Александр Проханов как фронтовой писатель и журналист прошел через Даманский, Никарагуа, Камбоджу, Анголу, Афганистан и Чечню. Александр Проханов, писатель, публицист, журналист, общественный и политический деятель. Последние новости о персоне Александр Проханов новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Когда 35 лет назад Александр Андреевич Проханов у себя на квартире знакомил меня с украинскими кинематографистами киевской киностудии им. Довженко, никто из нас даже в. считает Александр Проханов.
АиФ: Писатель Александр Проханов отправился на фронтовую линию огня
Фото: к прокату готовится фильм про Донбасс по книге Александра Проханова - Российская газета | На площадке Президентской академии Проханов провел творческую встречу, во время которой поделился взглядами на государство и идеологию. |
Путин наградил орденом Александра Невского писателя Проханова | Писатель Александр Проханов размышляет о великом предназначении России в ее прошлом и будущем. |
Путин наградил орденом Александра Невского писателя Проханова | В сороковины Дарьи Дугиной писатель и публицист Александр Проханов говорил в студии "Первого русского" о смертоносном ударе жуткой молнии, который многие из нас, как и он сам. |
Александр Проханов – последние новости на сегодня – | Александр Проханов — о спецоперации на Украине: Русские танки исправляют чудовищное насилие, совершенное над историей в 1991-м. |
Проханов Александр Андреевич, писатель, журналист,
Главные новости о персоне Александр Проханов на Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Александр Проханов. Писатель, главный редактор газеты «Завтра».
Известный писатель Александр Проханов приехал в Изборск
Украинское зерно ушло в европейские страны, а российские удобрения по-прежнему томятся в морских российских портах. Был тайный уговор между Россией и Западом воздерживаться от ударов по центрам принятия решений. И в течение года, когда под снарядами «Хаймарсов» погибал Донецк, ни одна русская ракета не ударила по министерству обороны Украины, по кабинету министров, по зданию Службы безопасности. И российская власть, несмотря на ропот своего населения, придерживалась этого договора, итогом которого стала атака дронов на Кремль, покушение на президента России. И нас опять обманули.
Не чужими. Азербайджан дал приют моим предкам молоканам, и на чудесных холмах Шемахи по сей день существуют русские молоканские деревни, существует моя прародина Ивановка, где веками бок о бок с азербайджанцами русские люди сажали хлеб, торили дороги, и никто не смел обижать моих бородатых пращуров. Азербайджанцы и русские дарили друг другу виноградные кисти. Как чудесна Армения! Как прекрасны её горные яблоневые сады, среди которых я, молодой, легконогий, двигался, осыпаемый лепестками яблонь, и смуглые армянские крестьяне чистили арыки, обрезали старые сучья, а утомившись, сидели под яблонями, постелив на землю скатёрку, доставали лепёшки, сыр и чудесную армянскую чачу. И я, двигаясь от села к селу, был зазываем к себе этими крестьянами, они потчевали меня своими хлебами, своей огненной чачей.
И когда я спустился с горы, я любил весь мир. Этим миром была для меня Армения, её седые каменные церкви, её Бюракан, где в телескопах сверкали далёкие спирали галактик. Севан — озеро такой синевы, что ночью эта синева рождала счастливые сны. Советский Союз был грандиозной невиданной цивилизацией, где каждый народ, каждый язык, каждое верование, каждая краска, каждый звук, каждый ручей, каждая горная вершина, каждая пролетавшая птица складывались в потрясающую гармонию, красоту и величие. Эта цивилизация жила, дышала, развивалась, преодолевала несовершенства, изживала недуги. Стремилась сочетать в себе в великой гармонии множество земных начал, устремляя их в восхитительное сказочное грядущее, в рай земной, где каждый народ, каждая песня, каждый труженик и поэт воспевал эту будущую великую Родину — венец всех земных царств. Ночное лунно-белое здание Дома Советов, похожее на синюю льдину. Наши сидения с Ачаловым в ледяном кабинете при свече. Подземелья с журчащей водой, по которым проносили баррикадникам свежий номер газеты «День». Ликующий прорыв блокады, братание с баррикадниками.
Белое, как мел, лицо Бабурина. Лихо заломленный берет Макашова. Грузовики со знамёнами, подъезжающие к башне Останкино. Чёрная ночь, прошитая красными трассерами пулемётов. Чмоканье пуль в живые тела. Взбесившийся БТР, стреляющий по толпе. Одинокий, потрясённый Анпилов. И наутро — танки, дымные клубки на белом фасаде дворца. Солдаты, согнувшись, как сороконожки, один за другим крадутся за бронёй БТРа. И ужасный огонь, летящий к небу в центре Москвы, и пленники, идущие под конвоем по белым ступеням дворца, и улюлюкающие, ликующие, махающие велосипедными цепями победившие демократы.
И над всем огромное, тяжкое, до неба тулово Ельцина, отрыгивающего дурные слова. Что это было — восстание 1993 года? Как видится оно теперь, спустя тридцать лет? Это был жестокий кровавый разгром оппозиции, арьергарда, с опозданием в два года выступившего на защиту Советского Союза. Это была красно-коричневая, московской школы, икона, из которой капала кровь, и которая по сей день мироточит. И всякий, кто верит в русскую историю, кто чувствует мистический смысл падения и воскрешения Государства Российского, пусть приложится к этой иконе. Там, в пожарище, где сгорали люди и гибла целая великая эпоха — с Победой, с громадными стройками, с гагаринский полётом — там рождалось нечто новое, неуловимое, не подвластное огню, что, спустя несколько месяцев, проявилось на выборах в Государственную Думу. Победили патриоты — те, в кого стреляли танки и кого били велосипедными цепями, кого проклинали Явлинский, Чубайс и Немцов. Первая Дума вышла патриотической, русской вопреки всем огням и пожарам. Тогда, в 1993 году, рухнуло и больше не возрождалось задуманное либералами государство.
Указ о его роспуске подписали танки росчерками взрывов на фасаде Дома Советов. И всё, что говорилось и теперь говорится о новом демократическом строе, является белилами, которыми хотели замазать кровавую кляксу на фасаде Дома Советов. Всё те же чудесные Кавказские горы, облака на вершинах, хрустальные струйки водопада, чудесный отель, окружённый лесами, вкусные обеды и ужины. Члены клуба и гости обмениваются улыбками и поклонами, собираются в конференц-зале, выслушивая своих высоколобых коллег, а те тонко и ненавязчиво щеголяют знаниями. Валдайский клуб — уникальное явление российской интеллектуальной жизни. Он напоминает загадочное многопалое существо, которое своими чуткими пальцами бережно и осторожно ощупывает мир, как врач, осматривая больного, отыскивает у него скрытые опухоли, таящиеся болезни, нарушение ритмов. Этими исследованиями Валдайский клуб занимается двадцать лет, поворачивая земной шар то одним, то другим боком, исследуя состояние национальных экономик, движение газовых и нефтяных потоков, концентрацию армий, следит за перемещением идей, блужданием мировых потенциалов. Валдайский клуб — это осьминог, который объял своими щупальцами весь мир и высасывает его эссенции, которые, может быть, дороже углеводородов, алмазов или урана. Эти эссенции суть биение мировой мысли, состоящей из множества национальных исканий, национальных упований на гармоничный и справедливый мир, в котором нет-нет да и лопнет какой-нибудь кровеносный сосуд и зальёт нашу голубую планету кровью. Россия в минувшем году совершила крутой вираж.
Так самолёт, уклоняясь от зенитных ракет, резко ложится на крыло, сотрясаясь своими шпангоутами, уходит в сторону. На этот раз на Валдайском форуме почти не было западников, не явились на форум высоколобые университетские интеллектуалы, недавние послы, профессора, представители западных философских школ. Редким гостям удалось прорваться на форум из-за железного занавеса, что опустил Запад. Зато появились Азия, Африка, Латинская Америка в многообразии своих голосов, умов, своих страстных исканий, интеллектуальных деклараций. Приятно, скажу я вам, выпить кружечку пива с белозубым представителем Южной Африки или полюбоваться на горный закат, стоя с очаровательной представительницей Шри-Ланки. И уж сам Бог велел поговорить по душам, общаясь в кулуарах, с казахами, таджиками, киргизами, блестяще владеющими русским языком и всё ещё кажущимися нам, русским, братьями. Суждения выходящих на панель исследователей крайне осторожны, деликатны.
Александр Проханов является председателем Общероссийского общественного движения поддержки и реализации социально значимых инициатив и проектов «Русская мечта».
Кроме того, за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени удостоился прозаик идраматург, Заслуженный работник Республики Коми, Заслуженный работник культуры РФ Алексей Попов, а медалью Пушкина — литератор Каншаубий Мизиев.
Писатель проживал в вагоне бронепоезда, который курсировал из Грозного в Гудермес и обратно. От вагона до штаба идти было недалеко, всего метров триста, но передвигаться приходилось по такой грязище, что у некоторых с ног сваливалась обувь, и они продолжали свой путь босиком. Командующий, несмотря на большую занятость, нашел время встретиться с Прохановым. На вертолёте они пролетели над склонами гор, покрытыми не опавшими за зиму, ржавыми дубами, и на вершине горы опустились на площадку, где находился штаб операции. Вокруг были ущелья, горы и снова ущелья и горы, горы, стоял командирский КУНГ с развёрнутыми антеннами. Генерал из КУНГа командовал операцией: в ущелье, где предположительно находился Басаев, сначала посылал штурмовики, которые бомбили склоны горы, затем вертолёты, что наносили свои воздушные удары, потом шёл спецназ, процеживая ущелье.
В командирском КУНГе Трошева располагался видавший "виды" замызганный диван, и на нём — замусоленная, зачитанная до дыр газета "Завтра". Трошев, генералы, офицеры читали "Завтра", Проханов не раз потом подчёркивал эту деталь. Перед отъездом из Ханкалы мы с Прохановым снова выпросили у Трошева вертолет. Командующий улыбнулся и уже серьёзно произнес: "Смотри, Алёхин, за писателя отвечаешь головой",- и снова улыбнулся. Все понимали, что Проханову хотелось проследовать тем маршрутом, каким отряды Басаева уходили из Грозного, когда город был окружён федеральными войсками. Басаеву для выхода оставался узкий коридор вдоль реки Сунжа. Когда боевики выходили, то сели на расставленные минные поля и попали под кинжальный пулемётный огонь.
Было много убитых. Сам Басаев потерял в этом сражении ногу. Вертолёт летел вдоль Сунжи, по холодной реке всё ещё плавали нерастаявшие льдины, а вдоль берега валялись ворохи каких-то лохмотьев, разбитые повозки, одеяла, матрасы, рухлядь — всё, что осталось от басаевских частей, разгромленных пулемётами. Казалось, в этом месте по берегу прошёл огромный мусоровоз, и из него выпало всё это окровавленное тряпьё. Садиться было рискованно, потому что там ещё могли оставаться невзорвавшиеся лепестковые мины. Сели на запасную площадку "подскока". Позже Александр Проханов напишет такие строки: Мы прорвались к горящему Шатою.
Я жизнью не играл и смерть не выбирал. Имперский черный крест с серебряной каймою Мне прикрепил на грудь усталый генерал. Немного поясню. Будучи Командующим войсками СКВО, генерал Трошев с одобрения Генштаба РФ дал поручение изготовить памятный знак "За службу на Кавказе", точная копия того, которым награждались воины имперской царской армии во время войн на Северном Кавказе два столетия назад. В начале нулевых годов нынешнего века эта награда считается почетной и весомой среди солдат, офицеров, деятелей культуры, принимавших участие и ездивших в зону боевых действий. Хочу напомнить, что Александр Андреевич Проханов побывал и принимал непосредственное участие в 18! Афганистан, Чечня, в этом ряду.
В нашей культуре он занял своё неповторимое место, причём не только как отец всемирно известного кинорежиссёра Мне посчастливилось выполнить эту почетную миссию.
Проханов Александр
Когда 35 лет назад Александр Андреевич Проханов у себя на квартире знакомил меня с украинскими кинематографистами киевской киностудии им. Довженко, никто из нас даже в. Согласно ему писатель, общественный деятель Александр Проханов награжден орденом Александра Невского за активную общественную деятельность. 26 февраля журналист, писатель Александр Проханов отмечает 85-летие. Его называют соловьем империи, провидцем, мастером метафоры. Александр Проханов — все новости по теме на сайте издания
Новинки Александра Андреевича Проханова
Читайте и слушайте книги автора Александра Проханова: доступно 56 книг, отзывы и цитаты. На Литрес вы можете скачать электронные и аудиокниги в удобном формате или читать. Александр Проханов, писатель, публицист, журналист, общественный и политический деятель. Лучшие и новые книги 2024 автора: Проханов Александр Андреевич в интернет-магазине Лабиринт. Канал писателя и главного редактора газеты "Завтра" Александра Проханова. Писатель Александр Проханов доставлен в отдел полиции для составления протокола об уклонении от государственного контроля за литературными произведениями.
Новинки Александра Андреевича Проханова
31 января 2014 Александр Проханов дебютирует с циклом своих передач на "Русской службе новостей". В 1972 году Проханов стал членом Союза писателей СССР. Лучшие и новые книги 2024 автора: Проханов Александр Андреевич в интернет-магазине Лабиринт. Смотрите видео онлайн «ПРОХАНОВ о провале государственности, русской мечте. Александр Проханов, писатель, публицист, журналист, общественный и политический деятель.
Путин наградил орденом Александра Невского писателя Проханова
Сейчас эти круги опять вводятся, благодаря Путину, в оборот, в окружение, устанавливается долгожданный баланс в обществе. Действительно, либералы оттесняются еще не на периферию, но они выдавливаются из тех сфер, где они господствовали нераздельно. Во всяком случае, устанавливается баланс между одним, очень мощным фундаментальным слоем, присутствующем в русской культуре и истории всегда, во все века и этим новым, который впервые дал о себе понять, может быть, в конце XVIII века. Вас радует начавшаяся русская весна нашей политики. Вы говорите так: «Мне кажется, кончена эта темная угрюмая зима, где господствовали силы, победившие, растоптавшие нас после 1991 года. Я чувствую, что и самый главный кремлевский политик тоже стряхивает с себя этот тяжелый период, и в нем тоже открываются горизонты русского будущего». А что такое русское будущее? Только если можно, взвешенно. У меня не очень хорошо с дикцией, но я очень буду стараться.
Очень кратко и, надеюсь, понятно. За эти девяностые годы либералами была поставлена задача перекодировать русское сознание, выбить из русского сознания коды, которые делают, по их мнению, русскую историю сплошным свинством, тупиковым развитием, всех лидеров, русских вождей или царей — дегенератами или палачами. Эти коды, которые выбивались, они оказались не выбитыми. И если эти коды вывести на поверхность сквозь всю эту магму, которая была навалена на русское сознание, говорят о следующем. Русская история — это история нескольких империй. И русской истории свойственно глубинное имперское самовоспроизведение. Это историческое сознание. Поэтому Пятая империя, о которой я вам говорю, которая сменила Четвертую, сталинскую, а та Третью, романовскую, а та московское царство, Вторую империю, а та Первую, киевско-новгородскую империю, эта сегодняшняя Пятая империя начинает шевелить пространства, шевелить народы, шевелить евразийскую чашу.
Отсюда возник эскиз Евразийского союза. Я знаю, вы мне как-то возражали, что империи невозможны, они канули навсегда. Я возражал вам другое, что империи процветают, и будущее человечества за империями на фоне разрушающегося мирового интеграла. Это один из постулатов русской победы и русского сознания — воспроизведение традиционного русского государства, которое было разрушено в 1991 году, и сегодня Россия влачит мучительное существование с фантомными болями. И эти фантомные боли превращаются в тенденции. И русская ящерица наращивает свой имперский хвост. Не все знают, что это. Совсем коротко: человек теряет, например, руку или ногу, ее нет, а она продолжает болеть — это и есть фантомная боль.
Я понимаю фантомную боль по империи. Ее нет, но есть фантомные боли у таких людей как вы и не только. Но надежда, что это может вырасти рука, нога, или империя … Вам не кажется, что нет никаких оснований? Мы же не ящерица. Это только у низших животных я вам говорю как биолог вырастает снова. У саламандры, у амебы… У высокоразвитых не бывает. А у тех, кто развит сверхчеловечески, у тех, кто находится под лучом, который освещает историю, небесным лучом, это случается. И русская цивилизация… — Видимо, только русская, да?
Меня сейчас просто не интересует Великобритания. Да, я говорю просто о русской цивилизации. Это уместно же, правда? Так вот, империя не просто возрождается, она уже сложилась. Сегодняшнее российское государство, по словам самого Путина, — это империя. Вы договариваете за Путина. Это национальное государство. Но — не получилось.
Это ельцинское государство продолжало стремительно распадаться до тех пор, пока оно не было переосмыслено как империя. Цитирую вас: «Сегодня Россия стоит между очень близким к реализации распадом и возрождением сильной русской государственности. Третьего здесь пути нет. Всякая бодяга, разговоры о том, что нужно превратить Россию в парламентскую республику, разговоры о правах человека, независимом суде, — это все гнусь и дьявольщина». Я это высказывал не так пафосно. Как вы можете сказать, что права человека и что независимый суд — это гнусь и дьявольщина? Борьба за права человека и за правый суд длится у нас с 1991 года. Это привело нас к чудовищной катастрофе, потому что эта борьба, по существу, прикрывает бездействие, прикрывает свинство, прикрывает разбой.
Это имитация, это имитационные процедуры. Поэтому независимый суд, права человека, храмы, полные верующих, семьи, полные младенцев, — это прекрасно. Я говорю об имитациях. Это идет омерзительная имитация. Так бы вы сказали поточнее, потому что так вы не сказали. Поэтому на смену вместо этого я… — А государство еще, которое вы так обожаете, которое является вашей религией, как вы говорите, «это не институт благородных девиц, это огромное колесо, и в этом колесе хрустят кости, как сказал Мандельштам и он не хотел видеть эти кости, хрустящие в колесе. А я хочу видеть эти кости и не пожалею, если я сам захрущу в этом колесе». Вообще, вам не кажется, что в какой-то степени вы напоминаете Савонаролу?
Чтобы его кости… Нет-нет-нет. Савонарола что мог?.. Он других сжигал, потому что… — Владимир Владимирович, это удел почти всех крупных людей. Не надо на это сетовать. А мы еще с вами достаточно молодые люди, Владимир Владимирович. Как вы думаете, на самом деле, наверное, не знают? Пусть его пепел летает над Европой. Поговорим о колесе, в котором хрустят кости.
История, мать-история — это гигантское колесо, в котором хрустят кости. Можно этому радоваться, тогда ты — безумец. Можно это принимать как чудовищную данность и неизбежность, тогда либо ты — аналитик, либо — реальный политик. В петровское время это колесо пропустило сквозь себя половину населения России, там прохрустели эти кости. Пушкин считал его великим царем, зодчим новой России. Вы не читали дневников Пушкина, когда он готовился писать историю Петра Первого? Если вы не читали, он выписывал все приказы Петра, которые становились все более и более жестокими. Ну, например, за вытье — сечь, когда все равно выли на могилах.
Вырывать языки. В конце концов, последняя строчка пушкинская, что от этой жестокости его воротит, и он писать Петра не будет. Но вместо истории Петра он написал «Полтаву» и там были такие слова: «Грянули «ура»! Полки увидели Петра». Он обожал Петра. То же самое я могу сказать о Грозном. Эти плахи, эти покоренные, разоренные Тверь, Новгород и Псков… Сибирь, гигантское централизованное государство. Это же было сделано не из-за садизма.
А, например, пророк пророков Моисей, который вывел евреев из Египта, а потом у горы Синай треть народа переколотил своего, избил всю треть, которую он вывел из Египта. А потом водил еще 40 лет, чтобы они все умерли, чтобы те, кто вышли… — И чтобы сам умер. Не увидел бы, потому что был рабом. Это подвиг Моисея. Он изморил весь народ свой. А что, то, что он сам умер, искупает эти мучения, эти жертвы, эту жажду, эти пески, в которых чахли евреи, лишенные воды? Поэтому история, матушка-история — это огромное колесо.
Значительную часть своего выступления Александр Андреевич посвятил рассказу о семи русских кодах, достойных отдельного внимания. Общероссийское общественное движение поддержки и реализации социально значимых инициатив и проектов «Русская Мечта» ОГРН 1227700697223 от 27 октября 2022 г. Почта: info rusmechta.
Работая в «Литературной газете» совершал поездки в «горячие» точки: Афганистан, Никарагуа, страны Африки. С 1993 года занял должность главного редактора газеты «Завтра», газеты так называемой «духовной оппозиции». По своим политическим убеждениям Проханов является сторонником сильного государства. Является сопредседателем общероссийского общественного движения «Народно-патриотический союз России». Во времена перестройки подписал знаменитое обращение «Слово к народу», которое предостерегало от разрушения Советского Союза. Среди последних литературных работ писателя: серия романов «Семикнижие», роман «Господин Гексоген», книги «Поступь Русской Победы», «Время золотое», «Крым», «Убийство городов» и другие произведения, ряд из которых были экранизированы.
Роман «Господин Гексоген» появившийся в 2002 году привлек внимание критиков и общественности. В нем рассказывается о заговоре специальных служб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путем ее передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлевские интриги, взрывы домов, провокации. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю вручена почетная литературная премия «Национальный бестселлер».
Его едва ли не самое яркое воспоминание детства — демонстрация на Красной площади и Сталин на трибуне мавзолея. Тогда он влюбился в самолеты и ракеты. Настолько, что несколько лет строил противотанковые ракеты, но работа на режимном заводе за колючей проволокой и постами на каждом этаже оказалась невыносимой.
Он сбежал в лес. И так мои друзья расценивали. На самом деле это было диссидентством. Мне просто не хотелось жить в цивилизации, в том числе военной, мне хотелось писать мои книги, я обожал природу", — вспоминает писатель. Работал лесником. Делал деревянные игрушки, собирал народные песни, писал. Александра Проханова взяли работать в "Литературную газету" — одно из самых либеральных изданий Советского Союза. Был пробит его лоб, а на шапке была красная звезда.
Это ломало все мои представления о единстве коммунистического движения в мире, о победе красного смысла во всем мире", — признался Проханов. С этого началось нескончаемое, неистовое путешествие Проханова по стране, империи, по планете. Я даже как-то подумал: кто ты? Я ловец истории, я рою ямы волчьи для истории, жду, когда история свалится в эту яму, наклоняюсь, вытаскиваю эту упавшую историю, и тащу в свои книги", — рассказал литератор. Он видел рождение городов в пустынных степях, как чудо описывал первое появление сверхзвукового лайнера Ту-144, его гипнотизировали домны и жатвы. Он никогда не экономил слов, нанизывая образы, эпитеты, прилагательные одно на другое. Он любил индустриализацию пылко, искренно, эротично. Как женщину.
Он был первым в истории журналистом, которому позволили увидеть самую смертельную тайну советской сверхдержавы — ядерную триаду. Он летал на бомбардировщике, плавал на атомной подлодке, спускался в подземные города. Те, что строили только затем, чтобы взорвать ядерной бомбой. А почему? Хотя побывал на всех войнах. Его первое неофициальное звание из тех времен — соловей Генштаба. Так прозвали недоброжелатели. Ну, обидно же должно быть.
По себе судили обидчики.
александрпроханов – последние новости
За вечный мир, в последний бой летит стальная эскадрилья! В 1945 году. Она в последний бой, за вечный мир. Сразу после этого японская война, корейская война, вьетнамская война. Все горячие точки, на которых был африканский, латиноамериканский, две чеченские войны, Карабах, Приднестровье. И вечный бой — покой нам только снится. Я бы хотел, конечно, посмотреть на такого блаженного человека, он наверняка, я так представляю, у него должны быть такие большие детские голубые глаза, чуть-чуть влажные, наполненные такими апрельскими слезами влажными, и он должен говорить, что это последняя война, мы наконец избавляемся от войны.
Я бы просто этого человека, если он искренен, я бы просто поцеловал бы его в лоб своим поцелуем старческим и отправил бы куда-нибудь за подснежниками за первыми. Войны, Россия будет сражаться за самою себя вечно. Потому что вот этот русский код победный он ненавистен аду, и ад не оставит Россию никогда. И мы будем вечно с ним сражаться. На разных дистанциях, на разном подлетном времени. Панкин: - То есть, получается, это некий замкнутый круг, из которого нет выхода?
Проханов: - А это не круг. Это другая фигура. Это экспонента, по которой Россия приближается к Богу. Панкин: - Так, хорошо. Какой вы видите Россию через 10 лет? Проханов: - Я вижу страну, у которой ее главной глубинной идеологией будет вероучение русской победы.
Вот то вероучение, которое мои друзья и мы написали в Изборском клубе, создали, и вот эта идея, идеология, она вот-вот будет оповещена, мы оповестим об этом мир. Это очень важная и интересная идеология. И это Россия, которая усвоит эту идеологию как главную государственную идеологию, она исходя из этой идеологии сделает себя самой непредсказуемо прекрасной. Будут построены, исходя из этой идеологии, города, будут построены институты, будет построено образование особое. Будет построено отношение к старикам, к детям. То есть, формы вот этой победной идеологии их не нужно предсказывать.
Образ будущего он непредсказуем. Зачем навязывать будущему свои косные ограниченные картины? Но я думаю, что вот эта идеология, которая станет глубинной, она обеспечит России цветение. Панкин: - Еще очень много сейчас говорят о блудных детях. Имеются в виду республики, которые в 1991 году от нас откололись — в 1991-1992-м. Как вы считаете, вот они будут постепенно понимать, что им необходим плотный союз с Россией, и возвращаться в состав России?
Проханов: - Я тоже боюсь говорить конкретно. Я только одно знаю, что у русской империи границы пульсирующие. И в этом смысле у русской империи есть несколько метафор. Во-первых, Вселенная, она носит пульсирующий характер, она то расширяется, то схлопывается, опять расширяется, опять схлопывается. И русская история — тоже постоянные всплески и сжатие. Почти до нуля.
Опять взрывы, расширения… Поэтому границы империи непостоянны, они все время дрожат, они пульсируют. И как себя поведут азиатские, прибалтийские республики, Украина, Белоруссия — трудно сказать. Просто сейчас вектор наступления. И мне, повторяю опять, не хочется гадать на кофейной гуще, как будет себя Туркменистан чувствовать или Казахстан. Мне кажется, что, чем интенсивнее, краше, справедливее, сильнее и благочестивее будет Россия, тем быстрее границы империи будут возвращаться к своим исходным контурам.
Здравствуйте, Александр Андреевич. Благодарю за приглашение. Совсем недавно, я знаю, вам исполнилось 75 лет.
Примите мои поздравления. Хотя, вы сами сказали, что это не очень радостная дата. А как вы ее отметили, кстати говоря? Я, наконец, сбежал. Я убежал из Москвы, я забился в снега, в сосны и там провел 4 восхитительных дня. Когда вам исполнилось 70 лет, вас поздравил Путин. Слова были такие: «Вас знают как самобытного писателя, яркого публициста и общественного деятеля. Вы всегда твердо и убедительно отстаиваете свою точку зрения, не боитесь острых и открытых дискуссий».
А в этом году он поздравил вас? А я исповедую религию, именуемую государственной. Поэтому когда государство благоволит ко мне и находит во мне деяния, созвучные, соразмерные с глубинными тенденциями государства, мне это доставляет удовлетворение. А когда между мной и государством возникает конфликт а, скажем, все девяностые годы и вся Перестройка — для меня это были конфликтные годы , это страшно меня травмировало. Когда мое государство стало мне враждебным, когда мое государство стало разрушать те ценности, за которые сражался я и мои родные. В частности, послезавтра, 5 марта исполнится 60 лет со дня смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Вам было 15 лет, когда он умер. Вы помните это?
И если вы помните, то как вы, 15-летний мальчик отреагировали на известие о его смерти? Но попробуйте вернуться. Я-то очень хорошо помню. И я валялся в жару в маминой кровати, куда она меня переносила, когда я заболевал, с моей маленькой кушетки. И все эти погребения, и весь этот такой ажиотаж, и все эти давки прошли мимо меня. Но я не могу сказать, чтобы я был ошеломлен всем этим, что это меня потрясло, как это потрясло, по-видимому, родных. Дети не плакали. Плакали, видимо, взрослые люди.
Для детей это была такая отчасти потеха, может быть, даже жестокая потеха, когда мои товарищи, пробираясь к Дому Советов бежали по головам, перепрыгивали военные грузовики. Поэтому смерть Сталина меня не поразила тогда. Просто сама фигура Сталина — она, однажды возникнув перед моим оком… Я видел его на Мавзолее, когда замешался в демонстрацию взрослых и прошел по Красной площади и из дальних рядов… — Это был ноябрь или май? И я видел его, стоящего на Мавзолее, тоже в каком-то тумане сиреневом. И теперь это зрелище тоже для меня трансформировалось в какое-то таинственное видение. Это меня и тогда, и теперь по сей день поражает. А в дальнейшем Сталин все время двигался через мою судьбу, я прошел путь от антисталиниста до яростного адепта Сталина. Вы родились в Грузии, да?
Но вы как-то назвали себя «частью красной сталинской мифологии». И дальше вы сказали так: «Несмотря на ужасный антисталинизм в СМИ, народ в разных возрастах по-прежнему сталинист». Я воздержусь от комментариев, у нас, в конце концов, интервью, а не дебаты. Как-нибудь я бы с удовольствием встретился с вами по-другому. Только хочу спросить вас. По вашему утверждению русский народ — сталинист — это подарок вам на юбилей, например? Вы это рассматриваете как очень позитивную вещь со всеми вытекающими отсюда последствиями? Будучи сталинистом, русский народ испытывает, особенно за последние десятилетия, гигантское давление.
Он живет под бременем того, что он — сталинист. На него сыплются какие-то грандиозные каменья, его забивают каменьями за это, но он ничего не может с этим поделать, потому что это сущностное для народа явление. Это ощущение централизма, вера в государство, предпочтение государства одинокому индивидуальному счастью — это сущность русского народа. И в этом, может быть даже, сущность русского мессианства. И с этим ничего не поделать. Допустим, если бы эта фигура была очень сильная, централизованная, и она своими действиями, например, уничтожила государство, а не добилась ослепительной мистической победы в 1945 году. Или если это была бы угрюмая, жестокая сатрапия, но из этой сатрапии не излетел космический корабль с Гагариным. Или если бы это было государство, наполненное жестокой тьмой и угрюмым разрушением, и это государство не освоило эту потрясающую шестую часть мира, создав цивилизацию Полярного круга, проложив дороги, электростанции, по существу, освоив нелюдимую планету.
А Сталин создал государство и создал страну, которая, может быть, действовала от лица всего человечества. Она действовала по поручению всего человечества. Потому что человечество поручило именно русскому народу в лице советского государства вот это освоение самих неудобиц. Какие у вас есть основания утверждать, что человечество это поручило? Это красиво звучит, конечно, но, все-таки, реально, Александр Андреевич? И у человечества есть задача введения в цивилизационный оборот огромных пространств. Оно освоило Месопотамию сначала, потом оно освоило Европу, потом перекочевало в Новый свет. А, скажем, Сибирь, Восток, Север… В общечеловеческий оборот эти земли ввела советская страна.
И сегодня углеводороды этой страны питают мир. Но повторяю, великая Сибирь возникла в советское время. И второе задание, которое выполнил народ и советское государство. От лица человечества Советский Союз воевал с фашизмом. Это правда. Я, конечно, сомневаюсь насчет мистики, и можем об этом поговорить, но я хочу вернуться вот к какой теме. Вы сами сказали, что вы были ярым антисталинистом. И потом вы стали, напротив, столь же ярым сталинистом.
Что произошло, чтобы на 180 градусов в такой принципиальной совершенно сфере?.. Я сам отчасти выпадал из этого норматива, мне все это было близко и интересно. Да, я совершил тогда, на мой взгляд, индивидуальный подвиг, когда я порвал с этой средой. Я был гол как сокол, я жил в избе. Против норматива как такового, против нормы. Учебу замечательную. МАИ-то — это во? Может быть, она мне навязала ее.
А я всю жизнь по сей день не терплю директив, я — свободный человек. И принять. После этого я попал в «Литературную газету» молодым корреспондентом. Вернувшись из лесов, научившись писать русскую природу, русскую деревню, русский фольклор, русскую песню. Я был приглашен в Литгазету за эти свои способности и вдруг попал на остров Даманский. По существу, я попал на первую свою войну. И ощущение того, что страна стоит на пороге грандиозной войны с Китаем, вид убитых, вид этой машинерии, которая заскрежетала, загрохотала, дал мне понять, что государство — это высшая ценность. Тогда началось мое превращение и претворение в государственника.
В дальнейшем этот процесс продолжался. Я уж не спрашиваю, как Патриарх Кирилл воспринимает такое сочетание слов или вообще верующие, но что это, никого не оскорбляя, что это за помесь, что это за животное «православный сталинизм»? Казалось бы, вещи абсолютно противоположные друг другу. С одной стороны, антихрист даже, можно сказать, человек, подавлявший церковь, призвавший ее только для спасения во время войны и только на это время, а потом вновь ее отправивший… Как?.. Оно не является оригинальным.
Как американская мечта ее определяет? Американская мечта, как говорили неоконы, это град на холме. То есть, это замок на холме, это крепость на холме, это гора американской истории, на ней возведена крепость, из этой крепости Америка озирает весь мир и живущие у подножия этой горы непокорные народы посыпаются крылатыми ракетами.
Это мечта доминирования о владычестве, это мечта власти, это властная мечта. Отсюда и замок, отсюда и бойницы, отсюда и град на холме. А русская мечта определяется метафорой храма на холме. Гора русской истории со всеми ее свершениями, со всеми ее откровениями, со всеми ее мучениями, со всеми ее падениями. И на вершине этой горы стоит храм. Не град, не крепость, а храм. Который своими крестами, своими лучами тянется в небо, к небесам, чтобы достичь этого света и чтобы этот свет снизошел через храм, через эту гору в наши семьи, в наши гарнизоны, чтобы вдохновлял наших певцов, писателей, наших политиков, наших героев. И в истории отношений запада и России храм сражается с замком, с крепостью.
И сегодня крепость, американская, натовская крепость сражается с русским храмом. А поскольку в основе вот этих представлений, о которых я сказал, лежат религиозные смыслы, то в основе русской мечты лежат райские смыслы, небесные смыслы. А в основе вот этой идеи доминирования, владычества, вот этой огромной, могучей, двигающей тысячелетиями мире силы лежат адские смыслы. То есть, Россия постоянно сражается с адом. Хочет его попрать. Как Иисус, который сошел с креста после своего воскрешения, он с этим крестом сошел в ад, он попрал ад. И я считаю, что и сегодня российское мышление, российское мировоззрение — это носитель райских смыслов, который сейчас так жестоко и так беспощадно сражается с адом, с адскими смыслами. Это попрание ада.
Панкин: - Что бы вы сказали тем людям, которым стыдно быть русскими? Сейчас много сообщений сыпалось об этом, я их лично видел, и вы видели наверняка. Люди, которые прямо писали о том, что им стыдно быть русскими. И вот тем людям, которые сейчас уезжают. Чулпан Хаматова уехала с формулировкой, потому что ей страшно. Что бы вы сказали этим людям? Проханов: - Я бы, во-первых, с ними не стал бы говорить просто. Они мне отвратительны.
Они мне отвратительны! Я бы лучше говорил с жуками, с комарами, с клопами, с мышами, с крысами. Но только не с ними. Если им стыдно быть русским, то мне противно думать и отвратительно думать о них. Я не хочу употреблять никакие свои аргументы для того, чтобы возвращать их в лоно человеческое. Панкин: - У Путина была какая-то альтернатива? Я имею в виду решение о начале спецоперации? Или все-таки война так или иначе — нам Роскомнадзор запрещает употреблять это слово, тем не менее — или вот эта война, назовем ее как есть, она была неизбежна?
Проханов: - У Путина не было альтернативы. Потому что Путин является заложником русской истории. Величие и драма Путина состоит в том, что вот эта русская история после своего крушения, кошмарного крушения 1991 года, и в своем восхождении, она выбрала Путина своим гнездовьем. Вот птица русской истории в нем свила свое гнездо. И все, что делал Путин изначально, от того момента, быть может, когда он отказывался от президентства, а ему предлагали стать президентом, настаивали, а он отказывался, он несколько раз отказывался. А потом он согласился. Вот с этого момента, когда он взял на себя это бремя, он взял на себя этот крест, все, что он делал — это движение вот этой русской истории, русской контратаки.
Как избежать выраженного противостояния этой части населения с другой частью, антивоенной? Как не допустить внутренней войны?
Ведь этого хотят враги России. Война уже идет. Мы опоздали со своим намерениями воспрепятствовать этому. Она случилась и приобретает все новые и новые формы и прекратить ее пока невозможно. Она является глубинной. Нас убеждают, что наше общество консолидировано. Ничего подобного. Оно наполнено огромным количеством противоречий, которые десятилетиями не решаются. Взять Украину.
Что это: война всего нашего народа с супостатом Европой? Эта война открыла одно из глубинных противоречий сегодняшней России. Одна часть населения наживается на этой войне, шикует в ресторанах, а другая кладет там головы. Эта драма пагубно сказывается на сегодняшнем и завтрашнем состоянии нашего общества. Я невольно вспоминаю документальный фильм Сергея Говорухина, сына Станислава Говорухина «Прокляты и забыты» о первой Чеченской войне. Фильм так и не вышел к массовому зрителю. А в нем-то как раз хорошо проиллюстрирована эта драма: одни деньги считают, другие — гробы. Там одна часть общества, именуемая советской или российской армией, воевала с боевиками, а в спину им стреляли не только боевики, а еще и телеканалы Гусинского и Березовского. Страшная ситуация.
Какое влияние на общество они могут оказать? Если она обернется поражением и наша политика будет названа преступной - наших воинов назовут палачами советского народа. Какая-то часть общества действительно живет ожиданием: а вдруг все изменится, все вернется вспять. Прозападная политика, прозападная мораль. И на это указывает масса симптомов. Если солдаты вернутся с войны с победой, задачи, поставленные президентом Путиным, будут выполнены, если на Украине не останется ни одной натовской структуры, а на их месте будут стоять наши войска — в обществе изменится настрой, и можно будет говорить о развитии. Если нас остановят на полпути, мы оставим под Украиной Харьков, Одессу, Днепропетровск, Николаев — это будет катастрофа. В послевоенной Украине снова возникнет прозападный плацдарм. Нам хочется верить, что солдаты вернутся героями, исполненными патриотических сил, отодвинут тех, кто жировал и наживался на войне.
Они придут в Думу, станут сенаторами, политиками нового времени. Этого можно желать, но думать, что все так и будет — наивно. Чего нам не хватает сегодня для победы над коллективным врагом? Нам всего не хватает. Нам не хватает оружия, беспилотников, бронежилетов, опытных командиров, крепких хозяйственников, патриотических журналистов на телевидении. Чудо, что мы находим в себе силы давать отпор врагам. Что мы выдерживаем натиск. Мы — подкова, которую трудно согнуть. В нас есть глубинное русское упорство, неистовство, которое доводит русского человека до истерики, и мы рвем на своей груди тельняшку и идем на пулеметы.
Информация не доходит до населения, или люди ее не считывают, им это не нужно? Создать иллюзию стабильности, иллюзию крепости. Война, которая ушла туда — о ней говорят облегченно. Как у нас представляют героев? Мы не знаем их в лицо.