До этого параллельный импорт в РФ был запрещен с 2002 года.
В РФ утвердили новый список товаров для параллельного импорта
Как параллельный импорт устроен юридически. Что изменилось при ввозе товаров из списка. Параллельный импорт легализован в 2022 году для борьбы с дефицитом, возникшим после ухода из России крупных производителей. Разберемся, что означает параллельный импорт, какая именно продукция ввозится в РФ по «серой» схеме, а также, какие есть риски для потребителей.
Гендиректор АПИ Семенов: «Параллельный импорт — это так или иначе контрабанда»
Эксперты уверены, что параллельный импорт повлияет на сроки доставки машин, но в первую очередь трудности могут появиться в случае обращения к дилеру для исполнения гарантийных обязательств. Правительство РФ легализовало параллельный импорт (ПИ) и утвердило список товаров, которые можно ввозить по такой схеме. Российское правительство легализовало параллельный импорт еще в конце марта, а список того, что можно ввозить, утвердили в начале мая.
Параллельный импорт в 2022 году: список разрешенных товаров
4 августа 2023 года был опубликован Приказ Минпромторга от 21.07.2023 № 2701, которым утвержден новый перечень товаров для параллельного импорта. Также в перечень включено некоторое оборудование 84 и 85 групп ТН ВЭД торговых марок ACER, APPLE, ASROCK, ASUS, DELL, HEWLETT PACKARD (HP), Intel, KINGSTON, Logitech, Microsoft, MSI, PALIT, PANASONIC, SAMSUNG, SONY. Минпромторг опубликовал список товаров, для которых разрешен параллельный импорт — то есть без согласия владельца бренда.
Серое наступление: смотрим на самые причудливые автомобили, которые теперь можно купить в России
Власти РФ определили перечень товаров, разрешенных с 7 мая к параллельному импорту. Что значит параллельный импорт Механизм параллельного импорта товаров Перечень товаров и список брендов от Минпромторга. Разберемся, что означает параллельный импорт, какая именно продукция ввозится в РФ по «серой» схеме, а также, какие есть риски для потребителей. Перечень товаров, по которым разрешен параллельный импорт, ведет Минпромторг. Фото: Мобильный репортер/ Агентство городских новостей «Москва». Минпромторг 6 мая опубликовал приказ со списком из 96 групп товаров, разрешённых для параллельного импорта в Россию. Минпромторг расширил список товаров для параллельного импорта, добавив в него IKEA, а также производители игрушек и детских товаров Hasbro, Mattel, Logitech и Nintendo.
Легализация параллельного импорта: что это значит для потребителя и для бизнеса?
По словам источника в ведомстве, сейчас идет активное обсуждение того, как будет выглядеть окончательный список брендов, разрешенных для параллельного импорта. Параллельный импорт — это ввоз в страну популярных импортных товаров без разрешения правообладателей. Перечень товаров для параллельного импорта и список брендов.
Обновляется список товаров для параллельного импорта
В короткое время был подготовлен список брендовых товаров, которые можно ввозить в Россию без разрешения правообладателя. Это не значит, что можно ввозить подделки и контрафакт. Наоборот, ввозить можно только оригинальные товары, изготовленные правообладателем. На таможне при ввозе в Россию на них потребуется предъявить все необходимые документы, которые подтверждают качество изготовления товара, не нужно предъявлять только разрешение от правообладателя. Это позволит активизировать предпринимательскую активность коммерсантов и ввозить брендовые товары в обход санкций. В список товаров параллельного импорта включена продукция известных брендов, таких как: Apple производитель смартфонов и наушников для них, часов. Huawei, Lenovo производители сканеров и принтеров.
Власти Приморского края надеются возобновить производство ближе к середине 2023 года, но что это могут быть за машины, пока неясно. При этом и Toyota, и Mazda пока не заявили о закрытии офисов и дилерских центров: возможно, марки попробуют существовать за счет импорта автомобилей. Калининградский «Автотор», собиравший в последние годы автомобили BMW, Hyundai и Kia, вынужден был прекратить их выпуск, но обещает вернуться с новым ассортиментом моделей. В докризисные времена подобные манипуляции были запрещены, но в апреле 2022 года правительство разрешило параллельный импорт для брендов, которые отказались подтвердить лояльность отечественному авторынку. Какие автомобили можно ввозить параллельным импортом? В него попали автобренды, которые или ушли из России, или приостановили деятельность.
Есть в списке и марки, которые не были представлены в России до начала спецоперации, например, Rover и Seat, а также производители грузовой техники DAF, Kenworth, Freightliner. При этом «параллельно» везут не только марки из списка выше, но и, например, кроссовер Mazda CX-4, хотя японская марка формально не попадает под послабления Минпромторга. Mazda CX-4 сделана специально для Китая, откуда и импортируется в Россию. Технически автомобиль очень близок к популярной у нас Mazda CX-5, но имеет более приземистый кузов Источник: Mazda Парадоксально, но за счет параллельного импорта ассортимент автомобилей в каком-то смысле расширился, потому что в Россию повезли машины, никогда у нас не представленные: мы уже писали, например, про Chevrolet Tracker и Groove. Проблемой является разве что стоимость, например, за Volkswagen Bora китайской сборки просят от 2,5 миллиона рублей. Для сравнения, соплатформенная ему Skoda Octavia IV в момент дебюта в России два года назад стоила на миллион дешевле.
Ниже — еще шесть необычных моделей, которые ввозят сейчас по схеме параллельного импорта. Hyundai Bayon — компактный кроссовер А-класса на размер меньше Creta. Он производится в Казахстане и Турции, ввозится в Россию серым импортом и стоит от 2 миллионов рублей Источник: Hyundai Импортированный из Китая или Индии Suzuki Ciaz заполняет нишу «бюджетных» седанов, хотя с ценой 1,9 миллиона рублей за автомобиль с 1,5-литровым двигателем народным его уже не назовешь. Технически модель близка к привычному нам Suzuki SX4. Это помесь кроссовера и минивэна, которая при длине кузова 4,5 м имеет 7 посадочных мест. Клиренс в зависимости от версии 205—225 мм, но полного привода нет даже за доплату.
Формально все страны ЕАЭС входят в единое таможенное пространство, что допускает беспрепятственный переток товаров через границы, но только в случае, если они легализованы с оплатой единого таможенного тарифа ЕТТ. Однако в странах ЕАЭС есть собственные схемы растаможки машин, которые не должны покидать пределов государства, где были легализованы. До сих пор за этим не следили ни правительства стран ЕАЭС, ни российские органы. Экономия получалась существенной. Даже без учета занижения таможенной стоимости в странах ЕАЭС действуют другие принципы начисления пошлин и зачастую нет ряда платежей, например НДС, акцизов, утилизационных сборов. RU Серый импорт не стоит путать с параллельным: последний подразумевает ввоз в Россию автомобилей без разрешения правообладателей то есть концернов-производителей , но не занижение таможенных платежей. Кроме того, при вычислении правильной российской пошлины учтут среднестатистическую стоимость автомобиля, что исключит занижение цены. Отдельный пункт касается электромобилей: с 1 апреля импортер обязан предоставлять декларацию на любую электрическую машину включая последовательные гибриды.
Это уточнение необходимо, поскольку в странах ЕАЭС кроме России действует беспошлинный ввоз электромобилей и декларация оформляется не всегда. В России она становится обязательным документом для электромобилей и последовательных гибридов. Мы прикинули разницу на примере популярных моделей. Так, обновленный Zeekr 001 с полным приводом в России востребованы именно такие оснащен двумя моторами суммарной мощностью 789 л. При правильной легализации в России нужно сделать совокупный таможенный платеж 3,063 миллиона рублей для физлица или 3,095 миллиона для юрлица.
Это позволит активизировать предпринимательскую активность коммерсантов и ввозить брендовые товары в обход санкций. В список товаров параллельного импорта включена продукция известных брендов, таких как: Apple производитель смартфонов и наушников для них, часов. Huawei, Lenovo производители сканеров и принтеров. Mahle немецкий производитель автозапчастей. Cummins производитель генераторов и двигателей внутреннего сгорания для автомобилей.
Michelin, Goodyear, Continental, Bridgestone производители шин. Electrolux, Miele, Siemens, Dyson производители бытовой техники.
Параллельный импорт пришел в Россию надолго
Таким образом, это происходит «параллельно» официальному импорту с помощью дилеров, уполномоченных правообладателем [1]. Понятие параллельного импорта и принципа национального исчерпания права в России было введено в 2002 году, и до 2009 года велась жёсткая борьба с параллельным импортом, при которой к нарушителям прав о товарном знаке применялись нормы как гражданско-правовой, так и административно-правовой ответственности. С 2009 года к правонарушителям стала применима только гражданско-правовая ответственность. В 2018 году Конституционный суд РФ сформировал новую практику работы с параллельным импортом, единственным эффективным изменением которой стало введение обязанности для импортёра осуществить реэкспорт нарушающего правила параллельного импорта товара возврат товара в страну, из которой он был получен [2]. Параллельный импорт в России был запрещён статьёй 1487 Гражданского кодекса РФ , согласно которой товар мог ввозиться непосредственно самим правообладателем или с его согласия. Согласно российскому законодательству, «серый» импорт считался контрабандой, закамуфлированной под легальный ввоз товара [1]. С 2022 года[ править править код ] Вскоре после российского вторжения на Украину в феврале 2022 года, около 300 крупных международных компаний, работающих в разных сферах, заявили о приостановке деятельности в РФ, в том числе поставок своей продукции на российский рынок [3]. США , страны ЕС и ряд других государств наложили санкции , включающие в себя запрет поставок некоторых категорий продукции, в том числе высокотехнологичного оборудования [3]. В июне 2022 года сеть « Связной » сообщила о поставках электроники из-за рубежа с помощью параллельного импорта.
Устройства предназначены для стран ЕАЭС. Как сообщили в компании, за счёт параллельного импорта ассортимент продукции был расширен «более чем на 100 товарных позиций» [6].
Один из принципов, по которым товары подпадают под параллельный импорт, — прекращение поставок на российский рынок, заявил Минпромторг. Товары брендов, имеющих производство в России на локализованных предприятиях, в список не включали — за такую оговорку выступила ФАС. Как не нарушать закон при работе с контрагентами Как читать список Минпромторга? Перечень товаров, разрешённых для параллельного импорта, выглядит как таблица из трёх колонок: группа товара, наименование и код товарной номенклатуры ТН ВЭД. Вся конкретика — в третьей колонке, в некоторых группах — с указанием брендов. Сопоставить код и конкретный вид товара можно здесь. Чтобы сориентироваться, сначала найдите по названию или коду товар, который вас интересует.
Если указан только код — бренд не имеет значения, можно ввозить любую продукцию, которая относится к этому коду.
Что важно знать: США, Евросоюз, Великобритания и другие западные страны с конца февраля начали вводить санкции в отношении России, которые касаются, в том числе, экспорта в страну ряда товаров. Кроме того, по подсчетам ученых Йельского университета, более 750 компаний приостановили или полностью прекратили свою работу на российском рынке. Ранее Федеральная антимонопольная служба направила в правительство проект постановления о легализации всего параллельного импорта с определенными ограничениями.
После газета уточнила , что разрешение параллельно импортировать в Россию коснется продукции только покинувших российский рынок предприятий.
Это подтверждает оригинальность продукции. Теперь люди будут довольны тем, что на рынке есть их любимые товары, а продавцы техники смогут быстрее закупать и презентовать новинки в своих магазинах. Казалось бы, план отличный. Но отсюда возникает вопрос: а может ли из-за этого увеличиться количество подделок на рынке? Что такое контрафакт и стоит ли его бояться Параллельный импорт ошибочно сравнивают с серым, но контрафакт всегда есть и остается «левой» продукцией. Параллельный импорт — это импорт товаров, у которых имеются все необходимые лицензии и сертификаты.
Последние доказывают оригинальность и качество продукции. При таком импорте товары проходят таможенную декларацию. И каждый товар соответствует указанной группе товаров в документации. Что за документация? Поговорим об этом чуть позже. Поэтому обычно у продавца нет гарантии на ввезеные товары. Есть несколько категорий товаров, которые могут называться контрафактом: Товары, которые используют логотип, похожий на какой-либо из всемирно известных.
Например, Abibas. Товар-подделка, то есть продукция, которая похожа на оригинал и на которой даже размещен товарный знак, но правообладатель товарного знака не давал на это своего согласия. Чаще всего это одежда, техника, часы и другие. Как правило, качество этих товаров намного хуже оригинала. Пиратские версии игр, фильмов и другого контента. Может появиться опасение, что из-за новых правил на рынке будет много контрафактной продукции. Ведь на таможне не проверяют разрешения и ввезти товар может кто угодно.
Однако Минпромторг заверил, что таможенные службы не позволят доставлять на территорию Российской Федерации контрафакт. Что можно ввозить параллельным импортом в Россию Чтобы таможенная служба понимала, какую продукцию сейчас можно пропускать, а какую нет, Минпромторг сформировал специальный список товаров. Правительство отмечает, что перечень формировался для того, чтобы полностью удовлетворить интересы и потребности граждан России. Импортер предоставляет документацию, где указаны коды ТН ВЭД ввозимой продукции, а таможенные органы сверяют эти коды с утвержденным списком и решают, пропускать товар или нет. В самом списке 56 категорий — действительно, все, что нам нужно из техники тем более , в этом списке есть. Возможно, со временем в него будут вносить изменения, если какие-то компании решат вернуться на рынок РФ или уйти с него. В перечне товаров также есть три варианта разрешений.
По коду ТН ВЭД со списком брендов можно ввозить товары только определенных брендов, которые, собственно, и перечислены.
Параллельный импорт 2022: список товаров, бренды, что можно и нельзя ввозить
Автор фото: vostock-photo Автор фото: vostock-photo Легализация параллельного импорта потянула за собой целую цепочку новых проблем для участников ВЭД. Однозначных решений по некоторым вопросам не выработали до сих пор. Уже больше года в России действует механизм параллельного импорта. Законодательно вычеркнутый из практики более 20 лет назад инструмент внезапно оказался востребован, после того как на границах резко начали вырастать санкционные барьеры, а многие иностранные бренды стали покидать российский рынок. Спасти потребителей от дефицита товаров получилось. Но уже год предприниматели сталкиваются с новыми сложностями при параллельном ввозе.
Вседозволенности нет "Для чего придумали параллельный импорт? Чтобы по большому счёту не спрашивать у правообладателя, хочет ли он видеть свои товары, законно введённые в гражданский оборот на территории другого государства, в России или нет", — поясняет управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский. Читайте также: Параллельный импорт вызвал проблемы с логистикой и привёл к росту цен Но параллельный импорт не означает прозрачности границ для подделок различного качества — как раз наоборот. Важной задачей таможенных органов остаётся защита прав интеллектуальной собственности, в том числе иностранных компаний, и противодействие обороту контрафакта, отмечает замначальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля службы федеральных таможенных доходов Северо—Западного таможенного управления Ольга Пелле. И если от него поступает информация, что товар является подделкой, то принимаются меры по привлечению импортёра к ответственности", — говорит Ольга Пелле.
Трафик автомобилей через Киргизию и Казахстан теряет весь смысл. Растаможить автомобиль в Казахстане или Киргизии, а потом завести в Россию не выгодно. За счет логистики, доначисления утильсбора автомобиль выходит дороже, так же как в России или чуть дешевле, чем его таможить напрямую в РФ, при этом нет гарантии, что автомобиль растаможенный в Киргизии или Казахстане встанет на учет и на него не прилетит доплата уже после постановки на учет. При этом электрические модели автомобилей и гибриды можно таможить только в России. Не весь модельный ряд китайского автопрома можно растаможить по пассажирской таможенной декларации. Поэтому если Вы желаете заказать китайскую модель автомобиля, уточните у специалистов не попадает ли Ваша модель автомобиля под разрешение ОТТС. По поводу автомобилей произведённых на территории Казахстана ФТС России так же дало разъяснение: Автомобили, которые были выпущены в Республике Казахстан по «пониженной» ставке ввозной таможенной пошлины являются условно выпущенными и не подлежат вывозу в другие государства — члены ЕАЭС, в том числе в Российскую Федерацию. Ввоз таких автомобилей в Российскую Федерацию лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, запрещен. Электромобили, выпущенные в Республике Казахстан с «таможенной льготой», запрещено предавать во владение, пользование, распоряжение лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации.
Получается, что такой импорт идет параллельно поставкам от официальных дилеров. Раньше продавать в РФ товары с зарегистрированным товарным знаком можно было только с письменного разрешения правообладателя. В этом случае таможня оформляла товары для ввоза, теперь такого разрешения не нужно. Зачем он понадобился? Из-за санкций Запада, которые введены после начала боев в Украине. Часть компаний объявила, что уходит с российского рынка и прекращает поставки своей продукции.
Пробелы образуются в разных отраслях — от автопрома до еды. Где-то эти пробелы хотят закрыть импортозамещением, но часть позиций намерены ввозить, несмотря ни на что и «вопреки недружественным действиям иностранных политиков». Когда это все начнет действовать? Уже действует. Российское правительство легализовало параллельный импорт еще в конце марта, а список того, что можно ввозить, утвердили в начале мая. После этого в российских маркетплейсах, которые поддержали параллельный импорт, начала появляться техника, ввезенная по этой схеме.
Уже в первые недели после легализации в Россию таким образом ввезли продукцию Apple.
Глава Минпромторга утвердил список товаров, которые можно будет ввозить в Россию без разрешения правообладателей. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Также в списке есть шины Continental, Michelin, Goodyear и Bridgestone, двигателей и частей для них от Volvo, Hyundai, Nissan и Volkswagen, бытовая техника Electrolux, Siemens и Dyson, косметика и парфюмерия, бумага и картон, оборудование для добычи полезных ископаемых, электроэнергетики и других отраслей.
ТАСС: Опубликован перечень товаров для параллельного импорта
Глава Минпромторга утвердил список товаров, которые можно будет ввозить в Россию без разрешения правообладателей. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Также в списке есть шины Continental, Michelin, Goodyear и Bridgestone, двигателей и частей для них от Volvo, Hyundai, Nissan и Volkswagen, бытовая техника Electrolux, Siemens и Dyson, косметика и парфюмерия, бумага и картон, оборудование для добычи полезных ископаемых, электроэнергетики и других отраслей.
Поэтому схемы ввоза через третьи страны уже не работают, — говорит эксперт. Также остро стоит вопрос о сертификации товаров. Получить сертификат происхождения у европейского или американского поставщика невозможно. Дистрибьюторы тоже откажут в его предоставлении, зная, что товар поедет в Россию. Напомним , что сейчас параллельный импорт в России распространен на 40 категорий товаров, максимально широко его используют для ввоза в страну одежды и обуви.
При этом приказ Минпромторга от 19. Необходимо отметить, что новый приказ Минпромторга, по сути, представляет собой восьмую редакцию перечня товаров для параллельного импорта. В перечень товаров, разрешенных для ввоза без согласия правообладателей, включены товары следующих брендов: очки: Adidas, Alexander McQueen, Armani Exchange.
Evolute i-Joy стоит от 3,5 млн рублей Источник: Evolute По размерам кроссовер близок к упомянутому выше «Москвич 3» и также имеет только передний привод. Мощность зарядки постоянным током составляет до 45 кВт, что позволяет пополнить батарею примерно на половину за полчаса. Но при зарядке от бытовой розетки переменного тока мощность будет ограничена примерно 3 кВт, при установке специальной розетки — 7 кВт. Это растягивает время полной зарядки на часы. Стоимость электромобиля i-Joy шокирует — от 3,5 млн рублей. За эти деньги еще можно купить вполне приличный кроссовер более высокого класса из дилерских остатков или ввезти параллельным импортом.
Правда, при покупке Evolute i-Joy в кредит действует государственная субсидия в 925 тысяч рублей вариант для электромобилей , что позволяет уложить цену примерно в 2,7 миллиона рублей. В связи с этим перспективы проекта Evolute вызывают пока скепсис : неизвестный бренд, странный выбор китайских доноров, не самый передовой дизайн и конструкция, а плюсом к этому — все минусы электромобилей, включая отсутствие сети электрозарядных станций и сложности с эксплуатацией в мороз. Один из первых экземпляров Evolute i-Pro отправился на службу в Минприроды. За бюджетный счет — чем не вариант? Источник: Evolute 6 Китайцы вводят моду на Omoda Китай остается единственной страной, производители которой презентуют новинки на российском рынке: летом стартовали продажи локализованного Haval Dargo, чуть позже начались продажи Chery Tiggo 4 Pro. Теперь же марка Chery выводит не просто модель, а целый суббренд Omoda, который займет промежуточное положение между самим Chery и более дорогими Exeed. Первой моделью стал кроссовер Omoda C5 на платформе упомянутого Tiggo 4 Pro. Omoda C5 изначально дебютировала в Китае как Chery Omoda 5. Для рынков России и Казахстана это имя решили превратить в отдельный бренд, хотя технически машины близки к Chery Источник: Omoda По размеру кроссовер сопоставим с Kia Seltos, имеет просвет в 190 мм и только передний привод.
Если Tiggo 4 Pro предлагается с двумя моторами на выбор, включая 1,5-литровый атмосферник, то Omoda C5 положена только турбоверсия мощностью 147 л. Цена стартует от 2,43 млн рублей, что дешевле, чем, например, Evolute i-Joy, но ощутимо дороже китайских конкурентов в лице родственного Tiggo 4 Pro или Haval Jolion. Автомобиль щеголяет достаточно модным интерьером и неплохой базовой комплектацией, но, например, объем багажника очень скромен — всего 378 л.