Новости что является одной из причин возникновения экстремизма

Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и морального сознания граждан, ухудшение качества образования, социально-экономические кризисы. Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии. В силу того, что экстремизм является антиценностью и средством разжигания политических, национальных, межконфессиональных конфликтов, толчком к насилию, необходимо научиться искоренять причины его возникновения и распространения.

Профилактика экстремизма в молодежной среде

С иной же точки зрения мы можем смело утверждать, что чаще всего конфликты являются непосредственной основой причин терроризма, а терроризм и террор оказываются главным аргументом в спорах двух и более враждующих сторон. Вековые конфликты являются одними из главных причин межгосударственного, международного и религиозного террора. К вековым относятся конфликты, основывающиеся на исторической памяти народа, то есть имеющие глубокие корни в причинном комплексе массового террористического поведения. Терроризм является элементом внешней или внутренней политики в тех регионах, где присутствуют неразрешенные вековые конфликты, повторяющиеся каждым следующим поколением. Различными авторами указывается разное количество причин терроризма. Что же касается других авторов , таких как Я.

Вишняков , то он выделяет следующие факторы, являющиеся основанием существования и развития терроризма в нашей стране. Благодаря ученым и юристам, работающим в этой области, мы можем выделить шесть основных групп факторов. Первая группа факторов экономическая. Из за того что в нашей стране очень высоко расслоение граждан как по доходам так вследствие этого и по уровню жизни. Также немаловажно и то, что огромная масса трудоспособного населения не работает по причинам явной и скрытой безработицы.

Плюс и постоянный рост уровня криминала в нашей экономике. Активное финансирование террористических организаций, как различными странами, так и с территории нашего государства. Вторая группа содержит в себе политические факторы.

За массовое распространение экстремистских материалов и их производство либо хранение в целях распространения положено : физлицам — штраф 1000—3000 рублей либо арест до 15 суток; должностным лицам — штраф 2000—5000 рублей; юрлицам — штраф от 100 000 до 1 млн рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток. Распространение материалов экстремистского и террористического характера наказывается штрафами от 50 000 до 5 млн рублей в зависимости от того, кем и в который раз совершено нарушение.

Статья о злоупотреблении свободой массовой информации предусматривает штрафы за распространение экстремистских материалов от 100 000 до 1 млн рублей и сведений об организациях-экстремистах без указания об их «запретности» до 50 000 рублей. За некоторые из перечисленных выше правонарушений также возможно привлечение к уголовной ответственности, в том числе при рецидиве. Уголовные наказания По ст. Если то же преступление совершено с угрозами или насилием, организованной группой или с использованием служебного положения, наказание ужесточается вплоть до лишения свободы от 3 до 6 лет. В отдельных статьях 282.

Наиболее суровое наказание ждёт организаторов — до 12 лет колонии. За публичные призывы к экстремистской деятельности в том числе в интернете грозит наказание от 100 000 рублей штрафа до 5 лет лишения свободы. Дело Мотузной и декриминализация статьи 282 УК РФ В 2018 году широкий общественный резонанс приобрело уголовное дело жительницы Барнаула Марии Мотузной, которую обвинили в экстремизме по ст. Девушка опубликовала свою историю в «Твиттере». Сообщения завирусились, при этом СМИ и интернет-пользователи решили, что деяние несоразмерно обвинениям, и поддержали Марию.

СМИ обратили внимание, что число «экстремистских» дел в 2015—2018 годах существенно выросло, причём большинство из них возбуждали именно за публикации в интернете, лайки и репосты. Ситуацию в итоге обсудили даже на «прямой линии» с президентом РФ, который согласился , что преследование экстремистов нельзя доводить «до маразма и абсурда». Через несколько месяцев Владимир Путин лично внёс в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи 282 — по ней стали судить только тех, кто совершил нарушение повторно. Дело Мотузной прекратили. Позднее она отсудила компенсацию в 100 000 рублей за незаконное уголовное преследование.

Таковая статья касается функционирования экстремистских организаций. В целом, она в большинстве положений практически тождественна вышеописанной ст. Данная статья кодекса рассматривает вопросы финансирования экстремистской деятельности. В случае такового преступления, если финансирование заведомо направлялось для экстремистских целей или финансирующему лицу было известно об экстремистских идеях сообщества, организации или отдельного лица, наказание может достигать 10 лет лишения свободы или штрафа до 700 тыс. Однако эта статья также предусматривает освобождение от ответственности при сотрудничестве с правоохранительными органами и добровольном прекращении финансирования. В случае же, если инвестору не было известно об экстремистских целях, он не несет ответственности за свои действия. Необходимо отметить, что это лишь статьи УК РФ, непосредственно касающиеся экстремистской деятельности.

