что очень плохо, что его отец умер в 1929 году, так и не увидев, до каких высот добрался его сын. Это было сказано 24 апреля 1945 года, когда Великий Германский рейх был уже обречен. Еще более поражает попытка Геббельса убедить себя самого в том, что уже в 1929 году он был одним из самых известных политиков Германии. Эта фантазия позволила ему поверить в то, что отец почил в бозе с полным сознанием, что жизнь прошла не впустую, поскольку его сын «добился». Геббельс всегда умиляло, что и он, и Адольф Гитлер до сих пор платили подать католической церкви. Когда он женился на Магде Квандт 19 декабря 1931 года , Гитлер был на свадьбе шафером.

Магда принадлежала к «еретикам», как выражается Геббельс, она была протестанткой. Согласившись быть шафером на этой свадьбе, Гитлер тоже выглядел в глазах церкви виновным: обоих исключили из церковной общины. Но сами они не считали себя отлученными от церкви и продолжали платить церковную подать до самой смерти. Хотя он и был в 1924-25 годах убежденным национал-социалистом, формально он не оставил церковь вплоть до конца 1931 года. Вероятно, по этой же причине он и не желал признаться своим слушателям: память о безвременно ушедшем в мир иной отце, который был способен принять и понять почти все, что угодно, но не такое. В своем знаменитом эссе «Обман интеллектуалов» французский философ Жюльен Бенда анализирует проблему современного интеллектуала-националиста, по сути - интригана, торгаша с рынка. Бенда пишет: «Наш век воистину является веком интеллектуальной организации политической ненависти. И это явится одной из его главных притязаний в истории человеческой морали».

Молодой Геббельс совершил переход из академических стен в политику в период между 1921 и 1924 годами. Но его одиссею нельзя назвать феноменом, характерным для современности Бенда развил свою мысль в конце двадцатых годов : «В конце XIV столетия произошло фундаментальное изменение: «клерки» отдались игре в политические страсти. Люди, служившие помехой людскому реализму, стали вдруг действовать в качестве его стимуляторов. Этот сдвиг в моральном состоянии человечества осуществлялся несколькими способами». Степень политического энтузиазма являлась признаком реализма, отказа от веры. Пауль Йозеф Геббельс пошел по пути от литературного романтизма к манипулированию массами посредством современной пропаганды, изобретателем которой он и был. Бенда продолжает: «Раньше человек считался святым, потому что был в состоянии принять концепцию справедливости, идею закона, чувство Бога. Сегодня он свят потому, что оказался в состоянии создать инструмент, позволяющий ему быть мастером своего дела».

Геббельс никогда не был ничем, кроме как квазиинтеллектуалом, ибо его чисто немецкая восприимчивость к культуре приобреталась в пору незрелости, а интеллектуальный анализ прекратился еще в раннем возрасте, хотя он продолжал читать, и очень много. Читать-то он продолжал, а вот образование его закончилось. В своем умственном развитии он стал утилитаристом. Геббельс мог привести в пример самого себя но он этого не сделал в речи в Веймаре, в 1942 году, когда пренебрежительно заявил: «Под интеллектуализмом мы понимаем такой тип полукультуры, которая знает слишком много, чтобы поверить во что-то лишь из-за инстинкта, и знает слишком мало, чтобы поверить во что-то из-за знаний!!! Молодой Геббельс был неудачником, причем неудачником в своих собственных глазах, до тех пор, пока не обрел национал-социализм. Неудачи были связаны с его романтизмом, его иллюзорным идеализмом, которым не было места в отвратительном мире борьбы и глупости. Самым значительным актом самовыражения Геббельса был его роман «Михаэль», написанный между 1921 и 1924 годами, не опубликованный до 1929 года, да и публикация произошла лишь благодаря покровительству нацистов. Геббельс смог несколько переработать материал, кое-что добавить и превратить своего героя из страдавшего романтика-подростка в многообещающего нациста, который обрел спасение в борьбе за народ.

Книга эта способна объяснить очень многое. Михаэль, герой романа-дневника дневник всегда остается излюбленной формой Геббельса , отражал поиски автором смысла жизни. Идея трагичности германской судьбы захватывала Геббельса, и эта же точка зрения присутствует в трактовке им «мученика за веру» в нацизм - Хорста Весселя, убитого в 1930 году. Посвящение романа Геббельса кроме упоминания о тех, кто был его вдохновителями, Рихарде Флисгесе, например, свидетельствует о том, что даже с 1921 по 1929 годы Геббельс оставался тем же охваченным романтизмом переростком, блуждавшим в фантазиях и поисках веры: «1918 год: нашим ответом была революция!.. Эта книга посвящается памяти моего друга Рихарда Флисгеса, погибшего смертью героя-солдата в шахте у Шлирзее 19 июля 1923 года». Имеется указание на то, что Флисгес погиб во время забастовки, направленной против французов, но никаких подробностей Геббельс больше не сообщает. В предисловии он пишет: «Распад и расчленение не означают упадка, а, скорее, восстание из пепла и возрождение... Сейчас молодежь полна жизни более, чем когда либо.

