Новости где майя жили

2. Вопреки тому, что известно, почти 7 миллионов майя все еще живут на полуострове Юкатан. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет. Древняя цивилизация майя вновь преподносит сенсации! Новые артефакты были рассекречены Мексиканским правительством и частично опубликованы в научных. Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода.

Больше удивительных находок

  • Система календарей
  • С помощью лидара нашли древний церемониальный комплекс Майя — Wylsacom
  • Территория
  • МАЙЯ (Цивилизация)
  • Почему исчезла цивилизация майя
  • Глава 1 ОТКРЫТИЕ МАЙЯ. Майя. Загадки великой цивилизации

В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя

В основу книги лёг дневник, который Ретш исправно вёл всё это время. Получилось интересное научное исследование, и увлекательный рассказ о необычном путешествии в родовой строй. Собранная Ретшем информация раскрыла многие тайны мистических потомков майя. Маленькое племя лакандонов осталось последним бастионом нетронутой культуры своих знаменитых предшественников. Его члены на протяжении многих лет противостояли всем попыткам миссионеров обратить их в христианство. Онисохраняют древние мифы о гигантских жуках, поедающих людей, о ягуарах и змеях, являющихся домашними животными богов, о летающих обезьянах. Несмотря на грозные предания, лакандоны очень миролюбивые люди, им чужда агрессия. У них отсутствуют понятия недоброжелательства и зависти, они не сетуют на бедность и сохраняют всегда свой весёлый нрав. Гостю жители посёлка предоставили хижину и поставили на довольствие, состоящее из маисовых лепёшек и чёрной фасоли. Но по старой традиции племени, еду мог получать лишь тот, кто участвует в общей работе. Так что Ретш каждый день отправлялся вместе с другими на маисовое поле.

Правда, как он заметил, работа была не тяжёлая, каждый работал столько, сколько хотел.

Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс».

Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги.

Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни.

Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда.

Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа.

Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа.

Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно.

В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов.

Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи.

Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим».

Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий.

Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня.

В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты». Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру».

Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда. Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу. Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время.

Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось. К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались.

В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев. Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре.

В первые дни и месяцы миссионерского служения де Ланда заинтересовался манускриптами, увиденными у своих знакомцев-информаторов из числа майя. Эти бесценные манускрипты содержали исторические хроники, священные пророчества и предсказания. Страницы, сделанные из коры деревьев, были обработаны известковой массой и расписаны загадочными иероглифами. Обложками рукописных книг служили как правило деревянные дощечки, обтянутые выделанной кожей ягуара.

В раскрытом виде некоторые книги достигали 6 метров в длину! Де Ланда повествует, что в тех книгах майя записывали «дела своих прошедших времен и что-то из своих наук». Однако далее миссионер буднично и безжалостно сообщает: «Мы нашли много книг, в которых не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи. Мы сожгли эти книги и с удивлением увидели, что индейцы сожалеют об этом событии так, будто бы у них случилось горе».

Костры брата де Ланда уничтожили великое культурное наследие майя, а современной науке нанесли неисчислимый урон. По всей видимости, в огне погибли сотни фолиантов; кроме того, испанцы разбили и разрушили огромное количество каменных изваяний, идолов и барельефов, которые сочли языческими и дьявольскими. К сожалению, современные археологи и историки вынуждены руководствоваться тем немногим, что брат де Ланда нам все-таки оставил: его «Сообщением о делах в Юкатане». Произведение это неоднозначное, но стоящее в первом ряду достаточно правдивых сочинений о майя — народе с удивительной историей, вызвавшей в Европе неподдельный интерес и восхищение.

В 1563 году де Ланда приказали вернуться домой, в Испанию, где он через три года написал свое знаменитое «Сообщение…» — книгу, которую большинство исследователей считает столь же неоднозначной, как и ее автора. Многие полагают, что де Ланда уже после написания работы добавил к первоначальному тексту пассажи, оправдывающие его жестокости по отношению к коренному населению. По словам де Ланда выходило так, будто страшный инквизиционный террор был развязан по настоянию новообращенных туземцев. Самооправдание возымело действие, и с миссионера сняли обвинения в излишней жестокости, после чего он в 1572 году с триумфом вернулся на Юкатан в качестве первого официального епископа.

Большая часть того, что историки знают о майя, исходит из того, что осталось от их архитектуры и искусства, включая резьбу по камню и надписи на их зданиях и памятниках. Майя также делали бумагу из коры деревьев и писали в книгах, сделанных из этой бумаги, известных как кодексы; известно, что четыре из этих кодексов сохранились. Им также приписывают некоторые из первых применений шоколада и каучука.