Также в контексте данного вопроса следует обратить внимание на статью 63 УК РФ, которая предусматривает факторы, отягощающие преступления, к каковым относится ненависть к определенной социальной группе или вражда. Поэтому отдельные трактовки преступлений, таких как убийство, изнасилование или даже хулиганство и вандализм, совершенные по мотивам ненависти, предусматривают большее наказание, чем при отсутствии данной составляющей. Административная ответственность за экстремизм В некоторых случаях, действия, связанные с экстремизмом, могут не наказываться в уголовном порядке. Существует ряд правонарушений, не рассматриваемых в качестве общественно опасных, и, соответственно, по отношению к которым могут предприниматься меры административного характера.

Однако существуют примеры того, что такое радикальный экстремизм, не связанные с насилием. Например, крайний пацифизм, который отрицает любое применение насилия даже в целях самообороны и самозащиты. К тому же экстремизм — более широкое понятие, объединяющее представителей, имеющих чрезмерные или крайние взгляды, которые не всегда ставят перед собой конкретные цели. Терроризм же всегда связан с планированием и осуществлением насильственных действий ради достижения четко намеченной цели. Политический экстремизм Самой распространенной разновидностью явления считается политическая идеология. Ученые, рассуждая о том, что такое политический экстремизм, пришли к выводу, что так можно назвать незаконную деятельность, направленную на изменение конституционного строя насильственными методами, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка. При этом в такой деятельности могут быть замешаны политические партии и движения, должностные лица и рядовые граждане. Выделяют также и различные формы политического экстремизма: Так называемая «правая» идеология выступает за «чистоту» государства, ее приверженцы настроены против мигрантов и представителей других государств. Социальный экстремизм В современном обществе значительно выражено социальное неравенство и расслоение на большое количество подгрупп по уровню материального благосостояния. Такая ситуация привела к тому, что все больше людей знают, что значит социальный экстремизм. Так именуется идеология, основанная на чувстве социального неравенства, особенно характерная для молодежи. Однако организации, должностные лица и граждане, придерживающиеся такой идеологии, выступают за посягательство на социальные устои, общественную справедливость и равноправие граждан. При этом они считают, что один класс должен превосходить другой, к примеру, бедные над богатыми, и стараются подкрепить свои идеи конкретными действиями. Националистический экстремизм Опасной разновидностью социального явления считают национальный экстремизм. Он представляет собой: Радикальные идеи, действия и настроения в отношении представителей иной нации, народности или национальности, этнической группы. Признание верховенства одной нации над другой. Стремление к физической или политической «ликвидации» нетитулованного населения. Ярким примером национального экстремизма, всколыхнувшим всю планету, можно назвать фашизм. Международный экстремизм В последние десятилетия формируется новая экстремистская деятельность, которую ученые определяют как международная. Она проявляется в форме радикального экономического и демократического противостояния между государствами.

Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде

ы возникновения экстремизма. Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия. Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан. Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, комплексы противодействия экстремизму, правовая культура, правосознание.

Статьи по предмету Уголовное право

Причина и источник экстремизма как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды. Высокоразвитый интеллектуально человек склонен к рефлексии, самокритике, анализу «плюсов» и «минусов» предмета внимания. Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента — признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора. Моральная ограниченность способствует утверждению в человеке гордыни и самооправдания за любые действия. Низко развитый нравственно человек, как правило, всегда доволен собой и видит недостатки исключительно в других. Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой-чужой», страх перед непохожим на себя. Формирование установки на агрессию по отношению к другомупроисходит в том случае, если человек привык некритично относиться к своим взглядам и поступкам, и считает себя несравнимо выше других. Есть две особенности психики человека, которые служат почвой для образования подобных установок. Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее, и безопаснее, тех, кто от нас отличается.

Принадлежность к какой-то группе людей придаёт человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого «Во всем виноваты евреи, негры, богатые, «враги народа» и т. По мнению ряда психологов, социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. Авторитарность, которую соотносят с интолерантностью, обычно определяется как «психическая тугоподвижность», консерватизм, что связано с определённым типом психологической устойчивости человека. Психологи со своей стороны тоже подтверждают, что негативные стереотипы и быстрее усваиваются и труднее поддаются изменениям. Получается, что на психологическом уровне агрессия, интолерантность более проста и доступна для понимания, чем миролюбивое отношение, толерантность. Потому, что всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением. Причём субъект должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением.

Если удаётся примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то расстаться например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то и в то же время, с другой — сохранить приверженность своим собственным убеждениям. Вот эта борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутренне напряжённую категорию, более сложную для понимания по сравнению с интолерантностью. Ярким проявлением интолерантности является ксенофобия, как психологическая основа страха перед чужой культурой. Экстремизм и ксенофобия или фобии связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство то есть фобии к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия или этнофобии — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов «кавказцев», «южан», «инородцев». Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей.

Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил. Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти. С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты «ресурсов», с другой — следствием страха «утраты собственной идентичности». Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены военное время и постконфликтные периоды, революции, распад и создание новых государств и союзов. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших своё социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворённость обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий. На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершённых исторических перемен.

В таких условиях почти неизбежен т. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их ещё называют «примордиальных» общностях этнических и конфессиональных ; усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии. Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии. Её психологическая функция — защита от других, ее цель — изоляция, либо полная, либо частичная. Ксенофобия — центральный психологический механизм формирования интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина конфликтов и войн, так как она всегда порождает жёсткую ответную реакцию. Внушает оптимизм то, что как полагают психологи, сегодня такая форма отношений «с другими» в значительной степени утратила свою этнологическую и социобиологическую основу. Современное человеческое с большими усилиями подошло к представлению о том, что все человеческие расы, народы и племена состоят из существ одного вида.

Кроме психологических корней экстремизм тесно связан и с социально-политическими факторами. Проблема интолерантности, ксенофобии непосредственно порождается такими явлениями как волюнтаризм, тоталитаризм. Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, её социальной защищённости. В противном же случае толерантность всегда будет «односторонней», это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия в тех или иных формах. Правовая защищённость также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем — автоматически неосознанно , и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания граждан, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы при декларировании успешности действий по всем названным направлениям на фоне усилившейся миграции граждан из слабо развитых экономически регионов страны в Москву, Санкт-Петербург и другие, более благополучные субъекты Российской Федерации. Отсутствие чёткой системы нравственного и духовного воспитания в образовательных организациях, пропагандируемый рядом СМИ культ силы и сильной личности, свободы в её низшем проявлении как распущенность и потакание низменным инстинктам , политическая и правовая неграмотность граждан — становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодёжных экстремистских объединений и способствующим росту ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной и политической основе. Вместе с тем наряду с многообразием причин возникновения экстремизма в Российской Федерации главной, доминирующей причиной, по нашему мнению, следует признать высокую степень дифференциации населения по уровню доходов и, как следствие, социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведёт к тому, что социум перестаёт функционировать как целостный организм, объединённый общими целями, идеями, ценностями.

Нарастает социальная напряжённость, появляются группы, сообщества, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами. Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни особенно молодёжь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по несоблюдению контракта или организационным мероприятиям из Вооружённых Сил и других силовых структур. Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию. В целом основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дезорганизацией граждан, ожесточённой борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — недостаточной эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надёжных механизмов социальной и правовой защиты населения. Все это ведёт к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путём, причём как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов. Проводниками экстремизма выступают как политические партии, религиозно-политические организации радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отвергающие принципы демократии и отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу. Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в Российской Федерации в 90-х гг. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом. В указанный период экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков.

Экстремизм — что это? Впервые в юридическом аспекте этот термин употребил французский юрист М. Лерой еще в начале прошлого столетия как фанатичную, чрезмерную и не гуманную веру в религиозный или политический идеал. С тех пор экстремизм — это идеология, выражающаяся в приверженности крайним взглядам, в основном в политике или религии. Выражается в противоправном распространении своих убеждений, нетерпимости к другим точкам зрения, насилии.

Сам термин произошел от латинского понятия extremus, что в переводе означает крайний или чрезмерный. То есть человек, придерживающийся таких взглядов и ведущий противоправную деятельность, это так называемый идейный преступник. Он убежден в своей правоте и выступает против представителей определенной социальной, религиозной или национальной группы. Признаки экстремизма Разобравшись с понятием того, что такое экстремизм, стоит выделить основные признаки такой противоправной деятельности. Ученые и представители силовых структур выделяют следующие аспекты того, что свойственно экстремизму: Приверженность определенной экзистенциальной идее, отличающейся от той, которая принята в конкретной общественной группе.

Публичное и демонстративное распространение собственных взглядов. Открытая нетерпимость к сторонникам иных взглядов. Достижение своих целей на основе существующей идеи путем противозаконных методов. Идеологическое обоснование применения насилия или его угрозы. Экспрессивное и эмоциональное выражение своих идей.

Демонстративное пренебрежительное отношение к принятым в обществе правилам, нормам и законам. В чем выражается молодежный экстремизм? В последние десятилетия активно развивается молодежный экстремизм как особая форма активности молодых людей, выходящая за рамки общепризнанных норм.

В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей.

Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности. Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности.

Согласно ст. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: - это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это - рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом.

На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей.

Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других.

Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо.

Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно.

Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий.

Заброшенность, потеря перспектив, отсутствие чувства будущего, а значит, и снижение ответственности за свои поступки, падение нравственности, снижение ценности человеческой жизни, рост беспокойства, страха перед будущим, избыточное психическое напряжение — вот именно те предпосылки, которые могут привести к экстремистским проявлениям. Результаты исследований являются универсальными и применимы, как пояснила Ирина Борисенко, не только для России, но и к другим странам.

Отметим также, что органы государственной и муниципальной власти активно участвуют в борьбе с экстремизмом. В частности, департамент по делам молодёжи Приморского края курирует проведение мероприятий, направленных на профилактику экстремизма. Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2015-2020 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.

Экстремизм

Безусловно, в Беларуси отсутствуют социально-экономические, политические, этнические и религиозные факторы, являющиеся основными причинами возникновения терроризма. Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии.

К вопросу возникновения экстремизма

Внутренние факторы, обусловливающие возникновение и распространение терроризма либо способствующие ему причины и условия. Количество преступлений экстремистской направленности росло до конца 2018 года, а затем пошло на спад после декриминализации статьи 282 УК РФ. К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие. Как следствие, возникают затруднения с выработкой научно обоснованных рекомендаций по вскрытию причин и факторов, детерминирующих экстремизм, что в конечном счете снижает эффективность противодействия экстремистской деятельности. Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка».

Вы точно человек?

В статье автор затрагивает вопросы, связанные с исследованием причин и условий экстремизма как основы формирования политики противодействия экстремизму, в частности раскрываются основные содержательные стороны криминалистического аспекта. Именно этнизация явилась непосредственной причиной резкого роста экстремистских проявлений в период краха советской политической системы. Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия. Среди предпосылок возникновения экстремизма можно выделить следующие.

Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия»

Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно.

Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности.

Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе.

В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность.

В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества.

Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России.

В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур.

Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией.

Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Экстремизм, и его крайняя форма — терроризм, — это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление. Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей страны.

В Российской Федерации законодательно запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Но экстремизм и терроризм быстро изменяются, осваивают все более опасные и разрушительные методы. Поэтому особо важна организация слаженной работы государственных учреждений, общественных и религиозных организаций на всех уровнях системы государственного управления и общественной деятельности. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем невозможно бороться с экстремизмом и терроризмом, невозможно воспитание молодого поколения в духе патриотизма и веротерпимости, что необходимо для обеспечения безопасности общества в целом.

Сейчас экстремизм и терроризм, в какой бы форме они не представлялись, являются одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения. Приоритетными в этой работе являются предупредительные меры. Эту работу можно успешно проводить только совместными усилиями глав администраций, правоохранительных органов, при содействии трудовых коллективов и общественности. Поэтому задачи всех государственных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, всех слоев населения вместе сообща бороться с этим злом.

Главное — работать на опережение, чтобы потом не бороться с последствиями. Для победы над экстремизмом и терроризмом, избавления от этого опаснейшего негативного социального явления необходимо объединение всех сил общества, разумное их использование, духовно-нравственная и психологическая работа с молодежью. Важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнадзорности и правонарушений, особенно, в молодежной среде. Участие гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму состоит главное в том, чтобы раскрыть назначение и сущность того, что выдается за "конфликт", а по сути, является преступностью и бандитизмом.

Гражданскому обществу важно осознать, что экстремисты и террористы и их пособники живут в самом этом обществе, подвержены его информационному, эмоциональному и психологическому воздействию. А само это информационно-психологическое влияние общества может быть по своей форме различным.

При этом такие группировки очень сплоченные, имеют четкую идеологическую, аналитическую и боевую структуры. Экстремистские идеи однобоко разделяют мир на «мы» и «они». При этом в таких учениях негативные черты отдельных лиц переносятся на всей представителей нации, религиозного верования, социальной группы. Для распространения своих идей и осуществления деятельности представители руководства используют новейшие информационные и коммуникационные технологии. Активное участие всех членов группы в открытых массовых экстремистских акциях и мероприятиях. Стремление вовлечь в свои ряды как можно больше представителей агрессивно настроенных представителей групп и субкультур, создавая привлекательный образ членства в группировке. Экстремизм и терроризм — отличия Схожими понятиями считаются экстремизм и терроризм, отчего некоторые люди объединяют их. Однако, между этими идеологиями есть отличия: Терроризмом считается тип политического насилия, связанный с планированием и проведением противоправных актов в отношении одной группы лиц с целью устрашения другой или для передачи определенного политического сообщения.

То есть террористическую деятельность можно рассматривать как составляющую определенной категории экстремистских организаций. Однако существуют примеры того, что такое радикальный экстремизм, не связанные с насилием. Например, крайний пацифизм, который отрицает любое применение насилия даже в целях самообороны и самозащиты. К тому же экстремизм — более широкое понятие, объединяющее представителей, имеющих чрезмерные или крайние взгляды, которые не всегда ставят перед собой конкретные цели. Терроризм же всегда связан с планированием и осуществлением насильственных действий ради достижения четко намеченной цели. Виды экстремизма Столь обширное понятие, как экстремизм, стало активно развиваться в прошлом столетии и считается серьезной угрозой мировой безопасности в наши дни. На различных уровнях проводится как изучение явлений и группировок, так и разрабатываются меры борьбы с ними и способы профилактики распространения явления в зависимости от разновидности. Ученые выделяют следующие формы экстремизма по сфере их направленности: политический;.

Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности. Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности. Согласно ст. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: - это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это - рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий.

Некритическое восприятие молодыми людьми сообщений некоторых средств массовой информации и других источников, отсутствие конструктивной гражданской позиции и возможность достаточно открыто выражать националистические взгляды через субкультурные каналы может способствовать перерастанию бытовой ксенофобии в источник агрессии и открытого расистского насилия. Поэтому актуально и важно знать предпосылки, которые могут привести к такого рода настроениям в молодежной среде и вовремя предупреждать их развитие и возможное перерастание в правонарушения и преступления экстремисткой направленности. Радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов. Можно выделить такие виды радикализма, как политический и религиозный. В широком смысле, понятие политического радикализма трактуется как особый социокультурный феномен, обусловленный особенностями исторического, социального, экономического и религиозного развития страны, проявляющийся в ценностных ориентациях, устойчивых формах политического поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность, изменения, тотальный, быстрый темп перемен, примат силовых методов в реализации политических целей. Радикализм часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. Этим термином обозначается стремлением доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах. Существуют и психологические трактовки радикализма. Иногда его прямо трактуют как психологический механизм качественного преобразования политических процессов, предполагающий решительные и бескомпромиссные действия для достижения цели, придерживающийся крайних средств достижения цели; социокультурная традиция, обусловленная соответствующим типом личности и национально-цивилизационными особенностями общества и государства. В современном употреблении, радикализм означает, прежде всего, выраженное стремление к решительным, «корневым» идеям, а затем и к методам их достижения, и к связанным с этими идеями соответствующим действиям. Иногда термин «радикализм» употребляется почти как синоним понятия «экстремизм». Но между данными понятиями существует определенная разница. В отличие от экстремизма, радикализм фиксируется, прежде всего, на содержательной стороне тех или иных «корневых», крайних, хотя и не обязательно «экстремальных» идей и, во вторую очередь, на методах их реализации. Радикализм может быть исключительно «идейным», а не действенным, в отличие от экстремизма, который всегда бывает действенным, но не всегда идейным. Экстремизм, в первую очередь, фиксирует внимание на методах и средствах борьбы, отодвигая содержательные идеи на второй план. О радикализме же обычно говорят применительно к идеологически, политически и социально крайне ориентированным организациям, партиям или партийным фракциям, политическим движениям, группам и группировкам, отдельным лидерам и т. Об экстремизме говорят, оценивая степень крайности методов реализаций таких стремлений. В основе радикализма лежит, во-первых, негативное отношение к сложившейся социально-политической действительности, а во-вторых, признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного. В то же время радикализм трудно связать с какой-либо определенной политической позицией. Радикализм может проявляться в различных формах экстремизма и терроризма. Радикализм - всегда оппозиционное направление. Более того, это - опора наиболее жесткой, радикальной оппозиции, в отличие от оппозиции умеренной - «системной», лояльной, «конструктивной». Как правило, он играет в обществе дестабилизирующую роль. Благоприятной социально-психологической почвой для радикализма считается состояние всеобщей неуверенности и нестабильности. Именно на этой базе расцветают ультралевые и ультраправые идеи, сопровождающиеся соответствующими действиями. Субъектность молодежи при неблагоприятных социально-экономических и политических условиях может реализоваться в форме молодежного радикализма. Молодежные радикальные направления выступают как внесистемная оппозиция, ориентированная на реализацию альтернативных проектов существующим моделям социального и политического порядка. Для радикалистского мышления и поведения характерны максимализм, нигилизм, широкий диапазон колебаний настроений и действий между крайностями, ориентация на примат силовых методов для достижения социальных и политических целей. Радикальный тип сознания и поведения детерминируется и провоцируется спецификой самого общества, происходящих социальнополитических процессов. Молодежный радикализм в российском обществе сформировался в условиях социальной трансформации российского общества, которая привела к социальным диспропорциям, сужающим социально-мобильный потенциал молодежи. Разнообразие рыночных социально-профессиональных ниш и нарастающая ограниченность рынка труда, территориальные разделения определяют социальное позиционирование молодежи как группы с суженным социальным воспроизводством и с усилением тенденций социального отчуждения и изоляционизма, понижения интереса к межгенерационному диалогу, что стимулирует радикализацию молодежной среды в отношении к общественным интересам и диалогу с другими социально-возрастными и социальными группами российского общества. Сегодня радикализм российской молодежи обусловлен нарушением, деформацией процесса социальной интеграции молодежи. Структурные преобразования в российском обществе привели к социальной поляризации, резкому социальному, имущественному и социокультурному расслоению, привели к тому, что молодежь является группой социального риска, балансирует на грани социального исключения, затруднено самоопределение молодежи, возрастает вероятность краха жизненных интересов, что приводит к возрастанию нелегальных способов реализации жизненных целей девиантной карьеры. Социальные социоструктурные диспропорции в российском обществе, как и дефицит институциональных легальных форм самореализации молодежи, является общесистемным обстоятельством стимулирования молодежного радикализма. Для российской молодежи характерно противоречивое отношение к радикализму. С одной стороны, отсутствует готовность принять участие в радикальных акциях на личностном или групповом уровнях, то есть не сложился коллективный субъект радикализма. С другой стороны, присутствует равнодушие или позитивное отношение к проявлению молодежного радикализма как справедливой и обоснованной реакции молодежи на неудовлетворенность своим положением не только в сфере материального производства, но и в социально-политической жизни. Особенность молодежного радикализма состоит в недоверии или озлобленности по отношению к государству низкий авторитет государственных институтов и стихийности или конфликтности отношений на уровне межличностного взаимодействия. Радикальные идеи являются, своего рода, формой замещающей интеграции, так как механизмы и условия социально-профессиональной интеграции, социального включения молодежи образование, профессия, территориальная мобильность в российском обществе снижены. И в этом смысле нужно отличать демонстративный радикализм как способ подчеркивания самостоятельности молодежи и деятельностный, связанный с попытками не отчуждения существующей системы общественных отношений и ценностей, а их радикального разрушения или переустройства. Молодежный радикализм выступает как совокупный эффект социоструктурных изменений в российском обществе. Социоструктурные детерминанты молодежного радикализма выражаются в социальных разрывах, в той степени социальных неравенств, которые воспринимаются молодежью как несправедливые, как чуждые, как барьеры на пути социальной и политической активности молодежи. Социоструктурные изменения повлияли на рост недоверия молодежи к государственным и общественным институтам, в результате вырастает степень допустимости антиобщественных радикальных поступков и явлений. К радикализму способны не только бедная, обездоленная молодежь, но и молодые люди со средним уровнем обеспеченности, с социальными и политическими амбициями, которым не соответствует коридор институциональных и структурных возможностей. Радикализация взглядов молодого поколения проявляется в отрицательной оценке настоящего периода: социальная несправедливость, межнациональные конфликты, бюрократия, коррупция. В историческом сознании молодых россиян, во-первых, выключены барьеры молодежному радикализму, не актуализировано представление о радикализме как тупиковом и требующим человеческих жертв пути достижения социальных целей; во-вторых, осмысление истории не приводит к осознанию преемственности с предшествующими этапами развития страны, желанием найти синтез традиции и современности, то есть молодежный радикализм закрепляется на уровне исторического негативизма, вырастает из чувства исторической разорванности. Отношение молодежи к праву как форме принудительного воздействия, внешнего контроля, расширяет границы восприятия радикализма, так как при инструментальном отношении к праву или правовом нигилизме нарушение правовых норм воспринимается возможным, если отсутствует неотвратимость наказания или право воспринимается исключительно как несправедливое. А так как определение социальной справедливости в молодежной среде связано в немалой степени с негативной оценкой государства, возникает риск смыкания понятий справедливости и радикализма. Поступки против государства и отдельных его представителей могут рассматриваться как справедливые. Это не означает, что российская молодежь принципиально готова стать союзником радикализма. Другое дело, что отношение к российскому государству, как не совсем правовому, высказываемое практически половиной молодежи, оставляет простор легитимации радикализма и отношение к радикальным настроениям как вполне обоснованным несправедливостью законов. Не так много молодых людей полагают, что сопротивление полиции, а это характерный эталонный момент в отношении радикализма, не может быть никак оправдано и является преступлением. Для части молодежи радикализм мыслится «в стиле экшн» как выход за пределы серых будней, как экстремальная форма самовыражения, как привлекательность ярких жизненных впечатлений, что создает дополнительный ресурс мобилизации в радикальные сети молодежи. Российская молодежь достаточно практична, и ее ценностные ориентации свидетельствуют об индивидуализме, но в этом есть риск расширения радикализма, поскольку доминирующие ценностные ориентации могут смениться радикализацией социальной активности, если молодые люди ощущают невозможность действовать легитимными способами. Некоторая часть молодежи состоит в маргинальных радикальных молодежных организациях, но большинство радикальных групп не зарегистрированы, являются мобильными, организованными по сетевому принципу, что может снижать уровень реальной оценки радикализма. С другой стороны, радикальные настроения и поступки могут совершаться в самоорганизованной или социально стихийной форме. Большинство молодых людей неотрефлексировано являются несознательными радикалами, готовы признать, одобрить или даже участвовать в радикальных действиях по логике ситуации. По ценностно-деятельностным основаниям радикализм находит свое отражение в четырех взаимозависимых моментах. Во-первых, радикализм, не оформившись в самостоятельное идейное течение и представляя многослойный и противоречивый синдром общественной жизни, характеризуется достаточной целостностью, единством взглядов в отношении к утверждаемым в обществе демократическим и рыночным ценностям, как негативным. Во-вторых, с радикализмом связана традиция индивидуалистического анархизма, стремления быть хозяином самому себе, абсолютизации самостоятельности молодежи. В-третьих, радикализм ориентирован на ценность риска, на формулу «результат ради действия», на логику экшн, на стремление быть узнаваемым, вызвать уважение в молодежной среде. В-четвертых, с радикализмом связано неверие или индифферентность молодежи по отношению к нормам социальной и правовой саморегуляции, ценности права и социальной солидарности. Среди определенной части радикально настроенной современной молодежи «сознательные радикалы» проявляются идеологические традиции русского радикализма, анархизма, переплетаясь с эмоциональными иррациональными установками и современной тематикой. Сознательная часть молодых радикалов, разделяющая радикальные мировоззренческие идеи, оторвана от большинства молодых россиян и заключена в узкие сектантские рамки, что не означает существование непроницаемой границы между радикальными течениями и настроением большинства молодежи. Это у молодежи может нести непримиримую ненависть к обществу. В повседневной жизни радикализм молодежи существует преимущественно в форме настроений, представляя собой систему взглядов и эмоциональных состояний экстремистской направленности. Неудовлетворенность жизнью у части молодежи вымещается в форме неприязни к иммигрантам, этнической вражды, правого радикализма. Радикализм молодежи выступает как форма социального самоопределения и активности молодежи, как альтернатива повседневности и как способ достижения социальной справедливости в оппозиции государству и конкретным властным структурам, но следует учитывать, что радикализм выступает как деструктивная социальная энергия молодежи, как реакция на рост социальных противоречий. Не редко молодежный радикализм проявляется через молодежные организации. Молодежный радикализм в российском социуме является состоянием молодежной среды, связанным с политической псевдосубъектностью, как следствием политического индифферентизма и недоверия к государственным и политическим институтам. Некоторая часть молодежи считает, что внутренняя политика государства не совпадает с интересами молодежи и если молодежь не в состоянии иметь каналы легального правового влияния, то молодежь должна стать либо самостоятельным субъектом политической деятельности, что может квалифицироваться только как радикализм по отношению к взрослым системным партиям и движениям, либо отстраниться от политики, уходя в приватное неполитизированное пространство. Радикализм становится замещающим вариантом гражданско-политической активности молодежи, способом политической презентации, который является также неэффективным, как и социальная пассивность, но может внести серьезные элементы политической дестабилизации. Для молодежи радикальные идеи представляются привлекательными как идеал более или менее чистой политики. Действующие оппозиционные молодежные организации и движения, выступая как уличная протестная сила, пытаются вообразить себя либо лидерами будущих изменений, что, несмотря на крайний популизм и «самоотверженность» ее участников не приводит к мобилизации широких масс молодежи, но может быть квалифицировано как внесистемный организационный радикализм. Молодежный радикализм - генератор политической нестабильности, политического деструктивизма, перехода к несистемным формам политической активности молодежи. Радикализм является периферийным, несистемным явлением политической жизни, который стоит в оппозиции всей политической системе и традиционным политическим субъектам в том числе и системной оппозиции. Молодежный радикализм в политической жизни российского общества характеризуется политической псевдосубъектностью, выражаемой в периферийности политического участия, определяемого организационной и когнитивной незрелостью, и претензиями на лидерские позиции во внесистемной оппозиции, что создает замкнутый круг политического деструктивизма. Игнорирование молодежного радикализма или применение карательных мер не дает положительного эффекта, необходим системный подход, направленный на минимизацию всех экономических, политических, социоструктурных и идеологических факторов, детерминирующих радикализацию молодежи, необходим диалог с массовыми участниками молодежного радикализма, нейтрализация «идеологов и лидеров», содействие росту активности и влияния молодежных гражданских и политических ассоциаций, выражающих интересы молодежи как самостоятельной социально-возрастной и социокультурной группы. О профилактике этнического сепаратизма Сущность сепаратизма - в проявлении тенденций к отделению этнических групп внутри целостных национальных образований. С точки зрения социально-политической сущности, «сепаратизм — это требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории. Это требование направлено против государственной власти страны проживания». B российском законодательстве нет определения сепаратизма, что затрудняет пресечение его в рамках правового поля. Вместе с тем, ориентиром для определения значения слова «сепаратизм» может стать Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15. Под «сепаратизмом» в ней понимается деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему». Вследствие коренного изменения геополитического положения России, сложных процессов на международной арене перед нашей страной достаточно актуально стоит проблема сохранения своей территориальной целостности. Сепаратизм ведет к подрыву российской государственности. Особое значение в связи с проблемой сепаратизма играет религия. Другим фактором, способствующим возникновению сепаратистских движений, можно считать проблему усиления миграции. Опасность сепаратизма состоит в том, что сокращение пространственных пределов государства, как правило, ведет к сокращению ресурсов не только природных, но и людских , которые могут быть использованы для его самосохранения и развития. По этой причине в каждом государстве сохранение территориальной целостности отнесено к его наиболее значимым интересам, которые принято называть жизненно важными. Воздействие сепаратизма на безопасность России может проявляться в различных сферах по-разному. В политической сфере сепаратизм способен привести к следующим негативным последствиям: — общей дестабилизации ситуации в стране; — ослаблению государственного суверенитета и выходу отдельных территорий из-под контроля федеральных властей; — появлению организаций, выступающих под лозунгами сепаратизма и обладающих значительным политическим влиянием; — подрыву авторитета федеральной власти среди населения страны; — возникновению проблемы беженцев, которая может иметь серьезные политические и социально-экономические последствия. В военной сфере сепаратизм может привести к возникновению ряда деструктивных процессов: — нарушению военной инфраструктуры страны; — установлению экстремистскими группами контроля над территорией, занимаемой военными объектами; — созданию в районах действия сепаратистских движений баз террористов, а также появлению новых каналов проникновения на территорию России оружия, взрывчатых материалов и наркотиков; — превращению отдельных районов страны в очаги военного противостояния федеральным силам. Сепаратизм способен подорвать экономический потенциал страны в результате дезорганизации хозяйственной жизни не только на региональном, но и на федеральном уровнях. В духовной сфере сепаратизм ведет к распространению националистических идей, которые способствуют радикализации сознания и политического поведения населения страны. Президент России В. Путин подписал Указ об утверждении Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года. Основными вопросами национальной политики являются четыре позиции: — сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; — обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств; — создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; — поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной. Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др. Сепаратизм равно как и терроризм, экстремизм, ксенофобия относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений. Своевременное выявление, предупреждение и профилактика сепаратизма в действиях физических лиц, объединений и организаций — залог безопасности. Терроризм не относится к повсеместным явлениям. Использование этой тактики предполагает набор социокультурных и политических характеристик общества. Если эти характеристики отсутствуют, тактика терроризма реализована быть не может. В «Толковом словаре русского языка» С. Основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально-экономические, экономические, религиозные, духовные. Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. Если рассматривать социально-экономические причины, то основной причиной можно считать низкий уровень жизни в стране. Терроризм сегодня - это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход, который может быть сравним с доходами от нефтебизнеса. Торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли. В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм радикальное течение ислама. В большинстве случаев террористы лишь прикрывают свои истинные намерения религиозными лозунгами. Важными духовными причинами возникновения терроризма являются: искажение правовых и общечеловеческих ценностей. На возникновение и развитие терроризма в России влияет достаточно сложный комплекс политических, экономических, социальных, идеологических, этнонациональных и правовых факторов. Экономические факторы: — предельное расслоение населения по уровню жизни в результате приватизации и последующей государственной экономической политики; — явная и скрытая безработица значительной части трудоспособного населения; — криминализация экономики; — активная финансовая подпитка террористических организаций как из-за рубежа, так и с использованием внутренних источников. Социальные факторы: — размежевание общества формирование социальных слоев и групп с противоположными интересами ; — отсутствие эффективной системы социальных гарантий населению; — резкое снижение социальной защищенности населения, снижение продолжительности жизни, рост острых и хронических заболеваний; — рост преступности; — снижение духовных, нравственных, моральных, патриотических качеств и культурного уровня населения, в том числе и правового; — пропаганда средствами массовой информации культа жестокости и насилия. Этнонационалъные факторы: — обострение межнациональных отношений проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигание национальной и религиозной вражды ; — неравенство в экономическом, социально-политическом, культурном положении различных национальных групп; — запаздывание решений, принимаемых государственно-политическими структурами, острых экономических, социальных, политических и других проблем, затрагивающих существование и развитие нации; — деятельность радикальных, экстремистских националистических организаций, движений и лидеров, подталкивающих население на противоправные действия; — националистическая политика представителей руководящей элиты в борьбе за власть в условиях многонационального состава населения. Идеологические факторы: — отсутствие единой последовательной политики государства в области идеологии гражданского общества; — насаждение идеологии нигилизма, антипатриотизма, неприятия национальных исторических и культурных ценностей; — националистическая пропаганда, проводимая, в том числе в СМИ, частью националистически настроенной политической элиты, направленная на разжигание вражды и недоверия к другим нациям; — отсутствие эффективной системы воспитания законопослушного поведения, в том числе среди молодежи и подростков. Все меры, направленные на борьбу с терроризмом условно можно разделить на силовые, правовые, внешние и внутренние. Силовыми методами борются не с терроризмом, а с его проявлениями. Только правовыми методами решить эту проблему в обозримом будущем, к сожалению, пока не представляется возможным. Внешние меры по борьбе с терроризмом включают в себя, во-первых, принятие специальных антитеррористических законов, взаимодействие государств, борющихся с терроризмом. Во-вторых, оказание экономического давления на страны, оказывающие поддержку международному терроризму. Внутренними называются меры, направленные на предупреждение террактов. Они являются наиболее эффективными. К таким мерам можно отнести: законодательные, административно-правовые, уголовно-правовые, социальные, финансово-экономические, политические, военные, пропагандисткие, профилактические и ряд других. Важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение террористических преступлений не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом — в рамках системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм.

Дети должны знать, что экстремизм – это преступление!

Причинами возникновения экстремизма могут быть социальное неравенство и социальная несправедливость, возникшие в обществе. Причины возникновения и распространения экстремизма в России. Почему у молодежи возникают столь радикальные, экстремистские мысли? Всплески недовольства, агрессивности могут являться важнейшими причинами возникновения кризисных ситуаций.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий