Даже РИА «Новости» к 50-летию полета Ю. А. Гагарина вновь, описывая хронику первого полета, сообщает, что космический корабль «Восток» свершил один оборот вокруг Земли с посадкой в начале второго витка. На высоте в 7 километров Гагарин сделал шаг в бездну ( — катапультировался). Высота апогея стала первой серьезной проблемой полета: она оказалась выше расчетной на 80 километров. На высоте 7 километров, руководствуясь планом полета, Гагарин катапультировался и продолжил спуск на парашюте отдельно от аппарата.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
На это же время были рассчитаны системы жизнеобеспечения. О том, сколько длился космический полет Гагарина в действительности - далее. Старт Запуск космического корабля "Восток" был осуществлен в 09:07 по московскому времени, в 1961 году, 12 апреля, с космодрома Байконур. На борту летательного аппарата находился Гагарин - пилот-космонавт, решившийся на покорение космического пространства, несмотря на возможный риск для жизни и здоровья.
Перед стартом Юрий сказал ставшую легендарной фразу: "Поехали! Реальная высота орбиты, по которой начал двигаться космический аппарат, превышала расчетную на 100 км. По рассекреченным данным, ее параметры составляли 327х180 км.
Если бы система торможения корабля не сработала, то под воздействием атмосферы аппарат мог возвращаться на Землю от 20 до 50 дней. Это означало бы неминуемую гибель космонавта. О том, сколько длился полет Гагарина, теперь известно каждому.
К счастью, путешествие Юрия закончилось благополучно. На орбите В тот же самый день весь мир узнал о том, сколько минут длился полет Гагарина - космонавт находился на борту корабля "Восток" 108 минут. Все это время Юрий проводил простейшие эксперименты: пил, ел, пробовал писать.
Попытка Гагарина положить карандаш рядом с собой привела к тому, что тот моментально уплыл. Космонавт сделал вывод, что необходимые предметы в космосе нужно привязывать. Все свои наблюдения Юрий записывал на магнитофон.
Поскольку перед полетом ученым было неизвестно, насколько стабильной окажется психика человека в космосе, пульт управления кораблем был заблокирован. Пароль находился в специальном конверте, который Гагарин должен был вскрыть на орбите. По легенде, заветную комбинацию цифр 125 доброжелатели сообщили Юре еще до полета.
Внештатная ситуация Сколько длился полет Гагарина? Он мог оказаться гораздо более коротким и закончиться гибелью первого космонавта, потому что посадка корабля оказалась не менее опасной, чем запуск. Система торможения, сконструированная Исаевым, сработала с небольшим изъяном.
Автоматическое разделение отсеков не состоялось, в результате чего перед входом в верхние слои атмосферы космический аппарат беспорядочно швыряло из стороны в сторону со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин не потерял самообладания и сообщил на Землю о внештатной ситуации в условном выражении.
Ведь от научной степени прямо зависела зарплата и премия, однако для них было куда важнее то, чем они занимались.
Существует даже байка о том, что ученые Группы изучения реактивного движения — знаменитого ГИРДа, из которой потом родился весь советский космический проект, иначе расшифровывала свою аббревиатуру. Они называли себя «Группа инженеров, работающих даром». Второй, запущенный всего через месяц, — полтонны.
Третий — через четыре месяца — уже почти полторы тонны. Их запускали практически подряд. Неужели так быстро двигатели становились мощнее?
Отец улыбнулся и сказал: «Грузоподъемность ракеты Р-7 была 5 тонн, под водородную бомбу, просто в начале нам нечего было в эту ракету положить». Кстати, точность попадания в цель у этой ракеты была ювелирной — 14 км. Ее модификации долго использовались для всех пилотируемых космических полетов.
Он всегда возвращался из командировки загоревший. Но тогда он просто вот пришел, а у него лицо... Мама его спрашивает: «Ну скажи, ну это ведь ты, да?
Аркадий Найшуль описал работу над запуском первого человека в космос в своей памятной заметке: «Полет Гагарина». Рассказанное им долгое время было известно лишь узкому кругу специалистов. Перед запуском человека в космос были проведены несколько пробных запусков.
Первый прошел осенью 1960 года. Аппарат с двумя собаками на борту не смог выйти на орбиту. Не сработала третья ступень.
Но хорошо показала себя система аварийного спасения. Собаки не пострадали. Подошел Королев: «Почему в ящике?
Пересадить в кресло». Запуск сочли удачным. Однако следующий не удался совсем: космический аппарат самопроизвольно перешел на орбиту с высотой в апогее 600 км.
Вернуть его оттуда в приемлемое время было нереально — не хватило бы топлива на борту. В марте 1961 года еще один пуск с манекеном на борту, полностью удачный. Назначена дата запуска космического аппарата с человеком.
Аркадий Найшуль вспоминал: «12 апреля 1961 года. Солнечное утро. Я на старте, в нескольких метрах от ракеты.
Королев прощается с Гагариным. Гагарин поднимается на лифте и залезает в космический аппарат. Все разъезжаются.
Я на НИПе наземный измерительный пункт , это полтора километра от старта. По экрану движутся черные горизонтальные полосы.
Еще в первый день работы на месте катастрофы специалисты собрали наиболее нужные для расследования части и агрегаты двигателя и некоторые приборы авиационного оборудования, в частности, два указателя вертикальной скорости ВАР-75. Исследованиями было установлено, что двигатель был исправен и работоспособен в течение всего полета.
Достоверность такого вывода подтверждается целым рядом параметров работы двигателя, которые представлены на рис. Указатели ВАР-75 были сильно разрушены, однако удалось найти их деформированные шкалы. По специальной методике с использованием съемки в инфракрасных лучах оказалось возможным определить на них положение стрелок в момент разрушения. На шкалах остались частички светящейся массы от стрелок.
Впоследствии на стенде установили такую скорость изменения воздушного давления на входе в исправный указатель ВАР-75, чтобы его стрелка заняла то положение, которое было выявлено на шкале разрушенного прибора. Фотографии шкал разрушенных ВАР-75 и контрольных приборов представлены. Располагая скоростью вертикального снижения самолета, стало возможным определить скорость движения самолета по углу среза деревьев. Она была получена расчетным путем, на основе треугольника векторов скоростей.
О том, почему эти расчетные значения угла и скорости были приняты и оставлены комиссией в качестве основных конечных параметров полета, будет изложено ниже. Пространственное положение самолета в момент столкновения с землей было определено на основе результатов исследования авиагоризонтов АГИ-1. Установлено, что их гироскопы были работоспособны до последнего момента. Об этом свидетельствовали надиры на корпусах гиромоторов от вращающихся роторов.
Выявленные на шкалах отпечатки от стрелок позволили реконструировать их показания. Реконструкция показаний авиагоризонтов АГИ-1 представлена на рис. Перечисленные выше параметры были получены в первую очередь, но одновременно исследовались и другие узлы, агрегаты и приборы. Конечно, особое внимание уделялось системе управления самолета.
Удалось собрать и выложить по контуру все ее тяги, качалки и агрегаты. Исследования всех этих объектов велись по двум направлениям. Во-первых, необходимо было установить, имела ли система управления отказы и неисправности эксплуатационного происхождения: рассоединения деталей, заклинивания узлов и могло ли что-либо подобное произойти в полете. Во-вторых, надо было определить положение рулевых поверхностей в момент столкновения с землей.
Анализировался характер разрушений деталей не только на наличие коррозионных повреждений, но и по какому направлению действовали разрушающие силы. Такая оценка проводилась по всем объектам самолета. Для проверки и уточнения результатов этой работы впервые в практике расследования было проведено объемное макетирование, суть которого заключается в следующем. По чертежам и с участием специалистов ОКБ им.
Микояна был изготовлен из дерева макет силовой конструкции самолета в натуральную величину, но без обшивки. На нем были вывешены все поврежденные части системы управления. В процессе расследования этот макет использовался и для анализа разрушений других систем. Результаты исследований системы управления показали, что она была исправна и работоспособна до конца полета.
Положение рулевых поверхностей самолета в точке его столкновения с землей показано. Сопоставление полученных данных с фактами, выявленными на месте падения самолета, позволили обоснованно восстановить его пространственное положение в этот момент. Нейтральное положение руля поворота может свидельствовать о прямолинейном движении по курсу. Это дало серьезные основания предполагать, что экипаж, с некоторым опозданием, предпринимал усилия по выводу самолета из пикирования.
Такое истолкование данного факта оказало решающее влияние на понимание характера и параметров движения самолета в момент столкновения с землей. При исследовании большинства остальных агрегатов, приборов и систем разрушенного самолета особых трудностей не возникало. Большой опыт исследований аварийной техники и высокий по тому времени уровень методического обеспечения, которыми располагали специалисты института, позволили в течение полутора месяцев выполнить эту трудоемкую работу. Однако получить достоверные данные по наиболее важным объектам и предъявить их Госкомиссии для принятия было не так просто.
Результаты проверялись и перепроверялись другими экспертами и организациями. Исследование часов — характерный тому пример. На месте катастрофы были найдены бортовые авиационные часы АЧХ и наручные часы Ю. Гагарина «Суперавтоматик».
Несмотря на то, что они имели серьезные повреждения, Госкомиссия возлагала на них большие надежды, так как только на основе результатов их исследования можно было определить время развития аварийной ситуации от последнего радиообмена до удара о землю — важнейший для расследования параметр. Других источников для получения этой информации просто не было. Для этого необходимо было иметь экземпляры таких же исправных часов. С АЧХ, понятно, вопрос не возникал, а вот где найти такие же «Суперавтоматик», стало проблемой.
В то время в Союзе такие часы имели только два человека— космонавты Ю. Гагарин и Г. Это были подарки от швейцарской фирмы. Титов сначала не смог отыскать свои часы.
Его попросили, чтобы он поискал их в ювелирных магазинах и часовых мастерских Москвы. Увы, там их не было. Уже планировали поручить экипажу рейсового самолета, летающего в Швейцарию, купить и привезти такие часы, но Г. Титову все же удалось найти их у себя дома.
Это и обеспечило возможность исследования часов. Надо было найти на сочлененных деталях внутреннего механизма следы от первоначального удара и через них выйти на положение стрелок. Это было тонкое и сложное, можно сказать, ювелирное исследование с применением новейших для того времени методов, средств и технологий. Фотографии часов и результаты их исследования показаны на рис.
Время развития аварийной ситуации было определено в пределах 60-70 сек.
Среди прочего на Земле приняли реплику: "Самочувствие хорошее, настроение бодрое". У Королёва настроение в это время было вовсе не таким бодрым: он-то прямую связь с космонавтом потерял. Только в 09:52 из Казахстана на Дальний Восток пришёл приказ сообщить Гагарину, что всё идёт нормально. В 09:57 "Восток" вышел за пределы досягаемости советских наземных станций. После этого связь держали при помощи кораблей в Тихом океане. Затем связь на некоторое время исчезла вовсе. Буквально через пару секунд система торможения начала сбоить.
Гагарин, надо сказать, не потерял самоконтроля и наблюдал за происходящим. Ещё через десять минут система торможения заработала, как положено по запасному варианту. Шёл спуск, кабина нагревалась. Затем на несколько секунд перегрузки резко подпрыгнули — и на высоте семь километров Гагарина катапультировало. Спуск на парашюте тоже не обошёлся без приключений: вместе с основным раскрылся запасной, а аварийный запас просто оторвался. Как бы то ни было, ровно в 11 часов по Москве Гагарин приземлился под Саратовом. Космическая женщина: она первой встретила Гагарина после полёта, а теперь растит шестерых сирот-"космонавтов" Спуск произошёл несколько не там, где ожидали. Однако сориентироваться удалось быстро.
Всего через несколько минут первого космонавта обнаружили крестьяне, а через некоторое время примчалась машина из находившейся неподалёку части ПВО. Майор Гасиев, встретивший Гагарина первым из офицеров, взял у космонавта автограф. Расписался Гагарин прямо в партбилете зенитчика. Из расположения дивизиона летит депеша в вышестоящий штаб, с аэродрома в Энгельсе вылетает вертолёт, которым Юрия Алексеевича доставляют на базу.
Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели
История первого полета человека в космос: полёт Гагарина 12 апреля 1961 года | Главная» Новости» Сколько длился полет гагарина в космос 12 апреля. |
«Только бы слетал и вернулся живым!»: как Юрий Гагарин побывал в космосе и что было после | Протяженность маршрута — 40 868,6 км, максимальная скорость полета — 28 260 км/ч, максимальная высота полета — 327 км. Последняя цифра рекордной остается и сегодня. |
Космические небеса баллистика Найшуля: Гагарин обязан ему верной траекторией | На высоте в 7 километров Гагарин сделал шаг в бездну ( — катапультировался). |
60 лет первому полету человека в космос! | За это время полет Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» не только стал историей, но и отчасти превратился в миф: «все было хорошо». |
Высота полета гагарина в космосе | Юрий Гагарин по телефону докладывает о совершённом полёте, 12 апреля 1961 года. |
Э.А.Шершер "Тайна гибели Гагарина"
Началась космическая эра — нечто невероятное для эпохи, в которую еще были живы люди, помнящие мир без самолетов и практически без автомобилей. Всего за 108 минут жизнь Юрия Гагарина перестала ему принадлежать. Буквально каждая минута — от рождения и до самой смерти — стала частью легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос. Около 30 лет, не более 170 см, до 68—70 кг — характеристики кандидатов на полет С учетом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные.
И, если бы опрос был лет 11 назад, то я бы сказала, что вы правы. Но сейчас, увы, вынуждена сказать, что большинство проголосовавших ошибается и просто не в курсе последних данных. Но сейчас всё узнаете. Во всех старых справочниках и энциклопедиях указана длительность полёта Ю.
Гагарина — 108 минут. То есть первоначально сообщалось, что 108 минут, и этой информацией пользовались целых 50 лет.
Был ли Гагарин? Нежелание открыто рассказывать о технических деталях полёта Гагарина привело к возникновению слухов, что на самом деле никакого полёта не было. Впервые эту «утку» закинул журнал «Нью-Йорк миррор»: «Советы не представили никаких доказательств своих последних утверждений об исключительном космическом достижении — полёте Юрия Гагарина по орбите вокруг Земли. Быть может, он совершил этот полёт по орбите, а быть может, и нет. Представьте нам доказательства». В ответ посыпались насмешки — объём публикаций на эту тему тут же превысил объём провокационной статьи в «Нью-Йорк миррор». Дескать, если кому-то очень хочется выглядеть дураком, он будет выглядеть дураком. Однако ситуация была куда серьёзнее, чем можно подумать.
Разумеется, в кругах высшей политической и военной элиты Запада никто не сомневался, что Юрий Алексеевич Гагарин действительно облетел Землю на корабле «Восток». Ещё во времена запусков первых спутников Агентство национальной безопасности США АНБ развернуло две станции наблюдения за советскими ракетными запусками — на Аляске и Гавайях, а также выпустило радиоаппаратуру, способную перехватывать телеметрию, идущую с советских межпланетных аппаратов и космических кораблей. Перехват данных с «Востока» начался 12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда корабль Гагарина попал в зону видимости американских станций. Станция на авиабазе острова Шемья Алеутский архипелаг, Аляска сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой камерой системы «Селигер». Через 58 минут после начала приёма сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде. На этих кадрах было хорошо видно, как космонавт двигается, ведёт переговоры, живёт. Таким образом, уже в первые часы руководство США получило доказательство из самого надёжного источника и никогда впоследствии не ставило факт полёта Гагарина под сомнение. Но корреспондент «Нью-Йорк миррор» ничего о перехвате не знал и не мог узнать, ведь АНБ тоже умело хранить военные секреты и предпочитало не распространяться о своих возможностях. От Советского Союза требовалось представить какие-то конкретные детали полёта: фотоснимки Земли с орбиты но фотоаппарата на «Востоке» не было , подробности запуска ракеты и её описание но они оставались засекреченными , имена создателей ракеты и корабля они были засекречены в ещё большей степени, чем подробности запуска. Возникала абсурдная ситуация — на официальном уровне советское правительство делало заявление, что готово делиться технологиями и знаниями, но отказывалось предъявить даже самую малость: общие схемы устройства кораблей «Восток» и пару-тройку имён их создателей, чтобы последние могли получить причитающиеся им по праву лавры от мирового научного сообщества: всерьёз обсуждался вопрос о присуждении таинственному «Главному конструктору» Нобелевской премии.
Зарубежные эксперты неоднократно указывали советской стороне на недопустимость подтасовок в публикациях о первом космическом полёте, тем более что таковые стали очевидны уже в мае 1961 года. На это опытные кремлёвские демагоги ответили, что правительство Соединённых Штатов Америки, которое кичится гласностью у себя в стране, не спешит делиться технологией изготовления атомной бомбы даже со своими ближайшими союзниками. Странно, что советские руководители совсем не понимали: тем самым они порочат величайшее событие в истории ХХ века, поставив космический прорыв на одну полку с убийством тысяч людей в Хиросиме и Нагасаки. Забытый подвиг После смерти главного конструктора ракетно-космической системы «Восток» Сергея Павловича Королёва в его архиве обнаружили переводы высказываний западных экспертов по поводу первого космического полёта. Среди них — и статью «Пионер или подопытный кролик», опубликованную 15 апреля 1961 года в гамбургской газете «Ди Вельт». Её автор Себастиан Хаффнер вопрошал: «Неужели действительно можно поверить в открытие новой главы в истории человечества, если человек, правда добровольно, успешно повторил принудительные достижения животных? В своей кабине он был не капитаном, а лишь полезным грузом». Легко представить, с каким чувством Сергей Павлович Королёв читал эту статью. Но формально эксперт был прав, ведь сокрытие информации имело ещё одну важную особенность — замалчивались трудности и проблемы, вставшие перед космонавтом. На официальном уровне картинка выглядела так: старт прошёл успешно, сам полёт — идеально, приземление — штатно.
Получается, что ничего особенного первый космонавт и впрямь не совершил. В чём же тогда героизм и вклад Гагарина? В действительности полёт проходил непросто. Связь с наземными пунктами была посредственной. Сильно мешал шум вентиляторов. При сходе с орбиты нарушилась логика в работе систем автоматического управления, корабль начал беспорядочно кувыркаться, а его отсеки разделились только при входе в высшие слои атмосферы.
Под этот срок готовились и запасы системы жизнеобеспечения. Сход с реальной орбиты занял бы не меньше двух недель — к тому времени космонавт был бы мертв.
Разумеется, Юрий Гагарин об этом не знал. В ходе полета он спокойно поддерживал связь с научно-измерительными пунктами. Попробовал «космическую» еду щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус и консервированную воду, тем самым опровергнув мнение скептиков, полагавших, что питание в полете будет затруднено. Наблюдал Землю, звезды и космическое пространство, регистрировал показания приборов, надиктовывая их на бортовой магнитофон и записывая в бортжурнал. Случались мелкие неприятности. В невесомости от космонавта «уплыл» карандаш, и писать стало нечем. В магнитофоне вдруг закончилась пленка — Гагарин вручную перемотал ее на середину и продолжил запись; из-за этого голосовая информация о нескольких минутах полета была утрачена навсегда. Двигатель должен был отработать 41 секунду, но выключился на секунду раньше.
Досрочное отключение тормозной установки нарушило штатную схему, и команда на разделение отсеков оказалась не выполнена. Ситуация сложилась уникальная, и Гагарин не мог оценить, насколько велика опасность развития событий. Однако Юрий Алексеевич не запаниковал. Он засек время по часам, продолжая с любопытством следить за происходящим. Мигали окошки прибора контроля режима спуска, корабль быстро и беспорядочно вращался. В 10:36 отсеки корабля все-таки разделились по сигналу от внешних термодатчиков. По мере движения в атмосфере вращение «Востока» стало замедляться, а перегрузки — плавно нарастать. Кабина озарилась ярко-багровым светом, который проникал даже сквозь опущенные шторки.
Юрий Гагарин услышал потрескивание — он не знал, откуда идет этот звук, но предположил, что таким эффектом сопровождается тепловое расширение оболочки аппарата. В воздухе ощущался легкий запах гари. Тут о мелких неприятностях пришлось забыть, потому что из-за крутой траектории спуска перегрузки возросли до 12 g вместо штатных 9 g — в глазах у космонавта «посерело». В 10:42 на высоте 7 километров прошел отстрел крышки люка, и кресло с космонавтом катапультировалось из спускаемого аппарата. Через пол-секунды вышел тормозной парашют, затем был введен в действие основной парашют, который буквально сдернул космонавта с кресла.
Последний полет Гагарина
Вторым ответственным лицом во время этого процесса был заместитель легендарного конструктора Королева Воскресенский Л. Как назывался корабль Как уже упоминалось выше, космический корабль, на котором Гагарин отправился в космос, имел название «Восток». Он открывал собой целую серию кораблей с таким же названием, которые в будущем осуществили не один успешный полет за пределы атмосферы земли. Строился «Восток» конструктором Ивановским О. Под тщательным наблюдением и руководством все того же легендарного Сергея Павловича Королева. В корабле были использованы достаточно простые, но в то же время предельно надежные и эффективные технические решения и материалы.
Главными задачами, которые ставились перед кораблем, был сбор информации о том, как на человеческое тело, психику и работоспособность повлияет нахождение на орбите, а также отработка всех систем и механизмов. Сколько длился полёт Юрий Гагарин, ставший первым из людей, побывавшим в космосе, пробыл на земной орбите целых 108 минут и за это время совершил полный оборот вокруг планеты Земля. Как для первого в истории человечества полета, время это было очень впечатляющим, ведь для того, чтобы его обеспечить, необходимо было очень качественное выполнение самого корабля, тщательная и грамотная подготовка космонавта, создание для него всех условий пребывания на орбите. Длительность полетов будущих кораблей была уже значительно больше. К примеру, пилот корабля «Восток-5», Быковский Валерий Фёдорович, отправился в космос 14.
На корабле «Восток-6», одновременно с Быковским, но на два дня позже, отправилась и прекрасно справилась с поставленной задачей первая женщина-космонавт — Валентина Терешкова. Сколько сделал витков вокруг Земли Корабля «Восток» сделал 1 виток вокруг нашей планеты. Это было выдающимся и не имеющим аналогов результатом.
Частая травма — перелом позвоночника. До последнего никто не знает, как поведет себя человек в космосе. Считается, что в состоянии невесомости он просто сойдет с ума. У Гагарина вся панель управления кораблем заблокирована. Код находится в специальном конверте, невменяемый пилот не сможет его расшифровать. До последней минуты успех полета под вопросом.
Но как можно развивать такую новую отрасль как космонавтика, не проводя экспериментов с людьми? Это невозможно, поэтому, несмотря на всякие международные акты, у нас была группа испытателей, которая этим занималась", - рассказал Евгений Кирюшин. Вадим Лукашевич написал не одну книгу о космонавтике. Он считает, что американцы, распространяя слухи о советских неудачных запусках, не хотели принизить достижения страны Советов. Наоборот, их пугала такая информация. В период холодной войны они пристально следили за русскими. Вплоть до того, что бы не сказали, откуда стартовали. Мы стартовали с Тюо Тама, а сказали, что с Байконура, а это сотни километров в сторону. И американцы узнали место старта по баллистическим расчетам, посмотрев откуда взлетела ракета.
Гагарин - первый человек в космосе, но по правилам международной ассоциации, для того, чтобы зарегистрировать рекорд, он должен был взлететь в корабле, и сесть в корабле. А он на высоте 80 км катапультировался и садился на парашюте отдельно, но когда мы подавали документы на регистрацию рекорда, мы это скрыли. То есть очень многие вещи они додумывали", - сказал Вадим Лукашевич. Гибель Ивана Ивановича Лариса Успенская как никто знает тайны космических полетов. Многие годы она заведует архивом первого отряда космонавтов. Здесь хранятся уникальные, еще недавно закрытые документы. Документы архива президента, государственной власти на то время и нашего ведомства были рассекречены. Недавно вневедомственная комиссия рассекретила значительный блок архивов, касающихся первых полетов космических", - рассказала Лариса Успенская. Самые первые записи архива полета Гагарина сделаны в режиме реального времени Королевым и лично космонавтом сразу после приземления.
Гагарин пишет как потерял в невесомости карандаш, как хотел пить, как корабль отклонился от курса. Конструктор Сергей Королев и первый космонавт Юрий Гагарин, 1961 год. Между тем, за три недели до этого житель села Корша, что в Западном Казахстане, обнаружил на высокой ели человека в скафандре — он неудачно приземлился с парашютом. Новость о погибшем космонавте быстро облетела округу. Но подойти к нему близко никто не успел: приехали военные и жертва бесследно исчезла. Совершенно нельзя было предположить, как человеческий организм отреагирует. Те перегрузки, которым подвергались космонавты во время тренировок и испытаний на Земле не могли сравнится с тем, что будет там", - рассказала Лариса Успенская. Официально, в космос слетали два манекена, прозванные конструкторами в шутку Иванами Ивановичами. Чтобы не пугать людей, на скафандре второго так и напишут: "Макет".
Но слухи остановить уже было невозможно. Сегодня за 1 миллион долларов каждый может отправиться в космос.
Для сравнения: нынешние пилотируемые капсулы сажают с гораздо меньшими перегрузками — в 5-6g. Для Гагарина же посадка стала настоящим смертельным испытанием — как показали последующие расчеты, перегрузка практически на всей траектории спуска держалась на уровне 10g, а пиковые значения, видимо, доходили и до 12g, что находится почти на пределе прочности человеческого организма. Как вспоминал потом Гагарин, в глазах у него начало «сереть», а показания приборов стали расплываться и исчезать. К счастью, такие высокие перегрузки продлились недолго — и здоровье первого космонавта не пострадало. Расчетная точка посадки «Востока-1» находилась в Хвалынском районе Саратовской области.
После таких испытаний при торможении стало ясно, что корабль с Гагариным явно пролетит мимо этого района — и может попасть в гораздо менее благоприятную местность. Но тут уже полоса невезения временно закончилась: все нештатные факторы частично скомпенсировали друг друга — и фактическая точка приземления «Востока-1» оказалась лишь в 180 км от расчетного района. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата на небольшой высоте, он сразу увидел ориентир — полноводную реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе», — вспоминал потом Гагарин. Но тут первого космонавта ждало еще одно испытание: штатной схемой спуска предусматривалось два парашюта — основной и запасной. На всякий случай в первом полете решили, что будут использованы оба парашюта — никто не знал, что могло случиться с космонавтом на орбите и будет ли он способен решить вопрос с запасным парашютом, если не раскроется основной.
В итоге это создало еще одну неприятность. Сначала запасной парашют Гагарина не раскрылся и обвис, став мертвым грузом, а потом, наоборот, раскрылся, в значительной степени усложнив спуск.
Вынесет ли человек невесомость? Не пострадает ли его психика? И ответов на большинство вопросов не знали даже ведущие специалисты. Многие всерьез думали: психика первого космонавта может не справиться с одиночеством в безбрежной черноте космоса.
Конструкторы решили подстраховаться - придумали секретный код. Цифра "25" была под строжайшим грифом. Впрочем, как выяснилось, перед стартом ее шепнули Юрию Гагарину практически все "посвященные". Да потому что верили ему, как себе. Трудно сказать, узнаем ли мы когда-нибудь абсолютно все детали того полета. Оказывается, первый старт едва не сорвался из-за технической неполадки.
Пока спецы разбирались, Юрий тихонько насвистывал: "Родина слышит, Родина знает... Спускаемый аппарат не отделялся от космического корабля. Первому космонавту пришлось пережить и еще одно испытание - после полета его тяготила жесткая опека "сверху". Чтобы заночевать у родственников, он должен был брать разрешение у Каманина. Иногда все это чертовски надоедало, и он позволял себе озорные мальчишеские выходки. Его любили таким, каким он был, видели в нем "своего"...
Мало кто знает, что еще в 1964 году Юрий Гагарин одним из первых предложил восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя.
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой
А как же СССР? Допустил бы такой оборот? Да ни за что! Насколько советская программа была засекречена, настолько американская открыта. О всех предстоящих запусках пресса сообщала задолго до их реализации.
Помимо этого и советская разведка отслеживала все события, опасаясь дезинформации. Однако ещё в декабре 1960г положение было плачевным - погибли оба КК "Восток". И лишь 9. После этого шансов у США опередить хотя бы в суборбитальном полёте не было - Королёв бы не позволил.
Но старт Шепарда был отложен на конец апреля и 25. Королёв готовил полёт Гагарина тщательно - понимал его значение для истории да и для себя тоже. Мишин главный заместитель Королёва говорил, что в случае неудачи с Гагариным убрали бы в тень всю "контору". Не таким уж незаменимым человеком был Сергей Павлович.
Конкуренты были сильные - Янгель и Челомей. Этап 3. В принципе не такой уж фантастический вариант. Будь в мире поменьше границ, такой полёт вполне мог предварять привычный нам полёт с торможением для схода с орбиты.
Ещё в 50-х годах К. Эрике проектировал свои "пилотируемые сателлоиды". Они должны были выводиться на очень низкую орбиту - высотой 115 км без всяких заумных систем для схода с неё. Наоборот, двигатель "сателлоида" работает непрерывно, компенсируя торможение атмосферой Эрике даже подсчитал - 1кг топлива на 3570 км полёта.
При выключении двигателя атмосфера неизбежно принимает путешествинников. Однако тогда ещё не знали про неоднородность плотности атмосферы. ТДУ, системы ориентации и стабилизации КК в первых полётах были очень капризны. В 1960г 2 из 4-х КК "Восток" погибли именно при сходе с орбиты.
Поэтому все КК "Восток" и "Меркурий" рассчитывались с учётом возможного отказа системы схода. Поэтому и высоту орбиты старались сделать поменьше.
В невесомости от космонавта «уплыл» карандаш, и писать стало нечем. В магнитофоне вдруг закончилась пленка — Гагарин вручную перемотал ее на середину и продолжил запись; из-за этого голосовая информация о нескольких минутах полета была утрачена навсегда. Двигатель должен был отработать 41 секунду, но выключился на секунду раньше. Досрочное отключение тормозной установки нарушило штатную схему, и команда на разделение отсеков оказалась не выполнена. Ситуация сложилась уникальная, и Гагарин не мог оценить, насколько велика опасность развития событий. Однако Юрий Алексеевич не запаниковал.
Он засек время по часам, продолжая с любопытством следить за происходящим. Мигали окошки прибора контроля режима спуска, корабль быстро и беспорядочно вращался. В 10:36 отсеки корабля все-таки разделились по сигналу от внешних термодатчиков. По мере движения в атмосфере вращение «Востока» стало замедляться, а перегрузки — плавно нарастать. Кабина озарилась ярко-багровым светом, который проникал даже сквозь опущенные шторки. Юрий Гагарин услышал потрескивание — он не знал, откуда идет этот звук, но предположил, что таким эффектом сопровождается тепловое расширение оболочки аппарата. В воздухе ощущался легкий запах гари. Тут о мелких неприятностях пришлось забыть, потому что из-за крутой траектории спуска перегрузки возросли до 12 g вместо штатных 9 g — в глазах у космонавта «посерело».
В 10:42 на высоте 7 километров прошел отстрел крышки люка, и кресло с космонавтом катапультировалось из спускаемого аппарата. Через пол-секунды вышел тормозной парашют, затем был введен в действие основной парашют, который буквально сдернул космонавта с кресла. Одновременно отделился контейнер с носимым аварийным запасом — он должен был повиснуть на 15-метровом фале, но оторвался и упал вниз. Как следствие, не заработал радиомаяк космонавта, а сам Гагарин лишился запаса продуктов, аптечки, радиостанции, пеленгатора и надувной лодки, которая могла бы пригодиться при посадке на воду. В этот момент Гагарин должен был открыть клапан дыхания — скафандр СК-1 не был снабжен баллонами, поэтому конструкторы предусмотрели для космонавта возможность дышать окружающим воздухом после отделения от кресла. Однако шарик клапана оказался притянут демаскирующей оболочкой, и Юрий Алексеевич потратил несколько минут на то, чтобы справиться с ним. На высоте 3 километров в соответствии с логикой работы системы спасения раскрылся запасной парашют — хотя космонавты еще до полета были против его автоматического введения, командование решило, что с запасным будет надежнее. Управлять ими космонавт не мог и почти до самой земли летел спиной вперед.
Лишь на высоте 30 метров его развернуло лицом по сносу — в положение, благоприятное для приземления.
Дальше вижу, идёт речушка-овраг. Слева за оврагом домик, вижу, там какая-то женщина телёнка пасёт.
Ну, думаю, сейчас я, наверное, угожу в этот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола. Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню.
Думаю, ну сейчас приземлюсь. Как раз спиной меня несёт. Пробовал развернуться, в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернёшься.
Перед землёй примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5—7. Только успел я это подумать, смотрю земля.
Ногами «тук». Приземление было очень мягкое. Пашня оказалась хорошо вспахана, очень мягкая, она ещё не высохла, Я даже не почувствовал приземления.
Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний парашют пошёл вперёд. Погасил его, снял подвесную систему.
Посмотрел — всё цело. Значит, жив, здоров. Приземлился с закрытой шторкой.
Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать.
Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально. Дальше принимал меры к тому, чтобы сообщить, что приземление прошло нормально. Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идёт ко мне.
Примерно метров 800 она была от меня. Я пошёл навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от неё отделяется и направляется назад.
Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но всё-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит.
Я подошёл, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса. Познакомились с ней, и она рассказала мне, что по телефону можно говорить с полевого стана. Я попросил женщину, чтобы она никому не разрешала трогать парашюты, пока я схожу до полевого стана.
Только подходим к парашютам, здесь идут человек 6 мужчин: трактористы, механики с этого полевого стана. Познакомился с ними. Я им сказал, кто я.
Они передали, что вот сейчас передают сообщение о космическом полёте по радио. Через минуты 3 подошла автомашина ЗИЛ-151. На ней прибыл майор артиллерист тов.
Мы представились друг другу. Я попросил как можно побыстрее сообщить в Москву.
А вот те радиосигналы, что слышали братья-итальянцы, действительно были, и шли из космоса.
Просто записывали голос и смотрели как сигнал будет проходить на Землю. Там были простые позывные: "Прием! Западные летчики, услышав это, вполне могли подумать, что это говорит человек, хотя на самом деле это говорил магнитофон", - рассказал Андрей Симонов.
Испытания на людях Так был ли космонавт номер ноль, и кто те люди, имена которых называли крупнейшие зарубежные издания? Почему в них так поверили? А Гагарин — первый, второй или двенадцатый космонавт в мире?
Первое журналистское расследование появилось еще летом 1965 года. И выяснилось, что в 1959 году в журнале "Огонек" была подробная публикация, где давали интервью испытатели скафандров для летчиков, не для космонавтов. И они рассказывали, что испытывали высотные скафандры.
И вот американцы взяли фамилии людей из этой группы, и выдали их за космонавтов. Но вопросы остались. Что на самом деле произошло с Владимиром Ильюшиным?
Он в 1959 году установил мировой рекорд высоты полета на самолете, о нем очень много писали. И вот он в 1960 году неожиданно пропадает из виду. Все было просто: 8 июня 1960 года он попадает в автоаварию по пути из Москвы в Жуковский, и долгое время лечился.
Ему в этом году присвоили звание героя Советского Союза, и он приходил на костылях на вручение. И, видимо, кто-то увидел, и пошли сплетни, что он неудачно слетал в космос. Хотя он сам всегда это опровергал" - вспоминает Симонов.
Юрий Гагарин в Большом Кремлевском дворце, 1961 год. Его друзья услышали об этом в эфире зарубежной радиостанции. А ты живой?
Я слышал, ты умер" — "Нет, говорю, живой! Кирюшин из тех, кто делал все, чтобы космонавты не погибли. Более 20-ти лет он официально значился то простым лаборантом, то механиком при институте космической медицины.
Только в начале 1990-х стало возможно вслух говорить о его работе, и он получил звание героя России. Бог знает, что может случиться: может, молнию оторвет, может, шлем, а может, и голову", - пояснил Кирюшин. Трагедий среди испытателей не счесть, двенадцатикратные перегрузки и экстренное катапультирование выдерживают не многие.
Частая травма — перелом позвоночника. До последнего никто не знает, как поведет себя человек в космосе. Считается, что в состоянии невесомости он просто сойдет с ума.
У Гагарина вся панель управления кораблем заблокирована. Код находится в специальном конверте, невменяемый пилот не сможет его расшифровать. До последней минуты успех полета под вопросом.
Но как можно развивать такую новую отрасль как космонавтика, не проводя экспериментов с людьми?
Гагарин и цензура
Гагарин не завершил оборот вокруг земли | Полет на космическом аппарате «Восток» предполагал, что космонавт покидает его на высоте около 4000 м и продолжает свой полет как парашютист. |
«Стойте, я свой!» — кто встречал Юрия Гагарина на Земле после 108 минут полета | 62 года назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет. |
Космические небеса баллистика Найшуля: Гагарин обязан ему верной траекторией | На высоте 7 километров, руководствуясь планом полета, Гагарин катапультировался и продолжил спуск на парашюте отдельно от аппарата. |
Правильно ли считать космическим полет Гагарина в 1961 году? | Случилось это меньше, чем через месяц после полёта Гагарина, 5 мая 1961 года. |
Полёт Гагарина длился не 108, а 106 минут
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). По намеченному плану Гагарин катапультировался на высоте семи километров и спустился на парашюте. Когда программа «Союз» снова переориентировалась на полет к Луне, Гагарин сначала вошел в команду, которая готовилась к высадке на Луну, а потом к облету Луны.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Новость о первом полете человека в космос взбудоражила не только весь Советский Союз. Высота полёта всё время уменьшалась. Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.
История полета в космос Юрия Гагарина
Гагарин и цензура | Наука и жизнь | К счастью, нерасчетный подъем апогея орбиты Гагарина был некритичным и не помешал первому полету человека в космос. |
История полета в космос Юрия Гагарина | Высота полета корабля «Восток» составила 250-300 км. Утром 12 апреля 1961 года в небо взмыла ракета-носитель «Восток» с Гагариным на борту. |
Высота полета гагарина в космосе
«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Максимальная высота полета Гагарина составила 327 км, в то время как граница космоса начинается на отметке 118 км. С подъемной силой переборщили. Почти сразу после полета Гагарина отправили за границу с так называемой «миссией мира» — демонстрацией исторического успеха СССР. 12 апреля исполняется 60 лет космическому полету Юрия Гагарина.