Московский пожар 1547 года стал основной причиной восстания, так как люди начали искать виновных. Но пожар 1547 г. здорово подхлестнул усилия в этом направлении. Вероятно, события Московского восстания 1547 повлияли на формирование личности Ивана Грозного, который в дальнейшем “прославился” из-за своего непредсказуемого взрывного характера и жестокости.
Бедствие в столице в июле 1547. Московское восстание. Трапеза у патриарха
Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Ну если в столице нет нормально функционирующей ливневой канализации, то что уж про регионы говорить. 24 июня 1547 года. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Вывод С. Бахрушина вполне подтверждается анализом рассказа "Царственной книги". Рассказываем о Великом московском пожаре 1547 года и его последствиях. 25 апреля 1547 года в Москве начались пожары, которые преследовали столицу несколько месяцев, пока не спалили дотла.
Московский пожар 1547 года
После «Великого Московского пожара», царь Иван Грозный ввел в России первые противопожарные меры, а также создал регулярное войско. Накануне бедствия юродивый пришел в Воздвиженский монастырь и долго там молился в молчании со слезами. На следующий же день именно это место стало очагом пожара. От огня сильно пострадали Кремль, Китай-город, большая часть посада, погибло более 2,5 тысяч человек. Сразу же после пожара царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой.
Имение Глинских было разграблено, прислуга и дети перебиты. На третий день бунтовщики явились в село Воробьёво, куда переехал государь, и потребовали выдачи князя Михаила и княгини Анны. Толпа была рассеяна выстрелами, некоторые зачинщики схвачены и казнены. Устрашённый судьбой брата, Михаил Глинский вместе со своим другом и сподвижником князем Пронским в 1548 году бежал в Литву. Настигнутые и возвращённые в Москву, они показали на допросе, что направлялись на богомолье в Оковец. Их уличили во лжи, но судить и наказывать не стали: извиняя их бегство страхом, обоих простили и даже оставили на службе у государя.
В купе вагона найден труп 70-летнего Артура Бригса, банковского служащего из Лондона. Неизвестный убийца забрал у жертвы золотые часы с цепочкой, очки в золотой оправе и — что выглядело довольно странно — шляпу. Свою же он оставил в купе. За поимку преступника была назначена большая награда, пресса публиковала подробные сообщения о ходе расследования.
Киждо люде мои ставите хоромы по своих местех.
А яз вас жаловати ради лготу дати». И заутрия приехал во град царь и государь и внида в церьковь владычица нашея богородица честнаго ея Успения, и пришед к чюдотворной иконе пречистыя Владимирския и много моления соверши и слезы доволны излия. Тако жо и пред образом пречистыя чюдотворныя, юже сам чюдотворец Петр написал. По сем жо приходит ко гробу чюдотворца Петра молебная совершая и слезы изливая, прося помощи и заступления, и от всяких бед и зол избавляя. Тако же у гробов и у мощей и у прочих святитель Феогноста и Киприяна и Фотея Ионы.
И потом едет ко пречистой на Новое посетить отца своего пресвященного митрополита Макария и бысть промежи обоих слезы жалостныя, аки от источника текущи о бывшем гневе божий и великом пожаре беседовавшим. И много и словесы духовными митрополит тешашо царя государя и великого князя, поучая его на всякую добродетель, елико подобает царем православным быти. Царь же и государь, слушая его духовная словеса и наказание поминаше же великому князю о опальных и повинных людех. Царь же и государь слушая митрополита во всем опальных и повинных пожаловал. Царь же и государь князь великий моляше митрополита веля ему молитися господу богу и спасу нашему Исусу Христу, и того пречистой матери владычице нашей богородице, и архаггелом Михаилу и Гаврилу и прочим небесным силам, и всем святым его угодником.
Митрополит же моляшеся соборне день и нощь, совершая молебна о царе и государе великом князе и о благоверной княгине, и о князех и боярех, и о всем православном христианстве. Да бы господь бог отвратил гнев свои движимыя на ны, людем же, всему народу пресвященный митрополит повеле каяти отцем своим духовным о грех своих и причащатися христовым таинам. Сия злоба сключися великий пожар за умножение грех наших и неправд.
И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть, где сейчас моё сердце? Такая духовная кардиология. Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре!
Пожар в Москве при Иване Грозном
Восстание в Москве в 1547 году | Рассказываем о Великом московском пожаре 1547 года и его последствиях. |
Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства | 9 июля 1547 года в Москве поднялся бунт. |
В Москве произошел грандиозный пожар - Знаменательное событие | События 1547 г. давно уже привлекают историков: с ними связывают изменения в составе и политике московского правительства и перемены в характере Ивана IV. |
Предпосылки, причины и ход московского восстания
- Первое крупное возгорание
- Вам может быть интересно:
- «Великий Московский пожар» 1547 года - Что вы могли не знать?
- Бедствие в столицы в июле 1547г
- Предпосылки
- Восстание в Москве в 1547 году
Проект бедствие в столице в июле 1547. Московское восстание. Ущерб от пожаров
Изучение истории народных движений в России середины XVI в. Документы, непосредственно отражающие настроения и интересы участников восстания, неизвестны. Не сохранился и материал приказного делопроизводства об этих событиях, и основными источниками являются нарративные, причем такие, которые вышли из-под пера лиц, классово враждебно настроенных по отношению к восставшим. К тому же большинство этих источников — позднейшего происхождения и имеющиеся в них сведения о событиях 1547 г. В сохранившихся источниках сведения о восстании помещены вместе со сведениями о других событиях того времени, прежде всего о московских пожарах, особенно о «великом пожаре» 21 нюня 1547 г. Обозрение сведений письменных источников о московских событиях июня 1547 г. Не только в Москве, но и в других районах Российского государства многое знали и о пожаре и о Московском восстании, проверяли и сопоставляли известия об этих событиях это ясно прослеживается по Четвертой новгородской летописи.
Составители официальных московских летописей, понимая, что изложение этих событий не может способствовать возвеличению самодержавия, постарались изобразить их нарочито кратко и нечетко, более кратко и тенденциозно, чем в неофициальных летописях. Именно в неофициальных летописях встречаем указания на созыв по воле народа «веча» и «мира», а в Новгородской летописи отражавшей интересы и верхов посада находим наиболее интересные подробности о восстании. Хотя достоверные сведения постепенно смешались с полулегендарными, для современников было ясно, что события эти имели большое историческое значение, а потомки писали о них в исторических сочинениях, составлявшихся и много десятилетий спустя. Так как события 1547 г. Иван Грозный обратился к этим историческим фактам, характеризуя их как пример антицаристских действий боярства, натравившего «чернь» на государя и его семью. Курбский акцентировал внимание на проповеди Сильвестра, стараясь этим описанием подкрепить свою теорию о «мудрых советниках».
Церковные писатели настойчиво напоминали о наказании за грехи и о предвидении страшных бедствий Василием Блаженным. Всем этим публицистам, как и другим выразителям феодальной идеологии, свойственно полное небрежение к мнению самого народа, который лишен, в их представлении, исторической самостоятельности и способен действовать только по указке вождей или наущению знати либо как слепое орудие божественного промысла. И восстание трактовалось, в соответствии с подобными общеисторическими воззрениями, прежде всего как эпизод политической борьбы в среде господствовавшего класса. Свидетельства письменных источников о событиях 1547 г. Дополнения даже разночтения в различных летописях и других памятниках публицистики, сообщающих об одном и том же событии, обычно не являются случайными приписками более памятливого или осведомленного автора, а чаще всего отражают определенную тенденцию в описании и истолковании события. Поэтому ко всем таким отличиям в летописных текстах надо относиться сугубо осторожно и стараться понять причины появления дополнений или подновлений в одном летописном тексте и невключения таких данных в другой текст, упоминающий о том же событии.
Умолчание источников или сознательное искажение в них фактов иногда тоже многое может разъяснить исследователю. Глубокое ленинское наблюдение — «мы можем иногда по дыму полицейской лжи догадываться об огне народного возмущения»4 — помогает источниковедам и при изучении источников, относящихся отнюдь не только к периоду империализма. Ограниченность источниковой базы побуждает прибегать к историческим аналогиям, к поискам примеров употребления в других исторических источниках таких же или схожих терминов. Особенно много дают в этом плане памятники, а также и исследования но истории так называемого «Смутного времени», и прежде всего монография И. Смирнова «Восстание И. Исследованиями последних лет выяснены многие обстоятельства Московского восстания июня 1547 г.
Глинского дяди царя , и расправа с людьми и слугами Глинских, и поход москвичей 29 июня в подмосковное село Воробьево где укрылся царь Иван. Задача настоящего сообщения: уточнить данные об этапах восстания, участниках его и о значении этого события для правительственной деятельности последующих лет. Волнения в Москве возникли, видимо, вскоре после пожара. Не случайно Иван IV никогда не отличавшийся храбростью счел за благо отсиживаться в селе Воробьево; там же, но мнению москвичей, скрывались бабка и дядя царя — Анна и Михаил Глинские. В это время москвичи собирались «вечем». Смирновым как «политический шаг, имевший целью не допустить взрыва народного возмущения, — своего рода противовес вечу черных людей».
Так называл вообще общество — и в городе и в деревне. Так именовали светских людей «мирян» в отличие от духовенства. Так, в разрядных записях 1605 г. И услыша то, и досталь народ возмутился и учали Годуновых дворы грабити; а иные воры с миром пошли в город, и от дворян с ними были, и государевы хоромы и царицыны пограбили». Смирнов, и в известии хронографа об убийстве Лжедимитрия I во время народного восстания 17 мая 1606 г. И такой смысл и следует вкладывать в нарочито неясные и злобнопренебрежительные слова официальной летописи о «черных людях града Москвы»: «восколебашася яко юроди».
Смирнов, «в эти дни, очевидно, фактически находилась во власти черных людей, и правительство было бессильно подавить восставших». Зимин считает возможным говорить даже о «зачатках аппарата, создавшегося в ходе восстания». Следующая дата, названная в источниках, — это 29 июня. Царственная книга кратко и менее определенно сообщает: «приходиша многие люди чернь скопом ко государю в Воробьеве». Смирнов, который отметил, что в Воробьеве двинулась нс толпа, а городское ополчение, призванное к оружию по кличу палача, действовавшего от имени и но «велению» земских органов Москвы. Как думает И.
Смирнов, эта воля московского посада, может быть, была вновь сформулирована на вече. Согласно версии Ивана Грозного и Царственной книги, единственной причиной похода в Воробьево было желание расправиться с остальными Глинскими Михаилом и матерью его Анной , которых якобы царь скрывал у себя в загородном дворе. И восставшие были готовы даже «убити царя» за это. Зачинщиками похода царь, конечно, изобразил «изменников» бояр, которые «наустили народ и нас убити». Зимин полагает, что народ вооружился не только для того, чтобы покончить с Глинскими, но и для того, чтобы выдержать оборону от войск татарского хана, если бы подтвердились слухи о его приближении к Москве. Неумение воевод обороняться от врагов, защитить жителей от чужеземцев являлось и прежде поводом для городских восстаний.
В 1521 г. Возмущенные бездействием правительственных войск, «воеводу Фоку Воронцова с товарищи хотели гороховцы камением побити за то, что они с казаньскими людьми не делали бою, а их упустили». В «Летописце начала царства» и в Царственной книге где этот текст остался без изменений сообщается о том, что царь «повеле тех людей имати и казнити. Они же мнози разбегошася по иным градом, видяще свою вину, яко безумием своим сие сотвориша». Смирнов показал, что «все преимущества в смысле достоверности находятся на стороне» Новгородской летописи. Царь и его окружение вынуждены были маневрировать, чтобы не допустить повторения событий, имевших место в московском Кремле.
Возможно, что царю даже пришлось вступить в какие-то переговоры с восставшими,38 во время которых выяснилось, что москвичи «но повелению приидоша». Думается, что именно так следует понимать смысл выражения «обыскав». Можно полагать, что посажанам обещали проведение каких-то желанных ими правительственных мероприятий. Обещана была и отставка Михаила Глинского. Высказывается мнение, будто бы у царского стана восставшие были встречены вооруженными дворянами, обращены в бегство, а некоторые были пойманы и казнены, что в Москве затем начался строгий сыск, причастных к восстанию вылавливали и казнили, а участники восстания, в первую очередь его организаторы, нс имея возможности скрыться в Москве — «так силен был террор», — прятались в других городах. Данные источников говорят об обратном.
Царь и правительство не решились казнить участников восстания «не учини им в том опалы». Видимо, опала «на повелевших кликати» коснулась немногих, а вернее всего и не была особенно жестокой. Ведь даже в «Летописце начала царства» отмечается не только повеление царя схватить и казнить участников восстания, но и то, что многим из них удалось уйти в другие города. Политическая ситуация лета 1547 г. Свидетельства источников подтверждают, что правительство Ивана IV и сам царь вынуждены были продолжать политику уступок и поблажек, начатую еще сразу после пожара. Царь уже в день пожара обратился, «прослезився», с речью к москвичам и обещал материальную помощь пострадавшим, а на следующее утро в Успенском соборе «много моления соверши и слезы доволны излия».
Переговоры — обычное явление во время волнений «черни». В Царственной книге назван дядя царицы, старейший из Захарьиных, — Г.
Вначале ее захватили Шуйские, затем Вельские и вновь Шуйские.
К 1543 г. Политическая нестабильность, беспринципность и корыстолюбие новоявленных правителей, усиление местнических споров и бесконтрольная раздача земель привели к ослаблению центральной власти, падению ее престижа, произволу наместников и «оскудению дворянства». В итоге это вело к росту противоречий как между боярством и служилым сословием, так и между простым людом и всей правящей элитой.
В условиях боярских усобиц, сопровождаемых кровавым насилием, рос молодой великий князь, формировались черты его характера: подозрительность, трусость, жестокость, необузданность. Они проявились уже в 1543 г. Венчание Ивана IV.
Вянваре 1547 г. Иван IV принял титул царя. Венчание на царство было многозначным событием, призванным: Подчеркнуть преемственность его власти от византийских императоров этот титул считался равным императорскому , что, кстати, свидетельствовало о внешнеполитических притязаниях русского монарха; Символизировать начало управления государством непосредственно самим Иваном IV.
На деле же боярское правление продолжалось, недовольство властью временщиков усиливалось. В марте того же года Иван Васильевич женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, представительнице старинного рода московских бояр. Восстание 1547 г.
После торжеств и проявлений преданности царю летом 1547 г. Поводом к выступлению послужили страшные пожары, уничтожившие практически всю деревянную Москву. Прекратился подвоз продовольствия.
Вину за случившееся народ возложил на Глинских. Боярской думе с большим трудом удалось успокоить посадских и служилых людей, принявших участие в выступлении. Одним из результатов восстания стало изменение политического курса и начало политики реформ, проводимой новыми советниками царя.
Ими оказались люди, не связанные с ранее правившими боярскими группировками. Не исключено, что активное включение Ивана IV в управление страной вызывалось и пережитым им при виде разъяренных посад- ских людей страхом, а также влиянием на него священника Благовещенского собора Сильвестра, который сумел внушить царю мысль, что ниспосланные свыше бедствия являются Божьим наказанием за его греховное поведение. К реформам подталкивали и неудачи в войне с Казанским ханством 1545 -1552 , требовавшей к тому же огромных человеческих и материальных ресурсов.
В истории Русского государства XVI в. Начало их - время безраздельного господства княжеско-боярской реакции. Конец же 40-х годов характеризуется активной деятельностью правительства Ивана Грозного по подготовке и проведению крупных реформ, направленных на дальнейшее развитие и укрепление аппарата власти и управления централизованного государства.
Таким образом, именно в 40-х годах происходит оттеснение от власти княжат и бояр, ликвидация "боярского правления". К управлению государством приходят в это время силы и социальные группировки, враждебные княжеско-боярской реакции и стремящиеся к централизации государства. Само собой разумеется, что процесс смены у власти двух группировок происходил в напряжённой и острой политической борьбе.
Борьба за власть между двумя группировками внутри господствующего класса - характерная черта политической истории 40-х годов XVI века. В ходе и исходе этой борьбы ярко выразились основные тенденции исторического развития Русского государства XVI века. Особенностью политической борьбы 40-х годов XVI в.
Существенным моментом политической борьбы 40-х годов было стремление её участников опереться на дворянское служилое войско, а также на еще более широкие круги, в частности на население посадов, - на московских "чёрных людей" в первую очередь. Население городов активно поддерживало политику строительства и укрепления Русского централизованного государства и было настроено резко враждебно к политике княжат и бояр, направленной на реставрацию порядков времён феодальной раздробленности. Такая позиция городского посадского населения нашла своё выражение в выступлениях "чёрного" посадского населения Москвы и других городов против княжеско-боярской реакции во время мятежа Андрея Старицкого 1537 , во время январских событий 1542 г.
В канун июньского восстания "венчался на царство" Иван IV 16 января 1547 года. Принятием царского титула официально провозглашался самодержавный характер, власти молодого государя и лишались почвы притязания княжат и бояр на руководящее участие в делах государства. Эта мера была осуществлена по инициативе митрополита Макария, виднейшего политика, убеждённого сторонника и идеолога самодержавной власти московских государей.
Она ставила целью оттеснить от власти княжат и бояр, передать её в руки той политической группировки, которая опиралась на поддержку дворянско-помещичьих кругов и посада и одним из лидеров которой являлся Макарий. Однако "венчание на царство" Ивана IV, будучи одной из легальных форм ликвидации "боярского правления", всё же не уничтожило это правление окончательно. Оставалась неразгромленной и сохранила своё влияние одна из основных боярских группировок - родственники Ивана IV по матери, князья Глинские.
Для оттеснения их от власти понадобились более эффективные средства. В этих целях и было, по нашему мнению, использовано восстание московских "чёрных людей" в июне 1547 года. В апреле большой пожар уничтожил много лавок и товаров: "погореше лавки во всех рядех града Москвы со многими товары...
А у реки у Москвы в стрельници загорешася зелие пушечное и от того разорва стрелницу и размета кирпичие по брегу реки Москвы и в реку" 1. Во втором апрельском пожаре "погореша Гончары и Кожевники" ремесленные слободы в Москве. Но самый большой "великий пожар" произошёл 21 июня.
Он начался на Арбате, охватил весь город и продолжался почти сутки 3. Сила пожара была такова, что современники рассматривали его как небывалое бедствие. Никоновская летопись, ссылаясь на более ранние летописи, подчёркивает, что "преже убо сих времен, памятные книги времени пишут, таков пожар не бывал на Москве, как и Москва стала именоватися" 4.
XIII, стр. Впрочем, в "Сокращённом Новгородском летописце", по списку Н. Никольского, говорится: "а горело 6 часов" ПСРЛ, т.
IV, ч. Пунктуация моя. В цитируемом издании после слова "пишут" стоит двоеточие; это придаёт дальнейшему тексту характер цитаты из "памятных книг времени", что неверно, так как оценка пожара 1547 г.
Никоновская летопись посвящает июньскому пожару 1547 г. Статья даёт яркую картину разрушений города огнём 5. А "Сокращённый Новгородский летописец", по списку Н.
Никольского, сохранил и статистику сгоревших дворов в Москве: "згоре же всех дворов числом в граде и в посаде пол третьятцать тысящ то есть 25 тыс. Что касается числа человеческих жертв, то летописи называют 1700, 2700 и 3700 сгоревших 7. Эти цифры свидетельствуют о катастрофическом характере "великого пожара", настоящего стихийного бедствия.
Пожары 1547 г. Классовые противоречия достигли к тому времени большой остроты. Отдав дань традиционному истолкованию "великого пожара" как проявлению "божьего гнева" "за умножение грехов наших", автор "Летописца" затем наполняет церковную формулу острым политическим содержанием, ярко показывая действия боярства в годы малолетства Ивана Грозного: "Наипаче же в царствующем граде Москве умножившася неправде и по всей Росии, от велмож, насилствующих к всему миру и неправо судящих, но по мзде, и дани тяжкые...
В насилиях князей и бояр и крылась основная причина июньского восстания. Оно явилось выражением стихийного возмущения народных масс боярским произволом. Восстание вспыхнуло на пятый день после пожара, в воскресенье 26 июня 1547 года.
В течение пяти дней, отделявших восстание от пожара, с одной стороны, нарастало возбуждение народных масс, с другой стороны, стремление политических кругов, враждебных группировке Глинских, использовать созданную пожаром обстановку для свержения Глинских. К сожалению, об обстановке в Москве между 21 и 26 июня источники дают очень общие и неопределённые сведения. Показателем роста напряжения в Москве в эти дни может служить факт бегства из Москвы князя Михаила Глинского и его матери - княгини Анны Глинской.
Причиной бегства явилось обвинение Глинских московскими "чёрными людьми" в том, что "великий пожар" 21 июня случился в результате колдовства Анны Глинской. Она якобы "з своими детми и с людми волховала: вымала сердца человеческия да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила и оттого Москва выгорела" 9. В источниках не указана точная дата бегства Михаила и Анны Глинских.
Другой летописец, "Продолжение хронографа редакции 1512 г. И это сообщение также не даёт возможности определить, когда именно Михаил Глинский оказался во Ржеве, откуда ему пришлось хорониться по монастырям. Однако Курбский в своей "Истории, о великом князе Московском" прямо указывает, что "князь Михаил Глинский, который был всему злому начальник, утече" из Москвы, спасаясь от "великого возмущения всего народа" 13 , то есть относит момент бегства Михаила Глинского из Москвы ко времени после пожара 21 июня.
К такому же заключению приводит и сообщение "Царственной книги" об обвинениях, которые бросали московские "чёрные люди" Юрию Глинскому: "а мати твоя княгиня Анна сорокою летала да зажигала"; ясно, что Анна Глинская находилась в Москве во время пожара. Это тоже свидетельствует о пребывании Глинских в Москве 21 июня. Рассмотрение вопроса о бегстве Михаила и Анны Глинских очень важно.
Оно позволяет с уверенностью отбросить схему "Царственной книги", тенденциозно изображающей московское восстание "чёрных лю- 5 См. ПСРЛ, т. Отмечу кстати, что данные о сгоревших дворах дают возможность составить представление об общей численности населения Москвы XVI века.
Данные "Летописца" Никольского почему-то не были использованы составителем 1-го тома "Истории Москвы" см. VII, стр. В действительности дело было не в провокации и интригах.
Враждебные Глинским бояре лишь пытались использовать для сведения счётов со своими политическими противниками стихийное возмущение народа "насильством и грабежом" в отношении московских "чёрных людей" со стороны Глинских и их челяди. Именно "насильство и грабёж" превратили Глинских в глазах москвичей в поджигателей Москвы, именно это послужило основанием для обвинения Анны Глинской в колдовстве. Версия "Царственной книги", искажая общий характер восстания, вместе с тем даёт необходимый материал для выяснения позиций политических группировок среди правящих кругов Москвы, для выяснения того, как реагировали правящие круги на ситуацию в Москве после пожара 21 июня 1547 года.
О поведении бояр после великого пожара говорит в своём первом послании Курбскому Иван Грозный. Он обвиняет "изменных бояр" в том, что они "аки время благополучно своей изменной злобе улучиша, наустиша народ художайших умов, будто матери нашея мать, княгина Анна Глинского, с своими детьми и людьми сердце человеческая выимали и таким чяродейством Москву попалили; да бутто и мы тот совет ведали" 16. Однако Иван Грозный отказывается назвать имена "изменных бояр" "их же имена волею премену" 17.
Гораздо подробнее касается этого вопроса "Царственная книга". Она не только перечисляет бояр - противников Глинских, но и показывает, в чём выражались действия бояр, направленные к свержению Глинских. Первое выступление боярства против Глинских было уже на другой день после пожара 18.
Именно здесь, по описанию "Царственной книги", "вражиим наветом начаша глаголати, яко вълхъванием сердца человеческия вымаше и в воде мочиша и тою водою кропиша и оттого вся Москва погоре; начаша же словеса сия глаголати духовник царя и великого князя протопоп Благовещенской Федор да боярин князь Федор Скопин Шуйской да Иван Петров Федоров" 19. Описание инцидента заканчивается сообщением, что "царь и великий князь велел того бояром сыскати" 20. В этом рассказе "Царственной книги" всё важно: и время, и место, и состав участников, и, наконец, итоги того, что можно с полным основанием назвать чрезвычайным заседанием боярской думы.
Замечание 2 Конкретно в Опочку, чтобы усмирить горожан, пришлось даже направить поместное войско Городские низы, ставшие основной и самой массовой силой московского восстания 1547 г. Этот народный бунт очень сильно повлиял на юного царя Ивана IV. Он на всю жизнь запомнил чувство унижения, за что после жестоко мстил каждому, кто ему не угодил в чем-либо. Вместе с тем возмущение москвичей натолкнуло Ивана IV на мысли о разработке и проведении политики реформ. Формирование «Избранной рады» Бурные события 1547 г. В скором времени вокруг молодого царя сформировалась особая группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Михайлович Курбский, один из ее участников, впоследствии назвал на польский манер "Избранной радой". Замечание 3 Этот новоиспеченный «кружок» придворных и служилых людей возглавили Алексей Федорович Адашев костромской дворянин, представитель незнатного, но богатого рода и Сильвестр протопоп кремлевского Благовещенского собора В составе Избранной рады числились, в том числе, знатные князья А. Курбский, М. Воротынский, Н.
Одоевский и др. Первый глава Посольского приказа думный дьяк И. Висковатый также пополнил ряды Рады. И митрополит Макарий весьма активно поддерживал деятельность новой группы. Интересно отметить, что Рада формально не являлась государственным учреждением, но, по сути, именно она была правительством России и на протяжении 13 лет управляла страной от имени царя, последовательно претворяя в жизнь целостную программу крупных реформ.
Благодаря тайнику Кремль обеспечивался водой. Менее известна другая Повесть о пожаре, в которой приведены более подробные данные о количестве погибших людей и различные другие подробности. А егда ис пожару того бежавшу, опалеста ему очи от огня.
В наше время эта обитель не существует, но топонимика Москвы сохраняет название того места: Новинский бульвар. Так проясняются бедственные последствия пожара для Святителя. Во время приключившегося в Москве великого пожара святителю Макарию было 65 лет и невзирая на случившиеся бедствия Господь сохранил его Своим Божественным Промыслом. Впереди было ещё много плодотворных святительских трудов на благо Церкви: второй Макарьевский Собор 1549 года по канонизации святых, Стоглавый Собор 1551 года по исправлению различных недостатков в Русской Церкви и обществе, через год — торжественная встреча царя Иоанна Грозного после покорения Казани, затем завершение работы по созданию Успенской редакции Макарьевских Четьих Миней, а также создание царской редакции Великих Миней. В русской историографии появился принципиально новый памятник исторической мысли — Книга степенная царского родословия. Эти деяния Святителя стали достоянием отечественной истории и русской культуры. Повседневное архипастырское попечение о Церкви и пастве до конца дней жизни Святителя было наполнено также личными трудами, молитвами и подвигами. А в годовщину пожара, в память великого бедствия, в Русской Церкви было установлено поминовение всех православных христиан 34.
Проект бедствие в столице в июле 1547. Период боярского правления
Конец июня 1547 года — дата крупного московского антифеодального бунта, стихийно поднятого горожанами и не имеющего определенного набора требований. Сигурд Оттович, исследователь данного явления, отмечал, что причины бунта не были до конца понятны как современникам, так и непосредственным участникам восстания. Предпосылки, причины и ход московского восстания В 40-х годах XVI столетия власть бояр и князей стала ослабевать. Наибольшим влиянием в столице обладало семейство Глинских, являвшихся родственниками Ивана Грозного по материнской линии. За несколько лет до бунта 1547 года столичными военными была отстранена от власти группировка Бельских, осуществлявшая опекунство над несовершеннолетним князем Иваном Васильевичем. Однако данное событие считается военным переворотом, и сильно уступает по масштабам московскому восстанию, случившемуся в том же году. Усиление недовольства среди горожан произошло также по причине неурожая хлеба, заставившего их идти на крайние меры из страха перед надвигающимся голодом. Весной 1547 года огнем была уничтожена внушительная часть торговых рядов в Китай-городе, а также ремесленных слобод в Заяузье и Кожевниках.
В июне случился пожар, добравшийся до стен Кремля и едва не унесший жизнь митрополита Макария, который вынужден был спускаться по веревкам. Уцелела только резиденция, принадлежавшая боярскому роду Глинских. Череда городских пожаров унесла от 2 до 3,6 тысяч жизней, и стала следствием уничтожения 2,5 десятков тысяч дворов и нескольких сотен деревянных церквей. На территории Кремля сгорела царская казна, центральные ведомства и ряд укреплений. На протяжении нескольких дней столица оставалась без властей, покинувших ее пределы в целях собственной безопасности. Среди оставшихся в городе жителей были распространены слухи о причастности к возгораниям княгини Глинской. Боярин М.
Глинский поспешил вернуться из Москвы в ржевскую губернию.
При этом, судя по всему, массовых расправ не было — не из-за милосердия Ивана Грозного, а потому, что он понимал, что время сложилось неблагоприятное для массовых репрессий, которые могут вызвать новый бунт. Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях! Отправить оценку Средний рейтинг: 4. Количество оценок: 52 Оценок пока нет. Поставьте оценку первым. Читайте также:.
Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Около 1549 г. Ее возглавлял А. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. Значение избранной рады бесспорно для 50-х годов, но не безгранично, так как осложнялось и ослаблялось влияниями Захарьиных и митрополита Макария. В сохранившихся известиях совершенно скрыта та большая подготовительная работа, которая началась с этого времени, с 1550 года позволила осуществить ряд крупных государственных мероприятий и захватила не только самого Ивана и его сотрудников, но и в неправительственные круги общества, вызвав в нем обсуждение основных вопросов внутренней и внешней политики обновляющегося Московского царства. Затрагивались и разноречиво решались вопросы о значении светской аристократии, крупного землевладения, духовенства, монастырей, поместного класса, самодержавия, земского собора и др. Личное участие Ивана сообщило первому правительственному выступлению на пути реформ некоторый внешний драматизм и обратило его в осуждение эпохи боярского правления и малолетства царя, которая оценивалась как время государственного нестроения и народных страданий. С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI века Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, Д. Курлятев, И. Шереметев, А. Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном. Избранная рада просуществовала до 1560 г.
Объяснение: Пожар. Ненависть к Глинским. Это обстоятельство можно назвать одной из основных причин Московского восстания 1547 года. Отсутствие царя.
«Великий Московский пожар» 1547 года - Что вы могли не знать?
По горящему городу распространился слух, что в бедствии виноваты Глинские. В столице начался голод, так как пожар дезорганизовал ее снабжение из окрестных сел и деревень. Трагедия 1547 года заставила москвичей подумать о том, как обезопасить свои жизни в случае нового бедствия.
Восстание в Москве 1547 г.
Засушливая весна стала причиной частых пожаров в столице в апр. – июне 1547. Ну если в столице нет нормально функционирующей ливневой канализации, то что уж про регионы говорить. Летом 1547 года Москва сгорела почти дотла, огонь не пощадил и каменных зданий: страшная буря разносила огонь по всему городу, и горело все, что могло гореть, а что не могло – плавилось или рушилось. Пожары 1547 г. внесли дезорганизацию в правительство и ещё более ухудшили и без того тяжёлое положение "чёрных людей".
Год 1547. Бунт против Глинских
В летописи описывается, как «загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглинною на Арбацкой улице », что, по преданию, было предсказано Василием Блаженным [13] [14]. Пожар возник во время бури с ветром, способствовавшим его распространению: «бысть буря велика и потече огонь, якоже мьолния» [10] [11]. От церкви загорелась Арбатская улица, горели Китай-город и Большой посад [2] [8]. Как сообщает Никоновская летопись , «Множество народа сгореша. Ряд источников указывает, что количество жертв могло достигать 4000 человек [1]. Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла. Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был, заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города. Спасали единственно жизнь: богатство праведное и неправедное гибло. Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели.
Митрополит молился в храме Успения, уже задыхаясь от дыма: силою вывели его оттуда, и хотели спустить на верёвке с тайника к Москве-реке: он упал, расшибся и едва живой был отвезен в Новоспасский монастырь. Историк Николай Карамзин, «История государства Российского» Из-за сильного ветра огонь перекинулся на Кремль, после чего загорелись великокняжеские конюшни и хоромы. На царском дворе пожар охватил деревянные палаты и избы Ивана IV. Пострадали также и каменные постройки, например, «Оружничья» палата с воинским оружием и Казённый двор , где хранилась царская казна и корсуньские иконы. Взорвалась также ещё одна из пороховых башен Кремля [15] [10]. Выгорело также много казны государя великого, ценного жемчугу и всяких других каменьев драгоценных; и бархаты. И камки, и сукно, и тафта и прочего добра неисчислимого, как и подобает быть в царском доме [1]. После Кремля огонь перекинулся на другие части города: горели дворы в Китай-городе, на Волхонке , Арбате и Воздвиженской улице. Затем пожаром занялись Никитская , Леонтьевская и Тверская улицы [16] [17].
Китай-город, где располагался городской торг — торговые ряды на Красной площади, или Пожаре, как она тогда называлась, кипел жизнью, оттуда слышались шум и гам, споры продавцов и покупателей, брань и крики подгулявших «гультяев». Шумным и оживленным был Кремль в дневные часы. К царскому дворцу подъезжали степенные бояре, важные иностранные послы, которых встречали и провожали приставы. Слуги, сопровождавшие своих господ, забавлялись разговорами и задирали друг друга и прохожих. В соборах и церквах шли службы, и верующие сновали туда и сюда, сдерживая обычную поспешность и суетливость. В торговых рядах, в лавках и мастерских торговцы и ремесленники изготовляли и сбывали разнообразные товары. В Кремле и других местах, около церквей, на площадях, улицах и перекрестках ходили и сидели прямо на земле или снегу многочисленные нищие, убогие люди.
Немало было в Москве людей, живших «черной работой», — батраков, ярыжек, казаков, а также множество калек, больных, питавшихся мирским подаянием, «ходя меж двор», «бога ради скитаясь». Многие из них умирали голодной смертью, замерзали на улицах, не найдя места, «где главы подклонить». В годы неурожаев, пожаров и эпидемий бедствия этой массы бездомных, обездоленных людей достигали трагических размеров. Они погибали тысячами, десятками тысяч. Специально выделенные люди собирали по Москве «умерших… на пути, от глада изгибших» и вывозили за город. Но иногда, в годы особенно тяжких бедствий, некому и это было делать. В 1571 г.
Приезжие «долго розвозили» покойников во все стороны из опустевшей столицы. Народный гнев против жестоких правителей накапливался долгие годы. Он прорвался наружу в 1547 г. Поводом послужил грандиозный пожар 21 июня. Еще в апреле от пожара сгорело много лавок на московском торге в Китай-городе. Но этот пожар не шел ни в какое сравнение с новым — июньским. Современники называют его «великим пожаром».
Загорелся сначала храм Воздвижения на Арбате. Затем занялось все Занеглименье к западу от реки Неглинки. Пламя перекинулось через узкую Неглинку в Кремль. Здесь выгорели все деревянные строения — дворы бояр и князей, Оружейная и Постельная палаты, казна. Занялись кровли царских палат, верх соборной Успенской церкви. В других церквах и соборах пожар уничтожил много ценных вещей, икон, в том числе несколько из них письма Андрея Рублева. Сгорели кровли над кремлевскими стенами — сами стены в некоторых местах «разорвашася» из-за взрыва пушечного «зелья», хранившегося в них.
Ход «великого пожара» описывал Н. Карамзин, ссылаясь на Никоновскую летопись: после Арбата огонь перекинулся на Варварскую, Покровскую, Мясницкую, Дмитровскую, Тверскую улицы и на храм Успения, где молился о спасении города и его жителей митрополит Макарий, который получил сильный ожог глаз, едва не задохнулся от дыма; его силой вывели на улицу и увезли из Москвы; потом загорелся Кремль с Оружейной палатой, Казенным двором и царские палаты; следом произошел еще один взрыв на Пороховой башне; к обеду огонь перекинулся на восточную часть города и были полностью уничтожены Никитская, Леонтьевская и Тверская улицы, Волхонка, Воздвиженка, Арбат; к вечеру выгорел Пушечный двор. Главной потерей для города и его жителей стали уничтоженные огнем церкви, монастыри и реликвии. Сгорели церковь Благовещения с работами иконописца А. Рублева; Чудов в монастырь; церковь Вознесения мощи святителя Алексея были спасены из огня служителями храма ; Рождественский монастырь позднее его полностью восстановили на личные средства царицы Анастасии. Буря закончилась ближе к вечеру, а ночью пожары стали затухать. По оценкам историков за время пожара погибло около четырех тысяч человек. Скопин-Шуйский , Ю.
Темкин-Ростовский, И. Федоров, Г. Захарьин, Ф. Нагой должны были разобраться в причинах пожара. Политические последствия пожара 26 июня в Москве вспыхнуло восстание. Народ искал виновных, и подозрения пали на бабку царя, княгиню Анну Глинскую. Ее обвинили в колдовстве, поджоге города «Анна Глинская спалила Москву, сорокой обертаючись» , а семью Глинских — в государственной измене обвинили в пособничестве крымскому хану.
О пожаре 1547 года мы узнаём из летописи, ему посвящено две Повести, подробно описывающие тяжёлое бедствие.
В Повести имеются сведения, отсутствующие в летописи и дополняющие её. В Успенском соборе был протопоп Гурий и много народа, творились молитвы к Богу и Пресвятой Богородице. Содержание Повести нашло затем отражение в Книге Степенной царского родословия, составленной по благословению святителя Макария 18. Благодаря стрельнице, предназначенной для ведения стрельбы 23 , Тайнинская башня являлась важным опорным пунктом в случае осады Кремля. Она имела ворота, которые назывались Водяными и в мирное время здесь был удобный спуск к Москве-реке. Благодаря тайнику Кремль обеспечивался водой. Менее известна другая Повесть о пожаре, в которой приведены более подробные данные о количестве погибших людей и различные другие подробности. И спустиша Митрополита по у?
А егда ис пожару того бежавшу, опалеста ему очи от огня.
21 июня 1547 года – в Москве вспыхнул грандиозный пожар, в котором погибло более 2500 человек
Всего от взрывов, обрушений зданий и пожаров за это время погибло 11327 москвичей и около 200 были тяжело ранены. Для сравнения: во время "Лондонского блица" от немецких бомб погибли 20 000 жителей британской столицы при несравненно лучшей системе организации ПВО. Загадка, но факт: в послевоенный период в истории советской Москвы крупных пожаров не случалось. Единственное исключение — пожар в только что отстроенной гостинице "Россия" 25 февраля 1977 года. Тогда огонь разгорелся на 13-м этаже северного крыла здания.
В течение минуты служба пожарной охраны Москвы получила около 50 тревожных звонков, но, несмотря на то, что к гостинице мгновенно были стянуты 14 пожарных машин и 81 расчет, а впоследствии число машин довели до 56 и воду стали подавать прямо из Москвы-реки, огонь все равно охватил 12 этажей здания. Поскольку стандартные лестницы пожарных ЗИЛов доставали только до 7-го этажа, спасателям пришлось тратить время на то, чтобы из нескольких собрать одну. По ней сумели спуститься вниз 43 человека, при этом 42 человека погибли и 52 пострадали. Эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, что именно послужило причиной даже не возгорания, а такого быстрого распространения огня в здании, оборудованном по последнему писку противопожарной техники.
По большей части грешат на некие отделочные материалы, не прошедшие проверку на огнестойкость. Большое огненное затишье Природой "большого огненного затишья" 1940—1980-х годов практически никто не интересуется. В истории московского пожарного дела этот период дается буквально одной строкой. Объяснений этому тоже никто не ищет, а все версии сводятся к двум вариантам: либо пожары были, но вся информация о них была тотально засекречена, либо советская пожарная охрана и службы оповещения и впрямь работали на отлично.
Так или иначе, но информация о пожарах на каких-либо крупных или социально значимых объектах, за исключением "России", за этот период отсутствует. Не в пользу сторонников версии "а власти скрывают" говорит и тот факт, что эта тенденция сохранилась и в первое 10-летие новейшей истории России.
Сам Иван лето проводил не в Москве, а в подмосковном дворце. Туда к нему ходили челобитчики, которых он при желании принимал, а при нежелании приказывал пытать, чтобы больше не ходили.
Сразу после московского пожара Иван отправился в свою столицу посмотреть на пожарище и успокоить погорельцев. Распорядившись возвести новые строения, он назначил Юрия Глинского тушить оставшиеся «очаги возгорания», а сам вернулся к прежнему загородному отдыху. Но успокоиться ему не дали два события: в самой Москве начался бунт, а в село Воробьево, где этот отдых происходил, явился монах Сильвестр. Московский бунт начался через пять дней после пожара.
Недоброжелатели Глинских стали распускать слухи, что столицы просто так ни с того ни с сего не горят, и буря, вмиг превратившая город в головешки, просто так не возникла, а, верней верного, Москва сгорела колдовством. Вера в колдовство в то время была повсеместной, так что стоило только упомянуть про колдовство, и все этому поверили. Поверил и сам Иван, которому было бы на руку обвинить в колдовских кознях своих врагов. Но общественное мнение обвинило во всем Глинских: «Княгиня Анна Глинская со своими детьми и со своими людьми вынимала сердца человеческие и клала в воду да тою водою, ездячи по Москве, кропила, и оттого Москва выгорела».
Народ сразу же заволновался, погорельцы стали стихийно стекаться к Успенскому собору.
Были проведены работы по перепланировке улиц города, для уменьшения плотности застройки. Трагедия 1547 года имела и серьезные политические последствия — в столице начались волнения среди горожан, лишившиеся крова люди искали виновных в поджогах и колдовстве. Толпа обвинила в бедствии Глинских - родственников матери Ивана Грозного. Народные бунты закончились убийством боярина Юрия Глинского и казнью самых активных бунтовщиков. Спустя чуть больше века, в апреле 1649 года, царь Алексей Михайлович Тишайший издал «Наказ о градском благочинии», который и заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.
От огня пострадал Богоявленский монастырь в Ветошном переулке, а также другие церкви и здания, располагавшихся от Ильинских ворот до Кремля и Москвы-реки. Сгорела приречная часть посада к югу от Ильинки, затем пламя перекинулось на Соляной двор и дошло до Никольского монастыря. Ночью огонь уничтожил десять дворов в Чертолье. В результате пожара взорвалась одна из крепостных башен Китай-города, в которой был устроен пороховой склад. Летописи сообщают, что разрушенная стрельница и часть китайгородской стены оказалась в Москве-реке — «размета кирпичие по брегу рекы». При взрыве погибло много людей. Во время нового пожара пострадала церковь Спаса в Чигасах, находившиеся в ней фрески Дионисия были утеряны. По одним данным, в этот день огонь уничтожил 2200 дворов, по другим — сгорело порядка 8000 домов и тысячи москвичей остались без крова. Во время «пожаров великих» в народе распространилось мнение о наказании свыше. Летописи того времени писали, что «зло сие за умножение грехов наших». В летописи описывается, как «загореся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглинною на Арбацкой улице», что, по преданию, было предсказано Василием Блаженным. Пожар возник во время бури с ветром, способствовавшим его распространению: «бысть буря велика и потече огонь, якоже мьолния». От церкви загорелась Арбатская улица, горели Китай-город и Большой посад. Как сообщает Никоновская летопись сообщает, что «Множество народа сгореша. Ряд источников указывает, что количество жертв могло достигать 4000 человек. Из-за сильного ветра огонь перекинулся на Кремль, после чего загорелись великокняжеские конюшни и хоромы.
Остались вопросы?
Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Обряд венчания с первой русской царицей состоялся 13 февраля 1547 года. Главная» Новости» Февраль 1547 год событие. 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе1. 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе1. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Сразу после этого события, в феврале 1547 г. молодой царь обвенчался с юной красавицей, боярышней Анастасией Романовной Юрьевой, с которой прожил самые счастливые тринадцать. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Обряд венчания с первой русской царицей состоялся 13 февраля 1547 года.