Она верует. Во что - вот в чем состоит предмет спора... Вера, борьба за труд - вот ценности, объединяющие сегодня германскую молодежь в ее фаустовском созидательном порыве». Геббельс продолжает утверждать, что дух возрождения, обновления собственного «я», стремление к ближнему, к брату, к «народу» - вот мосты из настоящего в будущее: «Мы в нужный момент будем обладать храбростью, волей отважиться на борьбу по зову отечества. Мы хотим жить: значит, мы дождемся жизни». Молодежь, вера, родина, возрождение, товарищество - все ценности старого немецкого молодежного движения, вот что вдохновляло этот роман, и для Йозефа Геббельса он олицетворял веру в национал-социализм. И в этом смысле он действительно был «одним из многих, с немецкой судьбою», если пользоваться его же любимой фразой. Но фразы эти взяты из его предисловия, написанного тогда, когда он уже был убежденным нацистом, а ведь большая часть самого романа написана в 1921 году или, может быть, даже раньше.

Язык нацистской пропаганды времен войны чем-то обязан и этому мрачному роману. Ведь не Геббельс же изобретал тот язык, которым он пользовался в «Михаэле» и его отражением в своем разуме, но его отдельные вкрапления, цветистость его фразеологии очень уж походили на доминирующие в германской пропаганде во время войны штампы. Видимо, есть определенный смысл в том, чтобы рассмотреть некоторые языковые примеры из «Михаэля». По поводу поражения Германии в первой мировой войне: «Бессмысленно? О, нет! Так лишь кажется. Война явилась могучей демонстрацией нашей воли к жизни». О будущем лидере: «Мне кажется, что, если кто-то, кто-то великий, он уже здесь, среди нас, однажды он поднимется из нас и станет проповедовать во имя веры в отечество...

Он придет! Если я утрачу эту веру, для меня будет утрачен и смысл жизни. Гениям свойственно уничтожать человеческие существа. О юношестве и жертвенности: «Молодежь, которая не готова тихо и с чувством готовности принести себя в жертву ради будущего - это уже не молодежь». О немецкой женщине: «У женщины лишь одна задача - быть красивой и производить на свет детей... Ах, какая реакционность!.. Что значит реакционность? Это лишь лозунг.

Я терпеть не могу шумливых баб, вмешивающихся во вся и все, в такие вещи, о которых они понятия не имеют... И если это современно - сиречь неестественно, аморально, если это означает моральное разрушение, то, в таком случае, верно, тогда я убежденный реакционер». О человеке, Боге, вере: «Мы утратили истинное отношение к Богу. Мы ни горячи, ни холодны. Полухристиане, полуязычники. Но, что поделаешь, даже лучшим суждено плутать во тьме... Нация без религии подобна человеку без дыхания. Организованные религии потерпели провал.

Совершеннейший провал...

Буржуа последуют за ними позже, когда военизированная партия покажет, что ей одной под силу сразиться с красными в пивных залах и на улицах. Геббельс теперь использовал те же самые методы. Митинг без потасовки считался неудавшимся, потому что к вербальному насилию требовалось небольшое дополнение в виде насилия физического, необходимого для поддержки роста движения. Те, кто задавал слишком много каверзных вопросов, избивались, красные - тоже, разоблачалась «еврейская пресса», да и самому государству бросали вызов. И если небольшая берлинская партия будет запрещена, так пусть будет так. Она проигнорирует этот «фербот», реорганизуется, проведет соответствующую агитационную работу и легализуется снова. Рупором Геббельса был «Дер Ангриф» 49 , небольшая газетенка, скорее представлявшая собой некий агитпамфлет, чем журнал. Геббельс прекрасно понимал, какую ценность могут представить призывы и кусачие карикатуры, и чем более они будут вызывающими, тем лучше. Его сотрудничество с художником-карикатуристом Хансом Швейцером «Мьельнир» - его псевдоним оказалось плодотворным и длительным.

Восемнадцати лет от роду, Швейцер уже имел опыт публикаций своих антисемитских карикатур, он был блудным сыном в своем избранном им самим поле деятельности. Геббельс писал Швейцеру: «Лишь вы можете рисовать так». Сотрудничество Геббельса и Швейцера шло ни шатко, ни валко, но, в конце концов, наметился прорыв, который к 1930 году вышел далеко за пределы Большого Берлина. Удачным примером их сотрудничества стала «Книга Исидора», или «Современный портрет со смехом и ненавистью», написанный в 1931 году. Йозеф Геббельс считал себя одним из величайших пропагандистов всех времен. Во время второй мировой войны он выкраивал время для того, чтобы вспомнить о своих достижениях ранних лет. Геббельс приписывал себе четыре заслуги: 1 создание основы национал-социализма в рабочих областях Рейнланда Рейнской области , предположительно, в качестве соратника отправленного в отставку Штрассера, которого он предал и о котором он в этой связи не упоминает; 2 завоевание Берлина. После того, как в 1933 году он стал министром пропаганды, Геббельс так резюмировал свое отношение к этому: «Пропаганда сама по себе не обладает каким-то набором фундаментальных методов. Она имеет одно-единственное предназначение: завоевание масс. И всякий метод, не способствующий его осуществлению, плох...

Методы пропаганды проистекают из ежедневной борьбы. Среди нас нет пропагандистов от природы». Этой фразой он намекал на себя и своих соратников агитаторов в Рейнланде и Берлине. Насколько же далеко ушел Геббельс от времени создания «Михаэля»! Юный романтик превратился в циничного манипулятора людскими умами. Геббельс открыл агитационную злобу черного юмора, и вместе с Швейцером они на полную катушку использовали его особенности среди берлинцев, каковые снискали у немцев репутацию остроумных людей. Пусть пока они не станут голосовать за нацистов, но заметят их обязательно. Как впоследствии писал еще один нацистский журналист Ханс Шварц ван Берк: ««Дер Ангриф» напомнил Берлину, как смеяться». Когда партия была запрещена в Берлине, ее члены стали расхаживать в экстравагантных, но в то же время смешных одеждах, как на день всех святых. Один журналист из «Ангрифа», Даргоберт Дюрр, вспоминал, что ««Ангриф» «эры борьбы», вероятно, обладал особой притягательной силой для каждого больного, которого выпускали на волю из сумасшедшего дома в Виттенау».

Швейцер был склонен идеализировать членов СА, рассматривая их как бездумных фанатиков, чья жестокость была проявлением святого дела защиты немецкой свободы. Это были «борцы за свободу», и коль скоро партия была запрещена с 1927 года по 1928 , то «Дер Ангриф» стал «голосом преследуемых». Геббельс бросил вызов Веймарской республике, призывая на помощь и желание поплакаться, и осмеяние, насилие и ненависть, броские плакаты, бесконечную агитацию и литавры. Никакой другой гау не бурлил так, как столица рейха. Но если Веймар не был в состоянии поддерживать порядок в Берлине, то где же он в таком случае мог? И в бесчисленном множестве немецких городков и городишек, деревень и мелких ферм, в крупных городах представители среднего класса и крестьяне стали удивляться, но не поведению нацистов, а слабости государства. Геббельс не победил Берлин, зато Гитлер победил Германию. И это была первая победа, которую Геббельс подарил Гитлеру, и которая являлась лишь прелюдией к победе гораздо более крупной, и не просто к победе, а разгрому. Где-то в конце 1929 года или начале 1930 года точная дата не установлена доктор Геббельс, столь известный в Берлине, стал начальником пропагандистского аппарата НСДАП. Он участвовал в жесточайшей по накалу избирательной кампании по выборам в рейхстаг, назначенным на 14 сентября.

К тому времени Геббельс уже стал спорной фигурой как внутри партии, так и вне ее. Он находился в постоянной борьбе со своими же собственными институтами СА, в борьбе за политическую власть. Ему все еще требовалось заглаживать вину за предательство своих патронов - братьев Штрассеров. Геббельс, при всей его героической лексике и культуре силы, был, тем не менее, интеллектуалом среди убийц, таинственной мефистофельской фигурой. Один бывший гауляйтер помнит его как «наполовину офранцузившегося ученика иезуитской школы» и вспоминает его «поверхностную диалектику, латынь и дикцию, остроумие и леденящую иронию». Молодой штурмовик, идеалист, говоря о развратном Рипербане квартал развлечений в Гамбурге , спросил Геббельса, что будет с этим местом после революции. Геббельс решительно заявил ему, что нацисты выметут его как мусор. Когда он уходил, молодой человек смотрел на «малютку-доктора» восторженными, полными слез глазами. Его многочисленные враги так никогда и не смогли оценить по достоинству это воззвание, эту власть над эмоциями подчиненных, которую Геббельс сохранил до конца своей жизни. Эрнст Никиш, независимый левый, видел в Геббельсе лишь способность «выскальзывать из пальцев подобно угрю», его «ничтожность», «театральность».

Его стиль был его сущностью, внутренним содержанием. Объективность ведь не имеет ничего общего с пропагандой, как и пропаганда не имеет ничего общего с истиной. Не основанный на истине выбор, а апелляция к массам являлась ключом к успеху партийной журналистики. Гитлер, вспоминая в 1942 году о начинавшей выходить в Мюнхене «Фелькишер Беобахтер», говорил о том, что «интеллектуал» Альфред Розенберг в годы «эры борьбы» как редактор был никуда не годным. Из-за высокомерно-снисходительного представления о сущности выполняемых функций: «... Это докторишка, ростом с пивную бутылку, карьерист-демократ, стряпчий-выскочка для грязных дел, одичавший горожанин». Описывая территории, где в основном преобладали представители еврейской буржуазии и, как правило, никогда евреи-пришельцы из Польши и России их называли «остюден» , Геббельс намеренно противопоставлял их, этих «спекулянтов и паразитов», страданиям бывших солдат рейхсвера. Поэтому мы и требуем уничтожения этой эксплуататорской системы! Мы не сложим оружие! Эта фраза постоянно муссировались Гитлером и Геббельсом до самого 1945 года, и ни тот, ни другой так и не капитулировали.

А как мастерски Геббельс умел комбинировать черный юмор с идеалистическими воззваниями! Он проклинал «спекулянтов-евреев» и разносчиков сплетен - Бармата, Гольдшмидта, Склярека, соединяя их с теми, кто поддерживал в Германии республику и кого Геббельс называл «шадрес». Это термин происходит от смешно звучащего на иврите сокращения слов из призыва «Все на защиту республики! Злорадствуя по поводу экономического кризиса, в начале 1930 года, Геббельс называл 1929 год годом «подъема нации» и предрекал в этом году начало революции, называя его «годом бури». Фюрер должен был повести страну потому, что он воплощал «характер, волю, способность и удачу... Лидер обязан уметь все». И действительно, этот «малютка-доктор» умел все: говорить, агитировать, писать, организовывать гау, сломить сопротивление оппортунистов из штурмовых отрядов и направить пропагандистов в национальном масштабе. И среди этой кучи отбросов, в атмосфере морального упадка и социальной деградации Геббельс казался человеком, шагнувшим прямиком из Ренессанса, и его тщеславие наконец-то было если уж не до конца удовлетворительно, то, по крайней мере, хоть частично утихомирено. А как здорово он создавал миф о Гитлере! Здесь можно быть или его другом, или его врагом.

