Причиной расстройства памяти раньше учёные считали гибель нейронов в результате разрушения этанолом, но сегодня доказано, что нарушения памяти у алкоголиков есть последствием влияния стероидов, которые делают невозможными связи нервных клеток. Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию.
Виды памяти
- Нарушение памяти: недостаточное или плохое запоминание
- Нарушения памяти
- Центр Гранат
- Проблемы с памятью
Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах
Выявленная закономерность может быть объяснена следующим образом. У любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывает какое-то личностное отношение к ней. У одних это желание проверить себя, свои возможности - экспериментальная ситуация приобретает в таких случаях характер некой «экспертизы», контроля. У других испытуемых ситуация эксперимента вызывала некий задор: «Хотелось и себе, и вам показать, что я хорошо справляюсь с задачами». Наконец, третьи испытуемые выполняли экспериментальные задачи из чувства «долга», «вежливости». Как бы то ни было, у любого испытуемого возникал какой-то мотив, ради которого он выполнял задание.
При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, появляется некий излишек аффективной заря-женности в терминологии К. Левина, «динамическая система» , которая проявляет себя в другом виде деятельности, в данном случае - в воспроизведении. Применительно к приведенным данным можно сказать, что деятельность памяти актуализировала ту аффективную готовность, которая образовалась благодаря личностному отношению испытуемого к экспериментальной ситуации. Здесь необходимо указать на ряд наблюдений, указывающих на роль мотивационного компонента в работе памяти. Первое — эффект не проявляется, если вместо нейтральной просьбы: «Скажите, пожалуйста, какие вы выполнили задания?
Новая мотивация вызывала иной результат. И еще одно доказательство. У больных шизофренией, в психическом состоянии которых отмечалась эмоциональная вялость, искажение мотивов, экспериментаторы не получали эффекта лучшего воспроизведения незавершенных действий. У больных с ригидностью эмоциональных установок и их гипертрофией например, при некоторых формах эпилептической болезни превалирование воспроизведения незавершенных действий было выражено. Так, если у здоровых испытуемых отношение воспроизведения незавершенных действий, к воспроизведению завершенных равняется 1,9, то у больных шизофренией простая форма оно равно 1,1; у больных эпилепсией — 1,8; а у больных с астеническим синдромом - 1,2.
Таким образом, сопоставление результатов воспроизведения незавершенных действий у больных с разной патологией мотивационной сферы указывает на ее роль в мнемической деятельности и на возможность использования данных эффектов в диагностических целях. Нарушение памяти у больных разных нозологических групп При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени - узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторной активности. У больных олигофренией наблюдаются трудности опосредования, которые заключается в недоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между сти-мульным словом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая, но и механическая память.
У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и частые ошибки в памяти, У стенических олигофренов более выражено расстройство долговременной памяти. При эпилепсии отмечается снижение эффективности опосредованного запоминания в сравнении с непосредственным. У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком. Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свойствах предметов. У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное содержание слова или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение.
Нарушения оперативной, кратковременной и отсроченной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия. У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Поэтому испытуемый может «работать» под определенное «органическое» заболевание.
Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных. Снижение памяти и внимания у больных неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют за психотравмой. Методики, используемые для исследования памяти 1. Десять слов.
Испытуемому зачитывают десять однодвухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз, данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции Например: лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед. Или: гора, роза, койка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила. Этот метод предложен А. Испытуемый должен запомнить 15 слов.
Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом. Никакие записей, пометок делать не разрешается. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут. При анализе запоминания важно обратить внимание на то, сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу, неверно, никак. Модификацией этого же задания может служить тест А.
Леонтьева, который предлагает не рисование, а выбор предмета, сюжета из предложенных готовых картинок. Эта методика имеет несколько серий, которые отличаются по степени сложности. Использовать методику А. Леонтьева целесообразно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысоким интеллектом. Воспроизведение рассказов.
Испытуемому читают рассказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает. Психолог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: «Галка и голуби», «Муравей и голубка», «Логика», «Колумбово яйцо», «Вечный король» и др. Исследование зрительной ретенции тест А.
Бентона Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной сложности, в двух - по 15 карточек. Карточку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Качественный анализ данных проводится в сравнении со специальными таблицами Бентона. С помощью этого теста можно получить дополнительные данные, свидетельствующие об органическом заболевании головного мозга.
Или же нейрон может быть тем же, но работающим через другие входы. Поэтому даже если нейроны остались теми же, хотя обычно и часть нейронов разная, это все равно новое для них событие, ведь работать в этом воспоминании нейроны заставили другие партнеры, то есть конфигурация нейронного ансамбля изменилась. Все это приводит к тому, что событие запоминается заново. При этом поначалу мы думали, что старый след в это время стирается. В первые годы исследований моей гипотезой было то, что старый след стирается, а вместо него формируется новый. Но результаты экспериментов заставили нас отказаться от этой идеи.
Мы неожиданно обнаружили, что при определенных условиях старая, казалось бы, стертая память возвращается [10]. На основе этого у меня возникла гипотеза множественных следов памяти, согласно которой каждая реактивация в условиях новизны создает новую копию воспоминания. Это похоже на торт «Наполеон», и такое ощущение, что самый последний, верхний слой этого торта вытесняет в момент обращения к памяти предыдущие, доминирует над ними. Если вы искусственно, как мы делаем в экспериментах, не дадите последнему слою сформироваться, то старые воспоминания все равно будут подавлены, уйдут в запас, но новые не образуются. Получается, у вас полна «кладовка» старых следов, но выбраться они не могут, потому что вы фармакологически или какими-то другими способами не дали сформироваться последней копии воспоминания. При этом нельзя сказать, что старые воспоминания стерлись.
Похоже, что старые следы подавляются естественным процессом в момент попытки создания нового, а когда мы мешаем новому следу сформироваться, мы заставляем таким образом замолчать весь этот «бутерброд» из многих слоев. Это ведь гипотеза, которую необходимо проверять. Предположение заключается в том, что для того, чтобы активировать описанные выше процессы, нужно вспоминать в условиях новой необычной ситуации или новой информации. А каким образом вы эту новизну создадите — это уже другой вопрос. Назову еще одно ограничительное обстоятельство для моей гипотезы: возможно, эта новизна должна находиться по содержанию в том же регистре, что и само воспоминание. Представим нашу память в виде дерева.
Если вы создадите новизну как условие изменения старых воспоминаний, но начнете это делать не на той ветке, где нужно, то толку, вероятно, не будет. Скажем, ваше исходное воспоминание лежит в сфере межличностных отношений, а вы добавляете новизну из области восприятия живописи или поэзии. Тогда то новое, что вы создали на этой ветке своего опыта, никак не отзовется, не достигнет другой ветки, которую вы хотите сделать лабильной и изменить. Может быть, нужно подбирать такое новое воздействие и такую новую информацию, которые были бы родственны исходному воспоминанию. Так, если вы хотите поменять какие-то из своих воспоминаний, скажем, о школьных днях и отношениях с кем-то в этот период, то, может быть, нужно воспользоваться какой-то новизной в виде напоминаний об этой школе, например, фотографией школьного класса, то есть обращаться к той же ветке, к тому же ансамблю нервных клеток, где лежит исходное воспоминание. Сработает это или нет, не знаю, но я бы сделал ставку именно на этот момент.
В целом, однако, в нейробиологических экспериментах эта область практически не изведана. И мы видим это в экспериментах с участием животных, даже если над памятью поработали медикаментозно. Почему воспоминания не стираются навсегда? Такое ощущение, что контроль ослабевает и они выползают из «чулана» сами, независимо от экспериментатора, то есть за этим стоит некая собственная динамика мозга, внутренняя жизнь следа памяти. В экспериментах мы видим, что через некоторое время животное вспоминает исходное событие чуть-чуть лучше, потом еще лучше, а затем вообще все воспоминание возвращается назад. У цыплят это происходит быстрее, за сутки, а у мышей занимает около двух недель.
Возможно, это некое спонтанное ослабевание подавляющего контроля, который возник в момент реактивации на фоне невозможности запомнить новый след старой памяти. И это происходит не всегда. У меня пока нет хорошего объяснения этому. Кроме того, по ряду фактов и наблюдений, возвращение старой памяти может зависеть от напоминающих воздействий, с помощью которых мы можем в эксперименте по нашей воле вернуть назад воспоминания у животных. В целом, я бы сейчас с большей вероятностью, чем раньше, сказал, что однократными воздействиями на старую память в момент ее извлечения решить проблему вряд ли можно. Есть, видимо, другие способы сделать так, чтобы память разрушилась и ушла.
Представляете, какая это огромная страна! При этом все эти нейроны оказываются функционально связанными, и их совместное существование и есть этот след памяти. Здесь возникает естественный вопрос: как можно уничтожить такое огромное и распределенное нейронное сообщество? Вы же не можете найти каждый нейрон в этой «стране мозга», который участвовал в данной совместной деятельности, чтобы направленно стереть у него воспоминание.
Результаты диагностики помогают разработать план лечения и поддержки на основе индивидуальных потребностей пациента. Как лечат нарушение памяти Медикаментозное лечение Оно включает различные группы лекарственных препаратов.
Выбор конкретного препарата зависит от основного диагноза и причин нарушения памяти. Группы лекарственных препаратов, используемых при лечении: Ацетилхолинэстеразные ингибиторы: препараты увеличивают уровень ацетилхолина в мозге и используются при лечении деменции, болезни Альцгеймера. Ноотропные препараты: способствуют улучшению когнитивной функции и запоминания. Используются при лечении различных нарушений памяти, таких как легкая когнитивная недостаточность. Мемантины: препараты, используемые при лечении средней и тяжелой деменции. Они работают, блокируя действие глутамата, невротрансмиттера, который связан с повреждением клеток мозга.
Антидепрессанты: в некоторых случаях, особенно при наличии депрессии, назначаются антидепрессанты. Они помогают улучшить настроение и когнитивные функции. Примеры включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или норэпинефрина. Психотерапия Когнитивно-поведенческая терапия КПТ и другие психотерапевтические методы полезны при лечении нарушений памяти. Терапия помогает восстановить и улучшить память, предоставить навыки организации и стратегии запоминания информации.
Часто плохая память наблюдается у людей при выздоровлении после перенесенных соматических заболеваний. Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. В медицине выделяются следующие существенные причины, которые вызывают ощутимые нарушения памяти. Переживания, стрессовое состояние, навязчивое чувство тревоги — делают человека рассеянным, потому что его мозг концентрируется на той проблеме, которая является причиной его беспокойства. Серьезный недостаток сна и хроническая усталость — мешают сосредоточиться, закономерный итог — плохая память. Нарушения в системе кровообращения головного мозга человека — острого или хронического характера, среди них инсульт, атеросклероз или спазм сосудов мозга, а также иные возрастные проблемы. Замедление процессов мышления — чаще всего из-за токсического влияния на организм алкоголя, курения и сопутствующего им гиповитаминоза. Аналогичное действие оказывают некоторые успокоительные лекарственные средства или антидепрессанты, также ослабляющие кратковременную и визуальную виды памяти. Различные черепно-мозговые травмы, опухоли и новообразования головного мозга. Генетически обусловленные проблемы с памятью. Болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти вследствии неправильного питания, ведь безупречная работа головного мозга и важнейших биохимических процессов напрямую зависят от качественного рациона и наличия в нем витаминов. Стойкое ощущение проблем с памятью иногда связано с отсутствием свежего воздуха, поскольку организм, в достаточной степени насыщенный кислородом, способствует качественной и активной работе головного мозга. Типы нарушения памяти Гипомнезия — временное или постоянное частичное снижение процессов памяти.
Как связан холестерин и профилактика болезни Альцгеймера
- Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью
- MEMORY TYPES AND CLINICAL SYNDROMES OF AMNESTIC DISORDERS
- Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает
- Виды нарушений памяти
- Провалы в памяти причины и способы лечения | Частная клиника РОСА Москва
Все публикации
В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. В учебном пособии рассматривается проблема расстройств памяти, которые могут привести к нарушению функционирования и дезадапта-ции больного, в том числе и социальной. Кратковременная потеря памяти, если она не вызвана неврологическим расстройством, при грамотной коррекции устраняется довольно быстро. Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия.
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы?
Исследования автобиографической памяти при ПРЛ также показали, что пациенты имеют более широкий доступ к определенным негативным воспоминаниям. Более того, пациенты чаще сообщали о ситуациях, когда их бросали или умышленно причиняли вред другим людям. В поисках факторов, вызывающих избирательную память на негативную информацию, исследования когнитивных схем при ПРЛ показывают, что пациенты склонны рассматривать мир как опасный и недоброжелательный, а себя как бессильного и уязвимого, ожидая, что они будут преданы и брошены. Таким образом, можно предположить, что тенденция ожидать, что другие люди вообще не заслуживают доверия, может привести к усилению обработки негативной социальной информации в памяти. Исследования памяти подчеркнули важность правильного запоминания человеком информации о надежности других людей.
Причем самая распространенная причина — психоэмоциональное перенапряжение, повышенная тревожность или депрессивное состояние.
Часто плохая память наблюдается у людей при выздоровлении после перенесенных соматических заболеваний. Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. В медицине выделяются следующие существенные причины, которые вызывают ощутимые нарушения памяти. Переживания, стрессовое состояние, навязчивое чувство тревоги — делают человека рассеянным, потому что его мозг концентрируется на той проблеме, которая является причиной его беспокойства. Серьезный недостаток сна и хроническая усталость — мешают сосредоточиться, закономерный итог — плохая память.
Нарушения в системе кровообращения головного мозга человека — острого или хронического характера, среди них инсульт, атеросклероз или спазм сосудов мозга, а также иные возрастные проблемы. Замедление процессов мышления — чаще всего из-за токсического влияния на организм алкоголя, курения и сопутствующего им гиповитаминоза. Аналогичное действие оказывают некоторые успокоительные лекарственные средства или антидепрессанты, также ослабляющие кратковременную и визуальную виды памяти. Различные черепно-мозговые травмы, опухоли и новообразования головного мозга. Генетически обусловленные проблемы с памятью.
Болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти вследствии неправильного питания, ведь безупречная работа головного мозга и важнейших биохимических процессов напрямую зависят от качественного рациона и наличия в нем витаминов. Стойкое ощущение проблем с памятью иногда связано с отсутствием свежего воздуха, поскольку организм, в достаточной степени насыщенный кислородом, способствует качественной и активной работе головного мозга.
Например, когда у вас была свадьба или как давно вы катались на катамаране. Наша память - это реактивация определенной группы нейронов, образованная постоянными изменениями силы связей между ними.
Реактивирует комбинацию нейронов «синаптическая пластичность». Контакт между нейронами называют синапсами. Он может быть сильнее, или слабее. То есть, все используемые связи могут становиться сильнее. Однако неиспользуемые нейроны слабеют и полностью исчезают.
Соединение между двумя нейронами становится сильнее, когда нейрон A последовательно активирует нейрон B, заставляя его запускать потенциал действия. Нейроны общаются друг с другом с помощью электрических событий, называемых «потенциалами действия», и химических — нейротрансмиттеров. В результате изменения, добавления или отмирания синапсов формируется наша память. Однако последние исследования на пожилых мышах доказали, что за счёт гиппокампа отдела мозга происходит усиление нейрогенеза, то есть появляются новые нейроны и наша память восстанавливается. Основные причины ложной памяти Исследованиями ложной памяти занялись недавно.
Основателями этого направления были, как ни странно, гипнотизёры Пьер Жане , Рихард Крайфт-Эбинг и другие. Причём последний демонстрировал такое явление, как возрастная регрессия. Он погружал человека в гипноз, и тот воспроизводил своё детство. Учёные сразу разделились на два лагеря. Одни считали, что гипнотизируемый действительно воспроизводит воспоминания своего детства.
Однако были те, кто считал, что он просто играл какую-то роль, то есть хотел, чтобы так всё было. Именно работы Крайфта-Эбинга дали начало противоречивым дискуссиям. Однако реальные причины расстройств памяти неизвестны. С медицинской точки зрения, чаще всего парамнезии встречаются у людей с повреждениями передней части мозга лобных долей. Врачи выделяют следующие причины возникновения ложных воспоминаний: черепно-мозговые травмы с корсаковским синдромом в период обострения; нарушение мозгового кровообращения ишемия, геморрагические инсульты с поражением сосудов ; синдром Корсакова как результат — острая нехватка витамина В1 при нездоровом образе жизни или образовании злокачественных опухолей ; амнестический церебральный атеросклероз последствия — дезориентация и нарушение памяти ; сосудистая деменция возникает в результате единичных инфарктов головного мозга ; разнообразные болезни, связанные с нарушением памяти Паркинсона, Пика, Альцгеймера, Гентингтона, старческое слабоумие, психотические формы сенильной деменции ; параноидальный психоз с бредом преследования, сопровождающийся галлюцинациями; тяжёлая форма отравления алкоголем, наркотическими веществами, ядами, угарным газом; абсцессы и опухоли в мозге.
