Хорошие отношения между Арменией и Ираном вызывают недовольство у других партнеров Еревана. Создавшаяся вокруг Ирана ситуация содержит серьезные риски для Армении, заявил Armenia Today иранист Армен Варданян.
У Ирана есть своя «Украина». Почему Тегеран поддерживает Армению и осуждает Азербайджан
Пытаясь взять под свое покровительство Армению, Иран провоцирует напряженность в регионе, несмотря на то, что пользы от Еревана, по факту, никакой. Следовательно, газопровод Иран-Армения также не может заработать на полную мощность. Следовательно, газопровод Иран-Армения также не может заработать на полную мощность.
Три гражданина Ирана погибли в результате ДТП в Армении
Иран заявил о намерениях поддержать Армению и начал переброску танков и артиллерии. Следовательно, газопровод Иран-Армения также не может заработать на полную мощность. Сначала состоялась встреча лидеров Армении и Ирана в узком, а затем и в расширенном составе. Соотношение сил в треугольнике Армения — Иран — Азербайджан несколько раз менялось. В нем говорится, что Иран не потерпит попыток изменения границ Армении силовым путем.
Please wait while your request is being verified...
Понятное дело, что прекращение Ираном союзнических отношений с Арменией вовсе не означает, что Тегеран перейдет в стан союзников Азербайджана. Если бы Армения проявила должную политическую волю, то Иран мог бы оказывать ей помощь, похожую на ту, что Турция оказывала вооружённым силам Азербайджана в войне 2020 года. Сначала состоялась встреча лидеров Армении и Ирана в узком, а затем и в расширенном составе. Ведь Армения ввела в страну западных разведчиков под ширмой «наблюдательной миссии» Евросоюза, что не может не беспокоить Иран. Президент Ирана Эбрахим Раиси заявил о готовности Тегерана стать посредником между Баку и Ереваном.
Армения передаст Турции свои подходы вопросу...
9 февраля посол Ирана в Армении Аббас Бадахшан Зохури сделал ряд важных заявлений и принял участие в конференции, посвящённой армяно-иранским отношениям. Что Иран не позволит Азербайджану или Турции захватить Армению. Однако проблема в том, что все эскапады Пашиняна направлены не только против России, но и против Ирана. Reuters: в Иране пройдут мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном. Востоковед подчеркнула, что Израиль поставляет вооружение Азербайджану, а Иран может поставлять оружие Армении. Секретарь Совбеза Армении хочет обсудить в Иране ситуацию на Южном Кавказе.
«У границы разместим военную базу»: Что происходит в отношениях Ирана и Армении?
Кроме того, в Азербайджане регулярными стали облавы на «иранских агентов», которые якобы готовили вооруженный переворот. В это же время улучшились отношения Ирана с Арменией. Участились визиты высокопоставленных чиновников. Исламская Республика открыла свое консульство в административном центре Сюникской области городе Капан, стороны также договорились об открытии армянского представительства в иранском Тебризе. В конце прошлого года, впрочем, произошел новый поворот. Азербайджан в ходе «антитеррористической операции» 19—20 сентября полностью поставил под свой контроль всю территорию Карабаха. Иран в связи с этим пересмотрел подходы. В Тегеране тогда подчеркнули, что готовы помочь своему соседу в восстановлении Карабаха.
Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев говорил, что со стороны Ирана следуют «позитивные сигналы». Баку проявил гибкость и договорился с Тегераном о том, что альтернативный маршрут Зангезурского коридора пройдет по территории Исламской Республики. В октябре стороны согласовали строительство железной дороги, начали строить автомобильный мост и таможенно-пограничный пункт. Кроме того, Азербайджан и Иран включились в работу по созданию транспортного коридора «Север — Юг», который должен связать Россию с Индией и странами Персидского залива. Параллельно всё большее беспокойство в Иране стала вызывать политика армянских властей. В Тегеране не скрывали своего раздражения по поводу сближения Еревана со странами Запада. Наиболее вопиющими в этом смысле для Ирана стали армяно-американские военные учения, которые прошли в сентябре.
В понедельник представитель иранского МИД Насер Канани Чафи заявил, что власти Азербайджана не собираются совершать нападение на позиции Армении, а недавняя передислокация военных подразделений является обычными маневрами в преддверии наступления зимы, когда движение по дорогам становится затруднительным. В Баку отвергали его заявления, однако уже 8 сентября в Баку заявили , что Армения концентрирует на границе с Азербайджаном живую силу и военную технику. Ситуация в Нагорном Карабахе обострилась 27 сентября 2020 года, когда начались активные бои. Баку и Ереван оспаривают принадлежность региона с февраля 1988 года, когда он объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР.
Москва заявила о том, что в случае отказа Тбилиси заключать сделку на новых условиях Газпром обеспечит Армению природным газом посредством иранской магистрали как известно, грузинская сторона была против предложения России получать оплату за транзит в деньгах, настаивая на продолжение получения оплаты в виде природного газа.
Тем самым в очередной раз было подчеркнуто стратегическое значение газопровода Иран-Армения. Перспективы транзита Говоря о вопросах эксплуатации газопровода, важно затронуть также формируемую в общественно-политическом дискурсе проблему его транзитного потенциала. Сразу скажем, что все заявления об использовании магистрали в транзитных целях не выходят за рамки политической риторики и в целом весьма уязвимы с точки зрения своего прикладного значения. Однако в дальнейшем, с приходом в Армению компании Газпром, руководство которой не скрывало своего скепсиса относительно реализации транзитной стратегии, газопровод Иран-Армения хоть и начал строиться, но рассматривался уже как магистраль, нацеленная исключительно на осуществление поставок на армянский рынок. Тем не менее, и сегодня тема транзита то и дело оказывается в политической повестке дня Армении.
Так, в 2015 г. Однако, с учетом инфраструктурных особенностей газопровода, в частности, его географии, никак не позволяющей обеспечить выход на армяно-грузинскую границу газопровод заканчивается в Араратской области на юго-западе Армении , стороны приняли решение применить модель своповых поставок. В результате в рамках принятой модели была осуществлена разовая поставка всего лишь в объеме около 24 млн м3. Причина столь скоропостижного провала свопового коридора заключалась, прежде всего, в резком и неожиданном изменении официальной позиции грузинских властей, заявивших о том, что Грузия не собирается искать альтернативу азербайджанскому газу. Такая перемена была обусловлена двумя факторами.
Во-первых, азербайджанская госкомпания SOCAR сегодня является ключевым инвестором в грузинской газотранспортной сфере, который в последние два года применяет практику приобретения магистральных газопроводов в республике. Следовательно, влияние азербайджанской компании, поставляющей в Грузию природный газ, вполне очевидно. И хотя в рамках официального визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Иран в феврале 2019 г. Ваге Давтян, кандидат политических наук, доцент Российско-армянского университета, президент Института энергетической безопасности Армения.
Соответствующая публикация размещена на сайте ведомства в социальной сети Twitter. По словам иранского министра, любое присутствие иностранных вооруженных сил является причиной осложнения ситуации в Закавказье. Также стороны обсудили защиту реки Арс от загрязнения.
Эксперт оценил вероятность вмешательства Тегерана в конфликт Еревана и Баку
Как видно, Иран прекрасно осведомлен о шагах Армении и прямо высказывает свою озабоченность в этой связи. Тегеран на пальцах объясняет Иревану, что настаивает на том, чтобы региональные вопросы решались исключительно странами региона. Поведение армян откровенно раздражает Иран, и он даже не пытается этого скрывать. Правда, Иреван не всегда воспринимает реальность такой, какая она есть на самом деле. Азербайджан неоднократно выступал с заявлениями о том, что пребывание в регионе миссии ЕС не принесет пользы региону.
Интересно, что пробуждение персов ото сна в этом смысле несколько запоздало. А тем временем в Армении европейской миссией не ограничились, приняв у себя 85 десантников ВС США, включая канзасских гвардейцев. Правительство Пашиняна считает, что может обхитрить всех. Но в реальности невооруженным глазом видно, как руководство республики мечется из стороны в сторону.
Достаточно вспомнить последнюю словесную перепалку между спикером армянского парламента и официальным представителем МИД РФ. Читайте по теме: Словесный «геноцид» армян от Захаровой, или Поиски хирурга для плохого танцора В то же время Армения просит поддержки у Ирана и России. Понятно, что Армении, правительство которой сегодня находится на грани вымирания, ссориться с Ираном никак нельзя. В то же время ее западные покровители — единственная надежда на сохранение частичек армянства.
Очевидно, в хаястане осознали, что сами себя загнали в тупик.
Тегеран выступает против «передела границ в регионе», но не намерен брать Армению под свой «зонтик безопасности» и не приемлет такой «западный зонтик» над Арменией. Он считает, что «региональная безопасность должна поддерживаться странами, находящимися в нем, и любой подход, противоречащий данной политике, неприемлем» и Запад не стоит «втягивать в регион». При этом Иран поддерживает прямые переговоры с Азербайджаном и Арменией.
Как заявили в Тегеране, судно было задержано «из-за нарушения морского права и игнорирования запросов иранских органов». Вместе с судном были задержаны 25 членов экипажа, в том числе россиянин Тимофей Колчанов. Его уже посетили российские дипломаты.
Транспорт уже плывет - США собираются предоставить вооружение на 26 миллиардов долларов. Иными словами, Израиль превращают в некую Украину, которая должна воевать до последнего израильтянина... Ядерные объекты Ирана достаточно хорошо защищены, находятся в базальтовых скалах на большой глубине. Тех бомб, которые способны раскурочить эти объекты, у Израиля нет», - заявила Геворгян.
ИРАН ЗА СПИНОЙ АРМЕНИИ
Так, ряд информационных агентств сообщили о начавшихся арестах в Баку и других городах этой страны «шпионов Тегерана». При необходимости он защищает силой свои интересы и союзников — Сирию, йеменских хуситов и т. И для Азербайджана Иран представляет серьёзную угрозу. По количеству войск и военной техники Исламская Республика его заметно превосходит. Более того — как минимум с 2012 года иранцы получают регулярный военный опыт в Сирии, Ираке и Йемене, а Азербайджан имеет за спиной в последние годы лишь полтора месяца избиения уступавших ему во всех отношениях армянских формирований. Также Иран готов поспорить с Азербайджаном и по качеству вооружения. Единственный крупный пробел, пожалуй, был с современными военными самолётами, но и он успешно решается с помощью России. В целом иранцы обеспечивают себя и своих союзников всем необходимым — достаточно вспомнить знаменитые дроны-камикадзе «Шахед», активно применяемые Россией в украинском конфликте.
Причём это лишь часть иранского арсенала, и не самая новая. К примеру, в йеменском конфликте против Саудовской Аравии и ОАЭ Исламская Республика Иран в последние годы применяла более совершенные модели ударных дронов, против которых оказались бессильны знаменитые американские системы ПВО «Пэтриот». В результате по критично важным нефтеперерабатывающим заводам Саудовской Аравии и Эмиратов были нанесены болезненные удары, что в числе прочего повлияло на их недавнее согласие замириться с Ираном. Соответственно, в случае столкновения с Азербайджаном Тегеран обрушит на его критично важные объекты газо- и нефтедобычи целый рой смертоносных беспилотников и ракет. Впрочем, подобное оружие турецкого и израильского производства имеется и у азербайджанцев — недаром в последние дни их транспортные «илы» то и дело совершали рейсы за подобными грузами в Анкару и Тель-Авив. Кроме того, силу возможного иранского удара может ослабить и вмешательство в конфликт Турции, которая, несмотря на свои экономические сложности и вовлечённость в ливийский и сирийский конфликты, не оставит своего стратегического союзника — Азербайджан — на растерзание Ирану. А сражаться против объединённых азербайджано-турецких сил может быть сложно даже для закалённых боями иранцев.
Традиционно Исламскую Республику пытаются «раскачивать» при помощи национального вопроса — курдского, белуджистанского, арабского, азербайджанского. В ход идут обвинения Тегерана в «угнетении нацменьшинств», которые он-де лишает автономии и жёстко подавляет любое проявление недовольства с их стороны. Не случайно, что именно на национальных окраинах Ирана отмечается концентрация недовольных правящим религиозным режимом аятолл, и в последнее время оппозиция всё чаще протестовала с оружием в руках, нападая на полицейские участки, органы власти и т. Наиболее лакомый кусок для пропаганды недоброжелателей Тегерана — иранские азербайджанцы. Это крупнейшее национальное меньшинство, доля которого может достигать четверти или трети от всех иранцев. Причём азербайджанцев в Иране проживает от 15 до 30 миллионов человек, тогда как в самом Азербайджане — немногим более восьми миллионов. И с момента Исламской революции в Иране 1979 год иранских азербайджанцев пытались обратить против Тегерана — от «угнетателей-персов» необходимо отделиться!
Тогда это не сработало. Напротив — в 1980-е годы иранские азербайджанцы выставили на войну с соседним Ираком несколько добровольческих дивизий, проявивших себя в боях с самой лучшей стороны. Однако западные спецслужбы не прекратили работу с иранскими азербайджанцами, используя любой повод для вбивания клиньев между ними и Тегераном.
Впрочем, столкновение интересов Америки и Турции происходят не в первые. Сейчас американские прокси — курды под наименованием «Сирийские демократические силы» при существенной поддержке со стороны США открыто воюют против турецкой армии на севере Сирии. В закавказском регионе происходит нечто странное — там цели геополитических противников США и Ирана — совпадают. И на оборот цели союзников Турции и Америки — предельно противоположны. Турции вообще не нужна Армения, как независимая страна. Иран уже предпринимает конкретные действия и стягивает войска и бронетехнику к пограничной реке Арас. Есть сведения, что иранская армия уже навела через неё понтонные мосты, соединяющие иранскую и армянскую стороны. То есть ВС Ирана демонстрируют полную готовность вступить в войну на стороне Армении. Если это произойдёт Штатам ничего не останется, как — поддержать Азербайджан.
Кроме того, политолог выразил уверенность, что именно действия премьер-министра Армении Никола Пашиняна привели к обострению и новой фазе конфликта в регионе. Только Москва сейчас способна остановить кровопролитие, а Москву Пашинян в последнее время в упор не видел, только обвинял в том, что она не защищает интересы Армении», — отметил Шатров. Он пояснил, что, с одной стороны, Пашинян уже неоднократно заявлял, что Армения признает территориальную целостность Азербайджана и готова признать Нагорный Карабах частью Азербайджана, но с другой — эти заявления так и не стали частью официального договора. В то же самое время, как заметил политолог, Пашинян активизировал контакты с Западом, нелицеприятно высказывался в адрес России, отозвал своего представителя из ОДКБ и отказался от учений организации на своей территории, но при этом согласился на армяно-американские учения. В Баку увидели тот холодок, что сложился в отношениях Москвы и Еревана с подачи Армении, и оценили как наиболее удобный момент для того, чтобы поставить точку в карабахском вопросе. И в Баку, как мне кажется, рассчитывают, что Ереван не успеет «переобуться» и Азербайджану удастся в ходе блицкрига закрыть карабахский вопрос окончательно», — поделился политолог. По его мнению, многое может изменить позиция Москвы, правда, как считает Шатров, оснований защищать государственность Карабаха у России нет.
Азербайджан развивает тесные отношения с Израилем, который Иран считает своим непримиримым противником. Другой аспект, беспокоящий Тегеран, — тесное сотрудничество Азербайджана с Турцией, которая остается традиционным соперником и конкурентом Ирана в регионе. Подписание в июне 2021 года Шушинской декларации, которая официально сделала Анкару и Баку союзниками, что вряд ли было воспринято в Тегеране с энтузиазмом. При этом в регионе сложилась необычная ситуация с точки зрения религии. Многие противоречия Ирана с другой частью мусульманского мира вызвана религиозными различиями — в Иране большинство исповедуют шиизм, в то время как в Турции и странах Аравийского полуострова — суннизм. Но Азербайджан, будучи шиитской страной, развивает более тесные отношения с суннитской Турцией, а не с Ираном. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время подписания Шушинской декларации о союзнических отношениях, 15 июня 2021 Пресс-служба президента Азербайджанской Республики Азербайджан получает от Турции оружие. В 2021 году в нахичеванском эксклаве Турция и Азербайджан провели совместные учения «Нерушимое братство-2021». В ответ на военный альянс Баку и Анкары Иран, по сообщениям азербайджанских СМИ от октября 2022 года, направил Армении 100 управляемых ракет для беспилотных летальных аппаратов Almas и 500 противотанковых ракетных комплексов «Дехлавие» иранская копия российского ПТРК «Корнет». Армянская сторона отрицает такие поставки. Но и армяно-иранские отношения не безоблачны. На отношения Ирана с Азербайджаном и Арменией накладывается непростое общее прошлое. Территории обеих республик когда-то входили в Персидскую империю и оказались в Российской империи по итогам русско-персидской войны 1804-1813 годов. По Гюлистанкому мирному договору от октября 1813 года к России присоединялись Дагестан, большая часть современных Азербайджана, Армении и Грузии. Окончательно Российская империя закрепилась в регионе по итогам русско-персидской и русской-турецкой войн 1826-1828 и 1828-1829 годов. Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Иран опасался, что развитие культурных отношений с северным соседом приведет к большему взаимодействию между азербайджанцами по обе стороны границы. Это, по мнению эксперта, в Тегеране считают первым шагом на пути к азербайджанскому сепаратизму в Иране. При этом до того, как сблизиться с современной Арменией, Тегеран делал ставку на сближение с Азербайджаном, считает Владимир Сажин. При этом нельзя исключать, что отношения между Ираном и Азербайджаном могут вновь улучшится. По мнению ведущего научного сотрудника Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нины Мамедовой, в политических кругах Ирана нет единого мнения по поводу того, какую позицию стоит занимать в вопросе Нагорного Карабаха. Но это правительственная точка зрения, есть и иная. Парламент немного по-другому смотрит на ситуацию, но его депутаты пока молчат, а депутаты из комитета по международным делам придерживаются позиции президента», — сказала она в беседе с RTVI. Во время переговоров они в том числе обсудили «ситуацию в Закавказье», без подробностей сообщил МИД России.
Что известно о переговорах
- «Иран получит очень много»: удастся ли проложить Зангезурский коридор мимо Армении
- Армяно-иранские отношения — Википедия
- Иран пообещал освободить россиянина с захваченного судна Aries // Новости НТВ
- Курсы валюты:
Востоковед Геворгян заявила о невозможности поразить ядерные объекты Ирана
- Первые, кто спешат на помощь: стало известно, сколько зарабатывают медики скорой
- Прозрение Ирана - Баку более важный и честный партнер, чем Ереван
- Иран - Двусторонние отношения -
- Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
- Кто боится сближения Ирана с Арменией?