Когда появился первый театр для детей? Как повлияло развитие христианства на театр в Средние века и когда возник прототип современной коробки сцены.
Основан первый русский постоянно действующий и общедоступный государственный театр
полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово "театр" греческого происхождения и обозначает "место для обозрения". Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Первый общедоступный театр в Иркутске был открыт еще в 1803 году купцом Солдатовым, а спустя полвека, в 1851-м, для него было построено специальное здание. Когда в россии появился первый театр? Новости и события Российского исторического общества. 28 марта 1776 года в Москве был основан один из самых известных театров мира – Большой театр.
Как празднуют Международный день театра?
Волкова, основанный в г. Год его создания — 1750. В один из теплых летних дней юный темпераментный Федор Волков вместе со своими товарищами выступили перед публикой. Выступление состояло из произведений Ломоносова, Сумарокова, Ростовского и собственных пьес молодого гения Волкова. К слову, Ф. Волков был по совместительству декоратором, переводчиком, директором выступлений и архитектором. Актеры даже посетили императрицу Елизавету согласно специально изданному ею указу во время гастролей в Петербурге. Примечательно, что в ту пору существовали и другие актерские труппы.
Но выступления носили закрытый характер и не были доступны широкой общественности.
Станиславского, доказать жизнеспособность психологического театра, молодые актеры создали свой театр. Во главу своих художественных устремлений создатели "Современника" ставили актерский ансамбль, подлинное проникновение во внутренний мир героев, в психологию человека, они стремились вернуть на сцену живого человека.
В их героях зрители узнавали самих себя. Впервые за долгие годы на сцену пришли подлинные люди со своими ежедневными проблемами, горестями и надеждами. Программное устремление молодого театра - говорить с современниками языком современности - было понято и поддержано публикой.
Очень скоро "Современник" стал любимым театром молодежи и интеллигенции. Основой репертуара "Современника" всегда были произведения, созданные современными авторами. Но не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни "Современник" старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира.
Театр хотел выговориться в отпущенное ему время, как бы предчувствуя, что это время может пройти. Уже на первом спектакле молодого театра - "Вечно живые" Виктора Розова - зрители и критика обратили внимание на сильный актерский потенциал вчерашних студентов. Почти в каждой новой работе театр открывал новые возможности молодой труппы.
Руководитель театра Олег Ефремов стимулировал в актерах занятия режиссурой, поощрял самостоятельные работы, привлекал близких по духу молодых режиссеров. К исходу 60-х Московский театр "Современник" был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Театр много ездил по стране, и везде, где бы ни появлялись афиши "Современника", залы были заполнены до отказа.
Горького и многие другие стали театральной легендой. Кризис наступил в 70-ом. Уже с конца шестидесятых годов "оттепель" стала сменяться холодным дыханием нового времени.
Работать театру стало трудно. Впрочем, ему и раньше не было легко, не все замыслы были осуществлены и в годы "оттепели", но тогда коллектив был един, и это помогало держать круговую оборону против произвола цензуры. В семидесятом же произошел раскол.
За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений. Уход Ефремова многие восприняли как конец "Современника".
В эпоху эллинизма VI-I вв. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями. Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса,например,вмещал до 17 тысяч человек,театр в Эпидавре-до 10 тысяч. Театр имел три главные части:орхестру,театрон места для зрителей,от глагола теаомай -"смотрю" и скену скенэ-"палатка",позже деревянное или каменное строение. Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обрядовым играм,богатым карнавальными элементами. Таков,например,праздник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна.
Особенностью этого праздника было "переворачивание" привычных общественных отношений:господа на время становились "рабами",а рабы-"господами". Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра,против сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Уже в IX веке театрализуется месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа,о его погребении и воскресении. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма. Существовало два цикла такой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,и пасхальный,передающий историю его воскресения.
Придворный театр «умер» вместе с кончиной царя. С XVIII века в Москве регулярно давали представления труппы, состоявшие из иностранцев в основном, итальянцев и французов. Это были своеобразные антрепризы, которые играли в съёмных помещениях или постройках, возведённых самими актёрами. Первый же публичный театр, доступный всем гражданам, был создан при Петре I: в 1702 году царь велел построить у Никольских ворот на Красной площади так называемую «Комедиальную храмину». Здесь до 1706 выступали преимущественно немцы. В частности, труппа Иоганна Кунста, который создал первую в России школу драматических артистов. Уже в 1704 году русские актёры впервые сыграли пьесу на родном языке — до того момента зрители довольствовались, как правило, постановками на немецком языке и итальянскими операми. Спустя три десятка лет, уже в Петербурге, при дворе Анны Иоанновны появилась первая придворная труппа. Это были итальянцы, которых императрица пожелала видеть при дворе «для увеселения собственного и приближенных господ». Певцы, музыканты, комедианты из «Италианской кампании» стали первым профессиональным актёрским коллективом в Петербурге, чуть позднее к ним присоединилась труппа комедии дель арте. Императорские театры: начало Родоначальницей Императорских театров считают императрицу Елизавету Петровну.
Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей
Русский театральный первенец: история Александринского театра | Всемирный день театра 2025 — праздник всех театральных деятелей и ценителей искусства. |
Эволюция сцены: от древнегреческих «Дионисий» до фестиваля «Tomorrowland» | Считается, что первый театр появился в Древней Грециии, а одно из первых упоминаний театральной постановки относится к 534 году до нашей эры — когда на сцене поставили первую пьесу афинского поэта Феспида. |
Когда и где зародился театр. Когда появился первый театр? | Считается, что театр возник в Древней Греции в V-VI вв. до нашей эры. Спектакли проводились в построенных специальным образом амфитеатрах (о них в отдельном посте). |
«сколько лет существует театр?» — Яндекс Кью | Считается, что театр возник в Древней Греции в V-VI вв. до нашей эры. Спектакли проводились в построенных специальным образом амфитеатрах (о них в отдельном посте). |
От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство
Всемирный день театра 2024 — 27 марта | Театр – это многогранное понятие, но чаще всего под ним подразумеваются вид искусства и место, где это искусство полноценно раскрывается. |
Театроведение. История зарождения театра | Новости и события Российского исторического общества. 28 марта 1776 года в Москве был основан один из самых известных театров мира – Большой театр. |
Telegram: Contact @theatregwld | Несмотря на то, что первые театры появились тысячи лет назад, отмечать Всемирный день театра именно 27 марта стали не так давно – в 1961 году. |
Детский театр - его отличия и особенности | Считается, что театр возник в Древней Греции в V-VI вв. до нашей эры. Спектакли проводились в построенных специальным образом амфитеатрах (о них в отдельном посте). |
Как появился театр | Очень скоро театр стал самым посещаемым в Петербурге. 12 сентября 1832 года постановкой драмы «Князь Пожарский» состоялось открытие нового театрального здания. |
Открытие театра «Современник»
Дамы чаще всего стояли за решеткой для того, чтобы оставаться незаметными. Ярусный же отличался наличием арены и ступеней вокруг. Репертуар в то время состоял из патриотических пьес и развлекательных спектаклей. Проходят столетия. Меняются театры.
Антон Чехов «Зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец жизни».
Мигель де Сервантес «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человечества». Фридрих Шиллер «Театр это кафедра, с которой много добра можно принести людям». Николай Гоголь «Актер — это еще и профессия». Фаина Раневская «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». Дени Дидро «Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист».
Константин Станиславский «Поклоны — составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост». Майя Плисецкая «Режиссер должен умереть в актере». Владимир Немирович-Данченко «Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам». Всеволод Мейерхольд «Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком».
Альфонс Доде «Играй так, чтобы я не видел, что заучено». Михаил Щепкин «Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях». Сара Бернар «Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни». Оскар Уайльд Знаете ли вы, что? Одна из них —муза трагедии Мельпомена.
Вторая — муза комедии Талия. В античном греческом театре были люди, должность которых называлась «рабдух». В их обязанность входило успокаивать разбушевавшихся зрителей. Рабдухи «успокаивали» зрителей палками, прохаживаясь по спинам особо рьяных посетителей. Немногие знают, что раньше существовали вееры, выполняющие в театрах роль суфлеров.
Но не торговые дела позвали их в дорогу. Командовал обозом прибывший из Санкт-Петербурга подпоручик Дашков. Он выполнял повеление императрицы Елизаветы Петровны вызвать в столицу актеров, «которые в Ярославле содержали театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут». Прибывшая труппа вскоре показала свои спектакли при дворе императрицы. Эта гастроль, как оказалось, имела далеко идущие последствия.
Этот международный праздник насыщен масштабными торжествами, интересной культурной программой, разнообразными театральными событиями. В этот день приобщиться к волшебному миру театра может каждый, кто любит и почитает этот древнейший вид искусства. Он стал первой в мире организацией, которая занималась исполнительским искусством. Его центры и нацсоветы были представлены по всему миру. В Советском Союзе такой центр был основан в 1959 году. Спустя два года МИТ постановил учредить международный праздник для тех, кто служит Мельпомене. Так появился среди праздников Всемирный день театра. Официально он отмечается с 1962 года. Впервые в первую дату празднования было зачитано послание, предназначавшееся для деятелей театра всего мира. Его автором стал Жан Кокто, известный французский художник и писатель. Это вошло в традицию. С тех пор в день торжества с обращением к миру выступают известные культурные деятели. В свое время авторами такого послания были и российские культурные деятели. Когда проходит Торжественная дата не закреплена в законодательстве и потому не является выходным днем. Но традиционно праздничные мероприятия проходят по всему миру 27 марта. Эта дата утверждена ЮНЕСКО для того, чтобы наладить и укрепить культурные связи между странами, сделать зрелищное искусство более популярным среди населения. Кто отмечает Торжественную дату отмечают не только мастера сцены, но и все работники театров, а также поклонники этого уникального вида искусства. Поздравления принимают не только актеры и постановщики, но и театральные критики и те, кто пишет сценарии и продюсирует постановки. К виновникам торжества также относится весь персонал, помогающий воплощать зрелищное искусство и доносить его до людей. Это работники сцены и художники по свету, билетеры и декораторы, гардеробщики и звукорежиссеры, суфлеры и музыканты. Широко отмечают праздник учащиеся и преподаватели всех профильных вузов, театральных кружков и секций. Эту дату считают праздничной для себя и зрители, миллионы театральных поклонников по всему миру. Немного истории Первые зрелища были разыграны перед зрителями еще в Древнем Египте. Это была театральная постановка о жизни бога Осириса, которая больше походила на религиозный обряд, чем на выступление актеров. Поэтому родиной театрального искусства принято считать Грецию. Именно здесь впервые прошли театральные представления, для проведения которых соорудили специальные деревянные подмостки. Это «место, где смотрят» на греческом teathron стало первой сценой, где перед зрителями выступали поэты, музыканты, актеры.
Когда в мире появился первый детский музыкальный театр
В начале XX веке появились театры юного зрителя — профессиональные театры для детской, юношеской и подростковой аудитории. Создание первого государственного детского театра связано с именем драматической актрисы Натальи Сац. Благодаря ее усилиям в Москве был организован детский профессиональный театр. Первой постановкой на сцене нового театра для детей был спектакль «Жемчужина Адальмины» И.
Новикова по сказке З. Репертуар первого детского театра был рассчитан на широкую аудиторию от 6 до 12 лет, а своей задачей создатели театра считали заинтересовать и увлечь каждого зрителя. Первоначально в основе репертуаров лежали детские сказки, ставились мировые образцы классики для детей: «Принцесса Турандот» К.
Гоцци, «Щелкунчик» Т. Гофмана, «Снежная королева» Г. Андерсена, сказки А.
Пушкина, «Маугли» Р. Киплинга и др.
Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под спектаклем сегодня. На сцене мог быть только один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей. Необходимость масок была обусловлена большими размерами театров, вмещавших десять, а то и семнадцать тысяч человек.
Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему. Слайд 5 Театр — это объединение всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. На протяжении веков эта культурная ниша заполнялась обрядами и народными праздниками, включавшими элементы театрализованного действия, и скоморохами, музыкантами, плясунами, кукольниками, медвежьими поводырями.
В 1766 году он стал «Российским придворным театром» уже по указу Екатерины II. Первым директором театра был А. Сумароков, а затем — Ф. Волков, труппа формировалась под руководством И. Репертуар театра был обширным, состоял из драм и комедий русских и европейских авторов.
Очень скоро театр стал самым посещаемым в Петербурге.
Сила и размах греческого театра делают его ориентиром для последующих поколений художников и по сей день. Чтобы узнать об этом, достаточно посмотреть одну из современных постановок Эсхила Орестеи - единственную трагическую трилогию, сохранившуюся до наших дней, и до сих пор видящую глубину ее восторга. Как развивался театр? Наследие греческого театра оказалось чрезвычайно вдохновляющим для римлян, которые адаптировали многие решения своих предшественников к своим потребностям. Однако в Древнем Риме в первую очередь прижилась комедия; такие авторы, как Плавт и Терентий, были известны этим. В средние века театральные постановки были посвящены почти исключительно религиозной тематике, что повлекло за собой развитие определенных жанров: литургической драмы или мистерии. Отдельные произведения рассказывали о различных эпизодах из жизни Святого Семейства или самых выдающихся деятелей, связанных с христианством. С другой стороны, светские тексты вращались в основном вокруг моральных вопросов, таких как хорошая смерть. Пьесы шекспира Прорыв в развитии театра произошел в 16 веке во времена правления королевы Тюдоров Елизаветы I в Англии.
Период ее правления совпал с деятельностью писателей, таких как Томас Кид или, прежде всего, Уильям Шекспир - драматург, которого многие считают величайшим литературным творцом всех эпох. В чем было новаторство пьес Шекспира? Они полностью нарушили принцип трех единств, допустили коллективные сцены и не соблюдали стиль приличия. Если история античного театра учит нас, что судьба героя зависит от абсолютной судьбы, то произведения Шекспира в этом отношении оказываются гораздо либеральнее: ключевой персонаж всегда может создать свое будущее. Это не значит, что он может делать правильный выбор. Здесь очень показательны примеры Макбета или Гамлета. Драма классицизма Совершенно другие эстетические установки были приняты в драме классицизма, написанной во Франции в первой половине 17 века. Он основывался строго на принципах нормативной поэтики, сформулированной Николя Буало 1685. При таком подходе театр стал полностью элитарным развлечением, наиболее полно выражающим идеи абсолютной монархии, управляемой Людовиком XIV - знаменитым Королем-Солнцем. Пьер Корнель и Жан Расин - одни из лучших авторов классицистской трагедии.
ТЕАТР, ТЫ – МИР!
Первый публичный театр в России, он заслужил право называться отцом русского театра. Новый театр, возникая в недрах МХАТа (большинство студийцев — выпускники Школы-студии МХАТ), естественно, связывает свою деятельность с основами искусства Художественного театра. В 1756 году в России по указу Елизаветы Петровны был основан Большой каменный театр — один из крупнейших театров в России XVIII века, вмещавший в себя около 2 тысяч зрителей. История театра в России — К. С. Петров-Водкин. Театр. Фарс Содержание 1 До XVII века 2 XVII век 3 Крепостные театры 4 Гастрольные иностранные антрепризы 5 Императорские театры 5.1 XVIII век. Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса. А причем тут Дионис? Театр «шагает» по планете Игрищный этап История театра (история возникновения) Средневековье и влияние Церкви на культуру.
Как родился «Современник». История театра в рассказах его основателей
27 марта Всемирный день театра отмечают режиссеры, драматурги, актеры, театральные критики, продюсеры. В то время у неё сгорела квартира, и когда она сообщила новость режиссёру, тот только обрадовался. Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса. Считается, что первый театр появился в Древней Грециии, а одно из первых упоминаний театральной постановки относится к 534 году до нашей эры — когда на сцене поставили первую пьесу афинского поэта Феспида.
Всемирный день театра: история праздника, традиции, интересные факты
Он не сохранился до наших дней, но находился на нынешней Театральной площади, там, где сегодня расположено здание Санкт-Петербургской консерватории. В разные годы Императорскими театрами управляли: 1779—1783 — Василий Бибиков; 1783—1786 — «Комитет над зрелищами и музыкой» под председательством Адама Олсуфьева, кабинент-министра и статс-секретаря Екатерины II; 1786—1789 — Степан Стрекалов; 1789—1791 — Пётр Соймонов и Александр Храповицкий; 1791—1799 — князь Николай Юсупов; 1799—1819 — обер-гофмаршал Александр Нарышкин при нём в 1806 году были учреждены также Императорские театры в Москве. Присоединились новые труппы, в их числе — итальянский оперный коллектив под управлением Антонио Казасси, занимавший здание Александринского театра. С подачи Казасси в Россию был приглашён композитор Катерино Кавоса, ставший родоначальником русской оперы. Именно он разделил труппы Императорских театров на драматическую и музыкальную, а последнюю, в свою очередь, на оперную и балетную.
К 1809 году были разработаны и утверждены императором Законоположение и Штаты, согласно которым в состав Императорских театров входили труппы: российская, балетная, французская и немецкая. Также в новых документах были отражены артистические штаты, порядок управления и структура Дирекции, алгоритм формирования репертуара, порядок финансирования и другие важные вопросы по управлению и работе театров. Это положение действовало почти век. При Николае I было создано Министерство Императорского Двора и уделов, управлявшее делами императорской семьи.
Императорские театры были отданы в ведение нового Министерства и успешно существовали в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга» Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга».
Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен.
Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался занавес, и изменение декораций могло совершаться не на виду у зрителей. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.
Рабдухи «успокаивали» зрителей палками, прохаживаясь по спинам особо рьяных посетителей. Немногие знают, что раньше существовали вееры, выполняющие в театрах роль суфлеров. Обмахиваясь такими предметами, актрисы могли заглянуть в них, чтобы вспомнить кусочек сложного текста. На вееры, которые служители театра раздавали зрителям, наносили программы, отрывки из пьес. Слово «фиаско» появилось благодаря флорентийскому комику Бианконелли. Решив в очередной раз развлечь зрителей, он подготовил пантомиму, которую играл с бутылкой в руке. Когда представление с шумом провалилось, словом «фиаско» с итальянского — «бутылка» стали называть актерские неудачи.
Позже слово перешло в обиход. В наши дни оно означает провал, неудачу. История женщин-актрис развивалась нелегко. Когда-то они появлялись на театральных подмостках исключительно в роли рабынь или служанок. Их персонажи создавали специально для того, чтобы вызвать смех. Даже костюмы, в которых женщины-актрисы выходили на сцену, служили этой цели. Современные сериалы, длящиеся до бесконечности, придуманы отнюдь не в XX столетии.
В древние времена в Сицилии ставили спектакли, которые могли длиться целый год. По вечерам зрители собирались в театре, чтобы увидеть продолжение действия. К слову, в Сицилии и сейчас есть представления, длящиеся месяцами. Поздравления в такие дни звучат, как высшая награда. Ранее сетевое издание UG. RU рассказало о Дне работника культуры в России. Этот праздник россияне отметили 25 марта.
Главный редактор: Шелягин Александр Юрьевич. Все о политике, экономике и обществе в формате статей, инфографики, фото- и видеорепортажей. Если новости, то с ТОЛКом!
Театроведение. История зарождения театра
У африканских народностей, относящихся к мусульманской конфессии Южная Нигерия и др. Театр Европы. Наиболее драматичным и противоречивым было развитие европейского театра, развивавшегося под влиянием христианской религии. Если в Древней Греции театр считался государственным делом и соответственно драматурги и актеры были уважаемыми гражданами и могли занимать высокие общественные должности , то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился. Представления устраивались все чаще, но основной упор в них переносился на зрелищность. Театральные представления заменялись получившими огромное распространение гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях. Здесь же устраивались и более кровавые зрелища — массовая охота, единоборства со зверем, публичное растерзание дикими зверями безоружных людей главным образом, осужденных преступников. Активно развивались цирковые игры — состязания колесниц, кулачные бои и др. Театральное искусство постепенно приходило в упадок.
К этому времени оно окончательно утеряло связь с ритуалом и свой сакральный характер. Изменилось и социальное отношение к актерам: из уважаемых граждан, общественных деятелей они перешли в самые низшие слои общества. Средневековый театр. Однако времена римской империи были не самыми печальными в мировой истории театра. Во времена становления христианства молодая религия боролась с пережитками язычества и его ритуалов, несомненно, прослеживавшихся в театральном искусстве. Актеры окончательно превратились в изгоев общества и подвергались жестоким преследованиям. Светские театры были закрыты; зрители объявлены заблудшими душами, актеры — детьми сатаны и вавилонской блудницы. Этап гонений на театр продолжался около тысячи лет: уже в 14 в.
Актерам было отказано даже в загробной жизни — их, вместе с самоубийцами, хоронили за кладбищенской оградой, вне освященной земли. Европейский театр в христианских странах должен был погибнуть, но этого не произошло. Крохотные мобильные труппы уцелевших мимов и одиноких странствующих комедиантов, рискуя жизнью, показывали свои представления в деревнях и селах. В их творчестве сохранилось то, что позволило начать возрождение театрального искусства. Затаенный процесс упорно шел по всей Европе, об этом свидетельствует то обстоятельство, что в каждой европейской стране странствующие комедианты назывались по-разному: гистрионы , жонглеры, шпильманы, франты, менестрели, хугляры, мимы и др. Особый интерес представляли ваганты, бродячие певцы-сказители из среды недоучившихся семинаристов и разжалованных священников. В творчестве странствующих актеров, и особенно вагантов, развивалась преимущественно сатирическая линия, оппозиционная официальной идеологии. Это на первый взгляд кажется парадоксом, но на деле оборачивается закономерностью.
Религия обращена не только к разуму, но и к эмоциям человека. При этом самой сильной эмоцией является коллективная — на ней, собственно, строится сакральное воздействие богослужений. В том числе христианских, православных литургий и католических месс. Опыт формирования коллективного переживания, достижения катарсиса, накопленный театром за века его существования, оказался бесценным. Примерно к 9 в. К этому времени относится возникновение литургической драмы. Интересно, что на этом этапе театр как бы вернулся к своим истокам архаические театральные действа, несомненно, представляли собой мистерии , но на новом уровне уже не языческой, а христианской идеологии. И вновь, как на первоначальном этапе существования театра, возникает осознание необходимой профессионализации: только профессионалы могут гарантировать высокое и стабильное качество своей работы.
Однако профессиональное возрождение европейского театра началось не через актера он еще в течение долгого времени оставался социальным изгоем , а через т. Вопросы финансирования постановки мистерии решались просто: каждый из евангельских эпизодов отдавался на художественное оформление одному из городских цехов ремесленников. Фактически сегодняшние спонсоры показа телевизионных передач или художественных фильмов действуют по той же средневековой схеме: предоставляя свою продукцию для участия в мистерии, ремесленный цех получал возможность отрекламировать свое производство и своих мастеров, а также продемонстрировать благосостояние своего цеха. Собственно, здесь зарождались основы технологий паблик рилейшнз , управляющие формированием профессиональной репутации. Пекари заваливали своими изделиями стол в эпизоде Тайной Вечери; ювелиры предоставляли драгоценности для подарков волхвов Божественному Младенцу; ангелы, изгоняющие из рая Адама и Еву, демонстрировали предоставленное оружейниками снаряжение и т. Большинство ролей в мистериях исполнялись также мирянами-ремесленниками — кстати, так закладывались основы самодеятельного театра. Стремление каждого ремесленного цеха перещеголять остальных и поразить воображение публики привело к образованию и становлению новых профессий. Например, прообразом сегодняшних каскадеров были «conducteurs des secrets» «руководители секретов» , продумывающие разнообразные сценические чудеса и трюки, от «вознесения на небеса» до пиротехнических эффектов ада.
Или художники по костюмам, ведь необходимо было сшить не просто богатое платье, но адаптировать его для сценического действа. В мистериях принимали участие сотни исполнителей, для координации их действий назначался «conducteur du jeu» — «руководитель игры», сегодня трансформировавшийся в художественного руководителя или главного режиссера театра. Поскольку подготовительный этап к показу мистерии занимал несколько месяцев, стала очевидной необходимость выделения для этой цели специальных людей: цеховые ремесленники не могли бросить на такой срок свою работу. Так вновь возникли профессиональные театральные коллективы, называвшиеся «Братствами» и объединяющие специалистов самых разных театральных профессий — от актеров до технических работников и организаторов всех аспектов зрелища. Именно Братства и странствующие комедианты стали предтечей двух мощных линий развития театра Возрождения , взаимопроникающих и воздействующих друг на друга. Театр эпохи Возрождения. При всем разнообразии вариантов исторического и географического развития театра Ренессанса, существует ряд общих тенденций, характерных для этой эпохи и определивших общие установки театрального искусства вплоть до середины 19 в. Именно в эпоху Возрождения произошло большинство революционных преобразований в театральном деле; позже, вплоть до новейшего времени, история театра шла уже по поступательной линии — дальнейшего совершенствования, но не принципиальной перестройки.
Кардинальные изменения в сфере искусства этого периода были связаны с трансформацией общей идеологической доктрины: от аскезы и фанатизма Средневековья к гармонии, свободе и гармоничному развитию личности Ренессанса. Уже сам термин франц. Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы, театральные профессии. Это связано не только с изменением общественного климата, но и с одним из его важнейших следствий — развитием науки и техники театр, как уже было сказано, гибко интегрирует в своем арсенале все, что может ему пригодиться. Самым главным фактором, повлиявшим на развитие театра того времени, стало вновь начавшееся строительство театральных зданий. И не просто строительство по античным образцам: был придуман и реализован принципиально новый тип театрального здания — ранговый или ярусный по этому принципу строится большинство театров до нынешнего времени. Это дало театральному искусству новые возможности в том числе акустические , и как результат, привело к становлению и бурному развитию новой театральной формы — классической оперы.
Специализация театральных зданий «под музыкальные спектакли» обусловило и новые принципы развития балета. Поскольку новая концепция театрального строительства трактовала сцену и зрительный зал как единое целое С. Серлио, Об архитектуре, 1545 , получили толчок к развитию и новые принципы театрально-декорационного искусства — например, создание живописных декораций с перспективой. Сценический жанр оперы, делающий основной акцент на зрелищности действия, обусловил необходимость частой и мобильной перемены декораций: были разработаны принципы кулисного оборудования, портал сцены , занавес, трансформируется планшет сцены, бурно развивается сценическая машинерия тогда было положено начало поисков гораздо более позднего изобретения 19 в. Появление крытых театральных зданий по-новому поставило перед театром технические и художественные проблемы освещения сцены — играть только при дневном свете было уже нельзя. Новые технические тенденции требуют своего практического воплощения, углубляется специализация и растет разнообразие новых театральных профессий: машинисты сцены, декораторы, акустики, художники-оформители, осветители и художники по свету и т. Произошли кардинальные изменения и в организации театральных зрелищ: в эпоху Возрождения перед театром впервые в истории остро встала проблема конкурентной борьбы за зрителя. Когда в античном полисе существует одно грандиозное театральное здание, у зрителя нет выбора, куда идти смотреть спектакль.
Чуть позже древнегреческий театр изменился. Зрители, наконец, смогли занять «настоящие» места — для них были сооружены сидения из мрамора для почетных гостей и из камня для зрителей попроще. Среди зрительских мест располагались резонирующие сосуды, обеспечивавшие усиление звука.
В Риме первый каменный театр появился только в 55 году до н. До этого актеры и зрители довольствовались лишь временными деревянными постройками. Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под спектаклем сегодня.
На сцене мог быть только один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей. Необходимость масок была обусловлена большими размерами театров, вмещавших десять, а то и семнадцать тысяч человек. Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему.
На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места. Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». В основу пьесы лег библейский сюжет, но она в целом носила светский характер. В постановке участвовали около 60 человек, главные роли исполнили иностранные профессиональные актеры, остальные — служилые иноземцы и их дети. Само действо длилось почти целый день и включало в себя театральное представление, хореографические номера, игру на музыкальных инструментах. Костюмы для актеров сшили из дорогих тканей, сцену осветили множеством свечей. В дальнейшем спектакли в «Комедийной хоромине» давали регулярно. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году представления прекратились, однако многие знатные особы продолжали ставить спектакли в собственных домах.
Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом.
В одном из наиболее серьезных и популярных журналов того времени «Вестнике Европы» создается в 1802 году специальный театральный раздел, где печатаются рецензии на спектакли, статьи о театре и актерах. Некоторое время этот раздел ведет тогда тоже еще молодой поэт и литератор В. В 1808 году появляется первый театральный журнал в России — «Драматический вестник» Шаховского. Актёры находились под ведомством дирекции и могли перемещаться из труппы в труппу при необходимости. В 20-30 гг. XIX века, когда началось масштабное строительство театров в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах, актёры получили возможность играть на постоянных и хорошо оборудованных сценах; часто при театрах открывались актёрские школы. Несмотря на то, что театр, балет и опера были любимыми развлечениями русской аристократии, труд оплачивался низко и даже «звезды» сцены зарабатывали очень мало.
Актёров приписывали к низшим слоям населения; использовались такие методы взыскания, как штрафы и аресты. Будучи формально свободными людьми, они полностью зависели от произвола дирекции. При поступлении на казенную сцену актеры заключали с дирекцией контракт на три года. Но малейший протест против условий контракта мог привести к его расторжению и, следовательно, оставить актера без работы. Часто подвергались актеры подобным наказаниям не за какие-либо дисциплинарные нарушения, а за творческую самостоятельность. Отказ балерины Новицкой от роли, которая не соответствовала ее данным вызвал целую «административную бурю»: генерал-губернатор Петербурга Милорадович, слывший большим театралом, вызвал «ослушницу» и угрожал ей «смирительным домом». Угроза так сильно подействовала на Новицкую, что на другой же день она захворала «нервическою горячкою» и через несколько дней ее не стало. Но постепенно стали появляться целые актёрские династии; в 1896 году было учреждено звание «Заслуженный артист Императорских театров». Актёры начали формировать новый слой русской интеллигенции.
Реформы и новый этап Реорганизация театрального управления, либеральные реформы 60-ых годов и деятельность В. Белинского В 1803 году было издано распоряжение, предоставляющее казенным театрам право на устройство публичных маскарадов и на печатание театральных афиш. Одновременно закрывались частные театры, действовавшие в трех городах. С 1805 года официально устанавливается монополия императорских театров в Москве и Петербурге. Так, с 1801 по 1811 год театральная дирекция получила сверх обычных ассигнований еще около 1 млн руб. В результате проведенной реорганизации управление казенными театрами осуществлялось дирекцией императорских театров. Она контролировала не только финансовую сторону, но и репертуар театров, состав трупп и все детали театральной жизни. В актерских мемуарах этого периода содержится немало горьких рассказов о невежестве и самоуправстве директоров императорских театров. Либеральные реформы 60-ых годов и деятельность В.
Белинского привели к тому, что в Российской империи стали появляться первые профессиональные театральные критики, влияющие на мнения, пристрастия и оценки публики. Благодаря им, менялись эстетические вкусы, обобщался драматургический опыт, совершенствовались сценические приёмы. Театральная общественность постоянно требовала и ждала нового, необычного. Основным «двигателем» новых идей стал А. Островский, который был назначен заведующим репертуаром московских Императорских театров. Им был разработан целый блок реформ: упразднялась система амплуа; открывались частные театры в Москве, Санкт-Петербурге и провинциальных городах Стал издаваться с 1892 года «Ежегодник Императорских театров» Но даже А. Островскому не удалось снять давление государственной цензуры с театрального репертуара. В 1898 году это попытался сделать режиссёр московского Малого театра А. Ленский, который открыл Новый Императорский театр.
В нем выступали молодёжные труппы с новыми пьесами. Они старались уйти от шаблонов, навязанных государственной цензурой. Реформы А. Островского и новаторство А. Ленского стали последними преобразованиями в системе Императорских театров XIX века. И хотя они не добились главного, свободы творчества, их работа легла в основу созданного в 1898 году К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Московского художественного театра, с открытием которого началась новая эпоха. Люди, которые повлияли на театр Театральные персоналии Денис Фонвизин — гордость и слава русской драматургии Он увлечен идеями французских просветителей и выступает с острыми сатирическими произведениями.
Считает, что правительство управляет страной при помощи кучки фаворитов, в сатирической комедии «Недоросль» он рисует эти образы. В 1783 г. Екатерина увольняет его со службы. Смешные комедии и знакомства «Бригадир» В 1766 г. Фонвизин выступает с первой оригинальной комедией «Бригадир», где высмеивается галломания. Прямого политического содержания автор в «Бригадира» еще не вкладывает. Его цели, главным образом, просветительные. И потому комедия без промедления появилась на сцене и имела успех. Вывод — опираться на дикую орду Простаковых—Скотининых не может просвещенное правительство, имеющее в виду настоящие государственные интересы.
Но такого правительства нет, двор развращен, «болен неисцельно». А когда он начал служить в Петербурге, он сблизился с Сумароковым, Волковым, Дмитревским, с последним даже подружился. Михаил Щепкин: как крепостной стал звездой императорского театра Начало творческой карьеры Когда Мише было десять лет, отец Семён отправил его на обучение в уездное училище в городе Судже. Ему сильно повезло, что его хозяева были людьми, увлечёнными искусством, и устроили домашний театр. Миша Щепкин играл там на каникулах. Актёрская игра стала своеобразной формой высококвалифицированной работы «на оброк». Волькенштейны сдали 17-летнего Щепкина внаём в Курский городской театр братьев Барсовых. Там Щепкин играл, но основную часть актёрского заработка был вынужден уплачивать господам. На волю!
Труппу в которой выступал Щепкин пригласили в Полтавский театр.
Что такое детский театр? Когда появился первый театр для детей? Первые детские спектакли?
Считается, что театр возник в Древней Греции в V-VI вв. до нашей эры. Спектакли проводились в построенных специальным образом амфитеатрах (о них в отдельном посте). Новости. Московский малый театр. Новый театр, возникая в недрах МХАТа (большинство студийцев — выпускники Школы-студии МХАТ), естественно, связывает свою деятельность с основами искусства Художественного театра. Он выполнял повеление императрицы Елизаветы Петровны вызвать в столицу актеров, «которые в Ярославле содержали театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут».