Указ о вольных хлебопашцах был подписан 20 февраля (4 марта) 1803 года императором Александром первым.
Россия в XIX веке: Указ о вольных хлебопашцах
Несмотря на это, он принес свои небольшие плоды: Указ стал началом движения в сторону отказа от крепостного права; Подготовил почву в обществе для дальнейшего решения крестьянского вопроса; Указ помог выйти на свободу около 150 тысячам мужчин с семьями. Минусы указа Александр I решился на смелый шаг, подписав такой указ. Но из-за недоработки и сильного сопротивления со стороны дворян он не стал полноценным законом, который бы позволял освободиться крестьянам от помещиков. Главные недочеты указа: Он больше носил рекомендательный характер. Таким образом, крестьянин не мог выкупить себя, даже если у него были деньги.
Помещик не был обязан продавать землю. Он мог отказаться и при этом не иметь никаких юридических последствий. Помещик назначал стоимость выкупа. Он мог назвать специально такую сумму, чтобы крестьянин не смог освободиться.
Размер и положение земельного участка так же назначал помещик. Таким образом, он мог избавиться он неплодородной земли и получить еще за нее деньги. Вольные хлебопашцы должны были нести воинскую службу без возможности отсрочки не давалось времени обжиться на земле , что не всем крестьянам было это по нраву. Помещикам не запрещалось устанавливать невыгодные условия для крестьян во время выкупа земли.
Например, они могли освободить их на условиях о том, что те будут продолжать нести обычные повинности барщина и оброк. По большому счету указ больше касался решения забот помещиков, чем крестьян. Если им было тяжело содержать крестьян и хотелось избавиться от земли, они могли их освободить и получить за это деньги. Последствия указа Для самих крестьян указ не имел большого значения.
Безусловно, он давал им возможность стать свободными и работать на своей земле. Но помещикам выгоды от этого указа было больше. Он не стеснял их права и давал возможность избавиться от излишней рабочей силы и монетизировать эти затраты. Например, они могли продать крестьянину заложенные государству земли, тем самым избавив себя от долга.
Так и поступало большинство. Но те, кто не закладывал земли, предпочитали жить по-старому. Для освобожденных крестьян права были предусмотрены, но больше обязанностей. Поэтому многие из них не захотели уходить от помещиков.
Находясь в крепостничестве, они были уверены, что не останутся без хлеба и крова, тогда как став свободными, пришлось бы жить в неуверенности в завтрашнем дне. Помещик мог обмануть и продать плохую землю, которая бы не принесла урожая. А работа в городах на фабрике крестьян не прельщала. Указ не защищал крестьян от невыгодной сделки и только страховал помещиков.
Государство не контролировало условия договоренностей между ними. Поэтому крестьяне не рисковали и предпочитали остаться в зависимости от помещика. Все эти недостатки впоследствии были изучены и решены в крестьянской реформе 1861 года. Для экономического развития этот указ особой роли не сыграл.
Фабрики в городах нуждались в наемном труде, но крестьяне оставались закрепленными за помещиками. Это отодвинуло промышленный переворот в России до 1840 года. Многие помещичьи хозяйства продолжали влезать в долги. Дворянские имения закладывали под государственную ссуду.
Но даже эти очевидные проблемы не торопили правительство упразднить крепостное право. Оно взвесило их на ответственность помещиков, которые так же не были готовы к экономическим переменам.
Показательный пример реализации такого сценария — история разбирательства по делу крестьян статского советника Николая Кузьмина, который 6 октября 1811 г.
Отпускные были подписаны без указания условий освобождения, при соблюдении лишь одного обстоятельства: при жизни помещика они должны были выплачивать все подати и исполнять установленные ранее отработки, а после его смерти — перейти в «свободное состояние». Составленное 18 октября 1812 г. После смерти Кузьмина 23 октября 1812 г.
Однако уже через несколько дней после смерти Кузьмина его родные сестры — Александра, Анна и Марья — подали прошение в Покровский уездный суд об отмене выданных отпускных, утверждая, что их брат, вопреки требованиям 1 пункта указа 20 февраля 1803 г. Именно поэтому, по их мнению, выданные помещиком «отпускные» могут считаться «обыкновенными», а следовательно, недействительными, так как по ним крестьяне не могли освобождаться с наделением принадлежащей помещику земли30. Высказанные сестрами аргументы не убедили судей Покровского уездного суда, отказавшего 1 ноября 1812 г.
Казалось бы, на этом история освобождения крестьян могла быть завершена, но сестры Кузьмина продолжили тяжбу за утраченную землю и право владения крестьянами, обратившись с жалобой на решение Владимирской гражданской палаты в 7-й департамент Сената. В результате рассмотрения материалов дела сенаторы отменили решение Владимирской гражданской палаты с формулировкой: «всем 29 Вешняков В. Ответной реакцией на это постановление была «всеподданнейшая жалоба от крестьян Игнатьева и Степанова с товарищами»33, которая стала инициативным документом для дальнейшего рассмотрения дела — сначала в Общем собрании департаментов московского Правительствующего сената, а затем в Комитете министров и Государственном совете.
При этом сенаторы, министр юстиции и министр внутренних дел выразили согласие с решением 7-го департамента о возвращении крестьян наследницам, а большинство членов Комитета министров посчитали, что данное дело не может быть решено в рамках действующего законодательства, и обратились к императору с предложением рассмотреть его в Государственном совете34. Показательно, что аналогичная просьба была высказана и от имени крестьян, которые напоминали, что они уже почти 10 лет находятся в состоянии «вольных хлебопашцев» и не должны быть возращены во владение наследников бывшего помещика. Следует отметить, что с момента передачи дела на рассмотрение в Департамент гражданских и духовных дел Государственного совета конфликт между наследниками умершего помещика и крестьянами приобрел принципиально новое качество: он стал основанием для размышлений о необходимости корректировки законодательства с целью упрощения процедуры освобождения крестьян в «вольные хлебопашцы».
В ходе обсуждения по данному вопросу было отмечено несколько принципиально важных моментов. Бесспорным признавалось, что «распоряжение помещика Кузьмина касательно отпуска людей его на волю лично не может подлежать опровержению, ибо право сие принадлежит всякому помещику. При таком подходе главная проблема, которая возникала в связи с несоблюдением формальной процедуры, — вопрос о законности безусловной передачи земли крестьянам, а принципиально важным обстоятельством, придающим юридическую значимость данному решению, — добровольное согласие помещика.
По мнению членов Государственного совета, «воля помещика Кузьмина о увольнении крестьян с землею не подлежит сомнению», так как он при подписании документов был «допрошен» работниками уездного суда о добровольности своих действий36. Аргументируя необходимость и обязательность публично высказанного согласия помещика, участники заседания обратились к резолюции императора по аналогичному делу о крестьянах помещика Петра Рычкова37. Примечательно, что текст резолюции Александра I был дословно воспроизведен в журнале заседаний по делу крестьян Кузьмина и содержательно включал три смысловых акцента: 1.
При несоблюдении формальных процедур доминирующее значение имеет «. Отсутствие сомнений в направленности «воли помещика» делает возможным не останавливать процедуру освобождения крестьян, так как «. Участники заседания не смогли выработать единое мнение.
Окончательное решение было сформулировано в резолюции императора 13 февраля 1823 г. Освобожденным крестьянам необходимо предоставить право «. В дальнейшем именно эти три позиции становятся основанием для формулировки постановления: «.
Следуя логике императорской резолюции, члены Государственного совета акцентировали внимание на необходимости упрощения процедуры перехода крепостных людей в «новое состояние» и упразднения в будущем случаев, когда люди получали надежду на освобождение, но лишались ее по независящим от них обстоятельствам. В представленном весной 1824 г. По словам участников заседания, именно «.
При этом, размышляя о причинах, побудивших установить многоступенчатую процедуру освобождения, члены Совета акцентировали внимание на том, что правительство при разработке правил «увольнения в свободные землепашцы» стремилось защитить крестьян, но практический опыт реализации указа показал, что установленный порядок «был обращаем часто против крестьян потому только, что сии формы соблюдены не были. В качестве одного из возможных способов упрощения процедуры члены департамента предлагали приравнять заключаемые между крестьянами и помещиками условия к обычным «крепостным актам». При этом было отмечено, что неравенство правового статуса участников договора требует особых правил удостоверения добровольности согласия крестьян, которое в случае отсутствия сомнений в намерении помещика освободить крестьян могло даже после его смерти служить достаточным основанием для завершения формальной процедуры42.
Не менее действенной, по мнению членов Государственного совета, мерой стимулирования помещиков могло стать разрешение «увольнения крестьян не только с землею, но также и без оной»43. Основываясь на признании нетождественности права «недвижимой собственности» и «личной свободы», они предполагали, что часть помещиков, которые ранее не решалась освобождать крестьян из-за опасения потери земли, воспользуются правом увольнения крепостных людей в свободные хлебопашцы. Дополнительным аргументом разрешения безземельного освобождения было заявление о том, что такой сценарий не приведет ни к опустошению помещичьих земель в связи с массовым оттоком работников, ни к обезземеливанию крестьян, 38 О составлении проекта правил.
Сопоставляя обстоятельства дела крестьян Кузьмина с другими аналогичными случаями, участники заседания констатировали: «. В такой формулировке под «истинными началами» подразумевалось юридически удостоверенное «согласие» крестьян и помещика, принципиальное разграничение права собственности и личной свободы, а главным условием повышения действенности указа 20 февраля 1803 г. Изложенные предложения нашли свое отражение в итоговой резолюции как департамента, так и общего собрания Госсовета.
Большинством голосов было принято следующее постановление: «крестьян помещика Кузьмина сделать свободными», а для осуществления необходимых изменений в законодательстве, которые должны были способствовать решению крепостного вопроса в общеимперском масштабе, обратиться к императору с предложением поручить «Комиссии составления законов» разработать «. После утверждения решения императором материалы данного дела 25 сентября 1824 г. Дополнить существующие правила пунктом о дозволении отпускать крестьян при жизни помещика посредством «дарственной записи», а «на случай смерти и посредством духовного завещания», четко определив при этом, что помещик может «увольнять в свободные хлебопашцы токмо крестьян благоприобретенных, а не родовых имений»; 3.
Сократить количество инстанций, исключив из списка обязательных процедур обязанность помещика предоставлять текст договора и прошение через губернского предводителя дворянства и министра внутренних дел на подпись императору; 4. В целях предотвращения разорения дворян46 предлагалось сохранить за помещиком право собственности на земельные участки47, которые передавались свободным крестьянам бессрочно или на определенный срок с обязательством выплачивать зафиксированную в договоре денежную сумму или исполнять установленный вид работ. При этом подчеркивалось, что помещик не имел бы «права нарушить спокойствие крестьян или требовать от сих последних работ или оброка свыше определенных условием»48.
Таким образом, по словам членов комиссии, возможно «. Попробуйте сервис подбора литературы. В дальнейшем обозначенные принципы стали основой для разработанного Комиссией составления законов проекта «Правил об увольнении крестьян»50.
К сожалению, ограниченный объем настоящей статьи не позволяет подробно изложить содержание данного проекта. Отметим лишь, что содержательно он был направлен на систематизацию и расширение спектра возможных способов освобождения крестьян и упрощение формальных процедур при сохранении обязательного подтверждения добровольности «согласия» крестьян и помещиков. В перспективе предполагалось, что рекомендованные комиссией изменения будут способствовать снижению вероятности возникновения внутри- и межгрупповых конфликтов, причинами которых было не только «естественное» стремление помещиков сохранить право владения землей и «ревизскими душами», но и наличие противоречий в системе нормативно-правовых актов.
Позднее понимание необходимости внесения корректировок в действующее законодательство51 отчетливо прослеживается в работе различных комитетов и комиссий, функционировавших до момента отмены крепостного права в 1861 г. Причиной низкой востребованности права освобождать крестьян целыми селениями с землей и обязательным заключением договора был комплекс факторов, элементами которого являлись как сугубо экономические обстоятельства, обусловившие нежелание помещиков расставаться с «крещенной собственностью», приносящей значительную часть дохода дворянина, так и сложность бюрократической процедуры перевода крестьян в новое состояние. Именно последнее называлось современниками основным препятствием распространения практики освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах.
Благодаря многочисленным проше- 49 Там же. Сокращенный и исправленный вариант этого документа впоследствии был включен в комплекс материалов 1818-1819 гг. Крутикова, указ 20 февраля 1803 г.
Законодательство о помещичьих крестьянах дореформенного времени 1801-1860 гг. Законодательство о вольных хлебопашцах. Законодательная деятельность в царствование императора Николая I.
На дальних подступах к реформе. Крестьянский вопрос в царствование Николая I. Исследование и документы.
В данном контексте многочисленные разбирательства по делам о крестьянах, стремившихся к свободе из владений конкретных помещиков, способствовали формированию системы обратной связи в системе управления — своеобразного диалога власти и общества по крестьянскому вопросу53. Однако обращение к частным делам было и главным недостатком такой системы, так как их рассмотрение позволяло обнаружить разнонаправленность действий, намерений и аргументов помещиков. Так, часть поместных дворян, заявивших о готовности освободить крестьян с землей на определенных условиях, руководствовалась стремлением получить в результате перевода крепостных людей в «новое состояние» относительно стабильный доход в форме ежегодных выкупных платежей.
Были известны также случаи, когда помещик объявлял о желании освободить крестьян, но только после своей смерти, и либо без платежа, либо с условием внесения крестьянами определенной суммы на содержание разнообразных «богоугодных» заведений.
Практика освобождения крестьян в вольные хлебопашцы в царствование Александра i В статье представлены результаты комплексного анализа практики реализации указа 20 февраля 1803 г. В первой части статьи на основе сопоставления количественных данных показаны динамика процесса перевода крестьян в вольные хлебопашцы, внутрисословная дифференциация и возможная мотивация помещиков, освободивших крестьян в период с 1804 по 1825 г.
При этом часть крестьян высказывала желание о том. Чтобы откупиться. Но в условиях действующего законодательства это было невозможно. Первым эту проблему заметил советник императора граф Сергей Румянцев, который и посоветовал ему издать данный указ.
Либеральный период внутренней политики Александра I (1801–1812)
Второй указ – «Указ о вольных хлебопашцах», который был призван с целью определить порядок раскрепощения и отпуска крестьян вместе с их землей. Последствия Указа о вольных хлебопашцах Историческое значение Указа о вольных хлебопашцах, принятого в 1803 году, нельзя переоценить. Социально-экономические последствия Указа о вольных хлебопашцах Указ о вольных хлебопашцах, принятый в 1803 году Российской империей, имел значительное значение для освобожденных крестьянам и для сельского хозяйства в целом. Объяснение, история указа о вольных хлебопашцах, автор, суть указа, последствия указа. Указ о вольных хлебопашцах – данный документ подписал Александр І 20 февраля 1803 года. Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за положение легло потом в основу реформы 1861 года.
4 марта 1803 года — в России вышел «Указ о вольных хлебопашцах»
Указ о вольных хлебопашцах предусматривал перевод приписных крестьян | Тем не менее, указ о вольных хлебопашцах явился предтечей реформы 1861 года. |
Указ о вольных хлебопашцах: причины принятия, содержание документа и дальнейшие последствия | Указ о вольных хлебопашцах фото Издание Указа о вольных хлебопашцах в 1803 году императором Александром І, имело большое идеологическое значение. |
Указ о свободных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г. | Замечание 2 В 1803 г. император издал указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому крепостные. |
Версия для печати
Крестьян, получивших таким образом волю, называли вольными или свободными хлебопашцами, с 1848 г. Эти крестьяне стали основой в освоении просторов и ресурсов Сибири. К середине XIX в.
Предпосылки Помимо вышеизложенных причин, еще одной для издания «Указа о вольных хлебопашцах» стало вполне конкретное событие. Граф Сергей Румянцев, известный своими радикальными взглядами, выразил желание освободить некоторую часть своих крепостных вместе с землей. При этом он выдвинул условие: крестьяне должны были заплатить за собственные участки. Именно с такой просьбой граф Румянцев обратился к императору, чтобы тот разрешил ему узаконить сделку. Данный случай и стал предпосылкой для того, чтобы Александр издал пресловутый указ, после которого в России и появились вольные хлебопашцы. Пункты указа В закон были внесены десять пунктов, согласно которым: Помещик мог отпускать на волю своих крестьян вместе с землей. При этом он должен был лично договариваться со своим крепостным об условиях выкупа и его предполагаемых обязательствах. Обязательства, вокруг которых условливались стороны, передавались по наследству.
Если крестьянин не исполнял их, то ему с семьей и землей приходилось возвращаться в зависимость к помещику. Освобожденных крепостных нужно было называть свободными. Вольные хлебопашцы имели право переходить и в другое сословие: становиться ремесленниками или торговцами и т. Как отпущенные, так и государственные крестьяне обязаны были платить государству налог. При этом они должны были исполнять рекрутскую повинность. Судить хлебопашца надлежало в том же учреждении, что и государственного крестьянина. Отпущенные крепостные, исполнившие свои обязанности перед помещиками, могли свободно распоряжаться своим земельным наделом.
В разряд вольных хлебопашцев до 1858 г. Орлов А. Исторический словарь. Далее читайте:.
Настроения среди крестьян говорили о необходимости реформ, крепостные показывали свое недовольство отсутствием свободы и полной власти над ними помещиков. Крестьяне, трудясь на чужих землях, были не заинтересованы в эффективном ведении хозяйства, что сказывалось на урожае. Все большее количество людей хотело покинуть деревню и переехать в город. Все это стало предпосылками для создания «Указа о вольных хлебопашцах». Кроме того, сам император Александр I выступал за отмену крепостного права. Когда он только взошел на престол, сразу заявил, что раздача казенных крестьян прекращается. Но моментально отменить крепостное право не представлялось возможным, поэтому император начал издавать указы, которые в итоге должны были привести к главной цели. Первым шагом реформ Александра I в отношении крестьян стал указ от 12 декабря 1801 года, в соответствии с которым купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне вне городов получили право покупки земли.
Версия для печати
Печатается по: ПСЗ, с 1649 года. Издан в рамках реформирования Российской империи, проходившего в 1800-е годы. Если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Тем не менее ничто не мешало помещику отпустить крестьянина безвозмездно — все определялось договором между крестьянином и помещиком. Крестьян, получивших таким образом волю, называли свободными или вольными хлебопашцами отсюда и популярное название указа.
Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп, если таковой был оговорен в договоре. Это положение легло потом в основу реформы 1861 года. По всей видимости, Александр I возлагал на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать, насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями.
За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв. Законодательство первой половины XIX века. Указ его императорского величества самодержца всероссийского 32 из Правительствующего сената.
По именному его императорского величества высочайшему указу, данному Правительствующему сенату минувшего февраля в 20-й день за собственноручным его величества подписанием, в котором Изображено: Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам 33 присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой род жизни. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступает во все обязанности и права, в сих условиях означенные. Сие распространяется и на тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного. Именно в нем впервые государство подтверждало юридическое право отпущения крестьян на волю.
Правда, за полученную свободу им было необходимо уплатить помещику определенную сумму денег. Но о полной отмене крепостного права даже не могло быть и речи.
Там подрастали две девочки — старшая Луиза и младшая Фредерика. Министру иностранных дел Н. Румянцеву было поручено негласно понаблюдать за семьёй и самими девочками, чтобы сделать вывод, подходят ли они на роль супруги будущего императора. Румянцев вёл наблюдения целых два года, после чего написал Екатерине, что подходят обе девочки, но он склоняется в пользу Луизы. Портрет принцессы Луизы Августы Баденской в юности.
Августин Ритт, 1791 г. В 1792 г. Александру, которому в ту пору исполнилось 15 лет, предложили выбрать себе невесту. Он также отдал предпочтение 13-летней Луизе, а Фредерику отослали домой. Луиза, в православии Елизавета Алексеевна, была восхищена Екатериной, а вот со свекровью Марией Фёдоровной у неё были натянутые отношения. В 1793 г. Современники объясняли столь раннюю женитьбу Александра с намерением Екатерины передать корону внуку в обход нелюбимого сына.
Бракосочетание в те времена означало наступление совершеннолетия. Возможно, именно поэтому Павел проигнорировал свадебные торжества, длившиеся две недели. Молодожёны поселились в Александровском дворце, который императрица преподнесла им в качестве свадебного подарка. Александровский дворец в Царском Селе. Фотография А. Фёдорова Екатерина II скончалась 17 ноября 1796 г. Корона Российской империи перешла к Павлу I, который изменил порядок престолонаследия Актом 1797 г.
Теперь императором мог стать только старший сын действующего правителя, а в случае его отсутствия или смерти — другие родственники по старшинству. Александр по-прежнему был главным претендентом на престол, но теперь ему нужно было ждать своей очереди. Отношения между отцом и сыном крайне обострились после воцарения Павла. У него было много недоброжелателей, которые мечтали возвести на престол Александра. О мартовском заговоре 1801 г. Убийство императора Павла I. Французская гравюра 1880-х гг.
Пален, военный губернатор Санкт-Петербурга и один из приближённых Павла I, заручился согласием Александра, прежде чем идти в Михайловский замок. Но великий князь настаивал на том, что его батюшка непременно должен остаться в живых. Ходили слухи, что Пален продемонстрировал Александру поддельный указ об аресте его семьи, и только после этого он согласился. Услышав от Палена, что Павел мёртв, Александр разрыдался. Убийца с раздражением бросил ему: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать! И тогда Александр вышел к гвардии, объявил, что его отец «скончался апоплексическим ударом» злые языки потом повторяли: «апоплексическим ударом табакеркой в голову» и что он будет править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины. Так взошёл на престол император Александр I, правивший Россией с 1801 по 1825 г.
Подведём итоги: Александр I c самого рождения был наследником престола. Воспитывался бабушкой Екатериной II, которая, возможно, собиралась передать корону ему. Дал молчаливое согласие на свержение своего отца Павла I. Современники отмечали, что Александру с детства приходилось лавировать между бабушкой и отцом, пытаясь угодить обоим, и это во многом сформировало его характер — скрытный и двуличный. Негласный комитет В первые недели правления вокруг Александра образовалась группа молодых инициативных людей: князь А. Чарторыйский, князь В. Кочубей, граф Н.
Новосильцев и граф П. Они составили так называемый Негласный комитет, который не был официальным государственным органом — скорее, неформальной группой сподвижников царя, с которыми он обсуждал проекты государственных реформ. Неизвестный художник «Граф Н. Щукин «Граф П. Жан-Лоран Монье Участники Негласного комитета во главе с императором собирались несколько раз в неделю, чтобы обсудить, какие реформы можно было бы провести в России. С их подачи получили амнистию около 12 тыс. Александр восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству», практически отменённой Павлом.
Снова разрешил выезд за границу, отменил запрет на ввоз иностранных книг. На заседаниях комитета также обсуждали Всемилостивейшую жалованную грамоту — проект конституции. Она должна была установить права и свободы для подданных Российской империи — даже для крепостных крестьян. Предполагалось законодательно утвердить свободу слова, мысли и вероисповедания, презумпцию невиновности, право на неприкосновенность собственности и личности. Но дальше обсуждений дело не пошло. На заседаниях Негласного комитета было предложено создать Непременный совет, о котором будет рассказано ниже. Этим деятельность членов Негласного комитета и ограничилась.
После 1803 г.
Вот краткое содержание указа: Помещик наделялся правом предоставлять своим крестьянам свободу и землю за деньги, стоимость выкупа земли помещики устанавливали самостоятельно; Условиями данного указа пользовались, в том числе и наследники лиц, его подписавших; Крестьянин был обязан выплатить помещику полную сумму, которая была им установлена, в случае невыплаты данной суммы крестьянин снова становился крепостным; Вольные и свободные крестьяне обязаны были нести рекрутскую повинность для службы в армии; Освобожденные крестьяне получили название вольных хлебопашцев. Что же нового было в этом указе? Ведь и раньше помещик мог дать своим крестьянам волю, за выкуп или безвозмездно, продать, подарить или сдать в аренду землю. Но такое поведение считалось в обществе по меньшей мере экстравагантным, а часто и предосудительным. Царский указ проявил полное государственное одобрение освобождению крестьян и объявлял такие сделки экономической политикой государства.
Достаточно сказать, что Александр I внимательно следил за ходом выполнения указа и регулярно запрашивал сводки о количестве новых вольных хлебопашцев. А вот порадовать императора было нечем. За 22 года оставшегося царствования Александра I лишь 47 тыс. За все время существования указа, до 1861 года, только полтора процента крестьян получили возможность выкупить свою свободу.
Формальным предлогом для подписания такого указа послужила инициатива графа Румянцева, который пожелал дать своим крестьянам вольную и попросил царя установить для этой процедуры законный порядок. На основании этого Указа о вольных хлебопашцах помещики имели право отпускать на волю крепостных крестьян поодиночке или целыми селениями и, что очень важно, вольноотпущенных крестьян обязаны были наделять землей. За свою свободу крестьяне должны были платить выкуп либо в денежном эквиваленте, либо в виде оброка, либо повинности.
Если обязанности этого договора не выполнялись, то крестьяне возвращались помещику. Таких крестьян называли вольными, свободными хлебопашцами по названию этого Указа. С 1848 года они стали называться государственными крестьянами.
Указ о вольных хлебопашцах предусматривал перевод приписных крестьян
Манифест о трёхдневной барщине … Википедия Реализация Манифеста о трехдневной барщине — Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине 1797 1861 гг. Император Павел I. Щукина Манифест о трёхдневной барщине от 5 апреля 1797 … Википедия Сперанский, Михаил Михайлович — Запрос «Михаил Сперанский» перенаправляется сюда; см.
Подведём итоги: Александр I c самого рождения был наследником престола. Воспитывался бабушкой Екатериной II, которая, возможно, собиралась передать корону ему. Дал молчаливое согласие на свержение своего отца Павла I.
Современники отмечали, что Александру с детства приходилось лавировать между бабушкой и отцом, пытаясь угодить обоим, и это во многом сформировало его характер — скрытный и двуличный. Негласный комитет В первые недели правления вокруг Александра образовалась группа молодых инициативных людей: князь А. Чарторыйский, князь В. Кочубей, граф Н. Новосильцев и граф П. Они составили так называемый Негласный комитет, который не был официальным государственным органом — скорее, неформальной группой сподвижников царя, с которыми он обсуждал проекты государственных реформ.
Неизвестный художник «Граф Н. Щукин «Граф П. Жан-Лоран Монье Участники Негласного комитета во главе с императором собирались несколько раз в неделю, чтобы обсудить, какие реформы можно было бы провести в России. С их подачи получили амнистию около 12 тыс. Александр восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству», практически отменённой Павлом. Снова разрешил выезд за границу, отменил запрет на ввоз иностранных книг.
На заседаниях комитета также обсуждали Всемилостивейшую жалованную грамоту — проект конституции. Она должна была установить права и свободы для подданных Российской империи — даже для крепостных крестьян. Предполагалось законодательно утвердить свободу слова, мысли и вероисповедания, презумпцию невиновности, право на неприкосновенность собственности и личности. Но дальше обсуждений дело не пошло. На заседаниях Негласного комитета было предложено создать Непременный совет, о котором будет рассказано ниже. Этим деятельность членов Негласного комитета и ограничилась.
После 1803 г. Таким образом, деятельность Негласного комитета заложила основу для будущих преобразований Александра I, при поддержке членов комитета он отменил многие решения своего отца. Реформы управления Во времена Екатерины II еженедельно собирался Совет при высочайшем дворе — совещательный орган, не имевший никаких полномочий. В него входили люди, к чьему мнению императрица прислушивалась. В него входили 12 представителей знати. Председателем был Н.
Салтыков, бывший воспитатель царя. У Непременного совета было право опротестовывать указы императора. На заседаниях Совета обсуждались проекты некоторых реформ, проводившихся Александром I в первое десятилетие его правления. Портрет Н. Тишбейн В 1810 г. Непременный совет был преобразован в Государственный совет, разделённый на департаменты, общее собрание, Государственную канцелярию и комиссии.
Периодически в нём появлялись новые временные органы. Через Государственную канцелярию в совет поступали на рассмотрение различные дела: законы и указы, проекты реформ. Решения принимались голосованием, однако император мог утвердить решение большинства или меньшинства по своему выбору. На время отсутствия императора Совету подчинялись министерства. С минимальными изменениями Государственный совет просуществовал до 1906 г. Указом «О правах и обязанностях Сената», выпущенным 8 сентября 1802 г.
Сенат мог оспорить принятие законов, если они противоречили уже существующим. Этот же указ расширял права обер-прокурора, который был главой Священного синода. В 1803—1824 гг. Голицын, пользовавшийся безграничным доверием Александра I. Портрет А. Брюллов Одной из главных реформ государственного управления стала министерская реформа.
Она проводилась в два этапа: с 1802 по 1803 г. Указом 8 сентября 1802 г. Коллегии теперь были подчинены министерствам, некоторые из них преобразовали в департаменты. Во главе каждого ведомства был министр, который управлял министерством единолично. Министры отчитывались перед Сенатом. Подчинённые могли представить министру свои соображения, если были не согласны с его решениями, но оспорить эти решения они не могли.
По замыслу Александра, в дальнейшем коллегии необходимо было упразднить. Учреждался также Комитет министров как следует из названия, он состоял из глав министерств , которые должны были собираться для рассмотрения текущих дел. Следующие несколько лет выявили ряд недостатков в работе министерств. Среди них — путаница в полномочиях, пересекающиеся функции, нечётко прописанные обязанности министерств и лично министров.
Этот же указ расширял права обер-прокурора, который был главой Священного синода. В 1803—1824 гг. Голицын, пользовавшийся безграничным доверием Александра I. Портрет А.
Брюллов Одной из главных реформ государственного управления стала министерская реформа. Она проводилась в два этапа: с 1802 по 1803 г. Указом 8 сентября 1802 г. Коллегии теперь были подчинены министерствам, некоторые из них преобразовали в департаменты. Во главе каждого ведомства был министр, который управлял министерством единолично. Министры отчитывались перед Сенатом. Подчинённые могли представить министру свои соображения, если были не согласны с его решениями, но оспорить эти решения они не могли. По замыслу Александра, в дальнейшем коллегии необходимо было упразднить.
Учреждался также Комитет министров как следует из названия, он состоял из глав министерств , которые должны были собираться для рассмотрения текущих дел. Следующие несколько лет выявили ряд недостатков в работе министерств. Среди них — путаница в полномочиях, пересекающиеся функции, нечётко прописанные обязанности министерств и лично министров. Поэтому в 1810—1811 гг. Эти акты определили, кому какими государственными делами заниматься: внешняя политика — министерству иностранных дел, внешняя безопасность — военному и морскому ведомству, суд — министерству юстиции, внутренняя безопасность — новоучреждённому министерству полиции. Министерству внутренних дел поручили всё, что связано с развитием земледелия и промышленности. Появилась новая должность — государственный контролёр. Ему предстояло руководить проверкой государственных счетов.
В первое десятилетие царствования Александра I были проведены реформы управления. Создан Непременный совет, затем преобразованный в Государственный совет — высший совещательный орган при императоре. Уточнены полномочия Сената. Вместо коллегий созданы министерства — высшие административные и исполнительные органы. Министерства возглавляли министры. При каждом министре была канцелярия и совет. Министра назначал и увольнял император. Осуществлено разделение полномочий между министерствами, определены их обязанности.
Таким образом, была создана эффективная система управления Российской империей, которая существует с изменениями и в наши дни. Социально-экономическая политика Александр, как и его бабушка, пытался выяснить общественное мнение относительно отмены крепостного права в России. Для этого 20 февраля 1803 г. Из указа «Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных» «1 Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. По смерти помещика законный его наследник, или наследники, вступают во все обязанности и права, в сих условиях означенные. Сие распространяется и на Тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного. Задания: 1. Почему указ получил название «О вольных хлебопашцах»?
На каких условиях можно было отпускать крестьян на волю? Свернуть В период царствования Александра I по этому указу свободу получили около 50 тыс. Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г. Александр хотел запретить продажу крепостных крестьян без земли, потому что это позволяло вывозить их из родных краёв, разлучать с семьями. Но консервативно настроенное окружение отговорило императора делать это. Тогда Александр I ограничился тем, что запретил публиковать в газетах информацию о продаже крепостных. С 1810 по 1816 гг. С разрешения помещика крестьяне могли заниматься торговлей и другими видами предпринимательства.
В то же время государство активно продавало казённых крестьян частным лицам, чтобы восполнить дефицит бюджета. В 1804—1805 гг. Батракам установили минимальный размер оплаты труда. В 1819 г. Таким образом, при Александре I было сделано несколько шагов к ограничению крепостного права: принят Указ «О вольных хлебопашцах», отменена личная крепостная зависимость крестьян в Прибалтике, сделаны попытки ограничить произвол помещиков в отношении крепостных крестьян. Начинания Александра I не встретили одобрения в обществе, но заложили основу для отмены крепостного права в 1861 г. Реформа образования В 1803 г. Теперь в каждом крупном городе должно быть высшее учебное заведение, поэтому в 1802—1804 гг.
В 1804 г. В каждом губернском городе областном центре открывалась гимназия, в каждом уездном городе районном центре — училище. Все эти заведения объявляли бесплатными и бессословными.
Но, как известно, российский император не может в одно мгновение решать подобные вопросы, хоть и обладает всей полнотой власти. Весь порыв молодого императора решить эту проблему был разбит о сопротивление дворян и чиновников, которые открыто или не очень открыто, протестовали против изменения подобного порядка. Положение крестьян на начало XIX в. Барщина и оброк практически не контролировались государством. Да, ранее император ввел указ «о Трехдневной барщине», однако он на практике не работал.
Помещики все так же продолжали злоупотреблять своей властью над крестьянами. Многие крестьяне в принципе были бы и рады покинуть помещика, но у них не было такой возможности. Еще в 1802 г. Он предоставил проект, по которому крестьянам нужно было предоставить свободу, но только свободу свою они должны были приобретать за деньги. То есть данный законодательный акт шел в плюс и помещикам, и крестьянам. Проект был рассмотрен Непременным Советом не! В течение нескольких недель в него вносились правки, 9 февраля проект был одобрен, а 20 февраля 1803 г. Александр подписал указ и он вступил в силу.
Суть указа о вольных хлебопашцах Суть и содержание указа о вольных хлебопашцах было представлено в виде преамбулы и нескольких статей. Примечательно, что уже в преамбуле видно ради кого этот указ создавался. Данный закон пытались преподнести не как милость для крестьян, а прежде всего как новая привилегия для помещиков. Хотя видно, что согласно указу у крестьянина была реальная возможность покинуть помещика с землей. Сделаем некоторый анализ нескольких важных статей указа: Статья 1. У помещика есть право! Помещик мог отпустить крестьянина одного, с семьей или же вообще освободить целое селение, но обязательно с землей. А вот размер участка не обговаривался, главное не меньше 8 десятин норма того времени для существования крестьянского хозяйства ; Статья 2.
Вот здесь мы имеем новшество в русском праве того периода. В данной статье говорилось о том, что договор между помещиком и крестьянином незыблем. А это значит, что наследники, которые вступают в права не должны оспаривать договор об освобождении крестьянина. Но на деле все было иначе, есть немало дел спорных по этому вопросу. Статья 3. Здесь в красках описывалась участь крестьянина, если он покинет помещика, но при этом не будет выполнять договоренности. Если он не выплачивает, допустим, определенную сумму по условию соглашения, то он возвращается в состояние крепостного вместе с семьей. Статьи 4-9.
В данный статьях описывается статус «вольных хлебопашцев». В их число вписывались категории податного населения, которые были отпущены и впоследствии купили землю в собственность. То есть, у хлебопашцев была недвижимость, а это значит, что на них действовали теперь законы относительно этой недвижимости и они должны были выполнять некоторые обязательства. А значит, они были теперь полноправными гражданами своего государства. Они могли продавать, дарить, отдавать в наследство, закладывать свою землю. В итоге хочется отметить, что правовая ценность этого указа в разрешение крестьянского вопроса высока. Это несомненно. Но сам указ после 20 февраля 1803 г.
Для большей части крепостных это указ не стал « волшебной таблеткой ». Да, были те, кто отдавал выкуп и уходил, но их было немного. Весь процесс и условия в соглашении об освобождении контролировались помещиками, а они не спешили прописывать там адекватные условия посильные для крестьянина. К тому же указ не имел обязательной силы, это была лишь рекомендация. Указ о вольных хлебопашцах принятый в 1803 г. Видео Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию. Достоевский Указ о вольных хлебопашцах был подписан 20 февраля 1803 года императором Александром первым. Суть этого указа заключалась в том, чтобы создать условия, при которых помещик смог бы освобождать своих крестьян, наделяя их землей.
Делалось это не безвозмездно, а за выкуп. Конечно, к массовому освобождению крестьян это не привело, но впервые в России на уровне законодательной власти была предпринята попытка наделить крестьян правами и предоставить им землю. В дальнейшем именно этот указ был положен в основу реформы 1861 года. Предпосылки проведения реформы В начале 19 века в России очень остро стоял крестьянский вопрос. Крестьяне были полностью зависимы от своего помещика, работая большую часть времени на его поле. При этом часть крестьян периодически выявляли желание не просто уйти от помещиков, выкупив свою свободу. Но это было невозможно из-за действующего законодательства.
Указ о вольных хлебопашцах: причины принятия, содержание документа и дальнейшие последствия
Последствия закона Указ о вольных хлебопашцах в своей сути не имел какого-либо серьезного значения для большей части крепостных. "Указ о вольных хлебопашцах" (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных) – законодательный акт. Указ о "вольных хлебопашцах", начало Наполеоновских войн и шоу с воздушным шаром.
1803 год. Указ о "вольных хлебопашцах", начало Наполеоновских войн и шоу с воздушным шаром
К появлению указа о вольных хлебопашцах привели такие причины. Указ о вольных хлебопашцах был началом заката дворянского землевладения и конца Российской империи. хлебопашцах» власть продемонстрировала, что не возражает против того, чтобы крестьяне пожалованных земель были освобождены; 3) указ дал возможность получить представление о настроениях и намерениях в дворянской среде и понять. Указ о вольных хлебопашцах был выпущен в Российской империи в 1861 году и отменил крепостное право.
Закон о вольных хлебопашцах 1803. Указ о вольных хлебопашцах
Принятие указа о вольных хлебопашцах – это, несомненно, прогрессивный шаг императора Александра I по пути цивилизованного государст. Стоил ли указ своих усилий? Что такое УКАЗ О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ 1803 Г? издан Александром I 20 февраля.
Указ о вольных хлебопашцах 1803: причины и последствия
Они считали необходимым создание единых законов, нормирования труда и справедливого налогообложения. Но из проектов декабристов мы узнаём, что земля не должна была подлежать раздаче крестьянам. Проект Якушкина предлагал оставить землю в собственности помещика, но предоставлять её в аренду, другие предлагали выделить крестьянам по 2 десятины земли, половину оставляя в собственности помещиков проекты Н. Муравьёва и П. Землевладельцы предвидели, что существующие проекты реформ направлены против сословий и дворян, и крестьян. Они искали формулу, при которой оба сословия укрепят свои экономические позиции, но проиграли в борьбе. Царским властям казалось, что нет смысла делать ставку на военное сословие дворян — они не обеспечат процветание и укрепление самодержавия. Указ о вольных хлебопашцах был началом заката дворянского землевладения и конца Российской империи.
Сословие, получившее волю таким образом, было названо свободным. Однако в историю они вошли как вольные хлебопашцы. С 1848 года их начали называть государственными крестьянами. И именно они стали основной движущей силой при освоении просторов и ресурсов Сибири. Претворение в жизнь указа К середине девятнадцатого века на основании этого закона было освобождено почти сто пятьдесят тысяч крестьян-мужчин. При этом историки считают, что результаты «Указа о вольных хлебопашцах», действовавшего в России на протяжении более чем полувека, были весьма невелики. Перешедшие в особое сословие, «вольные хлебопашцы» теперь получили и могли распоряжаться собственной землей. Они могли нести повинности исключительно в пользу русского государства. Однако, по статистике, за все время царствования Александра в их разряд перешло меньше половины процента от общего числа крепостных. Например, с 1804 по 1805 год в Остзейском крае крестьянам-дворохозяевам хоть и предоставили личную свободу, однако за предоставляемые в их распоряжение наделы помещичьих земель они должны были по-прежнему нести повинности: и барщину, и оброк. Более того, вольные хлебопашцы не освобождались от рекрутства. Предпосылки Помимо вышеизложенных причин, еще одной для издания «Указа о вольных хлебопашцах» стало вполне конкретное событие. Граф Сергей Румянцев, известный своими радикальными взглядами, выразил желание освободить некоторую часть своих крепостных вместе с землей. При этом он выдвинул условие: крестьяне должны были заплатить за собственные участки. Именно с такой просьбой граф Румянцев обратился к императору, чтобы тот разрешил ему узаконить сделку.
Ключевые слова: крепостной вопрос в России, вольные хлебопашцы, освобождение крестьян, социальный конфликт, проекты отмены крепостного права, межсословные взаимодействия. Timofeev For citation: Timofeev D. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2019, vol. The first part of the paper demonstrates the dynamics of transition of peasants to free ploughmen on the basis of comparison of quantitative data, as well as the possible motives of the landowners who released them during the period between 1804 and 1825. In the second part of article, the analysis of trials on cases of the conflicts between landowners and emancipated peasants is carried out. Based on archival materials, main scenarios of the conflicts are presented: refusal of the landowner to execute terms of the contract and actions of the state aimed at coercion into emancipating serfs; disagreement of successors with the decisions of the former owner and recognition of the need of updating the legislation. The article reveals divergence of actions, arguments and motives of landowners concerning the released peasants, the evaluation of the reasons hindering the process of implementation of the decree of February 20, 1803, by contemporaries. As a result, the research shows the correlation between the decisions on individual cases and the development of projects on abolishing serfdom at a national scale. The recognition of importance of legal confirmation of "consent" of the landowner and peasants; the need for preserving state control over observance of the rights and obligations of contracting parties, and strategy for legal confirmation of diverse ways of releasing peasants became important features of this process. Keywords: serf issue in Russia, free ploughmen, emancipation of peasants, social conflict, projects of abolishing serfdom, interclass interactions. В России начала XIX в. Далее — ПСЗ-I. Данная мера, по мнению инициатора издания указа С. Румянцева и поддержавших его членов Государственного совета2, рассматривалась как расширение уже закрепленного в предшествующем законодательстве права помещика на личное освобождение крепостных людей. Однако одновременно с признанием целесообразности предложения С. Румянцева в Госсовете прозвучали и опасения в неправильном понимании смысла указа крестьянами, которые «возмечтают о неограниченной свободе» и, «... Не меньшую обеспокоенность члены Совета выразили и в отношении помещиков. Предполагалось, что одна часть будет подвержена слухам и «усмотрит» в действиях правительства «первое потрясение их собственности», а других помещиков издание указа «. Таким образом, даже на этапе обсуждения возможных последствий реализации предложения С. Румянцева подчеркивалось, что публичное объявление о праве освобождения частновладельческих крестьян с землей может стать причиной возникновения конфликтных ситуаций между помещиками и крепостными людьми4. Стремясь минимизировать возможные негативные последствия перехода в новое состояние «свободных землепашцев», члены Совета настаивали на необходимости выработки процедуры удостоверения «обоюдного» и «добровольного» согласия при подписании договоров между помещиком и крестьянами. Дальнейшие события показали, что указ 20 февраля 1803 г. Такой результат был не только следствием нежелания большинства помещиков отпускать своих крестьян на «волю», но и свидетельством разнонаправленности мотиваций в среде российского дворянства, отсутствия механизмов оперативного решения конфликтов между представителями юридически неравноправных социальных групп и нарастающей бюрократизации процесса корректировки действующего законодательства. Царствование императора Александра I 1801-1810 гг. В частной переписке и разговорах высказывались как позитивные, так и негативных оценки, см. Роднова, произошло в первой четверти XIX века не в связи с указом 20 февраля 1803 г. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Подтвердить данное предположение возможно посредством последовательного решения нескольких исследовательских задач: проведения анализа количественных результатов процесса освобождения крестьян в контексте выявления экономического положения и мотивации помещиков; выявления различных моделей поведения участников конфликтов, возникавших между помещиками или их наследниками и освобождаемыми ими крестьянами; сопоставления аргументов, высказываемых как сторонами конфликтного взаимодействия, так и «внешними» участниками обсуждений в высших административных структурах «по делам о крестьянах, отыскивающих свободу из владения помещиков». Динамика освобождения крестьян и внутригрупповая дифференциация землевладельцев В соответствии с указом 20 февраля 1803 г. Такой порядок обусловил положение, при котором в МВД формировались статистические данные о количестве освобожденных помещиками крестьян. Именно этот комплекс данных стал основанием для публикации Н. Варадиновым погодных сведений о количестве вольных хлебопашцев в многотомном издании «История Министерства внутренних дел»6, объединенных позднее А. Романовичем-Славатинским в сводную за период с 1804 по 1855 г. Данные Министерства внутренних дел использовал также В. Автор, оговариваясь, что в действительности были случаи освобождения крестьян, не учтенные в отчетах министерства по решению Сената, высочайше утвержденных мнений Государственного совета и др. Сопоставление представленных в указанных изданиях данных, на которые впоследствии прямо или опосредованно будут ссылаться как дореволюционные, так и советские, и современные исследователи, позволяет констатировать несовпадения количественных показателей: 1 В. Вешняков за период с 1804 по 1858 г. Романович-Славатинский приводит сведения о 115 734 крестьянах, освобожденных 384 помещиками в 1804-1855 гг. Семевский, суммируя данные МВД и случаи выкупа крестьян казной, указывал общую цифру освобожденных в царствование Александра I — 47 153 души мужского пола11, которая неоднократ- 6 Варадинов Н. История министерства внутренних дел. Крестьяне-собственники в России. Дворянство в России... Крестьянский вопрос в России. Сергеевой, в первой четверти XIX в. В условиях множественности представленных в историографии количественных показателей наиболее информативными являются данные В. Составленные им приложения содержат поименный список помещиков, заявивших о желании освободить крестьян в вольные хлебопашцы, с указанием условий договора размер земельного участка и денежного выкупа , что позволяет проследить динамику и выявить возможную мотивацию помещиков14. На основании данных В. Вешнякова подсчитано, что в период с 1803 по 1825 г. Наибольшее количество было освобождено в 1804, 1810, 1814, 1819, 1823 гг. При этом значительная часть крестьян в обозначенные на графике «пиковые годы» была освобождена по инициативе одного крупного землевладельца: в 1804 г. Большой удельный вес крестьян, освобожденных крупнопоместными дворянами в указанные годы, может сформировать впечатление, что именно эта вну-трисословная группа оказалась наиболее отзывчива к объявленному в манифесте 20 февраля 1803 г. Однако данное утверждение при отсутствии достоверных сведений о суммарном 12 См. История крепостного права в России. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. Липецк, 2006. Динамика освобождения крестьян по указу 20 февраля 1803 г. Более полную картину дает сравнительный анализ численности крестьян, освобождаемых каждым в отдельности помещиком в царствование императора Александра I рис. Используя составленный В. Таким образом, даже с учетом высказанного ранее предположения о возможности крупных помещиков освобождать минимальное количество крестьян можно констатировать количественное преобладание случаев перевода крестьян в вольные хлебопашцы мелкопоместными и среднепоместными дворянами. Вешнякова, были случаи освобождения в вольные хлебопашцы одного и двух крестьян. При этом освобождение могло формально сопровождаться составлением отпускной, но в статистике МВД такие крестьяне причислялись как «уволенные в вольные хлебопашцы» по указу 20 февраля 1803 г. Так, например, в Коломенском уезде Московской губернии генерал от кавалерии князь Волконский с разрешения министра внутренних дел уволил по отпускной в свободные хлебопашцы одного человека с наделением 25 дес.
Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные,. Находя с одной стороны, что по силе существующих законов, как то, по манифесту 1775 и указу 12 декабря 1801 годов увольнение крестьян и владение уволенным землею в собственность дозволено; а с другой, что утверждение таковое земель в собственность может во многих случаях представить помещикам разные выгоды и иметь полезное действие на ободрение земледелия и других частей государственного хозяйства: мы считаем справедливым и полезным, как ему графу Румянцеву, так и всем, кто из помещиков последовать примеру его пожелает, распоряжение таковое дозволить; а дабы имело оно законную свою силу, находим нужным постановить следующее.
1803 год. Указ о "вольных хлебопашцах", начало Наполеоновских войн и шоу с воздушным шаром
Указ о вольных хлебопашцах | Предпосылки «Указ о вольных хлебопашцах» был принят в 1803 году императором Александром I. |
Указ о вольных хлебопашцах – причины, результат и последствия | Указ о "вольных хлебопашцах", начало Наполеоновских войн и шоу с воздушным шаром. |
Версия для печати
Указ о вольных хлебопашцах 1803 года. Издание указа о вольных хлебопашцах. | Указ о вольных хлебопашцах был подписан 20 февраля 1803 года императором Александром первым. |
Указ о вольных хлебопашцах: причины принятия, содержание документа и дальнейшие последствия | Указ о вольных хлебопашцах (1803 год) имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. |
4 марта 1803 года — в России вышел «Указ о вольных хлебопашцах» | Указ о вольных хлебопашцах принятый в 1803 г. Видео. |
Указ о вольных хлебопашцах — Википедия с видео // WIKI 2 | Указ о вольных хлебопашцах (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I. |
Указ о вольных хлебопашцах: причины принятия, содержание документа и дальнейшие последствия | Дата издания указа о вольных хлебопашцах – 20 февраля 1803 года. |
История России. Правление Алекcандра I. Указ о вольных хлебопашцах.
В 1803 году вышел указ о "вольных хлебопашцах", который легализовал освобождение крестьян по воле самого помещика. «Указ о вольных хлебопашцах» был принят в 1803 году императором Александром I. Идею документа Александр позаимствовал у графа Сергея Румянцева, решившего отпускать своих крестьян с землей на волю за некую сумму. Указ о вольных хлебопашцах был принят в 1861 году на основе реформы Александра II. Указ о вольных хлебопашцах (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили. Указ о вольных хлебопашцах 1803г., изданный Александром I стал своеобразным пробным этапом отмены крепостного права в России. Суть и значение указа.