В этом секрет его могущества: его фанатическая вера в Движение и Германию». Мистические подъемы силы, поддерживаемые верой, облеченные в сказанное слово и эпические подвиги, - этот идеализм Геббельс вполне мог волочить за собой в национал-социализм. Нацистский культ смерти и преображения извлекался из многочисленных традиций; некоторые из них относились к эпохе наполеоновских войн, но Йозеф Геббельс сделал самый большой вклад в эту «религию» именно в «эру борьбы». В 1927 году, в канун поминовения павших в первой мировой войне, слова Геббельса прозвучали как зов фанфар во славу ненависти и памяти: «Мы обращаемся в своих помыслах к двум миллионам тех, кто изнемогал в окопах Фландрии и Польши... Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспряла снова... День его грядет... Мы склоняем наши головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови... Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов: за свободу! Солдаты бури!

Армия мертвых марширует с вами в будущее! Геббельс был в авангарде тех нацистов, которые превращали эти символы в своего рода эмоциональный оплодотворитель движения. Когда в 1927 году семь сотен членов маленькой берлинской партии организовали поход на Нюрнберг на свой съезд, гауляйтер писал о священном знамени, которое развевалось перед ними во время их марша, когда они шествовали перед фюрером. Берлинский контингент маршировал первым потому, что уже снискал славу героев в побоищах в пивных залах, где происходили митинги. Проза Геббельса в этот период по-прежнему носила налет подросткового пафоса и энтузиазма. К 1928-30 годам стиль повзрослевшей прозы Геббельса стал более сдержанным и дисциплинированным. Никто не мог создавать мучеников при помощи слов так, как это умел делать Геббельс. В 1928 году отмечалась дата, посвященная «павшему мученической смертью» нацисту Кютемайеру, убитому красными во время очередной стычки так это представлял Геббельс. Когда Геббельс чуял запах крови потенциального мученика, объективность становилась для него пустым звуком, а покойный - боевым кличем, призывом к героизму и отмщению. Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов СА был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи.

Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена! Он заставил Весселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации! Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось. Многое из агитационной деятельности Геббельса было продиктовано желанием примириться со своим собственным прошлым, с одной стороны, и политическим контекстом периода его деятельности, с другой.

А прошлое Геббельса было «радикальным», начиная с дней содружества с Ричардом Флисгесом и вплоть до сотрудничества с Грегором и Отто Штрассерами в период с 1919 по 1925 годы. Его левацкие замашки были не более чем проявлением отвращения к мелкой буржуазии и абстрактной идеализацией «рабочего», нежели конкретным марксистским подходом к окружающему миру. Геббельс не выносил «реакционеров» и консерваторов, стабильную буржуазию. Дома он ощущал нападки прусских реакционеров и от души приветствовал строку из «Хорста Весселя», воспевавшую мученичество «товарища, павшего от рук Ротфронта и реакции». Геббельс в 1929 году верил в то, что «идолы и иллюзии» буржуазно-республиканской Германии уничтожены. Этот распад он наблюдал с ликованием, ибо именно из этого распада должен возникнуть «Третий рейх». Геббельс обвинял националистические настроенную буржуазию в том, что она повинна в поражении Германии, ибо этот класс демонстрировал свой патриотизм лишь для того, чтобы скрыть свою основную и главную страсть - наживу. Он писал: «Мы - барабанщики, а они - политики. Мы составляем авангард, а они плетутся в обозе... Революционная идея...

Так, у него не было стройной идеологической модели, он, тем не менее, мог какое-то время просуществовать и с этим оппортунизмом, лишь меняя его окраску. Теперь же он заводит речь об объединенной «Национальной оппозиции», будто он никогда не бросался в атаку на реакционеров, превознося Гитлера после 1926 года, будто он никогда не атаковал и его как «мелкобуржуазного предателя социализма». Геббельс сохранял душок старого, прежнего «радикализма» потому, что это гармонировало с чувством обиды и его ролью крепкого парня на улицах Берлина периода Веймарской республики. Но он не был идеологом, как Альфред Розенберг, который пережил настоящий душевный кризис после того, как в 1939 году был подписан пакт между Гитлером и Сталиным. Геббельса нельзя было назвать человеком думающим, думающим постоянно, его мировоззрение зависело от настроений и разочарований и, следовательно, было фрагментарным. Он никогда не пытался выйти за пределы самого себя и использовать свой собственный разум для создания нового мировоззрения или идеологии, которая могла бы трансформировать это мировоззрение в силу, способную изменить мир в историческом смысле. В течение последних лет, предшествующих «приходу к власти», Геббельс тесно сотрудничал с Адольфом Гитлером, занимаясь вопросами национальной пропаганды. Теперь партия уже могла быть названа национальной. Вслед за экономикой Веймарской республики рухнула и республиканская политическая система. Но рост нацистского движения не оттеснил Гитлера в тень, вопреки надеждам некоторых консерваторов.

Геббельс занимался теперь тем, что впоследствии он назовет мифом о Гитлере. Пропаганда Геббельса являлась связующим звеном между общественным имиджем Гитлера и широкими массами. Альберт Шпеер позднее вспоминал о реакции на Гитлера до и после нацистского триумфа: «Три часа спустя я вышел из этого пивного зала на открытый воздух совершенно другим человеком. Я видел те же грязные плакаты на рекламных тумбах, но смотрел на них уже другими глазами. Гипертрофированная фигура Гитлера и его воинственная поза, которую я еще по пути сюда воспринимал с оттенком комизма, вдруг враз утратила всю свою прежнюю комичность». Во время войны он с видимым удовольствием цитировал слова адъютанта Гитлера, Шмундта: «... Если кратко резюмировать их, они близки к тому, чтобы произвести впечатление на читающего их, сравнимое с апофеозом фюрера». Гитлер был и оставался ключевой фигурой во всей деятельности Геббельса, потому что он собирал воедино нелепую машину из чувств, импульсов и отвращений, которую представляла собой нацистская пропаганда. В течение всего лишь дня Гитлер посещает несколько городов, повсюду десятки и сотни тысяч одних и тех же плакатов. И если авторитет Геббельса рос, то это происходило лишь благодаря Гитлеру.

В апреле 1932 года он так выразился о фюрере: «Для настоящего политика нация - это то же самое, что для скульптора кусок мрамора». Имидж Гитлера, создаваемый Геббельсом, не ограничивался одним лишь героическим аспектом его личности. Портрет фюрера его работы представлял собой попурри из всего на свете. Студентам и интеллектуалам он представлял Гитлера в качестве художника и архитектора, оторванного от своей учебы в 1914 году необходимостью служить нации. Для особ сентиментальных у Геббельса имелся Гитлер, который питал любовь к детям. Рабочим он подавал Гитлера-рабочего. Перед ветеранами Гитлер представлялся в образе Неизвестного солдата первой мировой войны. Возникает вопрос, а откуда же в 1932-33 годах брались деньги на всю эту пропаганду? И Геббельс, и Гитлер были людьми чрезвычайно уязвимыми в случае всякого рода возможных расследований в этом направлении, но и с этой проблемой Геббельс расправлялся, как всегда, мастерски. Он лгал.

Как партия рабочих, мы вынуждены финансировать себя сами». К 1932 году Геббельс возомнил себя великим оратором. Он обратился уже не к сотне или двум клакеров в пивных залах, теперь в берлинском парке «Люстгартен» ему внимали десятки тысяч. Медоточивый голос, аргументированные осуждения некомпетентного правительства, иронические или «диалектические» повороты фраз, воззвания к идеализму и героизму - все эти характеристики сделали Йозефа Геббельса вторым оратором в нацистской иерархии. Его голос не дрожал, как у Гитлера, он не оставлял аудиторию в состоянии экстатического изнурения, но всегда достигал своей цели. За годы, предшествовавшие «приходу к власти», Геббельс приобрел еще один навык. Он так искусно манипулировал германской историей, что ему удавалось вызывать глубокий отклик в сердцах немцев, жаждущих общности со своим национальным наследием. И дело было не в том, что Геббельс знал немецкую историю очень уж глубоко, он ее вообще не знал. Скорее всего, он просто интуитивно чувствовал значение символики прошлого, символики, пробуждающей героические мифы. Играть на этой символике он начал в 1930 году, и к 1944 году оркестровка исторического мифа достигла крещендо.

К 1932 году Геббельс говорил своей аудитории, что нацисты апеллировали к народу с призывом к новой войне за освобождение, к народному восстанию. Он цитировал Теодора Кернера, великого германского поэта периода войн против Наполеона: «Нация поднимается, буря грядет! Геббельс очень умно ставил эти символы рядом с ничтожностью и нуждой дня сегодняшнего: «четырнадцать лет обмана, голода, иностранного гнета, годы обмана мерзкой буржуазией, реакционными политиками, ненасытными марксистами и евреями». Он запоем читал литературные произведения времен «освобождения». Йозеф Геббельс примирился с альянсом Гитлера и кругов реакционных националистов, но такое положение ему было не по душе. Когда перед выборами в ноябре 1932 года коалиция нацистов и националистов на время распалась, Геббельс вернулся к традиционно-благожелательному отношению к Альфреду Гугенбергу и Германской национальной народной партии ДНВП. Разрыв этот стоил нацистам голосов и помог националистам и коммунистам. Он доказывал, что ДНВП является частью веймарской системы и что она находилась у власти в период с 1925 по 1927 годы. Геббельс защищал национал-социализм от элитарных националистов, обвинявших его в том, что нацисты апеллировали к большинству при помощи плакатов и «оглушительной, как на базаре» пропагандистской шумихи. Шмидт Ганновер желал знать, откуда к нацистам приходили деньги; Геббельс отвечал ему, что они поступали от простых, небогатых членов СА и СС.

Геббельс язвительно атаковал германских националистов за то, что в 1924 году они позволили их министру юстиции посадить Адольфа Гитлера в тюрьму. Затем Геббельс перешел к другому обвинению, исходящему от националистов - теперь они стали обычной легальной партией. Теперь положение вещей изменилось, и нас критикуют за то, что мы легальны. В прошлом они желали нашей легальности, потому что думали, что в таком положении мы никогда не придем к власти, а сегодня хотят, чтобы мы были нелегалами, потому что думают, что если мы таковыми будем, то нас можно будет просто исключить из игры». Когда «Гарцбургский фронт», или коалиция нацистов и националистов распалась, Геббельс вплотную подошел к тому, чтобы броситься в атаку на тактический альянс Гитлера с националистами. Он доказывал, что нацисты боролись за право бедняков и что «любая асоциальная, реакционная политика всегда предполагает сохранение большевизма». Он сравнивал объединение германского национализма Гитлером с объединением германских удельных княжеств Бисмарком. Использование Бисмарка, в этой связи, было рассчитанным ударом, потому что именно националисты считали его своей собственностью. Геббельс настойчиво повторял слова Гитлера о том, что крах 1918 года был в большой степени результатом как провала правых, так и левых, ибо антисоциальная политика консерваторов привела к классовой борьбе и социальному распаду. Изворотливость Геббельса сработала и тогда, когда он отрицал возражения националистов, приводивших в качестве аргумента, что у нацистов нет «голов», нет настоящих, закаленных в борьбе умов, и посему они не смогут управлять страной.

Геббельс же утверждал, что они и без этих «умов» и «голов» все же создали действительно массовое движение, в то время как националисты, которые, по всей вероятности, обладали такими талантами, выродились в малочисленную партию! Геббельс пользовался одной из фраз из своего романа «Михаэль» с целью разъяснения призыва национал-социализма: это была группа лиц, объединенная верой, и история о том, как они смогли выжить на первой стадии, будучи тогда «маленькой, странненькой, подвергающейся постоянным нападкам, преследуемой сектой». Такая партия не могла поддержать канцлера-консерватора, Франца фон Папена, из-за фразы: «Мы видим в нем канцлера без нации». Геббельс сумел ввернуть своих излюбленных жертв в эффектный ответ. Мы похоронили двадцать шесть членов СА в Берлине. А где те мертвые, которые могли бы свидетельствовать в вашу пользу?.. Где кровавое свидетельство в пользу вашей партии? И затем последовало завершающее оскорбление в адрес ориентированных на монархизм националистов: «У вас имелась возможность вступиться за императорскую корону... Он обвинял своих врагов в нежелании жить ради идеалов, в которые они якобы верили, идеалов, которые были для Геббельса костью в горле. Социал-демократов он укорял за то, что они в недостаточной степени марксисты, а немецкую католическую церковь - за то, что она на самом деле не христианская.

При этом он сам не был ни марксистом, ни христианином. Главными источниками пропагандистских уловок Геббельса во время веймарского периода были Адольф Гитлер и повседневная ситуация в Большом Берлине и рейхе. Но все же в период между 1928 и 1933 годами Геббельс приобрел кое-какие знания по истории и теории пропаганды и сумел, как подобало, воспользоваться этой информацией. Основой его теории стала работа «Толпа» французского социолога конца XIX столетия, Густава ле Бона, которая произвела на Геббельса неизгладимое впечатление. Он обожал ле Бона до конца своей жизни. Одним из адъютантов министра пропаганды было отражено в его дневниках периода второй мировой войны следующее: «Геббельс считает, что никто другой, кроме как француз ле Бон, не понимал так хорошо психологию масс». Он писал: «Субститут бессознательного действия толпы сознательной активностью отдельного индивидуума - одна из принципиальных характеристик нашего столетия... Люди движимы идеями, сантиментами и обычаями... Та часть, которую занимает в наших действиях бессознательное, неизмеримо велика, а сознательное - весьма мало». Геббельс сочетал в себе отвращение к массам, типичное для ле Бона, со своим собственным восхищением возможностью манипулировать людьми.

Ле Бон утверждал: «Толпа сильна лишь в разрушении. Ее правила тождественны тем, которые типичны для варварства». Эти слова ле Бона явились пророческими в отношении правил, которыми пользовались нацисты, хотя ни Гитлер, ни Геббельс никогда не признавали этот факт. Ле Бон доказывал, что удачливые политики обладают «инстинктивным и часто безошибочным чутьем относительно характера толпы, и именно точное знание ее характера и позволяет им продемонстрировать свое мастерство». Толпа заставляет «нормальных людей» совершать поступки, характерные для дикарей: Геббельс понимал это даже лучше ле Бона, и идеалистические воззвания к жертвоприношению и борьбе производили на германскую нацию огромное впечатление вплоть до 1945 года.

Геббельс упоминает о предложениях Японии об установлении сепаратного мира между Германией и Советским Союзом при ее посредничестве. Обстоятельно рассмотрены бои на Восточном фронте с последующим крушением фронта группы армий "Центр".

Тексты за 23 июля - 3 августа 1944г. В дневниках подробно излагаются впечатления Геббельса, а также самого Гитлера, связанные с путчем 20 июля и последующим военно-политическим кризисом.

Он запретил печатать речь Дитриха в газетах и передавать ее по радио. На следующий день Геббельс высказал более осторожную оценку: «Сегодняшние сражения, которые ведутся на центральном и южном направлении в России, предопределили исход кампании. Однако это нельзя понимать как окончание войны». В октябре Геббельс провел совещание пропагандистов и журналистов.

Рисс писал: «Он объяснил им, какие требования они обязаны неукоснительно выполнять: их репортажи должны быть максимально реалистичными, ничто не должно приукрашиваться, никакие трудности, с которыми сталкиваются войска, не должны затушевываться. Он ставил задачу заставить население в тылу понять, что значит идти вперед по крови и грязи, что значит вспыхнувший от вражеского снаряда танк, что значит голод и трескучие русские морозы. Он требовал от своих людей очистить свои репортажи от показного героизма, ему нужна более или менее правдивая картина тяжелой войны». Геббельс нервничал. У него открылась язва желудка. Он страдал от бессонницы и вызывал среди ночи массажиста, чтобы массаж успокоил его.

Вопреки запрету Гитлера он вылетел в его ставку, где предложил развернуть массированную пропагандистскую кампанию на оккупированных советских территориях. Гитлер отослал Геббельса к Розенбергу, но тот снисходительно заявил, что он знает, как обращаться с русскими. Узнав о начале советского контрнаступления под Москвой, Геббельс не скрывал тревоги. В циркуляре для пропагандистов он писал: «Потери на фронте невозможно восполнить». В одной из своих статей он утверждал: «Сегодня у немецкого народа есть шанс — самый большой, но в то же время последний… Победа принесет всем нам процветание, а поражение — гибель всему народу». Геббельс обратился к населению Германии сдавать теплые вещи.

В этом обращении он признавал, что тыловые службы не смогли обеспечить германские войска подходящей одеждой. Геббельс писал: «Но наш фронт в тылу поможет спасти своих отцов и сыновей от жестокой зимы. Если у вас дома есть какие-то теплые вещи, отправьте их на фронт». Это обращение вызвало недовольство военачальников. Они считали, что сбор теплых вещей будет шоком для страны. Однако Геббельс добивался именно такого эффекта.

Своим сотрудникам он говорил: «Я привел людей в шок, когда сказал им, катастрофа неминуема, если они не начнут тотчас же действовать… Я привел весь народ в состояние шока, и люди, осознав опасность, застыли, как парализованные. Затем загремел наш призыв: «Сдавайте теплую одежду!

Князь лжи. Как Геббельс из поклонника России превратился в рупор рейха

Однако ж чрезмерно тужить о чуть ли ни тотальном истреблении русским штыком поставленным у него на пути германском молокососе не приходится. Речь о тотальной войне (Речь Геббельса во Дворце спорта) — речь имперского министра народного просвещения и пропаганды Германии Йозефа Геббельса, произнесённая им перед. Речь о тотальной войне Йозеф Геббельс — один из самых страшных военных преступников Второй мировой войны и не менее страшный пример того, как ораторское мастерство может служить вдохновением не только демократических свобод, но и тоталитарной пропаганды. Теоретик Людендорф. Тотальная война стала делом всего немецкого народа. Речь о тотальной войне — речь рейхсминистра народного просвещения и пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса перед многотысячной аудиторией в Берлинском.

«Тихий государственный переворот». Почему Геббельс действительно объявил «тотальную войну»?

Но чего на самом деле добивался Геббельс этой речью? Свен Келлерхофф Эту картину видели бесчисленное количество раз: широкий круг берлинского дворца спорта, плотно заставленный сиденьями, ряд за рядом заполненный мужчинами и женщинами, в основном одетыми в униформу. Широкий подиум с тремя свастиками, позади могущественный орел партии, повернувший голову вправо, который в своих когтях держит еще одну свастику в лавровом венке. Над подиумом огромная надпись: «Тотальная война — самая короткая война». Так выглядели кулисы, возможно, важнейшей речи, которую когда-либо произносил гитлеровский рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс; по крайней мере, эта его речь является самой известной. Эти неоднократно показанные в «Дойче Вохеншау» Deutsche Wochenschau кадры решающим образом повлияли на представление о нацистской пропаганде. Но чего же на самом деле добивался Геббельс своей речью?

Зачем он приложил такие усилия для создания картины абсолютного восторга публики? В тот четверг среди слушателей сидел 21-летний солдат по имени Иринг Фетшер Iring Fetscher. День спустя он записал в своем дневнике: «Вчерашняя речь Геббельса. Блестящая впечатляющая речь, вызвавшая народный восторг. Десять вопросов к немецкому народу в библейской торжественности, все это было похоже на большой, колоссальный спектакль, глубину, трагизм и значение которого, пожалуй, вряд ли кто-то из присутствующих мог осознать». Более полувека спустя Фетшер, в то время уже вышедший на пенсию профессор политологии, посвятил той речи Геббельса отдельную книгу.

Если пропагандисты знали недостаточно о планах противника или о событиях, то, по мнению Геббельса, можно было, «не греша против истины, добавить кое-какие подробности, чтобы заполнить стыки». Допускалось описывать события так, как они «могли бы выглядеть в действительности» или как они «по всей вероятности, происходили». И если вы, прочтя это, подумали про себя «Вот так новость, пропагандисты врут, ляя куда страна катится, вот так удивил» не спешите высказывать свой сарказм. Да, это для нас ложь — элемент повседневности, а вот людям прошлых веков приходилось до этого самим додумываться, вспомните про колесо и вы поймете, о чем именно я говорю. Метод «поэтической правды» помогал рисовать картинки в умах немцев посредством обычного текста или речи по радио, это была попытка создать мемы до изобретения интернета, вот только «мемы» эти были не про кошечек и собачек, а про жестокости и зверства противника на фронте. В сочетании с плакатами эта «поэзия» работала безотказно. Как бы то ни было, 45-ый стоял у порога, а потому приемы приходилось менять. В последние годы войны и существования Третьего рейха Геббельс усиленно проводил «политику утешения», разработанную им после Сталинграда и допускавшую признание некоторых неприятных фактов и ситуаций, но при непременном выявлении других, благоприятных событий, которые, конечно, уравновешивали неприятности, а то и вовсе лишали их значения. Мне кажется, женская половина особенно хорошо поймет, о чем я говорю. Геббельс писал: «мы, немцы, находимся в абсолютно выигрышном положении, просто многие этого не понимают или не хотят этому верить».

Да это абсурд, но в ситуации когда все полимеры пролюблены, на него, родимого, только и остается уповать. Подобная софистика позволяла оправдывать даже явные военные неудачи по типу Сталинграда, отыскивая даже в поражении какие-либо положительные стороны. Да мы отступили, но фронт-то сократился, а значит, нам будет легче. Серьезно, я даже не утрирую, вот пожалуйста вам цитата: «Мы бьемся теперь, упираясь спиной в стену. Это, конечно, опасно, но дает ряд преимуществ. Построив оборону на своей территории, мы избавились от множества неразрешимых проблем, тогда как наши враги могут действовать лишь в ограниченных масштабах и в ограниченное время». Да, абсолютный! Но в ситуации когда ужасный враг у ворот, а у вас одна винтовка на троих только это и остается.

По этой причине множество немецких подразделений ожесточённо билось на Восточном фронте, в то время как на Западном сдавались сотнями тысяч, а некоторые, пытаясь пробиться в Западную Германию и сдаться в плен американцам или англичанам, не сложили оружие даже после объявления о капитуляции Германии 8 мая 1945 г.

Франц Шраге, солдат: «Мы смертельно боялись сдаваться. Прежде всего самого момента сдачи в плен. Ведь когда вы идёте через линию фронта, в вас с одинаковым успехом могут выстрелить и ваши товарищи сзади, и враг спереди. Ведь он мог принять ваши действия за военную хитрость». Веру в то, что продолжение войны имеет смысл, подкрепляли также рассказами о том, что якобы совсем скоро в войска поступит невероятное чудо-оружие, которое полностью изменит ход противостояния. На вопросы о том, когда же это наконец произойдёт, пропагандисты отвечали — тогда, когда фюрер решит, что оно может быть использовано наиболее эффективно. Немцы действительно начали в июне 1944 г. Солдат Клаус Мауельшаген: «Для нас было мучительно, что положение на всех фронтах ухудшалось. Но всё же мы продолжали воевать, мы говорили себе: «Ай, да ладно!

Мы верили во всё это, и нам это помогало». Немецкие пленные в центре Берлина, 1945. В результате тысячи немецких солдат продолжали воевать от безысходности: в плен сдаваться очень опасно, а бунт чреват расстрелом, да и привычка подчиняться и чувство товарищества делали акты неповиновения для большинства немецких солдат немыслимыми. Смысл имело одно — продолжать сражаться и надеяться уцелеть. Солдат Хайнц Хайдт, оказавшийся в Рурском котле, вспоминал: «Первоначально мы пришли на службу, чтобы защищать отечество. Но когда мы увидели, что ничего больше не нужно было защищать, в нас проснулся инстинкт самосохранения. Солдатская честь и военная присяга больше не связывали нас.

Неужели мы теперь вообще не спим, не будем ничего есть, увидим всех убитых людей, мирное население тоже? Я просто не мог представить себе эскалацию. Это было достаточно ужасно! Однако тотальная война привела к поражению. Вдохновляйте свой почтовый ящик - Подпишитесь на ежедневные интересные факты об этом дне в истории, обновлениях и специальных предложениях.

«Тихий государственный переворот». Почему Геббельс действительно объявил «тотальную войну»?

Telegram: Contact @kbrvdvkr Ложь тем отличается от правды, что непременно становится явью. Правда с нами. И светит она как свет во тьму, и тьма не победит ее.
Речь о тотальной войне — Википедия Тотальная война стала делом всего немецкого народа.

Князь лжи. Как Геббельс из поклонника России превратился в рупор рейха

18 февраля 1943 года Йозеф Геббельс произнес речь «о тотальной войне»…: alex_oil — LiveJournal Речь Геббельса о тотальной войне до победного конца в феврале 1943 года, когда немецкие войска терпели тяжелейшие поражения на всех фронтах Европы и Африки.
Геббельс 18 февраля 1943 года, после Сталинграда По мнению Людендорфа, тотальная война — это военный конфликт, в котором страна-участник использует все доступные ресурсы и методы, чтобы одолеть противника.

Мы в соцсетях:

  • Князь лжи. Как Геббельс из поклонника России превратился в рупор рейха
  • «Вы хотите тотальной войны?» | Катехизис и Катарсис | Дзен
  • Goebbels - Do you want Total War? | TOTALEN KRIEG | - YouTube
  • Речь о тотальной войне — Википедия с видео // WIKI 2
  • «Мир — непригодный для людей способ жизни, упразднен в 1939 г.»: «Тотальная война» Геббельса

Тотальная война. Дневники Йозефа Геббельса (июнь-август 1944г.)

«Тотальная мобилизация – вот веление времени!» Гитлер поведал молодому Геббельсу, что нужно провести тщательную настройку огромного пропагандистского рояля и заставить слышать людей музыку войны.
Goebbels' 1943 Speech on Total War Речь о тотальной войне Йозеф Геббельс — один из самых страшных военных преступников Второй мировой войны и не менее страшный пример того, как ораторское мастерство может служить вдохновением не только демократических свобод, но и тоталитарной пропаганды.
Речь Йозефа Геббельса о тотальной войне в Берлине, 1943 год. С самого начала Второй мировой войны подлинные замыслы Гитлера скрывала завеса лжи, сконструированной «министерством правды» под руководством Геббельса.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий