Метеоусловия будут благоприятствовать наблюдению Голубой Луны ночью 31 августа. Последняя летняя ночь ожидается малооблачной в большинстве регионов европейской части России, отметил ведущий специалист Центра погоды ФОБОС Евгений Тишковец.
Синтаксический разбор предложения в тексте
Пред нами предстаёт пейзаж, от которого захватывает дух: безбрежное синее море и бескрайние просторы голубого небосвода, которые сливаются далеко на горизонте в единое целое. Появились фото Голубой Луны в Самарской области в ночь на 31 августа. Голубой простор над горизонтом. В ответе на кроссворд 8 букв. Своим мажорным, светлым строем картина «В голубом просторе» характерна для общих настроений, переживавшихся в это время теми художниками, которые приветствовали революцию, как Рылов. Голубой простор над горизонтом. В ответе на кроссворд 8 букв.
Сочинение на тему в голубом просторе 6 класс
Ниже представлены все слова с определением «голубой простор над горизонтом 9 букв», которые найдены в нашей базе. Четыре часа заняла поездка в детсад из Голубого в Зеленоград после снегопада Новости. Скачивайте стоковые фото голубое небо с солнцем и облаками. Все ответы для определения Голубой простор над горизонтом в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице.
Аркадий Рылов "В голубом просторе"
В эти дни луна будет находиться достаточно низко над южным горизонтом, поэтому она будет выглядеть еще более внушительной. Появились фото Голубой Луны в Самарской области в ночь на 31 августа. Четыре часа заняла поездка в детсад из Голубого в Зеленоград после снегопада Новости.
Голубой простор
Страна и мир - 31 августа 2023 - Новости Краснодара - «В голубом просторе» традиционно начинала экспозицию советского искусства Третьяковской галереи, но, тем не менее, эта картина создавалась вовсе не как гимн революции. Вопрос: Голубой простор над горизонтом, 9 букв, на Н начинается, на Н заканчивается.
"В голубом просторе" - картина Аркадия Рылова, созданная в 1918 году.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».
Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать художник, сложили поэтическую песнь. Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света. Вполне закономерно, что этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Реалистичность в изображении натуры сочеталась у Рылова с романтизацией образа, поэтому его работа получила символическую трактовку: мотив бескрайнего простора, сурового моря и сильного ветра ассоциировался с «ветрами революции». Полотно А. Рылова вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно-«советская» картина, полная «революционной романтики». Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи.
Изображенное на картине тёмно-синее море не покрыто льдом, но на его многочисленных островах уже лежит снег. Дует свежий морозный ветерок. Он нагоняет на воде лёгкие волны и надувает паруса плывущему вдали кораблю. Однако птиц не пугает ни лёгкий морозец, ни холодный ветер. Они ещё только в начале своего долгого пути на юг и полны сил. В тёплых краях лебеди проведут всю зиму, а весной обязательно вернутся домой, вновь радуя своим появлением жителей родного края. Выбранная художником цветовая палитра — это холодные цвета и оттенки. И они не только подчеркивают ощущение холодного времени года.
Сочетание белого цвета со светлыми и тёмными оттенками синего делают это произведение изумительно ярким предметом живописи. А небольшое количество серого, чёрного и коричневого цветов только усиливают этот эффект. Стоит отметить, что картина имеет очень реалистичный вид. С трудом верится, что это изображение не фотография. Мелкие детали настолько чётко выведены, что зритель невольно сможет почувствовать себя участником этого сюжета. Всё происходит как будто на самом деле. Всё настоящее: и взволнованное ветром море, и заснеженные каменистые острова, и двухмачтовое парусное судно, и голубое облачное небо, и величавые белые птицы. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе", хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.
Русский советский живописец А. Рылов родился 17 29 января 1870 года в селе Истобенское Вятской губернии ныне Истобенск Кировской области. Аркадий родился в пути, когда родители его ехали в Вятку. Отец Рылова страдал сильным нервным расстройством, поэтому мальчик воспитывался в семье отчима. Его детство и юность прошли на севере. Семья жила в Вятке, на берегу широкой многоводной реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой. Рылов полюбил природу страстно и на всю жизнь.
Он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за пушистой белкой. В 1893 году А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а еще через год его пригласил к себе в мастерскую А. Куинджи, обучение у которого давно было заветной мечтой молодого художника. Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи. К началу 1900-х годов мастерство Рылова достигло зрелости. Будучи родом из Вятской губернии, он первые свои пейзажи, написанных после окончания Академии, посвятил родной северной природе: "С берегов Вятки" 1901 , "Рябь" 1901 , "Смельчаки. Кама" 1903.
Близки по характеру и картины, сделанные после поездки на этюды в Финляндию: "Весна в Финляндии" 1905 , "Тихое озеро" 1908. Весна в Финляндии Рябь Эти северные пейзажи принесли ему первую известность. Можно сказать, что в то время определились излюбленные темы художника: водная стихия и движимые ветром деревья. Выбор этот, по словам А. Куинджи, свидетельствовал о "врождённой любви к природе". В 1904 году появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж.
Колорит строится на сочетании насыщенных цветовых отношений. Динамично пространственное решение - это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали. В этой картине, как и в некоторых других у Рылова, в природных мотивах проступает историческая символика - славянский челн, виднеющийся за деревьями. Зеленый шум В своих "Воспоминаниях" Рылов писал: "... Я очень много трудился над этим мотивом, стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез... Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова, знаменующей расцвет его дарования. Ныне один из вариантов картины "Зеленый шум" украшает Третьяковскую галерею в Москве, а другой - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
В 1904 году "Зеленый шум" поставил художника в ряды лучших пейзажистов страны. Полет лебедей над Камой Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Вольный полет белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника. И в 1918 году он на одном дыхании пишет картину "В голубом просторе". Это было повторение написанной им же в 1914 году картины "Полет лебедей над Камой", но на этот раз - в мажорном ключе. В голубом просторе В новой картине А. Рылов достиг не только выразительного лаконизма художественного языка , но и символического звучания образа. Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова.
На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра. Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать художник, сложили поэтическую песнь. Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света.
Вполне закономерно, что этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Реалистичность в изображении натуры сочеталась у Рылова с романтизацией образа, поэтому его работа получила символическую трактовку: мотив бескрайнего простора, сурового моря и сильного ветра ассоциировался с "ветрами революции". Полотно А. Рылова вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно-"советская" картина, полная "революционной романтики". Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Ныне полотно "В голубом просторе" находится в Государственной Третьяковской галерее. Создавая преимущественно пейзажи-картины, Рылов стремился дать обобщённый, национально-романтический по настроению образ родной страны.
В небе над Петербургом взошла «голубая Луна» В ночь на 30 августа жители Петербурга могли наблюдать редкое астрономическое явление — «голубую Луну». Запечатлеть суперлуние удалось над Парнасом. Кадры опубликовали в тг-канале «Астро Фото Болото».
Лазурный простор
В 2023 году суперлуние станет уже третьим, причем второе жители Земли, в том числе и россияне, могли наблюдать в начале августа. Два полнолуния на один месяц выпадают лишь несколько раз в год, и в таких случаях второе полнолуние называют голубой луной.
На горизонте видны скалистые заснеженные берега, символизирующие суровую северную природу. Вдали плывёт корабль с белоснежными парусами, он также гармонирует с белыми облаками и белыми лебедями. Аркадию Рылову прекрасно удалось передать не только огромное пространство, но и движение. Посмотрите на картину,и вы сможете легко представить, как легко плывут облака, подгоняемые ветром, как лебеди машут крыльями и как скользит по водной глади парусник. Также обратите внимание на свет, изображенный художником. Солнечные лучи падают с левой стороны и освещают птиц, паруса, а также отражаются от водной глади и снега. Полёт птиц лёгок и свободен, они словно купаются в чистом, наполненном светом воздухе. Основными цветами на картине являются синий и белый.
Ситуация изменилась только в 2022 году, когда на небе появилась точка намного ярче Сириуса, причем она является делом рук людей. Этот яркий объект мешает ученым изучать космические объекты и в будущем может стать причиной пропуска смертельно опасного астероида. Но это не все самое интересное, что можно рассказать об этом объекте.
Спутник BlueWalker3 можно увидеть на небе невооруженным глазом, и в будущем таких объектов может стать больше Для чего нужен спутник BlueWalker 3 По данным научного издания Science Alert , спутник BlueWalker 3 предназначен для «выработки электроэнергии из космоса и доставки широкополосной сотовой связи в смартфоны». После развертывания антенны, площадь аппарата составила 64,3 квадратных метра. Сначала спутник сильно отражал солнечный свет и был сильно заметен на ночном небе.
Примерно к декабрю 2022 года его яркость снизилась, но люди все равно могли увидеть объект невооруженным глазом. Наблюдения показали, что видимость аппарата увеличивается, когда он находится высоко над горизонтом. Также объект становится сильно ярким при определенных углах падения солнечного света.
Настолько яркий объект на небе критически усложняет работу астрономов — из-за светового загрязнения ночного неба, они не видят космические объекты.
Будучи на Каме, художник написал серию пейзажей, из которых наиболее известно полотно с изображением птиц, летящих над водой — «Лебеди над Камой» 1912 год , которое впоследствии несколько раз им повторялось. Эта картина считается непосредственной предшественницей картины «В голубом просторе», написанной в 1918 году. Иногда на последнюю даже ссылаются как на выполненный в более мажорном ключе вариант картины «Лебеди над Камой». Аркадий Рылов писал картину «В голубом просторе» в 1918 году, в суровых условиях послереволюционного Петрограда. Мысли заняты только тем, как бы съесть чего-нибудь… В кухне утром вода замерзала и в ведре, и в самоваре.
Облачное голубое небо уходит за горизонт над голубой поверхностью моря
Так, сейсмологи из Вашингтонского университета пришли к выводу , что заметнее, чем что-либо еще, на литосферные плиты влияет гравитация Луны. Она то ослабляет хватку, отдаляясь, то усиливает, приближаясь, таким образом внося свою лепту в процессы деформации и напряжения в недрах. По словам математика Михаила Ковалева, изучающего климатические процессы на Земле и их связь с космическими явлениями, назвал «лунный фактор» необычайно сильным. В дни, когда полнолуние или новолуние и перигей отделены друг от друга всего несколькими часами, приливные силы значительно возрастают», — утверждает он. Ковалев также проанализировал землетрясения 2001—2009 годов, придя к выводу, что они привязаны как раз к суперлуниям.
По его словам, когда перигей и полная либо новая Луна незначительно разделены во времени, то на нашей планете возрастает сейсмическая активность. Так, с 2010 по 2016 год Луна прошла через необычный период: 7 полнолуний подряд были отделены от перигея не более чем 165 минутами. В эти дни приливные силы земного спутника возрастали. Кроме того, можно привести и примеры вулканических извержений, привязанных к суперлуниям.
Например, в июне 1991 года после более чем 600-летнего перерыва проснулся вулкан Пинатубо на филиппинском острове Лусон. В декабре 2021 года произошло очередное суперлуние, а в январе 2022 последовало извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай в Полинезии. Другой пример связан с землетрясениями в Турции и Сирии.
Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра.
Их стремительный взлет передает ощущение свободы и бесконечной радости от жизни. Центральное место на картине занимает море. Его синие волны, украшенные пеной, блестят на солнце и двигаются под силой ветра. Несмотря на то, что солнце на картине не изображено, его присутствие чувствуется в ярком свете, который озаряет и лебедей, и облака, и море.
Как пользоваться словарем Для поиска в словаре необходимо ввести слово в указанное поле поиска слова или ввести часть слова. Используйте пробелы для букв, которые вы не знаете. Оба поля можно использовать одновременно, если вы хотите уменьшить количество результатов и таким образом сузить слово решения.
Содержание
- Другие вопросы к сканвордам и кроссвордам
- Уникальные пейзажи подводного мира
- В голубом просторе - Картина -
- Голубой простор над горизонтом
Кубанцы делятся фотографиями голубой Луны и суперлуния
Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра.
Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Ежедневная аудитория портала Стихи. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова, знаменующей расцвет его дарования. Ныне один из вариантов картины "Зеленый шум" украшает Третьяковскую галерею в Москве, а другой - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. В 1904 году "Зеленый шум" поставил художника в ряды лучших пейзажистов страны. Полет лебедей над Камой Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Вольный полет белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника. И в 1918 году он на одном дыхании пишет картину "В голубом просторе". Это было повторение написанной им же в 1914 году картины "Полет лебедей над Камой", но на этот раз - в мажорном ключе. В голубом просторе В новой картине А. Рылов достиг не только выразительного лаконизма художественного языка , но и символического звучания образа. Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра. Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать художник, сложили поэтическую песнь. Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света. Вполне закономерно, что этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Реалистичность в изображении натуры сочеталась у Рылова с романтизацией образа, поэтому его работа получила символическую трактовку: мотив бескрайнего простора, сурового моря и сильного ветра ассоциировался с "ветрами революции". Полотно А. Рылова вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно-"советская" картина, полная "революционной романтики". Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Ныне полотно "В голубом просторе" находится в Государственной Третьяковской галерее. Создавая преимущественно пейзажи-картины, Рылов стремился дать обобщённый, национально-романтический по настроению образ родной страны. В советский период творчества художник в ряде случаев показывал в пейзаже преобразовательную деятельность людей "Трактор на лесных работах", 1934, Третьяковская галерея , обращался непосредственно к историко-революционной тематике "Ленин в Разливе", 1934, Русский музей. Но были у него пейзажи и с иным настроением - например, "Глушь" 1920. Болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним - мрачный, тревожный лес. Глушь Правда, жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: "Закат" 1917 , "Чайки. Тихий вечер" 1918 , "Лебеди" 1920 , "Жаркий день", "Полевая рябинка", "Островок" все 1922 , "Березовая роща" 1923 , "Старые ели у реки" 1925 , "Лесная река" 1928 , "Домик с красной крышей" 1933 , "В зеленых берегах" 1938 и др. Тихий вечер Полевая рябинка Закат Рылов был также тонким анималистом, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели - обезьяна, зайцы, белки, птицы и другие животные. Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Звери и птицы Аркадия Александровича не боялись. Здесь же было два муравейника. Это трогательное доверие "братьев наших меньших" художник запечатлел в картине " Лесные обитатели " 1910 и в "Автопортрете с белкой" 1931, Третьяковская галерея. Автопортрет с белкой Художник не только поддержал Октябрьскую революцию, но и стал активным деятелем советского искусства. Позднее, в 1920-1930-е годы произведения Рылова стали подчеркнуто декоративными. Мастер живописных пейзажей, академик живописи А. Рылов умер в Ленинграде 22 июня 1939 года. А самые знаменитые его картины "В голубом просторе" и "Зелёный шум", благодаря своей декоративности, подбору красок и их сочетаний, отсутствию тональных переходов, интересным ракурсам и символике, стали не только хрестоматийными, но и почитаемыми всеми, кто хоть немного знаком с русской живописью. Только Рылов, пожалуй, умел как-то особенно поэтично смотреть на самые обыкновенные картины природы, мимо которых проходили сотни людей, не замечая их: белые одуванчики на зеленом лугу; синие реки, где купаются отражения плывущих по небу облаков; шустрая белка, скачущая по пушистым еловым веткам; весенний перелет птиц; березы, трепещущие на ветру своими ветвями; ловко прыгающий в венчике купавы солнечный зайчик... Впечатления от увиденного переполняли художника. Руки тянулись к кисти, кисть - к холсту, и рождались картины о родной природе, а значит, о родной земле. Наверное, художник Рылов своими картинами хотел не только воспеть красоту и своеобразие родной природы, родной земли, но и напомнить, что человек в ответе за ее сохранность и процветание. Предвечерняя тишина Скалы в Кекенеизе. Особый вид школьного сочинения - описание картины. Синтез изобразительного искусства и литературы несет в себе некоторые трудности: как выразить средствами языка то, что воспринимается зрением? Научиться понимать и описывать произведение живописи - особый навык. Для овладения им существует набор правил, которые помогут грамотно написать сочинение по картине. На примере данного произведения в статье будет рассмотрен жанр сочинения-описания картины. Жанр картины Для начала дети должны иметь представление о художественных жанрах в живописи. Предлагаемая для сочинения картина может быть портретом, пейзажем, бытовой зарисовкой или натюрмортом. Не стоит забывать и об особенностях каждого отдельного жанра при написании сочинения. Пейзаж не обязательно представляет нерукотворную природу - вид города также будет относиться к данному жанру живописи. В любом случае его цель - показать взаимоотношения человека и мира, которые могут быть гармоничны либо находиться в оппозиции друг к другу. Чтобы это увидеть, следует определить общее настроение картины: оно выражено посредством цветовой палитры и сюжета. Слово об авторе. История создания картины Подготовительный этап перед началом работы над сочинением по картине - знакомство с личностью художника, его творческой позицией и особенностями. Аркадий Александрович - художник, пейзажист начала XX века, писавший в стиле символизма. Предлагаемая к рассмотрению картина - одна из двух наиболее известных, вышедших из-под его кисти. После переживаний и тревог 1917 года не могло не произойти своеобразного вздоха облегчения, о чем свидетельствует умиротворенная атмосфера светлой по своему настроению картины. Излюбленным жанром Рылова является пейзаж, а изображает он в основном свою родную природу - север России, реку Вятку, на которой вырос. Излюбленные цвета художника - зеленый и синий - передают колорит знакомой и понятной автору природы вокруг. Кто или что изображено Рассмотрев внимательно картину, необходимо определиться с ее основным содержанием. Если это портрет, то главный объект картины - человек. При дальнейшем составлении плана будет полезным выяснить при возможности, кто изображен на полотне. Поскольку картина Рылова - это пейзаж, то основным изображенным объектом будет природа. Это суровая северная природа: скалистые острова земли, покрытые тающим снегом, окружены холодным волнующимся морем.
Этим прозвищем Джима наградили еще в детстве из-за его характера. Джим нахмурился при этом воспоминании. Никто из них пока даже не видел ту рыбу, которую они прозвали Большой Джули, но они знали, что это именно самка, а не самец, потому что лишь самки вырастали до таких размеров и достигали такой силы. А ее силу они уже имели возможность ощутить через натянувшийся в глубину тонкий рыболовный линь. Под натянувшейся лесой задымился фальшборт, в твердом дереве образовалась глубокая бороздка, а их ободранные ладони кровоточили… — В тысяча семьсот пятнадцатом году, когда мой отец плавал на старой «Деве Омана», они сели на мель у Опасного мыса, — сказал по-арабски Мансур это был родной язык его матери. Вода была такой прозрачной, что все видели, как зубан всплывает с глубины в три сажени. Он откусил матросу ногу повыше колена и разом проглотил ее, как пес глотает куриное крылышко. Парень орал и бился на воде, вокруг него пенилась его собственная кровь, он пытался отогнать рыбину, но та кружила рядом и наконец схватила его за вторую ногу. И утащила парня на глубину. Больше они его не видели. Эти трое так много времени провели вместе, что легко говорили на родном языке каждого из них — английском, арабском и лози. И без усилий переходили с одного языка на другой. Джим засмеялся, но скорее чтобы скрыть свои чувства, чем от веселья. Зама ухмыльнулся. На этот раз Джим не нашел что сказать. Поэтому просто уставился на светлевший понемногу горизонт: — Солнце взойдет через пару часов. Мне хочется побыстрее подойти к Котлу. Это лучшее время для охоты на Большую Джули. Они направились в глубину залива, одолевая волны, катившие свободным строем из Южной Атлантики. Ветер дул им навстречу, так что они не могли поднять парус. За их спинами вздымалась освещенная луной величественная глыба Столовой горы с плоской вершиной. В заливе у ее подножия темнело скопление судов, стоявших на якоре; среди них преобладали большие корабли. Эта стоянка была караван-сараем всех южных морей. Торговые и военные корабли Голландской Ост-Индской компании и суда полудюжины других стран пользовались мысом Доброй Надежды, чтобы запастись провизией и отремонтировать корпуса и такелаж после долгих океанских путешествий. В этот ранний час на берегу почти не было заметно огней — лишь тусклые фонари светились на стенах крепости и в окнах прибрежных таверн, где все еще веселились команды стоявших в заливе кораблей. Взгляд Джима привычно скользнул к одинокому огоньку, отделенному примерно морской милей тьмы от остальных. Там находились склад и контора торговой компании «Кортни бразерс». Джим знал, что свет горит в окне кабинета его отца на втором этаже длинного складского строения. Том Кортни, отец Джима, был одним из самых удачливых торговцев на мысе Доброй Надежды. Джим снова сосредоточился на предстоявшем им деле. Он подергал веревку румпеля, обмотанную вокруг большого пальца его босой правой ноги. Они слегка изменили курс влево, направляясь к северной точке острова Роббен. Так по-голландски назывались тюлени, селившиеся на его камнях. Юноши уже могли чуять запах этих животных в ночном воздухе: вонь их помета казалась просто удушающей. Когда ялик подошел ближе, Джим встал на банку, чтобы определить их положение относительно берега; он принялся высматривать метки на ландшафте, чтобы подвести лодку точно к глубокому провалу в морском дне, который они называли Котлом. Вдруг, тревожно вскрикнув, он быстро вернулся к борту: — Эй, гляньте на того болвана! Он же прямо на нас идет! Налегай, черт побери, налегай на весла! Высокий корабль несся под огромной массой парусов, бесшумно огибая северную оконечность острова. Под напором северо-западного ветра он с пугающей быстротой приближался к ялику. Он даже огни не зажег! Корабль неотвратимо надвигался на них, его нос в лунном свете серебрился. В голосе Мансура послышался страх, что сделало опасность еще более очевидной. Они тебя не услышат. Все трое еще энергичнее налегли на весла, и маленькое суденышко словно полетело по воде, однако большой корабль двигался быстрее. Этот вопрос напряженно задал Мансур. Вот и проверим историю твоего отца. Какую из твоих ног Большая Джули откусит первой? Все трое бешено гребли, в прохладе ночи пот заливал их искаженные лица. Они стремились к скалам, к надежному укрытию, где большой корабль не смог бы их задеть; но им оставался до камней еще полный кабельтов, а паруса корабля уже закрывали звезды. Юноши слышали гул ветра в снастях, потрескивание рей, музыкальное бульканье волны под носом корабля. Все они молчали, лишь бешено работали веслами, в ужасе поглядывая на корабль. Зама работал наравне с остальными, но его глаза сверкали на темном лице, когда он смотрел на настигавшую их смерть. Волна, которую гнал перед собой корабль, подняла лодку, отбросила назад, и ялик вдруг покатился по ней кормой вперед. Суденышко зачерпнуло ледяную воду. Трое юношей вылетели через борт, когда тяжелый корпус корабля ударил по лодке. Но Джим успел понять, что это был скользящий удар. Ялик отшвырнуло в сторону, но его обшивка явно выдержала. Джим ушел глубоко под воду, но попытался нырнуть еще глубже. Он знал, что столкновение с днищем корабля стало бы смертельным. Корабль наверняка густо оброс морскими желудями за время перехода через океан, и их острые как бритвы раковины мгновенно сдерут всю плоть с его костей. Он напряг все мышцы тела, ожидая страшного столкновения, но его не случилось. Легкие Джима горели как в огне, он задыхался. Но держался до тех пор, пока не почувствовал уверенность, что корабль прошел мимо, и лишь тогда повернул к поверхности, работая руками и ногами. Сквозь прозрачную воду он уже видел очертания луны — расплывчатые, нематериальные — и изо всех сил, собрав всю свою волю, устремился к ним. Резко выскочив на поверхность, Джим наполнил грудь воздухом. Перевернувшись на спину, кашляя и задыхаясь, он вдыхал дарующую жизнь свежесть. Наконец он хрипло крикнул, преодолевая боль в легких: — Мансур! Вы где? Откликнитесь, черт вас побери! Это послышался голос Мансура, и Джим посмотрел в ту сторону. Его кузен цеплялся за наполненный водой ялик; его длинные рыжие локоны облепили лицо, как тюлений мех. И тут же над водой выскочила еще одна голова, как раз между ними.