Новости экономический курс маленкова

Именно Г. Маленков смог сформировать тот сталинский аппарат, который управлял страной в период её самых больших свершений во всех сферах её жизни. Экономика СССР В 1953-1964 экономический курс Маленкова. Экономическая политика Хрущева и Маленкова. Экономический курс Маленкова был настороженно воспринят партийно-хозяйственной элитой, воспитанной на стереотипе «тяжелая индустрия – любой ценой». Лекция Юрия Алексеевича Маленкова "Критерии и методы оценки экономических результатов и эффективности стратегий".

Экономические реформы 1950-х гг.

  • Экономическое и социальное развитие в 1953–1964 гг.
  • Реформы Маленкова – ключевые аспекты
  • Экономический курс Маленкова.
  • Бесплатые презентации Powerpoint

В правительстве запланировали плавное снижение курса рубля

После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета министров СССР Г. Н. Маленкова (1953-1955). Лекция Юрия Алексеевича Маленкова "Критерии и методы оценки экономических результатов и эффективности стратегий". В послесталинском руководстве Маленков выступал за проведение осторожных реформ.

8 февраля 1955 г. началась борьба со сталинистами

  • Экономический курс маленкова
  • 8 февраля 1955 г. началась борьба со сталинистами
  • План. Экономический курс Г.М. Маленкова
  • План. Экономический курс Г.М. Маленкова
  • Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х- середине 1960-х гг
  • Экономический курс Маленкова: характеристика, временные рамки

Экономический курс Г.М. Маленкова

Маленков 1953—1955. Маленков экономика. Экономическая политика Маленкова. Социальная политика Маленкова. Экономический план Маленкова.

Развитие промышленности Маленкова. Маленков экономический курс. Экономический курс Маленкова итоги. Маленков должность в 1953.

Экономический курс Маленкова кратко. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х середине 1960-х гг. Экономический курс г. Новый курс г Маленкова.

Рост Маленкова. Маленков Георгий Максимилианович реформы. Маленков Георгий Максимилианович экономическая реформа. Маленков экономика 1953.

Экономический курс Маленкова и Хрущева. Маленков экономика СССР. Реформы г. Экономические программы Хрущев и Маленков таблица.

Маленков социальная политика. Диспропорции в экономике СССР. Развитие промышленности отказ от курса Маленкова. Курс Маленкова промышленность.

Программа Маленкова. Рычаги власти Сталина. Программа Маленкова после смерти Сталина. Инициатива Маленкова.

Маленков развитие сельского хозяйства. Развитие сельского хозяйства 1953-1964. Маленков сельское хозяйство таблица. Итоги правления Маленкова.

Маленков 1955. Георгий Максимилианович Маленков. Маленков г.

Кроме того, Маленков предлагал значительно ускорить темпы развития лёгкой промышленности и жилищного строительства. Это дало бы возможность повысить уровень жизни населения. Выступая перед депутатами Верховного Совета, Маленков подчёркивал важность снижения себестоимости продукции и увеличения рентабельности производства рентабельность рассчитывается как отношение прибыли предприятия к затратам на производство продукции. Из выступления Г.

В связи с обсуждением бюджета я хотел бы сказать о некоторых неотложных задачах в области промышленности и сельского хозяйства, решение которых даст нам возможность более успешно осуществлять нашу главную задачу — обеспечение дальнейшего улучшения материального благосостояния рабочих, колхозников, интеллигенции, всех советских людей. Партия твёрдо и неуклонно проводила свою линию в борьбе против троцкистов и правых капитулянтов и предателей, выступавших против строительства тяжёлой промышленности, требовавших переместить средства из тяжёлой промышленности в лёгкую. Принятие этих предложений означало бы гибель нашей революции, гибель нашей страны, ибо мы оказались бы безоружными перед лицом капиталистического окружения. Мы имеем полную возможность и должны это сделать. За последние 28 лет производство средств производства выросло в нашей стране примерно в 55 раз, производство же предметов народного потребления за этот период увеличилось лишь примерно в 12 раз. Правительство и Центральный комитет партии считают необходимым значительно увеличить вложения средств в развитие лёгкой, пищевой… промышленности, на развитие сельского хозяйства… Нельзя, однако, удовлетвориться одним количественным ростом производства предметов потребления… Надо признать, что мы отстали с качеством товаров… и должны серьёзно поправить это дело. Многие предприятия всё ещё выпускают продукцию неудовлетворительного качеств, не отвечающую требованиям и вкусам советского потребителя.

Известно, что себестоимость является основным показателем, характеризующим качество всей работы предприятия. Между тем, многие хозяйственные руководители забывают об этом, мало интересуются вопросами рентабельности предприятия. Вопросы к тексту 1. Что в докладе называется главной задачей экономического развития? Как обосновывается необходимость первоочередного развития тяжёлой промышленности в годы первых пятилеток? Какие изменения в экономической политике, по мнению Маленкова, необходимо осуществить? Назовите не менее трёх.

Можно ли говорить о том, что предложенные реформы способствовали переводу экономики страны на интенсивный путь развития? Обоснуйте ответ. Свернуть Продуманной экономической программы у Хрущёва в начале 1950-х гг. Утвердившись у власти, он поддержал проведение некоторых мер, предлагаемых Маленковым. Прежде всего, это касалось улучшения положения колхозов и колхозников. Однако идея смещения приоритетов экономического развития в пользу лёгкой промышленности казалась ему неприемлемой. Основной задачей провозглашалось увеличение доли машиностроения и приборостроения в общем объёме производства.

Хрущёв часто подчёркивал важность внедрения в производство достижений научно-технического прогресса. Но не придавал такого значения, как Маленков, повышению качественных показателей: росту производительности труда, увеличению рентабельности производства, ресурсосбережению. Он полагал, что обеспечить значительное увеличение объёма производства СССР может за счёт экстенсивных факторов: строительства новых заводов, распашки новых, ранее не используемых для земледелия земель и так далее. После того, как было принято решение об ускоренном переходе к коммунизму, Хрущёв провозгласил своеобразный «крестовый поход» против частнособственнических пережитков. Началось наступление на личные подсобные хозяйства колхозников, любая предпринимательская деятельность была, по сути, незаконной, ужесточились наказания за экономические преступления — вплоть до смертной казни. Узнать больше В 1961 г. Один из хозяйственных руководителей Киргизской ССР вспоминал: «На рубеже 50-60-х годов Фрунзе был городом невиданного в советской провинции промтоварного изобилия.

То, что в других республиканских столицах было в постоянном дефиците — бельё, тюль, гардинное полотно, ковровые дорожки, — во Фрунзе можно было купить относительно свободно. Секрет был прост: нашлась здесь группа предприимчивых и изобретательных людей. Творцы трикотажного изобилия действовали с ведома самого высокого республиканского начальства». Недоброжелатели предпринимателей из Фрунзе написали кляузу в Москву. Дело дошло до Хрущёва, который приказал быстро навести порядок. Были произведены аресты, обыски, состоялся суд, который приговорил 21 человека к высшей мере наказания — расстрелу. Всего в годы хрущёвской кампании против экономической преступности по законам 1961—1962 гг.

Но ожидаемых результатов это не принесло. Советские экономисты, исследовавшие статистику противозаконных действий, пришли к неутешительному выводу: в 1960-х гг. Суровые меры, предложенные Хрущёвым, лишь загнали хищения в ещё более глубокое подполье, чем немало способствовали дальнейшему укреплению теневой экономики. Другим последствием репрессий в хозяйственном секторе стало снижение общего уровня управленческих кадров — вместе с преступниками пострадало немало талантливых руководителей с предпринимательской хваткой, которые не столько вредили, сколько помогали советской экономике. Свернуть Развитие сельского хозяйства В начале 1950-х гг. В 1952 г. В сентябре 1953 г.

Он принял ряд важных для развития сельского хозяйства страны решений. В 2—5 раз были повышены закупочные цены на молоко, масло, картофель, скот, птицу. Это позволило колхозам получать прибыль при продаже выращенной продукции, а следовательно, в полной мере рассчитываться с крестьянами за их труд. Так, уже в 1954 г. Изменилась система налогообложения личного подсобного хозяйства. Теперь величина налога зависела от размера приусадебного участка, а не количества плодовых деревьев, кустов, ульев, поголовья скота и тому подобного. В 1954 г.

Кроме того, списывались недоимки по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Было принято решение об увеличении финансирования сельского хозяйства из государственного бюджета. В основном средства шли на закупку техники. В 1954—1955 гг.

В ответ Госплан категорически отверг идею Канторовича, назвав ее маржиналистской по своей сути. Канторович лишь четко сказал то, на что намекал А. Румянцев: надо положить в основу советского планирования оценки затрат капитала как главного критерия в выработке решений. В связи с озвученной установкой "догнать и перегнать Америку" Н. Хрущев мобилизовал достаточно мощный научный аппарат экономистов для сравнительного анализа возможностей социалистической и капиталистической экономик. Академии наук СССР было дано задание — разработать детально, по каким основным группам товаров и когда советская экономика может обогнать США, исходя из среднедушевого показателя выпуска. Быстро обнаружилось, что по макроэкономическим показателям Советский Союз просто не мог соревноваться с Западом, так как в СССР отсутствовала система национальных счетов, что и было официально объявлено для ЦК советскими экспертами. В 1958 г. НИИ при Госплане сделал достаточно неутешительный для Н. Хрущева вывод, что строить планы исходя из доктрины "догнать и перегнать Америку" непродуктивно, так как СССР и США обладают слишком разными структурами народных хозяйств и достаточно различаются по климатическим условиям. Специалист по истории военной экономики капиталистических стран А. Бечин в конце 1950-х гг. Из этого следовало, что и темпы роста капиталистической экономики тоже стали непрогнозируемыми, а это означало, что строить планирование развития советской экономики, ориентируясь на западные показатели, также бессмысленно. Когда популистская доктрина "догнать и перегнать Америку" только формировалась, то за ней скрывалась обеспокоенность советского политического руководства ситуацией в советской экономике, вызванной внутренними факторами развития. Еще в сентябре 1953 г. Госплан представил Г. Кроме того, рост производительности труда составил в 1952—1953 гг. Во всех бедах обвинили менеджмент предприятий и ведомства, которые затягивали процесс строительства новых заводов и жилищных площадей для их персонала. Именно в связи с набиравшим обороты кризисом и появилась концептуальная идея Г. Маленкова переориентировать инвестиции из сектора производства средств производства в сектор производства потребительских товаров. Во втором полугодии 1953 г. Маленкова советское правительство пошло на не имевший аналогов в прошлом шаг — сократило вдвое сельхозналог: если в 1952 г. Маленков позволил крестьянам увеличить приусадебные участки в 5 раз. При этом повысилась оплата труда колхозников. В результате если в 1953 г. Эти меры Г. Маленкова дали очень существенный положительный результат в 1954-1958 гг. Попов, 2005: 66. В итоге продовольственная проблема как преодоление возможности голода была решена. Аграрная реформа Маленкова показала, что хозяйственная свобода на селе дает гораздо больший экономический эффект, нежели сталинские трудодни и т. Возврат Н. Хрущева после изгнания из правительства Г. Маленкова к сталинской формуле отношений государства с селом привел к обратным результатам — рост производительности колхозных хозяйств замедлился. Среди существенных результатов маленковской политики следует отметить также подъем жилищного строительства. Но в этой сфере успехи были менее заметными, резкий скачок примерно в 2 раза произошел только в 1955-1960 гг.

Логика в такой децентрализации была, и первоначально реформа была воспринята позитивно. Но уже скоро стали проявляться серьёзные проблемы. Нарушились устоявшиеся экономические и производственные связи между предприятиями одной отрасли, так как они оказались в разных экономических районах и были подчинены разным совнархозам. Проявились и проблемы, связанные с неравномерностью экономического развития регионов. Например, северо-западный и центральный районы на территории РСФСР обладали гораздо более развитой промышленной базой и квалифицированными кадрами, чем среднеазиатские районы СССР, в экономике которых преобладало сельское хозяйство. По этой причине менее экономически развитые районы были обречены на хроническое отставание. С начала 1960-х гг. Сначала на республиканском уровне были созданы совнархозы союзных республик. Затем начался процесс укрупнения местных совнархозов путём слияния экономических административных районов в более крупные. В результате число таких районов сократилось со 105 до 43. Для проведения единой технической политики были образованы государственные производственные комитеты. Они руководили научно-исследовательскими, конструкторскими и проектными организациями, которые выводились из-под управления совнархозов. Таким образом, тенденция централизованного отраслевого управления экономикой фактически одержала верх и в 1965 г. В 1953—1964 гг. Промышленное производство за 1956—1960 гг. В 1960 г. В 1965 г. СССР стал крупнейшим в мире производителем кокса, цемента, тепловозов, пиломатериалов, шерстяных тканей, сахара-песка, животного масла, занял первое место в мире по добыче угля и железной руды и второе место по производству электроэнергии, добычи нефти и газа, производству стали, чугуна, химической продукции, минеральных удобрений, продукции машиностроения, хлопчатобумажных тканей и по другим позициям. При этом необходимо отметить значительное возрастание роли интенсивных факторов развития. Началась автоматизация производства, в промышленности появились новые отрасли — электроника, атомная энергетика, космонавтика. Большая электронно-счётная машина серия советских электронных вычислительных машин общего назначения, выпускавшихся с 1952 г. Фотография Виктора Р. Руиса Наиболее весомых результатов научно-технический прогресс достиг в оборонной промышленности: увеличение производства ядерного оружия, совершенствование ракетной техники, которая способна доставлять его к любой цели. Но эти наработки использовались и в гражданских отраслях. В 1959 г. Он был построен для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации. В 1957 г. СССР открыл для мира космическую эру — 4 октября на орбиту Земли был запущен первый в мире искусственный спутник. Носитель для него был создан на базе межконтинентальной баллистической ракеты. Из воспоминаний американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери «В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я … глядел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонёк, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества. Я знал, что хотя русские и прекрасны в своих начинаниях, мы скоро последуем за ними и займём надлежащее место в небе …. Тот огонёк в небе сделал человечество бессмертным. Земля всё равно не могла бы оставаться нашим пристанищем вечно, потому что однажды её может ожидать смерть от холода или перегрева. Человечеству было предписано стать бессмертным, и тот огонёк в небе надо мной был первым бликом бессмертия. Я благословил русских за их дерзания и предвосхитил создание НАСА президентом Эйзенхауэром вскоре после этих событий». Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин 1934—1968. Юрий Гагарин перед стартом, 12 апреля 1961 г. Фотография из коллекции Министерства обороны РФ Таким образом, по многим направлениям в середине 1950-х — начале 1960-х гг. СССР находился в числе лидеров научно-технического прогресса. Но в целом промышленность развивалась за счёт строительства тысяч новых предприятий. Отказ от курса Маленкова привёл к тому, что перекос на преобладание тяжёлой промышленности в структуре экономики сохранялся. Темпы роста лёгкой промышленности были выше, чем в предшествующий период: производство товаров народного потребления с 1950 по 1965 год удвоилось. К середине 1960-х гг. Среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР в 1951—1965 гг. Его численность составила 208,8 млн человек. В январе 1939 г. Даже с учётом того, что территория СССР за это время увеличилась, рост населения был существенным. В 1962 г. Сократилось число заключённых этому способствовало также смягчение наказаний по ряду уголовных статей и спецпоселенцев. Были сняты ограничения с бывших кулаков, высланных во время коллективизации из своих деревень. Была объявлена амнистия тем, кто во время войны сотрудничал с оккупантами. Возвращались на родину депортированные народы кроме поволжских немцев и крымских татар. Быстрый экономический рост давал возможность направлять больше средств на социальные нужды. Среднемесячная зарплата выросла соответственно с 78 до 96,5 рублей. Можете сравнить их с ценами на некоторые виды товаров, которые приведены в таблице. Государственные розничные цены в СССР на некоторые виды товаров.

Экономический курс маленкова

Сравните экономические программы Маленкова и Хрущева. При едином политическом курсе партийно-государственного руководства позиция Хрущева отличалась от замысла Маленкова. В послесталинском руководстве Маленков выступал за проведение осторожных реформ. Экономическая программа Маленкова предусматривала снижение сельскохозяйственного налога, списание долгов за прошлые годы, изменение системы налогообложения для селян.

В правительстве запланировали плавное снижение курса рубля

Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики. Экономический курс Маленкова был настороженно воспринят партийно-хозяйственной элитой, воспитанной на стереотипе «тяжелая индустрия – любой ценой». Слайд 4ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС МАЛЕНКОВА После смерти Сталина страна нуждалась в новой программе экономических. преобразований. Г. В. Маленков В н. 50 -х гг. неэффективность экономической системы стала очевидной. В российской историографии нет единого мнения о социально-экономической стратегии Маленкова, поскольку отсутствуют необходимые достоверные источники. Новый курс Маленкова связан с тем, что в 1950-е гг. в советской экономике обозначился дефицит капитала, который не позволял решать одновременно задачи реформы промышленности и гонки вооружений.

Экономический курс маленкова

Но хочу обсудить не личность этого политика, причём, скорее, хозяйственника. А исторический факт: за полтора года деятельность этого правителя резко изменила экономику страны. В то время родилась присказка: товарищ Маленков дал и хлеба, и блинков! Курс пятилетки изменить! Очередная пятилетка началась в 1951 году. В середине срока новый вождь советских людей решает - надо не так! Экономист Маленков выступил с подробным докладом "О неотложных задачах сельского хозяйства и мерах по дальнейшему улучшению материального благосостояния народа".

Громкими лозунгами в СССР было не удивить, но за пустыми фразами не всегда предполагались действия. А тут - конкретика! Докладчик провозгласил: Промышленность, производящая товары народного потребления, теперь должна расти быстрее, чем промышленность, производящая средства производства.

И расшифровал: "резко увеличить производство продовольствия и предметов потребления путём увеличения капиталовложений в отрасли лёгкой и пищевой промышленности, а также за счёт повышения заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, снижения налогов на крестьян в два раза и снижения обязательных поставок государству с подсобного хозяйства колхозников". В бюджете 1953 г вдвое сократили расходы на оборону.

А предприятия военного производства обязали включить в свой ассортимент товары народного потребления - не простаивать же станкам и КБ. Тогда и появились "мясорубки с оборонки". Кстати, традиция продержалась до самого развала СССР. Почитала современных историков, общая мысль: гонка вооружений была большим перегибом на фоне страха после Второй мировой войны. Сколько произвели оружия, столько не смогли бы использовать.

Также дефицит бюджета надо было восстановить отменой сталинских снижений розничных цен - не оправданных. Справедливости ради напомню, что предложил это немного раньше Сталин. Уж не знаю как сумели безнаказанно, но факт, что в правительстве проигнорировали этот сигнал.

В результате производство товаров группы «Б» товары народного потребления или товары, предназначенные для личного потребления пошло по остаточному принципу. По мнению историка Юрия Жукова , если бы Маленков смог удержаться на вершине власти, история пошла бы совсем иным путем, и СССР стал бы гораздо более процветающей страной. По словам историка Александра Шубина, нельзя сказать, что Маленков был только за крестьян, а Хрущев только против. Советское руководство проводило политику лавирования между двумя проблемами — модернизации и потребления, считает он.

Надо сказать, что Маленков тоже подчинился этому курсу. Он был назначен министром электростанций и, таким образом, далее преимущественно занимался именно развитием производства продукции группы "А"», — рассказал Шубин. Как бы там ни было, несмотря на краткость пребывания во главе советского правительства — неполные два года, с марта 1953-го по февраль 1955 года, — Георгий Маленков успел сыграть свою роль в российской истории. Это подтвердил народ: начиная с середины 50-х в деревнях начала ходить та самая поговорка, которую люди старшего поколения помнят до сих пор: «Пришел Маленков — поели блинков». В следующий раз блинков простые люди в России поедят нескоро.

В августе 1953 г. Исходя из этого, он предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Такой подход, по мнению Маленкова, был способен обеспечить за два - три года значительное улучшение снабжения населения товарами первой необходимости. В области сельского хозяйства он предложил считать главной задачей повышение урожайности т. Для этого было намечено значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем вдвое денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. По свидетельству современника, «газету с этим докладом в деревне зачитывали до дыр, и простой бедняк - крестьянин говорил: «Вот этот за нас». Однако с отстранением Маленкова от дел постепенно прекратили действовать и предложенные им реформы. Сельскохозяйственная политика Хрущева. При едином политическом курсе партийно - государственного руководства позиция Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Обеспечить подъем сельского хозяйства он предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель что означало продолжение экстенсивного пути развития сельского хозяйства. В 1954 г. Началось освоение целины. Решением ЦК туда были направлены свыше 30 тыс. Партийных работников и более 120 тыс. Специалистов сельского хозяйства.

В правительстве запланировали плавное снижение курса рубля

Впоследствии Хрущёв обвинял Маленкова в безответственной растрате валютных ресурсов. Маленков выступал как защитник интересов не только государственных чиновников, которым он секретными постановлениями Совета Министров СССР от 26 мая и 13 июня 1953 г. В нашем распоряжении имеются документы, свидетельствующие о стремлении Маленкова отступить от широко распространенных в советском обществе патерналистских представлений о роли государства в решении социальных проблем, точнее, о попытках освободить государственный бюджет от части социальных расходов, переложив их на плечи трудящихся. Одна из таких попыток была предпринята в связи с разработкой нового пенсионного законодательства. Действовавшие до середины 1950-х годов правила пенсионного обеспечения рабочих, служащих и членов их семей в основном были установлены в 1928-1932 годах.

Согласно этим правилам, заработок, из которого исчислялись пенсии основной массе пенсионеров, был ограничен установленным еще в 1932 г. Вследствие этого ежемесячные пенсии по старости по общим нормам обычно не превышали 15 рублей для работающих пенсионеров и 21 руб. За период с 1947 по 1955 г. В результате пенсии руководящих и инженерно-технических работников достигали 300-500 рублей в месяц, а пенсии рабочих составляли 20-30 рублей61.

При этом пенсионерам, продолжавшим работать, такие пенсии выплачивались сверх заработка в полном объеме. В назначении пенсий как обычных, так и льготных существовал чрезвычайный разнобой и по возрасту, и по стажу работы. Кроме того, действовавшие правила назначения пенсий содержали множество положений и ограничений, которые нередко вообще лишали отдельные категории рабочих и служащих права на пенсию. Так, например, рабочим и служащим, не имевшим необходимого стажа, пенсии по старости не назначались.

В условиях десталинизации эти ограничения, ущемлявшие права многих граждан, вызывали жалобы и недовольство. Кроме права на пенсию по старости, советские рабочие и служащие имели право на пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца. В СССР существовала особая классификация групп инвалидов. К I группе относились инвалиды, полностью утратившие трудоспособность и нуждавшиеся в постороннем уходе.

Во II группу входили инвалиды, полностью утратившие способность к любому профессиональному труду, но не нуждавшиеся в постоянном уходе. К III группе причисляли инвалидов, не способных к систематическому труду по своей специальности в обычном рабочем режиме, но могущих выполнять какую-либо работу по другой профессии при определенных условиях, например, при сокращенном рабочем дне. Инвалидами не признавались лица с незначительным понижением трудоспособности. Считалось, что в условиях отсутствия безработицы существует достаточно возможностей для использования в народном хозяйстве работников с частичной утратой трудоспособности.

Не имели права на пенсию инвалиды с детства и граждане, ставшие инвалидами вследствие несчастных случаев или от общих заболеваний, если у них не было необходимого трудового стажа. Пенсии по случаю потери кормильца выплачивались нетрудоспособным членам семьи умершего, если они ранее находились на его иждивении. Признак отсутствия достаточных средств к существованию не являлся необходимым условием для получения пенсии по случаю потери кормильца. Это имело принципиальное значение, так как за нетрудоспособными членами семьи, включая родителей в возрасте старше 60 лет мужчины и 55 лет женщины , если они были иждивенцами умершего, признавалось самостоятельное, безусловное субъективное право на пенсию, что освобождало их от необходимости обращаться за материальной помощью к другим членам семьи62.

Обязательным условием для получения пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца было наличие необходимого стажа работы у инвалида или умершего кормильца. Еще с дореволюционных времен в России существовали пенсии за выслугу лет, в СССР такие пенсии впервые стали выплачиваться с 1925 г. В системе советского пенсионного обеспечения пенсии за выслугу лет получали учителя, врачи, а также некоторые другие педагогические и медицинские работники. В число пенсионеров за выслугу лет входили также отдельные категории работников Главного управления гражданского воздушного флота, зоотехники и ветеринарные работники, творческие работники некоторых театрально-зрелищных учреждений.

Данные пенсии назначались независимо от возраста и состояния трудоспособности. Гражданам, имевшим особые заслуги перед советским государством в области революционной, государственной, общественной, хозяйственной, военной или культурной деятельности, назначались персональные пенсии союзного или республиканского значения мужчинам по достижении 55 лет, женщинам - 50 лет. По особым правилам осуществлялось пенсионное обеспечение генералов, адмиралов и офицеров, а также работников науки. Наглядное представление о числе лиц, получавших пенсии по различным основаниям в период с 1953 по 1955 г.

Таблица 2 Численность и состав получателей государственных пенсий с 1953 по 1955 г. Действовавшее пенсионное законодательство усложнялось еще и тем, что, кроме системы пенсий по социальному страхованию для рабочих и служащих, существовал ряд других систем пенсионного обеспечения. Например: пенсии по социальному обеспечению для военнослужащих рядового состава, пенсии по кооперативному страхованию для членов артелей, пенсии работникам государственного контроля и др. Условия и нормы пенсионного обеспечения по всем этим системам существенно различались.

Из выступления Н. Необходимо провести процесс над высшими руководителями МГБ, виновными в фабрикации «ленинградского дела»». Он выступил против культа личности Сталина, назвав его главным виновников всех бед в государстве. Указал на необходимость проведения реформ в тоталитарном государстве, сохранении основы социализма. Хрущев выступал за расширение прав союзных республик восстановление национальной государственности болгарского, ингушского, калмыцкого, чеченского народов , взял курс на решение жилищной проблемы, ликвидировал отраслевые министерства и тем самым укрепил позиции региональной номенклатуры, делал ставку на партаппарат, но при этом расширил права Советов, расширил права местных партийных организаций. Сельскохозяйственная политика Н.

Решать обострившиеся проблемы можно было либо постепенно, эмпирически нащупывая контуры нового хозяйственного механизма, либо радикально, двигаясь к принципиально иной экономической системе. Этот путь в итоге и выбрал Хрущев. В силу особенностей обстановки и экономического мышления выработка новой экономической политики свелась к поискам своеобразного «философского камня», или, пользуясь ленинской формулировкой, «решающего звена в цепи». Таковыми поначалу были признаны массовые политико-экономические кампании с 1954 г. Исходя из прежней логики «простых решений» и высказанных в предыдущие годы новых идей децентрализация, усиление контроля снизу, сокращение аппарата управления, комплексное развитие территорий , Хрущев в 1957 г. В итоге было упразднено более 140 союзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и создано 105 территориальных органов: советов народного хозяйства. Но эффект реформы проявлялся до тех пор, пока новые органы управления еще не сложились в устойчивую систему, пока сама логика развития административной системы не привела к укрупнению совнархозов и фактическому восстановлению ведомственно-отраслевой системы управления внутри территориальной. Таким образом, поскольку административно-командная система была сохранена, реформа лишь заменила недостатки отраслевой системы управления недостатками территориальной системы с ее отраслевой несбалансированностью, местническими тенденциями, вновь разбухшим аппаратом управления. Вскрывшаяся недостаточность принимаемых мер заставила обратить внимание на выработку экономической стратегии. Поскольку умерщвленная в 1930 — начале 1950-х гг. Хрущев, в отличие от Маленкова, попытался опереться не только на обновленный им партийно-государственный аппарат, но и на массы. Это диктовалось как политическими соображениями стремлением к определенной независимости от аппарата , так и идеологическими. Будучи гораздо более, чем Сталин в последние годы жизни, восприимчив к марксистским постулатам, Хрущев полагал, что пробуждение социальной активности народа и привлечение его к управлению является залогом решения самых сложных проблем. Курс Хрущева органически вписывался в общественную атмосферу послесталинской «оттепели», с пробуждавшимися, хотя и весьма неопределенными надеждами, оптимизмом, энтузиазмом, верой в собственные силы и отражал традиционную для советского руководства психологию максимализма, «коммунистического штурма», убеждения в том, что «нет таких крепостей, которые не могут взять большевики». Общественный подъем, наблюдавшийся во второй половине 1950-х гг. Эти настроения подогревали изменения на международной арене, где укрепилось сообщество социалистических стран, рушилась колониальная система, десятки миллионов людей в третьем мире обращали свои взоры на СССР.

В результате производство товаров группы «Б» товары народного потребления или товары, предназначенные для личного потребления пошло по остаточному принципу. По мнению историка Юрия Жукова , если бы Маленков смог удержаться на вершине власти, история пошла бы совсем иным путем, и СССР стал бы гораздо более процветающей страной. По словам историка Александра Шубина, нельзя сказать, что Маленков был только за крестьян, а Хрущев только против. Советское руководство проводило политику лавирования между двумя проблемами — модернизации и потребления, считает он. Надо сказать, что Маленков тоже подчинился этому курсу. Он был назначен министром электростанций и, таким образом, далее преимущественно занимался именно развитием производства продукции группы "А"», — рассказал Шубин. Как бы там ни было, несмотря на краткость пребывания во главе советского правительства — неполные два года, с марта 1953-го по февраль 1955 года, — Георгий Маленков успел сыграть свою роль в российской истории. Это подтвердил народ: начиная с середины 50-х в деревнях начала ходить та самая поговорка, которую люди старшего поколения помнят до сих пор: «Пришел Маленков — поели блинков». В следующий раз блинков простые люди в России поедят нескоро.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий