Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Соборование проводят семь священников бывает обычно во время постов, а то, что вы описали называется миропомазание (елеопомазание) Это не таинство.
Чинопоследование Таинства Соборования
Цель Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе. Соборование «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Помазание маслом, которое совершается в церкви регулярно, по субботам и большим праздникам на всенощном бдении (вечерней службе) таинством не является, называется не миропомазание, а елеопомазание, помазание маслом.
Таинство соборования (Елеопомазание)
Масло, освященное во время Соборования, и рис (или другое зерно), в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой. Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен. Во время совершения таинства Соборования мы обращаемся к ним, испрашивая их молитвенной поддержки. Соборование «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. На соборование надо записаться в день соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу (ее зажигают во время чтения Евангелия).
Беседы с батюшкой. Всё, что вы хотели знать о Соборовании, но боялись спросить
Цель Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе. Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. – Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения.
Что происходит в храме во время и после запричастного стиха
Во время совершения таинства Соборования мы обращаемся к ним, испрашивая их молитвенной поддержки. Во время соборования молятся о даровании воспоминания о забытых грехах, но «автоматического» оставления этих грехов Церковь не обещает. Во время соборования нельзя просто стоять и ждать, пока тебя помажут, нужно вслушиваться в Евангельские отрывки и молиться: «Открой, Господи, мне мои нечестности!». Во время соборования в храме звучат молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Во время соборования нельзя просто стоять и ждать, пока тебя помажут, нужно вслушиваться в Евангельские отрывки и молиться: «Открой, Господи, мне мои нечестности!». Во время соборования нельзя просто стоять и ждать, пока тебя помажут, нужно вслушиваться в Евангельские отрывки и молиться: «Открой, Господи, мне мои нечестности!».
Войти на сайт
Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения. Как видно из слов апостола Иакова 5, 14 — 15 , в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф.
При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Мф. Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему? Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах.
Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» Иак 5, 15. Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» Лк. И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему. Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному. О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским.
Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо.
Иакова, таинство Елеосвящения совершается собором пресвитеров. Обыкновенно этот собор составляется из семи пресвитеров, и к этому числу приспособлено последование таинства в нашем Требнике. Число семь в данном случае, по мнению блж. Симеона Солунского, имеет отношение или с числом даров Святого Духа, упоминаемых у прор. Исаии, или числом хождений иерейских вокруг Иерихона, или с числом молитв и поклонений Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки 4 Цар. Илии, которыми небо отверсто было и пролил дождь 3 Цар. Историческое основание седмеричного числа можно полагать в обычае древних христиан, в частности пресвитеров, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд, и это число, таким образом, составляло полный круг благодатного врачевания. Но Церковь допускает совершение таинства Елеосвящения трем или двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение таинства и одному священнику, с тем, однако, чтобы он совершал таинство от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть. В Новой скрижали на этот счет сказано: «В крайней нужде один священник, совершающий таинство Елеосвящения, совершает силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике». В древние времена больные, которые могли вставать с одра и ходить, с помощью других были приводимы или привозимы в храм, чтобы в священном месте приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие телу посредством таинства. Иногда они сами оставались на несколько дней в церковном притворе и проводили там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания священным елеем. Были случаи, когда и здоровые из предстоящих, «для получения духовного благословения или для утоления некоторого легкого недуга, приступали к сему духовному врачевству». Таинство может совершаться не только над тяжелобольными, но и над вообще немощными и чувствующими изнеможение дряхлые старцы и пр. Но над здоровыми таинство, как правило, не совершается. В Синодальный период, только как исключение, в Великий Четверг, по древнему церковному обычаю Греческой и Русской Церкви, совершалось архиереями в Троице-Сергиевой лавре, в Московском Успенском соборе и др. С другой стороны, при совершении елеосвящения в Великий Четверг над здоровыми телом, слова ап. Иакова: «болен ли кто из вас» Иак. Имея в виду такое широкое понимание таинства Елеосвящения, в Оптиной пустыни и Сергиевом скиту Калужской области оно совершалось для богомольцев по два-три раза в неделю. В случае смертной опасности больной должен быть исповедан и причащен до совершения елеосвящения Правосл. Эта двоякая цель находит свое оправдание в христианском воззрении на природу телесных болезней. Источник телесных болезней, по этому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей.
Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к Соборованию". Кто может участвовать в Таинстве? Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние уныние, скорбь, отчаяние , ибо причиной его могут быть и, как правило, бывают нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни. Во время помазания соборующиеся люди поют: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый. Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый. Исцели ны, Боже, исцели ны, Владыко, исцели ны, Святый». Возгласом "Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков" начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся.
Бердск в соцсети Вконтакте , в рубрике Сообщи свои новости на сайте kurer-sreda. Отправлять сообщения или звонить на номер 8953-878-90-10.
Помазание на вечерней службе когда бывает. Зачем при Соборовании помазывают маслом
Зачем при Соборовании помазывают маслом Зачем в церкви мажут лоб маслом? Что означает этот обряд? В ответах на этот вопрос есть путаница, то есть, ни одного правильного ответа. Да, таинство миропомазания совершается в церкви, но оно совершается над человеком только раз в жизни, сразу же после Крещения, во время Крещения, на которое не пускают всех подряд обычно, то есть, постоянно видеть, как совершается это таинство могут только работники храмов. Это дар Духа Святого, дар благодати, который дается как помощь в духовной жизни и благодать эту нужно сохранить и преумножить. Помазание маслом, которое совершается в церкви регулярно, по субботам и большим праздникам на всенощном бдении вечерней службе таинством не является, называется не миропомазание, а елеопомазание, помазание маслом. На всенощном бдении, совершаемом полным чином, без сокращений, елеопомазание совершается после литии, на которой вспоминается чудо умножения хлебов, совершенное Христом, а потом верующих помазывают маслом, как апостолы помазывали маслом больных для исцеления, это укрепление в духовной жизни и укрепляет также физически. Миропомазание, которое совершается в храме после таинства Крещения — это аналог схождения Святого Духа на человека, как это было с апостолами в день Пятидесятницы, но не аналог елеопомазания для телесного и духовного исцеления. Помазание в церкви Помазание в церкви на православном богослужении называется елеопомазанием. Этот церковный обряд заключается в крестообразном нанесении священником елея освящённого масла на лоб верующего. Таким образом символизируется ниспослание милости и благодати Господа на человека.
Читайте также: Какой церковный праздник сегодня, 30 мая, почитается в православном мире Елеопомазание на вечерней православной службе Освящённое масло издревле используется Церковью в богослужениях и Таинствах. Елей переводится с греческого как «оливковое масло» является символом благодати Святого Духа. В греческом оригинале Евангельской притчи о добром самаритянине Лк. Милость — это добродетель, проявленная самаритянином по отношению к страждущему ближнему. Маслом же главный герой притчи лечил раны страдальца. Также елей, наряду со скотом и урожаем, использовался для жертвоприношений Богу. Характер жертвоприношения имеет и традиционное сжигание масла в лампаде перед иконами. То есть лампады не только освещают лики — через них верующие словно приносят елей в жертву Господу. Елеосвящение Соборование Соборование. Фото Юлии Маковейчук Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов.
В этом Таинстве человек получает прощение своих забытых грехов и помощь в выздоровлении. Для него желательно участие нескольких священников отсюда еще одно название — Соборование , но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком. В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине.
Услыши нас, Святый». В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы.
После службы можно забрать домой оставшиеся зерно и добавлять в пищу , елей — помазываться и наливать в лампадки. Предлагаем подробный фоторепортаж с аудиозаписью некоторых фрагментов Соборования с подробными комментариями. Вся ответственность за приготовление к Соборованию лежит на алтарнике. На братском соборовании его совершают священники Братства Всемилостивого Спаса , будет много священников. Алтарнику придется быть особо расторопным и внимательным. Все должно быть красиво и чинно. Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться.
За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм На клиросе все готово И алтарник приготовил все, что нужно И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят Священники выходят из алтаря. Начинается первая часть таинства Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: «Благословен Бог наш…» Поскольку подсвечники из храма вынесли, все зажигают свечи от свечи алтарника От одной свечки зажглись все остальные, и вскоре весь храм заполнился огоньками. После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем.
Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть — помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: «Отче Святый, Врачу душ и телес…». Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: «исцели раба Твоего…». Такая последовательность повторяется семь раз.
Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов.
Никольский храм Фото: Анна Меньшикова Вокруг церковного таинства соборования ходит много мифов. Например, что его проводят только для умирающих людей или что после него запрещено мыться Во время Великого поста православная церковь проводит таинство соборования. Это самый строгий православный пост. Однако не все дни одинаково строгие, и иногда можно даже выпить алкоголь Что такое соборование? Это "таинство исцеления души и тела", дает определение "Правмир". Соборование — одно из семи важных церковных таинств в их число входят исповедь и причастие , рассказывает издание "Фома". Другое название соборования — "елеосвящение" то есть освящение елея — растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви.
На соборовании священником в елей добавляется немного вина — символа крови Христа. Это установленное Спасителем Таинство упоминается в Евангелии: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. В славянских странах практикуется ежегодное соборование в церкви для всех желающих православных христиан, в том числе и физически здоровых. Таинство совершается в период Великого или Рождественского поста. Тяжелобольных соборуют индивидуально. Таинство Миропомазания совершается над христианином один раз в жизни. Как правило, это происходит непосредственно после Крещения. Нового члена Церкви помазывают миром — освящённой Патриархом смесью из масла, вина, ладана и других благовоний. Таким образом на крещённого человека символически накладывается «печать дара Духа Святого», которая укрепит его в христианской жизни. Миром также помазывали православных монархов при их восшествии на престол. Блаженный Симеон Солунский говорит, что такое помазание — это«сокровищница благоухания Духа Святого», а также «знамение и печать Христа»: «Миропомазание возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого».
Соборование: выздороветь и воскреснуть
Елеосвящение совершается в собрании, или в церкви, или дома, среди собрания людей. Притом святая Церковь желает, чтобы при совершении Таинства елеосвящения, или молитвомаслия, был собор пресвитеров. Отсюда Таинство елеосвящения именуется «Соборованием» Семь пресвитеров назначается потому, что при елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Здесь же седмеричное число избрано в знак семи даров Святого Духа и в сообразность числу молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока 4 Цар. Но Церковь допускает совершение елеосвящения трем и двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение Таинства и одному священнику, с тем однако же, чтобы он совершал его от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний.
Как происходит Таинство Соборования? При совершении Таинства елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни — выздоровления и — жизни по смерти тела — воскресения Ин. Вверху пшеницы ставится кандило праздное сосуд , в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления Мк. И вино, в знамение крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей. Елей должен быть чистый, без примесей.
Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин Лк. Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обитых бумагою хлопчатою , к помазанию. Обыкновенно сюда же вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагается Евангелие и крест.
Святитель Божий, прошу тебя, прости и разреши меня от этого греха». И с этими словами она тихо предала свой дух Богу» [7]. Уже исходя из того, что мы привели можно сделать вывод, что далеко не все забытые грехи прощаются в Таинстве Елеосвящения. Да и так ли уж это необходимо? Чтобы понять это надо решить сначала вопрос: а что такое забывчивость сама по себе? Забывчивость — это недостаток мыслительной способности, свидетельство ее ограниченности и несовершенства. И в человеческой природе этот недостаток имеет временный характер, определяемый течением нынешней земной жизни. Явилось забвение в естестве человеческом вместе с появлением смерти, как одна из ее форм. Родившаяся мысль или воспринятый образ при забвении переходят в страну небытия, если только не будут вновь воскрешены в памяти усилием сознания. Одного усилия сознания бывает достаточно для того, чтобы оживить умерший образ вещи или мысли, хотя и не всегда. Если судить объективно, то всякую, в том числе и мысленную смерть, выражаемую забвением, должно расценивать как зло, введенное в мир греховной волей, ибо грех рождает смерть Иак. Но так как Высочайшая Премудрость способна достигать благого посредством злого посредством греха смиряя человека, посредством диавола — совершенствуя , то и смерть допускается Им не по немощи Его, а для достижения через нее в испорченном естестве человеческом благих целей. По премудрому устроению Божию, смерть явилась не только следствием греха, но и его закономерной необходимостью, необходимой для уничтожения самого греха. Если бы вследствие греха не родилась смерть в мире, то уже существовавшая и получающая вечность от вечного Бытия жизнь, будучи благом сама по себе могла бы в конечном итоге оказаться злом, дав вечную жизнь и получившему бытие греху. Смерть же является злом и для самого греха, ибо не только рождается от него, но и прекращает его. В этом благо смерти для испорченной грехом человеческой природы. Значит и забвение, как форма смерти, если судить субъективно, может приносить человеку в его нынешнем, греховном состоянии не только вред, но и пользу, о которой он порой и не догадывается. И не только не догадывается, но и усиленно ей противится, старательно развивая память свою на все им воспринятое от вне. Мы с детства привыкли завидовать тому, кто, имея хорошую от природы или усилия память, легко и сразу запоминает большой объем встречающейся ему информации и долгое время содержит ее в том же объеме. Но Бог открыл нам, что богатому не только вещественным имуществом, но и самими невещественными образами этого имущества трудно войти в Царство Его Мф. Войти в него может только тот, кто успеет избавиться от них, пока пребывает еще в нынешнем состоянии переменчивости и может не только от не необходимого вещества избавиться посредством раздачи, но и от самих его образов посредством забвения. При этом усиливались забыть не только образы проходящего мира сего 1Кор. По этому поводу они говорили примерно так: «Прежние грехи, будучи воспомянуты по виду подробно , повреждают благонадежного. Ибо если они возникают вновь в душе, сопровождаясь печалью, то удаляют от надежды, а если воображаются без печали, то опять влагают внутрь древнее осквернение. Когда ум чрез самоотвержение воспримет несомненную надежду, тогда враг под предлогом исповедания как на картине изображает пред ним прежде бывшие грехи, дабы опять возгреть страсти, по благодати Божией уже забытые, и тайно повредить человеку. Ибо в таком случае и просветлевший уже и ненавидящий страсти ум , по необходимости омрачается, смутившись тем, что наделано; а если он еще покрыт как туманом и сострастен похотям, то всячески укоснит в таких помыслах и начнет страстно беседовать с прилогами их, так что такое воспоминание будет не исповедание, а страстное приражение [9]. Поэтому мы должны стараться возбуждать в себе сокрушение скорее размышлением о добродетелях, о Царстве Небесном, нежели вредным воспоминанием о своих грехах; ибо до тех пор не перестанешь обонять вредное зловоние из нечистой ямы, пока будешь стоять возле нее или ворочать грязь в ней» [10]. Подобные отеческие советы приемлются не многими, а многими и не ведаются. Как-то все привыкли к тому, чтобы совершенные когда-то грехи свои постараться не забыть, с тем, чтобы приносить в них постоянное покаяние и душу свою приводить через это к смирению. Особенное при этом предпочтение отдается грехам тяжким, смертным, так сказать запоминающимся. Грехи же мелкие, повседневные можно и не заметить. Да и к чему на них внимание свое очень-то обращать, ведь и праведник до семи раз падает Притч. Но как это не покажется нам странным, Отцы говорят все с точностью наоборот. А именно они утверждают, что «забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает Притч. Особенно яркие в этом отношении примеры дали подвижники монашеского образа жизни, приносившие учащенное исповедание замечаемых ими греховных мыслей, чувств, слов и действий. При этом пользоваться подобным методом очищения они советовали далеко не каждому, объясняя это следующим образом: «Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сору, а все в кучу, да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи. Отцы очень запрещают это тем, которые не могут правильно рассматривать себя: такое рассматривание сбивает с толку, приводит в расслабление и расстройство» [12]. Узнав подобный совет, многие смутятся, подумав: а как же эти грехи очистятся без нашего исповедания?
Времени Его земной жизни осталось менее недели. Час великого Исхода близок. Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и умер в сане епископа Китиона о.
Не стоит также просить священника особо помазать маслом другие места тела, пораженные болезнью. Но это можно сделать самостоятельно дома, после Таинства, взяв из храма освященное масло. Но, как говорит священник Александр Мартыненко, «важно только при этом молиться и помнить, что это — не мазь из аптеки, не волшебное средство. Механически освященное масло не лечит, всё даётся только по вере вашей». После седьмого помазания, согласно Уставу, происходит следующее: «… Больный приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. Аще же не может сам, священницы сами обстоят его на одре лежащаго. Настоятель же взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, придержащим всем священником». При этом читается особая молитва, в которой Господа еще раз просят об исцелении. Если Соборование общее, то два священника, держащие раскрытое Евангелие, обходят с ним всех участников Таинства, возлагая на главу каждого, в то время как старший из священников читает молитву. Наконец, следует заключительная ектения — и отпуст, то есть благословение от священника всем, принявшим Таинство: и каждый, «приим от них благословение и прощение, отходит благодаря Бога». Как после Соборования использовать масло Этим маслом можно помазываться с молитвой, призывая Божию Благодать на себя и родных: можно помазать освященным маслом детей, близких, если они сами того желают. Особой молитвы при этом Церковью не определено — современные пастыри советуют чаще всего читать «Отче наш». Что касается салфеток, которыми стирали излишки масла, их сжигают в печи. Если дома нет такой возможности, можно оставить их в храме — как правило, его служители собирают их для последующего сожжения. Иногда также задают вопросы, как использовать головной платок, на который священник возлагал Евангелие. Особых церковных правил и обычаев здесь нет — но если чувствуется благоговение к святыне, с которой соприкасалась вещь, можно носить платок только отправляясь в храм. Существует также множество суеверий, связанных с поведением после Таинства — например, якобы нельзя мыться, вступать в супружеские отношения, есть мясо если Таинство проходило вне поста. Все это, по выражению Апостола, «негодные бабьи басни», имеющие корни в языческом магизме, и прибегать к ним христианину не следует. Применение освященного на Соборовании масла 7 советов от священников : Хранить его можно как в красном святом углу, накрыв чем-то, так и в прохладном тёмном месте. Можно добавлять в обычное или в пищу например в салат или кашу, но НЕ жарить на нем! С молитвой крестообразно помазывать больные места на теле голова, руки, поясница и т. Им можно пользоваться и тем, кто не соборовался но это не заменяет участия в Таинстве Если родственник умер, то после смерти остатки масла с соборования, можно отдать священнику ПЕРЕД чином отпевания.
Масло, миро и смысл их освящения
Отсюда Таинство елеосвящения именуется «Соборованием» Семь пресвитеров назначается потому, что при елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Здесь же седмеричное число избрано в знак семи даров Святого Духа и в сообразность числу молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока 4 Цар. Но Церковь допускает совершение елеосвящения трем и двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение Таинства и одному священнику, с тем однако же, чтобы он совершал его от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний. Как происходит Таинство Соборования? При совершении Таинства елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни — выздоровления и — жизни по смерти тела — воскресения Ин. Вверху пшеницы ставится кандило праздное сосуд , в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления Мк. И вино, в знамение крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей. Елей должен быть чистый, без примесей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин Лк. Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обитых бумагою хлопчатою , к помазанию.
Обыкновенно сюда же вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагается Евангелие и крест. Священники в фелонях становятся около стола, и они, равно и все присутствующие, имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол и всех людей, и обратясь к востоку, начинает возгласом: «Благословен Бог наш».
Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте», — взывает он к нашим сердцам. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак.
Сый, Блаже, милости бездна, помилуй, Милостиве, Твоею Божественною милостию страждущаго, яко благоутробен. Души наша, Христе, и телеса, свыше печати Твоея Божественным воображением освятив несказанно, рукою Твоею всех исцели.
Слава: Неизреченною Твоею любовию, Преблагий Господи, приимый блудницею сущее от мира помазание, ущедри раба Твоего. И ныне: Всепетая, Чистая, Преблагая Владычице, помилуй божественным помазующихся елеем, и спаси раба Твоего. Песнь 6 Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею кровию.
Словесы Твоими, елеем показавый, Человеколюбче, в царех помазание, и архиереи сие совершивый: печатию Твоею и страждущаго спаси, яко благоутробен. Слава: Подаждь руку Твою с высоты, Человеколюбче, и Твой елей, Спасе, освятив подаждь рабу Твоему на здравие, и недугов всех на избавление. И ныне: Явилася еси в божественном Твоем храме плодовитая, Мати Творца, Маслина, Еюже исполнен явися мир милости: темже спасай молитвами осязания Твоего страждущаго.
Кондак, глас 2: Подобен: Вышних ища: Милости Источник сый Преблагий, верою теплою к милости неизреченной Твоей припадающия, Благоутробне, от всякаго избави озлобления, и тех недуги взем, подаждь божественную благодать свыше. Песнь 7 Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Ты в милости и щедротах Твоих, Спасе, Едине Боже, всех исцеляяй, страсти же душевныя, и телесная сокрушения, и сего в недузех страждущаго Сам исцеляя уврачуй.
Внегда помазатися елеем помазания всех главам, подаждь сему веселия радость, милость ищущему Твоего избавления, Христе, богатою Твоею милостию, даруй, Господи. Слава: Меч есть над демоны, Спасе, Твоя печать; огнь же попаляяй страсти душевныя, священников мольбы. Темже верно поем Тя приемлющии исцеление.
И ныне: Ты Держащаго горстию вся, Мати Божия, внутрь во чреве приимши боголепно, и неизреченно воплотивши, о страждущем умилостивити Сего просим. Песнь 8 Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа. Вся помилуй, Спасе, по велицей Твоей и Божественней милости: сего ради собрахомся вси, тайно вообразующе щедрот Твоих приклонение, помазание приносяще елеем, верою Твоему рабу, егоже и посети.
Струями милости Твоея, Христе, и помазании священников Твоих, омый яко благоутробен, Господи, болезни и озлобление, и болезней нашествия, в нуждах страстей мучимаго, яко да славит Тя спасся благодарственно. Слава: Знамение еже свыше приклонения и тихости, милость божественную нам приписующим, Владыко, не удали Твоея милости, ниже презри верою присно зовущаго: благословите, вся дела Господня, Господа. И ныне: Преславное яко венец, Чистая, естество прият, божественное Твое Рождество, врагов сокрушающее ополчения, и побеждающее державно тех: сего ради благодатей Твоих радостными венчаеми светлостьми, Тебе воспеваем, Препетая Владычице.
Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества, тем веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Призри с небесе, Щедре, покажи Твою милость всем, даждь ныне заступление Твое, и крепость Твою приступающему к Тебе, божественным помазанием священников Твоих, Человеколюбче. Видехом, Преблагий Спасе, радующеся божественный елей приклонением Твоим божественным паче причастников, егоже приял еси, и изобразительно преподал еси, бани божественныя причащающимся.
Слава: Ущедри, помилуй, Спасе, избави от лютых, и болезней; избави от стрел лукаваго Твоих рабов души и телеса, яко милостивый Господь, помазанием божественным исцелеваяй. И ныне: Пения и мольбы, Дево, приемлющи Твоих рабов, избави лютых страстей и болезней, молитвами Твоими, нами, Пречистая, божественному Твоему крову притекающаго. Таже стихиры, глас 4: Подобен: Дал еси знамение: Дал еси благодать Твою, Твоими, Благопременителю , апостолы, Человеколюбче, елеем святым Твоим целити всех язвы же и недуги: темже к елею Твоему верно приступающаго, и ныне яко благоутробен освяти, помилуй, от всякаго недуга очисти, и пищи нетленныя Твоея сподоби, Господи.
Призри, Непостижиме, с небесе, яко благоутробен, рукою невидимою Твоею знаменав, Человеколюбче, наша чувства, елеем Твоим божественным, притекающему к Тебе верно, и просящему прегрешений оставление даруй, и исцеление души и телу, да любовию прославит Тя, величая державу Твою. Помазанием елеа Твоего, и священников, Человеколюбче, осязанием, раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя же скверны очисти, омый, Спасе, и многоплетенных соблазнов избави; болезни утиши, обстояние отжени и скорби потреби, яко щедр и благоутробен. Слава и ныне, Богородичен: Тебе чистейшую Цареву Палату молю, Многопетая, ум мой очисти оскверненный всякими грехами, и жилище красное Пребожественныя Троицы сотвори, яко да силу Твою и безмерную милость величаю спасаемый, непотребный раб Твой.
Таже, Трисвятое: Пресвятая Троице: По Отче наш: Яко Твое есть Царство: Таже тропарь, глас 4: Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, избави недугов, и горьких болезней; воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. По сих же диакон, или первый от священников, глаголет ектению: Миром Господу помолимся.
Жизнь Валаама сосредоточена вокруг монастыря, а в обители определяется кругом богослужений. В городах таинство проводится несколько раз, чтобы прихожане смогли найти свободное от работы и дел время и прийти в церковь. В монастыре, за редким исключением особо ответственных послушаний, все имеют возможность прийти на главные службы.
Потому в храме собрались многие братия из Центральной усадьбы и скитов, трудники, мирские работники, занятые на стройках.
Соборование: вопросы и ответы
Необходимо понимать, что, приходя на Соборование, мы не в праве требовать от Бога исцеления от всех болезней и крепкого здоровья, но можем попросить у Господа помощи. Верующие просят в первую очередь избавления от душевных недугов, потому как они гораздо больше вреда приносят человеку, чем телесные, но по Своему милосердию Создатель может вылечить и последние. Что, конечно, никак не отменяет необходимость прибегать к медицинским методам. Перед соборованием желательно исповедаться, а настроиться на глубокое и искреннее покаяние помогает Покаянный канон, который читается вместе с ещё двумя канонами во время подготовки к Причастию. В ближайшие к Соборованию дни принято причащаться, так что как раз в этот период можно прочесть также Каноны к Богородице и Ангелу Хранителю. В дни постов верующие стараются более внимательно относиться к своему ежедневному молитвенному правилу, так и перед Соборованием в Великий пост молитва должна быть вдумчивой и идущей от самого сердца. Общее соборование в Великий пост Часто священника приглашают для Соборования специально к постели больного, но в дни Великого поста во многих храмах это таинство совершается для большого количества верующих. Расписание служб на разных приходах разное: где-то общее Соборование в Великий пост бывает в будни, где-то — в выходные, но в больших городах любой желающий в дни Четыредесятницы и даже на Страстной седмице может выбрать подходящее для себя время в той или иной церкви или монастыре. Перед началом богослужения нужно подойти за свечной ящик, чтобы там записали имя пришедшего пособороваться, внести пожертвование и получить свечу, которую принято зажигать во время чтения фрагментов из Евангелия. Вставать в храме лучше так, чтобы священник мог свободно проходить от одного верующего к другому.
Всего помазаний должно быть семь, и, если священников много, каждое из них совершает новый батюшка.
Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому. К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз. День Соборования В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания.
Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т. Крупу затем варят и вкушают, но это — народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания. Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв Трисвятое по Отче наш , затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных.
Ксении Петербургской, Матроне Московской, или иным угодникам Божиим, к которым есть желание обратиться. Сколько длится чин В среднем около 2 часов, но все зависит от количества участников Таинства — если оно проходит в храме. Если Соборование проходит индивидуально, продолжительность его, конечно, несколько меньше.
Однако, и в таком случае это далеко не короткий чин — не менее часа. Как проходит Таинство в храме Пришедшие принять Елеосвящение обычно становятся рядами — так, чтобы священники, которые будут помазывать каждого, могли свободно идти между стоящими. С началом Таинства зажигают свечи и внимательно слушают то, что читается и поется. Вот что происходит во время Соборования: сначала совершается общее молебное пение о болящих: читаются псалмы, диакон произносит о них краткие моления, затем следует канон; после этого звучит молитва священника над елеем — маслом, принесенным верующим; оно, а также вино, пшеница, стоят на столе посреди храма; этот освященный елей, смешанный с вином будет нужен для помазания верующих; во второй части Таинства происходит семикратное чтение Апостола, Евангелия и молитв о болящих; читаемые фрагменты писания подобраны так, чтобы приводить на память присутствующих все, что известно из него о помазании маслом больных и исцелениях; например, в первом Апостольском чтении звучат слова св. Иакова о помазании больных от «пресвитеров Церкви», а Евангелие читается о человеке «впавшем в разбойники» и израненном, которому «возливая масло и вино» помогает самарянин Лк. Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят — это возбраняется Уставом. Не стоит также просить священника особо помазать маслом другие места тела, пораженные болезнью. Но это можно сделать самостоятельно дома, после Таинства, взяв из храма освященное масло.
Но, как говорит священник Александр Мартыненко, «важно только при этом молиться и помнить, что это — не мазь из аптеки, не волшебное средство. Механически освященное масло не лечит, всё даётся только по вере вашей». После седьмого помазания, согласно Уставу, происходит следующее: «… Больный приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. Аще же не может сам, священницы сами обстоят его на одре лежащаго. Настоятель же взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, придержащим всем священником». При этом читается особая молитва, в которой Господа еще раз просят об исцелении. Если Соборование общее, то два священника, держащие раскрытое Евангелие, обходят с ним всех участников Таинства, возлагая на главу каждого, в то время как старший из священников читает молитву. Наконец, следует заключительная ектения — и отпуст, то есть благословение от священника всем, принявшим Таинство: и каждый, «приим от них благословение и прощение, отходит благодаря Бога».
Как после Соборования использовать масло Этим маслом можно помазываться с молитвой, призывая Божию Благодать на себя и родных: можно помазать освященным маслом детей, близких, если они сами того желают. Особой молитвы при этом Церковью не определено — современные пастыри советуют чаще всего читать «Отче наш». Что касается салфеток, которыми стирали излишки масла, их сжигают в печи.
Таинство Елеосвящения — это таинство снисхождения и милосердия к нашим телам. Апостол и евангелист Марк говорит: «Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Когда какое-то заболевание нас от Бога отделяет, то мы нуждаемся в милосердии. А лишенным и не чувствующим болезни может быть только человек абсолютно безгрешный. Таким на земле был только Господь наш Иисус Христос. Поэтому каждый человек болен и нуждается в том, чтобы Господь через таинство соборования укрепил его силы. Ежегодно православные христиане стараются принять участие в Таинстве Елеосвящения в храмах или позвать священника на дом для соборования во время болезни.
Во многих храмах после Соборования верующим раздают оставшееся масло елей смешанное с вином, а иногда люди и сами приносят это масло в баночках, чтобы потом забрать его домой. Раньше этот елей не раздавали людям, а сразу после Соборования сжигали при храме. Сейчас же многие берут этот елей, чтобы помазываться им дома обычно мажут больные места.