К сожалению, ложные воспоминания встречаются у здоровых людей. Это осознанное замещение плохих моментов хорошими событиями. То есть простая форма самозащиты. Некоторые люди, которые потеряли близких, искренне верят, что те всё ещё живы и находятся где-то за границей. Профессор когнитивной психологии Элизабет Лофтус проводила исследования, пытаясь выяснить пластичность человеческих воспоминаний.
Она показывала ролики катастроф длительностью 5—30 секунд и просила заполнить отчёт. Вопрос звучал так: «Как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга? Например, заменяли слово «врезались» на «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». В зависимости от одного слова испытуемые меняли свои показания. Например, слово «разбились» приписывало событию более ужасающий характер, и людям казалось, что автомобили двигались гораздо быстрее.
В других экспериментах эффект был тот же. Испытуемые приводили большое количество ложных свидетельств. Например, утверждали, что какая-то деталь автомобиля была разбита или сломана. Хотя на видео она была цела. Таким образом, причиной ложной памяти могут быть не только психические отклонения.
Исказить факты очень легко, если вставить в предложения нужные слова. Разновидности фальшивых воспоминаний Некоторые фальшивые воспоминания мы придумываем самостоятельно. Иногда нам их навязывают. Однако вся искажённая реальность имеет свои нюансы. Например, псевдореминисценция одна из разновидностей ложной памяти отличается от контабуляции неправдоподобные рассказы.
Он сопровождается потерей памяти о травмирующих событиях. То есть человек не помнит всего, что происходило в стрессовой ситуации. При этом остальные события — до и после стресса — сохраняются. У некоторых пациентов наблюдается кратковременная амнезия после операции, они не помнят событий, которые произошли накануне. Через некоторое время эти воспоминания возвращаются. Однако иногда после наркоза развивается забывчивость, которая протекает с разной интенсивностью. Это нарушение мозгового кровообращения, которое сопровождается сильными головными болями.
Есть мнение, что одной из причин мигрени является стресс. Во время стресса сосуды головного мозга расширяются и давят на нервные клетки. Потом, сужаясь, они нарушают кровоснабжение мозга, что может спровоцировать проблемы с памятью. Алкогольное опьянение. Алкоголь провоцирует физические изменения в структуре мозга. В результате разрушаются нейронные связи и цепочка событий буквально разрывается, воспоминания не сохраняются. Виды амнезии Ретроградная.
Это потеря воспоминаний, произошедших до повреждения мозга. Например, при сотрясении мозга и даже переломах, человек может потерять какой-то отрывок из жизни. Причем этот отрывок охватывает от нескольких часов до нескольких лет. При ретроградной амнезии воспоминания постепенно восстанавливаются — от самых далеких к самым близким к травме. Обратная ретроградной, то есть человек забывает события, которые происходили после получения травмы.
Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах
Зачастую, слабость нарушение памяти указывает на многочисленные эндокринные заболевания. Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга.
Улучшите свою память и концентрацию: методы борьбы с когнитивными нарушениями в молодом возрасте
В учебном пособии рассматривается проблема расстройств памяти, которые могут привести к нарушению функционирования и дезадапта-ции больного, в том числе и социальной. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. Провалы в памяти у взрослых и пожилых людей могут предшествовать появлению болезней Паркинсона и Альцгеймера. Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга.
Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает
Из-за интерференции Согласно теории интерференции, забывание является результатом того, что разные воспоминания мешают друг другу. Чем больше похожи два или более события друг на друга, тем больше вероятность возникновения интерференции. Например, нам трудно вспомнить о рабочем дне, который был неделю назад, потому что наша память хранит воспоминания о множестве других дней, похожих друг на друга. Однако, уникальные и отличительные события мы вспомним детально и правильно. Например, свою свадьбу, рождение ребенка или любые дни, не похожие на другие. Интерференция также играет роль в так называемом эффекте последовательного положения или тенденции вспоминать первый и последний элементы списка. Первое и последнее, что мы записали, кажется нам более уникальным, чем то, что находится посередине.
Поэтому нам легче это запомнить. Из-за быстротечности Из-за быстротечности памяти многие жизненные моменты стираются с течением времени. Особенно если мы не вспоминаем информацию периодически. Со временем мы помним только суть того, что произошло. А менее яркие и памятные события и вовсе быстро забываются. Иногда быстротечность доставляет нам неприятности.
Это может подтвердить каждый, кто забывал имя человека сразу после того, как слышал его. Простое решение, чтобы запомнить что-либо конкретное и в неизменном виде, — записать это как можно точнее и скорее.
Правильное питание улучшает и сохраняет память. Ухудшение памяти происходит при нехватке кислорода. Достаточное насыщение организма кислородом обеспечивает высокую активность головного мозга, и хорошую память. Часто ухудшения памяти возникает при плохом самочувствии, депрессии, беспокойстве и стрессе. Память ухудшается пропорционально беспокойству человека. Следующая причина ухудшения памяти — плохой сон. Без полноценного сна память не может работать в полную силу.
Спать нужно ночью, не менее восьми часов в сутки, поскольку в тёмное время суток происходит полное восстановление клеток головного мозга. Ухудшение памяти в старости может быть первым симптомом рассеянного склероза, болезни Паркинсона, Альцгеймера. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается при сосудистых заболеваниях головного мозга. Неврологи Юсуповской больницы выясняют причину ухудшения памяти, после чего проводят лечение заболеваний, проявлением которых является нарушение когнитивных функций. Диагностика нарушений памяти Неврологи Юсуповской больницы вначале устанавливают причину, которая вызвала нарушение памяти. Обследование включает опрос пациента и родственников, получение информации о времени возникновения и динамике нарушений памяти, исследование неврологического статуса. Для уточнения степени поражения головного мозга применяют методы нейровизуализации компьютерную и магнитно-резонансную томографию. При подозрении на сосудистую патологию головного мозга проводят ультразвуковое или ангиографическое исследование магистральных артерий головы и мозговых сосудов. Обязательно определяют уровень содержания тиреотропных гормонов в крови.
Характер и степень тяжести нарушения памяти определяют с привлечением нейропсихологического тестирования. Для оценки состояния кратковременной памяти используют тест заучивания десяти слов с последующим их повторением в любом порядке. Пациенту предлагают выполнить задание несколько раз. Чтобы оценить долговременную память, пациента расспрашивают о значимых датах, событиях личной и общественной жизни. Лечение нарушений кратковременной и долговременной памяти Если причиной нарушения памяти является сосудистая патология головного мозга, пациентам назначают лекарственные препараты для нормализации артериального давления, липидного обмена при гиперлипидемии и церебральном атеросклерозе. Пациентам, страдающим сахарным диабетом, корригируют уровень глюкозы в крови, назначают диету. Сосудорасширяющим, гемокоррекционным, нейропротективным и ноотропным эффектами обладает кавинтон. К полному восстановлению памяти приводит адекватное лечение гипотиреоидной энцефалопатии заместительная терапия левотироксином. При алкогольной энцефалопатии, которая проявляется нарушением памяти, пациентам рекомендуют полностью прекратить приём алкоголя, сбалансировать питание, ввести в рацион продукты, которые содержат в избытке витамины и белки.
Назначают большие доз витамина В1 и комбинированный витаминный препарат мильгамму.
Одной из таких методик является тест «12 слов», который используется в лаборатории памяти Клиники нервных болезней им. Кожевникова в течение многих лет см. Попробуйте сервис подбора литературы. Долговременная память, включая все три ее блока, не нарушена. Обычно неспецифическая забывчивость сочетается с дефицитом внимания, снижением темпа познавательной деятельности и недостаточностью управляющей функции. Поэтому нередко неспецифическая забывчивость интерпретируется не как собственно нарушение памяти, а как вторичное расстройство вследствие дефицита внимания и снижения активности познавательной деятельности в целом [5, 14-16]. Объективное симптомы, как правило, носят легкий или умеренный характер. В основном проблемы с памятью сводятся к некоторым трудностям воспроизведения тех или иных деталей информации при отсутствии клинически значимой утраты воспоминаний о событиях жизни.
Нет закона Рибо: память на недавние и отдаленные события существенно не отличается. Нет перечисленных выше признаков гиппо-кампального типа нарушений памяти, в тесте «12 слов» с категориальной подсказкой пациент может назвать не менее 10 слов. Очень характерным признаком неспецифической забывчивости является ощущение близости искомой информации «вертится в голове», «на кончике языка», «я же это знаю», «помню, но забыл» и др. Спустя некоторое время пациент часто сам припоминает ту информацию, которую не мог воспроизвести сперва. Повышение мотивации, включение эмоционального компонента, повторные предъявления информации существенно улучшают результативность мнестической деятельности [5, 14-16]. Третьим распространенным в клинической практике типом мнестических нарушений являются преходящие расстройства запоминания. В подавляющем большинстве случаев они связаны со снижением уровня бодрствования или изменением сознания. Такие расстройства наблюдаются при интоксикациях например, при алкогольном или наркотическом опьянении , делирии, острой спутанности сознания, эпилептических припадках [17]. Пациент амнезирует события определенного промежутка времени, измеряемого десятками минут или часами, реже - днями или неделями.
Длительный период амнезии наблюдается в относительно редких случаях длительного пребывания в состоянии спутанного сознания или сопора, например, при тяжелой интоксикации, последствиях черепно-мозговой травмы, инсульте, нейроинфекции и др. При данном типе нарушений памяти забываются только события, произошедшие в период измененного состояния сознания. Полностью сохранна память о событиях, предшествующих этому состоянию и последовавших по выходу из него. Отдельные эмоционально значимые или важные события либо детали самого эпизода также могут припоминаться впоследствии. Обычно не выявляется каких-либо нарушений памяти при ней- ропсихологическом исследовании пациента после нормализации сознания или восстановления надлежащего уровня бодрствования. Во время состояния измененного сознания нейропсихологическое исследование, как правило, невозможно из-за трудностей контакта с пациентом и грубых поведенческих расстройств. В редких случаях, когда нейропсихологическое исследование все же удается провести, выявляются грубые нарушения не только памяти, но и всех когнитивных функций. Среди преходящих нарушений запоминания особое место занимает транзиторная глобальная амнезия ТГА. В отличие от других вариантов преходящих нарушений запоминания при ТГА в острую фазу нет никаких изменений уровня бодрствования.
Пациент находится в ясном сознании, у него также нет нарушений других высших психических функций, но избирательно утрачивается способность запечатлевать текущие события. При этом критика остается сохранной, пациент, как правило, адекватно обеспокоен происходящим с ним. Нейропсихологи-ческое исследование во время острого эпизода выявляет нарушения эпизодической памяти по гиппокампальному типу. Однако данные расстройства носят преходящий характер: фиксационная амнезия длится несколько часов, затем самостоятельно регрессирует. ТГА остается не до конца изученной, прежде всего в силу относительной редкости этого расстройства и, как правило, ретроспективной диагностики. Лечение амнестических нарушений Ведение пациентов с нарушениями памяти определяется их причиной, то есть основным церебральным заболеванием, и патофизиологией мнестических расстройств. При наиболее распространенной в клинической практике неспецифической забывчивости, как уже говорилось выше, трудности воспроизведения обусловлены дефицитом внимания и снижением активности познавательной деятельности в целом. Поэтому в таких случаях целесообразно использовать лекарственные препараты, повышающие нейродинамический тонус церебральной коры, то есть степень ее активации со стороны стволо-во-подкорковых структур. Хорошо известно, что такой эффект имеется у ноотропных препаратов из группы производных пирролидона.
Экспериментальные и клинические исследования свидетельствуют, что на фоне применения нооторопных препаратов активируется внутриклеточный метаболизм, увеличивается число рибосом в нейронах, повышается синтез молекул АТФ в митохондриях.
Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение , без грубых кофабуляций: нередко больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант событий. Таким образом, нарушение памяти на недавние события сочетается у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем; реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то переплетаются причудливо с не имевшими место событиями; невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводит к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни. Не случайно ряд ученых А. Лурия , В. Гиляровский увязывают наличие корсаковского синдрома с нарушениями сознания.
Шмарьян 1948 тоже указывал на то, что расстройства гнозиса пространства и времени являются одним из механизмов развития корсаковоподобного амнестического синдрома, наблюдаемых при тяжелых травмах мозга. Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, то есть грубых нарушений мотивационной сферы, активности, как это имеет место у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Наблюдая вместе с Ю. Розинским 1948 подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии часто наблюдалась расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение расстройства критики. Недостатки памяти больные восполняют конфабуляторными высказываниями.
Мы наблюдали больных, которые вместо описания предъявляемых им рисунков рассказывали о чем угодно, но не о том, что в действительности было предложено. Им значительно легче было создать любой, несоответствующий ситуации вариант, чем адекватно сообщить о виденном или слышанном. В силу дезориентировки у больных была нарушена адекватная оценка окружающего. Им было недоступно соотнесение прошлого и настоящего в плане временной характеристики событий. Приводим для иллюстрации историю болезни больного Е. Больной Е. Анамнестические данные.
Со слов родных родился и развивался нормально. В детстве ничем не болел. По характеру всегда был общительным, живым, активным, инициативным. Учился хорошо, к учебе проявлял интерес. Всегда очень активный, являлся примерным производственником. Дома - очень внимателен к родным, заботлив, мягок. Много времени проводил за книгами - "любитель почитать".
Диагноз при поступлении: перелом основания черепа, ушибленная рана лба. После удаления сгустков крови в области лобной кости слева линейная рана длиной 5 см с рваными краями. Рана проникает до кости. Другая линейная рана на левой брови, длина ее 2 см. Под кожей черепного свода широкая гематома, занимающая лобную, почти половину теменной и височную область. Произведена операция. Напряженная твердая мозговая оболочка разрезана крестообразно.
Из-под нее стали выходить сгустки крови и жидкая кровь. На рану наложены швы. Не ориентирован; говорит, что травма была 4 года назад. Он родился в 1941г. Соглашается, что тогда ему не может быть 44 года, "надо взять послужной список и посмотреть". Работал он "на этом, в котором говорили лет 5". Месяц назвать не может: "сентябрь, октябрь, ноябрь - выбирайте любой".
Жену и дочь, пришедших к нему не узнал. Во второе посещение через 2 недели его состояние было лучше, он узнал родных, но отнесся к их приходу совершенно равнодушно, считал, что он находится дома, что родные не пришли, а находятся здесь с ним постоянно. Тотчас забывал все, что ему говорили и что говорил сам. Не высказывал никаких желаний, просьб. Совершенно равнодушно отнесся к уходу родных, ни о чем их не спрашивал. Неврологический статус. Малоподвижен, застывает в однообразных позах, ходит мелкими шагами.
Слегка уплощена левая половина лобной кости, там же костный дефект, видна пульсация. Правый зрачок неправильной формы, расширен, не реагирует на свет. Легкая асимметрия лица. Легкая неустойчивость в позе Ромберга. Гиперкинезов нет. Брюшные рефлексы слегка ниже, чем справа. Сухожильные и периостальные рефлексы на верхних конечностях очень живые.
Коленные и ахилловы равные, но повышенные. Патологических рефлексов нет. Рентгенологическое исследование. Перелом свода и основания черепа с развитием спонтанного пневмоцефалона на почве травматической порэнцефалии. Исследование спинномозговой жидкости. Реакции Вассермана, Закс-Витебского, Кана - отрицательные. Психический статус.
Больной не ориентирован, вял, пассивно лежит в постели, не меняя позы. Будучи неопрятен мочой, может длительное время лежать в мокром белье, никогда сам ни о чем не попросит. На вопросы отвечает односложно, после длительной паузы, часто не отвечает совсем. Данные психологического исследования и клинических наблюдений показали, что поведение больного, его ответы зависят от обстановки и конкретных вещей, среди которых он находится. Будучи введен в кабинет врача, подходит к столу, начинает разбирать на нем бумаги. Увидев раскрытую папку, закрывает ее. Заметив карандаш, берет его и начинает писать на лежащей перед ним папке или бумаге, или книге, наконец, просто на столе.
Книгу, лежащую перед ним, берет и начинает читать.
Нарушение памяти
Купить рекламу Отключить Что делать? Разбивайте длинные последовательности цифр на короткие блоки по два-три элемента — так мы запоминаем телефонные номера. Если это список дел или покупок, можно разделить их по категориям: кратковременная память заточена на структурирование информации. Можно придать блокам информации индивидуальность с помощью эмоционально окрашенных ассоциаций. Например, разбить ВВП России на два фрагмента по три цифры и привязать к каждому запоминающийся визуальный образ. Чемпион по запоминанию Нельсон Дэллис проделал это однажды с числом Пи. Тот же приём можно использовать для запоминания красивых цитат. Попробуйте превращать их в воображении в наглядные сцены и повторяйте ключевые слова вслух в разных контекстах: сочетание визуального и акустического кодирования даёт больше шансов перевести информацию в долговременную память. Не можете удержать в памяти длинный текст Сколько вы ни стараетесь затвердить тезисы своего завтрашнего выступления, какой-то пункт обязательно теряется. Долговременная память, в отличие от кратковременной, работает не по линейной схеме, а по принципу ассоциаций. Если вы вспоминаете текст по порядку, представляя его визуальный образ, вы нарушаете этот принцип.
Перенести новую информацию в хорошо знакомый вам контекст. Тут работает один популярный мнемонический приём, который иногда называют memory palace. Представьте себе хорошо знакомое место, например, дорожку в парке, по которой вы часто совершаете пробежки. А теперь мысленно «привяжите» тезисы своего доклада к запоминающимся местам на этом маршруте, а во время выступления двигайтесь в воображении от одного предмета к другому. Вы забываете, что запланировали на день Почему? Будущее, которого ещё нет, интересует мозг не больше, чем прошлое, которого уже нет. Если от намеченного дела не зависит жизнь и благополучие, оно всегда меркнет на фоне текущих задач. Принцип тут простой: если днём вам предстоит что-то важное или увлекательное, вы почти гарантированно забудете о планах. Пользоваться автоматическими напоминаниями в смартфоне. Но если вы любите испытывать силу воли, можно попробовать развить у себя навык реакции на определенные триггеры, например, приучите себя думать о намеченных делах при виде какой-то детали интерьера.
При этом симптомы когнитивных нарушений могут быть не слишком выражены на фоне общего заболевания. При нормализации эмоционального состояния, как правило, улучшается внимание и память, повышается работоспособность, появляются возможности для обучения и освоения новых навыков1. Как повысить когнитивные функции мозга взрослого человека Лечение когнитивных нарушений обычно начинают с коррекции образа жизни. Вот что поможет улучшить внимание и память: Поддерживайте высокую социальную активность. Общайтесь с друзьями, посещайте театры и выставки. Запишитесь на курсы изучения иностранного языка или пройдите повышение квалификации по вашей специальности. Используйте любую возможность быть в обществе и активно участвовать в коммуникации, в том числе — в интеллектуальных беседах.
Дайте мозгу возможность для развития. Играйте с семьей и друзьями в настольные игры — они полезны для памяти и внимания. Решайте вместе с детьми школьные задачи — они тренируют концентрацию. Разгадывайте кроссворды, учите стихи наизусть, читайте литературу в стиле нон-фикшн. Активно двигайтесь. Мозгу нужно достаточно большое количество кислорода для нормальной работы, а регулярная физическая нагрузка может обеспечить необходимый приток кислорода. Посещайте фитнес-центр, запишитесь на групповые занятия йогой или аэробные тренировки, больше ходите пешком, делайте утреннюю зарядку, плавайте в бассейне, выбирайтесь в выходные на природу — любая активность пойдет на пользу не только общему самочувствию, но и мозгу.
Не забывайте отдыхать. Спите ночью не менее 8 часов, старайтесь ложиться до 23. Нервной системе нужен отдых — в условиях постоянной перегрузки когнитивные функции снижаются. Откажитесь от вредных привычек: не курите и не злоупотребляйте алкоголем. Обследуйтесь у врача: выявите дефицит витаминов и микроэлементов. Начните пить витамины, чтобы восполнить их нехватку.
Стрессовые ситуации , депрессии и неприятности на работе, всё это далеко не положительно влияет на нашу память, которая ухудшается из-за постоянных переживаний человека. Тем самым проявляя беспокойство, даже о своей забывчивости, вы только усилите свои проблемы с памятью. Факторы влияющие на улучшение памяти Учеными было доказано, что здоровое и сбалансированное питание не только сохраняет, но и позволяет улучшить нашу память. Для того чтобы стимулировать обмен веществ в клетках головного мозга, нашему организму необходимы витамины и микроэлементы, которые этому способствуют. Прогулки на свежем воздухе и занятия спортом положительно влияют на нашу память. Недостаток кислорода в организме нарушает работоспособность головного мозга, и негативно влияет на память человека. Здоровый сон является основой здорового организма, а значит и хорошей памяти. Особенно сон в тёмное время суток, ведь именно тогда клетки головного мозга восстанавливаются. Таким образом, при соблюдении режима здорового сна, память будет работать в полную силу на уровне нейронов. Любое нарушение сна практически мгновенно скажется на качестве памяти. Болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона это тяжелые заболевания головного мозга, которые так же непременно связаны с ухудшение памяти. Поэтому, если у вас появились проблемы с памятью и ещё некоторые проблемы с функционированием головного мозга, стоит обратиться к врачу. Но не всегда проблемы с памятью связаны с физическими и биологическими проблемами. Наверняка вы не раз замечали, что некоторую информацию вы запоминаете лучше другой. Например, одни не могут запомнить и несколько десятков названий продуктов, но помнят сотни чисел, в области, которая им интересна, при этом, не тратя особо времени на их запоминание. Такие ситуации не стоит воспринимать как проблемы с памятью, скорее то, что вы пытаетесь безуспешно запомнить, вас не интересует, а на запоминание такой информации уходит достаточное количество времени. Ухудшение памяти, связаные с наложение информации В психологии встречаются теории, которые объясняет природу существования забывания. Например, как результат угасания следа памяти описывается в теории затухания. Но существующая теория интерференции утверждает, что воспроизведение более раннего следа памяти становится мало вероятным из-за наложения старой информации на более позднюю. Данную теорию можно объяснить следующим образом: что может произойти, если человек запомнил сначала одну информацию, а следом изучил подобную информацию, но отличающуюся в некоторых моментах от предыдущей. Тогда возможно два исхода: либо первый поток информации не дает запомнить новый, либо второй поток информации замещает первый, тем самым стирая старую информацию из памяти. Бывают случаи, которые отражают данную теорию. Например, у Вас на работе и дома есть клавиатуры у компьютера, настройки которых отличаются друг от друга. И когда Вы работаете, дома то начинаете сбиваться и нажимать клавиши, соответствующей раскладке на работе и в случае, если Вы работаете на рабочем компьютере, то может произойти та же ситуация, так как Вы попеременно привыкаете к каждой клавиатуре. Снижение памяти, связанные с затуханием информации Существует такая теория, согласно которой информация, которой не пользовались долгое время, постепенно исчезает из памяти человека. Это так же может быть связано с прожитыми годами, и возрастом человека. Но я не могу согласиться с этой теорией, по крайней мере, не полностью. Дело в том, что науке и истории известны случаи, когда в раннем возрасте некоторые люди умели говорить на каком-либо не родном языке, но после многих лет этот язык забывался, что в принципе подтверждало бы эту теорию. Но к старости некоторые из них начинали вспоминать этот язык, и даже спокойно говорить на нём, к удивлению всех окружающих. Это можно объяснить тем, что информация хранится в нашей памяти в разных «хранилищах», и при долгом отсутствии использования этой информации адрес и код к этому хранилищу теряется. А у тех людей, которые к старости внезапно вспоминали ту, утерянную, информацию, этот адрес непонятным образом находился. Снижение памяти связанные с кодированием информации Информация, как известно, хранится в разных ячейках или хранилищах и по-разному кодируется. Поэтому извлечь ее достаточно сложно и порой невозможно. Это подобно тому, если Вы изменили пароль на домашнем компьютере. Потом долгое время им не пользовались.
В таком случае происходит нарушение питания гиппокампа хранилища краткосрочной памяти, откуда потом информация перемещается в долгосрочное хранилище. Такое нарушение обратимо даже при частичной потере памяти, пока живы и функционируют клетки гиппокампа лечение нужно начинать как можно раньше. Нарушения эндокринной системы, такие, как снижение функции щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов, повышение продукции пролактина, инсулинорезистентность. Мы обладаем достаточным набором диагностических средств для выявления причины снижения, расстройства или потери памяти и продуктивного лечения. Диагностика снижения памяти Обследование на предмет снижения памяти начинается с неврологического осмотра, который и дает большую часть нужной информации. Если необходимо уточнить детали, мы можем рекомендовать некоторые исследования из этого списка: Электроэнцефалография ЭЭГ. С помощью ЭЭГ мы регистрируем биотоки мозга. Это позволяет выяснить, как работает каждый участок головного мозга. Исследования внутричерепного давления.
Проблемы с памятью
Пирогова Павлом Камчатновым. Неужели влюбленность и вправду может влиять на нашу память и восприятие? На этом фоне человек становится рассеянным и невнимательным, снижается способность мыслить критически. Но это не истинные проблемы с памятью. Причин для их возникновения множество. Ежедневно наш мозг испытывает колоссальные информационные нагрузки, которые в условиях психоэмоционального напряжения оказывают негативное влияние на мозговую активность.
Молодые люди, которые способны целую ночь провести за компьютером или с друзьями на вечеринке, утром испытывают проблемы с памятью, не могут сконцентрироваться на занятиях. Ненормированный рабочий день, многозадачность, дедлайны, недостаточная физическая активность, отсутствие сбалансированного питания делают людей трудоспособного возраста уязвимыми в отношении развития когнитивных нарушений.
При лечении пациент может оставаться самостоятельным до десяти лет. Без лечения он уже через три года будет нуждаться в постоянной посторонней помощи. Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. Специалисты разрабатывают методы профилактического лечения, чтобы пациент не доходил до стадии деменции. Выделяются три группы додементных нарушений: субъективные, легкие и умеренные.
Субъективные когнитивные нарушения — это когда человек жалуется, но врач не находит никаких изменений. На что могут жаловаться пациенты? Легкие когнитивные нарушения выявляются специалистом при нейропсихологическом исследовании, но их невозможно заметить при обычной беседе. Умеренные когнитивные нарушения уже заметны для окружающих, однако профессиональная, социальная и бытовая активность человека еще не ограничены. Любое ограничение в повседневной деятельности пациента свидетельствует о деменции. Высокий уровень интеллекта не защитит от развития деменции. Просто она может долгое время оставаться незаметной, и тогда переход к тяжелой форме произойдет очень резко.
Никто ничего не замечал, только студенты однажды пожаловались, что он третью лекцию подряд одно и то же читает. Оказалось, что у него уже очень грубые нарушения, он путал лето с зимой», — рассказала Элен Мхитарян. На ранней стадии даже врач может не находить нарушений у такого пациента. Если изначально пациент имел очень высокий когнитивный уровень, а потом чувствует, что его возможности снижаются, он все еще может находиться в рамках возрастной нормы», — пояснила Надежда Коберская. Вы сможете нарисовать часы? Какие методы применяют врачи для диагностики заболеваний, вызывающих деменцию? Это различные анализы и обследования, но главное — МРТ и нейропсихологическое тестирование.
Чтобы улучшить память, считает эксперт, современному человеку необходимо соблюдать цифровую гигиену: проанализировать потребляемый контент и экранное время, делать длительные перерывы во взаимодействии с устройствами, отказаться от социальных сетей и просмотра коротких видео. Помогут и физические нагрузки в высоких пульсовых зонах — минимум 150 минут в неделю. Такая активность стимулирует выработку нейротрофического фактора — биологически активных веществ, отвечающих за процессы нейрорепарации», — заверил невролог. Оценка качества и количества сна — обязательное условие для тех, кто хочет укрепить память, подчеркнул собеседник, как и отказ от легкодоступных углеводов и регулярного потребления кофе. О курении и токсичных дозах алкоголя тоже придется забыть.
Провалы в памяти или амнезия могут иметь временную зависимость.
Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию сочетание первых двух и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии. Возможные причины Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании. Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти.
Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга. При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания. Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией. Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании.
Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия — несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. *В случае тяжелых или прогрессирующих нарушений памяти медикаментозное лечение необходимо. Мы часто жалуемся на то, что память нас подводит, потому что принимаем некоторые особенности её работы за нарушения. Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга.
Нарушения памяти. Причины, подходы к лечению
Виды нарушений (расстройств) памяти | Сеть пансионатов и домов престарелых Пансион 24 в Москве и Московской области. Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния. Нарушение памяти в психологии – это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни. Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра. энергетического. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни.