В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками.
Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады
Возглавил восстание гетман (атаман) низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. Шаблон:Восстание Хмельницкого Освободительная война украинского народа — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народная национально-освободительная война православного населения против власти Речи.
История казачества в России
Так или иначе, а время положение лишь усугубляло, и украинцы в Польше начали регулярно поднимать восстания, пока в 1648 году не началась серьезная освободительная война, продлившаяся до 1654 года. В 1648 г. на территории Запорожской Сечи вспыхнуло восстание казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого (1595–1657). «С Черкас, июня 8, 1648» Богдан Хмельницкий – русскому царю: «Ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо. Подробный рассказ о восстании Богдана Хмельницкого по книге прославленного русского историка ского. Вместе с Б. Хмельницким в марте 1648 г. на Сечь прибыл мурза Перекопской орды Тугай-бей во главе 4-тысячного войска. В статье рассматриваются политические причины восстания Богдана Хмельницкого в оценке шляхты Речи Посполитой.
Богдан Хмельницкий и восстание Хмельницкого
На третьем этапе (1652-1654) Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648-1654)». В мае 1648 года Хмельницкий одержал первую крупную победу, разгромив в битве под Жёлтыми Водами польский отряд под командованием нежинского старосты Стефана Потоцкого.
"Палиивщина". Почему царь не принял казаков в состав России и велел подчиниться Польше
Составьте таблицу "Восстание Богдана Хмельницкого (1648-1654)" Годы. В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа.
Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады
В решающий момент боя татары не только покинули поле боя, но и насильно увели с собою Хмельницкого, чем обрекли украинскую армию на поражение. Польские войска двинулись вглубь Украины и встретились с Хмельницким под Белой Церковью. Положение обеих сторон было довольно трудным хозяйственная дезорганизация, голод, эпидемии. Радзивилл подавил восстание в Белоруссии, разбил отряды сподвижников Хмельницкого, в начале августа 1651 г. III этап - май 1652 г. Переяславская рада. Освобождение от поляков Волыни до Дубно, Брацлавщины, Подолии. В июне 1653 г. На Земском соборе 1 октября 1653 г. В последние дни 1653 г. Хмельницким, его полковниками и генеральным штабом Войска Запорожского в Переяславле близ Киева.
На ней присутствовали гетман, генеральная и полковая старшина, казаки всех полков, украинская шляхта, представители городских и сельских общин, жители Переяславля и окрестных сел и местечек. Это свидетельствует о всенародном характере принятого на Раде решения. После того, как Рада высказалась за вхождение Украины в состав России, В. Бутурлин, Б. Хмельницкий и казацкая старшина в местной церкви скрепили решение общей присягой. Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Чем было Переяславское соглашение: личной унией, реальной унией, формой вассальной зависимости, военным союзом?
Переяславское соглашение стало кульминационным моментом в вековом стремлении украинцев и русских к воссоединению двух народов, своими корнями восходящих к древнерусской народности , то есть здесь подчеркивается этническая общность. Украинский народ спас себя от угрозы полного исчезновения как этнического единства, получил возможность для своего дальнейшего политического, экономического и культурного развития.
Джеджалий некоторое время отбивался от поляков, но, видя войско в крайнем затруднении, решился вступить в переговоры о перемирии.
Король потребовал выдачи Б. Хмельницкого и И. Казаки, с другой стороны, знали, что Выговский и Хмельницкий у хана — поэтому это было скорее очередной хитростью, а не недовольством Хмельницким.
Переговоры остались без успеха. Недовольное войско сменило Джеджалия и вручило начальство винницкому полковнику Ивану Богуну. Начали подозревать Хмельницкого в измене; коринфскому митрополиту Иоасафу нелегко было уверить казаков, что Хмельницкий ушёл для их же пользы и скоро вернётся.
Лагерь казаков в это время был расположен возле реки Пляшевой; с трёх сторон он был укреплён окопами, а с четвёртой к нему примыкало непроходимое болото, через которое были сооружены мосты из подручного материала, по которым армия снабжалась водой и провиантом, также казаки водили на другую сторону на выпас коней и хоронили там погибших. Десять дней выдерживали здесь осаду казаки и мужественно отбивались от поляков. Поляки узнали о мостах через болото и польская кавалерия Конецпольского переправилась через реку ниже по течению для того, чтобы отрезать казацкую армию.
Богун, когда узнал об этом, взял с собой 2 тысячи казаков и в ночь на 29 июня переправился на другой берег, чтобы их выбить. Богун оставил в лагере и пушки, и гетманские клейноды включая печать — отступать или бежать он не собирался. Поскольку рядовым казакам было непонятно, куда переправился Богун, в лагере возникла паника.
Толпа в беспорядке бросилась на плотины; они не выдержали и в трясине погибло много людей. Для поляков эта паника была неожиданной и они поначалу боялись атаковать лагерь. Сообразив в чём дело, поляки бросились на казацкий табор и стали истреблять тех, кто не успел убежать и не потонул в болоте.
Польское войско не сумело воспользоваться победой в полной мере — многие польские дворяне отказались преследовать казаков, опасаясь засады. Некоторые шляхтичи, у которых не было имений на Украине, покинули армию самовольно и не понесли наказания, создав в истории Речи Посполитой прецедент. Лишь малая часть войск посполитого рушения всё же двинулась на Украину, опустошая всё на пути и давая полную волю чувству мести.
В июле 1651 года польный гетман литовский Януш Радзивилл взял Киев и удерживал его около месяца. Белоцерковский мир[ править править код ] 18 сентября 1651 года казаки вынуждены были заключить с Польшей Белоцерковский мир , который отменял условия мира в Зборове и вводил дополнительные условия, например, запрет для Хмельницкого международных переговоров. К этому времени, в конце июля, Хмельницкий, пробыв около месяца в плену у крымского хана, прибыл в местечко Паволочь.
Сюда стали к нему сходиться полковники с остатками своих отрядов. Все были в унынии. Народ относился к Хмельницкому с крайним недоверием и всю вину за берестечское поражение сваливал на него.
С другой стороны разброд в польской армии после победы позволил Хмельницкому в том же году остановить продвижение поляков под Белой Церковью и на следующий год взять полный реванш за поражение. В это самое время Хмельницкому пришлось пережить тяжёлую семейную драму. Его жена Мотрона Гелена Чаплинская была заподозрена в супружеской неверности была обнаружена недостача в казне и обвинили казначея в сговоре с Геленой , и сын гетмана Тимош, не любивший мачеху, без приказа гетмана распорядился повесить её вместе с её возможным любовником.
Основная статья: Битва под Батогом В конце апреля 1652 года в Чигирине прошёл тайный совет гетмана со старшиной, на котором было принято решение готовиться к военным действиям против Польши. По предварительной договорённости крымский хан прислал Хмельницкому татарские отряды. Поводом для начала военных действий стало нарушение молдавским господарем Василием Лупу союзного договора.
Весной 1652 года отряд Тимофея Хмельницкого отправился в молдавские земли, чтобы заключить династический брак между Тимофеем Хмельницким и дочерью Василия Лупу Розандой и тем самым добиться выполнения условий запорожско-молдавского договора. С северо-запада к лагерю подошёл передовой татарский полк, польская конница первой ударила по татарам. Поляки выбили татар с поля; потом подошли большие татарские силы и заставили поляков отступить к своим позициям.
Кавалерийские действия продолжались в течение целого дня и прекратились лишь с наступлением темноты. За ночь казаки сумели плотно окружить вражеский лагерь со всех сторон. Польские военачальники в это же время проводили военный совет.
Наличие татар указывало на подход главных сил Богдана Хмельницкого. В таких условиях, генерал Зигмунд Пшиемский, командир артиллерии, предложил отступить коннице к Каменцу под прикрытием пехоты, но Калиновский отклонил его предложение, опасаясь неудовольствия польского короля Яна Казимира и решил всеми силами обороняться здесь. С запада подошли главные силы запорожского войска, и утром 23 мая 2 июня начался генеральный штурм польского лагеря.
С юга атаковала татарская конница. Казацкое войско после многочасового упорного боя преодолело сопротивление противника и ворвалось в его лагерь.
Раскройте экономическое и правовое положение крестьян и населения городов и местечек на Украине под властью польско-литовских феодалов.
Докажите, что господство феодально-крепостнических порядков, социальный и национально-религиозный гнет стали тормозом дальнейшего развития украинского народа. К середине XVII в. В уничтожении этой угрозы заключалась историческая необходимость Освободительной войны украинского народа.
Особую прослойку населения Украины составляли запорожские казаки. У днепровских порогов еще в начале XVI в. Казаки имели свое самоуправление - выборного гетмана и раду казачий круг.
Днепровские казаки несли сторожевую службу, отражая набеги крымчаков. Польское правительство, заинтересованное в службе казаков, заносило их в реестр, то есть список казаков на государственной службе. Каждый значившийся в нем получал вознаграждение.
Запорожская Сечь непрерывно пополнялась новыми пришельцами, но реестр оставался неизменным. Это создавало почву для социальных конфликтов между верхушкой казачества и остальной массой, особенно не включенной в реестр. Уже с конца XVI в.
Их участники выступают против шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. В 1638 г. Устанавливался реестр в 6 тысяч человек, запрещалось поддерживать отношения с запорожцами-сечевиками.
Где казак, там воля. Лишение казачьей вольницы, национальный гнет вызывали новые волнения. Реестровые казаки признали Ординацию 1638 года.
Нереестровые холопы, мещане не хотели подчиниться, многие уходили в Белгород, Севск, Путивль, другие русские города и уезды. Русские власти принимали их. Места, где они селились, располагались на границе с Диким полем.
Впоследствии они стали именоваться Слободской Украиной.
Кроме того, не стоит забывать, что помимо собственных господ украинцев мучили и люди со стороны. Дело в том, что вся польская знать была невероятно гордой и воевала друг с другом за каждый клочок земли, неудачно сказанное слово, давние обиды и т. Больше всех страдали, как обычно, именно простые люди — в ходе взаимных набегов их дома разграблялись, сжигались, а сами крестьяне зачастую вырезались. Были еще и враги внешние — уркаинские земли часто подвергались опустошительным набегам татар. Еще было притеснение по вере, ибо православных украинцев поляки католики не любили. Так или иначе, а время положение лишь усугубляло, и украинцы в Польше начали регулярно поднимать восстания, пока в 1648 году не началась серьезная освободительная война, продлившаяся до 1654 года.
Чем обернулось для евреев восстание Богдана Хмельницкого
Это было далеко не первое обращение к Москве о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства. Кремль неоднократно получал такие просьбы в течение предыдущих десятилетий — всякий раз, когда на территории Войска Запорожского происходили антипольские выступления. К середине XVII века частота таких восстаний резко возросла — в 1637 году случилось восстание Павлюка, а уже в следующим 1638 — восстание Якова Острянина. Связано это было в основном с тем, что былая веротерпимость Великого княжества Литовского канула в лету, усилилось католическое давление на православное население Украины. Стоит сказать, что Москва довольно прохладно реагировала на казацкие призывы о присоединении. Во-первых, этого не позволял политический расклад сил, а во-вторых, настроения запорожцев быстро менялись — казаки легко предавали тех, кому только что поклялись в верности. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа.
Войне запорожцев с польской Короной сопутствовал переменный успех, она включала в себя как победы Жёлтоводская, Корсунская, Пилявецкая, Батогская битвы казаков и татар, так и поражения особенно в 1649 году под Лоевом и частично в 1651 под Берестечком. После заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного[5] перехода Гетманщины в подданство Русского царства, восстание переросло в русско-польскую войну 1654—1667 годов[6]. В качестве даты окончания восстания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора. В современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году. Некоторые историки в частности В.
Хмельницкий выразил пожелание, чтобы московские послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Хотя Переяславское соглашение не привело к окончательному и бесповоротному присоединению Украины к России, оно имело колоссальное значение. Для Москвы оно означало приобретение части земель Западной Руси, в том числе древнего Киева, который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной.
Войне запорожцев с польской Короной сопутствовал переменный успех, она включала в себя как победы Жёлтоводская, Корсунская, Пилявецкая, Батогская битвы казаков и татар, так и поражения особенно в 1649 году под Лоевом и частично в 1651 под Берестечком. После заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного[5] перехода Гетманщины в подданство Русского царства, восстание переросло в русско-польскую войну 1654—1667 годов[6]. В качестве даты окончания восстания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора. В современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году. Некоторые историки в частности В.
54. Восстание под руководством б. Хмельницкого.
Войско Хмельницкого захватило 90 пушек, огромные запасы пороха: стоимость трофеев оценивалась огромной суммой от 7 до 10 млн золотых. Пилявское поражение - одна из самых печальных страниц военной истории Речи Посполитой. Хмельницкий занял Староконстантинов, затем Збараж. Большая часть добычи и пленных, однако, досталась татарам. В связи с этим в армии Хмельницкого стало много недовольных. Участились случаи и размах грабежа местного мирного населения.
Падение Львова В конце сентября 1648 года во Львов до 1770 года - польский город стекались беглецы из-под Пылявцев. Для защиты Львова осталось 4 400 человек, остальные сбежали. В кратчайшие сроки горожане смогли собрать значительные средства для защиты города - 900 тысяч злотых и большое количество драгоценностей. Хмельницкий не хотел разрушать город, он согласился на сравнительно небольшую сумму в 220 тысяч злотых деньгами и товарами, которая была доставлена в казацкий лагерь 21 октября. Уже 26 октября его войско сняло осаду и направилось в сторону Замостья.
Основная часть татар ушла в Крым, с Хмельницким остался только Тугай-бей и около 10 000 татар. В Киеве на переговорах с польскими послами Хмельницкий заявлял: "… Я освобожу из польской неволи весь русский украинский народ, если я воевал раньше за себя, то отныне я воюю за нашу веру православную… Польша сгинет, а Русь будет процветать… Я хозяин и воевода Киева, это дал мне Бог… с помощью моей сабли". Победы Хмельницкого при Желтых Водах и под Корсунем вызвали всеобщее восстание украинского населения Речи Посполитой против поляков. Крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали погромы полякам. Дипломатия Хмельницкого В июне 1648 года Хмельницкий направил письмо Российскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять запорожское войско "под высокую государеву руку".
В декабре 1648 года в Киеве проездом в Москву находился иерусалимский патриарх Паисий, который по несколько часов в день беседовал с Хмельницким, уговаривая его создать отдельное православное Русское княжество. Паисий согласился передать письмо Хмельницкого царю. Пришли послы и от поляков. Они принесли Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство. Хмельницкий созвал раду в Переяславле, принял гетманское "достоинство" и благодарил короля.
Это вызвало большое неудовольствие как среди высших военных чинов, так и среди простых казаков. Хмельницкий далее повел себя довольно уклончиво и нерешительно. Послы удалились, не выработав никаких условий примирения. В то же время Богдан писал королю польскому: "Найяснейший милостивый король, п ан наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов Н.
Потоцкого и М. Калиновского - примечание переводчика и войско в ашей к оролевской м илости , которое на нас наступало, согласно воле в ашей к оролевской м илости , разгромили. Однако просим милосердия и, чтобы строгость гнева в ашей к оролевской м илости не привела нас к десперации, ожидаем теперь ответа и милосердия; верно возвратимся назад , а сами на услуги в ашей к оролевской м илости съедемся. Богдан Хмельницкий, войска в ашей к оролевской м илости Запорожского старший". Примерно с таким же содержанием, заверениями в верности, покорности писались письма и крымскому хану и турецкому султану.
И это было не желание Хмельницкого пойти к кому-либо на службу, это была его дипломатическая игра. Зборовское сражение Весной 1649 года польские войска стали стягиваться на Волынь. Хмельницкий разослал по Украине воззвания, призывая всех на защиту Родины. Летопись современника этих событий изображает, как все, стар и млад, горожане и селяне бросали свои жилища и занятия, вооружались, чем попало, брили бороды и шли в казаки. Образовано было 30 полков общей численностью около 120-150 тыс.
Хмельницкий выступил из Чигирина, но двигался вперед чрезвычайно медленно, поджидая прибытия крымского хана Исляма III Гирея, с которым он и соединился на Черном Шляху, за Животовым. После этого, Хмельницкий с татарами подступил к Збаражу, где осадил польское войско, численностью 15 тысяч человек. Осада продолжалась больше месяца. В польском лагере начался голод и повальные болезни. На помощь осажденным выступил сам король Ян Казимир во главе двадцатитысячного отряда.
Но Хмельницкий знал маршрут движения польского войска и устроил засады вблизи Зборова. Поляки отступили и окопались рвом. На другой день началась ужасная резня. Казаки врывались уже в лагерь. Плен короля, казалось, был неизбежен, но Хмельницкий остановил битву, и король, таким образом, был спасен.
Очевидец объясняет этот поступок Хмельницкого тем, что он не хотел, чтобы басурманам достался в плен христианский король. Поляки начали переговоры с татарами, и склонили их на свою сторону.
Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам. Серьезные конфликты возникли в результате несерьезного отношения к объединению, как вы пишете?
Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались. То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно?
Да, и это свидетельствует о том, что и Москва, и Украина очень спешили с заключением соглашения. Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботилась защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Действительно, в это время политика Москвы резко изменилась.
Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Разве царь этого не хотел? Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали.
Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне. И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Паисий в 1649 году приехал в Москву через Киев, в самый разгар восстания Хмельницкого. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности.
Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства. Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы? Да, его роль в этом деле была огромной. Почему Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю, хотя до этого вел переговоры с крымским ханом, турецким султаном и даже пытался примириться с польским королем? На самом деле еще с 1648 года украинские казаки неоднократно просили о помощи у Москвы.
Хмельницкий рассматривал союз с московским царем как наиболее перспективный, тем более что это был альянс с единоверцами, поскольку на Украине никогда не было негативного отношения к московскому православию. Что касается крымских татар, то коалиция с ними для украинцев была ситуативной и поначалу успешной, но уже к 1653 году Хмельницкий убедился, насколько этот союз опасен и ненадежен. Когда крымский хан договорился с польским королем, положение Украинского гетманства стало просто катастрофичным. Почему украинцы так часто меняли союзников? Они вступали в сношения то с русскими, то с крымскими татарами, то с шведами и периодически пытались помириться с поляками.
Это было вызвано геополитическим положением Украины, находившейся между тремя мощными соседями — Османской империей и вассальным ей Крымским ханством, Речью Посполитой и Московским государством. Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Михаил Горелик «Набег крымских татар на Украину» «Казако-руський народ» В своей книге вы пишете, что «мы сразу должны отбросить миф о "братских народах", не имевший ничего общего с менталитетом человека XVII века, который не предусматривал этнического, а тем более национального самосознания». Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников.
А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар. То есть о какой-то общей национальной идентичности применительно к тому историческому периоду говорить нельзя. Но разве украинское православное население Великого княжества Литовского в середине XVII века не считало себя русскими людьми? Вы пишете, что после визита в Киев патриарха Паисия Богдан Хмельницкий в феврале 1649 года впервые назвал себя «единовладцем и самодержцем руським». Да, термин «руський» как отсылка к Киевской Руси активно использовался в Речи Посполитой — там существовало даже Руськое воеводство.
Это территория современной Украины? Западной ее части — воеводство было образовано на землях бывшего Галицко-Волынского княжества.
Некоторые историки в частности В. Смолий и В.
Степанков придерживаются мнения, что восстание закончилось в 1676 году, после поражения и отречения гетмана Петра Дорошенко:153. В советской и части постсоветской, в том числе российской и украинской, историографии восстание называется также «освободительной войной украинского народа». В украинской историографии это восстание также называют Национальной революцией.
В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитая, под властью которого находилась наибольшая часть современной Украины — от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольского. Католические власти Речи Посполитой начали притеснять восточнославянское православное население по религиозному признаку, усилили крепостничество и налоговый гнет.
Еще в XVI веке представители Малороссии отправляли в Москву письма, желая перейти под власть русского царя. В конце XVI — начале XVII века запорожские казаки, оставшиеся один на один с поляками, неоднократно поднимали восстания против властей Речи Посполитой и шляхты, однако ни одно из них не принесло окончательного успеха. Либо польские войска побеждали повстанцев, либо Варшава шла на небольшие ситуативные уступки, а затем еще больше начинала притеснять население Малороссии. Часть запорожских казаков состояла на службе у польского короля "реестровое" казачество , получала от него жалование, продовольствие, обмундирование и оружие. По статусу они были приравнены к безгербовой шляхте, то есть низшему служилому сословию, и не имели политических прав.
К 40-м годам XVII века численность реестровых казаков составляла 6 тысяч человек. Также существовали и вольные казаки, которые жили на границах Причерноморских степей за днепровскими порогами. Фактически казачество представляло собой относительно независимую силу. Между ними и польскими магнатами и шляхтой нарастали противоречия. Речи Посполитой приходилось регулярно подавлять казачьи бунты восстания Жмайло, Федоровича, Сулимы, Павлюка и договариваться с гетманами.
С начала 30-х годов XVII века казаки, чтобы избежать произвола польско-литовской шляхты, стали поступать на службу к московскому царю и переселялись в русские пограничные города Белгород, Валуйки, Курск, Путивль и другие. После подавления казацкого восстания под руководством гетманов Якова Острянина и Дмитрия Гуни польский сейм упразднил должность гетмана, а также выборность есаулов и полковников, а "реестровое" казачество переходило под управление назначаемого сеймом комиссара и обязывалось подавлять любые выступления против короны. Вседозволенность, террор и наглость польских панов после этого только усилились. Второе воссоединение Руси: в Крыму отметили годовщину Переяславской рады Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого В январе 1648 года вспыхнуло мощное повстанческое движение под руководством чигиринского сотника Богдана Хмельницкого.
«Волим царя восточного»: как Украина объединилась с Россией
Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)». - Univerkov - образовательный сайт | Восстание Хмельницкого — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народная национально-освободительная война православного населения против власти Речи Посполитой. |
Вы точно человек? | В статье рассматриваются политические причины восстания Богдана Хмельницкого в оценке шляхты Речи Посполитой. |
Вы точно человек? | В 1648 г. на территории Запорожской Сечи вспыхнуло восстание казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого (1595–1657). |
Восстание богдана хмельницкого 1648 1654 карта
Это было далеко не первое обращение к Москве о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства. Кремль неоднократно получал такие просьбы в течение предыдущих десятилетий — всякий раз, когда на территории Войска Запорожского происходили антипольские выступления. К середине XVII века частота таких восстаний резко возросла — в 1637 году случилось восстание Павлюка, а уже в следующим 1638 — восстание Якова Острянина. Связано это было в основном с тем, что былая веротерпимость Великого княжества Литовского канула в лету, усилилось католическое давление на православное население Украины. Стоит сказать, что Москва довольно прохладно реагировала на казацкие призывы о присоединении. Во-первых, этого не позволял политический расклад сил, а во-вторых, настроения запорожцев быстро менялись — казаки легко предавали тех, кому только что поклялись в верности. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа.
В 1649 году был подписан Зборовский мир. Третий этап восстания Летом 1651 г. В сентябре 1651 г.
Однако теперь всем стало ясно, что восстание может быть успешным лишь в том случае, если своё веское слово скажет Россия. Ещё в 1648 г. Хмельницкий обращался к московскому правительству с просьбой о помощи.
Московские дипломаты заступались за казаков перед польским королём.
На этом форуме было принародно принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством. Это было далеко не первое обращение к Москве о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства. Кремль неоднократно получал такие просьбы в течение предыдущих десятилетий — всякий раз, когда на территории Войска Запорожского происходили антипольские выступления. К середине XVII века частота таких восстаний резко возросла — в 1637 году случилось восстание Павлюка, а уже в следующим 1638 — восстание Якова Острянина. Связано это было в основном с тем, что былая веротерпимость Великого княжества Литовского канула в лету, усилилось католическое давление на православное население Украины. Стоит сказать, что Москва довольно прохладно реагировала на казацкие призывы о присоединении. Во-первых, этого не позволял политический расклад сил, а во-вторых, настроения запорожцев быстро менялись — казаки легко предавали тех, кому только что поклялись в верности.
Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом».
Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства.
Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство.
В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко.
В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков.
И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде».
В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году.
И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины.
Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель.
Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело.
Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой.
И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет.
Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…».
Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками».
Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости».
На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…».
Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…».
А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С.
Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…». Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину.
Множество городов, включая Киев, было освобождено. Ответные репрессии со стороны поляков не заставили себя ждать. На восставшие территории был направлен шеститысячный карательный отряд под руководством князя Иеремии Вишневецкого.
Вишневецкий расправлялся со всеми, включая женщин, стариков и детей. Богдан Хмельницкий отправил навстречу Вишневецкому 16-тысячный отряд казаков под руководством Максима Кривоноса. Не дожидаясь окончания политических раздоров в Речи Посполитой, связанных со спором о престолонаследии последовавших за смертью 20 мая Владислава IV , польские магнаты решили действовать своими силами.
Собрав 30-тысячный отряд, они двинули его против Хмельницкого. Сентябрь 1648 года ознаменовался очередной победой казаков над отрядом польских магнатов под Пилявцами. Одержав победу, казацкое войско отправилось на запад, миновало откупившийся за крупную сумму Львов и осадило Замостье.