В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. В подкасте вы узнаете.
Эмоциональный интеллект (EQ)
Исследуя природу эмоционального интеллекта, ученые пришли к выводу, что он состоит из нескольких составляющих. Эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов: самосознания и самоконтроля, эмпатии, цели и видения, социальности, личного влияния. Этот подход предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов.
Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
Эти умения включают в себя области, в которых Эстер несомненно сильна: эмпатия, позитивный настрой и самоконтроль. Но они также включают и такие ключевые качества, как нацеленность на результат, влиятельность, управление конфликтами, работа в команде и вдохновляющее лидерство. Вторая группа навыков требует такого же умения управлять эмоциями, как и первая, поэтому каждый амбициозный лидер должен уделять их развитию ровно столько же внимания. К примеру, если бы Эстер обладала навыком управления конфликтами, она бы умела давать людям негативную обратную связь. А если бы у нее был хорошо развит навык влиятельности, она бы даже хотела дать эту негативную обратную связь, чтобы направить работу своих сотрудников в нужной русло и помочь им развиваться. Представим, к примеру, что у Эстер есть коллега, который ведет себя самонадеянно и резко. Но вместо того, чтобы каждый раз при общении «сглаживать углы», обладая более широким спектром навыков ЭИ, Эстер смогла бы поднять этот вопрос при общении с коллегой напрямую и, применив навыки эмоционального самоконтроля, чтобы не позволить вовлечь себя в конфликт, четко объяснить коллеге, чем именно плох его стиль общения. В основе управления конфликтами лежит именно умение поднимать на поверхность «опасные» темы.
Вы даже можете записать свой опыт; это поможет прояснить ваше мышление и удержать вас в "режиме обучения"". Использовать "паузу" "Пауза", как выразился Bariso, невероятно проста, но очень эффективна, когда речь заходит об улучшении EQ. Это, как следует из названия, действие - сделать небольшую паузу, перестать думать перед тем, как действовать или говорить. Это не позволяет нам принимать безрассудные или импульсивные решения без предвидения. Это позволяет нам взять под контроль такие эмоции, как гнев и ревность, которые могут вызвать много проблем, если их оставить, чтобы устроить бунт. Паузу во время стрессовых моментов легче сказать, чем сделать, но с практикой становится легче. Используя разумные паузы, мы можем улучшить наш эмоциональный интеллект с течением времени, используя наши эмоции вместо того, чтобы позволить им направлять нас вслепую. Начните спрашивать, почему Когда другие люди предпринимают действия, с которыми мы не согласны, мы быстро выносим суждения об их мыслях и поведении. Мы можем навешивать ярлык на человека, сигнализирующего о себе позади нас, как на невнимательного и бездумного человека. Редко мы останавливаемся, чтобы задуматься о том, почему другие люди ведут себя так, как они себя ведут. Вместо этого мы делаем поспешные выводы и предположения, не задумываясь о своих чувствах. Повысить наш эмоциональный интеллект можно, просто задавая вопрос почаще - спрашивая, почему человек, который нас раздражал, мог поступить так, как он поступил. Спрашивая почему, мы связываемся с их эмоциями, сопереживаем их действиям, и вдруг чувствуем себя менее осуждающими и более приемлемыми. Учимся на критике, а не на обиде Независимо от того, идет ли речь о нашем романтическом партнере, новом клиенте или лучшем друге, критика никогда не бывает легкой пилюлей, которую можно проглотить. Никто не любит, когда ему говорят, что то, что он делает, неправильно. Как бы нам не хотелось сбрасывать со счетов мнения наших критиков и отстаивать свои собственные убеждения, в критике обычно есть доля правды - и мы можем поучиться у нее. Когда кто-то дает нам негативный отзыв о чем-то, легко обидеться. Но гораздо здоровее для нас отложить в сторону свои чувства и посмотреть, чему мы можем научиться на их словах. Барисо просит нас рассмотреть следующие вопросы при подаче критических замечаний: "Отложив в сторону мои личные чувства, чему я могу научиться с этой альтернативной точки зрения? Как я могу использовать эту обратную связь вместо того, чтобы сосредоточиться на муках, чтобы помочь мне или моей команде совершенствоваться? Иногда критика действительно должна быть дискредитирована - особенно когда она основана на лжи или злодеянии.
Сдерживая себя, мы лучше контролируем эмоции, что, в свою очередь, способствует улучшению личностных и межличностных отношений. Было доказано, что это не только увеличивает уровень счастья, но и повышает вероятность успеха. Проблемы взаимоотношения являются важнейшим источником стресса. Улучшение отношений способствует лучшему качеству жизни. Физическое и эмоциональное здоровье Различные исследования показывают, что большинство физических заболеваний связаны со стрессом. Депрессия - это явление, которое с каждым годом становится все более опасным и является причиной разводов, пагубно влияет на детей и даже может привести к самоубийству. Как уже упоминалось, развитие нашего эмоционального интеллекта способствует снижению вероятности стресса и депрессии, ведет к более здоровой физической и эмоциональной жизни. Лучшее определение жизненной цели Сомнения относительно жизненной цели являются основной, если не единственной причиной, способствующей возникновению депрессии или стресса. Людей пугает неизвестность. Для некоторых людей соблюдение здорового баланса между амбициями и реалистичными ожиданиями является на удивление тяжелой задачей.
Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект ЭИ — это способность человека понимать, управлять и выражать свои эмоции, а также воспринимать и понимать эмоции других людей. Структурно эмоциональный интеллект состоит из двух аспектов: внутриличностный — управление собой; межличностный — умение выстраивать отношения с другими. Благодаря ЭИ человек понимает, что эмоции могут влиять как на его поведение, так и на окружающих — причем не только позитивно. В диалоге с «Постньюс» практикующий психолог Мурат Сефербеков объяснил, что эмоциональный интеллект в первую очередь помогает человеку налаживать продуктивное общение, эмоционально оценивать ситуацию и понимать самого себя. Среди компонентов ЭИ можно выделить восприятие, понимание, управление и использование. Восприятие эмоций — это основной навык, который позволяет распознавать собственные эмоции. Понимание эмоций — более сложный навык, который позволяет воспринимать эмоции других людей, чувствовать их настроение видеть взаимосвязи и противоречия, разграничивать определенный спектр эмоций. Управление эмоциями — позволяет контролировать и регулировать свои эмоции, не поддаваться негативным импульсам и в подходящий момент включать позитивные реакции. Использование эмоций в мышлении — позволяет понимать мотивацию других людей и оценивать ситуацию с разных сторон, учитывая не только факты, но и реакции на события. На бытийном языке эмоциональный интеллект — это эмпатия не только межличностного характера, но и к ситуации. И это внутреннее понимание контекста позволяет человеку принимать решения. Люди с развитым ЭИ умеют адекватно реагировать на ситуации и принимать верные решения.
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ | Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих. |
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции | С понятием «эмоциональный интеллект» я познакомилась в этом году, когда участвовала во Всероссийском конкурсе РДШ «Большая перемена». |
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер» | • В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. |
Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса | Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. |
Почему именно сегодня тема исследования эмоционального интеллекта вновь приобрела актуальность
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции | РБК Тренды
- Каковы компоненты эмоционального интеллекта?
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни
- Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
Каковы будут последствия такого прогресса сейчас тоже сложно оценить. В российских компаниях данные технологии применимы крайне урезано: на развитие машинного обучения, цифровизацию процессов нужны колоссальные средства, которых у российских даже публичных компаний не всегда хватает. Поэтому темой машинного обучения пока занимаются только российские гиганты: в финансовой сфере — Сбербанк, в ретейле — X5 Retail Group и конечно в ИТ — Яндекс и Mail. Ru Group. Сегодня в России, в отличие от Запада, не так много курсов для развития эмоционального интеллекта. Как правило, они входят в направление «Психология и деловые коммуникации». Поэтому многим приходится учиться на практике. Успеха достигают те, кто в какой-то период жизни работал в продажах или другой среде из перечня профессий, относящихся к классу «человек-человек». Именно частое общение с большим количеством людей помогает овладеть пониманием их желаний и потребностей, а управление командами помогает понять, с какими стрессовыми ситуациями каким образом лучше всего справляться. Развитию второго навыка также эффективно помогает коммуникация с наставником или ментором, который уже прошел путь, в начале которого находится заинтересованная личность.
Одной из наиболее легких техник распознавания интересов людей является УБЭП, которая подразумевает деление потребностей и ценностей человека на четыре группы — удобство, безопасность, экономия и престиж. Важно понимать, что для выявления потребностей не стоит спрашивать «какая ценность для тебя важна» — вопрос бестактен.
Все эти составляющие важны для комплексного развития эмоционального интеллекта, однако самую важную роль играют самосознание и самоконтроль. Благодаря им мы можем, например, проанализировать ситуацию после конфликта, понять, где мы были неправы, и прийти к другому человеку, чтобы наладить отношения. Или же проанализировать свою реакцию, которая, может, и не проявилась внешне, но явно оказала влияние на наше самочувствие. Иначе говоря, чем лучше у вас развито самосознание и самоконтроль, тем больше мы склонны к рефлексии и управлению собственными эмоциями. Поэтому, прежде чем начинать развивать навык эмпатии или учиться общаться с людьми так, чтобы никого не обидеть, нужно разобраться в том, насколько хорошо вы умеете понимать свой внутренний мир и его внешние проявления.
И вот как это можно сделать. Наблюдайте Когда мы рефлексируем, мы метафорически отстраняемся от ситуации и смотрим на нее со стороны. Так поступают наставники — люди, которые не являются частью игры, но активно за ней наблюдают, для того чтобы увидеть проблемные зоны и предложить варианты, как их устранить. Поэтому первое, что вам необходимо сделать, — это позволить вашему наставнику участвовать во всем, что с вами происходит. Можете представить, например, самый яркий конфликт в вашей жизни и посмотреть на него со стороны. Как вы выглядите? Какую позу занимаете?
Какие эмоции проявляются на вашем лице? После того как вы от и до изучите себя, переключитесь на окружающих. Как они ведут себя? Как они реагируют на ваши слова? Какие эмоции демонстрируют? Пусть ваш внутренний наставник рассмотрит ситуацию как можно детальнее, но только как третье незаинтересованное лицо: без оценок и негативных эмоций, только факты. Чтобы лучше интерпретировать свои и чужие реакции, используйте эту таблицу, которая наиболее полно охватывает различные оттенки чувств.
Интерпретируйте Итак, вы собрали достаточно информации о своем и чужом поведении. Теперь вам нужно обработать все факты, выделив в ситуации триггеры и шаблоны проявления эмоций. Но так как паттерны поведения сидят в нас очень глубоко и оттого совершенно не осознаются, сделать это очень сложно, но возможно, если вдумчиво проанализировать ситуацию. Вот несколько примеров того, как люди обычно проявляют те или иные эмоции. Радость Яркие эмоции. Активная, взволнованная речь. Постоянная жестикуляция.
Невозможность усидеть на одном месте. Нет особых внешних проявлений. Ощущается исключительно внутри. Внешнее спокойствие, умиротворение.
И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться. Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать. Либо они выйдут наружу через агрессию, всплески гнева, либо приведут к серьёзным проблемам со здоровьем». Также Борис рекомендует пройти курсы актёрского мастерства.
Актёров учат погружаться в определённое эмоциональное состояние через переживание разных эмоций. Так, спустя несколько занятий, вам будет проще понимать эмоции других людей», — говорит эксперт. Развитие EQ — дело небыстрое, но в среднем при усердной работе изменения можно увидеть уже через несколько месяцев, утверждает Елена Мечетина. Она делит тренировку эмоционального интеллекта на три этапа. Поиск мотивации Если вы часто испытываете гнев, страх или обиду в стрессовых ситуациях и хотите спокойнее на них реагировать, найдите в себе большую мотивацию измениться. Например, осознайте, что от постоянных вспышек гнева рушатся отношения с вашим любимым человеком и что он не готов вас воспринимать в таком состоянии. А дальше начните тренироваться, вырабатывать новые привычки реагирования. Выработка новой привычки Представьте, что привычная реакция гнева — это хайвей, который выстроен в вашей голове ещё с детства.
А нам нужно создать новый способ реагирования — проложить ещё одну дорогу. Поэтому, как только вы захотите проявить агрессию в стрессовой ситуации, то есть проехать по привычному хайвею, попробуйте отреагируйте по-новому. Например, если вас приводят в гнев плохие оценки ребёнка, из-за чего каждый раз получается скандал, то попробуйте однажды не кричать, а пойти прогуляться. Можно погулять вместе с ребёнком, поговорить с ним на отвлечённые темы или пройтись в одиночестве. Пробуйте разные способы реагировать на ситуации, и в конце концов вы нащупаете менее травмирующий метод выхода из стресса. Поначалу будет сложно, но со временем новый путь войдёт в привычку. Для этого и нужна сильная мотивация — она помогает не свернуть с неизвестной дороги на привычный хайвей. Обратная связь После нескольких удачных попыток реагировать по-новому, важно получить обратную связь от кого-то со стороны.
Потому что ваша оценка себя — субъективна. Вам может показаться, что вы — молодец, делаете большие успехи и теперь можно расслабиться. А на деле изменения могут быть не видны или даже оказаться негативными. Об обратной связи можно попросить коллегу, руководителя, коуча, психолога или просто близкого человека. Он будет наблюдать за вами и вашими реакциями и давать более или менее объективную оценку к которой, впрочем, нужно тоже отнестись критически, особенно если оценку дал заинтересованный в ваших изменениях человек. Схему, которую предлагает Елена, можно проходить «спринтами».
Вторую модель эмоционального интеллекта по Гоулману принято относить к смешанным моделям ЭИ. В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта: Самосознание — способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны; Саморегуляция — способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса. Мотивация — способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу. Эмпатия — способность читать эмоции других людей, умение ставить себя на их место. Социальные навыки — способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их. Позднее Д.
12 составляющих эмоционального интеллекта
Человек полностью использует способности ЭИ. У человека большой потенциал в этой сфере. Распознавание эмоций, 2. Использование эмоций Стратегический ЭИ: 3. Понимание эмоций, 4. Управление эмоциями Баллы по доменам в отчете мы не увидим, но можем ориентироваться по величине столбцов. Есть два вида отчетов тестов ЭИ: Стандартный отчет.
В стандартный отчет входят цифровые обозначения тех компонентов, которые обозначены звездочкой: Общий балл ЭИ и баллы по ветвям. Это будет для участников информативный материал. Полный отчет дополнен баллами по разделам, который раскрывает каждая ветвь: Распознавание эмоций Лица, Изображения, Ситуация , Использование эмоций Фасилитация, Эмпатия Понимание эмоций Изменения, Смешивания, Динамика Управление эмоциями Управление своими эмоциями и влияние на эмоции других. Опытный эмоциональный интеллект - сфокусирован на идентификации эмоций и их продуктивном использовании в решении задач. Этот показатель демонстрирует уровень способности воспринимать эмоциональную информацию, отвечать на нее и распоряжаться ею, не обязательно при этом понимая ее. Он фокусируется на более базовом уровне переработки эмоций в отличие от рационального понимания и управления эмоциями.
Показатель базируется на ветвях "Распознавание эмоций " и "Использование эмоций" модели эмоционального интеллекта. Эти две ветви в большей степени опираются на то, как эмоции проявляются и распознаются, и как человек идентифицирует эмоции и реагирует на них. Данная способность является менее аналитической — обработка информации, связанной с эмоциями, осуществляется интуитивно и используется в ситуациях «здесь и сейчас» при незначительном планировании и управлении собственным поведением. Пользоваться эмоциями «здесь и сейчас» нам позволяют 2 способности: распознавание эмоций и использование эмоций — это опытный домен. Эмоции мы воспринимаем в моменте что я сейчас чувствую, что ты сейчас чувствуешь, потому что эмоции живут несколько секунд и использовать это в моменте «здесь и сейчас». Стратегический эмоциональный интеллект - включает в себя более высокий уровень - сознательную обработку эмоций.
Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их.
Важно, что в литературе чем дальше, тем меньше делается упор на то, что эмоциональный интеллект важен именно для руководящего звена. Когда речь об эмоциональном интеллекте заходит у нейрофизиологов, сразу же вспоминается термин «лимбическая система» — это структура мозга, которая реагирует на эмоции. Термин был разработан американским ученым Полом Д.
Маклином в 1952 году. Маклин вывел концепцию триединого мозга, согласно которой человеческий мозг состоит из трех частей, насаженных одна на другую, а именно: Лимбическая система состоит из миндалевидного тела, гиппокампа, гипоталамуса и поясной извилины. Именно в лимбической системе зарождается страх, который формируются в результате стимуляции гипоталамуса и миндалины; гнев и спокойствие также зависят от данной системы, за спокойствие отчасти отвечает неокортекс. На состояние гнева у животных также влияет часть областей гипоталамуса и вентрамедиального ядра, а также перегородочных ядер.
Стоит отметить, что двустороннее разрушение миндалины нарушает реакции гнева и приводит к чрезмерному спокойствию. Удовольствие и зависимость также начинаются в лимбической системе: в системе миндалин, прилежащего ядра и гиппокампа. В России вопрос эмоционального интеллекта также активно рассматривает Татьяна Черниговская, специализирующаяся в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Татьяна Владимировна поднимает вопрос влияния гаджетов на эмоциональный интеллект детей и подростков, считая, что эмоциональному интеллекту можно обучить, но для этого детям необходимы личная коммуникация, общение с животными, просмотр фильмов, а также участие в походах и обязательная помощь друг другу.
В статье, опубликованной в Harvard Business Review, Барри Либертом и Меган Беком выделяют несколько областей, в которых люди все еще держат верх над своими коллегами-роботами: Ключ к сохранению значимости людей в профессиональных отраслях заключается в том, чтобы индивидуум использовал свои уникальные человеческие навыки.
Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению переживаемых эмоций. В контексте такого обоснования, эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Мейер и П. Сэловей выделили четыре компонента — "четыре ветви модели эмоционального интеллекта", каждая из которых, в свою очередь, описывает "четыре области способностей или навыков", а все вместе — "многие области эмоционального интеллекта" [59] рис. Эти компоненты выстраиваются в иерархию на диаграмме — снизу вверх и слева направо , уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно.
Каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей. Согласно усовершенствованной модели 1997г. Четыре ветви диаграммы располагаются от основных снизу до более интегрированных в психологическом отношении процессов. Ветвь самого нижнего уровня отображает относительно простые способности восприятия и выражения эмоции, а ветвь самого высокого уровня — осознанного регулирования эмоций. У каждой ветви есть четыре блока с типичными примерами способностей. Способности, которые появляются в ходе развития личности относительно рано, находятся в левой части ветвей, а способности, развивающиеся позже — с правой. Структура эмоционального интеллекта по Мейеру Дж.
Поскольку ранние навыки связаны с развитием слева обычно плохо объединяются друг с другом, они наиболее ясно иллюстрируют различия среди ветвей. Способности, развивающиеся в более позднее время справа появляются у более интегрированной личности взрослого человека и, следовательно, менее отличны. Каждая способность относится к эмоциям по отношению с себе и другим, кроме отмеченного иначе. Предполагается, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом, будут проходить указанные этапы быстрее и будут проявлять большее количество указанных способностей. Восприятие, оценка и выражение эмоций. Самая нижняя ветвь диаграммы на рис. Это первоначальный, основной компонент, имеющий отношение к невербальному восприятию и выражению эмоции.
Выражения лиц, отображающих счастье, печаль, гнев и страх универсальны для распознавания этих эмоций у всех людей. Младенцы и маленькие дети учатся идентифицировать свои и чужие эмоциональные состояния и отличать их друг от друга. Вначале младенец отличает эмоциональные выражения лица родителя и отвечает на них.
Мы знаем, как развивать и поддерживать хорошие отношения, как общаться ясно, вдохновлять других, как хорошо работать в команде и находить выход из конфликтных ситуаций. Эмоциональный интеллект, показатель интеллекта IQ и индивидуальность — это разные вещи. Эмоциональный интеллект — это фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличен от интеллекта. Нет никакой известной связи между показателем интеллекта и эмоциональным интеллектом; совершенно невозможно предсказать уровень эмоционального интеллекта, основываясь на том, насколько кто-то умен, то есть насколько высокий у него IQ. Сам по себе IQ неправильно понимать как степень образованности или как показатель гениальности. IQ сам по себе — это ваша способность учиться, и в пятнадцать лет она у вас такая же, как в пятьдесят. Эмоциональный интеллект — это гибкий набор навыков, которые могут быть приобретены и улучшены с практикой.
Хотя некоторые люди от природы имеют более высокий эмоциональный интеллект, чем другие, при желании вы можете развить эмоциональный интеллект до высокого уровня, даже если и не родились с ним. Индивидуальность — последний кусочек мозаики. Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас. Индивидуальность — результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению. Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта. Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни. IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность — каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром. Эмоциональный интеллект затрагивает:? Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий. EQ помогает мотивировать людей, а если в работе есть элемент конкуренции, превосходить соперников.
Общаясь с руководителями служб персонала крупных компаний, можно узнать, что, проводя отбор на работу, они рассматривают EQ так же, как профессиональные навыки, и нередко требуют проведения EQ-теста перед приемом кандидата;? Современная жизнь представляет собой стресс, это факт. Конечно, есть люди, у которых стресса меньше, но в целом дело не в том, у кого его больше, у кого меньше, а в том, насколько человек способен им управлять. Если вы неспособны управлять уровнем напряжения, это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Не зря говорят, что все болезни — от нервов: безудержное напряжение может поднять кровяное давление, подавить иммунную систему, увеличить риск сердечного приступа, внести свой вклад в бесплодие, ускорить процесс старения. Поэтому первый шаг к улучшению эмоционального интеллекта — это старание узнать и понять, как снизить стресс, как уменьшить напряжение;? Бесконтрольное напряжение может также воздействовать на умственное здоровье человека, делая его уязвимым для тревоги и депрессии. Не умея управлять своими эмоциями, мы оказываемся подвластны переменам настроения, а неумение управлять собой ведет к неспособности сформировать сильные отношения, что в итоге может заставить нас остро переживать одиночество;? Понимая свои эмоции и умея управлять ими, мы способны лучше выразить свои чувства и понять, что и как ощущают другие люди.
Эмоциональный интеллект: понятие, развитие и применение в жизни
В некоторых случаях эмоциональный интеллект человека (EQ) может быть гораздо важнее коэффициента интеллекта (IQ). Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести.
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции
В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Так ли это на самом деле, как низкий эмоциональный интеллект связан с зависимостями, суицидальным и жертвенным поведением, а также о том, помогает ли развитый эмоциональный интеллект справиться с тяжелыми новостями, — в интервью. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций. Эмоциона́льный интелле́кт — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Это способность понимать и управлять не только своими, но и чужими эмоциями. Считается, что люди с высоким эмоциональным интеллектом с большей вероятностью преуспеют в жизни и смогут построить гармоничные отношения, поскольку они способны лучше ориентироваться в людях, адаптироваться к различным ситуациям и изменениям, справляться со стрессом и принимать эффективные решения. Этот важнейший навык в жизни абсолютно каждого человека определяет способность идентифицировать, понимать и управлять эмоциями, а это сложнее, чем кажется. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, саморегуляцию, эмпатию, мотивацию и социальные навыки. В последние годы концепция эмоционального интеллекта признается решающим фактором личного и профессионального успеха. Тот, кто овладеет эмоциями, овладеет умами. Это действительно так, поскольку редкий человек умеет контролировать свои эмоции, особенно в стрессовой ситуации.
Важность эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект предполагает осознание собственных чувств, сочувствие к другим и использование этих знаний для управления социальным взаимодействием и принятием обдуманных решений. Проще говоря, эмоциональный интеллект заключается в эмоциональной осведомленности и использовании этого навыка для управления мыслями и поведением. На самом деле зачастую не разум управляет эмоциями, а эмоции разумом. Но стремиться нужно к тому, чтобы разум возобладал над эмоциями в любых ситуациях. Импульсивность никому не идет на пользу. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов: самосознания, саморегуляции, социальных навыков и эмпатии.
Распознавать и понимать эмоции, их влияние на мысли и действия действительно очень сложно.
Он умеет отказывать в просьбах, если они ущемляют его интересы и противоречат желаниям. Человек осознает свои положительные и негативные стороны, а также старается усовершенствовать первые и минимизировать вред от вторых. Высокий уровень EQ не уживается с перфекционизмом. Такой человек не зависит от мнения окружающих и не стремится никому и ничего доказывать.
Низкий Как распознать тех, у кого эмоциональный интеллект развит слабо? Выделить их можно по следующим признакам: Люди с недостаточным уровнем эмоционального интеллекта заводятся с полуоборота, всегда готовы вступить в жаркий спор и требовать от собеседника четкой аргументации своих слов, действий, решений. Они тяжело проигрывают, винят окружающих в излишней чувствительности. Могут спровоцировать конфликт своими колкими словами, а позже свалить вину за возникший конфликт на оппонента. Низкий EQ не дает распознавать чувства близких людей.
Человек не видит, что собеседник расстроен, поставлен в тупик, смущен и не желает продолжать общение. Роль жертвы привычна. За все неудачи принято винить обстоятельства или окружающих людей. Для человека характерны вспышки неконтролируемой агрессии. Он не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они неуместны и доставляют дискомфорт близким.
Высокая подверженность депрессиям. Круг общения, как правило, неширокий. Тест на определение EQ Есть много различных методик для оценки уровня эмоционального интеллекта.
И отойти в ванную, умыться холодной водой, немножко прийти в себя, подышать и вернуться чуть-чуть в другом состоянии. Он способен сделать вот эту паузу, способен взять свои эмоции под контроль, а для этого нужно сначала понять, что с тобой что-то происходит. Или кто-то очень убедительно тебя агитирует сделать что-нибудь: пойти в бар, вложиться в его бизнес или еще что-то сделать. И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится. И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу. Ирина — Мошенники очень часто пользуются этим, когда звонят от чужого лица.
Сергей — Да, они торопят, нагнетают эмоции, давят, стрессируют специально, чтобы создать какое-то особое состояние у тебя, в котором ты меньше думаешь, больше делаешь того, что им нужно. И человек, способный свои эмоции отловить, просто понимает, что его явно загоняют в угол сейчас, что он чувствует себя дискомфортно, и из этой ситуации надо выходить. Или другой пример. Первые годы семейной жизни моей с моей супругой проявлялась такая моя черта: с утра я очень угрюмый. Я настолько угрюмый, что это выглядит просто агрессивно, как будто я конкретно по отношению к жене своей что-то имею негативное, как будто я недоволен. И она первое время не понимала, что происходит. То есть она не могла понять, что происходит, я тоже не понимал, что происходит, потому что утром мне было не до того — я был в своем состоянии, не очень его осознавая. И потом, когда эта ситуация разрешилась, когда я стал понимать, что утром надо бы быть поприветливее и быстрее приходить в себя, и она поняла, что это у меня не по отношению к ней всё происходит, ситуация стала намного проще. И это тоже касается эмоционального интеллекта.
Собственно говоря, когда наш голодный ребёнок начинает капризничать, он не понимает, что он голоден. Он думает, что с ним поступают несправедливо, что ему не дают то, что ему причитается, что его мама или папа злые, или плохо себя ведут, что мир несправедлив. Он не понимает, что источник внутри него. Он не осознает своего состояния. И развитие эмоционального интеллекта означает, что он начинает эти вещи понимать. Он понимает, что сейчас он уставший, что мир, в общем-то, не так плох, что надо просто отдохнуть и перекусить, а не капризничать и просто разбрасывать вокруг еду, например, как это часто бывает. Следующий компонент этой модели — «саморегуляция»: способность контролировать свои импульсы, сдерживать импульсы, разряжать их в ту или иную активность. И вот пример с конфликтным поведением, с поведением в конфликте — это как раз навыки саморегуляции. Когда человек либо способен понять, что сейчас его начинает заносить, и дать себе возможность отступить, успокоиться.
Или человек продолжает набирать обороты, и ситуация самоиндуцируется и развивается. Есть еще такая интересная составляющая как «поддержание позитивного базового состояния». Ты наверняка сталкивалась в жизни с людьми, которые более позитивные и менее позитивные. Люди, которые в целом большую часть времени улыбаются, и люди, которые большую часть времени в сдержанно угрюмом состоянии. Или даже всем недовольны. Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения. Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания.
Многим наверняка знакома ситуация: ты делишься чем-то сокровенным с собеседником, а он тебе в ответ нередко при том перебивая : «А у меня вот что произошло: та-та-та», полностью игнорируя содержание вашего месседжа. Тут тоже есть вопросы к эмоциональному интеллекту, но и не только к нему. Скорее всего, ваш собеседник просто мудак что является более емкой психологической формулировкой, которая включает целый ряд коммуникативных девиаций, эмоциональных в том числе. К подросткам вполне применим метод измерения уровня ЭИ при помощи оценки его компонентов, то есть тот же самый, что и ко взрослым. При этом, как отмечает в диалоге с «Постньюс» детский психолог Даниил Яшин, «зачастую с подростком достаточно просто поговорить о межличностных отношениях и его переживаниях». Эмоциональный интеллект детей часто определяют с помощью рисунков. Например, психолог просит нарисовать ребенка его семью, где каждый занят своим любимым делом. Поскольку проблемы с эмоциональным интеллектом проявляются в первую очередь в межличностных отношениях, важно обратить внимание именно на семью — как ребенок видит эти отношения, а также как интерпретирует рисунок. К чему приводит низкий эмоциональный интеллект? Из-за низкого уровня эмоционального интеллекта могут возникать недопонимания в общении, трудности с принятием решений, проблемы с самооценкой, что приводит к общей неудовлетворенностью жизнью. При этом ЭИ — это набор навыков, и их можно развить. Как развить эмоциональный интеллект? Для развития эмоционального интеллекта ребенка Яшин рекомендует говорить с детьми о чувствах, спрашивать, как прошел их день, и задавать предметные вопросы на тему эмоций.
Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
Да, не просто так мы заговорили про это, упомянув токсичность. Фундамент EQ закладывается в раннем детстве. Инструмент — слова родителей. Как вы думаете, что негативно влияет на EQ, из-за чего у взрослых возникают проблемы с пониманием и выражением эмоций, управлением ими, взаимодействием с другими людьми?
Все дело в клише, «комплиментах», которые щедро отвешивают токсородители в детстве: «дурак», «дура», «бездарь», «неслух», «лентяй», «негодяй», «профурсетка» и т. А еще все это приправляется критикой: Опять ты все сделал не так. Ты не справишься.
Опять мне за тебя краснеть и т. Слыша только это, ребенок делает вывод: Ага, мама папа, другой родственник видит меня таким. Значит, таким я и буду.
Во-первых, не хочу расстраивать маму, ведь я люблю ее. Во-вторых, ей виднее, она же взрослая, и лучше меня знает. В большинстве случаев родители прикрываются фразами типа: Не буду я с ним сюсюкаться.
Работодатели меньше интересуются дипломной степенью, чем способностью справляться со стрессом , умением сотрудничать, смягчать конфликты, самоконтролем, мотивацией, целеустремленностью, добросовестностью, настойчивостью, адаптацией к быстро меняющимся условиям или сочувствием. Эмоциональный интеллект — не очень точное понятие, даже психологам трудно дать однозначное определение. Стоит помнить, что культурно поддерживаемый миф о том, что женщины более чутки и интеллектуальны в смысле чувств, чем мужчины, нереален. Некоторые женщины так же «трудны», как и мужчины, и могут эффективно справляться со стрессом, а и мужчины часто бывают более чувствительными, чем женщины. Что получает эмоционально интеллигентный человек? Разнообразие в межличностных ситуациях — его отношения более разнообразны, богаты и более постоянны. Он лучше справляется с трудными ситуациями, адаптируется к обстоятельствам, организует деятельность, адаптируется к условиям труда и работает более эффективно. Лучше работает в сложных и стрессовых ситуациях. Характеризуется более высоким уровнем социального функционирования. Кроме того, эмоционально умный человек может модулировать эмоциональные процессы, о которых алекситимик не знает, то есть человек, которому трудно получить доступ к своим собственным эмоциям, который неспособен к эмоциональному контакту с другими и выражению своих чувств.
Например, швейцарский профессор, занимающийся тематикой именно детского ЭИ, Давиде Антогназа Davide Antognazza , говорит, что развитие эмоционального интеллекта с раннего детства позволяет осознавать свои эмоции и управлять ими. Это полезное знание о себе, способность говорить о своем эмоциональном состоянии — может помочь детям лучше адаптироваться в социуме. В животном мире именно эти внешние признаки, основанные на ЭИ, помогают выживать и «общаться» с сородичами внутри вида. Вспоминая о нашем «обезьяньем» происхождении, становится понятно, что и человеку даны эмоции не просто так. В процессе эволюции мы слишком увлеклись развитием технологий, машин, сложных теорий и концепций, что совсем забыли о самых простых, но не менее эффективных инструментах, подаренных нам природой. Представьте, насколько проще было бы вам в жизни и работе, если бы вы могли безошибочно распознавать состояние другого человека по мельчайшим внешним признакам, умели бы переводить его в нужное вам состояние или управлять своим настроением? Скольких семейных конфликтов можно было бы избежать!
А как просто было бы идти по карьерной лестнице и управлять коллективом на работе? На самом деле на каком-то уровне каждый из нас с рождения обладает эмоциональным интеллектом. Уровень этот разный и зависит от многих факторов. Впрочем, как и уровень обычного интеллекта. Семья, окружение, школа, страна, книги — все это оказывает свое влияние на развитие эмоционального интеллекта. Хорошая новость, что даже если ваш природный уровень не слишком высок, его можно повысить с помощью обучения и тренировок. Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык!
Согласно научной концепции, разработанной Дж. Мейером, П. Сэловей и Д. Карузо, эмоциональный интеллект состоит из четырех равнозначных «ветвей»: восприятие эмоций понимание эмоций управление эмоциями Как правило, развитие ветвей у каждого из нас неравномерно, и это существенно уменьшает эффективность их использования в реальной жизни. Например, вы хорошо распознаете негативные эмоции вашей жены, когда поздно приходите домой или забываете, что-то сделать, но абсолютно не знаете, как себя вести с ней в таком состоянии. Выбирая неправильную тактику поведения например, не беря трубку или еще больше оттягивая момент прихода домой , вы только усиливаете конфликт. Еще один пример — страх публичных выступлений.
Большинство людей даже знаменитых и работающих «на сцене» долгие годы признаются в том, что испытывают нервное напряжение перед каждым выходом на сцену. Но успеха добиваются те, кто умеют быстро взять себя в руки и перевести свое эмоциональное состояние из одного в другое.
Записывать эмоциональные реакции лучше сразу же, а вот анализ можно проводить уже и в конце дня. Активное слушание Этим умением пользуются и профессиональные психологи. Оно позволяет понимать эмоции других людей: как они реагируют на негативные ситуации?
А как радуются? Ведь как много мы упускаем, когда говорим, перебиваем, даем советы в беседе. И как много получаем информации, когда слушаем. Именно поэтому существует шуточная поговорка: у нас два уха, чтобы больше слышать, и один рот, чтобы поменьше говорить. А если еще сопровождать слушание человека стимулирующими, вовремя заданными вопросами, то собеседник проникнется доверием, и общение станет по-настоящему эффективным.
Ведь помимо всего прочего, люди, способные научиться понимать свои внутренние ощущения, умеют по жизни выделять главную цель и идти к ней каждый день — с легкостью и интересом», — подводит итог Христина Корлякова. Что думаешь?
Статьи и полезные материалы для HR
Модель эмоционального интеллекта EQ состоит из 5 «ступенек». Важной предпосылкой к возникновению понятия «Эмоциональный интеллект» является также концепция «множественного интеллекта», интегрирующая многие теоретические суждения и концепции предыдущего времени. Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями. Шкала WLEIS состоит из 16 пунктов, которая разделяет эмоциональный интеллект на четыре широких класса: самооценка эмоций (SEA), оценка эмоций других (OEA), использо-вание эмоций (UOE) и регулирование эмоций (ROE). Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык!