Настоящим апофеозом свирепости Иоанна Грозного стала грандиозная массовая казнь в Москве 25 июля 1570 года. Study with Quizlet and memorize flashcards containing terms like Когда умер В3, Ивану Грозному было три года, 1534-1538 к власти приходит Елена Глинская, Мятеж Андрея Старецкого (мл брат В3, дядя Ивана) and more.
450 лет назад крымские татары разорили Москву
Восстание и пожар в Москве. Спустя два с небольшим месяца 15 тысяч царских воинов изменили царю и перешли под Калугою на сторону предводителя крестьянского восстания Ивана Болотникова. Вероятно, события Московского восстания 1547 повлияли на формирование личности Ивана Грозного, который в дальнейшем “прославился” из-за своего непредсказуемого взрывного характера и жестокости.
1547 год. Венчание на царство Ивана IV Васильевича. Восстание и пожар в Москве
Московское государство при Иване III. Когда обезумевшая толпа подняла восстание в Москве 1547 года и пришла к царю в село Воробьево, где царь и митрополит укрывались от пожаров, Иван Грозный впервые увидел восстание и силу обезумевшей толпы. МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 года — МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 года, мятеж горожан против засилья при дворе клана Глинских (см. ГЛИНСКИЕ). Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, несшие основное налоговое бремя. Московское восстание 1547г. Начало царствования Ивана ознаменовалось открытым обострением давно уже накапливавшихся классовых противоречий. В 1547 году Иван венчался на царство — он первым из русских правителей принял титул «царь»; зимой того же года молодой монарх женился, а летом в Москве вспыхнул грандиозный пожар, обернувшийся бунтом против бояр Глинских.
Новгородский погром Ивана Грозного: фальсификация или правда
Поводом послужил грандиозный пожар 21 июня. Еще в апреле от пожара сгорело много лавок на московском торге в Китай-городе. Но этот пожар не шел ни в какое сравнение с новым — июньским. Современники называют его «великим пожаром». Загорелся сначала храм Воздвижения на Арбате. Затем занялось все Занеглименье к западу от реки Неглинки. Пламя перекинулось через узкую Неглинку в Кремль. Здесь выгорели все деревянные строения — дворы бояр и князей, Оружейная и Постельная палаты, казна. Занялись кровли царских палат, верх соборной Успенской церкви. В других церквах и соборах пожар уничтожил много ценных вещей, икон, в том числе несколько из них письма Андрея Рублева. Сгорели кровли над кремлевскими стенами — сами стены в некоторых местах «разорвашася» из-за взрыва пушечного «зелья», хранившегося в них.
Затем выгорел Китай-город. Пламя бушевало весь день, утихло только вечером. В городе, охваченном огнем, происходили душераздирающие сцены. По улицам, окутанным огнем и дымом, бегали объятые ужасом люди. Одни старались вынести пожитки, другие спасались от страшного зноя и духоты. Кругом рушились деревянные строения под напором огня. Горящие головни раскаленным воздухом переносились на соседние дома, и они мгновенно занимались. Многие москвичи не успели выскочить на улицу, другие, обессиленные, падали, задыхаясь от жары и дыма. Погибло в огне, по одним данным, 1700 человек, по другим — 2700. А один современник сообщает, что за одной Неглинкой после пожара было собрано более 3700 трупов сгоревших москвичей.
Во всяком случае, количество жертв исчислялось несколькими тысячами. Огонь уничтожил 25 тысяч домов. Остались без крова десятки тысяч людей. В столице начался голод, так как пожар дезорганизовал ее снабжение из окрестных сел и деревень. Царь Иван Васильевич, ему было в это время 17 лет, с женой Анастасией Романовной, братом Юрием и боярами выехал в село Воробьево на Воробьевых горах. Царский двор в Кремле тоже сильно пострадал от пожара — сгорели деревянные хоромы, а некоторые каменные строения распались от зноя. Выгорел и двор митрополита, а сам Макарий едва не погиб в огне.
Мятежников удалось вытеснить с территории Кремля, но они начали бить в набат в окрестных церквях, чтобы привлечь людей присоединиться к бунту. Петр Дмитриевич Еропкин пытался договориться с мятежниками, он направил к восставшим обер-коменданта, но того закидали камнями. Спустя 3 дня бунт был подавлен. Генерал Еропкин попросил императрицу об увольнении и покинул должность. Чумной бунт 1771 года: последствия и итоги После подавления восстания для наведения порядка в Москву было направлено четыре лейб-гвардейских полка под командованием графа Григория Григорьевича Орлова, который сам вызвался выполнить эту работу. Для ведения следствия и суда в город прибыла генеральная комиссия из 8 человек, возглавляемая генерал-прокурором Всеволодом Алексеевичем Всеволожским. В Москве начались разбирательства, облавы и аресты, для выяснения имен зачинщиков применялись пытки. На Набатной башне удалили язык Спасского набатного колокола, собиравшего людей на улицах и площадях, чтобы избежать новых выступлений. Для борьбы с эпидемией граф Орлов приказал открыть новые карантины, создать специализированные инфекционные больницы, увеличить число больниц общих практик и поднять жалованье докторам. Город был поделен на 27 участков, на территории каждого производили учет и изоляцию больных, вывоз умерших. Всех скончавшихся от чумы, независимо от чина и сословия, хоронили на специальных кладбищах, расположенных вне города. Хоронили умерших арестанты, которым Орлов обещал в случае их выживания прощение и свободу. Выписанные из карантина получали материальную поддержку: женатые люди получали по 10 рублей, холостые — по 5 рублей. Подобная мера стала более эффективной, чем какие-либо запреты. Для улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации в Москве открывались новые бани, велись работы по уборке мусора, расчистке старых построек, починке дорог, дезинфекции жилищ и избавлении от бродячих животных. Орлов лично обходил больницы, проверял качество содержания больных.
Усиление власти Ивана Грозного. Правление царя Ивана Грозного. Правление Ивана 4. Россия в правление Ивана Грозного. Герои смутного времени. Герои и антигерои смутного времени. Народные герои смутного времени. Избрание царя в 1613. Внешняя политика смутного времени. Внешняя политика Ивана Грозного. Внешняя политика во время смуты. Династический кризис в Смутное время. Династический кризис Ивана 4. Династический кризис при Иване Грозном. Смута Глазунова. Смута вывод. Смутное время вывод. Вывод по смуте. Смута заключение. Лжедмитрий 1602 год. Поход Лжедмитрия 1 на Москву. Начало смутного времени. Царь после смутного времени. Верещагин Осада Троице-Сергиевой Лавры картина. Смута Осада Троице Сергиева монастыря. Второе ополчение 1611. Второе ополчение возглавил. Первое ополчение в Смутное время. Второе ополчение вывод. Россия в царствование Ивана Грозного. Ивана IV Грозного до 1584. Тема смута. Смута рисунок. Причины опричнины Ивана Грозного. Основные причины опричнины. Иванов в Смутное время. Картина смута Иванов. Великий голод 1601-1603. Новгородский погром. Великий голод в России. Московско-новгородские войны. Ход смуты. Ход смутного времени. Соляной бунт 1648 Лисснер. Схема правителей периода смуты. Полководцы Ивана Грозного и смутного времени 978-5-87107. Смутное время книга.
По ночам поляки нападали на прохожих, грабили и избивали их. К заутрене не пускали не только мирян, но и священников. Но народ не пошел за вербой, так как по Москве распространился слух, что боярин Салтыков с поляками хотят напасть на патриарха и безоружных москвичей. По всем улицам и площадям стояли польские конные и пешие роты. Поляки-очевидцы вспоминали, что Салтыков говорил им: «Нынче был случай, и вы Москву не били, ну так они вас во вторник будут бить, и я этого ждать не буду, возьму жену и поеду к королю». Салтыков ожидал подхода ополчения Ляпунова ко вторнику и поэтому хотел превентивно расправиться с москвичами. Поляки стали готовиться к обороне — втаскивать пушки на башни в Кремле и Китай-городе, а тем временем в московские слободы тайно проникали ратники из ляпуновского ополчения, чтобы поддержать горожан в случае нападения поляков. Но утро вторника началось как обычно — в городе было тихо, купцы отперли лавки в Китай-городе и начали торговлю. В это время на рынке пан Николай Козаковский велел извозчикам идти помогать втаскивать пушки на башни. Извозчики отказались, поднялся шум, раздались крики. В Кремле находилось несколько сот немецких наемников, перешедших к полякам при Клушине. Услышав шум, они решили, что началось восстание, выскочили на площадь и стали избивать москвичей. Их примеру последовали поляки, и началась резня безоружных людей. В тот день в Китай-городе было убито около 7000 человек. Князя Андрея Васильевича Голицына, сидевшего «под домашним арестом», убили охранявшие его поляки. В это время в Белом городе русские ударили в набат, забаррикадировали улицы всем, что попадало под руку — столами, скамьями, бревнами — и, укрывшись, стали стрелять в немцев и поляков. Из окон домов также стреляли, бросали камни и бревна. Ратники из ополчения Ляпунова, проникшие в Москву, оказали существенную помощь горожанам. На Сретенке большой отряд москвичей собрал князь Пожарский. К нему присоединились пушкари из находившегося рядом Пушечного двора. Говорят, что пушки со двора доставил сам Андрей Чохов — знаменитый пушечных дел мастер. Пожарскому удалось загнать поляков в Китай-город и выстроить острожек укрепление у церкви Введения на Лубянке, который закрывал ляхам выход из ворот Китай-города. Поляки были загнаны в Кремль и Китай-город. Вокруг их каменных стен тесно стояли деревянные дома Белого и Земляного городов. Идея поджечь Москву, видимо, пришла в голову многим полякам, независимо друг от друга. Как позже писал участник боя польский поручик Маскевич: «По тесноте улиц мы разделились на четыре или шесть отрядов; каждому из нас было жарко; мы не могли и не умели придумать, чем пособить себе в такой беде, как вдруг кто-то закричал: «Огня! Жги домы! Я уверен, что огонь был заколдован. Достали смолы, прядева, смоленой лучины — и сумели запалить дом, так же поступили и с другими, где кто мог. Наконец занялся пожар: ветер, дуя с нашей стороны, погнал пламя на русских и принудил их бежать из засад, а мы следовали за разливающимся пламенем, пока ночь не развела нас с неприятелем. Все наши отступили к Кремлю и Китай-городу». От себя добавлю, что Михаил Салтыков по собственной инициативе зажег свой дом в Белом городе. За изменника-отца ответил его сын Иван, сидевший в тюрьме в Новгороде. Его допросили с пристрастием, а затем посадили на кол. Далее Маскевич писал: «В сей день, кроме битвы за деревянною стеною, не удалось никому из нас подраться с неприятелем: пламя охватило домы и, раздуваемое жестоким ветром, гнало русских, а мы потихоньку подвигались за ними, беспрестанно усиливая огонь, и только вечером возвратились в крепость Кремль.
1547 год. Венчание на царство Ивана IV Васильевича. Восстание и пожар в Москве
восстание, поляки Герой Московского восстания князь Дмитрий Михайлович Пожарково-Стародубский. Новости Новости. и в самом Пскове. Московская хованщина — еще один трагический символ нехитрой манипуляции, благодаря которой невинные простолюдины оказываются жертвами власти. восстание, поляки Герой Московского восстания князь Дмитрий Михайлович Пожарково-Стародубский.
27 мая 1606 года – в Москве началось восстание против польских интервентов
То, что «палач» призывал народ двинуться в Воробьево, свидетельствует о роли посадских элементов в руководстве московским восстанием. Если учесть, что восставшие пришли к царю по чьему-то «повелению», т. Приход вооруженного народа в Воробьево произвел громадное впечатление на царя; «узрев множество людей», он «удивися и ужасеся». Позднее вспоминая события, связанные с московским пожаром, Иван Грозный говорил на Стоглаве: «от сего убо вниде страх в душу мою и трепет в кости мои и смирися дух мой». Восставшие потребовали от Ивана Грозного выдать им Анну и Михаила Глинских ходили слухи, «будто государь хоронит у себя их». Возможно, не обошлось даже без прямых угроз по адресу самого царя Грозный позднее писал, что бояре «наустили были народ и нас убити». Ивану Грозному все же удалось убедить народ, что Глинских он не прячет.
В XVI веке прошло и другое важное событие — учреждение Патриаршества в Москве до этого момента русское духовенство сильно зависело от Константинопольского Патриарха. Первым Московским Патриархом был назначен Иов. По замыслу русских мыслителей, Москва должна была считаться «Третьим Римом» — центром христианского православного мира после «вечного города» Рима «Первого Рима» и Константинополя «Второго Рима». Архитектура Собор Василия Блаженного Москва во второй половине XVI века — это небольшой город, центром которого являлся Кремль иначе его ещё называли «детинцем». Современные постройки Кремля были сооружены несколько ранее, но именно в эпоху Ивана IV Грозного был возведен один из самых красивых московских соборов — собор Василия Блаженного на Красной площади. К Кремлю прилегала территория Китай-города. Этот район был заселён знатью, так как купцы, проживавшие на этой земле ранее, перебрались в Замоскворечье, а ремесленники — в район Зарядье. Примечательным было расширение города сначала до Белого города, а затем — до Земляного нынешнее Садовое кольцо. В 1592-1593 гг. К сожалению, большинство построек этого периода возводились из дерева и поэтому часто горели только в XVI в. Москва пережила три страшных пожара! Но и сегодня мы можем видеть некоторые постройки тех лет: церковь Усековения главы Иоанна Предтечи на юге Москвы, колокольня церкви Георгия Победоносца в Коломенском, собор Донской Божией Матери, а также храм Никиты Мученика в районе Таганки. Кроме того, в Кремле можно увидеть гигантскую Царь-пушку — всемирно известный памятник артиллерии XVI в. Наконец, власти обнесли городские укрепления каменной стеной на ее месте теперь Бульварное кольцо. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове Конечно, о большинстве сооружений той эпохи мы можем только догадываться. До нас частично дошли схемы, описания и упоминания о тех или иных постройках в литературных произведениях эпохи. Живопись и графика Во второй половине XVI века архитектура определяла и стимулировала творчество художников и мастеров-прикладников. Они следовали зодчим, расписывая и обустраивая храмы и монастыри и наполняя их необходимой утварью. Едва ли не главный смысл всех храмовых декораций составляла идея собирания русских земель в единое государство. Средствами живописи пропагандировались и истолковывались официальные концепции отечественной истории, венчание Ивана IV Грозного на царство, взятие Казани. Церковные Соборы 1547, 1549 и 1551 годов обогатили иконографию почти тридцатью новыми общерусскими святыми, ранее бывшими местночтимыми. На Соборах 1551 и 1554 годов вопросы художественной культуры и, в частности, изобразительного искусства, были предметом специального обсуждения. Согласно принятым документам, предписывалось писать иконы и книги по «священным правилам», под которыми подразумевались Правила Вселенских Соборов, были определены и регламентированы темы, сюжеты и эмоциональная трактовка образов. Искусство было призвано подкреплять и прославлять первого «венчанного самодержца», вступившего на престол Русского государства. Идеологом самодержавной власти был митрополит Макарий. Он сделал все возможное, чтобы подчеркнуть «богоизбранность» московского государя, исконность его прав на престол. Идеологию единодержавства должны были отражать письменные источники эпохи, в первую очередь летописи, книги царского родословия, так же предполагалось обратиться к созданию посвященных этому событию произведений изобразительного искусства. В этот период рождается так называемая «грозненская школа» живописи, которая охватывает собой чуть более трех десятилетий второй половины XVI века. Это были годы, богатые произведениями искусства, с новыми характерными качествами и иконографическими приемами. Иначе трактуется и человеческий образ. Его значимость передается жестами, позами, силуэтами. Появляются иконы-трактаты, повествующие о тех или иных событиях. Повествовательное начало окончательно преобладает над эмоционально-созерцательным. Сложные «бытийские» и исторические сюжеты становятся основными. Главным местом сосредоточения новых идей стал Московский Кремль. Сюда по царскому вызову съехалось множество художников из Новгорода, Пскова, Смоленска, Звенигорода и пр. Это произошло по причине страшного московского пожара 1547 года, погубившего большую часть столичных построек. До последнего времени исследователи считали стенопись и иконостас «Андреева писма Рублёва» Благовещенского собора дошедшими до наших дней в оригинале, однако, после реставрации 1984 года мнение было пересмотрено. Доказано, что сохранившаяся благовещенская живопись относится к середине XVI века и лишь частично сохраняет фрески начала XV века. По сравнению с эпохой Дионисия и его последователей композиция фресок дворцового храма явно перегружена и по содержанию и по художественному воплощению. Она многослойна, с дробными архитектурными формами. Зримые образы в росписи собора приобретает важнейшая установка этого времени — происхождение царского достоинства российских правителей от киевских и владимирских князей, которые, в свою очередь, наследуют его от византийских императоров. Не менее важное место занимала идея возвеличения военных действий Ивана Грозного. Его военные выступления рассматривались как религиозные войны в защиту неприкосновенности христианского государства от неверных. Блистательным образцом произведения нового типа является икона «Благословенно воинство небесного царя» Государственная Третьяковская галерея , которая вызывает вполне конкретные исторические ассоциации, и, по мнению исследователей, посвящена взятию Казани в 1552 году. В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места». На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя». Вершиной художественных работ в Кремле, проходивших после пожара 1547 года, стала роспись Золотой палаты — одного из парадных помещений великокняжеского дворца. И хотя стенопись Золотой палаты безвозвратно погибла в 1752 году, подробная опись фресок, сделанная в 1672 году Симоном Ушаковым, дает ясное представление об её структуре и содержании. В 1560-х годах расписывается кремлевский собор Чудова монастыря уничтожен в 1929 году. Пять предварительно снятых фрагментов сейчас хранятся в Государственном Историческом музее и музее Андрея Рублева в Москве. Разностильные росписи собора Чудова монастыря говорят о том, что в художественных работах принимали участие мастера — приверженцы разных направлений живописи. Одни образцы «Христос, расслабленный и Архангел» принадлежат руке незаурядного мастера, сторонника экспрессивной манеры письма; другие композиция «Явление Архангела Михаила» в какой-то мере предвосхищают объемную трактовку конца XVI — начала XVII века, третьи написаны последователями дионисиевских традиций, чьи изображения отличались мягкостью и изысканностью. Разностилье росписи собора Чудова монастыря свидетельствуют о сложных процессах и поисках, которые велись в этот период в русском изобразительном искусстве. Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна Декоративно-прикладное искусство Древнерусское лицевое шитьё «живопись иглой» — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в Древней Руси. Оно сформировалось под непосредственным влиянием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета. Что же такое — лицевое шитьё? Лик — это термин, имеющий множество значений. Лицевое шитьё — это лик-изображение и лик-образ, воплощенные живописными средствами в декоративно-прикладное изделие со священным изображением, иконой. Важнейшими особенностями этого вида искусства являются материал и техника. Изображение создается нитью на служащей фоном ткани. Все дорогие привозные ткани на Руси носили название паволок. Особо мастерицы ценили аксамит древнерусское название от греческого «экзамитон», что означает «шестинитчатый» — драгоценную ткань ручного производства, затканную по шелковому фону орнаментом из пряденой серебряной или позолоченной нити имеющему цвет, фактуру и узор. Для прочности под ткань подкладывалась основа — домотканый холст. Единственным инструментом служила игла, а роль красок выполняли шелковые реже шерстяные и льняные , серебряные и золотные то есть позолоченные нити. Шелковая нить была некрученой и разной степени крутки. Серебряная и золотная нити могли быть волочеными в виде тончайшей проволочки и прядеными обвитыми вокруг шелковой или хлопчатобумажной основы. Именно качества ткани фона, вид нитей и техника шитья и создают художественный образ. Но все эти материалы, имеют ограниченные изобразительные возможности: трудно добиться перетекания тонов, исключена цветовая многослойность, сложно преодолеть жесткость металлических нитей и т. По этой причине лицевое шитье плоскостное, светотеневые моделировки или отсутствуют или графичны. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Романовной Захарьиной-Романовой. Союз с нею если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Царица Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Именно ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом трудились жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве «пяличного дела». В общественном сознании XVI века целостность государства была неразрывно связана с единством политическим, религиозным, культурным. После проведения в России ряда реформ конец 1540-1550-е гг. Согласно его Уставу вышивание считалось не только одной из добродетелей женщины, но ставилось в один ряд с благочестием. Именно рукоделие требовало молитвенной сосредоточенности и имело особое значение в духовной жизни русских женщин. В трудах над священными изображениями оформлялась идея служения Богу. Рукоделию придавалось тем большее значение, чем выше было положение семьи в общественной иерархии. Идеалом святых жен в соответствии с церковными и народными представлениями служили благоверные княгини, а потом и царицы. Среди русских святых немало женщин, которые прославились не только праведностью и истинной верой, но также и активным социальным служением. Именно идея служения, созвучная святости и закреплённая в — «Домострое» — нашла отражение в деятельности мастерской Анастасии Романовны. Особенностью лицевого шитья, вышедшего из царицыных светлиц после 1547г. Для мастерской свойственно преобладание шелкового шитья: по крупноузорчатой камке в орнаментальных нимбах святых использовались золотные пряденые нити, драгоценные камни и металлические дробницы, а жемчужное шитье употреблялось только в каймах. Основным направлением деятельности царских светлиц было рукоделие для церкви. Произведения, вышитые в этих мастерских, — покровы, пелены, антиминсы, — отличаются характерными стилистическими особенностями. Самые выдающиеся памятники: надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского, преподобных Кирилла Белозерского, Никиты, столпника Переяславского, плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу, хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах Хиландарский монастырь, Афон , отправленная царем в числе даров в 1555 году афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар», — отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. По свидетельству вкладных надписей в них нашли отражение моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Мастерицы XVI века в своем стремлении достигнуть особой пышности и богатства в большом количестве употребляют золотые нити, жемчуг и различные драгоценные камни. Золото теперь применяется не как самостоятельное цветовое пятно, в сопоставлении с другими цветовыми пятнами, а как драгоценный материал, который добавляется к шелковым цветным нитям. К концу века шелк начинает терять свою красочную индивидуальность, а золото в шитье принимает оттенки того цвета, с которым оно сочетается. Мягкие шелковые нити, смешанные с металлическими, становятся жесткими, и ими уже нельзя прошивать ткань насквозь. Поэтому их натягивают рядами поверх материи и прикрепляют к ней стежками другой шелковой цветной ниткой шитье «в прикреп». Стежки, расположенные в определенном порядке, дают многообразные узоры, и в этом мастерицы достигают изумительного совершенства.
Становление российского самодержавства. Исследование социально-полит, истории времени Ивана Грозного. Реформы Ивана Грозного. Очерки политической истории Русского государства 30—50 годов XVI века. Далее читайте:.
Летописи описывают, что «бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьёву и с щиты и сулицы, яко к боеви обычаи имаху, по кличю палача» [15]. Целью восставших было расправиться с остальными Глинскими. По утверждению советского историка Сигурда Шмидта , в гневе люди были готовы даже убить царя, якобы скрывавшего родственников. Не ожидавший наступления вооружённых москвичей, 17-летний царь пошёл на переговоры и обещал отставку воеводы Михаила Глинского. Толпа разошлась, но волнения в столице продолжались ещё около недели. После усмирения бунта царь приказал арестовать и казнить его зачинщиков. По мнению Шмидта, расправа над участниками июньского восстания не была суровой, поскольку «политическая ситуация лета 1547 года никак не подходила для совершения массовых казней» [16]. В тот период в ближайшем кругу Ивана IV появился священник Сильвестр , убедивший государя, что пожары — гнев Божий, обрушившийся на Ивана за его неправедные поступки [17] [18].
Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?
Каждый хочет или сам стать царем, или повысить уровень своего влияния. В ход идут всевозможные гнусности, в элите начинается грызня. Так случилось и в Русском государстве. После смерти Федора в стране начали объявляться якобы чудом спасшиеся царевичи, за которыми тут же вставали группы интереса, дававшие войска и деньги. Эти самозванцы вошли в историю под именами Лжедмитриев. Их авторитет был еще невелик, и век «новичков» на троне был недолог. В стране постоянно шла гражданская война, разорявшая земли и разжигавшая смуту.
На стороне первых двух Лжедмитриев было много поляков, обеспечивавших устойчивость армий самозванцев в бою. Это были не официально посланные королем Польши Сигизмундом III войска, а искатели приключений, ловившие рыбку в мутной воде. Между Россией и Польшей действовал мирный договор, да и Сигизмунду самому было чем заняться — он давил внутренние бунты. Но он, разобравшись с ними, все-таки вторгся в Россию в 1609 году. Благо нашелся повод — царь Василий Шуйский заключил союз со шведами для борьбы с Лжедмитрием II, а у Польши шла война со Швецией еще с 1600 года. В июле 1610 года в Москве был свергнут Василий Шуйский.
И монастырь Богоявленский сгорел, и в церкви иконы. Церквей же кирпичных много погорело и деревянных, и товару в торгу и по гостиным дворам. Отломились у него уши, слит был и поставлен на деревянной колоколице при великом князе Василье Ивановиче, русском самодержце. Глас его был Богу угоден.
Таков колокол преж того не бывал на Москве. Месяца июня в 21 день на память святого священномученика Иульяна Тарсанина вторник в Петрово говеино, был второй великий пожар на Москве. Загорелось за городом на посаде, на Острову, в монастыре церковь от свечи. Начало гореть на все стороны.
И пришел огнь на пожар к ямскому двору и Кубенского, бе бо тогда засуха велика и ветр силен, и пренесся огнь внутрь града на цареву и великого князя конюшню. Также огнь пошел на двор великого князя хоромы брусяные и на палаты, и загорелась кровля, бе бо крыты тесом деревянным, и загорелся верх Пречистой у церкви у соборной и на Иване Святом. Прочее же вкратце скажем: весь град выгорел. Монастыри и церкви, и дворы, и церковь кирпичная Благовещение на великого князя дворе, у казенного двора выгорели внутри чудные иконы Корсунские, иконы принесены были от древних лет, и кузнь златая и серебряная, и каменье дорогое, и жемчуг, и много мощей святых погорело.
Не видеть иного ничего же, но токмо дым и земля и трупия мертвых многолежаще. Много церквей святых погорело, а каменные выгорели внутри, и сгоревшим в ней несть пения и звонения. И видели град погоревший от огня, и святые церкви и людей погорело много, лежащие трупия мертвых. И о сем сжалился князь великий, коий расплакался вельми слезно.
И кто не плачется погибели градной или кто не жалует, или кто не тужит толика народа… и во дворах мужей и жен, и детей, и отроков, и отроковиц, от огня изгоревших! Виновниками пожара объявили Глинских.
Но в итоге переиграл сам себя. Диспут в Кремле и падение Хованского Князь активно поддержал идею диспута, который старообрядцы предлагали церковным иерархам. В итоге сошлись на том, что диспут пройдет в Грановитой палате Кремля. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую — суздальский священник Никита Пустосвят.
Дискуссии не получилось, дело свелось к взаимным обвинениям и ругани. После того, как старообрядцы покинули Кремль, царевна Софья открыто обвинила лидеров стрельцов в поддержке раскольников. И пригрозила покинуть город. Стрельцы поняли, что дело принимает крайне опасный оборот — царевна могла призвать на помощь дворянское ополчение, которому было вполне по силам разгромить мятежников. Да и одно дело бунт, а другое настоящие боевые действия. В общем, стрельцы сами кинулись избивать старообрядцев.
Из-за них погиб Никита Пустосвят. Надо заметить, что многих старообрядцев успел спасти князь Хованский.
Но и их стены трескались от нестерпимого жара. Огонь проникал внутрь, выжигая церковную утварь, уничтожая высоко почитавшиеся иконы Рублева и Дионисия, неся гибель укрывшимся там людям. Дотла выгорел Китай-город, причем на этот раз не только торг, но и Большой посад, горели заморские ткани, плавилось драгоценное оружие. В пламени погибли Пушечный двор и все строения по Рождественской улице.
Пожар свирепствовал больше 10 часов и истребил основную территорию столицы примерно до черты нынешнего бульварного кольца. Позднейшие летописцы сообщали, что выгорело 25000 дворов и погибло 1700, 2700 или 3700 человек. Возможно, это преувеличение, но, действительно, такого колоссального пожара не помнило уже несколько поколений. В городе, ранее изобиловавшем свежей рыбой, дичиной, говядиной, а теперь превратившемся в дымящееся пепелище, не хватало продовольствия, чистой воды. На пятый день после пожара черные люди Москвы «восколебашеся аки юроди». Волнения охватили московский посад.
Состав участников движения 26 июня не вполне ясен. Летописцы пишут то о «черных людях», то о «москвичах болших и черных людях». Курбский замечал позднее, что «бысть возмущение велико всему народу». Об обвинениях родных Иван IV услышал 23 июня, когда для обсуждения чрезвычайного положения у постели больного митрополита в Новинском монастыре собралась Боярская дума. Здесь присутствовали благовещенский протопоп Федор Бармин, князь Ф. Скопин-Шуйский, И.
Федоров, князь Темкин-Ростовский, Захарьин и Ф. От Бармина, Скопина-Шуйского и Федорова Иван IV услышал, что его бабка якобы «волхованием сердца человеческие вымаша и в воде мочиша и тою водою кропиша, и оттого вся Москва выгоре». Недовольные всевластием Глинских и бесчинствами их слуг низы городского населения обвиняли Глинских в поджоге Москвы. Позднее всю вину за смерть Ю. Глинского царь возлагал на бояр: «Наши изменные бояре… наустиша народ». Трудно, однако, поверить его словам.
Грозный писал об этом спустя более 15 лет, в тот период, когда его взаимоотношения с боярами достигли крайней степени обострения. Собравшись «вечьем», т. Юрий Васильевич Глинский, опасаясь народного гнева, спрятался в митрополичьем Успенском соборе. Его там нашли, избили, связали и «едва жива» выволокли из придела Дмитрия Солунского, а потом всем «миром» убили камнями на площади.
Смутное время в истории России
Марксистский взгляд: Московское восстание 1547 года, антифеодальное восстание горожан в Русском гос-ве. Вместе с тем, неизвестно ни одного восстания, которое бы вспыхнуло в правление Ивана Грозного против его репрессивной политики. Неудача московского восстания отражала слабость городов центра.