13 ноября 2022 - Новости Казани - В сети появился видеоролик, который рассказывает о реальных участниках ОПГ из Казани с их реальными фотографиями.
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН
Книгу «Закат «казанского феномена»: история ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» написал экс-руководитель МВД Татарстана Асгат Сафаров. 13 ноября 2022 - Новости Казани - Он же ввёл и новое понятие – «казанский феномен», после чего Казань надолго стала мрачным символом молодёжной преступности и бандитских разборок. Самое интересное то что таких Казанских феноменов хватало не только в Казани. Главная» Новости» Казань опг последние новости.
Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»
Это 600-страничное исследование о том, как подростковые стайки превратились в опасные группировки, готовые идти стенка на стенку и истреблять чужаков. Гараев принимал участие в проекте как консультант, а оригинальный сценарий разрабатывали Андрей Золотарев и сам Жора Крыжовников. Рассказанная ими история воспринимается на каком-то инстинктивном уровне: совершенно первобытная энергия молодых ребят выплескивается на экран, оставляя на одежде капли крови. К слову, снимать в Татарстане группе не дали местные власти: изучать «казанский феномен» оказалось лучше на расстоянии, чем в ареале. Читать «Я сразу понял, что это будет просто пушка!
Сначала накручивали правоохранителей, потом педагогов, затем стали взывать к общественности. Наконец явление назвали своим именем. Нам в горком комсомола из УВД прислали секретные списки около 80 агрессивных группировок и трех тысяч их активных членов с адресами, местом учебы, работы. Мне поручили безнадежное дело — закрепить за ними шефов из числа комсомольских активистов всего города. Требовалось невозможное — перевоспитывать этих ребят. Я объехал практически все ПТУ и техникумы города, побывал в десятках школ, во всех инспекциях по делам несовершеннолетних.
Не забуду никогда встречи с растерянными педагогами и с разъяренными родителями мальчишек, которых приходилось провожать в школу и встречать. Это был первый известный мне случай, когда бэкэдэшники обратились за защитой к милиции. Ко мне в горком под занавес лета в конце рабочего дня пришел озабоченный командир каёвской дружины Михаил Живилов. Оказалось, спецгруппа каистов-бэкадэшников, человек двадцать, всё лето охраняла институтский лагерь «Кордон» на Волге и заодно наводила порядок в близлежащей округе. За это пытавшиеся хозяйничать здесь казанские группировщики пообещали «ответку». Из своих источников каисты узнали, что несколько сотен казанской шпаны собираются устроить погром лагеря в день торжественного закрытия сезона — то есть в этот вечер. Оставалось несколько часов. Живилов просил подмоги, ведь каисты в большинстве своем — иногородние и еще на каникулах. Я кинул клич и смог собрать человек тридцать своих бойцов. Тогда обратился к Авдееву с просьбой выделить хотя бы пару экипажей милиции - в виде исключения, ведь территория лагеря находится за административными пределами Казани, в Лаишевском районе.
На это последовало совершенно неожиданное для меня решение: «будем брать всех! Авдеев лично возглавил операцию. Засадами были перекрыты все подходы к лагерю. Между тем его мирные обитатели ничего не подозревали и собрались на концерт с последующей дискотекой. Окодовцы выполняли роль разведки: следили за прибывающими из города рейсовыми автобусами и катерами. Гонцы сообщали о появлении групп молодежи. Они стали появляться, когда стемнело, человек по 15-20. На лесных дорожках их ждала эффектная встреча: внезапно включались автомобильные прожекторы, а из кустов возникали оскаленные собачьи пасти… Всего в ту ночь задержали около 60 группировщиков с обрезками арматуры. Остальные разбежались по лесу. И попал из огня да в полымя.
Стал первым профессиональным пресс-службистом МВД Татарстана, в единственном числе. На дворе перестройка и разгул гласности. А в Казани оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты к тому времени уже расписывали все ужасы подростковой преступности. Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты. Я невольно оказался причастным к распространению этого термина. Был и сотрудник пресс-службы. Я, наивный, выложил ему всю подборку. Он прочитал и схватился за голову.
Затем начал названивать московским журналистам: «Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом! И понеслась! За полгода у меня в поисках «чернухи» побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, разве что кроме «Мурзилки». А потом начали приезжать иностранцы. Были такие, кто просил меня показать, где тут подростки убивают друг друга. Прямо хоть организуй специальный аттракцион для приезжих журналистов — была у меня такая черная шутка. Казань полоскали на весь Советский Союз. Московская пресса чуть ли не всю вину за московскую преступность стала валить на «казанских гастролеров». Ситуация усугублялось и тем, что гопота из других регионов для устрашения стала тоже представляться «казанскими».
Это был всесоюзный позор города. Стали волной распространяться дикие слухи. Например, мне звонили из московских газет: «Подтвердите или опровергните, что казанские подростки собираются совершать рейды по поволжским городам и насиловать там девственниц». Звонили руководители соседних регионов нашим властям и требовали «оградите нас от ваших! Мне поручили изучить тему казанских «гастролеров». Я поехал в Москву, запросил статистику, побывал в отделе милиции Казанского вокзала столицы. И вот что выяснилось. Раньше процент правонарушений наших земляков в Москве не выделялся в сравнении с представителями других регионов. Но в какой-то момент коэффициент начал расти — за счет чего? Дело в том, что московская милиция стала целенаправленно шерстить поезда казанского направления.
Подряд задерживались и бесцеремонно обыскивались прибывающие туристические группы школьников. И находили порой кастеты, ножи, которые некоторые ребята носили исключительно для самообороны как и я в детстве. Вот так появилась «статистика» по казанским и набережночелнинским гастролерам — без разбивки по составу правонарушений. Общесоюзное явление Я просил журналистов не ограничиваться «чернухой», а копать в поисках социальных корней. Объяснял, что милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы больного организма, пораженного метастазами. Об этом тогда еще не писали… Наконец, появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» — это общесоюзное явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали. Затем подтянулись исследователи, социологи... Они получили большой резонанс. К нам зачастили проверки из Москвы по теме группировок. Как-то целый полковник, грозный, тучный, всё ходил по службам, пытался найти, в чем мы недорабатываем.
Но увидел, что мы все пашем. Даже я, руководитель пресс-службы, два раза в неделю ходил в патруль по самым криминогенным точкам, с дубинкой и пистолетом. Как-то мы с этим полковником едем на черной «Волге». Вдруг в самом центре города прямо перед нами на проезжей части молодняк начинает избивать парнишку. Я выскакиваю из машины. Эти убегают. Пострадавшего берем с собой и едем в погоню. Настигаем на улице Ленина. Я опять выскакиваю, этот полковник тоже молодец — выбегает! Мы — за ними, но они скрылись в проходных дворах.
Полковник был обескуражен — своими глазами увидел. И что тут можно поделать? Постовых везде расставить? Всех заранее пересажать? Хотя от милиции общественность требовала именно этого. Александр Авдеев: «До того уголовные дела по групповым дракам не возбуждались. Задержанных привлекали к административной ответственности. Попадались в основном подростки, и в их отношении прокуратура процентов на 80 отказывала в возбуждении дел, находя в их действиях только признаки мелкого хулиганства. Это было от непонимания остроты обстановки, да и сказывалось нежелание не «портить» статистику детской преступности». На исходе тоталитаризма Партийно-командная система еще не утратила силу, административный ресурс, когда надо, был мощный.
Суды еще по привычке назывались правоохранительными органами, а не органами правосудия. Им от партийной власти были даны соответствующие рекомендации. Судей и прокуроров приглашали на межведомственные совещания по молодежной теме, чтобы прониклись общей задачей. Тем временем милиция, получив от властей карт-бланш, сосредоточилась на выявлении лидеров группировок, которые старались оставаться в тени. В районах города были созданы неофициальные сводные формирования правоохранительных органов под названием «Лидер».
Вот и в Поволжье вначале образовалась «гремучая смесь». Основным же катализатором стала критическая масса молодежи в огромных «спальных» комплексах городов. Для формирования же криминальной среды достаточно двух-трех «лидеров отрицательной направленности» и с десяток «шестерок» вокруг них.
Для остальных же важно было сообщество, некая защищенность. В вопросах автора, которые он задавал мне во время интервью, я почувствовал определенную заданность. Дескать, это были те же группировки, только создававшиеся и крышевавшиеся милицией, и в них состояли отщепенцы. Что ж, расскажу, как было на самом деле. В университете я увидел, что есть команда, близкая мне по духу, — Боевая комсомольская дружина БКД. Официально такие организации по всей стране назывались «Оперативный комсомольский отряд дружинников — ОКОД». Законодательно ОКОДы не были никак формализованы и официально не защищены законом. Поэтому действовали под эгидой Добровольных народных дружин — ДНД.
Это такие аморфные организации, в которые поголовно в «добровольно-принудительном» порядке записывали сотрудников предприятий и организаций. За каждый выход на дежурство давали отгул. БКД же держалась на полном энтузиазме. Создавался ореол, что «в наших рядах — только избранные, спортсмены». Но попасть в дружину было несложно. Я вступил в нее, как и многие, в 17 лет. В отряде много было выпускников престижных казанских школ, детей известных людей из творческой интеллигенции, технократии, власти. Романтики, которые были не против подраться за правое дело.
А драться приходилось часто. Чувства самосохранения у нас не было. Много было и иногородних студентов благодаря мифу, что всем бэкэдэшникам дают общежитие, а тогда с этим было очень сложно. Лично я так и не получил общагу за все годы учебы. БКД действовала под эгидой комсомольской организации, подчинялась комитету комсомола университета. Командир, комиссар, начальник штаба избирались на общем собрании отряда. В этом плане была полная демократия, но в остальном — единоначалие и жесткая дисциплина. В первом ряду третий справа - А.
Маликов» Фото из личного архива Анвара Маликова Скрытое патрулирование Всего у нас насчитывалось человек пятьдесят активных бойцов. Отряд делился на десятки, а те — на пятерки. Из-за проблемы с набором кадров и их большой текучести в десятках на самом деле было по 5-7 человек. На следующий год я сам набрал команду из своих знакомых и стал командиром десятки. Так было принято. Выручали отряды имени Дзержинского ОиД из подшефных школ. Так уж сложилось, что действенные ОиДы были в элитарных школах нашего Вахитовского района — 18-й «английской», 131-й физико-математической и 116-й. Рослые и безупречно воспитанные старшеклассники участвовали в наших дежурствах на равных с нами.
Мы же, в свою очередь, защищали эти школы от гопоты, не пускали ее на танцевальные вечера. Основной работой было патрулирование улиц. Каждая десятка выходила на дежурство по два раза в неделю. Пятерки шли отдельными маршрутами. Патрулировали центр от улицы Баумана до парка Горького и район университетских общаг на Гвардейской и Красной Позиции. Чувствовали себя очень уверенно, даже вдвоем могли делать обходы. Прочесывали проходные дворы, заброшенные дома… Увидев любое правонарушение или шумных подростков, подходили и делали замечание. Милиция не совалась туда, где работали мы.
Хулиганов задерживали и вели в свой штаб. Слава о БКД была такая, что нас боялись и беспрекословно подчинялись. Но мы это не любили, предпочитали скрытое патрулирование. Какой смысл выставлять свое присутствие напоказ? Шпана должна знать, что мы можем появиться в любой момент. Бывало, один из наших, помельче ростом, шел вперед, туда, где кучковалась молодежь. Если до него докапывались, подтягивались остальные... Как-то году в 1975-м прямо перед университетом появились «бауманские», причем во главе с известным авторитетом.
Зацепили нашего оидовца. Тот прибежал к нам. Нас было девять, их — вдвое больше. Но сработал эффект неожиданности — так стремительно мы налетели. Была скоротечная драка, прямо перед Ленинской библиотекой. Авторитета мы скрутили и привели к себе. От «бауманских» после не было никакой ответной реакции. Помимо патрулирования нас постоянно привлекали для охраны порядка на многочисленных городских и своих университетских мероприятиях.
Благодаря этому мы много чего и кого интересных повидали. Например, Эрих Хонеккер, последний лидер ГДР, когда посещал университет, прошел мимо меня, чуть не задев локтем. Первое бегство Я не знаю ни одного случая, чтобы такие отряды создавались милицией — у нее не было для этого ни полномочий, ни реальных возможностей. Желание контролировать было, да. Больше на потребительском уровне: заполучить окодовцев на рейды, оцепления. Одним словом, чтобы компенсировать недостаток милицейских кадров. Но отряды официально подчинялись только комсомолу, а на практике действовали автономно, с милицией же взаимодействовали в разной степени, насколько сложились отношения. А они далеко не всегда складывались ровно.
Но она держалась в основном на нескольких вузах. Элитным считался отряд при горкоме комсомола. В нем состояли два десятка интеллигентных и бесстрашных бойцов, с которыми мы выезжали в рейды в самые отдаленные районы города и на дискотеки в заводских клубах. Заправлявшие там группировщики по отношению к нам вели себя тихо… «Когда подняла голову банда «Тяп-ляп» на фото , мы получили первый ощутимый отпор» Фото: МВД по Республике Татарстан Но этот авторитет пошел на спад пропорционально подъему группировок. Когда подняла голову банда «Тяп-ляп», мы получили первый ощутимый отпор. Как-то мы, восемь бойцов, зашли на «чужую» территорию — в глухие места частного сектора. Сделали замечание группе подвыпившей молодежи и пошли дальше по дороге через пустырь. Через минут десять услышали топот ног и воинственные вопли.
На нас неслась возбужденная толпа с дубинками. По самонадеянности мы встали плечом к плечу поперек дороги лицом к неприятелю, плохо организованному на наше счастье. От нескольких мчавшихся впереди мы легко отбились, но наш строй был нарушен. И мы организованно пустились бежать. Когда отставшего товарища сбили с ног и начали пинать, мы вернулись и отбили его у авангарда преследователей. Пока они ждали прибытия основных сил, растянувшихся на сотню метров, мы добежали до троллейбусной остановки. Это было первое бегство БКД от шпаны. Потом только мы узнали, что та территория уже была под «Тяп-ляпом».
По статье «бандитизм» К тому времени под влиянием «Тяп-ляпа» было уже полгорода. Но группировка Ново-Татарской слободы, как вспоминал Авдеев, не желала подчиняться. Кульминация конфликта была 31 августа 1978 года. Вначале появились сообщения от пешего патруля, что в слободе появились неизвестные мотоциклисты, с их стороны слышны выстрелы. Через некоторое время другой наряд сообщил, что за железнодорожным полотном в районе 5-й городской больницы скопилась большая группа молодежи. По тревоге в этот район со всего города были стянуты патрули, в том числе внутренних войск. Когда группа молодежи человек в пятьдесят начала переходить через железную дорогу в Ново-Татарскую слободу, солдаты попытались их остановить, но в ответ раздались выстрелы, был ранен военнослужащий. При виде прибывающих милицейских нарядов участники группировки стали отходить к станции Вахитово и при этом убили одного из местных жителей.
Однако вскоре «Перваки» не только поставили на место соседей, но и сами начали экспансию на другие территории. К началу 1990-х годов к ним примкнули участники других группировок, благодаря чему ОПГ «Перваки» стала одной из крупнейших в Казани: по разным данным, в нее входило 300-400 человек. Участники ОПГ «Перваки».
Последний назначил за голову Бибика награду в 50 тысяч долларов и отправил на тот свет его зятя Альберта, чтобы выманить врага на церемонию прощания и там с ним расправиться. Однако Бибик, который в этом противостоянии потерял семерых близких, все же уцелел. Впрочем, расправиться с ним мечтал и лидер второй группировки, возникшей после раскола ОПГ «Перваки», — Фирдинат Юсупов Федя : исполнителем преступления он выбрал того самого Рината Шагвалиева, который стоял у истоков банды из «Первых Горок».
Шагвалиев согласился и получил аванс в 25 тысяч долларов, но не стал ликвидировать Бибика, а просто тянул время Это могло бы длиться и дальше, но Рината задержали сотрудники правоохранительных органов — позже он получил пожизненный срок. Бибик в 1999-2001 годах отсидел за незаконное хранение оружия, а в 2016 году его не стало из-за воспаления легких. Федя и его люди оказались под следствием в 2010 году, но три года спустя присяжные оправдали их.
Впрочем, вскоре оправдательный приговор был отменен, и в 2022 году над бывшими участниками ОПГ «Перваки» начался новый процесс, который идет до сих пор. Группировку основали матерые рецидивисты, в том числе Ахмет, Трактор и Шакир. К 1988 году они превратили ее в мощную группировку, состоящую из нескольких бригад, которая, среди прочего, взяла под контроль прибыльный Московский рынок, вытеснив оттуда конкурентов — ОПГ «Низы».
Участники ОПГ «Кинопленка» Кадр: телепередача «Честный детектив» Но в начале 1990-х ОПГ «Кинопленка» разделилась на две части: одна, во главе с Ильфатеем, ушла в бизнес, а вторая, под руководством Ташкента, продолжила заниматься рэкетом. После этого бандиты, которые когда-то входили в одну ОПГ «Кинопленка», начали войну друг с другом Пролив немало крови бывших товарищей, Ташкент во второй половине 1990-х сначала уехал в Санкт-Петербург, а затем за рубеж, откуда продолжал управлять своими подручными, грозя им расправой за предательство. Но в итоге Ташкента расстреляли его же киллеры, когда он прилетел в Санкт-Петербург с Кубы.
А Ильфатей отошел от криминальных дел и оставался невидимкой для правосудия долгие 16 лет. Однако в ноябре этого года правоохранительные органы задержали его в Ростове-на-Дону, где он обосновался с молодой женой и ребенком.
«Казанский феномен»: как Казань стала самым бандитским городом в Советском союзе
Это все причины для появления массовых беспорядков и массовой преступности, — рассказала Ефлова. Общий рост преступности никто из собеседников не отрицает. Все равно, как бы кому-то не хотелось, «казанский феномен» не вернется ни в какой форме — это абсолютно точно. Во-первых, уже нет такого массового переселения молодежи из деревень — и с тех пор прошло несколько поколений. А во-вторых, самый главный фактор появления бандитизма и преступности — это ослабление государственных институтов: сейчас этим даже близко не пахнет, —рассказал «Вечерней Казани» Роберт Гараев. Он также подчеркнул, что сегодня скорее возможен рост этнической преступности — современные группировки являются социальным лифтом для приезжих из средней Азии. Кроме того, традиционная структура криминала сегодня, по мнению Гараева, разрушена — в пример он приводит 210 статью УК «о занятии высшего положения в преступной иерархии».
Теперь, когда структура традиционного криминала разрушена — этнические банды могут поднять голову и никто им из традиционного криминала уже ничего не скажет. Потому что некому будет, — подчеркивает Гараев. Также вероятный рост преступности, по мнению собеседника, может быть связан с амнистированным заключенными-ветеранами СВО. Гараев считает, что люди с покалеченной психикой, которые держали в руках оружие, могут быть опасны. Этот тезис также поддерживает Александр Коган, но он склоняется к тому, что рост преступности будет заметен скорее в маленьких городах и поселках, а не в городах-миллионниках.
Веселье и приключения быстро превратились в слезы и жестокие смерти. Фото: Kino-teatr. Роберт Гараев был участником банды.
Много лет спустя он написал книгу «Слово пацана», где дал высказаться тем, кто выжил и все еще помнит события, о которых иногда хочется забыть. Те же слова могли бы произнести десятки его собеседников. Как итальянская мафия, ее сравнивают со спрутом, у которого везде щупальца. Если ты мужчина 1958 - 1979 годов рождения, то либо сам был в банде, либо кто-то из твоих родственников. У тебя точно кто-то погиб. Ты знал, какая группировка держит твой район. Знал, что надо опасаться заходить в чужой. Наш разговор перемежается воспоминаниями участников банд, которые поделились ими для книги.
В 1990-м Роберт Гараев входил в группировку «Низы». Сегодня он журналист и музыкант Искореженные судьбы Словосочетание «казанский феномен» появилось в статье журналиста «Огонька» Дмитрия Лиханова в 1988-м. Он рассказал про молодежные банды, которые изрезали столицу Татарстана на лоскуты-районы. Кварталы, разделенные проспектами, уподобились средневековым городам-государствам. Перешел улицу - готовься к драке. Репортаж шокировал весь Союз. Вот только для казанцев все это было ежедневным террором на протяжении 15 лет. Драки двор на двор, стенка на стенку, деревенские против городских были и в других регионах СССР.
Но в Казани они достигли запредельного уровня насилия. С потоками крови, выбитыми зубами и глазами, глубокими резаными ранами и трупами. В 1990-е группировщики взялись за оружие. На кону стояли гигантские деньги и передел собственности. Одна из причин, по которой здесь не любят трепаться о «казанском феномене», - многие участники банд стали бизнесменами и чиновниками. Но больше тех, чьи судьбы были искорежены разборками или тюрьмой. В любом случае, пока ты туда не попадал, ты был чушпаном, чертом и лохом. Разудалая троица из ОПГ «Космос».
Фото из личного архива Дисциплина и иерархия Членами банды становились в 14 - 15 лет. Иногда раньше. Участники делились по возрасту. Младший: «скорлупа», «шелуха», «звездюки» - никаких серьезных поручений, максимум «постоять на пиках» шухере. Участников, отошедших от банды по возрасту, называли «древними». Внутри строгая субординация.
Подписчиков 26 тысяч, и я не могу говорить за каждого. Кто-то воспринимает это как романтизацию подвигов былых лет. Я время от времени напоминаю, чтобы они читали шапку группы: я занимаюсь исследованием. Да, я выкладываю фото пацанов, а другие пацаны видят своих знакомых, и у них происходит ностальгический всплеск. Это немножко такая торговля ностальгией: а как было тогда? Мне, как исследователю, выгодно, когда это вспоминают, — я это не пресекаю. Чтобы люди могли спокойно и открыто со мной говорить, я не должен осуждать, стараюсь быть как можно нейтральнее. У меня главное требование — чтобы общались друг с другом уважительно и никого не оскорбляли. Иногда [в комментариях] начинаются срачи, хотя срачи тоже вещь полезная — по ним можно кое-что сказать о тех людях. Ну то есть все понимают, что криминал — это не романтика, а боль, смерть и разрушенные жизни, и не находят для себя в паблике кумиров? Конечно, в основном понимают. Иногда в комментариях под фото с участниками группировки появляется человек, который пишет: «Что эти люди сделали хорошего, почему вы их прославляете? Это бандиты! Они убивали, насиловали и грабили людей! Я отвечать за то, кто как воспримет, не могу, но и романтизацией заниматься не хочу. В книге упоминается история с брендом «Сухая река» бывшего арт-директора «Инде» Анастасии Ярушкиной. Вы все произошедшее как восприняли? Эта история еще более сложная. Однозначно Настя не романтизировала криминал. Здесь я употреблю слово «хипстеры» — она делала все в хипстерском поле, для людей, которые точно не причисляют себя к криминальным группировкам, и все это было постиронией и десакрализацией. Думаю, такую одежду почти никто не наденет в Казани и не выйдет в ней на улицу — иначе кто-нибудь обязательно подойдет и предъявит за шмот… Я купил несколько вещей и ходил спокойно по Москве. Но когда выложил в группу свое фото в свитшоте «Хади Такташ», мне пришлось тут же отключить комментарии. Как только ты вытаскиваешь вещь из контекста, она приобретает другое значение. Настя попыталась, и мне эта попытка была симпатична. Но то, как на нее набросились, — мне от этого было очень горько. Защищавших ее было так мало только потому, что не попытались разобраться в вопросе. Возвращаясь к книге: уже упомянутый нами герой говорит, что предпосылок для исчезновения группировок нет. То, чем зарабатывали группировки в 1990-х, — крышевание и рэкет теперь явно перешло к силовым структурам. Сейчас, если тебе нужна крыша, ты не идешь к бандитам, ты идешь к силовикам. Иметь знакомого или родственника из силовых структур значительно выгоднее, чем бандита. Все поменялось: силовики боролись с группировками и доборолись до того, что [сами] стали группировками. Роберт, какое будущее у вашего проекта? В конце «Слова пацана» вы говорите о видеоинтервью.
Есть версия, что в этом был виновен КГБ, хотя доказать ее я не могу. Возможно, кто-то из силовых структур пытался управлять массами молодежи». Автор книги напоминает о речи генсека Юрия Андропова, который говорил, что неформальную молодежь — в том числе, диссидентов и космополитов, он видел врагами. Возможно, велись такие эксперименты», - добавляет Гараев.
ОПГ ''Хади Такташ'' : интереснейшая история жестокой ОПГ г.Казани 📹 Топ-9 видео
Об убийстве, например, говорилось так: «Смотрите телепередачу» (в криминальных новостях всегда сообщали об убийствах). Зарождение «казанского феномена» произошло в 1970-х годах. Сейчас о «казанском феномене» яростно спорит вся Россия и сопредельные государства, а в Казани такие споры случаются периодически. Как отмечала в своей книге, посвящённой казанским ОПГ журналист Любовь Агеева, пусть «Казанский феномен» был единственным в своём роде, однако причины его возникновения были типичными.
Документальные фильмы о казанских группировках
Они пытались связать факты тревожной криминальной ситуации в Казани с социальными проблемами, что тогда не поощрялось. О пугающем "казанском феномене" страна заговорила в начале 80-х. 28 ноября 2023 - Новости Ростова-на-Дону - Вооружённые цепями и арматурами подростки устраивали кровавые войны на улицах Казани ради спортивного интереса, калеча и даже убивая друг друга. в рядах «Тяп-Ляпа» были даже первоклассники. полная история группировки "Жилплощадка - Казань". ОПГ Хади Такташ. ОПГ «Кинопленка» Кино не для всех. ОПГ Перваки Первые Горки. Казанский феномен (гопники). полная история группировки "Жилплощадка - Казань". ОПГ Хади Такташ. ОПГ «Кинопленка» Кино не для всех. ОПГ Перваки Первые Горки. Казанский феномен (гопники).
«Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане
Александр Салагаев и Светлана Стивенсон говорят о начале феномена в 1960-х годах , когда в Казани начала развиваться теневая экономика и появились цеховики , продававшие продукцию «налево», а также фарцовщики , сбывавшие дефицитные товары на «чёрном рынке» [9]. Группы молодых хулиганов, которые покушались на коррупционные доходы барменов и директоров ресторанов и магазинов, использовались цеховиками для перевозки товара и его охраны, превратившись в мелкие предпринимательские группы [10] ; они сами облагали «данью» цеховиков и совершали другие корыстные преступления от квартирных краж до угонов машин [11]. Согласно автору книги «Бандитская Казань», заместителю председателя Верховного суда Республики Татарстан Максиму Беляеву, у истоков «казанского феномена» стояла банда « Тяп-ляп » из Приволжского района , лидеры которой активно привлекали на свою сторону подростков из множества посёлков, превратив большую часть молодёжных групп Приволжского района в собственные филиалы. Их влияние расширялось как путём мирного вовлечения авторитетных дворовых компаний в их деятельность, так и путём драк «стенка на стенку». Апофеозом деятельности группировки стал мотопробег в августе 1978 года [tt] в Ново-Татарской слободе , в ходе которого были забиты до смерти несколько человек. После краха группировки её место заняли банды из молодых людей [12] , среди которых выделялись « Новотатарские », «Жилка» и «Грязь» [13]. Татарская АССР стала первым регионом СССР, в котором было впервые признано официально существование организованных преступных группировок в стране [14]. Костяк банды «Тяп-ляп» составляли подростки из семей рабочих, проживавших в микрорайоне завода «Теплоконтроль» [5]. Руководство Авдеева не реагировало должным образом на сообщения о бандах, считая, что это обычные драки между молодёжью из разных микрорайонов [13]. Первый секретарь горкома КПСС Рашид Мусин потребовал от партийных органов «усилить воспитательную работу среди молодежи» и отказался возлагать на милиционеров ответственность за сложившуюся ситуацию в том числе события с бандой «Тяп-ляп» : «ни один сотрудник милиции не понесет партийной ответственности, потому что все произошедшее — не столько вина милиции, сколько вина идеологов».
Для лучшего обеспечения безопасности в Казани было учреждено городское подразделение ППС , расширившееся с батальона до полка, а в его составе появились вскоре 8-я рота специального назначения и конный взвод; также была образована дежурная часть УВД. Правду о деятельности банды «Тяп-ляп» на встречах с общественностью впервые раскрыли в 1982 году [15] [13]. Само понятие «казанский феномен» стало появляться в 1980-е годы в центральных газетах и журналах, юридической литературе СССР и ряде изданий [1]. В то же время Любовь Агеева писала, что первые публикации о вражде подростковых компаний были связаны не с Казанью, а с Дзержинском Горьковская область и подмосковными « люберами » [19]. Причины возникновения Определить основные причины возникновения большинства конфликтов между микрорайонами в целом не представляется возможным, поскольку участники дворовых банд почти всегда обвиняли друг друга в начале любого конфликта и считали себя обязанными нанести «ответный удар» [20]. Позже они говорили, что своими поступками поддерживали уже сложившиеся нелепые традиции [21]. Приводятся разные точки зрения на причины возникновения «казанского феномена» [3]. Разрыв социальных связей По мнению Гараева, появление «казанского феномена» было одной из иллюстраций традиционного противостояния «города и деревни» в СССР: на месте старых общественных связей, которые были разорваны, появлялись новые. Как правило, при достаточно большом количестве молодёжи люди начинали объединяться в банды.
По версии политолога Марка Галеотти, автора книги «Воры. История организованной преступности в России», уличные группировки появились вследствие «утраты связей в обществе»: в связи с отсутствием нормальных иерархий и социальных лифтов участие в такой банде позволяло человеку подняться по символической лестнице иерархии. Члены некоторых банд могли заручиться связями из правоохранительных органов или крупных магазинов, чтобы приобрести нужный товар или услугу [3]. В одной из публикаций газеты « Советский спорт » утверждалось, что виновниками образования молодёжных банд являются люди, которые во время войны переехали в эвакуацию в Казань, что якобы привело к конфликту между коренными молодыми жителями и приезжими [22]. Пресс-секретарь МВД Татарской АССР в 1986—1991 годах Анвар Маликов придерживался похожей точки зрения: по его словам, на фоне больших понесённых в войну потерь в Казань начали массово переезжать жители деревень и уроженцы других городов, которые не стали авторитетом для детей, породив тем самым «неприкаянное поколение». Произошло их объединение с критической массой молодёжи в «спальных» комплексах города [13]. Определённую роль в этом могла сыграть и амнистия, объявленная после смерти Сталина , когда из тюрем и лагерей были освобождены более 1,2 млн человек [16]. Тогда воровские понятия стали транслироваться на обычную публику, а блатная романтика стала популярной во всём СССР, особенно среди молодёжи, заложив основу для появления молодёжных группировок [8]. Агеева отмечала, что расцвет преступности среди молодёжи отражает конфликт отцов и детей: старшие возмущались тем, что молодёжь забывала их идеалы и отвергала их традиции, но сами понимали, что неспособны решить те или иные проблемы.
На молодёжь также накладывался отпечаток семейных проблем, связанных с социально-экономическими условиями жизни; на нет сводились и все формы социализации подрастающего поколения [23]. Среди иных факторов, влиявших на агрессивность подростков, упоминались возможные нарушения психического развития частота нервных заболеваний и экологический фактор: исследователи пытались связать эти факторы с кругом общения подростков [24]. Гараев ссылается на одно из заявлений Юрия Андропова о диссидентах, космополитах и неформальной молодёжи как главных врагах советской власти, против последних должна была бороться «крепкая пролетарская молодежь» [25]. Предполагалось, что КГБ намеревался таким образом отвлечь молодёжь от реальных проблем общества [26]. По воспоминаниям современников, сотрудники КГБ действительно часто контактировали с представителями групп и, возможно, получали от них информацию о списке участников каждой из банд. В 1990-е годы появились слухи о том, что у каждой банды был куратор из спецслужб, однако эти слухи не выходили за пределы «старших» групп: младшим рассказывать об этом запрещалось. Боевые комсомольские дружины БКД, расшифровывались как «Бей, кого догонишь» , в которые уходили и некоторые из бандитов, затаившие обиду на своих друзей, стали злейшими врагами казанских банд [3]. Духовный кризис Агеева утверждала, что учёные только в последние годы существования СССР начали серьёзно исследовать причины молодёжных проблем: на первых порах всё списывали на ошибки в воспитании. Одним из факторов «группировочной чумы» стал низкий уровень культуры в Казани, связанный с рядом запретов: были закрыты многие дискуссионные клубы, а люди с активной жизненной позицией подвергались преследованиям.
Была слабо развита социальная инфраструктура, что отражалось в виде нехватки школ, детских садов, бассейнов, кинотеатров. О социальной обусловленности молодёжных проблем центральная пресса начала писать в 1985 году [27]. Одним из факторов слабого развития духовной культуры в Казани было огромное выделение средств на строительство крупных промышленных объектов типа «Атоммаш», « КамАЗ » и «Химмаш» при слабо развитой социальной инфраструктуре на микрорайон, где проживали 150 тысяч человек, приходился всего один кинотеатр на 200 посадочных мест [5]. Агеева соглашалась с тем фактом, что многие «естественные формы социализации подрастающего поколения» перестали действовать [28] : по её словам, «жёсткая регламентация школьной жизни» и «авторитарность отношения со взрослыми» привели к выталкиванию ребят из основных институтов социализации и позволили им войти в группировки [29]. Граждане оставались сторонними наблюдателями, давая советы только в «приказном тоне», а наиболее презрительное отношение к подросткам было со стороны студентов, которые реже брали подростков на летние работы в стройотряды и перестали возглавлять кружки и секции при школах и ПТУ [30]. Отсутствие развлечений и вражда с соседями мотивировали молодёжь из района «Теплоконтроль» на занятия спортом, позднее группировки стали совершать вылазки в соседние районы и устраивать побоища [5]. По версии кандидата философских наук, доцента Казанского филиала Высшей юридической заочной школы Н. Фатхуллина , последствия упущений в школьной практике, семейном воспитании, социальном управлении и идеологической работе приводили к росту правонарушений среди подростков, которые действовали спонтанно, порой не осознавая последствий своих действий [31]. По словам кандидата педагогических наук А.
Вайсбурга, социально-политические условия жизни не соответствовали воспитанию нравственных качеств из-за масштабов сталинских репрессий и последствий брежневского « застоя » [32]. Уголовный аспект Любовь Агеева писала, что преступный мир Казани, имевший глубокие исторические корни, мог увидеть в молодёжных группировках своеобразную подрастающую смену. Поэтому опытные преступники подталкивали малолетних преступников на кражи, изнасилования, угоны машин и массовые драки, чтобы сковать силы милиции. В то же время влияние уголовного мира на появление «казанского феномена» не могло быть единственным фактором [33] , а члены банд той эпохи опровергали слухи о том, что подростковые банды курировались «урками» из мест лишения свободы, поскольку у заключённых не было организаторских способностей, а собираемая дань с каждого участника подростковой банды в целом была ничтожной [26]. Матвеева, в официальных отчётах и выступлениях всячески занижались данные об уровне преступности среди несовершеннолетних, а говорить открыто опасались: те, кто выступал за предоставление подлинных данных, увольнялись из органов, а когда стала известна правда о малолетних группировках, милиция бросила на них все силы, прекратив заниматься расследованием квартирных краж и семейных дебошей [34]. Гатцука , на момент существования « Тяп-ляп » в городе было ещё несколько мелких группировок, занимавшихся преступной деятельностью с целью обогащения, и разные агрессивные дворовые компании, на базе которых и произрастали молодёжные банды [35]. Некоторые банды заключали союзы против «Тяп-ляпа», хотя и терпели неудачи в войнах против него [6]. Разгром банды «Тяп-ляп» ошибочно внушил жителям Казани чувство безопасности [35]. Количество банд и их численность Кировский район Казани, в котором проживали члены банды «Грязь» Оценка количества банд Данные о количестве казанских банд варьируются в разных источниках.
В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тыс. КПСС получила первые сведения о наличии подростковых банд в Казани в 1984—1986 годах от комсомола. По словам Роберта Гараева, бывшего члена одной такой группировки и автора книги «Слово пацана», в Казани существовало не менее 150 крупных уличных банд, однако речь не шла об одновременном их существовании — в среднем в городе действовало около 100 группировок, из них активными были около 70. Группировка могла контролировать территорию от одного двора до нескольких кварталов или микрорайонов [37]. Порой враждовали не только улицы, но и дворы [3]. Подростки называли каждую такую дворовую компанию «конторой» [38] , «бригадой» [39] , «моталкой» или «улицей» [40] , а членов такой банды — «мотальщиками» [41] , «мотанами» или просто «гопниками» [42]. Согласно Кириллу Рукову, в 1980-е годы число казанских банд составляло не менее сотни [40] ; Анвар Маликов выделял наличие от 70 до 80 банд, из которых около 15 были признаны особо опасными [15]. В 1990-е годы вместо слова «мотаться» чаще употреблялось «лазить» для описания деятельности группировок [13]. Известные группировки Названия банд давались по улицам и районам, где проживали их участники.
По данным прокурора Бауманского района А. Мингазова, в районе орудовали пять группировок численностью по 40 человек каждая; было выявлено 19 главарей в возрасте 30 лет в основном ранее судимые [51]. Традиционным процессом было объединение и поглощение мелких группировок более крупными. Так, группировка «111-й двор» с улицы Тукаевской в 1970-е годы вошла в «Новотатарскую» группировку, куда входили многие другие банды — в частности, там были «Вахитовские», «Сайдашевские», «Ямовские», «Нефтебазовские», «Автовокзаловские», «Центровские», «Речпортовские», «Каримовские» и «Тракторовские». В начале 1990-х годов многие серьёзные группировки района Первые Горки и ряд небольших банд вошли в состав большой банды «Перваки», которая стала крупнейшей бандой в Приволжском районе — туда вошли «Мавлютовская», «Камаевская», «Гарифьяновская», «Старогорковская», «Дружная коробка» и «Пьяная коробка». Одна из мощнейших группировок «Жилка» сформировалась из 13 мелких дворов микрорайона под руководством Хайдара Закирова — это были дворы с названиями «Овражный», «Фашистский», «Московский», «Кошачий», «Шведский», «Средний», «Хайдеровский», «Бочинский», «Римский», «Паспортовский», «Больничный», «Темный» и «Блядский». Попасть на их территорию можно было только по двум дорогам, однако молодёжь во время разборок докладывала о каждой подозрительной машине, ехавшей в район «Жилки» [37]. Союзы группировок Союзы группировок появились в 1970-е годы: так, в печально известном пробеге «Тяп-ляп» участвовали «Павлюхинские», «Тукаевские» и «Мирновские» [52]. Одной из самых мощных группировок того времени была «Грязь» из Кировского района, которая пользовалась авторитетом во всей Казани [1].
В то же время в Авиастроительном районе Казани появился союз банд «Татарский двор», «Соцгород» и «Дементьев» [52]. На стыке десятилетий в Московском районе появилось объединение «Телестудия» из банд «Хитрый двор», «Панели», «Пентагон», «Чайники» и «Звери» — позже к ним присоединились «Шамилька», «Игоряновские», «Квадратовские» и «Брод». Наиболее крупным союзом стал «Золотой союз», куда вошли группировки «Жилка», «Стандартный двор», «Северный», «Чайники», «Левченко», «Сухая река», «Пентагон», «Хитрый двор», «Панели», «56-й квартал» и «Савинка». Этот союз распался во время бандитских войн между «Жилкой» и «Севастопольскими» [52]. Зоны влияния Наименьшее количество банд действовало на улицах с индивидуальной застройкой и тесными старыми двориками, которые были самыми спокойными: поведение соседей контролировалось достаточно прямолинейно, но честно и гласно [54]. Намного больше банд действовало на городской территории заводской застройки со сформировавшимся населением, значительную часть которого составляли ранее судимые: примером таких районов был Соцгород с птичьим рынком [55]. Главными очагами преступности несовершеннолетних считались и спальные районы [56] [15]. По словам дочери одного из лидеров «Перваков», жизнь в Казани в ту эпоху подразумевала, что каждому мужчине рано или поздно придётся оказаться в той или иной молодёжной банде [40]. Продюсер Ильхам Сафиуллин, проживавший в Московском районе ранее он назывался Ленинским , считал этот район самым криминогенным, где люди уже с детства готовились провести много времени за решёткой [43].
Казань была разделена всеми существовавшими в городе бандами на сферы влияния: группировки соседних территорий, как правило, были заклятыми врагами, а союзы заключались с теми бандами, которые находились достаточно далеко [15]. Войны, которые велись между группировками, получили название «асфальтных» [1] , поскольку на жаргоне подростков борьбу за территории описывали выражениями «делить асфальт» [5] или «битва за асфальт» [47]. Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16]. Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53]. Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка. Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей. Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц.
Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы. Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61]. Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62]. Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики».
При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи». Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64]. Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями.
Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49]. Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68].
Казанский феномен был настолько тотален, что легче говорить, чем он не был, чем давать содержательные определения. В богословии это называется: «апофатика». К власти не пришли Не легче отыскать и ответ на вопрос: «Для чего всё это было? Благодаря «Жмуркам» Балабанова в нашей культуре оформился эталон криминала, пришедшего во власть: стреляли, перестали стрелять и начали зарабатывать, стали респектабельными. Но тут приходится признать, что как социальный лифт казанский феномен сработал не очень хорошо. Обладая огромными человеческими ресурсами, группировки не проявили должного стратегического видения и не смогли воспользоваться нараставшей динамикой исторических событий. Власть у тех, кто был в партии и комсомоле в период перемен; кто знал, как работает народное хозяйство, и не упускал своего. Фамилии тех, кто оказался наверху, будучи связан с ОПГ, известны местным, но они — исключение, лишь подтверждающее правило. Жора Крыжовников, 2023, Россия Те бывшие участники группировок, кто стали предпринимателями и чиновниками средней руки или просто хорошими профессионалами, у кого дружные семьи, кто даёт деньги на мечети и церкви, можно предположить, что они бы состоялись в жизни и без принадлежности к «улице». Численность преуспевших экс-группировщиков с лихвой уравновешивается статистикой убитых, сидящих длительные сроки или сломленных тюрьмой, преждевременно сгоревших от героина. У многих, кто сгинул и поломал себе жизнь в то время, тоже был хороший потенциал. Следа в культуре не оставили Если не получилось добиться власти и богатства, возможно, казанский феномен оставил значимый культурный след? Ведь разбойничьи песни и легенды любят все народы. Но и здесь ничего не найти. Не будем искать в Казани 80-х мировые явления типа афроамериканского гангста-рэпа. Уж очень разные весовые категории и стартовые позиции. Просто посмотрим на популярную в России музыку с оттенком криминальной романтики. Когда вы слышите, как поёт легендарный без шуток Бока, вы понимаете, о каких географических и культурных реалиях речь. Вы видите эти улицы Баку, где пока ещё мирно соседствуют азербайджанцы и армяне. Вы понимаете, что эту музыку слушали воры в законе и авторитетные люди с южного Кавказа. Слушая одесский по происхождению, русский шансон от Утёсова до Шуфутинского, вы видите разноплеменный край у Чёрного моря. Погромы и еврейские отряды самообороны, трансформировавшиеся в банды. Вы ловите характерные слова и музыкальные интонации. Включаете русского поэта и собирателя фольклора Михаила Круга и представляете историческое сердце России, ставшее «неперспективным Нечерноземьем», где дорога ведёт то к затопленному водохранилищем храму, то прямиком на зону. И смотрит на вас с укором Василий Шукшин из «Калины красной». Казанский феномен при очень интересной этнической фактуре Среднего Поволжья оставил ли что-то подобное? Даже главный музыкальный манифест группировок, песня «В Татарстане город есть Казань, на реке Казанке он стоит» — это переложение шлягера «Гоп со смыком» из репертуара Леонида Утёсова и Аркадия Северного. Жил «Гоп со смыком», как известно, на Подоле. А район Подол находится в столице одного очень недружественного государства, где тоже смотрят «Слово пацана». Но это не Казань.
Мальчишка регулярно сталкивается с давлением уличных подростков. Случай сводит его с озорным 14-летним Маратом, и он решает переступить черту — вступить в уличную банду. Дружба пианиста Андрея и мотающегося Марата завязывается, как мальчишеские шалости — легко, стремительно и весело. Будто в советском приключенческом фильме для детей. Только шалости скоро превращаются в административку: хулиганство. А потом и в уголовку: воровство, разбой. Так на улице стоят за своих. Это кодекс чести улицы, понимание справедливости, устное право. Обаятельные и характерные подростки нравятся зрителям, ровно за это телезрители влюбились в клёвых героев гангстерской саги «Бригада» 20 лет назад. Кстати, пианист Андрей из «Слова пацана» мне напомнил скрипачку Олю, затем жену авторитета Белого и фактически «Белого в юбке», многолетнее многочасовое посвящение жизни музыке закаляет характер. В Сети под сериалом «Бригада» зрители пишут, что пересматривают его ежегодно. Вот только взлетевшие в нём актеры от ролей открещиваются. Год назад я просила друга-ивентщика, который делал концерт актёра Дюжева, попросить автограф «от Космоса» — прославившей его роли рэкетира. Так он отказался. Зрители пишут, что ждут семи утра каждого четверга, когда выкладывают новую серию. Другие обвиняют «сериал в мире животных». Молодёжь у нас творческая, объясняется смайликами: «четверг раньше — какашки, блевашки и череп, четверг сейчас — перебинтованное сердце». Молодёжь нашла в сериале так называемую пасхалку — секрет, выглядящий в контексте произведения неправдоподобно такие штуки появились в 1978 году в компьютерных играх и разлетелись по разным жанрам. У главного героя Андрея день рождения 22 апреля — «как у Ленина». Районный лидер Вова-Адидас в ушанке с краснозвездной кокардой спрашивает младшего брата, нацепившего кепку-сеточку с надписью USA: «Ты чё, америкосом стал? На хрен сними». Вова-Адидас ходит в родимой голубой тельняшке, а антиамериканская риторика ниточкой прошивает сериал. Сериал пошёл в народный фольклор, как дилогия «Брат». Думаю, остроглазые зрители найдут и другие пасхалки. Наверняка будут и шевроны «Победа будет за нами! Слово пацана». Сериал вышел очень вовремя. Почти два года идёт СВО, тыл держится физически и морально, но «выпасть» из реальности хочется безумно, хотя бы на 50 минут одной серии. Сериал летит, затягивает в омут времени, водопад музыки, романтику первой любви и трясину криминала. Это цепляет молодёжь, на которую создатели не рассчитывали. Не столетняя перхоть. Слышь, как жили наши родители! Деньги есть? Звякает че-то, выворачивай! Нефиг было гнать… Казанская молодёжь обособилась ещё в застойных 70-х. Когда в Ленинграде шпана довольствовалась традицией драк на салютах, в Казани всё было поделено на улицы, шли «войны за асфальт». Информация дошла наверх и в 1988 году «Литературная газета» с профилями Пушкина и пролетарского Горького в названии, обладавшая большой свободой, опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности, где впервые прозвучал термин «казанский феномен». Жизнь в Казани подразумевала, что каждому десятилетнему мальчишке рано или поздно придётся оказаться в молодёжной банде. Статью «Экстремальная модель» написал известный журналист Юрий Щекочихин. В ней он привёл данные статистики, которые ужасают сами по себе: за 1986-1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек. В итоге шесть молодых людей погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения.
Член ОПГ Степин вымогал куртку прохожего следующим образом: подходил, шептал на ухо просьбу и продаже куртки и сыпал мелочь в руку испуганному гражданину. Позже жертвы говорили: продали куртку, ничего не знаем. Суд над бандой «Тяп-Ляп» состоялся в 1980 году. Всего осудили 28 человек за 4 убийства, 15 покушений на жизнь, 36 грабежей. Члены банды получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима, а Хантимиров, Каюмов, Масленцев и Тазетдинов были приговорены к смертной казни через расстрел. Большинство банды проживало на улице Хади Такташа, отсюда название группы. Расцвет группировки пришелся на 90-е, после развала Советского союза. Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку. Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани — особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели. В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу Тяп-Ляп, Хади Такташ либо по отличительному месту Мебелька — на районе был магазин мебели. Преступления разнообразны, методы — понятны, страх жителей города тоже. Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников? В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева — журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года.