13 апреля 1934 г. была завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике. В каждом населенном пункте СССР челюскинцев и их спасателей встречали как героев, с размахом.
Спасение челюскинцев: 90 лет назад семеро летчиков стали первыми в истории Героями Советского Союза
13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Первым практическим результатом работы комиссии было спасение экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия». 13 апреля операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. 13 февраля 1934 года затонул советский ледокол "Челюскин". 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива.
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
13 апреля 1934 года на материк был доставлен последний член экипажа затонувшего парохода «Челюскин» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Арктика, истории, летчиков на развлекательном портале 13 апреля 1934 г. была завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике. 13 февраля 1934 года судно все-таки не выдержало тягот ледового плена и в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен затонуло.[4] Челюскинцы были готовы к этому!
Не сдрейфили: как советские летчики спасали челюскинцев
Чуть более двух часов Ляпидевский летел из Уэлена к лагерю, около двух часов провёл на льдине и за два часа вернулся на базу. Безупречный исторический полёт, такой бывает раз в жизни! Шмидт послал руководителям государства ликующую телеграмму: «Полярное море, лагерь Шмидта. Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолёт АНТ-4 под управлением лётчика Ляпидевского при лётчике-наблюдателе Петрове прилетел: из Уэлена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Самолёт взял направление надо льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъём были проделаны удивительно чётко и с пробегом всего на расстоянии 200 метров. Успех полёта т. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти 40-градусный мороз.
Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лёд. Удачное начало спасательной операции ещё более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании и заботе правительства и всей страны». Главное было сделано. Но на льдине оставались 90 человек, среди них — тяжело заболевший Шмидт. Но больше месяца лётчики не могли снова найти лагерь Шмидта. Не позволяла погода, а подчас подводила техника. Второй раз добраться до челюскинцев удалось только через месяц — 7 апреля. А уж потом дело заспорилось… Лётчик Василий Молоков на своём двухместном самолёте Р-5 умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров парашютные ящики.
Его — основательного, всегда степенного лётчика — полярники почтительно называли «дядей Васей». Он вывез на Большую землю 39 челюскинцев, больше всех! Николай Каманин — самый молодой и энергичный из лётчиков — на своём поликарповском Р-5 за девять удачных полётов вывез из ледового плена 35 человек. Водопьянову за три «ездки» удалось вывезти 10 полярников. Маврикий Слепнёв вывез 6 человек, включая страдавшего туберкулёзом лёгких Отто Шмидта, которого, по распоряжению Совнаркома, пришлось отправить в госпиталь на Аляску. Двоих вывез на своём «Юнкерсе» Иван Доронин. В тот день они доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Алексея Боброва, радистов Эрнста Кренкеля и Серафима Иванова, боцмана Анатолия Загорского, моториста Александра Погосова и капитана Владимира Воронина, который по старинной морской традиции последним покинул палаточный лагерь. В последнем рейсе лётчики забрали с собой и 8 собак, помогавших челюскинцам все дни дрейфа.
Их тоже не забыли и не оставили на произвол судьбы. Советские лётчики вывезли на материк всех челюскинцев — всех до одного! Знаменитый ас Сигизмунд Леваневский тоже принял участие в поисках. Найти лагерь Шмидта и спасти челюскинцев ему не удалось, но он сумел в сложных погодных условиях доставить в Ванкарем руководителя спасательной операции, полярника Георгия Ушакова. Это было настоящее торжество прогресса: во льдах, при опасных перелётах не погиб ни один человек. Ни среди полярников, ни среди лётчиков, ни среди жителей Севера. Ни один! Это и называется «чистая победа».
Победный резонанс Эта эпопея произвела сильное впечатление и на друзей, и на врагов Советского Союза. А в сердцах наших соотечественников она сохранилась навсегда.
Ни среди полярников, ни среди лётчиков, ни среди жителей Севера. Ни один! Это и называется «чистая победа». Победный резонанс Эта эпопея произвела сильное впечатление и на друзей, и на врагов Советского Союза.
А в сердцах наших соотечественников она сохранилась навсегда. Георгий Ушаков, возглавлявший спасательную экспедицию, вспоминал о том, как отреагировали на работу лётчиков-спасателей жители Севера: «Многие из них плавали на американских шхунах, большинство соприкасались с американцами, торговавшими на Чукотке и скупавшими пушнину вплоть до 1930 года. Американские самолёты они видели в 1929 году, когда с их помощью американцы вывозили пушнину на Аляску. Среди них шли разговоры о том, что наши русские самолёты ничего не смогут сделать. То ли дело американские!.. А Молоков и Каманин всё везут и везут.
Вера в безукоризненные свойства всех вещей, прибывающих из Америки, была сильно поколеблена. Зато с огромным вниманием чукчи стали прислушиваться к рассказам о достижениях советской промышленности». Главным редактором «Правды» был в те дни Лев Мехлис. Личность противоречивая. Даже в последние годы мало кого так наотмашь демонизируют, как его. Одно нельзя отнять у Мехлиса: это был преданный стране человек и настоящий профессионал в журналистике.
И он хорошо понимал: чтобы победа оказалась полноценной, о ней нужно просто и ясно рассказать миллионам людей. Большевики и ленинских, и сталинских времён хорошо понимали эту истину: их представления о прессе, об информационной политике соответствовали самым строгим запросам эпохи. Именно Мехлис организовал всестороннее освещение подвига полярных лётчиков — в газетах, на радио, в сюжетах кинодокументалистов. Оперативно вышла в свет и была переведена на многие иностранные языки! Народовластие — это всегда разговор с массами, с широкой аудиторией, без сословных предрассудков. И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился.
Результат очевиден: подвиг не остался неизвестным. Челюскинцами и их спасателями восхищался весь мир — даже те, кто относился к Советскому Союзу враждебно. Возрос престиж нашего государства. Многие именно в те дни поняли, что советские индустрия и наука — это не пропагандистский пшик, а реальность, с которой нельзя не считаться. И все понимали, что это не театральная постановка, а настоящее, подлинное «покорение пространства и времени». Был у той победы и дипломатический эффект.
Две великие арктические державы — СССР и США, несмотря на политические разногласия, научились сотрудничать в полярных льдах и в северном небе. Этот опыт пригодится державам в 1941 году, когда лидеры Советского Союза и Соединённых Штатов смогли сплотиться, чтобы дать отпор «коричневой чуме». Нашли общий язык! А началось всё с полярников. Будем помнить об этом. Всенародный подвиг Лётчики, переправившие полярников из ледового лагеря на Большую землю, стали первыми Героями Советского Союза.
Без преувеличений, это был беспрецедентный подвиг.
Дежнева, 8, в 1996 году. Ее текст гласит: «На этом месте стоял дом, в котором в марте 1934 года проживали челюскинцы». Еще была школа в с. Ванкарем округа Эгвекинот. Ее построили челюскинцы по инициативе О. Шмидта в 1934 году за активное участие в оказании помощи по спасению челюскинцев. До наших дней здание не сохранилось. Может быть в следующем году, спустя более 80 лет, памятник челюскинцам все же установят.
Пронякин Константин, член Союза журналистов России P. Ну а на главный вопрос: «Почему же челюскинцам до сих пор не поставили памятник? Думаем, что в воздухе 30-х годов летала неопределенность с оценкой «трагедии, которая переросла в триумф», как высказался литератор Бернард Шоу. Сами спасенные челюскинцы чувствовали себя виноватыми, что столько сил и средств было затрачено на их спасение, а главная их задача - пройти за одну летнюю навигации Северным морским путем - сорвалась. Лишь частично удалось выполнить одну из задач челюскинской экспедиции - вывезти с зимовки на о. Врангеля 11 человек на смену, а на склады полярной станции завезти продукты и боеприпасы. Сделал это полярный летчик Федор Куканов, который еще 15 сентября 1933 года на самолете «Юг-1» первым нашел пароход «Челюскин» тогда команда еще не просила помощи и с руководителем экспедиции Отто Шмидтом слетали на остров Врангеля. Шмидт отпустил самолет, уверенный, что «Челюскин» пройдет сквозь льды и прорвется через Чукотское море в Берингов пролив.
Но обо всём по порядку. В феврале 1934 года раздавленный льдами пароход «Челюскин» затонул в Чукотском море. Пока пароход опускался в пасть океана, челюскинцы организованно перенесли на льдину всё необходимое и без промедлений начали строить лагерь. Радист Эрнст Кренкель отправил радиограмму в ближайший посёлок Уэлен, из которой Большая земля узнала о том, что произошло во льдах. Правительственная комиссия по спасению челюскинцев была создана в тот же день. Её возглавил Валериан Куйбышев. Нужно было немедленно снарядить сразу несколько ледокольных и авиационных экспедиций. Спасти всех до одного! Ближе других лётчиков к дрейфующему лагерю, с которого приходили редкие радиосигналы, оказался Анатолий Ляпидевский. Плюс машина — тяжёлый АНТ-4, гражданская «полярная» версия первого в мире серийного цельнометаллического двухмоторного бомбардировщика ТБ-1, творение конструктора Андрея Николаевича Туполева. Они первыми прибыли в Уэлен и начали поисковую экспедицию. От Уэлена до лагеря Шмидта — примерно 265 километров. Но техника не позволяла определить местоположение героев, и Ляпидевский начал полёты в неизвестность, каждый из которых мог оказаться для лётчика роковым. Сам лётчик так рассказывал о тех днях: «Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и всё безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались — стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щёлочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. В конце концов на 30-й полёт я обнаружил этот лагерь. Солнце, тишина, но страшный мороз — 40—45 градусов... Мы всматривались до боли в глазах. И наконец прямо «упёрлись» в лагерь Шмидта. Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!.. Лагерь располагался в нескольких километрах от этого импровизированного аэродрома. Для них увидеть в небе самолёт было высшим счастьем, а успешное приземление Ляпидевского вызвало девятый вал радости. Челюскинцы во главе со Шмидтом и капитаном Ворониным обнимали и даже качали лётчиков. Трудно вообразить, с каким восторгом они встречали долгожданных спасателей. Кого выручать в первую очередь? На этот счёт дискуссий не было. Ляпидевскому с трудом удалось вместить в салоне АНТа десятерых женщин и двух маленьких девочек, одна из которых, Карина Васильева, родилась на борту «Челюскина» и имя своё получила в честь Карского моря. Обратный путь, несмотря на перевес, прошёл благополучно. Чуть более двух часов Ляпидевский летел из Уэлена к лагерю, около двух часов провёл на льдине и за два часа вернулся на базу. Безупречный исторический полёт, такой бывает раз в жизни! Шмидт послал руководителям государства ликующую телеграмму: «Полярное море, лагерь Шмидта. Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолёт АНТ-4 под управлением лётчика Ляпидевского при лётчике-наблюдателе Петрове прилетел: из Уэлена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Самолёт взял направление надо льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром.
13 апреля: спасение челюскинцев, освобождение Симферополя
За операцией по спасению челюскинцев следила вся страна, выходили статьи в газетах, репортажи на радио, кинодокументалистика. экспертом по истории Арктики и полярной авиации. В этом выпуске речь об уникальной операции, благодаря которой были сп. О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб. В самый разгар операции по спасению челюскинцев в конце марта 1934 года Леваневский и другие члены миссии вылетели из Нома в Ванкарем. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
Спасение челюскинцев
Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое. Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря. Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток.
На спасение экспедиции были посланы корабли «Красин», «Сталинград» и «Смоленск» и полярная авиация. Поскольку дальность полета была невелика, самолеты везли в разобранном виде, собирали на мысе Олюторка, откуда летчики и достигли лагеря Шмидта.
Понадобилось более десятка рейсов, чтобы вывезти всех. На льдине экспедиция провела более двух месяцев. В Москве челюскинцев и их спасителей встретили триумфально. Более того, 16 апреля было учреждено звание Героя Советского Союза. Первыми его были удостоены летчики, участвовавшие в спасательной операции, А.
Белимовым в «Тайне экспедиции «Челюскина», отражает реальные известные автору факты и не отягчена сознательным литературным вымыслом. Обратим внимание, что до сегодняшнего дня считалось, что первая публикация работы «Тайна экспедиции «Челюскина» была на сайте «Хронографъ», выходящем под лозунгом «XX век. Документы, события, лица. Неизвестные страницы истории…». В предисловии к сайту редактор Сергей Шрам указывает: «Многие страницы этого сайта покажутся кому-то непривычно жесткими, а кому-то даже обидными. Что ж, такова особенность жанра, в котором я работаю. Особенность эта - подлинность факта. В чем отличие беллетристики от истории? Беллетристика рассказывает то, что могло быть. История - только то, что было. В переломные моменты эпох люди охотнее тратят время на чтение исторических изданий, в которых рассказывается "то, что было". Перед Вами как раз такое издание... Поэтому неудивительно, что такую проблематичную статью, делающую достоянием общественности высказывание участников экспедиции по очень острой проблеме, перепечатали многие издания и интернетовские сайты. Поиск показывает, что традиционная ссылка на «Хронографъ» как на первоисточник не верна. Публикация в «Хронографе» датируется августом 2001 г. Первая публикация работы Э. К тому же эта публикация имеет ссылку: «специально для «Новой Сибири». В этом случае становится совершенно определенным место работы автора в НЭТИ, аббревиатура которого ничего не говорила при повторных публикациях. Обратим внимание также на то, что израильская версия тоже появилась в печати позже публикации в «Новой Сибири», но и она предшествует публикации в «Хронографе». Анти-«Пижма» Когда идет речь о сравнении различных версий, всегда может возникнуть опасность, что версии относятся к различным объектам и их несоответствия не взаимоисключающие. В данном случае есть два уникальных и единичных события, рассматриваемых в обеих версиях, информации о которых не может быть двойственной. Это — единственный, первый и последний, поход «Челюскина», применительно к которому не может быть различных дат. И единственный случай рождения в Карском море девочки: не может быть разных дат рождения и разных родителей. Поэтому первоначально обратимся к сопоставлению информации именно по этим вопросам. По официальной версии пароход вышел из Мурманска 2 августа 1933 г. Уже 13 августа 1933 года в Карском море появились серьезная деформация корпуса и течь. Руководитель экспедиции О. Шмидт, находясь в Беринговом проливе, направил советскому правительству поздравительную радиограмму. После этого пароход уже не имел возможности самостоятельного плавания и дрейфовал во льдах в северном направлении до дня своей гибели. Белимов пишет: «Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года. Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну будущую мать Карины по версии Белимова — прим. ЛФ привезли на причал и помогли подняться на борт "Челюскина". Почти сразу же началось отплытие. Гудели пароходы, в черном небе лопались ракеты, где-то играла музыка, все было торжественно и немного печально. Вслед за "Челюскиным" плывет "Пижма", вся в огнях, точно сказочный город». Можно привести дополнительно целый ряд временных вех, показывающих, что «Челюскин» не мог начать плавание из Мурманска 5 декабря 1933 г. В соответствии с этим можно твердо утверждать, что датировка экспедиции «Челюскина» в работе Э. Белимова ошибочна. В Карском море на «Челюскине» родилась девочка, названная по месту рождения Кариной. Большинство источников в этой связи ссылаются на следующую запись в судовом журнале: «31 августа. В работе Э. Белимова указано: «И только один раз корабли-близнецы причалили друг к другу. Это случилось 4 января 1934 года, в день рождения Карины. Начальник конвоя Кандыба пожелал лично увидеть новорожденную дочь. Карина родилась в самом дальнем углу Карского моря. Оставалось каких-нибудь 70 км до мыса Челюскин, а за ним начинается другое море - Восточно-Сибирское. Мать по месту рождения в Карском море предложила назвать дочь «Карина». Капитан Воронин тут же на судовом бланке написал свидетельство о рождении, указав точные координаты - северную широту и восточную долготу, - расписался и приложил корабельную печать». Сравнение этих записей позволяет выделить два принципиальных различия. В первой версии девочка родилась 31 августа 1934 г. По второй — 4 января 1934 г. В январе 1934 г. Это делает единственно возможной версию о рождении Карины 31 августа 1933 г. В первой версии родителями девочки указаны Васильевы. В составе группы зимовщиков были геодезист Васильев В. В версии Э. Белимова родителями названы Кандыба без указания имени и отчества и Елизавета Борисовна без указания фамилии. Следует обратить также внимание на то, что во второй версии в цитируемой записи о рождении девочки вообще отсутствует упоминание о родителях. Во многих воспоминаниях говорится о рождении Карины в семье Васильевых. Особенно подробно, как о семье своего учителя, об этом пишет Илья Куксин. В соответствии с документальными данными и воспоминаниями нет места для появления на корабле другого ребенка у других родителей. Участников плавания по фамилии Кандыба или с именем Елизавета Борисовна не удалось найти ни в исследованных документах, ни в воспоминаниях. Все это однозначно позволяет сделать вывод о неаргументированности версии Э. Белимова о рождении Карины. В подтверждение реальности девочки, родившейся на корабле у участников экспедиции Васильевых, мы приводим фотографию Карины Васильевой в наше время. Фотография предоставлена сайтом www. Для нее, прожившей всю жизнь со своими родителями, была особенно очевидна надуманность версии других родителей и иной жизни, описанная Белимовым. Очень серьезным является вопрос о численности зимовщиков на дрейфующей льдине с учетом плавания двух кораблей. Этот вопрос не рассматривался ни в одной из известных мне публикаций.
Это были первые Герои Советского Союза. Остальные участники и экипаж парохода были награждены орденами и медалями. На фотографии фрагмент экспозиции Таймырского краеведческого музея. Комплекс «Полярная авиация».
13 февраля 1934 года во льдах Арктики затонул пароход «Челюскин»
Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев - МК | Все пилоты-спасатели за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, первыми в стране были удостоены высокого звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. |
Спасение челюскинцев | 13 апреля 1934 года Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова. |
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути | 13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. |
Как спасали «челюскинцев» | семи летчиков - первых Героев Советского Союза, подвиг самих челюскинцев, - воспет в фильмах, книгах, поэмах, но в камне или бронзе не увековечен. |
Наши на «Челюскине» | 13 февраля 1934 года ушел на дно пароход "Челюскин", на котором покоряла Арктику экспедиция полярного исследователя Отто Шмидта. |
Новости и события Российского исторического общества
Видимо, его подвели сапоги, скользнувшие по обледенелой и накрененной палубе. В этот момент сорвались с мест бочки, бревна, ящики. Они покатились по судну, сбили с ног Могилевича и увлекли его за собой". Жизнь на льду На лед высадились 104 человека. Сначала жили в палатках, потом соорудили бараки из стройматериалов, которые везли на Врангеля. Кренкель наладил связь с материком. Энциклопедист Шмидт читал лекции на любые темы. На льдине выпускали газету "Не сдадимся", играли в футбол и преферанс. Лагерь Шмидта.
Первая ночь. Фото: "Родина" За челюскинцами следил весь мир. Пресса изо дня в день сообщала о том, что происходит на льдине, - это было "реалити-шоу" своего времени. О чем-то, конечно, вслух не говорили. Например, о романе Шмидта и уборщицы Александры Горской, у которой в сентябре 1934 года родится сын Александр. Обсудив различные варианты спасения собаки, дирижабли, ледоколы , комиссия во главе с членом Политбюро ЦК ВКП б Валерианом Куйбышевым высказалась за авиацию. Имелся хороший пример: в октябре-ноябре 1933 года, когда "Челюскин" уже начал свой дрейф, летчик Федор Куканов эвакуировал с вмерзших в льды пароходов "Анадырь", "Хабаровск" и "Север" свыше 90 человек. Национальным героем он не стал потому, что это были возвращавшиеся домой ссыльные, - история для пропаганды неподходящая...
Предлагали помощь американцы - на Аляске имелись десятки самолетов, но Москва ответила отказом. Белые пятна челюскинской эпопеи". Вместе с уполномоченным от правительства Георгием Ушаковым они отправились в Штаты - пароходом через Атлантику. Тем временем в тундру завозили на собаках бензин, а челюскинцы готовили аэродром. Лед ломало, змеились трещины, громоздились торосы - то и дело площадку приходилось готовить заново. Куканов и Ляпидевский пытались долететь до лагеря Шмидта, но безрезультатно. Лишь 5 марта Ляпидевский достиг лагеря и эвакуировал оттуда 10 женщин и двух детей - дочь Васильевых Карину и полуторагодовалую Аллу, дочку другого зимовщика, радиста Петра Буйко. Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца.
Мешали то непогода, то капризы техники. Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще кукановская машина вышла из строя еще раньше. К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе "Смоленск" с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев. Фото: "Родина" Даже просто добраться до Чукотки было подвигом. Не было ни баз, ни навигации, ни точных карт. Мы находились на краю земли, лежащей за пределами цивилизации. Никаких аэродромов, никаких радиомаяков.
Мы знали только, что в Анадыре и бухте Провидения должно быть для наших машин горючее, но и это не наверняка", - вспоминал Каманин.
Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - "Красин", "Сталинград" и "Смоленск". На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Благодаря оперативной работе челюскинцев все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед.
На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказались 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев.
Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики.
При этом ряд современных публикаций содержат негативные и зачастую уничижительные оценки этой экспедиции. Рисуется примерно такая картина.
Одинокое судно, совершенно неприспособленное для полярного мореплавания, движется по безмолвным просторам Арктики навстречу неотвратимой гибели. Начальник экспедиции Отто Шмидт преследует какие-то свои, далекие от полярных исследований, цели, экипаж и пассажиры играют роль их заложников. Экспедиция безапелляционно квалифицируется как авантюра, а то и преступление.
Ледокол «Челюскин», затертый льдами. На льду шеренга людей, более 100 человек. Немного истории Задача освоения СМП как единой внутренней транспортной магистрали, не только соединяющей запад и восток России, но и объединяющей транспортные системы великих сибирских рек, была сформулирована в конце XIX века и выражена известной формулировкой адмирала Макарова о том, что Россия — здание, обращенное фасадом к северу.
К выполнению этой задачи наша страна приступила в начале ХХ века, и первым решительным и важным шагом стала Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана ГЭСЛО 1910—1915 годов. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Фотография мыса «Челюскина».
Здесь следует отметить, что приписывать освоение CМП той или иной политической системе, с моей точки зрения, не слишком корректно. Стратегическая и геополитическая значимость этого пути ставила задачу скорейшего его освоения перед страной в целом, то есть перед любой политической системой власти и перед любой идеологией. Главсевморпуть: задачи и ресурсы В 1932 году ледокольный пароход «А.
Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина впервые в истории преодолел СМП в одну навигацию. Руководил экспедицией Отто Шмидт. В конце этого же года, а точнее 17 декабря, в СССР было образовано новое ведомство — Главное управление Северного морского пути Главсевморпуть, ГУСМП , приоритетной задачей которого стало «превращение Северного морского пути в постоянно действующую транспортную магистраль».
Новому ведомству была передана большая часть арктического флота, в него влился ряд уже существующих к тому времени организаций, в том числе акционерное общество «Комсеверпуть» со своей немногочисленной полярной авиацией. Отто Шмидт. Два ледокола: «Ленин» бывший «Александр Невский» и «Красин».
Ледорез «Литке» в это время находился в подчинении Наркомвода. Ледокольные пароходы — «А. Сибиряков», «Г.
Седов», «Малыгин», «Русанов». Эти суда хоть и имели высокие для того времени ледовые качества, использовались либо как научно-исследовательские и гидрографические, либо как транспортные для снабжения полярных станций и доставки небольших объемов грузов, либо на зверобойных промыслах.
90 лет спасению челюскинцев
Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев – | 18 февраля 1934 г. Правительственной комиссией дано распоряжение пароходу «Сталинград» (находящемуся на западном побережье Камчатки) направиться в Петропавловск для участия в походе с экспедицией по спасению челюскинцев. |
Видео: Что известно о челюскинской экспедиции | Новости России | Активное спасение челюскинцев началось спустя 13 дней и продолжалось в течение двух недель. |
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин». Новости. Первый канал | И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился. |
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев | Новость о том, что «Челюскин» раздавлен льдами и затонул, моментально облетела планету. Запад не поверил, что спасение экспедиции возможно. |
Наши на «Челюскине»
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? | 4 ноября 1934 г. благодаря удачному дрейфу «Челюскин» вошел в Берингов пролив. |
В этот день в 1934 году завершилось спасение челюскинцев в Арктике | Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев. |
НЕ СДАДИМСЯ! (К 90-ЛЕТИЮ СПАСЕНИЯ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ) | 13 февраля 1934 года судно все-таки не выдержало тягот ледового плена и в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен затонуло.[4] Челюскинцы были готовы к этому! |
Новости и события Российского исторического общества | О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб. |