пожалуй, главного символа не только Москвы, но и всей нашей необъятной России.
Мастер-классы и VIP-экскурсии: как Покровский Собор выживает в XXI веке
Фото собор василия блаженного внутри - 88 фото | Внутри храма Василия Блаженного – Самые лучшие и интересные посты на развлекательном портале |
Собор Василия Блаженного снова открыт для посещения | Радонеж.Ру | Собор Василия Блаженного или Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на самом деле объединяет в себе 11. |
Секреты храма Василия Блаженного
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Москва. Красная площадь. Собор Василия блаженного внутри. 462 года исполнится храму Василия Блаженного 12 июля. Покровский собор был построен в 1555-1561 годах. Покровский собор (Храм Василия Блаженного) и Кремль. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в центре Москвы.
Монтаж отреставрированных икон в храме Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного - жемчужина российского зодчества (Москвa) | Фотографии из репортажа РИА Новости 26.07.2022: Монтаж отреставрированных икон в храме Василия Блаженного | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». |
Цветок на Красной площади. 10 интереснейших фактов о храме Василия Блаженного (Покровский собор) | Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 Sputnik также сообщило, что президент РФ Владимир Путин передал РПЦ икону "Троица" для размещения в Троицком Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. |
Что скрывает Храм Василия Блаженного внутри: shpy — LiveJournal | Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. |
Внутри собора Василия Блаженного: что скрывает самый яркий храм столицы
Конкурс длится ровно 24 часа. Еще есть время поучаствовать. Он был построен по приказу Ивана Грозного. Молясь перед началом военного похода на Казань, царь дал обет Богу в случае победы построить храм, который Русь не видывала прежде. По легенде, Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, чтобы они не смогли построить такой же великолепный собор где-нибудь еще. Эта история стала сюжетом для знаменитого стихотворения Дмитрия Кедрина "Зодчие".
Сегодня Покровский собор присоединился к проекту "ГИМ. Доступно": теперь на его территории появились две тактильные модели. Уличная металлическая — это первая модель архитектурного сооружения в историческом центре Москвы. Эта модель будет интересна для всех посетителей, так как только с высоты птичьего полета можно оценить архитектурную композицию этого сложнейшего творения выдающихся зодчих середины XVI столетия. Внутренняя модель частично разборная, что позволит незрячим и слабовидящим осмотреть не только собор снаружи, но и посмотреть, как устроен первый ярус. Этот замечательный проект не состоялся бы без поддержки благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт". Мы признательны, что фонд обратил внимание на выдающийся памятник архитектуры Красной площади», — пояснила заведующая отделом «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Осмотреть уникальные экспонаты можно будет самостоятельно или в составе экскурсионной группы, а уличная модель станет доступна всем посетителям Красной площади. Расположенная внутри Покровского собора тактильная копия здания — частично разборная, благодаря чему экскурсанты смогут познакомиться с интерьерами и устройством памятника русской архитектуры.
При колоссальном масштабе снаружи, внутри собор Василия Блаженного невелик. Изначально предназначение храма - мемориальный памятник. Церковь не отапливалась, проведение экскурсий, половничество недопустимо было зимой. В религиозные праздники внутри Покровского собора помещалось небольшое количество прихожан, аналой выносили на Лобное место Москвы, церковь служила огромным алтарем. Русский архитектор или европеец До недавнего времени имя зодчего, трудившегося над собором Василия Блаженного, оставалось загадкой. Исследователи располагали несколькими версиями. Первое предположение — храм создан древнерусскими мастерами Постником Яковлевым, Иваном Бармой. Вторая версия представляет Яковлева, Барму одним человеком. Третий вариант - задумка принадлежит иностранному зодчему. Аналогии в церковном творчестве присущи западноевропейскому искусству. В настоящее время архитектором Покровского ансамбля, отдельной церкви Василия Блаженного, считается Постник Яковлев, уроженец Пскова. Существует грустная легенда о дальнейшей судьбе зодчего: Иван Грозный, восхищенный фантастической архитектурой здания, велел ослепить автора, не допуская возможности повторить столь величественную задумку. Вторая легенда сообщает о казни иностранного архитектора в Москве по аналогичной причине. Иконостас с «заворотами» Иконостас Покровского храма создали в 1895 году по эскизам Андрея Павлинова. Ввиду громоздкости изображений, иконостас продолжился на боковых стенах. Стены собора расписаны в разное время. На экскурсии гостям предстает облик Василия Блаженного, Богородицы, основной купол отражает лик Пантократора. Реконструкция собора До «большевистского переворота» собор реставрировали трижды. Наиболее масштабная реконструкция потребовалась после воспламенения на праздник Святой Троицы 9 июня 1737 г. В 80-х годах заменено покрытие главок, восстановлены иконы, заново отделаны интерьеры отдельных помещений. С 1997 года возобновлено богослужение. До сентября 2013 года реставраторам поручена реализация нового проекта реставрации, заказанная Министерством культуры. Требовалось поддержание специального климата, восстановление фресок XVI века. Прилегающее к собору пространство переформатировали, открыв публике оставшиеся элементы церквей, стоявших до возведения храма.
Храм Василия Блаженного открылся для посещения после режима КТО
Фото собор василия блаженного внутри. Собор Василия Блаженного. СодержаниеИстория храма Василия Блаженного Название Перестройки После революции 1917 года Архитектура Купола собора Внутреннее убранство Что посмотреть в соборе Реликвии и святыни Экспозиционные залы Мифы Ослеплённые архитекторы Подземные сокровища. Смотрите видео онлайн «Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)» на канале «Фотография Винтажных Объектов» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 июля 2023 года в 8:40, длительностью 00:03:10, на видеохостинге RUTUBE.
'+obj.error+'
В храме Василия Блаженного завершился монтаж иконостаса одной из церквей. так много там потайных закоулков и расписанных коридоров. Лично мне Собор Василия Блаженного понравился и я бы с удовольствием вернулась сюда еще раз, но только уже в компании с экскурсоводом и более детально все осмотрела. Покровский собор на Рву (Храм Василия Блаженного) на Красной площади сентябрь 2018 47. «Здесь нужно включать фантазию» Директор музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем.
храм Василия Блаженного - взгляд изнутри
RU - В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного Покровского собора , которая была закрыта на протяжении 90 лет. Судьба последней, Иоанна Блаженного, всегда была под вопросом. Чудом удалось ее сохранить, благодаря самоотверженности нескольких поколений сотрудников Исторического музея, удалось сохранить уникальные, великие экспонаты, иконы, которые сейчас составляют основу восстановленной церкви. Теперь одиннадцатая церковь нашего самого знаменитого исторического собора открыта для посетителей", - сказал министр культуры Владимир Мединский в пятницу на церемонии открытия.
Там будет выступать ансамбль, который поможет оценить это чудо, спрятанное в стенах храма. Кроме того, что это задние является церковным храмом, с действующими службами и своим приходом также собор является музеем, который входит в каталог всемирного наследия. Именно здесь имеется много ручных росписей, мозаик и фресок, сохраненных в первозданном виде. Рядом с собором находится много архитектурных памяток.
Именно они нуждаются в реставрации, потому что им исполнилось почти 200 лет. Как узнать расположение и график служб в соборе Благодаря сайту можно в подробностях узнать историю Храма Василия Блаженного точное его месторасположение. Также на сайте в подробностях описан график проводимых богослужений, которые сопровождаются духовным оркестром.
Строительство собора. Картина Джакомо Кваренги «Покровский собор и Спасская башня Кремля» По изначальной задумке, центральную церковь должны были окружать семь приделов. Но, когда строительство было почти завершено, зодчие поняли, что для гармонии планировки нужно добавить ещё один придел.
Так появилась сложная архитектурная композиция с девятью отдельными церквями и звонницей на едином основании. Причём у каждой церкви свой вход, а купола украшены орнаментами, которые не повторяются. Название Приделы собора освятили в честь религиозных праздников, выпавших на дни битв за Казань. Центральная церковь, например, посвящена празднованию Покрова Пресвятой Богородицы: именно в этот день стартовало победоносное наступление. Так же окрестили и весь собор: он носит имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. А вот неофициальное, но более популярное имя храма связано с московским юродивым Василием Блаженным.
Он наставлял людей на праведный путь и предсказывал будущее. Старца похоронили в основании строящегося Покровского собора, а в 1588 году, через 30 лет после смерти, канонизировали. Над его могилой построили ещё одну, десятую, церковь, названную именем святого. В отличие от других приделов, которые не отапливались, здесь богослужения проводили каждый день в любое время года. Поэтому со временем весь собор получил второе имя — храм Василия Блаженного. Перестройки Храм несколько раз менял свой облик.
В 1670-х к нему пристроили ещё одну миниатюрную церковь — в честь обретения мощей юродивого Иоанна Блаженного. Вместо открытых лестниц появились два крыльца, а обходную галерею сделали каменной и покрыли кровлей. Обе постройки расписали растительными орнаментами. Изменения коснулись и звонницы, которая к концу XVII века порядком обветшала. Её заменили шатровой колокольней с фигурной черепицей. Средства на восстановительные работы выделила Екатерина II.
В результате реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко. Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного : вынесли ценности и даже собирались взорвать церковь, но, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень. В конце XIX века храм собирались реставрировать, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция. Покровский собор. Вид собора. Из альбома Николая Найдёнова После революции 1917 года Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником.
Вскоре он вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне. С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете. Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика.
Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций. Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм.
В 2016-2018 годах были выполнены кровельные работы, восстановлена кирпичная кладка стен, свода и покрытия пола, раскрыты фрагменты настенных росписей XVII и XIX века. Воссоздание утраченного иконостаса XIX века осуществлено в соответствии с фотофиксацией 1935 года. Большинство икон, бывших некогда в иконостасе этой церкви, сохранились. В церковь возвращена главная реликвия - железные вериги, которые, по преданию, принадлежали Иоанну Блаженному.
Собор Василия Блаженного
Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти — 2 15 октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111].
В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них.
Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114].
Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129].
Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114]. Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м.
Во второй половине XVIII — начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия [130] [111]. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним [131].
В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы , в своде — образ Спаса Вседержителя [114]. Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом.
Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу , имитирующей парчовую ткань [114]. Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора [109].
Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек XVI века. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом [109]. В 2005—2006 годах иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи [114].
Церковь Святой Троицы[ править править код ] Икона «Троица Ветхозаветная» второй половины XVI века в церкви Святой Троицы Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы — считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой в народе часто именовали весь храм [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей собора — её высота 21 метр, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом [114]. В процессе реставрации 1920-х годов в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры , обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек.
В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Это крайне редкое в древнерусском искусстве символическое изображение Бога. В этой церкви не было найдено ни одного фрагмента древней живописи, что позволяет предположить, что в XVII веке она не была расписана.
Достоверно известно, что церкви собора были побелены после пожара 1735 года. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы « голосники » резонаторы — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука [100].
Церковь освещает старейшее в соборе паникадило люстра русской работы конца XVI века [109]. На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального иконостаса [109]. Его особенность — необычная форма низких царских врат и трёхрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.
Если вы будете в Москве на Красной площади, не ограничивайтесь беглым осмотром храма снаружи. Потратьте немного времени и сходи на экскурсию по собору. Внутри расположен музей, и множество интересных экспонатов. Ниже немного фотографий из собора и объяснение, почему его называют по имени самой малой из церквей. Голосник — один из сосудов замурованных в стену для лучшей акустики Всё дело в том, что давние века храм не отапливался, поэтому зимой службы в нём не велись. А пристроенной новой церкви Василия Блаженного сделали отопление, так как она была самой маленькой и её легче всего было прогреть, и службы начали проводить в нём. Соответственно прихожане и начали называть весь храм по названию церкви, в которой собирались. Вот такая история.
Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана.
Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы. Храм в честь прорицателя Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Она стала частью Покровского собора.
Кстати, изначально храм был белым, а девять его лукообразных глав — гладкими и одноцветными. Только в XVII веке их украсили изразцами и луженым железом, которое приходилось менять в среднем каждые 15 лет. Имя автора этой идеи история не сохранила.
Что касается центральной главы на Покровской церкви, то она всегда была позолочена, а остальные главы во время капитальной реставрации 1967-1969 годов покрыли медью. Интересно, что в соборе не было предусмотрено подвальных помещений. Вместо них устроили перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через узкие отверстия, продухи. Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий. Потом вход в подклет заложили, а обнаружили его реставраторы 1930-х годах. Иконостас для собора создал в 1895 году архитектор Андрей Павлинов.