В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь решил не возвращаться в полтавское имение, а перебраться в столицу. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь (1777—1825), умер, когда сыну было пятнадцать лет. Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище.
Неизвестные факты об известных писателях. Гоголь
Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Валерий Мельников / РИА Новости. 1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Гоголя (1809-1852). 1 апреля 2021 года исполняется 212 лет со дня рождения классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. О том, что дубовый гроб Гоголя якобы был в прекрасном состоянии во время эксгумации (через 79 лет после похорон), писал Владимир Лидин. 1 апреля (20 марта по ) 1809 года года родился русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист Николай Васильевич Гоголь. В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию).
Всё о Гоголе
Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [14]. По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [17] [18]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» цитата из книги пророка Иеремии , 20, 8.
В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя пятнадцать лет после события, и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [20]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [21]. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А.
Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В. Лидина [22] [23] [24] [25] [26] [27]. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского , на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М. Булгакова Е. Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И.
Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли камень «черноморский гранит». Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [28] В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея [29] могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; начало 1828 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 46; апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; Министерство культуры РФ. Проверено 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П.
Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; май — июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Творчество Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [4]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными.
Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х , сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал А. Пыпин , Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [4]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая.
Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [30]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [31]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [30]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С.
Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства. Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но, тем не менее, значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было.
В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание «Мёртвых душ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в «Шинели» , «Записках сумасшедшего», «Мертвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями «натуральной школы» , обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века.
Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [33]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению.
Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филилогических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [34]. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о страшном суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность.
Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [34]. С духовной точки зрения раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [34] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мертвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт.
Андреевский Гоголь простоял на своем месте 42 года - столько же, сколько прожил писатель. В 1951 году памятник демонтировали и увезли на территорию Донского монастыря, чтобы на его месте поставить другой. По легенде, скульптура не нравилась Сталину, который регулярно видел ее, когда ехал из Кремля на свою дачу в Кунцево. Говорят, что генсек лично распорядился заменить скорбящего Гоголя на радостного, печальный образ которого не вписывался в концепцию советского государства. В 1952 году на Гоголевском бульваре появился памятник Гоголю работы Николая Томского. Теперь с постамента взирал на окружающих радостный, улыбающийся писатель.
Всё изменилось, когда умер отец, 16-летнему Гоголю пришлось самому распоряжаться хозяйством и обеспечивать семью. Это давалось непросто. Страдая от нищеты, Гоголь приехал в Петербург. В столице ему помог Петр Плетнев - поэт и критик, благодаря ему Гоголь получил чин, и хотя не был богат, мог содержать себя и семью, а главное — писать. Так началась история Гоголя — писателя.
Литературное творчество Первый литературный опыт Николая Гоголя относится ко времени обучения в Нежинской Гимназии высших наук. В 1825-1827 гг. Алов выпустил поэму "Ганц Кюхельгартен". Она получила негативную оценку критики, после чего автор выкупил и сжег все нераспроданные экземпляры. Литературную известность Гоголю принес сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" опубл. В 1835 г. Вершиной драматургического творчества Гоголя стала комедия "Ревизор", вышедшая в 1836 г. Пьеса получила широкую популярность. Спектакли по ней и в настоящее время входят в репертуар многих театров. В 1836-1848 гг.
«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя
Когда родился Гоголь / | Гоголь умер 4 марта 1852 года, не дожив до 43 лет меньше месяца. |
Гоголь, Николай Васильевич | это... Что такое Гоголь, Николай Васильевич? | Главная» Новости» Сколько лет будет гоголю в 2024. |
АССУЛ - Николай Васильевич Гоголь | Первые литературные попытки Гоголь делал, когда ему было всего 5 лет. |
215 лет назад родился писатель Николай Гоголь - Православный журнал «Фома» | Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. |
Гоголевская Россия в лицах: 215 лет Н.В.Гоголю
Николай Гоголь. Загадки жизни и смерти писателя | Ямал-Медиа | 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. |
215 лет со дня рождения Николая Гоголя | в 19 лет: Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). |
Новости за 2024 год | 19 марта 1849 года Гоголь праздновал свое 40-летие у С.Т. Аксакова. |
215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя: факты о русском писателе | ОТР | Н. Гоголь прожил чуть меньше 43 лет, однако оставил глубокий вклад в мировую литературу. |
1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения
Гоголь Николай | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов | 1 апреля 2024 года исполнилось 215 лет со дня рождения |
День рождения Н.В. Гоголя | 01.04.2021 | Московский Данилов монастырь | В состоянии сильного душевного волнения Гоголь работал над главами 2 тома более 10 лет. |
Николай Гоголь. Загадки жизни и смерти писателя | Ямал-Медиа | 10. Когда молодой Гоголь перебрался в Петербург, его удивило, как же дорого жить в этом городе. |
АССУЛ - Николай Васильевич Гоголь | великий русский прозаик, драматург, критик, открывший новую эпоху в русской литературе своего времени. |
Новости за 2024 год
А еще слова Манилова из «Мертвых душ»: «Майский день — именины сердца». Или «Давненько не брал я в руки шашек» — фраза Чичикова во время игры с Ноздрёвым. И это только навскидку! На самом деле огромное количество цитат сегодня используют активно и в разговорной речи, и в газетных, журнальных публикациях. Какое непопулярное произведение Гоголя достойно большего внимания Иллюстрация к комедии «Игроки» Конечно, комедия «Игроки». Она находится немного в тени «Ревизора» и «Женитьбы». Хотя нельзя сказать, что последнюю часто вспоминают — она вроде бы на слуху, но все же в затмении первой. Тем не менее «Женитьба» и «Игроки» — тоже очень смешные и искрометные комедии. Очень радует, что в театрах их ставят достаточно активно.
Так что определенно стоит и прочитать их, и сходить на постановку. Гоголя, можно увидеть замечательный памятник Николая Андреева, который показал писателя в виде печального философа. А вот на Гоголевском бульваре, где стоит монумент 1951 года скульптора Николая Томского, Николай Васильевич достаточно бодрый — яркий сатирик. Его образ складывается из совершенно разных оттенков, так что писатель по-настоящему отмечен в Москве.
Одновременно активизировалась его литературная деятельность. В 1830 году Гоголь познакомился с В. Жуковским, П.
Плетневым и, возможно, А. Дельвигом, а в мае 1831 на вечере у Плетнева он был представлен А. Первый цикл повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" принес Гоголю широкое признание. После появления "Вечеров…" Гоголь стал литературной знаменитостью: летом и осенью 1832 его с воодушевлением встретили в Москве С. Аксаков и К. Аксаков, М. Щепкин, И.
Киреевский, С. Шевырев, М. В 1835 году он снова посетил Москву, годе состоялась его первая встреча с В. Последовавшие за первой прозаической книгой Гоголя циклы "Миргород" и "Арабески" расширили диапазон его творчества. В 1834-35 годах Гоголь был адъюнкт-профессором в Санкт-Петербургском университете; хлопотал также безуспешно о получении кафедры истории в Киевском университете.
Очередной провал больно ударил по самооценке и личности Гоголя. По его собственным воспоминаниям, он чувствовал себя униженным и ни на что не годным человеком. После катастрофического провала Николай Васильевич отправился в Германию. Он пытался найти свое место в мире. Вскоре писатель вернулся в Петербург. Его задумка уехать в Америку не свершилась. Вместо этого литератору помогли устроиться в III Отделение императорской канцелярии тайную полицию. Тут он прослужил совсем недолго, после чего получил новый пост. Примерно в тот же период, на заре 30-х, Николай Васильевич познакомился с Пушкиным и Жуковским. Гоголя, худ. Репин 1878 г. Спустя некоторое время Гоголь получил возможность сесть и спокойно подумать над своими делами. После анализа первых произведений он понял, что его творческий путь лежит в другом направлении. Писатель решил работать над близкими ему темами: малоросским бытом, национальными особенностями полтавщины и пр. На сей раз ставка сыграла. Из-под пера литератора одно за другим выходили яркие произведения: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». В начале 30-х Гоголь работал над историческим романом «Гетьман», которые печатался частями, но в итоге так и остался незаконченным. Благодаря протекции поэта Жуковского материальное положение Гоголя также пошло в гору. Писатель устроился преподавателем в Женский патриотический институт. Получил возможность давать частные уроки. В 1834 Николаю Васильевичу предложили должность адъюнкта при университете в Санкт-Петербурге. Благодаря посту, а также широким знакомствам, он влился в литературную среду столицы и вскоре стал там своим человеком. Моллер, 1840 г. Общение с мэтрами словесности благотворно сказывалось как на личности, так и на творчестве писателя. Он окончательно понял свое призвание, отдавал все время литературной деятельности и без устали работал. Пик творческой активности Гоголя пришелся на начало-середину 30-х годов позапрошлого века. На свет появились «Вечера на хуторе близ Диканьки». В цикл вошло сразу несколько талантливых рассказов: «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место» и прочие произведения малого формата. Творчество Гоголя было уже вполне зрелым. Это был далеко не тот уровень, с которого литератор когда-то начинал и был в пух и прах раскритикован. Следом из-под пера писателя вышли новые циклы «Миргород», а также «Арабески». Гоголя, 1840 г. В первый сборник вошли одни из самых известных произведений Гоголя. В том числе «Вий» и «Тарас Бульба». После их печати и широкой огласки в 1835 Николай Васильевич прославился по Петербургу, а затем и на всю большую страну. На пик творческого развития Гоголя приходятся замыслы его наиболее знаменитых произведений: «Ревизора», а также «Мертвых душ». Но написаны они были позже. А роман по странному, почти мистическому стечению обстоятельств, так и не был завершен. Поэт предложил тому историю, как один мелкий мошенник выдал себя за большого чиновника. Идея Николаю Гоголю очень понравилась. Примерно за год литератор завершил работу. Своего «Ревизора» Гоголь закончил к 1836. Впервые текст произведения прозвучал на литературном вечере, где присутствовали многочисленные коллеги Николая Васильевича: Пушкин, Вяземский, Жуковский и прочие. Единственный фотопортрет Гоголя из группового снимка По совету товарищей Гоголь предложил свое произведение столичному театру. Но оно не прошло цензуру. Чтобы поставить спектакль вмешался сам Жуковский, который обратился к императору. Наконец, разрешение было дано. Гоголь лично участвовал в репетициях, контролировал каждый шаг постановщика и актеров, советуя как лучше поступить. Премьера состоялась в том же году, в мае-месяце. На спектакле присутствовал сам император Николай I с Александром, наследником престола. Пьеса так понравилась монарху, что он велел своим министрам сходить на постановку. Интересно, что после «Ревизора» у Гоголя появилось полно недоброжелателей, чуть ли не врагов. Сильнее всего возмущался как раз служилый люд: чиновники, полицейские и прочие, которые видели в подобостастных, мелких душонках самих себя. Однако хватало и тех, кому постановка нравилась. Вскоре спектакль сыграли еще и в Москве. Гоголя Копия с работы Ф. Моллера 1840 г.
Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна 1821-1893 , Елизавета 1823-1864 и Ольга 1825-1907. Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке малороссийского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшими всем существом Гоголя. В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для подготовки к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине с мая 1821 по июнь 1828. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что, впрочем, лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю. Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы Герасим Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние; Александр Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Николай Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился. Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. В то время он писал элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым ревностным участником ещё со второго года пребывания в Нежине. Юношеские опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики - не во вкусе Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее во вкусе Бестужева-Марлинского. Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он даёт советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей. В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе. В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес в петербургском обществе; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родному краю, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Но до этого он издал под псевдонимом В. Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен» 1829 , которая была написана ещё в Нежине он сам пометил её 1827 годом и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению. В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек, но через месяц вернулся опять в Петербург сентябрь 1829 - и после объяснял свой поступок тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов апрель 1830 , где он оставался до 1832 года. В 1831 году происходит сближение с кругом Жуковского и Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность. Неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» была ощутимым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об малорусских обычаях, преданиях, костюмах, а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из малорусского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы. Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига «Литературная газета» и «Северные цветы», где была помещена глава из исторического романа «Гетьман». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, склонной к мистицизму, - после они сблизились очень тесно. Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву с просьбой его пристроить, и действительно, в феврале 1831 года Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте, где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, - но на поприще не служебном, а литературном. В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй - «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором, произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала «Арабески», потом «Миргород», оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830-1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной. Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения.
Николай Гоголь: «Моё имя будет счастливее меня»
Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы весной 1809 года / Public Domain. великий русский прозаик, драматург, критик, открывший новую эпоху в русской литературе своего времени. 7 февраля 1852 года Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы весной 1809 года / Public Domain.
Рунет узнал о прижизненном фото Гоголя 1845 года. Вместо румяного писателя – мрачный Джонни Депп
Родился будущий литератор в Сорочинцах на границе Полтавского и Миргородского уездов Полтавской губернии. Родом Николай Гоголь происходил из старинного малороссийского дворянского рода Гоголей-Яновских, а назвали его в честь святителя Николая Чудотворца. Свои первые произведения юный Гоголь публиковал вместе с товарищами в рукописном журнале. И хотя в 1829 году его романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» не получила признания у критиков, тем не менее, Николай Гоголь уже тогда определился со своим литературным будущим. В целом же за свою жизнь Николай Васильевич создал около 30 произведений, которые оказали влияние не только на отечественную, но и мировую литературу. Однажды, в своем письме Виссариону Белинскому в ответ на критическую статью о книге «Выбранные места из переписки с друзьями», Николай Гоголь написал: «…Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово.
Однако согласно свидетельству скульптора Николая Рамазанова, который снимал с Гоголя посмертную маску, если бы он был жив, сделать это было бы невозможно. В феврале 2023 г. На фото: писатель Николай Гоголь четвертый справа с группой русских художников, Рим, 1845 г. На ней изображено, как писатель уничтожает в огне второй том «Мертвых душ». Существует несколько версий о том, почему Гоголь решил сжечь рукопись. Согласно одной из них, он мог сделать это по ошибке, избавляясь от ненужных бумаг. Писателей многое роднит. Оба отвечают в русской литературе за юмор и мистицизм. Оба родились на Украине, но писали на русском языке, поэтому в последние годы имена Гоголя и Булгакова регулярно появляются в спорах в контексте русско-украинских отношений. Агентство «Москва» В 1959 г. Центральный театр транспорта переименовали в Московский драматический театр имени Н.
Тогда молодой человек устроился на службу в Министерство уделов, однако работа чиновника казалась ему монотонной и давалась плохо. Писательство стало для Гоголя единственной возможностью самовыражения. Из-под его пера вышли произведения, ставшие классикой золотого века русской литературы, — повести «Тарас Бульба» и «Вий», «Шинель» и «Записки сумасшедшего», пьесы «Ревизор» и «Женитьба», поэма в прозе «Мёртвые души».
Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна 1821—1893 , Елизавета в замужестве Быкова 1823—1864 и Ольга 1825—1907. Великие Сорочинцы. Спасо-Преображенская церковь , где крестили Н. Старый деревенский дом в селе Васильевке Полтавской губернии, в котором Гоголь провёл своё детство. Рисунки Н. Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке малороссийского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов ; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки той религиозности и того мистицизма , которые к концу жизни овладели всем существом Гоголя. Новый деревенский дом в селе Васильевке Полтавской губернии, в котором Н. Гоголь бывал у своей матери в последние годы своей жизни. В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для подготовки к обучению в местной гимназии ; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине с мая 1821 по июнь 1828. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Мемориальная доска на старом здании Нежинской гимназии высших наук в момент съёмки — Нежинский педагогический институт имени Н. Гоголя В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского , что, впрочем, лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе [19]. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю. Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы Герасим Высоцкий , по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние [20] ; Александр Данилевский , оставшийся его другом на всю жизнь, как и Николай Прокопович ; Нестор Кукольник , с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился. Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. В то время он писал элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» [21]. С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом , был самым ревностным участником ещё со второго года пребывания в Нежине. Юношеские опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики — не во вкусе Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее во вкусе Бестужева-Марлинского. Памятник молодому Гоголю на Андреевском спуске в Киеве Смерть отца в 1825 году была тяжёлым ударом для всей семьи. Похоронили его в родной Яновщине [22]. Заботы о делах ложатся теперь и на Гоголя; он даёт советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей. В статье не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совершенно недостаточными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него были сила характера и практическая предприимчивость: он пробовал поступить на сцену , стать чиновником , отдаться литературе. Несмотря на его многочисленные попытки, в актёры его так и не приняли. В конце 1829 года Гоголь поступил на службу писцом 1-го стола 2-го отделения департамента уделов Министерства уделов и вскоре становится помощником столоначальника , при этом был пожалован самым младшим чином по табели о рангах : коллежского регистратора [23] ; прослужил полтора года. Чиновником он был плохим. Служба его была настолько бессодержательна и монотонна, что стала ему невыносима. Тем не менее из своего опыта службы Гоголь почерпнул материал для своих петербургских повестей [24]. Литературное поприще стало единственной возможностью его самовыражения. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес в петербургском обществе; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родному краю, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы « Вечеров на хуторе близ Диканьки ». Но до этого он издал под псевдонимом В. Алов романтическую идиллию « Ганц Кюхельгартен » 1829 , которая была написана ещё в Нежине он сам пометил её 1827 годом и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению. В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек , но через месяц вернулся опять в Петербург сентябрь 1829 — и после объяснял свой поступок тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов апрель 1830 , где он оставался до 1832 года. В 1831 году происходит сближение с кругом В. Жуковского и А. Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность. Неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» была ощутимым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об малорусских обычаях, преданиях, костюмах , а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из малорусского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы. Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига « Литературная газета » и « Северные цветы », где была помещена глава из исторического романа « Гетьман ».
В 2024 году исполняется 215 лет со дня рождения Николая Гоголя
С июня 1842 Гоголь жил за границей во Франции, Германии, Италии , продолжая работу над 2- томом поэмы. В 1-ой половине 1845 самочувствие Гоголя резко ухудшилось; его силы были подорваны напряженным и, как ему казалось неэффективным трудом. Летом 1845 Гоголь сжег рукопись 2-го тома, чтобы начать работу сначала. В январе 1847 года, находясь в Неаполе, тяжело пережил известие о смерти Н. Языкова, одного из самых близких его друзей. В том же году вышли "Выбранные места из переписки с друзьями" - произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей "дельной книгой", поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи. Гоголь исходил из положения, что никакой общественный прогресс не будет прочным без воспитания и перевоспитания каждого в духе крестьянской этики. Выход "Выбранных мест…" навлек на Гоголя настоящую бурю критики, в том числе и со стороны его друзей С. Аксаковых, С. Шевырева и др. С декабря 1848 жил у А.
Толстого в Москве, продолжая работу над 2-м томом поэмы и другими сочинениями в том числе начатыми еще в 1845 в Париже "Размышлениями о Божественной литургии". В конце января 1852 обнаружились признаки нового душевного кризиса: Гоголь тяжело пережил смерть Е. Хомяковой, сестры Н. Бывшая могила Н.
Причиной стала рекомендация лечащего врача. Тот посоветовал Николаю Васильевичу пройти курс грязелечения в Саках.
Болезнь помешала ему тогда осмотреть древности побережья и внутренней области полуострова.
В 1834 Николаю Васильевичу предложили должность адъюнкта при университете в Санкт-Петербурге. Благодаря посту, а также широким знакомствам, он влился в литературную среду столицы и вскоре стал там своим человеком. Моллер, 1840 г. Общение с мэтрами словесности благотворно сказывалось как на личности, так и на творчестве писателя. Он окончательно понял свое призвание, отдавал все время литературной деятельности и без устали работал.
Пик творческой активности Гоголя пришелся на начало-середину 30-х годов позапрошлого века. На свет появились «Вечера на хуторе близ Диканьки». В цикл вошло сразу несколько талантливых рассказов: «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место» и прочие произведения малого формата. Творчество Гоголя было уже вполне зрелым. Это был далеко не тот уровень, с которого литератор когда-то начинал и был в пух и прах раскритикован. Следом из-под пера писателя вышли новые циклы «Миргород», а также «Арабески».
Гоголя, 1840 г. В первый сборник вошли одни из самых известных произведений Гоголя. В том числе «Вий» и «Тарас Бульба». После их печати и широкой огласки в 1835 Николай Васильевич прославился по Петербургу, а затем и на всю большую страну. На пик творческого развития Гоголя приходятся замыслы его наиболее знаменитых произведений: «Ревизора», а также «Мертвых душ». Но написаны они были позже.
А роман по странному, почти мистическому стечению обстоятельств, так и не был завершен. Поэт предложил тому историю, как один мелкий мошенник выдал себя за большого чиновника. Идея Николаю Гоголю очень понравилась. Примерно за год литератор завершил работу. Своего «Ревизора» Гоголь закончил к 1836. Впервые текст произведения прозвучал на литературном вечере, где присутствовали многочисленные коллеги Николая Васильевича: Пушкин, Вяземский, Жуковский и прочие.
Единственный фотопортрет Гоголя из группового снимка По совету товарищей Гоголь предложил свое произведение столичному театру. Но оно не прошло цензуру. Чтобы поставить спектакль вмешался сам Жуковский, который обратился к императору. Наконец, разрешение было дано. Гоголь лично участвовал в репетициях, контролировал каждый шаг постановщика и актеров, советуя как лучше поступить. Премьера состоялась в том же году, в мае-месяце.
На спектакле присутствовал сам император Николай I с Александром, наследником престола. Пьеса так понравилась монарху, что он велел своим министрам сходить на постановку. Интересно, что после «Ревизора» у Гоголя появилось полно недоброжелателей, чуть ли не врагов. Сильнее всего возмущался как раз служилый люд: чиновники, полицейские и прочие, которые видели в подобостастных, мелких душонках самих себя. Однако хватало и тех, кому постановка нравилась. Вскоре спектакль сыграли еще и в Москве.
Гоголя Копия с работы Ф. Моллера 1840 г. К концу 30-х под руководством А. Пушкина начал выходить журнал «Современник». Одним из авторов нового издания стал Гоголь. На страницах литературного детища поэта вышли произведения «Коляска» и сатирическая повесть «Нос», которая как нельзя лучше показывала пороки общества и его помешанность на внешних атрибутах всего и вся.
Примерно в тот же период на суд публике автор представил пьесу «Женитьба». Жизнь и творчество за границей Критика «Ревизора» стала для Гоголя неприятным сюрпризом. Чтобы перевести дух, он отправился в заграничное путешествие. За рубежом он закончил первым том «Мертвых душ». Произведение вышло в печать уже в середине 1841, когда писатель вернулся в Россию. И вновь мнения читателей разделились.
Нашлись те, кто возненавидел Гоголя, называя его врагом России. Но все же по большей части люди остались в восторге от талантливого произведения. Иванов Александр Андреевич. Гоголя, 1841 г. В 1842 публика могла ознакомиться с «Шинелью». Далее литератор планировал написать еще два тома «Мертвых душ», доведя своего главного героя до нравственного просветления.
Вскоре в 1842 Гоголь отправился в новое заграничное путешествие. Тут прозаик продолжил работать над своими «Мертвыми душами», как он говорил, подальше от критиков и недоброжелателей, который сбивали его с правильного настроя. Однако вскоре стало понятно, что проблема куда серьезнее. В 1845 творчество Гоголя, полет его мысли начинает постепенно замедляться.
Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете, он думал, что просто сидит в России на станции.
Он пробыл конец весны и лето в деревне у матери, а 1 сентября переехал в Москву; лето 1849 года проводил у Смирновой в деревне и в Калуге, где муж Смирновой был губернатором; лето 1850 года прожил опять в своей семье; потом жил некоторое время в Одессе, был ещё раз дома, а с осени 1851 года поселился опять в Москве, где жил в доме А. Он продолжал работать над вторым томом «Мертвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и пиетистом, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье все более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт. Смерть[ ] Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел религиозный страх и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжег их.
На утро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом гр. Толстому и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в мрачное уныние и через несколько дней умер, 21 февраля 1852. Он похоронен в Москве, в Новодевичьем монастыре, и на его памятнике помещены слова пророка Иеремии: «Горьким моим словом посмеюся». Творчество Гоголя[ ] Изучение исторического значения Гоголя не завершено. Его деятельность представляет разнообразные стороны, которые выясняются с ходом самой истории.
В первое время, когда исследуя последние факты деятельности Гоголя, предполагалось, что она представляет два периода: один, где он служил прогрессивным стремлениям общества, и другой, когда он стал открыто на стороне неподвижного консерватизма. Более внимательное изучение биографии Гоголя, особенно его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, показало, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мертвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была надломлена теми противоречиями, с какими ей пришлось считаться в духовных началах жизни и в действительности. Гоголь не был мыслителем, но это был великий художник. О свойствах своего таланта сам он говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных»….. Нельзя было проще и сильнее указать ту глубокую основу реализма, которая лежала в его таланте; но великое свойство его дарования заключалось и в том, что эти черты действительности он возводил «в перл создания».
И изображенные им лица не были повторения действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои, как редко у кого-либо другого из русских писателей, становились нарицательными именами, и до него в нашей литературе не было примера, чтобы в самом скромном человеческом существовании была открываема так поразительно внутренняя жизнь. Другая личная черта Гоголь заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишенное внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Но Гоголь был человеком своего времени и общества. Из школы он вынес немного; не мудрено, что у юноши не было определенного образа мыслей; но для этого не было задатка и в его дальнейшем образовании. Его мнения о коренных вопросах нравственности и общественной жизни оставались патриархально-простодушными.
В нём созревал могущественный талант, — его чувство и наблюдательность глубоко проникали в жизненные явления, — но его мысль не останавливалась на причинах этих явлений. Он рано был исполнен великодушного и благородного стремления к человеческому благу, сочувствия к человеческому страданию; он находил для их выражения возвышенный поэтический язык, глубокий юмор и потрясающие картины; но эти стремления оставались на степени чувства, художественного проницания, идеальной отвлеченности — в том смысле, что при всей их силе Гоголь не переводил их в практическую мысль улучшения общественного, и когда стали указывать ему иную точку зрения, он уже не мог понять её… Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Гоголь вступал в него юношей, а лица этого круга были уже люди зрелого развития, более обширного образования, значительного положения в обществе; Пушкин и Жуковский — на верху своей поэтической славы. Старые предания Арзамаса развились в культ отвлеченного художества, приводивший в конце концов к удалению от вопросов действительной жизни, с которым естественно сливался консервативный взгляд в предметах общественных. Кружок преклонялся перед именем Карамзина, увлекался славою России, верил в будущее её величие, не имел сомнений относительно настоящего и, негодуя на недостатки, которых нельзя было не видеть, приписывал их только недостатку в людях добродетели, неисполнению законов.
К концу тридцатых годов, ещё при жизни Пушкина, начался поворот, показывавший, что его школа перестала удовлетворять возникавшим новым стремлениям общества. Позднее кружок все больше уединялся от новых направлений и враждовал с ними; по его идеям, литература должна была витать в возвышенных областях, чуждаться прозы жизни, стоять «выше» общественного шума и борьбы: это условие могло только сделать её поприще односторонним и не очень широким… Художественное чувство кружка было, однако, сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах… Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был отрицаться от него… Позднее Гоголь сблизился с кругом славянофильским, или собственно с Погодиным и Шевыревым, С. Аксаковым и Языковым; но он остался совершенно чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Но потом в старшем Аксакове он встретил и отпор ошибкам и крайностям «Выбранных мест»… Самым резким моментом столкновения теоретических представлений Гоголя с действительностью и стремлениями просвещеннейшей части общества было письмо Белинского; но было уже поздно, и последние годы жизни Гоголь прошли, как сказано, в тяжкой и бесплодной борьбе художника и пиетиста.
Эта внутренняя борьба писателя представляет не только интерес личной судьбы одного из величайших писателей русской литературы, но и широкий интерес общественно-исторического явления: на личности и деятельности Гоголь отразилась борьба нравственно-общественных элементов — господствующего консерватизма, и запросов личной и общественной свободы и справедливости, борьба старого предания и критической мысли, пиетизма и свободного искусства. Для самого Гоголь эта борьба осталась неразрешенной; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголь для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые после Пушкина ещё повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, писавший позже Гоголя, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и открывал широкий путь наблюдений, каких делалось так много впоследствии. Даже его первые произведения, столь строго потом осуждаемые им «Вечера», без сомнения, немало способствовали укреплению того любящего отношения к народу, которое так развилось впоследствии. Исторический вопрос об этом значении Гоголя, как было замечено, до сих пор не исчерпан.
Называют предрассудком мнение, что Гоголь был у нас пионером реализма или натурализма, что им сделан был переворот в российской литературе, прямым последствием которого является литература второй половины XIX века — начала XX века; говорят, что эта заслуга Пушкина, а Гоголь только следовал общему течению тогдашнего развития и представляет лишь одну из ступеней приближения литературы из заоблачных высот к действительности, что гениальная меткость его сатиры была чисто инстинктивная и произведения его поражают отсутствием каких-либо сознательных идеалов — вследствие чего он и запутался потом в лабиринте мистико-аскетических умствований; что идеалы позднейших писателей не имеют с этим ничего общего и потому Гоголь с его гениальным смехом и его бессмертными творениями никак не следует ставить впереди нашего века. Но в этих суждениях есть ошибка. Прежде всего, есть разница между приемом, манерой натурализма и содержанием литературы. Известная степень натурализма восходит у нас ещё к XVIII веку; Гоголь не был здесь новатором, хотя и здесь шёл уже дальше Пушкина в приближении к действительности. Но главное было в той яркой новой черте содержания, которая до него, в этой мере, не существовала в литературе.
Пушкин в своих повестях был чистым эпиком; Гоголь — хотя бы полуинстинктивно — является писателем социальным. Не важно, что его теоретическое мировоззрение оставалось неясным; исторически отмеченная черта подобных гениальных дарований бывает та, что нередко они, сами не отдавая себе отчета в своем творчестве, являются глубокими выразителями стремлений своего времени и общества. Одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной толпе общества. Чем объясняется внутренняя трагедия, в которой провел Гоголь последние годы жизни, как не противоречием его теоретического мировоззрения, его покаянного консерватизма, с тем необычайным социальным влиянием его произведений, которого он не ждал и не предполагал? Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого после уже не выходила литература.
Великое значение Гоголя подтверждается и отрицательными фактами. В 1852 за небольшую статью в память о Гоголе Тургенев был подвергнут аресту в части; цензорам велено было строго цензуровать все, что пишется о Гоголе; было даже запрещено говорить о Гоголе. Второе издание «Сочинений», начатое в 1851 самим Гоголем и не оконченное вследствие этих цензурных препятствий, могло выйти только в 1855—1856… Связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Сами защитники упомянутого мнения, ограничивающего историческое значение Гоголя, признают, что «Записки охотника» Тургенева являются как бы продолжением «Мертвых душ». Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта сводится к Гоголю.
Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности, и т. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельные вклады в содержание литературы, как и жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Делались определения Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним объясняемо было до известной степени его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», но сатирическое отношение к русской жизни, без сомнения, объясняется не его национальными свойствами, а всем характером его внутреннего развития. До сих пор неизвестно ни одного сочинения Гоголя, написанного по-украински.
Николай Васильевич Гоголь
Гоголь сам писал пьесы, сам рисовал декорации к ним и сам исполнял в них роли, привлекая к этому и друзей. Всё изменилось, когда умер отец, 16-летнему Гоголю пришлось самому распоряжаться хозяйством и обеспечивать семью. Это давалось непросто. Страдая от нищеты, Гоголь приехал в Петербург. В столице ему помог Петр Плетнев - поэт и критик, благодаря ему Гоголь получил чин, и хотя не был богат, мог содержать себя и семью, а главное — писать.
В честь юбилея прозаика ОТР решил вспомнить несколько особенно мистических фактов его биографии. Факты про Николая Васильевича Гоголя С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов благодаря его загадочности. Много лет историки не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: зачем он сжигал свои рукописи, откуда он черпал вдохновение и почему так скоропостижно ушел из жизни. Настоящая фамилия Гоголя Будущий гений русской классики родился в Полтавской губернии. Его настоящая фамилия Яновский. Однако, чтобы придать себе важности и выделиться из толпы, писатель решил взять фамилию деда Афанасия Демьяновича — Гоголь-Яновский, поскольку тот был дворянином. Писатель носил такую фамилию до 1830 года. Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем. Второй том Мертвых душ Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости». В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг.
Но все вышло так неудачно, что он решил сжечь весь тираж. Николай Гоголь коллекционировал издания книг маленьких размеров. И даже заказал себе миниатюрный математический справочник 10 на 7 сантиметров. В честь знаменитого писателя был назван астероид 2361 Гоголь, открытый в 1976 году советскими астрономами.
Путешествовал по Германии, Швейцарии. Одновременно, работал над произведением «Мертвые души», идею которого, как идею «Ревизора» подсказал Александр Пушкин. Находясь во Франции Гоголь узнал о его гибели. Тогда Николай Васильевич решил, что это произведение, как некое «священное завещание» поэта. В это время у писателя начался первый душевный кризис, от которого лечился и только к осени 1845 года ему стало лучше. Гоголь снова преступил ко второму тому «Мертвых душ», но все так же сложно. Николай Васильевич много отвлекался на другие дела. После написания книги «Выбранные места из переписки с друзьями» писатель получает очередной удар. Его начинают сильно критиковать, что очень плохо отразилось на его душевном состоянии. В 1850 году Гоголь решился прочитать некоторые главы второго тома «Мертвых душ», которые понравились его приятелям. Продолжая активно над ним работать в 1852 году завершил его, но в это время у него снова начался кризис.
Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя
Твиттерские открыли для себя единственное прижизненное фото писателя Николая Гоголя, сделанное в Риме в 1845 году. В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь решил не возвращаться в полтавское имение, а перебраться в столицу. В гимназии Гоголь учился с 1821 по 1828 год, и этот период стал очень важным для формирования его писательского и драматургического таланта. В 1828 году Гоголь переехал в Санкт-Петербург где безуспешно пытался устроиться на службу.