Новости нигматуллин роберт искандерович

Предлагаем вашему вниманию текст выступления академика Российской академии наук, доктора физико-математических наук, Роберта Искандеровича Нигматулина на Орловском международном экономическом форуме 2023 года. Кандидат в президенты РАН Роберт Искандерович Нигматулин изложил свой взгляд на новые требования к главному лицу академии, а также представил вариант структуры, способной обеспечить рост финансирования. Роберт Искандерович Нигматуллин стал доктором физико-математических наук в 31 год. Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией.

Сотрудники Института. Алфавитный указатель

Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией президента РАН Александра Сергеева. Роберт Искандерович Нигматулин. Во вторник на закрытом от прессы заседании Роберт Искандерович высказал свое мнение по поводу исключения из предвыборной гонки. Расстроился, увидев июльский ролик с академиком Нигматулиным Робертом Искандеровичем в студии Свободной Прессы.

Феномен Роберта Нигматулина

– Роберт Искандерович, вы решили выдвинуть свою кандидатуру в президенты РАН. В 2017 г. Роберт Нигматулин баллотировался на пост президента Российской академии наук, был выдвинут 129 членами РАН. Главная» Новости» Нигматуллин академик выступление. Выступление Нигматулина Роберта Искандеровича, академика РАН. Последние новости. Дополнительные видео. Академик Роберт Нигматуллин встретился с татарской общественностью Москвы. Новости соседних регионов по теме.

Академик Нигматулин поставил президенту Путину жёсткий "неуд"

Также Роберт Искандерович обратил внимание на образование, которое имеют министры и губернаторы: в основном это социологи, юристы, экономисты. Роберт Нигматулин — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Советский и Российский учёный-механик, педагог. Во вторник на закрытом от прессы заседании Роберт Искандерович высказал свое мнение по поводу исключения из предвыборной гонки. Robert Роберт Нигматулин на пресс-брифинге в Минобрнауки РФ 21 сентября 2011 года. Я познакомилась с академиком РАН, научным руководителем Института океанологии, Нигматуллиным Робертом Искандеровичем, и он любезно согласился дать мне интервью.

«История не простит нам, если мы не выведем РАН из траектории падения...»

Выступление Нигматулина Роберта Искандеровича, академика РАН. Последние новости. Дополнительные видео. Академик Роберт Нигматуллин встретился с татарской общественностью Москвы. – Роберт Искандерович, вы решили выдвинуть свою кандидатуру в президенты РАН. Также Роберт Искандерович обратил внимание на образование, которое имеют министры и губернаторы: в основном это социологи, юристы, экономисты.

Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»

Не слушали же… И потом, ну хорошо, покаялись, но нужно же людей поменять! Эти люди, которые там сидят, минпромторг и так далее, это социологи, переводчики. Ну как вы хотите поднять машиностроение социологами, переводчиками?! А кто министерство образования, науки возглавляет? Посмотрите, кто там.

Ну ладно министр, он ректор был, а все-таки второсортного университета, второй категории. Ведь всегда министерство высшего образования, государственный комитет по науке возглавляли академики, самые квалифицированные люди. Они определяли политику отраслей. А кого вы поставили?

И вот с этим уровнем правительства вы хотите поднять нашу промышленность, машиностроение, авиационную, автомобильную отрасль? Но ведь, посмотрите, Южная Корея создает какие новинки?! Вот куда мир уходит! Академик напомнил, что выступая на Орловском форуме, он уже приводил наши затраты на образование, здравоохранение, науку и культуру в мизерных долях ВВП.

Как это такое? Я думаю, бюрократия съедает. Ведь даже Бастрыкин говорит, коррупция выше некуда. Ну подожди, разберись со своим государством, так же нельзя.

Надо же разговаривать не только со своими губернаторами, тобой назначенными. Они же, как правило, часто тоже не созревшие люди. Нужно разговаривать со специалистами, с учеными. Я тоже ему кое-что скажу".

Также Роберт Искандерович обратил внимание на образование, которое имеют министры и губернаторы: в основном это социологи, юристы, экономисты. Но если мы действительно хотим развития в нашем государстве, то, по мнению академика, должна преобладать сила влияния инженеров, создателей, креативных людей.

Вроде, всё очевидно, и начинаешь верить, что там, наверху, должны же понять, что зря мы связались с этим проклятым капитализмом. Но академик, обладающий информацией, вернул меня к реалиям. Вот несколько характерных и справедливых мыслей, родившихся в студии и достигших нашего сознания. Подобной откровенности мы практически не видим в ток-шоу ни у Норкина, ни у Скабеевой, ни у Шейнина, ни даже у Соловьёва.

Нигматулин Роберт Искандерович Нигматулин убеждён, что экономический подъём невозможен без серьёзного пересмотра системы образования. Сегодня даже после СВО интеллектуальная серость во власти продолжает занимать ключевые позиции в государственных органах. Уровень образования и в школе, и в вузах становится недопустимо низким. Это же чистейшей воды руководитель учебного заведения вредителей России, 5-й колонны. Получается, что новые поколения инженеров, учёных в силу недостатка широты образованности будут хуже прежних по своему творческому потенциалу, да ещё и осознанно будут вредить России. Образование в России рухнуло, по сравнению с советским.

Это показатель глубины пропасти, в которой мы сидим. Нигматулин считает, и это аксиома, что школой должен управлять учитель, наукой - учёный, производством - инженер.

Там он прочитал мою книгу о крупнейшем физике по квантовой термодинамике. Сочинение ему понравилось, он позвонил мне домой и попросил приехать к нему на работу.

Вот уже более 10 лет я занимаюсь под руководством Роберта Искандеровича популяризацией современной науки, в том числе и на страницах московской печати главным образом в «НГ-Наука». А с Нигматулиным мы встречаемся почти ежедневно. В конце прошлой недели я выступил с небольшим докладом среди московских журналистов, в котором обозначил тезисы программы кандидата в президенты РАН Р. Фото Максима Платонова Идея баланса Кстати, пора приступить к главной теме.

А начну с первого вопроса, который задал выдающийся журналист и писатель В. Губарев во время недавнего интервью с Нигматулиным, где он изложил свои главные тезисы по обновлению Российской академии наук в новых условиях. Вопрос Губарева звучал так: «Каковые причины, по которым вы согласились участвовать в выборах в президенты РАН? Ученый ответил: «Вся моя трудовая жизнь, мои достижения, моменты творческого вдохновения связаны с двумя жемчужинами российской цивилизации — Московским университетом и Российской академией наук.

Сейчас государственность РАН под угрозой, идет ее сползание в статус клуба академиков и членкоров. Для меня, как и для моих близких друзей и коллег, это трагедия. История не простит ни правительству, ни современному обществу, ни нам — членам РАН, если мы не выведем академию из траектории падения на траекторию взлета. У меня есть опыт и идеи, чтобы преодолеть кризис в РАН.

О главных идеях я рассказал на встрече группы академиков с президентом России В. За последние 10 лет я написал о Роберте Искандеровиче полдюжины статей в казанской и московской печати и ряд очерков в своих трех книгах. Поэтому мне хотелось бы акцентировать внимание читателей на следующих вопросах. Во-первых, у Нигматулина огромный научный кругозор и глубокое исследование по крупным проблемам современной теоретической механики.

И достиг он прежде всего больших успехов в области механики и физики многофазовых и многокомпонентных систем. Для этих многопараметрических систем он разработал методы их математического моделирования, привлекая к этим работам десятки московских, уфимских, тюменских и казанских ученых — своих прямых учеников. Основой такого моделирования является баланс массы, импульса, энергии и энтропии для каждого компонента из среды в целом.

Вообще в 90-е была такая бурная и активная жизнь, в которой я участвовал не только как научный работник, но и как руководитель коллектива, и даже был депутатом Государственной Думы. Это дало мне большое преимущество. Одно время моя супруга с детьми жили в Америке, а я ездил на две страны. Было время, когда я взялся читать лекции и мне пришлось из Америки в Уфу летать два раза в неделю! Лекции читали на английском языке? С языком это очень интересно, я обратил внимание.

Я получил образование на русском языке, и в этом смысле я русский человек. Я шутил с коллегами, говоря: «Вы только русские, а я еще и татарин, поэтому у меня есть долги и перед своим народом, и перед башкирским народом». Английский мой рабочий язык, я на нем читаю лекции, а на татарском я лекцию не смогу прочитать. С другой стороны, если я смотрю фильм или спектакль на английском, мне надо сосредоточиться, а если на татарском — смотрю легко. Такое вот триязычие. А вообще я всем рекомендую: если есть возможность какой-то язык изучить — изучайте в молодости. Мозг двуязычного и трехъязычного человека более развит, говорят, и болезнь Альцгеймера у таких людей не так жестко проявляется. Проблема татарской, башкирской, русской нации — все стали одноязычными, мы забываем родной язык, русские учат только свой, как и американцы. Имперской нации не нужно учить другие языки, поэтому окружающие малые народы лучше развиваются, потому что вынуждены учить и свой, и имперский язык, и переходят на следующий, более высокий уровень.

Там власть, возможно, автоматически считает, что лучше всем перейти на русский язык. А это не значит, что люди становятся интернациональными, наоборот, вот из таких людей часто и выходят люди, обвиняющие русский народ в том, что они не знают татарский. Сам татарский народ и его руководители виноваты в потере языка, не понимают, стесняются об этом говорить. В природе царит разнообразие, и среди людей должно быть разнообразие. И путь приобщения к культуре не связан с переходом на один язык, тогда вообще надо перейти на английский или китайский, этот путь связан с многоязычием. Та же Европа вся многоязычная, все говорят на нескольких языках. В Америке в 70-80е было много иностранцев на стажировках, и они учились в будни на английском. Но в воскресной школе была возможность изучать и свой родной язык. Такое должно быть везде!

Чтобы учить родной язык нужны усилия, и этим должны заниматься родители, это вопросы воспитания. Наш сын говорит на татарском, у него жена татарка, и внуки наши приобщены к языку, знают хотя бы самые необходимые слова. Знать родной язык должно стать признаком хорошего тона! К сожалению, с уходом языка национальные проблемы никуда не денутся, человек все равно будет помнить и знать, что его дедушка был татарин, и не захочет считать, что его дед был хуже, чем кто-то другой. Есть ли выход? Евреи показали всему миру показательный пример — взяли и возродили свой язык. А здесь какой выход? Получается, вся надежда на самих людей, на семью, на татарские деревни, которые еще сохранили традиции и язык? Это жемчужины, которые тоже, увы, исчезают.

И наши деревни тоже пропадут, телевидение проникает всюду. Даже если исчезнет татарский язык, татары не исчезнут, я не знаю, как будет, но знаю одно: потеря языка ведет к обеднению нации и всего российского народа. Это значит мозги будут недостаточно развиты, а у нас сейчас вообще в стране главная проблема — кадры, нужны таланты. Можно сколько угодно выделять денег на различные сферы экономики, но при нынешнем уровне руководителей, это все пойдет не в то русло, это только способствует повышению цен и инфляции. Нужны люди! Нужны инвестиционные проекты! И не вкладывать нельзя, у нас ВВП на душу населения меньше, чем во всех бывших соцстранах, Португалии, Турции. Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море! Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море.

У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо. Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять! У нас сейчас опора на что? А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет? Это уже четкая тенденция. Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел.

Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел. И бедность — одна из причин. А руководят всем чиновники! Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров. Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми.

Академику Роберту Нигматулину — 82!

Роберт Искандерович, желаем Вам счастья, долгих лет и крепкого здоровья! Штаб татар Москвы.

В ряде регионов он 30 000 р.

При нынешнем экономическом курсе это отставание будет только усиливаться. За последние 2 года Россия суммарно потеряла более 2-х миллионов человек. Национальные проекты — провалены.

Ок, это тоже не утверждение, а предположение, но как минимум нельзя судить о проблеме просто по количеству дел. Может в 2011 году до суда дошло 72К чиновников, а в действительности коррупционерами было 300К, а в 2022 году до суда дошло 120К чиновников, а в действительности их было 150К? Такое в принципе возможно?

Ответ очевиден: да. Поэтому цифры бессмысленны без логических выкладок. Это что за страна такая?

Опять же, зачем сравнивать с соседями, особенно живущими в совершенно других условиях? Плюс вредительские реформы от чиновничества. При социализме была диктатура пролетариата, кончили ее, получили диктатуру необразованного бестолкового чиновничества Какие конкретно?

Недофинансирование образования плюс вредительские реформы - разрушена средняя школа. Мы пошли по пути США и Европы, где нормальное образование получают только несколько процентов, остальные - облегченное. Так запад - это хорошо или плохо?

Надо у них учиться или наоборот не делать так, как у них? Опять же, какие вредительские реформы? Про ЕГЭ уже достаточно много материалов выпущено, основной посыл: да, это не идеально, но даёт свои плоды.

Куда больше возможностей поступить в любой ВУЗ у выпускников появляется.

В той же Польше - в 4 раза больше. ВВП России на душу населения - меньше чем в бывших соцстранах. Колоссальное неравенство между регионами. Денежный доход в Москве - 90 000 р. В ряде регионов он 30 000 р.

Почему в России слабо растет экономика? Объясняет академик Роберт Нигматуллин

Давайте за эти последние 10 лет спросим с руководителя нашего государства, с правительства, что они достигли? В той же Польше - в 4 раза больше. ВВП России на душу населения - меньше чем в бывших соцстранах. Колоссальное неравенство между регионами. Денежный доход в Москве - 90 000 р.

Регионы у нас сильно различаются: в Москве одна зарплата, в Новосибирске — другая.

За тот же самый труд. Что же, новосибирские ученые хуже, чем московские? Если говорить о поддержке, обеспечении науки, то наше правительство на неверном пути. Это антинаучная стратегия. Я это везде констатирую.

То же самое с высшим и средним образованием. Вместо того, чтобы бороться за бюджет образования и науки, здравоохранения и культуры, они начинают концентрироваться только на одной проблеме, решать ее. Это бесперспективный путь. У нас и так количество ученых с 1990 года сократилось почти в три раза. Теперь страна будет десятилетиями восстанавливать утерянный потенциал.

Это беда. Современные российские чиновники считают, что наука им особенно не нужна, они никогда не обращаются к нам за какими-то советами, консультациями. Они, как и депутаты, обеспечены — их зарплаты в несколько раз выше, чем даже у академиков и профессоров. Идет рост невежественности и неуважения к науке. Сейчас особенно выделяют национальные исследовательские университеты.

А что, в остальных пятистах университетах не российские люди учатся? Все университеты надо поддерживать и сильных тянуть. Почему часть народа должна учиться в хороших университетах, а часть — в очень слабых? Но этого понимания нет ни у руководителя страны, ни в вравительстве. Президент общается с какой-то группой ученых через научный совет.

Многие из них преследуют свои цели — пробить какой-то грант или программу. Но поставить проблему перед президентом никто не может. Он в результате изолирован. Все стесняются. Мы начинаем говорить, что все хорошо.

Не хорошо - с наукой все плохо. Но поймут это, когда начнутся кризисные явления. Уже начались проблемы с экономикой — будет падать уровень жизни, встанет проблема устойчивости власти. Если рухнут все структуры, будет еще хуже. Когда я баллотировался на пост президента Академии наук, я говорил, что моя задача — объяснить руководству страны основные проблемы, потому что они стали иметь научную компоненту.

Надо преодолевать себя, не стесняться, рассказывать о реальной картине. Он приличный человек, но нужна сила, чтобы обо всем рассказать. Кроме того, за тобой же еще люди. Ему президенту РФ, — прим. Но на то он и президент [РАН], чтобы суметь правильно поставить научную компоненту проблем страны.

Он должен отражать мнение специалистов и уметь донести его. Отсутствие экономического роста сопровождается падением доходов населения. А это сокращение устойчивости страны и власти. Если страна потеряет устойчивость, последствия будут ужасны. Мы должны развиваться.

Все должно быть в виде выборов, дискуссий. Мы видим, как периодически арестовывают губернаторов, потому что они жулики. У людей может быть убеждение, что они все такие. Получается, что нет доверия к честности руководителей. Это очень опасно.

Я видел, как рушилась страна в 80-90-е годы. В бывших союзных республиках установилась диктатура. Раньше она была ограничена хотя бы сверху. Они были нашими соотечественниками, наши согражданами. У меня было много коллег в Узбекистане, Киргизии, Казахстане.

Я уже не говорю об Украине. Там сейчас идет движение против русского языка. Как можно его отсечь, если на нем говорит большинство граждан? В Америке вы можете обратиться на родном языке в любой государственный орган. Когда я работал в США, могли спросить, какой у тебя родной язык, и пригласить переводчика.

Но никакой язык нельзя ставить в особое положение. Продолжение следует.

Примите наши искренние поздравления с 80-летием. Для нас Вы являетесь эталоном российского ученого, настоящего патриота, мудрого татарского аксакала. Мы рады отметить, что Вы принимаете участие в проектах «Штаба татар», выступая перед молодёжью о наших знаменитых соотечественниках.

Только опираясь на науку, можно дать ориентиры развития разных видов выработки промышленной энергии. Есть точка зрения, что к 40-м годам возобновляемая энергетика победит.

Готовиться нужно уже сейчас. Общество волнуют состояние и перспективы системы здравоохранения. А это является не только медицинской, но и экономической проблемой, проблемой нанотехнологий, математики, физики, химии, инженерии. Глава Академии должен впитать и пропустить через себя передовые взгляды науки на эти проблемы и уметь донести свое мнение до правительства. Для этого требуется труд и талант. Нужно ли, на ваш взгляд, менять статус Академии? Одно ФГБУ не может руководить другим. Но надо найти другой статус для РАН.

У нас же есть НИЦ «Курчатовский институт», госкорпорация «Росатом», которые являются учредителями своих институтов. Так что все возможно. За счет чего Академия могла бы привлекать дополнительные средства? У большей части нашей интеллигенции есть точка зрения, что нужно сократить военные расходы. Это не сделаешь быстро, так что нужно раскрыть инвестиционный потенциал страны. Лидеры экономической науки, среди которых нобелевские лауреаты Джозеф Стиглиц и Эрик Маскин, Тома Пикетти, ставят вопрос о том, что в современном мире процент сверхбогатых оттягивает на себя слишком много материальных ресурсов. Эти ресурсы не идут на создание платежеспособного спроса на товары, не вкладываются в экономику, а идут на создание финансовых пузырей. Нужно гармонизировать это распределение.

Мы должны подсказывать и президенту, и правительству эти угрозы. В 2000 году Герман Греф представлял в Госдуме экономическую программу нового правительства Путина. И тогда выступали академики, в частности Леонид Абалкин, который заявил, что единственный двигатель экономики — покупательский спрос. В программе об этом не было ни слова. Инвестором экономики являются не банки, а покупающий народ. Полгода назад я читал интервью того же Грефа, он говорил: «У нас деньги есть, у нас спроса нет». Через 16 лет он понял, что главное — это покупательский спрос. Вице-премьер Ольга Голодец также подчеркивала, что у нас падает спрос, у более половины трудящихся зарплата меньше 20 тысяч.

Такой народ не может ничего себе позволить, экономический рост ему не нужен, он все равно ничего не купит. Ширшова Все эти проблемы не могут решить только чиновники. Академия наук отвечает не только за исследования, но и за интеллектуальный уровень народа и власти. Нужно привлекать молодых ученых в науку, чтобы им было интересно и престижно работать, чтобы они чувствовали стабильность. Ни в одной стране научные работники не являются богатыми людьми, но они и не испытывают материальных проблем. Эту атмосферу нужно восстанавливать. Главное требование — увеличить финансирование фундаментальной науки, выполнить майские указы президента. В случае невыполнения обещают осенью провести массовые акции протеста по всей стране.

Как вы к этому относитесь?

«Если сближать орфографию тюркских языков, это поможет их сохранить»

  • Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным (Лилия Гадель) / Проза.ру
  • Роберт Нигматулин и его вклад в мировую науку — Реальное время
  • «Если сближать орфографию тюркских языков, это поможет их сохранить»
  • Снятый с выборов академик Нигматулин : "Я, конечно, проглочу этот укол..."

«Счастья на должности президента Академии никто не получил»: интервью Роберта Нигматулина

Но сегодня оно превратилось в настоящий римский форум. Он предстал перед профессурой и студентами смелым оратором. Битком набитая аудитория с восхищением внимала его тезисам о необходимых условиях экономического роста России. По мнению ученого, все мы в одной лодке.

Прошел во второй тур выборов. В 2022 г. Однако кандидатура Нигматулина на прошла согласование в правительстве РФ, в результате он не был допущен к выборам. Роберт Нигматулин является специалистом по разным научным направлениям: прикладной математике, механике, теплофизике, термодинамике, нефтяным, химическим и ядерным технологиям, океанологии, экологии и др.

Создал научную школу в области механики и гидродинамики. Автор идеи управляемого термоядерного синтеза в кавитационных микропузырьках пара - так называемого пузырькового термоядерного синтеза термояда. В перспективе реакторы на основе "пузырькового термояда" могут стать альтернативой конструкциям, построенным по наиболее распространенному в настоящее время принципу "токамак". Одновременно с научной и преподавательской занимался политической деятельностью. В 1988 г. В 1995-1999 гг. В 1999 г.

В 1999-2003 гг. В Думе входил в депутатскую группу "Регионы России". Являлся членом комитета по энергетике, транспорту и связи, затем комитета по экологии.

А для молодежи «Штаба татар Москвы» Вы пример для подражания. Роберт Искандерович, желаем Вам счастья, долгих лет и крепкого здоровья! Штаб татар Москвы.

Как решить эту проблему? Когда я говорю "заставлять", не имею в виду заставлять с плеткой. Нужно как-то воспитывать, вынуждать. Когда я учился в школе, учителя звонили маме, папе, проводили воспитательные беседы. Существовали пионерская, комсомольская организации. Если плохо учился, у тебя возникали проблемы. И это, кстати, лучше. Даже если говорить про русский язык, сейчас все в университетах жалуются, что грамотность упала. Потому что нет механизмов, которые вынуждают учиться. Мы ленивые. Вот я всегда привожу в пример Паганини. Великий Паганини, а папа его колотил. Я, конечно, не колочу. Но эти примеры говорят о том, что общество, страна, педагогические коллективы должны как-то понуждать людей учиться. Спрашивают - зачем знать все эти синусы, косинусы, ведь редко кто этим пользуется. Но это нужно, чтобы тренировать мозги. Понимаете, чтобы играть в футбол, нужно заниматься и общефизической подготовкой. Так и здесь. Программа должна быть тяжелой, чтобы человек преодолевал трудности, сдавал экзамены. Также и с обучением родному языку. Кажется, что в нашей жизни в России он не нужен и что одного языка достаточно. На самом деле двуязычие развивает мозг, личность, культивирует разносторонность. В Америке исследования показали, что у многоязычных людей болезнь Альцгеймера развивается менее критично. Люди не отдают детей в татарские школы, потому что боятся, что ребенок плохо сдаст ЕГЭ по русскому языку. Я на последнем заседании президиума РАН предложил ввести двуязычный ЕГЭ для национальных школ - русско-башкирский, русско-татарский, русско-чувашский. У нас всё больше людей, которые не знают свой родной язык. А это потеря потенциала. Потенциала людей, которые в ней живут. Страна нуждается в том, чтобы люди были развиты, обладали гибким умом. Правда, я там покритиковал одного начальника-чиновника. Понятно, что у них свои проблемы. Но если не прилагать усилия, родные языки уйдут. При советской власти прибалтийские республики сохраняли свои родные языки. Это стремление быть европейцами - им, конечно, не хотелось оставаться в России. Это чувствовалось в значительной части интеллигенции. У татар этого стремления нет. В 90-е годы в Татарстане началось какое-то движение, возрождение своих языков, даже национальную школу в Казани открыли. Дети, которые там учились, знали русский язык лучше, и знали иностранный язык. Может быть, нужно, чтобы руководство республики позаботилось о создании таких школ, где бы сосредоточились основные педагогические силы, лучшие преподаватели. Чтобы они доказывали, что национальные школы даже более крепких людей воспитывают, в т. У меня был друг — профессор Загидуллин из Башкирии, он вырос в татарской деревне. Вот он по седьмой класс учился в татарской школе, а в 8-10 классах - в чувашской. Он и татарский знал, и по-чувашски даже небольшие шутливые стихи писал. И русский язык у него был замечательный, ничуть не хуже, чем у русских. Он был одним из самых талантливых людей, которых я встречал. Знание родных языков никак не мешает русскому языку, русскому образованию и нашему общерусскому общению. Дома с папой мы обсуждали и Пушкина, и других русских деятелей. В этом смысле мы все русские. Но я еще и татарин. Надо стараться сохранить язык. Я с детьми разговариваю по-татарски. Конечно, у них тоже русское образование, их татарский язык несовершенен. Но у дочери муж не татарин, поэтому две внучки не говорят. Но дочь обещала научить их татарскому или хотя бы начать изучать. Знание родного языка никоим образом не мешает русской культуре. Надо же еще и иностранным владеть. В Европе многие знают несколько языков. Я завидую Познеру - у него три родных языка: французский - язык мамы, английский - он детство провел в Англии, вот сейчас русский. Он и русским овладевал уже, когда приехал в Россию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий