Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является "Словарь дьявола" (1906), в котором определения высмеивают косность, лицемерие и полученную мудрость. Сатирические произведения позволяют акцентировать внимание на проблемах и вызывают размышления у читателя. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Примеры сатирических произведений. Примеры сатиры в произведениях.
Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы
Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Сатирические произведения позволяют акцентировать внимание на проблемах и вызывают размышления у читателя. читайте в нашей статье на В сатирических произведениях автор высмеивает человеческие недостатки, используя обличение и смех. Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое с помощью шуток, иронии и сатиры изображает недостатки, ошибки или противоречия в обществе, политике, культуре и других сферах жизни.
Что такое сатирическое произведение и как оно функционирует
Сатирическое произведение — это произведение литературы или искусства, которое использует сатиру, чтобы высмеять иррациональные и абсурдные аспекты человеческой жизни или общественной действительности. Сатирические произведения – это литературный или художественный материал, созданный с помощью сатирического подхода к изображению социальных явлений. Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, основной целью которого является искажение или критика реальных явлений и проблем общества. Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе – полемической проповеди-развенчанию.
Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)
Сатира является одним из самых ранних примеров литературы. Плиний сообщает, что в VI веке до нашей эры поэт Гиппонакт написал сатиры на одного человека, которые были настолько жестоки, что объект сатиры повесился. Самой старой формой сатиры считается Мениппова. Собственные сочинения Мениппа потеряны, но его почитатели и подражатели смешивают серьёзность и смех в пересказах его произведений.
Одним из самых известных первых сатириков был Аристофан; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал Клеона. Стиль Аристофана, допускающий непристойности, был использован греческим драматургом-комедиографом Менандром. Такой стиль использован во многих из его работ, таких как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападки на политического деятеля Каллимедона.
Среди видных сатириков римской литературы — Гораций и Ювенал, которые творили в первые века Римской империи. Другие известные римские сатирики — Луцилий и Персий. Первым, кто в Риме охарактеризовал сам жанр сатиры, был Квинтилиан, который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия.
Особенности жанра Основой сатиры является обличение и смех, с помощью смех автор обличает недостатки, человеческие пороки. Характерная особенность сатиры — отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск.
В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет "Путешествия Гулливера" Дж.
Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. Сатира как прием С течением времени она утратила значение конкретного жанра, как произошло это и с другими жанрами, считавшимися классическими идиллией, элегией и пр. Основным признаком сатиры стала изобличающая насмешка, которая определяла сущность ее. Это назначение она выполняла с помощью различных жанров и форм. Однако всякий раз, когда в литературе возрождались формы античности, старинная жанровая сатира вновь возникала вместе с ними.
Например, так было во второй половине 18 века в русской литературе, когда она была использована в качестве классической формы Сумароковым, Кантемиром и др. Одновременно существовали и сатирические журналы с карикатурами, рассказами, фельетонами, а также сатирическая комедия. Что лежит в основе сатиры? Что такое сатира, мы выяснили. Разберемся теперь, что лежит в основе ее. В основе сатиры, независимо от жанра, лежит комизм.
Смех всегда был и остается хорошим средством воздействия на общество. Комическое, выполняя социальные функции, имеет и соответствующую форму: сатирическую, юмористическую и ироническую. В действенной борьбе с изображаемым комически объектом заключается социальная функция сатиры и смеха. В этом ее отличие от иронии и юмора. От любых других форм комического сатира также отличается волевой направленностью, активностью и целеустремленностью. В смехе всегда присутствует отрицание.
Вместе с ним поэтому звучат не менее сильно возмущение и негодование. Иногда они столь сильны, что практически заглушают смешное или же оттесняют на задний план. Может ли сатира обходиться без комических приемов? То, что комический эффект в сатире выражен не слишком сильно, дало повод некоторым ученым утверждать, что она может обходиться вовсе без комических приемов, изобличать враждебное и ничтожное только своим негодованием. Однако негодование само по себе даже при наибольшей напряженности и силе не создает сатиры. Например, стихотворения "На смерть Пушкина" и "Дума" Лермонтова при всем пафосе возмущения и протеста все же не являются сатирическими.
Элементы негодования и смеха в сатире могут по-разному комбинироваться. Но нельзя построить ее вне комического. Отрицая его как необходимый элемент, мы придем к отождествлению этого понятия с отрицанием, критикой вообще. И не сможем ответить ясно на вопрос о том, что такое сатира. В плане сатирическом например, у Салтыкова-Щедрина и в плане прямого отрицания и критики у Л. Толстого может быть выражено изобличение бюрократии и русского самодержавия.
Маяковский изобличал сатирически буржуазию и мещанство, Горький их же, но в виде прямого отрицания. Вот что такое сатира в литературе. Определение ее в тексте обычно не представляет большой сложности - мы делаем это интуитивно. Специфика понятия "сатира" Специфика понятия "сатира" состоит не только в том, что оно вскрывает вредные, отрицательные или позорные явления, но и в том, что осуществляется это всегда средствами комического закона, по которому негодование составляет единое целое с изобличением комическим, а изобличаемое изображается как нормальное, чтобы потом через это обнаружить смешное, что данная норма - лишь видимость, которая заслоняет зло. Подтверждается данная мысль всей историей сатиры. Читая их, мы понимаем, что такое сатира в литературе.
Определение этого понятия было дано выше, так что если вы сомневаетесь, вы всегда можете прибегнуть к нему. Классическое деление сатиры на "патетическую" и "смеющуюся", которое Шиллер проводит в одной из своих статей, таким образом, не имеет достаточного основания. Типы сатиры Сатиры на врага могут быть отрицанием всей существующей социально-политической системы. Данный тип связан с именами величайших сатириков, в разные эпохи давших гениальные образцы отрицания и критики социальной действительности современной этим авторам эпохи. К ним относятся Свифт, Рабле, Салтыков-Щедрин. Второй тип сатиры - когда автор зовет не к уничтожению всей системы, породившей пороки, а к исправлению отдельных из них.
Такая сатира направлена в основном на нравы, быт, культурные обычаи. Она отражена в творчестве Мольера, выступившего с критикой поднимающегося класса. Известный образ "мещанина во дворянстве" дополняется целым рядом подобных образов у этого автора "Смешные жеманницы", "Жорж Данден" и построен таким образом, что является смешным при всех своих недостатках, но не отрицательным. В этом же плане дан у Бомарше Фигаро. Таков Фонвизин, стремившийся выдвинуть культурное, европеизированное дворянство на место невежественного патриархального. Что такое сатира, мы разобрались.
Надеемся, материал был изложен понятно и доступно. Мы также попытались кратко описать, что такое сатира в литературе. Указанные нами авторы выбраны не случайно - это самые яркие представители сатирического направления. Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров. Сатирические произведения остаются в памяти надолго.
Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М.
Сатира вносит разнообразие и юмор в повседневную жизнь людей, разбавляет серьезность момента и позволяет смотреть на проблемы со стороны. Это популярный способ привлечь внимание к проблемам и показать их с неожиданной стороны. Однако сатира также может стать предметом конфликта и вызвать негативные реакции со стороны тех, кого она критикует. Важно, чтобы авторы сатиры не переступали границы допустимого и не обижали никого лично, а только критиковали негативные явления в обществе.
Значение сатиры в современном мире: — критика власти и общественных явлений — разнообразие и юмор в повседневной жизни — привлечение внимания к проблемам — предмет конфликтов и негативных реакций — важность соблюдения границ допустимого Как сатира действует на читателя? Сатира в литературе не только вызывает у читателя смех, но и передает определенное мировоззрение и критикует реальную жизнь. Ее главная цель — указать на недостатки существующей системы, поругать ложь и лицемерие, а также подвигнуть читателя на действия. Сатира, наряду с юмором, использует острую критику и сарказм, чтобы вызвать у читателя не только улыбку, но и размышления. Она затрагивает социальные и политические вопросы, раскрывает пороки человеческого характера, оголтелость чиновничьего аппарата и измены ценностей. Сатира способна задевать многие чувства у читателя, а особенно гнев и ярость.
Она вызывает читательское негодование и неприятие, заставляя людей мыслить и анализировать ситуации вокруг себя, а также рассматривать альтернативы. Читатель оставляет книгу, но она остается с ним, заставляя пересмотреть свое отношение к жизни. Именно поэтому сатира считается одним из наиболее эффективных способов воздействия на читателя и общество в целом. Критика и контраргументы против сатиры Сатира — это мощный инструмент, который может вызвать у читателя не только смех, но и скрытые чувства вины и стыда. Некоторые люди критикуют сатиру за то, что она может унизить или оскорбить людей, на которых направлена ее резкая критика. Однако, стоит отметить, что сатира — это не только критика, но и умение видеть и описывать недостатки в обществе.
Ставить под сомнение вещи, которые часто принимаются как норма. Сатира показывает людей и ситуации такими, какими они есть, раскрывая их проблемы и подмечая особенности, которые не всегда очевидны на первый взгляд. С точки зрения критиков, сатира может приводить к насилию и дискриминации. Но на самом деле, она может привести к необходимости изменений в обществе и дать положительный результат. Например, сатира Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» вызвала много критиков, но в то же время, она была также ценна за то, что раскрывала проблему рабства в США и помогала расширить понимание того, что это плохо. Итак, критика против сатиры, хоть и имеет место быть, не всегда объективна.
Сатира — это не только юмор и ирония, но и зеркало общества. Она необходима для того, чтобы вызвать дискуссию и изменения там, где это необходимо. Конечно, важно отделять зерна правды и реализм от оскорбительной критики. Но если сделать это правильно, сатира может стать инструментом для созидания и улучшения общества. Как писать сатиру: секреты успеха Сатира — это литературный жанр, который позволяет автору высмеивать недостатки общества, политики, морали и привычек. Однако, чтобы написать успешную сатиру, нужно знать несколько секретов: Изучай свою цель.
Тщательно проработай тему, которую ты собираешься критиковать, чтобы успешно передать свою идею читателю. Не переусердствуй. Сатира не должна быть претенциозной. Не нагружай читателя слишком многими деталями, весели его с юмором и иронией.
Новиков и А. Радищев были арестованы и сурово наказаны. Как же оценивали сатиру и ее возможные виды современники Пушкина? Жуковский в статье «О сатире и сатирах Кантемира» утверждал: «Насмешка сильнее всех философских убеждений опровергает упорный предрассудок и действует на порок: осмеянное становится в глазах наших низким». Через несколько лет в «Словаре древней и новой поэзии» указывалось, что «форма сатиры сама по себе не заслуживает большого внимания, — иногда бывает она эпическою, иногда драматическою, иногда имеет название речи, эпистолы и пр.
Пора расцвета сатиры как жанра — начало XIX века. Затем «сатира ушла в прозу» и получила свое высшее выражение в произведениях М. Однако она живет и по сей день не столько как жанр, который мало употребляется, сколько как самостоятельное направление в литературе. Есть литературоведы, которые утверждают, что сатира, подобно эпосу, лирике и драме, является равноправным родом литературы.
Что означает сатирическое произведение
Сатирические произведения позволяют акцентировать внимание на проблемах и вызывают размышления у читателя. Тегиирония что это в литературе, что такое сатирические произведения, почему сатириконцы пишут об истории иронически, как правильно назвать рассказы юмористическими или сатирическими, рассказ история юмористический или сатирический. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое с помощью шуток, иронии и сатиры изображает недостатки, ошибки или противоречия в обществе, политике, культуре и других сферах жизни. Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, который смешивает в себе юмор, иронию и социальную критику.
Что такое сатирические произведения в литературе, 7 класс
Эти особенности заставляют некоторых авторов говорить о художественной ограниченности сатиры. Так, Гегель утверждал в трактате Эстетика, что в сатире «находит свое выражение не чувство души, а всеобщее представление о добре,.. Достаточно часто критика пытается показать, что шедевры сатирического искусства не ограничиваются решением лишь собственно сатирических задач. Так, В.
Белинский , размышляя об одном из вершинных достижений русской сатирической литературы, полемически замечает: «Нельзя ошибочнее смотреть на Мертвые души и грубее понимать их, как видя в них сатиру». Белинский расширительно трактует характер гоголевского смеха, аттестуя его не как «сатиру», а как «юмор», находит в нем, помимо «субъективности» и «социально-обличительного пафоса», «известную полноту изображения» и «слитность смеха с грустной любовью». Наиболее последовательно в современном литературоведении взгляд на чистую сатиру как на искусство «голое и прямолинейное», как на смех сугубо «отрицательный, риторический, несмеющийся, односторонне серьезный» выразил М.
Такого рода сатире Бахтин противопоставляет собственную концепцию «амбивалентного», двойственного «карнавального» смеха — одновременно отрицающего и утверждающего, издевательского и веселого. Этот смех, по Бахтину, имеет культовое, фольклорно-мифологическое происхождение: осмеяние и срамословие обладали искони магическим значением, были связаны с категорией обновления, расставания со старым годом, укладом жизни и т. Смех как бы фиксирует этот момент смерти старого и рождения нового.
Здесь имеет место далеко не голая насмешка, отрицание старого неразрывно слито в этом типе смеха с утверждением нового и лучшего. Бахтин считает такой смех принадлежностью т. Образцы карнавального смеха в изобилии дают европейское средневековье фасцении, фаблио, шванки и др.
При широком толковании сатиры «антиидеал», подразумевающий «идеал» бахтинские характеристики двойственного, амбивалентного карнавального смеха приложимы и к ней. В сочинениях Н. Гоголя, М.
Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского сатира не менее двойственна: смеясь, она в то же время скрывает «невидимые миру слезы». Посмеявшись, читатель как бы переходит от конкретных впечатлений к итоговому размышлению: частное предстает перед ним крупицей всеобщего, и тогда в сатире обнаруживается трагическое, ощущение надлома в законах самого бытия.
Салтыкова-Щедрина, герои Сентиментальных повестей М. Зощенко вызывают комический эффект, пока читатель воспринимает их как индивидуальные характеры, но стоит их осмыслить как типы, они предстают «прорехой на человечестве», раскрывается трагический аспект самого бытия. Поскольку сатирический пафос может пронизывать собой любые жанры, в советском и российском литературоведении периодически возникали попытки представить сатиру самостоятельным родом художественной литературы Л.
Тимофеев, Ю. Основания к тому исследователи видят в особых принципах сатирической типизации и в специфике сатирического образа. Сатирический образ — результат сознательного «искажения», благодаря которому в предмете выявляется доселе скрытая комическая сторона и его внутренняя неприглядность.
Сатира как бы пародирует жизненный объект. Она то приближается к нему вплотную, то в своих преувеличениях и обобщениях настолько далеко отходит от жизненного материала, что реальные признаки получают в образе воплощение фантастическое, подчеркнуто условное. Такое отклонение сатирического образа от «обычного» достигается за счет заострения, гиперболизации, преувеличения, гротеска.
В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет Путешествия Гулливера Дж. Свифта , Хромой бес А. Лесажа , История одного города М.
Салтыкова-Щедрина, Клоп В. Маяковского , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена , И.
Крылова , пародийное преувеличение Житейские воззрения кота Мура Э. В области языка гротеск опирается на остроту — минимальный элемент простейших сатирических жанров: каламбура, афоризма, анекдота. Гротеск, шарж в сатире обычно раскрывает комическое в той стороне личности, которой она походит на неодушевленную вещь, механическую деталь, косный, безжизненный автомат рассказ А.
Чехова Унтер Пришибеев, государственные чиновники в романе Я. Гашека Похождения бравого солдата Швейка и др. Философ-литератор А.
Бергсон так комментирует эту сторону гротеска: «Комично вставлять себя в готовые рамки. И всего комичнее перейти самому в состояние рамки, в которую другие будут бегло вставлять себя, то есть окаменеть в известном характере. Пути сатирической типизации различны.
Рационалистическая сатира сконцентрирована на изображении явлений общественной жизни. Обрисовка индивидуальных черт здесь ограничена, широко применяется фантастическое допущение. Сатира такого типа приобретает зачастую памфлетное звучание, исследование жизни идет в формах «доказательства от противного».
Образ-персонаж в произведениях такого рода склонен превращаться в символ и немыслим вне художественного гротеска Органчик из Истории одного города М. Композиционно произведения этого типа строятся нередко как диалоги, посредством которых сталкиваются враждующие идеи или качества. Так противоборствуют человеческие свойства под масками животных в баснях.
Но в жанрах сатирического романа, утопии или памфлета противостоять друг другу могут и философские системы, общественные идеологии. В таких произведениях чаще всего присутствует герой-наблюдатель, чье внимание перемещается с предмета на предмет и формирует сюжет — как правило, иллюзорный, почти сказочный, утопический. Герой может посещать несуществующие края, чтобы сторонним взглядом окинуть привычные земные условия и неожиданно уловить их несуразность Микромегас в одноименной повести Вольтера , герой романа Иной свет С.
В плутовском эпосе странствия связаны с поисками бытовых комических сцен на реальных дорогах Англии , Франции , Испании Приключения Тома Джонса, Найденыша Г. Филдинга и т. Чем более универсальные вопросы ставит в произведении автор, тем фантастичнее оказываются маршруты героя-наблюдателя.
В гротескных сочинениях такого рода с широкой философской проблематикой порой он свободно обращается с пространством и — особенно — со временем. Здесь часты анахронизмы, осовременивание древности или архаизация современности Остров пингвинов А. Франса , переносы героя из настоящего в прошлое или будущее Янки из Коннектикута при дворе короля Артура М.
Твена , пьеса М. Булгакова Иван Васильевич, Москва 2042 В. Войновича и т.
Сатира этого типа расцветает в периоды великих исторических сломов, мощных общественных потрясений, чреватых пересмотром всей прежней системы ценностей. Не случайно бурное развитие рационалистическая сатира переживала прежде всего в 18 Вольтер , Дидро , Свифт , Н. Радищев и др.
Сологуб , М. Булгаков, Ф. Кафка и др.
Иной тип сатиры являют произведения, высмеивающие ущербную личность и исследующие психологическую природу зла. Сатира такого рода тесно связана с жанром реалистического романа. В произведения широко вводятся реалистические детали, точные наблюдения.
Гротеск представлен лишь легкими штрихами — ненавязчивыми подчеркиваниями автором каких-то сторон жизни героя, едва уловимыми перестановками акцентов в изображении привычной действительности. Этот тип сатиры может быть назван психологическим. Образ-характер здесь осмысляется в свете доминирования какого-то одного качества безнравственное честолюбие Ребекки Шарп в Ярмарке тщеславия У.
Теккерея и т. Сюжет в сатире такого рода — последовательное жизнеописание, окрашенное авторскими эмоциями грусти, горечи, гнева, жалости. Важная разновидность сатиры представлена художественными пародиями.
Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии. Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент пародирования. Пародирование — наиболее естественный путь преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное средство обновления художественного языка, его спасения от косности и механичности, от обессмысленных и переживших себя элементов традиции.
Пародия — одно их ключевых средств литературной эволюции.
Войновича — антиутопическая сатира на СССР времён застоя а заодно и немножко на ультраконсерваторов. На взгляд автора правки — очень смешно. Александр Жаринов, «Женский долг». Если бы женщин заставляли рожать, как парней служить в армии. Евгений Замятин, «Мы». Культовая антиутопия, рассказывающая о далёком будущем государстве с элементами коммунизма и технократии, люди лишены полностью эмоций и чувств, живут в стеклянных домах, вместо имён номера, а город огорожен зелёной стеной. Про графоманов. И не только это. Творчество этого писательского дуэта состоит из острейшей сатиры чуть более, чем полностью.
Куда только Степанида Власьевна со всей ее цензурой смотрит! Да и вообще « Гаргантюа и Пантагрюэль » почти целиком состоит из всевозможных сатирических отсылок. Классика жанра — война «остроконечников» и «тупоконечников» на тему «с какого конца разбивать яйцо», явно пародирующая католиков и протестантов. Но это — самый известный прикол в тетралогии. Было много других. В первой части Свифт поиздевался и над антишпионской истерией, и над кабальной послевоенной дипломатией и, особенно явно, над королевским двором. Чего стоят только спортивные состязания, по итогам которых должности достаются лучшим прыгунам и пролазам. Во второй книге автор ещё более тонко подшучивает над нравами королевского двора включая половые пристрастия его женской части и лично над привычками короля Георга. В третьей декан копнул глубже всего. Политический террор, государственное управление на местах, мракобесная наука и куча других прелестей в наличии.
Трибниа, она же Лангден того времени, что вы хотели… Книга четвёртая — вовсе эталонное « На тебе! Эдгар По писал и в этом жанре. Станислав Лем — все произведения про И. Тихого, проф. Тарантогу, «Кибериада» и «Сказки роботов» являются большим набором сатиры в адрес практически всего на свете. Самый, пожалуй, характерный случай — путешествие на Землю. А были и случаи, когда то, что на первый взгляд выглядит как сатира, по факту таковой не является.
Радищев были арестованы и сурово наказаны. Как же оценивали сатиру и ее возможные виды современники Пушкина? Жуковский в статье «О сатире и сатирах Кантемира» утверждал: «Насмешка сильнее всех философских убеждений опровергает упорный предрассудок и действует на порок: осмеянное становится в глазах наших низким». Через несколько лет в «Словаре древней и новой поэзии» указывалось, что «форма сатиры сама по себе не заслуживает большого внимания, — иногда бывает она эпическою, иногда драматическою, иногда имеет название речи, эпистолы и пр. Пора расцвета сатиры как жанра — начало XIX века. Затем «сатира ушла в прозу» и получила свое высшее выражение в произведениях М. Однако она живет и по сей день не столько как жанр, который мало употребляется, сколько как самостоятельное направление в литературе. Есть литературоведы, которые утверждают, что сатира, подобно эпосу, лирике и драме, является равноправным родом литературы. Вопросы и задания.
Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина. Сатирические приемы в произведении Салтыкова Щедрина. Юмористические рассказы. Сатирическая сказка. Авторская сатирическая сказка это. Сатирические сказки короткие. Комическое виды комического. Виды сатиры. Сатира это вид комического. Термин юмор в литературе. Виды юмора в литературе. Юмор определение в литературе 5 класс. Виды смеха в литературе. Сатира и юмор. Комическое в литературе это. Виды комического в литературе. Юмор и сатира разница. Определение понятий сатира и юмор. Определение слова юмор. Юмористические Жанры в литературе. Юмор как Жанр литературы. Сатира это Жанр. Сатирическая сказка придумать. Ирония сарказм сатира гротеск. Ирония сарказм и сатира в чем разница. Термины «юмор», «ирония», «сатира».. Смех в литературе. Типы смеха в литературе. Карнавальный смех это в литературе. Смех определение в литературе. Юмор и сатира в творчестве а. Юмор и сатира в рассказах Чехова. Чем отличается юмор от сатиры. Сатирические примеры. Сатира примеры из литературы. Приемы сатирического изображения.
Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы
В сатирическом произведении рассказ обычно направлен на высмеивание одного, конкретного недостатка. Как понять сатирический рассказ? Чем отличаются юмористические и сатирические произведения? Юмористические приемы строятся на игре слов и абсурдности ситуаций. Сатира использует элементы гротеска и карикатурного изображения.
Юмор чаще всего выражается в добродушно-насмешливой шутке. Что высмеивает сатирик?
Стэнли Кубрик люто ненавидел войну как таковую, и практически все его фильмы про боевые действия — антивоенные, где представители командного состава будут выведены в самых худших чертах в отличие от солдат, которые, скорее, просто орудие в их руках — впрочем, и их старина Стэнли зачастую не щадит. Французское офицерство в лице поехавшего военного социопата генерала Брулара и его непосредственного подчинённого Миро представляет собой трусливое и злобное начальство, неспособное видеть дальше собственного носа, да и более-менее положительный Дакс тоже весьма неоднозначен.
Чего стоит только безумный генерал Потрошиллинг или сам герр доктор Стрейнджлав, который регулярно принимает президента за фюрера. Это «На тебе! Впрочем, самый яркий и запоминающийся символизм — в финальной сцене, где на фоне горящего города американские солдаты спускаются к реке с винтовками наперевес... Пародии на них там вкраплены в качестве шоу внутри шоу.
Фрэнк Оз настолько ненавидел такие киноподелки называл их «раком Голливуда» , что вышло даже не смешно, а горько и мерзко. Тот же замысел — в очень камерных The Extendables от Брайана Томпсона. Но зрители прекрасно понимали, что стёб идёт как раз над переживающими Великую депрессию США. И многие-премногие американцы на фильм обиделись, ибо так их родину не стебал ещё никто.
Чего стоит только привлечение к власти сумасбродного авантюриста в обмен на погашение кредитов, назначение министром обороны иностранного шпиона или абсурдистски радостная песня «Мы идём воевать! В Штатах и по сей день подобные шутки позволительны исключительно над иностранцами, но никак не над собой. Телесериалы [ править ] Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами — сериал снятый по одноимённому комиксу, действие происходит в постапокалиптическом мире которую поразила неизвестная болезнь, а за ней также последовало рождение гибридов детей полуживотных, полулюдей , многие люди презрительно отнеслись к гибридам считая их главным источником болезни из-за чего на них начинают охотиться и ставить эксперименты. В сериале неоднократно высмеиваются пороки человека такие как меркантильность, жестокость, жадность и ксенофобия.
Последний министр — российская комедия которая высмеивают российскую элиту и представителей власти Киножурнал «Фитиль» был создан для этого. Добрая половина выпусков и сейчас смотрится свежо. В мультфильме высмеивается лень, а также избалованность нынешнего поколения. В итоге зайцы остались с носом.
Карикатура на план Маршалла! Является насмешкой над алчным капиталистическим обществом. Мультсериалы [ править ] « Mr. Freeman » — сатира на человеческий быт и современную власть.
Постапокалиптический мир который населяют антропоморфные мутировавшие животные, люди же покинули планету и живут в космосе. В мультике неоднократно затрагивают злободневные темы человеческого общества, такие как смысл жизни, проблемы гомосексуалии, цензуры, молодёжи, науки и религии. Главный же герой пытается исправить это положение. Главные титаны мультипликационной сатиры на американское и не только общество.
Персонажи в фарсе часто бывают одномерными и участвуют в шутовстве и грубых шутках, заставляя аудиторию смеяться. Более того, сюжет с фарсом часто содержит множество поворотов и случайных событий, в том числе случаи ошибочной идентификации и недопонимания. Сцена из комедии — Один дома Фарсы используется как на сцене, так и в кино. Такие фильмы, как «Один дома», « Похмелье» и «Три балбеса», являются примерами фарсовых фильмов. Сходство между Сатирой и Фарсом Сатира и фарс — это два жанра комедии. Кроме того, оба способны рассмешить публику. Разница между Сатирой и Фарсом Сатира — это стиль написания или спектакль, в котором юмор, остроумие, ирония и насмешки используются для критики глупостей и пороков людей, а также общества, чтобы заставить аудиторию смеяться. Фарс, с другой стороны, это легкая комедия, которая использует очень преувеличенные и забавные ситуации, чтобы заставить аудиторию смеяться.
В этом и заключается суть сатиры — утверждение высоких моральных идеалов, правды, любви, честности и свободы. Пушкин вывел верную для всего нашего народа формулу — «поэт в России больше, чем поэт». До недавнего времени именно литература формировала самосознание и гражданскую позицию русских людей. И особенная роль здесь принадлежала писателям-сатирикам. В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме.
Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие. Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной. Сумароков, А. Кантемир создавали произведения еще по образу и стилистике древнегреческих авторов. Истинно российская сатира начала свое восхождение с басен И.
Крылова и пьесы Д. Фонвизина «Недоросль». Последнее произведение буквально взорвало русское общество, до этого момента никто не пытался так остро высмеивать представителей дворянства. Популярность этого жанра становится необычайной, появляются десятки еженедельных журналов, на страницах которых печатаются памфлеты, басни, комедии, эпиграммы, раскрывающие ту или иную сторону реальности. Сатирики XIX века С началом золотого века русской литературы сатира получает новое развитие.
Смех становится по-настоящему грозным оружием, направленным уже не только на пороки отдельных людей или классов общества, а на государство и императора. Преобладает жанр фельетона, но и комедия получает особое звучание. Пьеса Н.
Что такое сатирическая поэзия?
Слово восходит к латинскому «satur» — «сытый». Первоначально сатирой называлось блюдо, составленное из разных компонентов, этакая мешанина. Позднее в Древнем Риме так стали называть песни «беспорядочного» содержания, экспромты, каламбуры, исполняемые в насмешку. Фридрих Любкер. Самыми известными авторами такой поэзии были Луцилий, Гораций, Ювенал. Сатира как острая социальная насмешка встречается в фольклоре разных народов.
В сатирических произведениях для обличительного эффекта могут использоваться разнообразные комические средства, в том числе сарказм, аллегория, пародия и гротеск. Что такое сатирическое произведение?
Сатирическая повесть — произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние. Термин «сатирическая литература» применительно к повестям ХVII в. Что такое сатира и чем она отличается от юмора? Юмор — это не оценочная разновидность, которая не влечет за собой изобличения чего-либо. Сатира — это тонкая манера критики через призму комичности.
Чехов, В. Ирония — это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный смысл. Например, умной головой можно запросто назвать осла, как это и сделала Лисица И. Основа иронии — ощущение превосходства говорящего над тем, о чем или о ком он говорит.
Сарказм — это едкая издевка, отправная точка которой — негодование, возмущение. Нередко сарказм, если он носит политический оттенок, трансформируется в целое отдельное произведение — памфлет. Среди примеров сарказма можно назвать поэму «Монах» А. Пушкина, «Первое января» М. Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» Н.
Первые авторы особой формы литературного слова — Аристофан, Менандр, Луцилий и другие - создавали небольшие по объему стихи, в которых осмеивали политику того или иного правителя, жизнь знати и другие общественные факты. Общественная роль писателя-сатирика начала складываться в Средние века, когда в Европе творили классики юмора — Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле и Мигель де Сервантес. Первые обличители церковной косности, феодального строя и романтических воззрений значительно влияли на умы мало просвещённой Европы. Заставляли видеть, оценивать и бороться с пороками века. Особенность жанра Сатира сознательно искажает реальность, особым образом воспроизводит действительность, где все герои и события — условные образы, отражающие пороки и жизнь отдельных людей или слоев населения. Отличительная черта этого жанра — резко отрицательная оценка происходящего. Основное оружие сатиры — гротеск и гипербола, высмеивание и обличение строится за счет внесения в текст неправдоподобного или сильно преувеличенного явления. Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Всех их можно назвать одним словом — просветители, через высмеивание общественных недостатков люди учились смотреть вглубь проблемы, видеть несовершенство и, как следствие, искать новые ориентиры. В этом и заключается суть сатиры — утверждение высоких моральных идеалов, правды, любви, честности и свободы. Пушкин вывел верную для всего нашего народа формулу — «поэт в России больше, чем поэт». До недавнего времени именно литература формировала самосознание и гражданскую позицию русских людей. И особенная роль здесь принадлежала писателям-сатирикам. В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме. Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие. Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной. Сумароков, А. Кантемир создавали произведения еще по образу и стилистике древнегреческих авторов.
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?
Что такое сатирическая поэзия? - Интересные ответы 2024 | Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. |
Основные понятия теории литературы: сатира, юмор, ирония, сарказм | Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса. |
Сатирическое отношение. Что такое сатира в литературе: определение, черты, примеры | Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является "Словарь дьявола" (1906), в котором определения высмеивают косность, лицемерие и полученную мудрость. |
Сатирические произведения - что такое?
В 40-х годах XVII в. Послание Ивана Бегичева о видимом образе божием. ЧОИДР, 1898, кн. В конце XVII в. Самая форма изложения, придающая особую остроту этому памфлету на кабак — доходную статью царской казны, — расценивалась некоторыми читателями как кощунство. Поэтому защитник этого произведения стремится разъяснить, что «увеселительный», «смехотворный» способ осуждения кабака и увещания его посетителей приносит «ползу добрую» так же, как яд «в мерном разстворении» «при враческом художестве» бывает потребен «ко здравию». Посоветовав не читать это произведение тем, чья «совесть, немощна сущи, смущается» такой непривычной формой, этот ценитель сатиры заключает: «И по сему не есть порочно сие изложение кабацкого праздника, но и полезно» См.
Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века. Борьба с новыми явлениями художественной литературы, стремившейся оторваться от открыто дидактических задач, со «смехотворными», «баснословными», т. С резким осуждением интереса к этим «мирским забавам» даже в среде господствующего класса выступил еще и середине XVI в. Бегичев, тоже укорил своих слушателей, предпочитавших «душеполезным притчам и повестям» «притчи смехотворные», «диаволская позорища». По словам Даниила, москвичи уже не только слушают «сквернословцев и глумотворцев», но и сами повторяют их репертуар: «баснословиши», «притчи смехотворные приводиши», — гневно укоряет проповедник этих любителей острого народного слова В. Митрополит Даниил и его сочинения.
На почве, основательно подготовленной всем предшествующим ходом развития народной и литературной сатиры, особенно периода крестьянских войн и городских восстаний XVII в. Выражающая в лучших своих образцах антифеодальные настроения, литературная сатира XVII в. И все же собранные воедино разрозненные остатки этой сатирической литературы позволяют оценить ее как явление большого общественного и историко-литературного значения. Эта связь выражалась не только в прямом цитировании иронических народных пословиц и поговорок, прибауток, сатирических эпизодов сказки, былины, но и в использовании приемов народного юмора и сатиры. Большая тема о художественном методе народной сатиры разных периодов еще совершенно не разработана специалистами. Для феодального времени можно восстановить основные свойства этой сатиры через древнерусскую литературу , в которой она получила отражение.
В отличие от религиозно-дидактической литературы русского средневековья, которая обличала «пороки» с точки зрения норм христианской морали, подкреплявших идеологию господствующего класса, уводила от классовых противоречий в сторону якобы «общечеловеческого», стремясь замазать классовый смысл явлений, приглушить классовый протест эксплуатируемых масс, — народная сатира никогда не была отвлеченно морализирующей, она была открыто связана с классовой борьбой, била прежде всего по классовому врагу и по отрицательным явлениям в быту. Сатирическая пословица и поговорка, шутливый рассказ, сатирический портрет «врага» в народном эпосе, сказка и прибаутка, шуточная песня, «позорище», т. Разнообразные оттенки иронии как самого существа сатирической стихии в народной поэзии отмечал Н. Гоголь, который считал наклонность к иронии одной из черт национального русского характера: «У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительнее, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости» И. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность.
Это страдание души вызывается несправедливостями жизни, и ирония предстает как форма протеста против них. В обстановке все усиливавшегося гнета феодально-крепостнического строя ирония бедняка над своей судьбой становится одним из способов представить тяжесть положения закрепощаемого народа. Горькая ирония превращается в гневную, в сарказм, когда речь идет об иноземном враге-насильнике или классовом враге. Многообразие тем сатирической народной поэзии привело и к богатству ее стилистических средств. Гротеск в изображении иноземного и классового врага, ироническая насмешка над собственной неудачей, меткое сравнение, подчеркивающее высмеиваемое свойство, удачно найденный для этого же эпитет, пародирование образца с целью вызвать противоположный эффект, причем пародируемый объект выбирается смело из любой области героические образы былины церковный обряд и сопровождающий его текст и т. В соответствии с общим серьезным тоном древнерусской литературы, с ее открыто учительными тенденциями смех для древнерусского писателя — не средство позабавить, вышутить, а один из способов от чего-либо предостеречь, чему-то научить, осудить то или иное явление, поступок человека.
Уже древнерусские писатели признавали силу смеха и потому делали его своеобразным оружием борьбы, направление которой определялось их классовой полицией. Классики русской сатиры XIX в. Салтыков-Щедрин определял силу смеха так: «Это оружие очень сильное, ибо ничего так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» М. Салтыков - Щедрин. Все оттенки иронии применялись древнерусскими писателями, когда они делали насмешку своим оружием. Это оружие в литературе до XVII в.
Но немногие примеры такого его использования обнаруживают более или менее отчетливую связь с приемами народной сатиры, а иногда и с определенными ее образцами. Так, под внешней маской княжеского «милостника», шуткой выпрашивающего у своего «господина» «милости», в «Молении» Даниила Заточника скрываются сатирические выпады и против богатых, противопоставленных беднякам, и против богатой «жены злообразной», и против друзей, которые «в напасти аки врази обретаются». Иронически изображается «богат»: когда он «возглаголет — вси возмолчат, слово его вознесут до облак», потому что, продолжает иронизировать автор, «их же ризы светлы, тех и речь честна»; «боярин скуп — аки кладязь слан», «богат красен и не смыслить то аки паволочито изголовие, соломы наткано». Здесь ирония подчеркивается даже формой глаголов: богатый не просто «глаголет», а «возглаголет», а присутствующие при этом «возмолчат». Аще от огня устрежещися, но от искры не можешь устрещися и жжения порт». Даже «князь скуп» насмешливо изображается, «аки река в брезех, а брези камены — нелзе пити, ни коня напоити».
Так с помощью неожиданных, но метких, уничижительных сравнений, построенных на сугубо обыденных образах, Даниил Заточник осуждает «немилостивых» представителей господствующего класса, делая их смешными в глазах читателя. Это — его способ самозащиты. Мастерски использованы псковичем народные сатирические сказки о «правде и кривде» и их отголоски в стихе о «Голубиной книге» для сатирического изображения «московской правды» — деятельности в Пскове после его присоединения к Москве первых Московских наместников, дьяков и тиунов. Автор рассказа 1510 г. С явным осуждением вспоминая о московских властях, летописец с горькой иронией заключает: «И у намесников, и у их тиунов, и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начата в них ходити, и быша немилостивы до пскович; а псковичи бедныя не ведаша правды московский» Псковские летописи, вып. Приготовил к печати А.
В народной поэзии на небо улетает правда-справедливость, а по земле ходить остается кривда; например, в народном стихе о «Голубиной книге» говорится: «Правда кривду переспорила, пошла правда на небеса, к самому Христу, царю небесному, оставалась кривда на сырой земле». Представить противника в смешном виде стремились писатели самых разнообразных направлений. Даже воинствующий церковник митрополит Даниил, вооружась против «мирского веселья», против роскоши, «празднословия», «плясания, играния», против всего образа жизни господствующего класса, не только разражался гневными морализирующими обличениями, но и создал уродливо комический образ нарядного юноши, заглядывающегося на «жены красны блудницы». У этого героя «сапоги велми червлены и малы зело, якоже и ногам... Укоризненно, но и высмеивая, Даниил говорит такому юноше: «Лице же твое много умываеши и натрываеши, ланиты червлены, красны, светлы твориши, якоже некая брашна, дивно сътворено, на снедь готовишися». Этот разряженный, «благоуханиями помазанный» герой в присутствии женщин изображен в виде «жеребца сластнояростивого», «рзаа и сластию распалаася» В.
Митрополит Даниил... Отдел приложений, стр. Гнев преобладает в этих обличительных эпизодах, ирония с трудом пробивается у автора, по убеждению которого все эти пороки ведут человека прямо в «сети диавольския», к «сатане», служат «бесовской славе». И все же трудно думать, что читатель воспринял этот гротескный образ только как «греховный», а не и как смешной. Наиболее характерные приметы использования смеха как оружия против врага во внутриклассовой феодальной борьбе наблюдаются в сочинениях Ивана Грозного. Его сатирические выпады всегда вполне конкретны, имеют определенного адресата, напоминают определенные факты.
В темпераментном, остром, ярком и образном стиле Ивана IV ироническая нота чрезвычайно сильна. Иван использует иронию, чтобы уязвить противника, вскрыть эгоистические мотивы его поведения, противопоставить это поведение тем нормам, которые он сам защищает, обличить лицемерие, фальшь, иногда прямую измену. Иронический стиль в изложении Грозного выполняет чрезвычайно важную функцию: он служит ему оружием борьбы с политическими врагами; насмешка разбивает доводы противной стороны, сбивает маску «благородного негодования» с врага, пытающегося скрыть под ней свою антигосударственную деятельность. В ироническом стиле созданы в произведениях Ивана IV выразительные сатирические портреты его противников. Не только справедливым гневом, но и язвительной насмешкой бичует он врага. Он доводит до бессмыслицы упреки Курбского, делая из них выводы в виде целого ряда «кусательных» вопросов: «Ино се ли совесть прокаженна, яко свое царьство во своей руце держати, а работным своим владети не давати?
И се ли сопротивен разумом, еже не хотети быти работными своими обладанному и овладенному? И се ли православие пресветлое, еже рабы обладанну и повеленну быти? Далее ссылки на то же издание, страницы указываются в тексте в скобках и т. Тем же приемом язвительных вопросов Иван IV разоблачает мнимые заслуги Курбского и его сообщников: «И се ли убо доброхотные есте и душу за мя полагаете, еже, подобно Ироду, ссущаго млеко младенца, меня смертию пагубною хотеств света сего лиштати, чюжаго же царьствия царя во царство ввести» стр. Иронией пронизан рассказ о поведении Курбского в Казани, под Тулой , о жалобах воеводы на то, что он «жены своея мало познал» из-за постоянных военных походов стр. Суровой насмешкой бичует Иван IV постриженных в Кирилло-Белозерский монастырь бояр и их пособников — монастырское начальство: «...
Да Шереметьева устав добр — держите его, а Кириллов устав не добр — оставь его! Упрекая монахов за то, что над могилой Воротынского поставили церковь, Грозный снова иронизирует: «Ино над Воротыньским церковь, а над чудотворцем нет! Воротыньской в церкви, а чудотворец за церковию! И на Страшном спасове судищи Воротыньской да Шереметев выше станут: потому Воротыньской церковито, а Шереметев законом, что их Кирилова крепче» стр. С насмешкой спрашивает Иван IV Хабарова, который просит перевести его в другой монастырь: «Али уже больно надокучило? Иноческое житие не игрушка.
Три дни в черньцех, а семой манастырь. Да коли был в миру — ино образы окладывати да книги оболочи бархаты, да застешки и жюки серебряны, да налои избирати, да жити затворяся, да кельи ставити, да четки в руках. А ныне з братею вместе ести лихо? Так Иван рядом с обширными наставлениями, подкрепленными ссылками на авторитет церковных писателей, рядом с гневными упреками и боярам, и их монастырским покровителям использует язвительную насмешку, краткую, но действенную, раскрывающую истинные причины поведения тех и других. Блестящий стиль Иван IV, использующего общенародный язык, с широким заимствованием интонации живой разговорной речи, народных пословиц, достигает большой выразительности в этих иронически-сатирических эпизодах. Иронией колет Грозный и своего любимого слугу Василия Грязного, который просит выкупить его за дорогую цену из плена.
Царь высмеивает пленника: «... Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити? Крымцы так не спят, как вы, да вас, дрочон, умеют ловити, да так не говорят, дошедши до чюжей земли, да пора домов! Толко б таковы крымцы были, как вы, жонки, — ино было и за реку не бывать, не токмо что к Москве» стр. Среди серьезных исторических и дидактических рассуждений в посланиях, направленных князю Александру Полубенскому, Иван вставляет колкую насмешку над ним, каламбур, сопоставляя «Палемона» с «полоумным»: «А пишешься Паломонова роду, ино ты палаумова роду, потому что пришел на государство, да не умел его под собою держать, сам в холопи попал иному роду» стр. Всево у тебя ничего» стр.
Так высмеивает Иван IV все титулы своего корреспондента. Гневное послание шведскому королю Иоганну III 1573 г. Иван IV высмеивает неумеренные претензии Стефана Батория. На жалобы последнего, что поход под Псков приносит ему большие убытки, Иван насмешливо отвечает: «А коли тебе убыток, и ты б Заволочья не имал, хто тебе о том бил челом? Хто тебя заставливает так убычитца? С таким же, как у Грозного, широким использованием иронии как способа унижения своего врага мы встретимся позднее в писаниях протопопа Аввакума.
Недаром Иван IV представлялся ему не только идейным союзником, но и образцом писателя-оратора. Как видно из приведенных примеров, сатирические эпизоды древнерусской литературы до XVI в. В тех случаях, когда отрицательные стороны феодально-крепостнического быта раскрываются через изображение горестной судьбы героя, древнерусский автор прибегает к той горькой иронии, которая так характерна и для народной сатиры. Заострение осуждаемых явлений, поступков, даже внешних черт, способствующее лучшему показу отрицательных сторон действительности, намечается вполне отчетливо, также сближая литературную сатиру с народной. Однако народная сатира и периода первой крестьянской войны, и времени городских восстаний середины XVII в. Это преследование не случайно усилилось именно в конце 1640-х годов, не случайно было направлено с особой силой против народных скоморохов.
Именно они по преимуществу были хранителями и распространителями народных сатирических произведений, поэтому царские указы требовали принятия против них самых решительных мер. Изгнанные из «городов и уездов», скоморохи унесли свой репертуар в крестьянскую среду, но и здесь преследования настигали «бесовские песни» и «смехотворение», — несомненно потому, что они больно задевали господствующий класс в целом, смело говорили об угнетении закрепощенного народа. То немногое, что сохранилось от устной поэзии трудового народа в записях XVII в. Антикрепостническая народная поэзия XVII в. Сатирическая «Комаринская», по убедительному предположению исследователя Г. Исторические очерки города Севска и его уезда.
Сборник Орловского церковно-историко-археологического общества, т. II, 1906, стр. Современник записал острую пословицу, заклеймившую «боярского царя» Василия Шуйского: «Хотя бы нам чорт, только бы нам не тот».
Автор использует острые и насмешливые высказывания, чтобы подчеркнуть негативные черты объекта высмеивания. Критика и высмеивание. Сатирическое произведение является средством критики общества или политических, социальных, культурных явлений. Через сатиру автор выражает свое негодование по отношению к различным аспектам жизни. Сатира способна легко адаптироваться к любому времени и месту. Она может быть актуальной и понятной как в настоящем, так и в прошлом. Обобщение и упрощение образов. Чтобы выразить свою мысль и передать посыл сатиры, автор сокращает и упрощает образы. Это позволяет его аудитории легко понять авторскую иронию и насмешку. Деловитая форма. Чаще всего сатирическое произведение имеет легкую или даже почти юмористическую форму. Сатирический текст может быть представлен в виде рассказа, стихотворения, комедийного диалога и т. Примеры сатирических произведений в руской литературе: Повести Н. Гоголя «Шинель» и «Ревизор». Роман М. Лермонтова «Герой нашего времени». Сказки К. Паустовского «Загадка» и «Классификация слов». Пьеса А. Островского «Бесприданница». Сатирические произведения помогают не только развлечься и улыбнуться, но и задуматься о тех недостатках и проблемах, которые помогают увидеть несколько иначе. Жанровое разнообразие Также сатира может быть представлена в жанре прозы. В сатирическом романе или рассказе автор создает комические ситуации, используя гротескные персонажи и истории. Он может насмехаться над общественными явлениями или критиковать политические и социальные проблемы. Сатира также может присутствовать в драматургии. Сатирическая пьеса может затрагивать серьезные темы, но делает это через смешные ситуации и диалоги. Автор может использовать элементы фарса или комедии ошибок для создания комического эффекта. Примерами сатирических произведений разных жанров являются «Мертвые души» Николая Гоголя, «Сказка о попе и о работнике его Балде» Александра Сергеевича Грибоедова, «Неутомимый букашка» Владимира Владимировича Маяковского и др.
Остроумное перечисление отрицательных свойств «обвиняемого» героя или вариаций того или иного порока, изображение «галереи» отрицательных персонажей, «монтирование» эпизодов из жизни осмеиваемого героя, наложение эпизодов из сатирически освещаемой истории страны или даже человечества можно наблюдать и в стихотворных сатирах Ювенала, Буало, Кантемира, и в «Мертвых душах» Гоголя, и в "Острове пингвинов" А. Монтаж в известной степени нарочит и рационален. Но это вовсе не предполагает, что в основании сатирического обличения находится только холодный расчет издевающегося рассудка. Не меньшее значение имеет чувство, «сердечный жар» сатирика. То есть сатирик сулит «ненормальность жизни» не только с социальной или этической стороны «любовь к добродетели» , но и со стороны эстетической "уважение ко всему прекрасному". Соединение же этих двух сторон, совмещение потребностей добра и красоты определяют основную интонацию автора, его позицию — благородное чувство негодования, возмущения, презрения к тому, что он осмеивает, ибо в основе «благородных» эмоций лежит сочетание именно этического и эстетического начал. Общий смысл такой позиции присущ сатирикам самых разных эпох - от Ювенала до Маяковского при условии, конечно, что под «добродетельным» и прекрасным понималось в разные времена не одно и то же. Сатира в литературе стремится заразить читателя своим благородным возмущением. Автор, подобно андерсеновскому мальчику, первым не побоявшемуся заметить, что «король-то голый», указывает на общественное или моральное зло людям, к этому злу притерпевшимся и не желающим замечать, насколько оно аномально. Сатирик пытается как бы восстановить естественное положение вещей. Недаром долгое время главной задачей всякой сатиры считалось исправление нравов и искоренение социальных недостатков. Эта задача в большей или меньшей степени входит в цели сатирических произведений и нашего времени: таковы, например, рассказы Зощенко, сатирические стихотворения и пьесы Маяковского, современный газетный фельетон. Сатирика сравнивали даже с искусным хирургом, "срезывающим наросты и впускающим щуп в заразительные раны" Вяземский. А главное "горькое" его лекарство — правда.
Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом. Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке. Сначала басни И. Крылова , сатирические стихи Г. Потом А. Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н. Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России. Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н. Некрасова "Размышления у парадного подъезда" , "Современная ода " и др. Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А. Аверченко , Саша Черный А. Гликберг , Тэффи и др. Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д.