В Баку начались народные гуляния, связанные с праздником Новруз.
Как Навруз отмечают в разных странах мира
Поэтому накануне Нового года необходимо было убрать и подготовить дом, приготовить яства, надеть красивую одежду, прочитать молитвы и зажечь на вершине дома огонь, чтобы погостившие души, увидев родственников в здравии и радости, могли найти обратный путь. На рассвете разжигали новый праздничный огонь, наступало время празднования Нового года, что означало победу Справедливости и начало новой жизни [5, с. Известный переводчик Авесты И. Брагинский отмечал по этому поводу: «совпадение праздника, посвященного душам предков, с наступлением весны, т. Большой интерес представляют празднования при сасанидском царском дворе, продолжавшиеся 21 день. Именно в тот период были заложены основы этики, эстетики проведения церемоний, торжественных ритуалов, в числе которых и ритуальное очищение дома и омовения, подарки близким, раздача сладостей и др. Царь издавал указ о помиловании заключен- ных [10, с. По краям царского серебряного стола были разложены лепешки из разных злаков: пшеницы, ячменя, проса, риса, кунжута, чечевицы, гороха, бобов и фасоли с надписями о богатстве, изобилии, счастье и процветании, а также семь белых чаш, семь белых дерхемов и новый динар [11, с.
Сегодня в Азербайджане на праздничном столе можно проследить традицию царской церемонии. Царские монеты дошли сегодня в символическом виде золотого кольца в чашке или во рту у приготовленной рыбы. Обязательно должны быть сухофрукты и орехи, и чем богаче стол, тем больше богатства будет в семье. Традиция дарения денег детям сохранилась, в основном, в Иране. В VII в. Сасанидская империя была поглощена. Взаимодействие двух верований поначалу не складывалось.
Ислам не допускал никакого взаимодействия с прежними верованиями и обычаями. Священный праздник иранских династий и империй Новруз преследовался. Несмотря на все запреты, день прихода весны 21-22 марта продолжали тайно отмечать. С течением времени, во многом из-за поддержки иранской знати, отношение к этому празднику менялось в положительную сторону: праздник можно было отмечать за определенное вознаграждение. Ислам не смог сломить и уничтожить тысячелетнюю традицию. Всего через сто лет слово «Нируз» стало общепринятым в арабских странах, и традиция отмечать персидский Новый год стала общепринятой нормой. К сожалению, положение Новруза в период нахождения в составе царской России и Советского Союза недостаточно освещено и изучено.
Большой интерес представляет собой статья журналиста Физули Сабиро-глу, который прослеживает этапы развития и упадка праздника в советское время [13]. Как отмечает автор, до 20-х гг. В 20-е гг. Однако, несмотря на запрет отмечать различные нереволюционные праздники, Новруз справляли в каждом доме как национальный праздник, неотъемлемую часть духовного мира каждого азербайджанца. Ситуация изменилась в период «оттепели» после смерти Сталина, когда многие народные традиции были реабилитированы. Наконец, в 1967 г. Сегодня праздник Новруз, со временем отдалившись от зороастрийской веры, сочетает в себе множество обрядов, танцев и игр, относящихся к тюркской культуре.
Как отмечается в труде «Новруз и тюркская культура», у тюрков с древнейших времен День солнечного равноденствия также отмечался и считался началом нового цикла. Зима состояла из нескольких периодов: «беюк чилле» - 40 дней со дня зимнего солнцестояния, «кичик чилле» - 20 дней с начала февраля и «боз ай» серый месяц - последний месяц зимы, оканчивающийся Новрузом, наступлением весны [14, с. Весна, приходящая после долгого периода холода, морозов и темноты, приносила тепло и радость, своего рода «освобождение» от зимних оков, и тюрки называли праздник весны Yilbashi йылбашы или ильбашы [10, с. В этот праздник проводились ритуалы, связанные с силами природы, с дождем и Солнцем, провожалась зима и встречалась весна. Среди них в азербайджанской культуре сохранились ритуалы проведения последних вторников года, а также такие мифические персонажи, как Хыдыр, Году, Кеса и Кечал. Они органично вошли в рамки празднования Новруза, украсив его народными представлениями, играми и развлекательными мероприятиями. Хыдыр или Хызыр Ильяс - тюркский мифический образ, также встречаемый у курдов, более известный как Хыдыр Наби.
Считается, что в это время предвестник весны, старец на своем белом коне путешествует по миру, заглядывает в дома и проверяет людей на милосердие и помощь. Чтобы Хыдыр наби принес счастье и благополучие, в доме проводят тщательную уборку, а в специально отведенное место ставят блюдо с пшеничной мукой. По поверью, если дом посетил Хыдыр, то там останется отпечаток его ладони и благополучие на целый год [14, с. Еще один мифический образ - Году-году Году, или Доду является богом Солнца и встречается в песенках, зачастую исполняемых детьми. Дети с накрашенными красными щеками ходили по домам, собирая сладости, чтобы задобрить Году и ускорить его приход на землю [10, с. Сегодня наиболее популярны, особенно среди детей, такие персонажи, как Кос-Коса старец с редкой бородой, олицетворяющий уходящую зиму и Кечал лысый персонаж, образ приходящей весны. Они вступают в шуточную борьбу, в которой в итоге победу одерживает Кечал [10, с.
В последний зимний месяц боз ай четыре последние вторника уходящего года азерб. Данная традиция совпадает с концепцией четырех священных элементов Заратуштры, в которой вода, земля, воздух и огонь являются базовыми и священными элементами мироздания, необходимыми для выживания всего живого [15, с. Для каждого из четырех элементов в народе бытуют песни, игры, стихи и обряды. Первый вторник Су Чершенбе ахшамы посвящен воде. Считается, что в этот день обновляется вода во всем мире. Рано утром по традиции необходимо пойти на берег водоема, совершить ритуальные омовения. Следующий вторник - огненный Одлу Чершенбе ахшамы.
В этот день принято прыгать через костер, который должен разжечь ребенок, в этом случае он считается чистым. В домах зажигались свечи, гуляния заканчивались на рассвете встречей Солнца. Третий вторник - Торпаг Чершенбе ахшамы или кичик чершенбе праздник земледельцев и посвящен земле, символу начала жизни и плодородия. Сегодня в этот день принято сажать деревья и проращивать пшеницу семени. Последним вторником уходящего года является Йел Чер-шенбе ахшамы - праздник пробуждения ветра, или Ахыр чершенбе последний вторник. Считается, что ветер так же необходим для богатого урожая, как и земля и солнце, в этот день завершается процесс пробуждения природы [14, с. Сегодня ритуалы, связанные с четырьмя элементами, проводятся в новых, городских условиях.
Четыре стихии утратили свой сакральный смысл, очищение водой сводится к тщательной уборке дома, а праздник земли в городских условиях потерял свою актуальность в связи с отсутствием надобности выращивать продукты. Однако память о них все еще жива. Каждый последний вторник во дворах разжигаются костры, и все знают, в какой последовательности идут вторники. В каждом доме проходят приготовления к Новрузу, кто-то проращивает пшеницу семени , кто-то покупает готовую в магазине, готовятся в большом количестве сладости не только для членов семьи, но и обязательно для угощения гостей и соседей, родственников и знакомых, что является древнейшей традицией Новруза. В последний вторник и сегодня устраиваются гадания на будущее, что особенно распространено среди незамужних девушек.
Горькие продукты запрещены в это день на столе. Считается, что в первый день нового года нужно вкушать лишь сладкую пищу, чтобы весь год был хорошим, добрым, удачным. Кечал и Кеса Кечал и Кеса — этих двух забавных сказочных персонажей вы обязательно встретите на праздничных гуляниях.
Безбородый Кесы и лысый Кечал всегда собирают вокруг себя толпу, поют песни, смешно танцуют, корчат прохожим рожи, вечно спорят друг с другом и даже дерутся. Появление Кечала и Кесы - это целое представление, главная особенность которого состоит в том, что в нем участвуют и зрители. С ними можно посостязаться в битье яиц или перетягивании каната, однако будьте готовы, что, объединившись, Кеса и Кечал могут вас легко обмануть и обыграть. Яллы Яллы — именно этот азербайджанский народный танец исполняется во время хоровода вокруг праздничного костра. Яллы исполняется как жизнерадостная круговая пляска, часто в сопровождении хорового пения. Исполнители держатся за руки или за плечи друг друга и совершают синхронные ритмичные движения, поднимая и опуская руки. В группе танцующих есть ведущий, движения которого повторяет весь коллектив. В свою очередь, азербайджанские национальные танцы, такие как Яллы Кочари, Тензере и традиционные групповые танцы Нахчывана включены в список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Канатоходцы В праздничные дни на главных площадях проходят народные гуляния, где свое мастерство демонстрируют канатоходцы. Их представление собирают огромные массы людей и отрадно, что эта национальная традиция сохранилась до нашего времени и сегодняшние канатоходцы являются замечательными преемниками славных традиций своих предков. Одетые в национальную одежду канатоходцы поднимаются на высоту несколько десятков метров, не пользуясь при этом страховкой. Во время прохода по канату они держат в руках шест для равновесия, при этом показывая мастерские трюки, стоя на одной ноге. Дойдя до другого края каната, они заново повторяют все свои трюки, но назад уже идут уже спиной, что также является показателем мастерства канатоходцев.
Чего здесь только нет! Можно купить праздничные сувениры, отведать вкуснейшие закуски и сладости, послушать музыку и даже потанцевать. Сабира Гараева, мастер декоративно-прикладного искусства: - Новруз — это праздник, который объединяет в себе лучшие традиции и обряды нашего народа. Здесь ярко представлена и наша вкусная кухня, и фольклор, и национальная одежда.
Это праздник людей, которые своими руками создают всю эту красоту. Желаю всем благополучной жизни, в первую очередь одухотворенности и крепкого здоровья. Али Алиев, студент: - Поздравляю всех с наступающим праздником! На ярмарке праздничная атмосфера, все гуляют, пробуют вкусности, улыбаются друг другу. Пусть всё у нас будет хорошо и мы никогда больше не услышим слово «пандемия».
Новруз, являющийся одной из традиций тюркских народов, знаменует собой наступление весны. Этот праздник, называемый азербайджанцами Новруз, кыргызами Нооруз, узбеками Новроз, башкирскими тюрками Неуруз, татарами Навруз, чувашами Наурус, крымскими тюрками Неврез, западными тракийцами Меврис, широко отмечается ежегодно в марте во многих странах северного полушария.
Праздник Новруз признан началом нового года более 300 миллионами людей во всем мире. Новруз отмечается уже более трех тысяч лет на Балканах, в Черноморском регионе, на Кавказе, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в других регионах.
В Азербайджане с размахом отмечают праздник Новруз
Здесь его отмечают праздником Новруз, который включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. В Азербайджане отмечают Новруз байрамы Сегодня в Азербайджане отмечается праздник Новруз. Новруз байраму. Азербайджанский народ еще более торжественно отмечает Новруз байрамы, после победы в Отечественной войне в 2020 году. Жители Азербайджана еще с конца февраля начинают готовиться к празднику Новруз, символизирующему приход весны и обновление природы. Навруз – один из самых любимых праздников в Азербайджане, который отмечают в день весеннего равноденствия.
На праздник Навруз больше всего туристов приехало в Азербайджан из Ирана
Самые последние и актуальные новости Азербайджана, Грузии и Армении: политика, экономика, спорт, культура, нагорно-карабахский конфликт. Бакинская и Азербайджанская епархия поздравляет всех соотечественников с этим праздником. Приближается праздник весны – Новруз, который в Азербайджане планируют праздновать неделю, пишет «МИР 24». В Азербайджане самым значимым праздником является Новруз, который также отмечается во многих тюркои ираноязычных культурах.
Миннац Ингушетии поздравил представителей азербайджанской НКА с праздником «Новруз-Байрам»
Всех посетителей праздника порадовали праздничным пловом и азербайджанскими сладостями. Вахит Рагимов отметил, что Новруз — праздник, объединяющий людей разных народов, традиционно отмечается в Астрахани и повсеместно проходит во многих городах и районах области. Новруз Байрамы важен для нас, российских азербайджанцев тем, что он дает возможность нам здесь показывать нашу культуру, народные традиции, праздничные обряды, то, чем мы гордимся, и то, что подпитывает нас.
Свеча, которая стоит на столе, символизирует свет или огонь, который оберегает людей от злых духов. По приметам, чем веселее и радостнее пройдет Новруз Байрам, тем счастливее будет наступивший год и щедрее будет к людям природа. В первый день праздника принято желать друг другу счастливого Нового года. Друзья и родственники ходят друг к другу в гости, веселятся, прощают нанесенные прежде обиды; также принято помогать нуждающимся. В это время нельзя ссориться и ругаться, совершать другие дурные поступки. Не принято давать деньги в долг, чтобы не потерпеть убытков в следующем году. Как проходит празднование? Особенно пышные торжества на Новруз Байрам 21 марта 2024 года ожидаются в Баку.
В столичных мероприятиях принимает участие президент и другие представители власти. На разных концертных площадках выступают профессиональные и самодеятельные художественные коллективы. Ашуги и народные певцы ханеде исполняют песни; организуются театрализованные представления. Красочные представления проходят в старинном квартале Ичери-шехер в юго-западной части Баку. Устраивается шествие каравана верблюдов и фаэтонов, на которых едут традиционные персонажи Новруз Байрама — Деде Горгуда, Бахар гызы, Кечала и Кесы. Проводятся народные игры, свое мастерство демонстрируют канатоходцы, меряются силой борцы пехлеваны, проводятся конные состязания. В скачках на верблюдах и лошадях наряду с представителями сильного пола участвуют девушки и женщины. Также в дни, когда отмечают Новруз Байрам, в Азербайджане существует обычай красить вареные яйца и проверять их в игре на прочность. Во время этого праздника республику посещают тысячи туристов из других стран, которых с каждым годом становится все больше.
В 20-е гг. Однако, несмотря на запрет отмечать различные нереволюционные праздники, Новруз справляли в каждом доме как национальный праздник, неотъемлемую часть духовного мира каждого азербайджанца. Ситуация изменилась в период «оттепели» после смерти Сталина, когда многие народные традиции были реабилитированы. Наконец, в 1967 г. Сегодня праздник Новруз, со временем отдалившись от зороастрийской веры, сочетает в себе множество обрядов, танцев и игр, относящихся к тюркской культуре. Как отмечается в труде «Новруз и тюркская культура», у тюрков с древнейших времен День солнечного равноденствия также отмечался и считался началом нового цикла. Зима состояла из нескольких периодов: «беюк чилле» - 40 дней со дня зимнего солнцестояния, «кичик чилле» - 20 дней с начала февраля и «боз ай» серый месяц - последний месяц зимы, оканчивающийся Новрузом, наступлением весны [14, с. Весна, приходящая после долгого периода холода, морозов и темноты, приносила тепло и радость, своего рода «освобождение» от зимних оков, и тюрки называли праздник весны Yilbashi йылбашы или ильбашы [10, с. В этот праздник проводились ритуалы, связанные с силами природы, с дождем и Солнцем, провожалась зима и встречалась весна. Среди них в азербайджанской культуре сохранились ритуалы проведения последних вторников года, а также такие мифические персонажи, как Хыдыр, Году, Кеса и Кечал. Они органично вошли в рамки празднования Новруза, украсив его народными представлениями, играми и развлекательными мероприятиями. Хыдыр или Хызыр Ильяс - тюркский мифический образ, также встречаемый у курдов, более известный как Хыдыр Наби. Считается, что в это время предвестник весны, старец на своем белом коне путешествует по миру, заглядывает в дома и проверяет людей на милосердие и помощь. Чтобы Хыдыр наби принес счастье и благополучие, в доме проводят тщательную уборку, а в специально отведенное место ставят блюдо с пшеничной мукой. По поверью, если дом посетил Хыдыр, то там останется отпечаток его ладони и благополучие на целый год [14, с. Еще один мифический образ - Году-году Году, или Доду является богом Солнца и встречается в песенках, зачастую исполняемых детьми. Дети с накрашенными красными щеками ходили по домам, собирая сладости, чтобы задобрить Году и ускорить его приход на землю [10, с. Сегодня наиболее популярны, особенно среди детей, такие персонажи, как Кос-Коса старец с редкой бородой, олицетворяющий уходящую зиму и Кечал лысый персонаж, образ приходящей весны. Они вступают в шуточную борьбу, в которой в итоге победу одерживает Кечал [10, с. В последний зимний месяц боз ай четыре последние вторника уходящего года азерб. Данная традиция совпадает с концепцией четырех священных элементов Заратуштры, в которой вода, земля, воздух и огонь являются базовыми и священными элементами мироздания, необходимыми для выживания всего живого [15, с. Для каждого из четырех элементов в народе бытуют песни, игры, стихи и обряды. Первый вторник Су Чершенбе ахшамы посвящен воде. Считается, что в этот день обновляется вода во всем мире. Рано утром по традиции необходимо пойти на берег водоема, совершить ритуальные омовения. Следующий вторник - огненный Одлу Чершенбе ахшамы. В этот день принято прыгать через костер, который должен разжечь ребенок, в этом случае он считается чистым. В домах зажигались свечи, гуляния заканчивались на рассвете встречей Солнца. Третий вторник - Торпаг Чершенбе ахшамы или кичик чершенбе праздник земледельцев и посвящен земле, символу начала жизни и плодородия. Сегодня в этот день принято сажать деревья и проращивать пшеницу семени. Последним вторником уходящего года является Йел Чер-шенбе ахшамы - праздник пробуждения ветра, или Ахыр чершенбе последний вторник. Считается, что ветер так же необходим для богатого урожая, как и земля и солнце, в этот день завершается процесс пробуждения природы [14, с. Сегодня ритуалы, связанные с четырьмя элементами, проводятся в новых, городских условиях. Четыре стихии утратили свой сакральный смысл, очищение водой сводится к тщательной уборке дома, а праздник земли в городских условиях потерял свою актуальность в связи с отсутствием надобности выращивать продукты. Однако память о них все еще жива. Каждый последний вторник во дворах разжигаются костры, и все знают, в какой последовательности идут вторники. В каждом доме проходят приготовления к Новрузу, кто-то проращивает пшеницу семени , кто-то покупает готовую в магазине, готовятся в большом количестве сладости не только для членов семьи, но и обязательно для угощения гостей и соседей, родственников и знакомых, что является древнейшей традицией Новруза. В последний вторник и сегодня устраиваются гадания на будущее, что особенно распространено среди незамужних девушек. Дети в этот день очень любят старинную традицию кидания шапок под двери папаг атма. Из каждого дома в шапку должны положить сладости. Как и в огненный четверг, в этот вечер во дворах разжигают костер, люди веселятся и радуются предстоящему главному празднику. В день Новруза пламя огня присутствует в домах и около них. Даже в городских условиях во дворах устраиваются гуляния, разжигаются обрядовые праздничные костры. Продолжает жить древний обряд очищения огнем - прыжки через огонь 3 или 7 раз, при этом в Азербайджане и Иране проговариваются слова «моя желтизна тебе, твоя краснота мне», что, по мнению Е. Дорошенко, относится к зороастрийским традициям [5, с. Большой интерес представляет символика современного праздничного стола. В Азербайджане обязательно должны быть свечи, семь продуктов, начинающихся на букву «с» -семени проросшая пшеница , сябзи зелень , сумах приправа , су вода , сирке уксус , сарымсаг чеснок , а также крашеные яйца, рыба и зеркало. По зороастрийской традиции, «свечи символизируют память о священном огне, яйцо - символ зарождения жизни, а зеркало как бы является отражением света вселенной» [5, с. В каждой семье обязательно пекут национальные специально приготовленные к этому дню сладости - шекербура, пахлава и гогал. Шекербура представляет собой печеное в виде полумесяца с начинкой из протертого сахара с орехами, что символизирует Луну; пахлава - ромбовидная сладкая многослойная выпечка из меда и орехов символизирует звезду; а гогал - круглая слоеная булка с солоноватым или сладковатым привкусом и местными специями символизирует Солнце. Центральное место занимает плов, или шах-плов. В каждой семье рецепты приготовления переходят из поколения в поколение, хранится специальная утварь для приготовления. Одним из главных атрибутов этого дня является семени. По сегодняшний день в Азербайджане сохранился древний зороастрий-ский обычай проращивать семена пшеницы. Сегодня семени присутствует в каждом доме как один из самых главных атрибутов праздника, символизирующий начало новой жизни и изобилие. Это уникальный символ, который встречается как тюрков, так и у зороастрий-цев. Самый главный семени находится в центре народных гуляний - у Девичьей башни в Баку, на вершине которой горят праздничные факелы. Сегодня проросшую пшеницу украшают красной лентой с бантом. Здесь необходимо обратить внимание на символику цветов. Красный - цвет Новруза [10, с. По народным поверьям, красный цвет означает жизнь, свет, Солнце, радость. Красные ленты присутствуют также на свадьбах, что, возможно, является отголоском зороастрийской традиции.
Жен-Мироносиц были собраны продуктовые пакеты со сладостями национальной кухни, которые были переданы малоимущим.
Навруз байрам: как отмечают праздник весны в Азербайджане
Новруз в Азербайджане – это праздник, посвященный наступлению весны и приходу нового года. «Москва-Баку» рассказывает о 10 символах Новруза, которые вы обязательно увидите, если побываете на мартовские праздники в Азербайджане. Даты празднования Навруза / Весеннего праздника – Азербайджан.