Жизнь в тропическом лесу Одной из многих интригующих особенностей майя была их способность построить великую цивилизацию в климате тропических лесов. Традиционно древние народы процветали в более сухом климате, где централизованное управление водными ресурсами с помощью ирригации и других методов составляло основу общества. Однако в низинах южных майя было мало судоходных рек для торговли и транспорта.

К концу 20 века исследователи пришли к выводу, что климат низменностей на самом деле был довольно разнообразным с экологической точки зрения. Хотя иностранные захватчики были разочарованы относительной нехваткой серебра и золота в регионе, майя воспользовались многими природными ресурсами этого района, включая известняк для строительства , вулканический обсидиан для инструментов и оружия и соль. Окружающая среда также содержала другие сокровища майя, в том числе нефрит, перья кетцаля использовавшиеся для украшения изысканных костюмов знати майя и морские раковины, которые использовались в качестве труб на церемониях и в войнах.

Таинственный упадок майя С конца восьмого до конца девятого века произошло что-то неизвестное, что потрясло цивилизацию майя до самого основания. Один за другим классические города в южных низинах были заброшены, и к 900 году нашей эры цивилизация майя в этом регионе рухнула. Причина этого таинственного упадка неизвестна, хотя ученые разработали несколько конкурирующих теорий.

Некоторые считают, что к девятому веку майя истощили окружающую их среду до такой степени, что она больше не могла поддерживать очень большое население. Другие ученые майя утверждают, что постоянная война между конкурирующими городами-государствами привела к распаду сложных военных, семейных по браку и торговых союзов между ними, а также традиционной системы династической власти. По мере того как статус святых лордов уменьшался, их сложные традиции ритуалов и церемоний растворялись в хаосе.

Наконец, какое-то катастрофическое изменение окружающей среды — например, чрезвычайно долгий и интенсивный период засухи — могло уничтожить классическую цивилизацию майя. Засуха возможно ударила особенно сильно по таким городам, как Тикаль, где дождевая вода была необходима как для питья, так и для орошения сельскохозяйственных культур. Все эти три фактора — перенаселение и чрезмерное использование земли, эндемические войны и засуха — могли сыграть свою роль в падении майя в южных низменностях.

В высокогорьях Юкатана несколько городов майя, таких как Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан, продолжали процветать в постклассический период 900-1500 гг. Однако к тому времени, когда прибыли испанские захватчики, большинство майя жили в сельскохозяйственных деревнях, а их большие города были погребены под слоем зелени тропических лесов. Майя все еще существуют?

Потомки майя до сих пор живут в Центральной Америке на территории современного Белиза, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и некоторых частей Мексики. Большинство из них живут в Гватемале, где находится национальный парк Тикаль, на месте руин древнего города Тикаль.

Довольствовались одним фактом: известно, что примерно в 1000 г. Дело в том, что в этих местах уже несколько десятилетий как обнаруживают различные вещи, связанные с древними индейцами. Начиная с 2016 года, группа археологов во главе с Такеши и Даниелой проводили исследования. Сначала это был облёт с лидаром при поддержке Национального института географии и статистики Мексики. Но уже в 2017 году учёные решили действовать без господдержки. В итоге был найден церемониальный комплекс, который назвали Агуада-Феникс. Он просто огромный: его длина с юга на север составляла 1400 м, а с востока на запад — 400. В высоту это сооружение достигало 10—15 метров.

Курсы валюты:

  • Подписка на дайджест
  • Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя
  • Археологи обнаружили потерянный город майя
  • Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение
  • Краткая хронология цивилизации майя: от становления до упадка. | Пикабу

21 неожиданный факт об индейцах майя, которые могут быть интересны не только историкам

Международная группа ученых обнаружила в Северной Гватемале множество поселений цивилизации майя возрастом около двух тысяч лет. В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя. Это открытие проливает свет на людей, которые жили в шумных городах этого лесистого бассейна более 1000 лет. В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя.

Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут

Город назвали Сиол или Ксиол , что на языке майя означает «дух человека». Там жили около 4000 человек. Город существовал между 600 и 900 годами нашей эры, в поздний классический период майя. В течение IX века многие государства майя пали, города были заброшены. Археологи впервые обнаружили это место в 2015 году, но результаты раскопок и реставрационных работ стали достоянием общественности только сейчас. Во-первых, из-за его впечатляющей монументальной архитектуры.

Он начинался официально с начала IV века в старой хронологии. Теперь мы понимаем, что на самом деле и до этого уже была урбанизированная цивилизация, очень развитая, письменность существовала и до этого, она где-то с III века до нашей эры.

И вот эта первая, доклассическая формативная цивилизация приходит в упадок примерно около 150-го года нашей эры. Баченина: - И почему, неизвестно? Беляев: - Да. Были оставлены города. Самый крупный город, город с самыми большими пирамидами за всю историю майя, который мы знаем под археологическим названием Эль-Мирадор, расположенный на севере Гватемалы, он был оставлен как раз где-то… Баченина: - Это так странно. Хорошо, я в упадке, я в диком кризисе. Но где логика?

Я покидаю город и трачу еще больше ресурсов на построение другого жилища. Беляев: - Наоборот как раз. Тот факт, что оставляются города, показывают, что это был кризис, который затрагивал внутреннюю структуру общества в том числе. Баченина: - Что вы имеете в виду? Беляев: - Города — это одно из тех изобретений, это квинтэссенция цивилизации в целом. В городах живет элита — политическая, экономическая, интеллектуальная. В городах живут горожане, которые себя не обеспечивают.

Хотя мезоамериканские обеспечивали, но все равно есть много людей, которые не обеспечивают себя сами. И если вдруг в обществе происходит какой-то надлом экономический кризис, политический, социальный, духовный, интеллектуальный , то как раз страдают первым делом города. И страдают первым делом самые большие, самые крупные города, в которых больше всего людей, в которых больше всего вкладывается ресурсов, потому что, чтобы их поддерживать, нужна определенная ресурсная база. Мы до сих пор не знаем. Несколько гипотез. Баченина: - А что вы предполагаете — засуха, наводнение? Беляев: - Одна гипотеза состоит в том, что это были экологические условия.

Этот первый кризис середины II века. Там понизился уровень вод подпочвенных, сельскохозяйственная система, основанная на этом, уже не поддерживала такое большое население. Другая гипотеза говорит, что это был кризис скорее политический, это были войны между соперничающими государствами. У майя никогда не было единой империи или большого государства, было много небольших царств или городов-государств, они друг с другом воевали. Иногда они могли быть побольше размером, чем какое-то мелкое поселение, но все равно. Политический конфликт, который вылился в то, что одна из гегемоний была разгромлена. И это видно.

Мы видим, что на этом переходном периоде очень много появляется новых черт. Например, центральная часть некоторых городов спешно обводят стенами. Это явно рост конфликтов, милитаризация. Потому что большой город майя в принципе не предусматривает оборонительных стен, потому что он размерами и населением защищен. Там были какие-то системы ограничения передвижения, но не масштабные стены. А тут видно — построили стену. Причем специально, она стоит поверх прежних зданий.

Стена, конечно, не очень хорошая. И очень похожие процессы мы наблюдаем и во втором кризисе. Это тот так называемый коллапс… Баченина: - В общем, перессорились, какие-то гражданские войны. Беляев: - Это такое объяснение.

Под воду они ушли, вероятно, из-за тектонической активности. Атитлан занимает котловину вулканического происхождения на высоте порядка 1,5 тысячи метров над уровнем моря. В частности, археологи нашли остатки церемониальных религиозных центров, домов и стел. Общая площадь древнего поселения, по предварительным оценкам, могла составлять 60 тысяч квадратных метров.

Прежде чем отправиться в экспедицию, исследователи просканировали территорию с помощью лидара. Эта технология используется для измерения расстояний. Прибор использует отражение лазерных лучей от поверхностей. Археологи изучили с помощью прибора джунгли на юге полуострова Юкатан и увидели постройки, которые были скрыты от человеческих глаз за кронами деревьев.

Кто такие индейцы майя и почему их цивилизация исчезла с лица Земли?

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя. Это открытие проливает свет на людей, которые жили в шумных городах этого лесистого бассейна более 1000 лет. Майя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя

Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам — другому народу Мезоамерики. Геологи в северной Гватемале обнаружили крупное поселение майя – Самые лучшие и интересные новости по теме: Археология, геологи, древний город на развлекательном портале Е с ли вы мечтали работать археологом или историком, но строгие родители настояли на поступлении в экономический ВУЗ, вы все ещё можете осуществить свою давнюю мечту, отправившись в путешествие по следам майя. Исследователи поделились первыми научными выводами после обнаружения остатков города майя на строительной площадке в Мексике. В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли. Это открытие проливает свет на людей, которые жили в шумных городах этого лесистого бассейна более 1000 лет.

Кто такие индейцы майя и почему их цивилизация исчезла с лица Земли?

В переводе с языка майя это означает "каменная колонна". Дело в том, что в городе были найдены многочисленные цилиндрические колонны, которые, вероятно, украшали входы на верхние ярусы монументальных зданий. На юго-востоке обнаруженного "ядра" располагалось три площади, на которых были возведены преимущественно внушительные здания. Они были окружены несколькими группами патио. Между двумя главными площадями, отмечает Спраич, находится комплекс, состоящий из различных низких и удлиненных структур, расходящихся от центра в стороны в виде концентрических кругов. Здесь же располагалась площадка для традиционной ритуальной игры с мячом. Юго-восточный комплекс с северо-западной частью соединяла мощная дамба. Она вела к своего рода акрополю, то есть наиболее укрепленной части города, которая располагалась на возвышенности.

Когда речь идет об исчезновении майя, то имеется ввиду исчезновение их политической, культурной и религиозной системы. Профессор антропологии и исследований средневековья в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн Лиза Лусеро, недавно привела цифры, из которых становится ясно, что на данный момент в Центральной Америке проживает более 7 миллионов майя. Древний город майя Теотиуакан Факты и история Майя Древняя цивилизация майя не имела централизованной политической системы, как это было в Древнем Риме. Вместо этого майя имели множество небольших государств-городов со своими лидерами и политическими системами. Некоторые из таких городов угасали с течением времени, к примеру такой как Тикаль, который находился на территории сегодняшней Гватемалы или Чечен-Ица, располагавшийся в районе мексиканского полуострова Юкатан. Политическая система и исчезновение Майя Падение городов майя происходило в основном за счет многолетних засух и политических потрясений. Государства мая продолжали свое существования даже после европейских завоеваний и болезней, которые принесли Испанцы в Америку. Однако последний город Нойпетен, был оставлен только в 1697 году.

К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер сенот либо сохраняли воду в подземных резервуарах чультун. На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей. Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, — исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий в частности, Млечного пути. Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями. Периодизация истории майя. В архаический 2000—1500 до н. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период 1000—400 до н. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза Куэльо, Кольха, Кашоб. Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи 400 до н. В это время строятся монументальные сооружения — стилоботы, пирамиды , площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период 250—600 н. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре язык, письменность, астрономические знания, календарь и т. Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, — 292 н. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков. Обнаруженное в «Храме надписей» захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился по нашему летосчислению , в 603 и умер в 683.

Это тот так называемый коллапс… Баченина: - В общем, перессорились, какие-то гражданские войны. Беляев: - Это такое объяснение. Второй коллапс — это IX — первая половина X века. Это когда классическая цивилизация приходит в упадок, когда были оставлены города и т. Тогда действительно масштаб больше, городов оставлено больше, население сокращается гораздо быстрее, оставляются гораздо большие площади. И здесь опять много дискуссий, что это — экологические причины… Сейчас стала популярна теория засухи, что это такая глобальная засуха, которая весь мир затронула, в том числе и Китай. Другая теория ищет причины во внутренней социально-политической структуре, что слишком много элиты. Баченина: - А куда они ушли? Беляев: - В том-то и дело, что как раз никуда не ушли. Потому что мы наблюдаем процесс, который у нас в 90-е годы тоже наблюдался, когда у нас был экономический кризис. Некоторые люди частично живут в городе, а ведут какое-то еще полусельское хозяйство. Для Москвы, для мегаполиса… Баченина: - Каждый четвертый. Беляев: - Но многие люди этим занимаются просто для души. А в 90-е годы это были существенный доход для многих семей. Баченина: - То есть можно провести аналогии, чтобы было понятно. Беляев: - Эта деурбанизация, люди начинают из городов потихоньку уходить, население падает. И мы видим это на археологических материалах, оно действительно сокращается. А потом уже, может быть, к социально-политическому кризису добавилась экология, начало засухи и т. Тут неожиданно выясняется, что и в сельской местности жить неудобно. И люди начинают вымирать от голода, от болезней. И на протяжении 150 лет население падает довольно быстро. Хотя были какие-то эмиграции, видимо, люди куда-то убегали совсем далеко. Думаю, современный человек способен представить, что такое город, потому что он обитает в городе, у него какое-то схематическое мышление работает. А здесь как представить правильно — так же, как у нас: вот город заканчивается и начинаются села, деревни? Беляев: - Урбанизм в древних обществах, в ранних цивилизациях всегда своеобразный. К нашему ближе какой-нибудь древневосточный, где города концентрированные, вот здесь стены и всё, город условно заканчивается есть, конечно, предместья. В мезоамерике не так, особенно у майя. Поскольку это все-таки тропические районы, там, с одной стороны, много пространств, с другой стороны, специфика земледелия такая — город расплывается. Есть центральная часть. Там ты сразу поймешь, что это город. В текстах майя они называют, что это высокий город. Там пирамиды, там дворцы, там площади, там поселения зажиточных горожан, все, что нужно для города — храмы, школы, училища. Баченина: - А как вы понимаете, что это школа? Беляев: - К сожалению, не так много данных. У нас есть два примера, исследованных археологами, специалистами по письменности майя, которые показывают, что это были училища или школы. Баченина: - А больницы были? Беляев: - С больницами сложно. Вот с училищами все-таки проще, потому что есть Чичен-Ица, город на севере Юкатана, одна из поздних столиц расцвет ее был в IX-X веках. Вот там было найдено… Его здание называли храмом, потому что оно такого не дворцового типа. И там внутри были найдены каменные таблички, которые были вмурованы в стены. И это были слоговые знаки письменности майя, которые были парами высечены.

МАЙЯ (Цивилизация)

Исследователи также отметили, что в условиях джунглей майя разработали сложные методы ведения сельского хозяйства, кардинально отличающиеся от пахотных земель европейских фермеров: искусственно созданные участки земли, окружённые каналами. Учёным также удалось рассмотреть обширную сеть дорог, общая протяжённость которых составляла 106 км. Они соединяли Тикаль с другими городами. Среди обнаруженных исследователями объектов было несколько оборонительных сооружений. Так, на окраине ближайшего к Тикалю города Эль-Зотц археологи нашли крепость высотой более 7 м. Перед ней — глубокий ров. По словам учёных, внушительный размер цитадели может говорить о высоком уровне милитаризации древних майя, а также подтверждает теорию, согласно которой единой империи у представителей этой цивилизации не существовало — население проживало в городах-государствах, иногда враждовавших друг с другом. С небес на землю По словам учёных, результаты исследования пока не окончательные и требуют доработки.

Также по теме Индейский код: в Мексике открыли памятник советскому учёному, расшифровавшему письмена майя В мексиканской Мериде открыли памятник советскому историку и этнографу Юрию Кнорозову, который разгадал одну из основных загадок в...

По-видимому, цикл Марса они рассчитали. То есть наблюдения плюс последующие расчеты. Это очень важно. Одно дело, просто наблюдать. Лунные фазы наблюдаются легко. Другое дело, планеты. Передвижение планет важно, потому что надо иметь возможность не только наблюдать, но и потом построить на основе этого модель. Мне кажется, это показывает высокий уровень развития математики и астрономии.

Календарь сам по себе довольно сложный, с расчетами лунных циклов и некоторых циклов, которые мы до сих пор не понимаем. Вот есть там такой цикл 819 дней. До сих пор непонятно, что это за цикл, с чем он связан — с каким-то астрономическим явлением или каким-то еще. Календарь, астрономия — это одно из достижений. И второе достижение — это, безусловно, сама по себе письменность майя и все, что связано с письменностью — культура книжная, культура грамотности. Баченина: - А почему вы про колесо не говорите? Беляев: - С колесом как раз не очень. В мезоамерике колесо знали, известны игрушки на колесиках, но колесо не применялось ни в каком виде в технологии индустриальной. Баченина: - И у майя тоже?

Беляев: - И у майя тоже. Причем не применялось не только для транспорта, но не применялось и как основа для гончарного круга. Вот это тоже интересно. Баченина: - А что применялось как основа для гончарного круга? Беляев: - Ничего. Керамика была лепная. Ее лепили либо вручную… Вот вся эта изящная, прекрасная керамика лепилась либо вручную, либо была керамика, которую делали в формах. Баченина: - А как мололи кукурузу? Беляев: - Кукурузу мололи не на таких жерновах круглых, как у нас, а это такая зернотерка, она называется метате слово, пришедшее из ацтекского языка.

Она напоминает такую скамеечку небольшую с углублением внутри. Туда насыпались зерна. Брали такой цилиндрический каменный пестик и растирали. И там все растиралось, не только кукуруза, но и все, что надо растереть. Баченина: - И для каждого, наверное, были свои скамеечки. Нельзя же какао растирать там, где перец чили. Беляев: - Если это были какие-то не очень богатые горожане, то они делали и то, и другое. Баченина: - Помыли посуду - и вновь растирать. Скажите, почему майя покинули свои города?

Почему в итоге есть упадок? К моменту прибытия конкистадоров цивилизация майя находилась в глубоком упадке. Беляев: - Не совсем. Первый момент. У нас есть существенный и глубокий кризис. И это та загадка, которая пока без ответа.

Об этом говорится в сообщении издания Milenio. Руины находятся под водой на глубине от 12 до 20 метров. Если оценки исследователей верны, их возводили в период между 400 и 250 годами до нашей эры. Под воду они ушли, вероятно, из-за тектонической активности.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками — пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей. Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом — нагрудным зеркалом. Правящий класс майя Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек. Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек. Экономическое развитие племен майя Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием — вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново. Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота — на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды. Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары. Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева.

Потомки майя

Но уже в 2017 году учёные решили действовать без господдержки. В итоге был найден церемониальный комплекс, который назвали Агуада-Феникс. Он просто огромный: его длина с юга на север составляла 1400 м, а с востока на запад — 400. В высоту это сооружение достигало 10—15 метров. И найти эту площадку было довольно трудно: Когда идёшь по ней, то просто не осознаёшь, что это искусственное сооружение. Такеши Иномата Археолог Это сооружение археологи назвали Главной платформой. Она построена на естественном холме, на которой в XII в. В течение двух следующих столетий не прекращалось выравнивание этого холма.

Эта область представляла собой идеальный район для заселения, считают ученые. Она объединяла возвышенности, на которых можно строить поселения из местного известняка, и низменности, часто заболоченные, пригодные для сельского хозяйства. Карта бассейна Мирадор — Калакмуль. Изображение: Richard D. Hansen et al. Лазерные импульсы лидара способны проникать даже сквозь самую плотную растительность и воспроизводить особенности рельефа и построек. Ученые составили комплексную карту территории, основанную на времени, которое требуется свету для возвращения к приемнику. Погрешность съемки составила менее 15 см по горизонтали и 30 см по вертикали, а цифровые модели рельефа и местности, построенные учеными, описывают всю территорию, окружающую Эль-Мирадор, с разрешением 0,5 м. Что показало сканирование? Лазерное сканирование выявило 60 тыс. Здания и сооружения объединены в 964 поселения: 775 из них расположены на территории южной низменности бассейна, а еще 189 — в окружающем ее карстовом хребте. Большинство строений относятся к среднему с 1 000 до 400 гг. Расположение поселений майя, открытых в джунглях Гватемалы.

Индейцы майя: история великой цивилизации Исследователям повезло — сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов. В доклассическую эпоху индейцы племени майя представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. Эль-Мирадор — один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода. Следующая эпоха 400 г. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров. К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек. Поздний классический период — время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города — Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек.

К слову, археологи знали, куда идти, так как полевым работам предшествовала аэрофотосъемка. Она и указала на место возможного присутствия древних объектов в густых джунглях. Также с самолета было проведено сканирование местности лазером при помощи передовой технологии LiDAR. Оно очень помогло археологам, так как выявило многочисленные скопления доиспанских структур. В рамках полевых работ исследователи нашли целый город, о существовании которого раньше никто не знал. Причем по ряду своих характеристик он заметно отличается от других известных городов майя. По его словам, город служил важным центром на региональном уровне, вероятно, в классический период майя 250-1000 гг. При этом большая часть найденной керамики и других артефактов относятся к позднему классическому периоду 600-800 гг.

Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката

Археологи разыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике. В поселении мы прокатились над озером на тарзанке, удивились в какой гармонии майя живут с окружающей природой, искупались в подземном сеноте. Но, как показали археологические исследования, где-то в промежутке между двумя и тремя тысячами лет назад древние майя пользовались целым набором математических понятий, описывавших астрономические события и циклические явления.

Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката

Международная группа ученых из США, Франции и Гватемалы обнаружила затерянные следы древней цивилизации майя возрастом две тысячи лет в северной части Гватемалы. Мария Баченина вместе с историком Дмитрием Беляевым рассказывает об одной из самых загадочных цивилизаций человечества. Статья «Несгинувшие майя» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: Статьи журнала "Вокруг света", 01 февраля 2010 года, 00:00 | VOKRUGSVETA. Там, где жили майя, был жаркий климат, поэтому они в основном выращивали маис, лишь иногда употребляя в пищу мясо диких животных.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий