Новости профессия социолог чем занимается

Преимущества профессии социолог Данная профессия востребована на рынке труда в настоящее время и наверняка будет востребована в будущем. Социолог занимается исследованием явлений, происходящих в обществе. Сегодня поговорим, как развивается эта наука сейчас, чем занимаются современные социологи, и всем ли соцопросам можно доверять?

Кем и где может работать социолог: список профессий, связанных с социологией

Где может работать социолог после университета? Профессия «социолог» предполагает наличие у отдельного человека спектра определенных личностных и трудовых качеств.
Профессия социолог: особенности, обязанности, работа, карьера - INFORM JOURNAL Социология является многогранной, многопрофильной наукой, поэтому сравнение социолога с другими профессиями может быть сложным.
Социолог - где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования” Спрашивают не только социологи – кто угодно начинает спрашивать, часто неквалифицированно, с огромными ошибками и нарушениями методологии.

Социология перспективы профессии. Профессия социолог

График работыГрафик работы:Пн-пт09:00 — 20:00Сб10:00 — 19:00Вс10:00 — 17:00 Обратная связь Уважаемый посетитель Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Все права защищены Политика конфиденциальности Карта сайта Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies Принять Политика конфиденциальности Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации или в любое другое время преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности. Рамки Политики конфиденциальности Настоящая Политика конфиденциальности далее — «Политика» применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику далее — «Сайт» от пользователей Сайта далее — «Пользователи». Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту персональных данных далее — «Персональные данные» , для целей оказания услуг с использованием Сайта. Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт.

Соревнование между студентами-социологами награждается стажировками в других ВУЗах и за границей. Призеры конкурсов занимают высокие должности и получают возможность заниматься исследованиями по программам, получившим гранты. Перспективы Студенты вузов могут проходить стажировку за границей по программе обмена.

У тех, кто получает образование за рубежом, появляется перспектива остаться работать. Жесткие условия отбора в крупных компаниях заставляют преодолеть конкуренцию. Это помогает испытать собственные силы, а бонусом станет высокооплачиваемая работа.

Желающие переехать за границу обращаются за работой через агентства или ищут самостоятельно. На рекламных площадках много объявлений. В большие компании надо предоставлять резюме с прежнего места работы.

Попробовать трудоустроиться за границей можно, но больше перспектив у специалистов с опытом, чем у начинающих. Смежные профессии Обширная и многогранная наука включает в себя более десяти профессий, которые имеют относительное сходство. На базе социологического образования можно получить диплом юриста и правоведа, педагога-социолога и журналиста, экономиста и философа.

Достаточно 2-3 лет, чтобы получить вторую профессию. Эксперт по изучению спроса может работать в любой структуре: государственной, коммерческой и некоммерческой. Педагог осуществляет деятельность в системе среднего и высшего образования.

Смежные профессии напрямую связаны с процессами, происходящими в обществе. Где и как учат профессии Выпускник высшего учебного заведения в совершенстве владеет персональным компьютером. Информатика — один из основных предметов.

К обязательным наукам относятся: философия, психология, экономика. Студенты изучают предметы гуманитарного цикла. Обязательно преподается математика, на которой строятся инструменты вычисления общественного мнения.

Социологи дают властям информацию, полезную для государственного управления 3 «Дает возможность принимать обоснованные решения»; «делает подсказки, как ликвидировать проблемы в той или иной отрасли»; «должны к ним прислушиваться»; «можно скорректировать госбюджет в соответствии с общественными нуждами»; «на основе исследований может быть получено принятие более взвешенных решений»; «политики должны прислушиваться к мнению и менять жизнь»; «помогает выбрать правильное решение»; «помогает принять решение с учетом общественного мнения». Изучение общества, расширение знаний о нем 2 «Анализируется социальная жизнь»; «изучает общественную жизнь»; «надо знать, чем живет общество»; «надо знать, что происходит в обществе»; «новое узнают о состоянии общества»; «они выясняют слабые места жизни общества»; «опросы показывают, что происходит в обществе». Информирование властей об общественном мнении, жизни людей 2 «Власть узнает мнение народа о себе»; «для руководства важно знать, как разные слои общества реагируют на важные события»; «доводит до власти сведения о жизни населения»; «доводят общественное мнение до власти»; «должны в правительстве знать, что думают люди о разных проблемах»; «доносит до правительства мнение населения»; «доносит мнение большинства»; «мнение рядовых людей становится известным властям»; «так обеспечивается связь с народом»; «это делается изучение мнения людей по заказу правительства». Информирование людей, общества «Информацию выдают достоверную»; «доступ к информации»; «информативный характер»; «информацию выдают». Сбор данных, пополнение статистики 2 «А откуда бы еще узнавали статистику? Обеспечение социальной защиты, заботы о людях 2 «Забота о пенсионерах»; «как-то пообщаться с человеком и помочь»; «наблюдает пожилых людей, оказывает помощь»; «оказывают социальную помощь нуждающимся»; «они за всех переживают, помогают людям»; «они о чем-то хлопочут»; «помогают тем людям, которые не могут двигаться или просто сильно старые»; «помощь людям больным, престарелым, помогают им, покупают продукты, лекарства»; «соцработники приносят пользу людям пожилым». Анализ полученной информации 1 «Анализ всего этого»; «анализируют все услышанное»; «выявить какие-то тенденции»; «изучают и преподносят данные»; «они делают выводы»; «просчитывает».

Если говорить в общем, то социолог — это в некотором смысле уникальный и многогранный ученый, который должен владеть не только гуманитарными знаниями и иметь навыки психолога, чтобы общаться с людьми. Он обязательно должен иметь еще и математические способности, чтобы правильно обрабатывать результаты полученных исследований. Что делает социолог? Что предполагает собой профессия «социолог»? Чем может заниматься человек, который претендует на данную должность? Опрос населения. Он может проводиться самыми разными методами. Это может быть анкетирование, интервью, глубинное интервью, беседа и т. Прежде чем опрашивать население или определенную группу людей, социолог самостоятельно составляет опросник. Когда вся информация получена, данный специалист должен обработать всю информацию. Часть работы делается вручную, часть — на компьютере при помощи специальных программ. На основании полученных результатов социолог должен сделать определенные выводы относительно настроев населения. Далее же этот специалист должен предоставить пути выхода из сложившейся ситуации или дать рекомендации по борьбе с данной проблемой. Можно сделать небольшой вывод о том, что социолог — это человек, который старается изменить общество в лучшую его строну. Результаты же некоторых исследований нередко становятся основой определенных проектов или акций, которые проводят различные правительственные и общественные организации. Качества, которыми должен обладать социолог Профессия «социолог» предполагает наличие у отдельного человека спектра определенных личностных и трудовых качеств: Данный специалист должен обязательно иметь научный склад ума. Ведь социология — это не только прикладная наука. Грамотно составить опросник и предварительно проанализировать настрои общества сможет далеко не каждый человек. Творческий подход к работе. При проведении исследования мыслить логически и структурно мало.

Есть ли жизнь после факультета социологии

Социология перспективы профессии. Профессия социолог Социология: что за профессия и где можно работать.
Профессия Социолог — Учёба.ру Где можно получить профессию социолог? Для того чтобы работать в данной сфере, необходимо получить среднее специальное или высшее образование по направлению «Социология».
Профессия социолог: особенности, обязанности, работа, карьера Профессия Социолога не позволяет заниматься индивидуальным предпринимательством и работать на себя.

Социолог: что это за профессия и что делает социолог?

Профессия социолога связана со сбором, обработкой и анализом информации об общественных процессах, с выявлением определённых закономерностей общественной жизни. Профессия «социолог»: кто это такой, чем занимается, где может работать, где получить специальность. Профессия «социолог» предполагает наличие у отдельного человека спектра определенных личностных и трудовых качеств. Изучение общественного мнения, качества функционирования общественных институтов, настроений и трендов — вот чем занимаются социологи. Кафедра социологии ИМСГН образовалась в 1991 году, когда по учебным стандартам ввели социологию для обязательного изучения на всех специальностях. Приобретая профессию социолога, студенты должны быть уверены в правильности выбора, так как помимо плюсов, есть минусы.

Обзор профессии социолога

Выпускник-социолог может работать в органах государственной и муниципальной власти, производственных и аналитических службах организаций различных отраслей в качестве социолога, маркетолога, таргетолога, менеджера, в центрах изучения общественного мнения, в рекламных и маркетинговых агентствах, консалтинговых кампаниях, СМИ, издательском бизнесе как социолог-аналитик. Вторая ступень образования реализуется на нашей кафедре по программе магистратуры 39. Обе формы обучения имеют контрактную основу. Программа магистратуры реализуется с применением технологий проектного обучения. В результате освоения программы выпускник овладевает компетенциями в сферах прикладной социологии в организации и проведении прикладных социологических исследований , проектной деятельности в реализации полного цикла проекта, в том числе цифрового , в сфере образования выпускник может работать в качестве научного сотрудника, преподавателя, социолога-аналитика , в научно-исследовательской деятельности в проведении аналитических исследований. Магистры социологии осваивают такие профессиональные дисциплины, как: социология международных отношений, моделирование и прогнозирование в политической социологии, социология политического лидерства, методы социологического исследования электорального поведения, компьютерные программы обработки социологической информации, социология политического конфликта, социологический анализ гендерной политики, социологические проблемы изучения общественного мнения и др. На кафедре социологии ИМСГН реализуется программа проектного обучения, в рамках которой каждый студент создает собственный проект — социологическое исследование по актуальной теме. В ходе работы над индивидуальными проектами студенты получают навыки разработки программы исследования, инструментария, практической работы по сбору, анализу и статистической обработке данных.

В среднем, зарплата социолога в России составляет примерно: Для начинающих специалистов с минимальным опытом работы — около 30 000 рублей в месяц. Социологи с опытом работы от 3 до 5 лет могут рассчитывать на зарплату в районе 40 000-50 000 рублей в месяц. Социологи с более чем 5-летним опытом работы, высшим образованием, могут получать около 60 000-80 000 рублей в месяц.

Однако, отмечу, что эти циферки приблизительны, они отличаться в зависимости от конкретной ситуации, условий работы. Также, зарплата социолога может зависеть от места работы. Например, социологи, занятые в государственных организациях, или исследовательских центрах, могут получать более высокую зарплату по сравнению с теми, кто работает в некоммерческих организациях, или в сфере образования. В целом, зарплата социолога может быть достаточно конкурентоспособной, зависит от многих факторов. Однако, важно помнить, что социология — это не только профессия, но и наука, которая вносит значительный вклад в развитие общества, понимание социальных процессов. Плюсы и минусы профессии Социолога Плюсы: Возможность изучать, анализировать социальные явления, процессы Получение глубокого понимания общества, его структуры Возможность вносить положительные изменения в общество Работа с данными, статистикой, что позволяет принимать обоснованные решения Возможность работать в различных сферах, включая научные исследования, маркетинг, социальное планирование. Минусы: Ограниченное количество вакансий, конкуренция на рынке труда. Не всегда возможность получить высокую зарплату, особенно на начальном этапе карьеры. Необходимость проводить много времени на сбор, анализ данных. Возможность столкнуться с непониманием, недоверием со стороны общества, или клиентов.

Работа может быть эмоционально, психологически нагружающей, особенно при изучении социальных проблем, неравенств. В целом, профессия социолога имеет свои плюсы и минусы, выбор этой профессии зависит от личных интересов, целей каждого человека.

Методы и задачи социолога Для того, что бы понимать, чем занимается социолог, стоит знать о том, какие задачи стоят перед этим сотрудником и какими методами он пользуется при их выполнении. Целью является сбор информации о процессах, происходящих в разных слоях и группах населения. В своей работе специалист пользуется следующей методикой: Опрос населения личный, интернет, тайное анкетирование, телефонные опросы ; Аналитические исследования в социальных сетях; Опросы специально отобранных групп людей. После проведения опросов и анкетирования социолог делает водную таблицу с данными, исследует ее и делает соответствующее прогнозирование и выводы. Какие трудности есть в работе социолога? Исследовательско-аналитическая деятельность можем даже применить термин «консалтинг» — это всегда взаимодействие с заказчиком. Самый сложный момент здесь — сохранение баланса между профессионализмом социолога и «хотелками» заказчика. У социолога всегда есть репутационные риски.

Так, например, если к крупному заказчику в общественном сознании низок уровень доверия, то социологический центр, делающий даже самые высокопрофессиональные и качественные исследования, будет автоматически дискредитироваться. В нашей стране еще остается доля конъюнктурных исследований, что также снижает доверие и статус социолога. Когда я работала в бизнес-структурах, я сталкивалась с тем, что заказчику кажется, что социологическое исследование — это анкетка из 10 вопросов, которые он в силу своей общей эрудиции может сам составить, а социологу нужно только проценты по ответам посчитать. Коммуникация с такими заказчиками — это тоже вызов профессионалу-социологу. Эксперт по изучению спроса Для любой организации важно понимание целей и задач деятельности. А для некоторых социальных институтов невозможно существование без статистических данных о состоянии общества. Анализ этих данных предоставляет социология. Какие профессии она «кормит»? Государственные институты. Без знания структуры общества, запросов населения, статистических показателей развития экономики и всего общества в целом невозможна деятельность государственных институтов — политики, власти, права, юрисдикции.

Коммерческие организации. Понятно, что ни дня коммерческая организация не сможет функционировать без оценки рынка, его емкости, ресурсов, анализа запросов целевых групп. Некоммерческие организации. Некоммерческие организации, имеющие целью производство социально значимых благ, стоят первыми в списке заинтересованных субъектов экономической деятельности. И здесь комментарии не требуются. Как видим, фактически все участники экономического пространства испытывают потребность в услугах профессиональных социологов. Кем и где трудится выпускник — социолог? Поэтому все наши выпускники находят свой путь карьеры — кто-то сразу начинает работать часто в тех компаниях, куда пришел еще во время учебы на практику или стажировку , некоторые продолжают образование — в России и за рубежом. Ведь социолог обладает особым пониманием процессов в обществе, его строения, взаимодействий людей, занимающих разные социальные позиции. Поэтому социолог может обнаружить те связи и закономерности, которые не видны «на поверхности» событий и бизнес-процессов, собрать данные, которые позволят прогнозировать поведение людей, улавливать изменения общественных представлений.

Работодатели и выпускники всегда подчеркивают, что наша образовательная программа формирует важнейшие навыки, необходимые современному профессионалу: умение систематизировать и анализировать информацию, при этом социолог может ставить и решать задачи сбора уникальной информации, анализировать массивы статистики, разнообразные данные наблюдений, визуальную информацию и многое другое; глубокое знание самых новых подходов к анализу различных социальных процессов, у него есть набор инструментов и способ объяснения современных явлений и социальных практик; умение видеть и формулировать социальные проблемы, что открывает новые возможности решения задач, которые не обнаруживают экономисты, менеджеры, психологи; навыки проектной работы, что позволяет ему сразу занимать позиции руководителя коллектива, проекта. Выпускник-социолог — универсальный специалист, он аналитик, умеет работать с разнородной информацией, в совершенстве владея соответствующим программным обеспечением. Он организатор, коммуникатор, может самостоятельно вести проекты, ставить задачи, рассказывать о социальных проблемах с экрана телевизора или с трибуны как эксперт. Есть ли типичный выпускник направления «Социология»? Если только в том смысле, что для социолога характерно быть нетипичным. Социологи — это аналитики и исследователи, занимающие престижные и очень перспективные позиции в современных компаниях или государственных органах. И в социологии находят себя люди, которые считают, что не только размер заработной платы, модный офис и имя фирмы-работодателя важны для их самооценки. Среди наших студентов и выпускников всегда находятся люди, которых вдохновляет возможность решать реальные социальные проблемы, например, в области инклюзивного образования, адаптации мигрантов, развития городских сообществ и культурных индустрий… Что интересно, именно этими часто занимаются выпускники, уезжающие продолжать учиться и работать в престижные западные университеты и компании. Навыки проектно-аналитической деятельности востребованы работодателями коммерческого и некоммерческого сектора и органов власти. Работодатели признают наличие у выпускников-социологов компетенций маркетологов, аналитиков, исследователей.

Больше половины наших выпускников заняты именно в сфере маркетинга и рекламы. Как и выпускники, работающие в области управления и развития персонала Human Relations — HR или связей с общественностью PR , или же занятые в различных исследовательских структурах, выпускники социологи отличаются навыками предпроектной работы, организации и ведения проектов, переговоров, систематизации и анализа информации, экспертного анализа ситуаций в сферах социальной и корпоративной политики, сбора и обработки полевых данных, проведения кабинетных исследований, формирования и управления рабочей группой, оценки эффективности, подготовки презентаций и отчетов для разных аудиторий, ведения диалога с разными аудиториями, выстраивания взаимодействия индивидов и групп с гражданским обществом, органами власти и бизнес-сообществом. Социология — одна из самых разносторонних наук, дающая много возможностей.

Профессионал применяет в работе все новейшие инструменты и методики без опаски быть непонятым. Умение вскрыть любую спрятанную проблему, создание принципиально новых идей требуют нестандартного мышления. Необходимо доброжелательное отношение к собеседникам, иначе ответы на поставленные вопросы могут быть неискренними. Плюсы работы профессионала в том, что он может трудоустроиться в любой социальной сфере и на производстве. Везде, где существуют проблемы с человеческим фактором, социология выходит на первое место. Минусы заключаются в том, что не всегда есть возможность получить качественную подготовку. Кроме того, специалисты часто сталкиваются с непониманием их работы и недооценкой её роли. Как появилась социология Социология — это наука об обществе. Логично, что существовала он всегда. О проблемах общества начали задумываться ещё Платон и Аристотель. Но социология как самостоятельная наука появилась только в 19 веке, её основоположником считается Огюст Конт. Он старался изучить общество с помощью конкретных эмпирических методов, а не просто созерцая и делая выводы, как это делали его предшественники. Огюст Конт считал, что общество должно изучаться с помощью тех же методов, что используются и в социальных науках, только так могут решаться проблемы общества. Так появилась новая наука, которую Конт сначала назвал социальной физикой, ну а уж только потом — социологией. Как работает социолог? В своей деятельности социологу приходится иметь дело с огромным объёмом информации. Необходимо провести анализ, выяснить причины изменений, сделать выводы, составить рекомендации для улучшения ситуации. Основные расчёты и структурирование данных проводятся на компьютере с помощью современных программ. На этом этапе работы плюсы состоят в том, что техника экономит массу времени и позволяет сохранять результаты в нужном виде. Однако многие считают профессию социолога гуманитарной и не уделяют должного места техническому образованию. Это значимые минусы на этапе подготовки специалиста. Перед началом работы социологу необходимо тщательно обсудить условия и цели заказа. Нужно стремиться почувствовать запрос клиента. От этого зависит качество исследования и конечный результат. Плюсы этого этапа — возможность найти работу в любой сфере или самому предложить интересный эксперимент. Социолог легко найдёт себе применение в рекламной, туристической деятельности, в области культуры, социальных программах. Минусы — невостребованность в малых населённых пунктах, где ограничено количество предприятий и организаций. Следующий этап — составить «выборку». Теперь предстоит выяснить, какую группу людей нужно опросить, чтобы получить объективную картину. Учитывается целый спектр критериев: возраст респондентов опрашиваемых ; образование; национальность. Затем грамотно формулируется каждый вопрос, и проводится анкетирование. Это ответственный момент, требующий высокой квалификации. Плюсы этапа — возможность творческого подхода к составлению опросника, работа с людьми разной категории. Минусы — сильная загруженность, возможность стрессовых ситуаций, получение неправдивой информации. Читайте также: Профессия дизайнер интерьера: основные особенности Следующий период — анализ, структурирование данных, формулирование вывода, составление рекомендаций. Основные минусы, которые подстерегают на этом этапе, — нехватка знаний в какой-либо сфере, отсутствие креативного аналитического мышления, недостаток опыта. Хороший социолог — специалист, обладающий обширными знаниями. Кроме изучения психологии, гуманитарных наук, ему необходимо глубоко понимать математику, процессы управления предприятием, кадровую политику, нюансы маркетинга, иностранный язык. Если после получения образования придётся трудиться в социальной сфере, то в этом случае проблемы повседневной жизни людей станут главными заботами специалиста. Это накладывает определённый отпечаток на человека: не каждый готов разбираться в неприятных общественных вопросах и обсуждать с населением конфликтные ситуации и проблемы. Это очередной минус профессии. Тем не менее, если взвесить все «за» и «против», работу социолога можно назвать уникальной, нестандартной и интересной. Несмотря на перечисленные плюсы и многообразие возможностей, вакансий для специалистов не так уж и много. Социологи требуются нечасто, поэтому, если есть желание работать в этой сфере, необходимо тщательно и систематически мониторить предложения рынка труда. Одна из самых древних наук в мире — Социология, которая изучает общество. Как только человек вступил в разговор либо действие с двумя и более людьми, сформировалось общество. Основы социологии были основаны философами Древней Греции: Платон и Аристотель. Различия его метода от Аристотелевских было в том, что Конт рассматривал социологию как науку, внедряя в нее эмпирические методы. Начальное название социологии — социальная наука, но только в ХХ веке появилось понятие «Социология». Для чего нужна социология? Самый большой спектр, который охватывает все науки, в которых задействованы люди. Существует несколько типов направления, которые отличаются от начальной цели, истока возникновения и последствий. К примеру, есть социология моды, которая изучает влияние трендов на социальное положение человека в обществе.

Социология – профессия настоящего и будущего

Чем занимается социолог? Социолог Дороти Смит определяет социальное как «постоянное согласование и координацию деятельности отдельных лиц». Профессия социолога сегодня является одной из самых востребованных, поскольку на основе реальных показателей позволяет прописать очень важные законы. Социолог — это отличная профессия для творческого и неравнодушного человека, с живым интересом относящегося к уникальным жизненным опытам людей, умеющего прислушиваться к мнению окружающих. Если специальность по диплому «социология», что за профессия может быть избрана по окончании учебы? Сегодня поговорим, как развивается эта наука сейчас, чем занимаются современные социологи, и всем ли соцопросам можно доверять? На практике социологи занимаются анализом функционирования социальных институтов, изучаются взаимодействие между общностями.

Профессия «cоциолог»

Профессия социолога важна не только для решения вопросов об обществе, но и для развития экономики. Социологам можно присмотреться к профессиям, которые станут востребованы в ближайшем будущем. Социолог может работать в компаниях, которые занимаются маркетинговыми, социологическими исследованиями.

Есть ли жизнь после факультета социологии

В этот список не вошли широкие возможности применения данного направления в частных структурах, заказные исследования для различных фирм и компаний, государственные предложения, профильные отделы консалтинговых компаний. Возможно ли социологу организовать свой бизнес Социологу можно создать свой бизнес, поскольку после получения этой профессии он обладает практическими всеми качествами руководителя и большими знаниями во многих сферах деятельности, навыками в управлении людьми, хорошими организаторскими способностями. Собираясь открыть свое дело, можно обратить внимание на социальную направленность деятельности, например, помогать людям пожилого возраста. Основная цель здесь будет заключаться в оказании услуг пенсионерам — психологическая помощь, ремонт и т.

Бизнес может быть связан с обучением профессии социолога и психолога на различных курсах, в т. В этом случае, кроме получения дохода для себя, можно оказывать и неоспоримую помощь обществу. Навыки и способности социолога Для поиска и интерпретации информации социологу необходимы навыки организатора, самостоятельность, хорошие аналитически способности, честность и креативность.

Даже несмотря на то, что они чрезвычайно редко лично проводят интервью, они должны хорошо знать людей и готовить анкеты аккуратно, стараясь не задеть, не оскорбить респондентов. Социолог — не гуманитарий в полной мере. И ему обязательно нужно разбираться в статистике, потому что она — главный инструмент социологического исследования.

Также социологу необходимо знание специальных компьютерных программ, в которых обычно и проводятся все статистические вычисления SPSS, Statistica. Эксперт по изучению спроса Для любой организации важно понимание целей и задач деятельности. А для некоторых социальных институтов невозможно существование без статистических данных о состоянии общества.

Анализ этих данных предоставляет социология. Какие профессии она «кормит»? Государственные институты.

Без знания структуры общества, запросов населения, статистических показателей развития экономики и всего общества в целом невозможна деятельность государственных институтов — политики, власти, права, юрисдикции. Понятно, что ни дня не сможет функционировать без оценки рынка, его емкости, ресурсов, анализа запросов целевых групп. Некоммерческие организации.

Некоммерческие организации, имеющие целью производство социально значимых благ, стоят первыми в списке заинтересованных субъектов экономической деятельности. И здесь комментарии не требуются.

Уникальные процессы, в т. Когда же исследовательская деятельность становится индустриальной, т. Поэтому следует говорить о стандартах для определенного класса исследований, выводя за рамки этого разговора иные, например, академические исследования, для которых уникальность остается одним из основных критериев качества» [Соколов, 2010]. В целом этот круглый стол стал первым серьезным разговором в профессиональном сообществе о роли профессионального стандарта, о поле его применения, о направлениях разработки. Его появление было продиктовано нарастающим недовольством исследовательских компаний и представителей государственных и муниципальных заказчиков практикой размещения и выполнения государственных заказов на социологические исследования. Низкая квалификация представителей госзаказчика особенно в регионах , отсутствие четких представлений об исследовательских технологиях и критериях оценки качества результатов, незнание ресурсных затрат стандартных исследовательских технологий, с одной стороны, и низкая квалификация значительной части исполнителей госзаказов побеждающих в конкурсах за счет демпинга , рассчитывающих на закрытость результатов социологических исследований, их неподконтрольность внешней экспертизе со стороны профессионального сообщества — с другой, привели к снижению доверия к профессиональной компетентности социологов и к череде судебных разбирательств относительно правомерности действий исследователей. В Меморандуме был актуализирован вопрос о необходимости разработки четких критериев качества реализации стандартных исследовательских процедур, о создании института и регламента независимой экспертизы качества результатов.

Одним из ключевых шагов по реализации Меморандума стало проведение в 2011 г. Участники Форума пришли к заключению, что формирование правового поля вокруг исследовательской отрасли требует перевода дискуссии о качестве результатов социологического исследования из научно-методологического дискурса в нормативно-правовой. Это означало, что методологические требования к социологическому исследованию должны быть дополнены технологическими правилами профессиональной деятельности с четко прописанными процедурами, предъявляющими единые требования к порядку осуществления исследовательского процесса, к критериям оформления и оценке качества результатов, с технологическими и этическими нормами взаимодействия с заказчиками, подрядчиками и поставщиками услуг. Следует признать, что перечисленные «знаковые» события не привели к началу официальной систематической работы над стандартом профессии, отчасти из-за незаинтересованности со стороны Минтруда РФ, отклонившего в 2011 г. Однако вызовы как со стороны общества, так и внутри профессионального сообщества продолжали множиться. Череда судебных разбирательств 2013-2014 гг. Своеобразным откликом на перечисленные вызовы стало появление в 2012 г. По инициативе нескольких ведущих социологов 15 было создано сетевое сообщество с целью проведения коллаборативных исследований, в основу которых был положен принцип открытости всех этапов исследовательского процесса для профессионального сообщества и широкой общественности. Реализация совместных проектов силами исследовательских компаний из разных регионов способствовала формированию согласованных требований к оформлению дизайна исследования и методической стратегии, стандартизации функционала полевых работ и форматов презентации результатов исследований.

Другим интересным феноменом в последнее десятилетие стало «нормотворчество» исследовательских компаний, которые по мере роста численности сотрудников и опыта исследовательской деятельности активно разрабатывают собственные положения, стандарты, регламентирующие взаимодействие подразделений внутри компании и отношения с заказчиками, подрядчиками, информантами и т. Примечательно, что до последнего времени никто даже не пытался рассмотреть их в качестве объекта социологического исследования с целью идентификации профессии. Попытка собрать и проанализировать эти внутренние регламенты исследовательских компаний в 2014 г. Так, на призыв прислать свои положения, должностные инструкции и пр. Их анализ позволил определить наиболее значимые для компаний составляющие исследовательского процесса, нуждающиеся в регламентации см. Таблица 2. Стабильное качество результатов своей профессиональной деятельности исследовательские компании рассматривают как производную от эффективности и технологической точности полевых работ и продуманности отчетных документов, в том числе их соответствия отечественному законодательству. Полученные нами документы выполнены либо в контексте процессного подхода, то есть подробно регламентируют последовательность действий специалиста для достижения качественного результата, либо оформлены в виде описания функционала различных «социологических должностей». Значительную роль в этом «нормотворчестве» сыграли и крупные игроки отечественного исследовательского рынка, такие как ИПСОС Комкон, ГФК, Кантар ТНС, и другие, придерживающиеся международных кодексов и инициировавшие «приобщение» региональных компаний к корпоративным стандартам профессиональной деятельности.

В состав этой группы вошли руководители крупных региональных исследовательских компаний, многие из которых совмещают исследовательскую деятельность с преподаванием в профильных департаментах, на факультетах социологии. Более того, в 2014 г. В 2014 г. Рабочая группа провела опрос руководителей, начальников отделов 87 исследовательских компаний по поводу профессиональных функций, выполняемых специалистами отрасли, и требований, которые предъявляют работодатели к своим сотрудникам. В исследовании приняли участие практики отрасли исследований из 37 городов, расположенных во всех федеральных округах РФ. Итоговая география исследования в целом представляла сложившуюся локализацию хозяйствующих субъектов отрасли. Большим числом участников были представлены столичные города Москва и Санкт-Петербург и города-миллионники с развитой инфраструктурой отрасли Самара, Томск, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Результаты исследования позволили определить сложившуюся должностную структуру исследовательских компаний. Преобладающее число российских предприятий, специализирующихся на проведении социологических и маркетинговых исследований, имеют в своей организационной структуре полевые отделы.

Исключение составляют компании, специализирующиеся на онлайн-исследовани-ях. В небольших компаниях с численностью пять—семь сотрудников, руководитель полевого отдела выполняет, как правило, и функции супервайзера. Рисунок 2. Функционал каждой должности определяется экспертами в основном согласованно. В то же время исследование высветило ряд существенных проблем отрасли. В частности, эксперты в определении компетенций аналитиков явно недооценивают функции, касающиеся взаимодействия с полевыми отделами и интервьюерами. Этот факт отражает известную проблему отстраненности аналитиков от «живого общения» с полевиками. Результаты экспертного исследования свидетельствуют о весьма поверхностном отношении профессионального сообщества к функциям, связанным с подготовкой обучением, переподготовкой персонала. Ни для одной должности компетенции, касающиеся обучения, формирования мотивации, повышения качества работы персонала, не получили большого числа выборов экспертов.

Особенно очевидно отсутствие обязанностей, связанных с подготовкой интервьюеров обучение, коммуникации и т. Представления экспертов о необходимом уровне базового профессионального образования для работы социологом-исследователем отражают практику воспроизводства кадров, сложившуюся в отрасли. Так, многие эксперты упоминали о наличии вертикальных лифтов для карьерного роста особо способных интервьюеров, которые, имея богатый практический опыт работы в поле без социологического образования, продвигаются по служебной лестнице на должности супервайзеров, руководителей отделов. Руководители исследовательских компаний отмечали, что для работы рядовым специалистом полевых отделов не требуется даже уровня бакалавра социологии. Фактически, по мнению большинства экспертов, наличие базового социологического образования необходимо для должностных позиций аналитика, руководителя аналитического отдела и преподавателя. Для остальных должностей полевики приемлемо любое среднее или высшее профессиональное образование, с обязательным опытом практической работы в социологической отрасли. Интересна позиция участников исследования относительно должности интервьюера. Многие эксперты сетовали на непродуманный функционал и вынужденно заниженные требования к образованию интервьюеров — основных коммуникативных посредников между исследователем и респондентом. Такая ситуация, по мнению экспертов, обусловлена постоянным дефицитом этой категории работников и их быстрым «выгоранием».

Тем более удивительно, что в функционале сотрудников полевых и аналитических отделов обучение интервьюеров отмечалось лишь небольшим числом экспертов. В отечественной и зарубежной методической литературе тема труда интервьюера на концептуальном методологическом уровне представлена достаточно масштабно. Особенности поведения интервьюера в разных форматах опросов, типичные ошибки, допускаемые интервьюерами, анализ видов преднамеренных и непреднамеренных фальсификаций со стороны интервьюеров и пр. Если в зарубежных профессиональных стандартах требования к работе интервьюеров в основном представлены в детальном описании разных исследовательских технологий и этических кодексах 16, в отечественной социологии эти вопросы остаются прерогативой методических изысканий, академических изданий, методических пособий по прикладной социологии [Мягков, 2003, 2018; Стацевич, 1993; Рогозин, Ипатова, 2015]. Отрадно, что по мере развития отечественной опросной индустрии описание функций интервьюера в конкретных исследовательских проектах находит свое воплощение в инструкциях для организаторов и исполнителей полевых работ, и в большинстве исследовательских компаний эти документы стали обязатель- 16 ГОСТ Р ИСО 20252-2014 Исследование рынка, общественного мнения и социальных проблем. В последние годы были заявлены интересные попытки институализировать труд интервьюера и даже разработать профессиональный кодекс полевого интервьюера, но пока эти практики не выходят за рамки методических изысканий и пособий 18. В силу целого ряда причин усиливающегося дефицита, высочайшей текучести интервьюерских кадров, их хронически внештатного трудоустройства, отсутствия требований к профессиональному социологическому образованию и, что тоже важно, очень динамичного изменения самих опросных технологий вопрос о легитимации должности интервьюера вряд ли будет решен. Сегодня в отрасли социологических исследований интервьюер по-прежнему не имеет статуса самостоятельной профессии и является некоторым «инструментальным приложением» к профессиональной деятельности социолога.

Российский экономический университет имени Г. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Преимущества профессии социолог Данная профессия востребована на рынке труда в настоящее время и наверняка будет востребована в будущем. Она также является социально значимой специальностью. Социолог может выбирать между научной деятельностью и карьерой в государственной или коммерческой организации. В первом случае он получит больше возможностей для творческой самореализации, во втором — более высокую заработную плату. Социологические исследования обязывают практически постоянно общаться с респондентами, и в процессе этого общения специалист учится взаимодействовать даже с самыми сложными людьми. А это умение может быть полезно социологу и вне работы. Недостатки профессии социолог Для того чтобы быть востребованным специалистом, социолог должен хорошо разбираться не только в социологии, но и в таких областях науки, как философия, политология, психология, математика, статистика и т. Считается, что уровень подготовки специалистов по социологии в ВУЗах России недостаточно высок, поэтому за пределами страны найти работу по профессии достаточно сложно. Не смотря на то, что социолог владеет всеми навыками, необходимыми для того, чтобы открыть свое дело, данный специалист не может работать на себя по специальности. Качества, которыми должен обладать социолог Профессия «социолог» предполагает наличие у отдельного человека спектра определенных личностных и трудовых качеств: Данный специалист должен обязательно иметь научный склад ума. Ведь социология — это не только прикладная наука. Грамотно составить опросник и предварительно проанализировать настрои общества сможет далеко не каждый человек. Творческий подход к работе. При проведении исследования мыслить логически и структурно мало. Иногда социологам нужно принимать нестандартные решения. Социолог должен быть усидчивым, щепетильным. Ведь после проведения исследования нужно обрабатывать огромное количество информации. А для этого потребуется много времени и труда. Данный специалист также должен иметь навыки психолога. Ведь опрашивать иногда нужно и «трудные» категории населения. К примеру, наркоманов или заключенных. А к таким людям надо находить определенный подход. Широкий кругозор также необходим социологам. Они должны видеть мир или ситуацию в разных проекциях, относясь ко всему безоценочно и беспристрастно. Ну и самое главное: социолог полностью берет на себя ответственность за результаты исследования. Об этом нужно помнить. Требования к квалификации социологов на предприятии Социолог для успешного трудоустройства должен обладать довольно специфическим набором навыков и качеств: Аналитический склад мышления, уметь поставить проблему и облечь её в четкие и доходчивые вопросы; Способность к последовательному системному решению задач; Усидчивость и внимательность к деталям на всех этапах исследования; Широкий кругозор и познания в области экономики, психологии, производства товаров и услуг; Умение нести ответственность за результаты своего труда. Знания и навыки Социолог должен основывать свои выводы на полученном эмпирическом материале, а не на собственных умозаключениях. Это значит, что, помимо широкого кругозора и познаний в разных отраслях, важно обладать хорошо развитыми коммуникативными способностями. Специалисту важно уметь завязывать контакты с людьми, привлекать внимание и заинтересовывать, говорить четко и понятно. Всегда полезными будут развитая логика и гибкость мышления, а также умение сосредотачиваться долгое время на одном объекте. Современный социолог должен уверенно владеть персональным компьютером и как минимум работать в программе Microsoft Excel. Так как взаимодействие происходит со статистическими данными, потребуется также знание программ MSQL, Microsoft Access и подобных им. Где и кем может работать человек с дипломом социолога? Социологи востребованы в маркетинге, PR и рекламе на позициях маркетологов, специалистов по связям с общественностью, менеджеров по рекламе, бренд-менеджеров. Выпускники социологических факультетов востребованы как специалисты аналитических отделов, центров мониторинга общественного мнения при министерствах, государственных агентствах и других органах государственной власти. Если выпускник хочет развиваться в науке и образовании, то после окончания вуза можно работать в научно-исследовательских институтах Академии наук или в научно-исследовательских центрах и лабораториях при ведущих вузах страны и или преподавать вузе. Кроме того, выпускники социологических факультетов могут работать по специальности на крупных производствах как специалисты социологических служб или как специалисты по управлению персоналом. Отдельно хотелось бы отметить редкое, но очень востребованное направление практического применения социологии — это социологическая экспертиза.

Этот специалист занимается исследованиями и изучением общественного мнения на самые разные темы и вопросы, проблемы. Основная задача экспертов в социологической нише — узнать мнение общества в отношении актуальных тем и явлений, перемен и реформ, событий, оценить тенденции в социуме и предоставить соответствующие результаты заказчикам, руководителям, государственным служащим. Деятельность экспертов в области социологии соприкасается с гуманитарными науками : менеджмент, социология и политология, экономика и маркетинг, СМИ, психология и пр. Чем занимается социолог? Работа социолога предполагает проведение социологических исследований , которые тщательно планируются. Притом эксперт должен сам разбираться в изучаемых явлениях и процессах, чтобы корректно сформировать список контрольных вопросов, определить категорию опрашиваемых лиц и оценить полученные результаты. Работа социолога предполагает умение находить общий язык с разными категориями лиц, общение, внимательность, своевременную фиксацию результатов исследования, наличие аналитических способностей и навыков по преобразованию информации, выявлению тенденций и их обоснованию. То есть профессиональная ниша этих специалистов успешно сочетает научные, исследовательские и практические каноны. История профессии социолога Социология, как научная плоскость и ниша, сформировалась не так давно — примерно в начале XIX столетия. Первые упоминания и рассуждения о человеческой жизни, судьбах, мнении упоминались еще во времена Платона и Аристотеля. Но тогда все сводилось к банальному анализу окружения, выявлении отличий между отдельными слоями населения, учета частного мнения и пр. Основателем социологии, как отдельной и самостоятельной отрасли, считается Огюст Конт — философ и исследователь из Франции.

Please wait while your request is being verified...

Миллс показывает, каким образом в социологических исследованиях пересекаются биографии людей, судьбы человеческих обществ и истории социальных структур. В каком-то смысле это книга о том, почему социологи могут понимать людей лучше, чем те способны понимать себя сами. Миллс демонстрирует, что социологи, применяя специфические методы исследования, могут приподняться над перспективами отдельных людей и увидеть тот широкий социальный и исторический контекст, в который они погружены, понять силы, которые всеми нами 1жут, даже когда мы этого не осознаём. Москва, ул.

Студенты-социологи ИМСГН могут реализоваться в двух основных направлениях: в теоретической науке при исследовании разных социальных процессов и в прикладной сфере — в прогнозировании этих процессов, составлении практических выводов. Кафедра социологии ИМСГН образовалась в 1991 году, когда по учебным стандартам ввели социологию для обязательного изучения на всех специальностях. Наш университет первым на Южном Урале получил лицензию на право подготовки специалистов-социологов. Затем, с переходом на двухуровневую систему обучения, мы стали выпускать бакалавров и магистров. На сегодняшний день ЮУрГУ — единственный вуз в регионе, где можно получить профессию социолога. Профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из профессиональных социологов и специалистов-практиков, среди которых 8 кандидатов наук.

Наша кафедра реализует программу бакалавриата по направлению 39. Студенты учатся проводить прикладные исследования, которые могут быть направлены на мониторинг социально-экономической или политической ситуации, изучение электоральных или потребительских предпочтений, организационное развитие или конкретные управленческие решения.

Кто может стать социологом и где может воплотить свои знания Чтобы стать квалифицированным социологом мало получить специализированное образование. Обучение поможет стать специалистом, но чтобы действительно стать профессионалом, вам потребуется обладать следующими качествами: обладать аналитическим складом ума; любить общение с различными людьми; иметь высокую коммуникабельность; всегда уметь находить и использовать информацию; знать основы психологии различных групп и отдельных личностей; иметь достаточно высокий уровень интеллекта; уметь общаться с различными категориями граждан, вне зависимости от их социального положения; уметь грамотно и корректно излагать свои мысли; уметь в любой ситуации сохранять вежливость, быть добродушным.

Как профессионал, социолог может работать в различных учреждениях, как государственных, так и в частных. Очень часто от этого могут зависеть все плюсы и минусы профессии, а также те требования, которым специалист должен будет уметь соответствовать. Социологи могут потребоваться в: в местных администрациях, городских администрациях, и даже в администрации Президента; различных консалтинговых службах; компаниях и фирмах, занимающихся рекламой; как журналист или обозреватель в средствах массовой информации; как специалист в кадровых агентствах. Социологи могут попробовать начать частную практику, но в этом случае все же стоит заработать определенную репутацию и набраться опыта, а значит начинать стоит с работы в различных компаниях, зарабатывая репутацию и нарабатывая клиентскую базу.

Такое описание профессии может быть не полным, если не сказать, что очень часто во время опросов можно познакомиться с интересными людьми. Однако есть и отрицательные моменты, например, высокая ответственность за проведение опросов, причем вплоть до уголовной.

У пары, скорее всего, возникнут проблемы с пониманием того, что происходит и почему, и она не будет чувствовать себя частью толпы или даже находиться там в безопасности. Они не будут знать, что делать и как себя вести в такой ситуации.

Реакция толпы на два похожих события может быть очень разной, потому что у каждой группы людей есть свое общество или культура и свой способ взаимодействия друг с другом. Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что сам факт нахождения в группе людей может изменить поведение людей, а это означает, что люди из одной и той же группы могут вести себя по-разному даже в одной и той же ситуации. Почему люди чувствуют и действуют по-разному в разных социальных ситуациях? Почему люди из одной группы ведут себя по-разному в одной и той же ситуации?

Почему люди, ведущие себя очень похоже, не чувствуют связи с другими людьми, демонстрирующими такое же поведение? Как можно выразить словами или объяснить опыт товарищества или единения? Это лишь некоторые из множества вопросов, которые задают социологи, изучая все аспекты и уровни общества. Социология — очень обширная тема.

Профессия социолог: особенности, обязанности, работа, карьера

Профессия «cоциолог» Занимается этим наука социология, а у людей, выполняющих эти обязанности, профессия называется «социолог».
О сложном и приятном в профессии социолога Сферы деятельности социологов: Академическая сфера: социологи работают в университетах и научных институтах, занимаются исследованиями, преподают социологию будущим специалистам.
Где может работать социолог после университета? Подробный обзор профессии социолог, тест на выбор профессии, о перспективах профессии социолога в будущем повествует центр тестирования и развития Гуманитарные технологии.

Что такое социология?

Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается где работает зарплата. Социолог в некоторой степени занимается научной работой, хотя зачастую она представляет собой просто сбор и систематизацию эмпирических данных. Социолог занимается исследованием явлений, происходящих в обществе. Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается зарплата. Сегодня поговорим, как развивается эта наука сейчас, чем занимаются современные социологи, и всем ли соцопросам можно доверять?

Социолог: что это за профессия и что делает социолог?

Студенты-социологи ИМСГН могут реализоваться в двух основных направлениях: в теоретической науке при исследовании разных социальных процессов и в прикладной сфере — в прогнозировании этих процессов, составлении практических выводов. Кафедра социологии ИМСГН образовалась в 1991 году, когда по учебным стандартам ввели социологию для обязательного изучения на всех специальностях. Наш университет первым на Южном Урале получил лицензию на право подготовки специалистов-социологов. Затем, с переходом на двухуровневую систему обучения, мы стали выпускать бакалавров и магистров. На сегодняшний день ЮУрГУ — единственный вуз в регионе, где можно получить профессию социолога. Профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из профессиональных социологов и специалистов-практиков, среди которых 8 кандидатов наук. Наша кафедра реализует программу бакалавриата по направлению 39. Студенты учатся проводить прикладные исследования, которые могут быть направлены на мониторинг социально-экономической или политической ситуации, изучение электоральных или потребительских предпочтений, организационное развитие или конкретные управленческие решения.

Он исследует мнение электората по поводу того или иного кандидата на государственную должность, по поводу социальных, экономических или политических проблем. Получив результаты опросов, социолог подвергает их математической обработке, чтобы оценить процессы, происходящие в обществе, раскрыть причины нежелательных явлений и назвать меры, необходимые для преодоления кризисных ситуаций. Рабочее место Места, где работают социологи, различны: это СМИ, рекламные и PR-компании, консалтинговые компании и социологические аналитические центры.

Круг обязанностей Профессиональный социолог должен знать очень много и постоянно развиваться профессионально, ведь социальные процессы непрерывны, мир быстро меняется. Специалист обязан владеть основными экономическими методами, знать социологические подходы, уметь пользоваться профессиональным ПО, перенимать опыт зарубежных коллег. Традиционно в обязанности социолога входит составление программ, проведение социологических исследований, их грамотная интерпретация и анализ, разработка рекомендаций по совершенствованию тех или иных процессов, консультирование по социальным вопросам. Кому подходит профессия Социология подходит любознательным, пытливым людям, способным воспринимать любую информацию критически. Было бы ошибкой относить эту науку к числу сугубо гуманитарных. Студенты-социологи осваивают математические методы, изучают статистику, алгебру, теорию чисел.

Анализ полученной информации 1 «Анализ всего этого»; «анализируют все услышанное»; «выявить какие-то тенденции»; «изучают и преподносят данные»; «они делают выводы»; «просчитывает». Приносят пользу в целом 1 «Без социологов сейчас нельзя обойтись»; «большую»; «все работы приносят пользу»; «для чего-то же придумана»; «какая-то польза есть»; «положительную»; «приносит пользу, и все». Прогнозирование развития общества, государства, человечества 1 «Возможность прогнозировать на будущее»; «информация о будущем человечества»; «на основе анкетирования создают прогнозы для развития общества»; «прогноз будущего государства»; «прогнозы на будущее дают на основе настоящего»; «прогнозы на будущее, уверенность в правильности развития общества»; «умные прогнозы сделают и помогут». Публикация данных социологических исследований 1 «Выносят, делают доступными данные своих исследований, человек может проследить, что в мире происходит, задуматься»; «данные в новостях потом говорят»; «донести знания до людей»; «из СМИ мы узнаем результаты соцопросов»; «каждый день смотрим телевизор, узнаем, сколько думает так и сколько эдак»; «озвучиваются результаты опросов»; «передачи разные показывают»; «результаты опросов передают на ТВ». Рейтинг политиков 1 «В стране нужно знать, за кого люди голосуют»; «информируют людей о популярности того или иного политика»; «можно прогнозировать, как люди будут голосовать на выборах»; «мы узнаем, сколько людей поддерживает какого-то политика»; «озвучивает проценты доверия политикам, рейтинги»; «определяют рейтинг политиков, партий». Просвещение, воспитание людей 1 «В воспитании молодежи»; «воспитывают людей в обществе»; «нужно ведь молодежь воспитывать»; «повышает сознание людей»; «просвещают народ»; «это воспитывает общество». Изучение спроса и предложения «Если опросить население, сколько нужно товаров привезти в город, то столько и привезут»; «изучение потребительского спроса на товары»; «изучение предложений, чтоб люди знали»; «изучение спроса на услуги и потребление товара»; «помогают бизнесменам, какую продукцию выпускать».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий