Вопрос о дате основания университета вызвал оживлённые дискуссии в 1990-е годы в преддверии празднования юбилея в 1999 году. Как случилось, что Петербургский академический университет, основанный в 1724 году, просуществовал всего 40 лет, кто были его первые студенты и выпускники?
Новости по тегу: СПбГУ
- 300 лет СПБГУ – ВЕК АВРОРЫ
- One moment, please...
- Календарь новостей
- Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета
- История. Знания. Сила. СПбГУ отмечает 300 лет со дня основания
- СПбГУ исполнилось 300 лет
Сколько же лет Петербургскому университету?
Губернатор Северной столицы также рассказал о праздничных украшениях города в связи с 300-летием СПбГУ. Так, общественный транспорт Петербурга получит соответствующее оформление, а Дворцовый мост украсят флаги университета. На туристических картах появятся объекты СПбГУ. В день основания вуза — 8 февраля — на Ростральных колоннах зажгут факелы.
Попова, студенты по этому учебнику «обучены быть могут с пользою». В 1824 году университет начинает издавать «Обозрение преподавания наук» и научные работы профессоров университета, а с 1834 года — первые магистерские и докторские диссертации. Всего до 1917 года было опубликовано свыше 1500 работ. Авторами выступали крупнейшие представители русской и мировой науки: А. Бекетов , Э. Ленц , Д. Менделеев , И.
Сеченов , П. Чебышёв и другие. Самостоятельная издательская деятельность и выпуск книг типографским способом началась в 1934 году, когда в университете был создан издательский отдел с 1936 года — издательская часть , а в 1939 году он был преобразован в «Издательство Ленинградского государственного университета». В этот период перед учёными университета была поставлена задача — создать новые учебники, отвечающие современным требованиям. С 1938 по 1941 год в университете было подготовлено к изданию 173 учебника. В 1946 году начинает выходить научно-теоретический журнал « Вестник Ленинградского университета », а в 1957 году в серии « Известия высших учебных заведений » — всесоюзный научно-теоретический журнал « Правоведение ». Сегодня университет является учредителем и издателем около 30 научных журналов. Все находятся в открытом доступе. Сегодня издательство продолжает традиции и выпускает учебную и научную литературу по всем областям знаний, представленным в СПбГУ, и охватывает почти все разделы гуманитарных, общественных и естественных наук, различные области техники и технологии, уделяя особое внимание изданиям учебников и учебных пособий для основных и дополнительных образовательных программ [84]. Центр развития электронных образовательных ресурсов[ править править код ] Центр развития электронных образовательных ресурсов — подразделение Санкт-Петербургского государственного университета, которое занимается разработкой онлайн-курсов в формате MOOC [85].
Открытые онлайн-курсы СПбГУ доступны на национальной платформе «Открытое образование», платформе Stepik , международной платформе Coursera и на китайском сервисе XuetangX. По количеству курсов на сервисе Coursera СПбГУ первый среди вузов Европы и входит в топ-5 вузов мира 192 онлайн-курса. Новым направлением работы Университета на портале «Открытое образование» стала разработка онлайн-программ. Из 27, представленных на платформе, 18 созданы СПбГУ. Число их слушателей в марте 2022 года приблизилось к 1 млн человек.
Отметим, что иногородним студентам предоставляется место в общежитии. ВУЗ осуществляет свою деятельность на основании аккредитации от 16 июня 2016 г. На данный момент стоимость обучения в ВУЗе составляет от 134 000 рублей в год.
В 1918-1919 в его состав влились историко-филологический институт переименован в Педагогический институт при ПГУ , 2-й Петроградский университет бывшие Высшие женские курсы и 3-й Петроградский университет бывший Университет при Психоневрологическом институте , таким образом, был образован единый Петроградский государственный университет с 2 факультетами: общественных наук и физико-математическим.
В 1922 к университету был присоединен Археологический институт, в 1924 — Химико-фармацевтический институт, в 1925 — Географический институт. С 1924 вуз именовался Ленинградский государственный университет ЛГУ. Начавшиеся с кон. Во время войны в 1942 университет был эвакуирован в Саратов, в 1944 вернулся в Ленинград. Первые послевоенные годы в жизни университета характеризовались взлетом научно-исследовательской мысли, выдающимися научными открытиями, особенно в области астрофизики, математики, механики, физики, химии, биологии, геологии. С 1992 называется Санкт-Петербургский государственный университет. Редактировать Структура В составе университета 19 факультетов: биолого-почвенный, восточный, географии и геоэкологии, геологический, журналистики, исторический, математико-механический, медицинский, международных отношений, менеджмента, прикладной математики — процессов управления, психологии, социологии, физический, филологический, философский, химический, экономический, юридический. В структуре вуза Академическая гимназия, Республиканский гуманитарный институт, 2 центра переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования, Учебно-методический центр по обучению и переподготовке аудиторов и аттестации профессиональных бухгалтеров, Центр современного искусства, подготовительные курсы, специализированные курсы, Василеостровский и Петродворцовый телекоммуникационные центры, музеи истории университета, минералогии, музей-архив Д. Научная часть включает Управление научных исследований, 12 научно-исследовательских центров: астрономический им.
Соболева , биологический, вычислительной математики и процессов управления им. Зубова , географии, земной коры им. Левинсона-Лессинга , информационных технологий, комплексных социальных исследований, математики и механики им. Смирнова , радиофизики, физики, физиологии им. Ухтомского , химии; а также Ботанический сад, государственное предприятие «Психологическая системотехника», Институт библейской текстологии и библейских переводов, отделение международных балтийских и арктических проектов, Экспериментально-опытный завод, Научно-конструкторское бюро «Интеграл», научные центры: гуманитарных исследований и социальных прогнозов, китайского языка и культуры, корейского языка и культуры, международных проектов и программ, изучения Германии и Европы, антиковедения, социологических исследований, теории игр, Конкурсный центр фундаментального естествознания, Рериховский центр, Ресурсный центр социально-гуманитарных исследований, Российский центр координации фундаментальных и прикладных исследований для медицины, Российский центр лазерной физики, Российско-Германский центр социальных наук, Центр коллективного пользования «Динамика», инновационный центр.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Санкт-Петербургский государственный университет — Википедия
- Годом СПбГУ объявлен 2024 год в Санкт-Петербурге
- 8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
- О компании
- Сообщить об опечатке
- Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербургский Университет или СПБГУ
Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ)
Санкт-Петербургский государственный университет – ведущий и старейший университет в России. Статья расскажет обо всех особенностях и нюансах поступления в СПбГУ, в том числе на бюджет. Как поступить в СПбГУ в 2022 году. Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие. Он был основан по указу императора Петра I и сегодня Санкт-Петербургский университет — единственный вуз России, отметивший свое 295-летие. Санкт-Петербургский государственный университет — статья из свободной большой энциклопедии. Санкт-Петербургский государственный университет основан указом императора Петра Великого в 1724 году.
История. Знания. Сила. СПбГУ отмечает 300 лет со дня основания
Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И.
Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин.
Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г.
Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год.
Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г.
Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий.
Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты.
В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений.
В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство.
Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г.
Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг.
Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете.
Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку.
Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны.
Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты.
Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями.
Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П.
Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н. Осипова карточная игра. Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг. Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части. Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели.
Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность. Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф. Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях». Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет. Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям. На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище.
Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного. Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи». Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение. Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий. При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения. Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения. Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Некоторые описания весьма красноречивы. Так, в 1806 г.
Петербургский полицмейстер Ф. Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия». Поскольку для науки от такого студента проку не было, Конференция профессоров, истощив все усилия, обратилась к попечителю с предложением удалить пьяницу, определив его в военную службу, что и было сделано. Места обычных студенческих «загулов» за оградой университета были более или менее постоянны. Это были самые дешевые трактиры, где студентов кормили и поили в долг. Таких заведений было достаточно в Загибенном переулке. Название переулка исчезло в 1860-х гг. Студенты 1830-х гг. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, оба на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста.
В этих «точках» студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 руб. Много ли это? По таксе, это примерно десять «скверных обедов у Гейде», с пивом, но без вина. Вход в ресторации был платным, даже если студенты ничего не собирались заказывать, но в Загибенном переулке эти суммы были символическими. Своекоштные студенты из дворян могли себе позволить отобедать в приличных ресторанах в центре города, они ходили в театр, играли на Бирже, расположенной рядом с университетом. Конфликты студентов с окрестными жителями были тоже частью повседневности. На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости». Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии.
Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя». В целом, их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты». Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились обычаи студенческих дуэлей, пирушек, собратств. Это рождало поразительную картину, когда «корпоративные практики» существовали, и отдельные национальные «корпорации»-землячества немцев, поляков, русских в стенах университетов действовали, но студенческой корпорации как общности всех студентов университета — еще не было. Влиятельных корпораций в Петербургском университете в пору их расцвета было три: сначала образовалась из остзейских немцев корпорация Baltika, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia, потом образовалось сообщество студентов-поляков — Ogul общество. Корпорации имели своих лидеров, свои символы, свои цвета. Они, помимо инспекции и университетского суда, регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов. Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести Ehregericht. Если проступок признавался извинительным, студент подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть он оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению. За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался.
Наиболее пунктуальны в соблюдении обычаев были представители немецкой Балтики, члены русской корпорации лишь подражали им. Жизнь корпоранта была весьма насыщенной, даже если он не посещал лекций, а это, увы! Белов, будущий этнограф и беллетрист, едва поступив в университет в 1836 г. С утра он приходил в шинельную, служившую в то же время и курильней. Здесь составлялись компании для кутежей, шли толки о добывании денег; студенты узнавали о литературных и других новостях. Затем начинались длительные уроки фехтования. Вечером корпорант непременно участвовал в кнейпах маленьких вечеринках корпорации, с трубками и вином , а изредка — в коммершах больших праздниках и шествиях, в которых непременно участвовала вся корпорация. На этих празднествах обязательно устраивалось пение немецких студенческих песен Burschenlieder вперемешку с русскими студенческими песнями, сочиненными Н.
Соискатель может защищать свою диссертацию на английском языке. Прямая трансляция на сайте СПбГУ ведётся на английском и русском языках 17 января 2017 года в Санкт-Петербургском университете состоялась первая защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук СПбГУ. Международная деятельность СПбГУ первым из российских университетов вошёл в престижную Коимбрскую группу европейских университетов и в настоящее время является её единственным членом от России [49] [50]. Ежегодно более 3 тыс. В Санкт-Петербургском университете также действуют 8 программ по модели двух дипломов — это возможность получить международный опыт и стать обладателем второго диплома университета-партнёра.
Бекетов и доцент ботаники А. Фоминцин обратились к руководству университета с ходатайством о выделении для сада новой территории и постройке оранжереи. Уговорить руководство на создание ботанического сада было непросто. В Петербурге уже был парк на Аптекарском острове. Но в декабре того же года совет университета постановил: «признавая полезным и необходимым приступить к постройке оранжереи и разведению при оной ботанического сада на дворе университета». За стеной университетского двора начинался пустырь размером около 2-х гектаров. Эта узкая полоса очевидно заброшенного и непригодного места была в то время частью Павловского училища. Бекетов обратился напрямую к военному министру Дмитрию Алексеевичу Милютину , с которым был знаком ещё со времени своей работы в « Русском Инвалиде ». Выслушав учёного, Милютин предоставил университету нужный участок земли безвозмездно. Также часть денег Бекетову выделил университетский совет, а ещё 3 тысячи учёному пожертвовал его друг, известный ботаник М. И вскоре состоялась торжественная закладка здания учебной оранжереи и ботанической аудитории. В доме была аудитория для студентов и кабинет А. Бекетова, квартиры учёного садовника и лаборанта… Ботанический дом был снабжён многочисленными пособиями, служившими для практических занятий студентов и наглядного обучения. В шкафах были микроскопы наилучших для того времени образцов с набором инструментов для препарирования растений, кроме того, А. Бекетов положил основание прекрасному гербарию, который постоянно пополнялся… Аудитории были снабжены несколькими сотнями прекрасно исполненных акварельных таблиц с изображением растений различных семейств и видов и сильно увеличенными частями цветов и плодов», — так описывала устройство Ботанического сада Мария Бекетова, дочь учёного. Бекетов также благоустроил и уличную территорию Ботанического сада. В другой части сада было целое поле, состоявшее из многочисленных квадратов, засаженных растениями всевозможных пород, по которым учились студенты» — писала М. К этому времени в саду уже часто проводил свои детские годы внук Бекетова — Александр Блок. В Ботанический сад вкладывали труд и любовь многие учёные-биологи и энтузиасты садоводы, работавшие в саду или делившиеся с ним своими коллекциями, растениями, привезёнными из дальних экспедиций. Также активное участие в жизни сада принимали студенты. Они ездили в путешествия за редкими видами цветов и деревьев, а потом зарисовывали и описывали их свойства, следили за ростом и развитием, изучали особенности на лабораторных, проводили эксперименты. Так к концу XIX века чётко определились основные направления деятельности сада: на базе живых растений выполнять учебную, научную и культурно-просветительскую функции.
Конъюнктурная история Университет был воссоздан в 1819 году на базе Главного педагогического института. При этом первое время в нем подчеркивали связь с былым. В 1838—м, когда вуз возвращался в реконструированное здание 12 коллегий, выпустили медаль "единым вдохновением", на которой начертан 1724 год как дата начала университетского образования в России. В 1844—м, при ректоре Петре Плетневе, университет предпочитает отмечать свое 25—летие а не 120—летие. Этот юбилей и послужил началом традиции отмечать юбилей университета с 1819 года. Хотя и впоследствии ряд ученых включая Дмитрия Менделеева продолжали отмечать преемственность с академическим университетом. Ситуация могла измениться в советское время, но вмешалось "Ленинградское дело". Лишь к перестройке СССР в Ленинграде сменились акценты исторической памяти: на волне всеобщих новаций ученый совет университета принял решение отсчитывать историю вуза от 1724 года. Правда, поскольку 8 февраля у студентов каникулы, празднования из года в год переносят на конец месяца. Впоследствии дату удалось зафиксировать официально, на государственном уровне.
Кузница кадров: в Петербурге 2024 год объявлен годом СПбГУ в честь 300-летия вуза
Основание Академического университета в Санкт-Петербурге и первое поколение русских ученых — пост пикабушника Власти Северной столицы приняли решение объявить 2024 год Годом Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие. один из крупнейших в России научно-образовательных, научных и культурных центров мирового значения.
Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ)
Санкт-Петербургский государственный университет – старейший вуз России, основанный в 1724 году. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший университет России, основанный Указом Петра I в 1724 году об учреждении Академии наук и Университета. В мае 2010 года, после закрепления за Университетом «особого статуса», СПбГУ начал выдавать дипломы собственного образца[65] на русском и английском языках.
298 лет Санкт-Петербургскому Государственному университету!
Не находит фактического подтверждения и положение о преемственности, существовавшей между Академическим и Петербургским университетом. Мысль о создании университета в северной столице утвердилась в процессе реформ образовательной системы России начала XIX века. Ряд законодательных актов, относящихся к этой реформе, указывают на необходимость именно основания, а не возобновления университета в Петербурге. Ядром для него послужила существовавшая с 1786 г. Созданная по указу Екатерины II для "удобнейшего снабдения разных народных училищ потребным числом учителей" и возобновленная в начале XIX века Учительская гимназия по своим целям и организационному устройству резко отличалась от учебных заведений при Академии Наук, что делает бессмысленной постановку вопроса о преемственности между ними.
Собственно же открытие Петербургского университета на базе Педагогического института было задержано из-за вступления России в период наполеоновских войн и последующих колебаний просветительской политики Александра I и состоялось только 8 февраля 1819 г. Изложенные выше факты подтверждают прочно закрепившиеся в исторической науке выводы о том, что: 1 Академический университет не может считаться первым университетом России; 2 Основанный в 1819 г. Петербургский университет не имеет никакой преемственной связи с Академическим университетом и не может, таким образом, праздновать в качестве даты своего основания день учреждения последнего.
В настоящее время эта версия официально принята руководством университета и государства. Согласно другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года, стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Николаевича Голицына, озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. Первое время Университет жил по Уставу Главного педагогического института, пока 4 16 января 1824 года в нём не был введён в действие изменённый по обстоятельствам Устав Московского университета.
Вопрос о дате основания университета вызвал оживлённые дискуссии в 1990-е гг. Согласно одной из версий, современный СПбГУ — преемник так называемого Академического университета, который был учреждён одновременно с Академией наук указом Петра I от 28 января 1724 года в частности, в 1758—1765 гг. В настоящее время эта версия официально принята руководством университета и государства.
Согласно другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году.
За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819года, стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения князя А. На сегодняшний день там обучаются более 20 тысяч студентов, а университет считается одним из лидирующих вузов страны.
Годом СПбГУ объявлен 2024 год в Санкт-Петербурге
На протяжении всей своей истории Академический университет не состоялся как самостоятельное высшее учебное заведение, являясь лишь структурным подразделением Академии Наук и выполняя задачу подготовки академических кадров. В нем отсутствовали такие необходимые черты университета, как детально разработанная учебная система, устойчивый состав предметов и профессоров набор которых определялся имеющимися в наличии академиками , самостоятельное управление, отличное от управления Академии Наук, а главное, права и свободы, которые являлись основой статуса университетских корпораций в Европе. Факт неполноправного существования Академического университета широко известен в современной отечественной историографии, и впервые со всей определенностью был указан еще Ломоносовым, писавшим, что "здешний университет не токмо действия, но и имени не имеет". Для придания полноты "имени" университета, по мнению Ломоносова, была необходима его торжественная инаугурация и объявление прав и привилегий для профессоров и студентов. Идеи Ломоносова об открытии в России университета по европейскому образцу воплотились в утвержденном в 1755 г. Выполнив свою роль в истории высшего образования России, Академический университет уступил место учрежденному в 1755 г. Не находит фактического подтверждения и положение о преемственности, существовавшей между Академическим и Петербургским университетом. Мысль о создании университета в северной столице утвердилась в процессе реформ образовательной системы России начала XIX века.
Санкт-Петербургский государственный университет СПбГУ 99 Санкт-Петербургский государственный университет — старейший вуз России, основанный в 1724 году. За 287 лет существования СПбГУ закрепил за собой право называться также одним из лучших вузов России: богатое историческое прошлое, современная широкая исследовательская деятельность, активное развитие и новаторство позволяют СПбГУ находиться на передовых рубежах российской науки. На сегодняшний день в Санкт-Петербургском университете более 30 тысяч студентов, обучающихся на 24 факультетах, работают 13 тысяч сотрудников, почти 6 000 преподавателей 1500 докторов наук, почти 3 000 кандидатов наук, более 40 академиков государственных академий представителей 304 кафедр.
За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819года, стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения князя А. На сегодняшний день там обучаются более 20 тысяч студентов, а университет считается одним из лидирующих вузов страны.
В стенах университета сегодня учатся 25 тысяч студентов из разных стран мира, преподают лауреаты Нобелевской и Филдсовской премий, работает 20 крупных лабораторий и 26 ресурсных центров. Образовательные стандарты СПбГУ превосходят федеральные, а выпускники востребованы на современном рынке труда, в компаниях — лидерах различных отраслей. Весомый вклад в нынешний успех вуза внес его ректор, доктор юридических наук, профессор Николай Кропачев. В интервью порталу «Бизнес России» он рассказал о непростых задачах, которые ему довелось решать на постах декана юридического факультета и ректора, и о том, чем живет сейчас вуз. Оглядываясь в прошлое, как вы сегодня оцениваете свою работу на посту декана и ректора: какие решения считаете самыми главными и правильными; какие результаты — самыми важными? Ставил вопросы относительно проведения приемной кампании в СПбГУ, распределения средств на научную работу и др. Существовавшая на тот момент система приема в российские вузы объективно способствовала коррупции и протекционизму. Ректор поручила провести расследование «по факту опубликования ложной и порочащей честь университета информации», которую я якобы тайно распространял в городских СМИ. В итоге меня уволили, однако после того, как несколько сотрудников факультета обратились в суд с исками об отмене незаконного приказа, ректор отменила свое решение. Когда я работал деканом, то главная моя и других коллег-деканов просьба к руководству центральных университетских служб звучала так: «Вы нам ничем не помогаете, так хотя бы не мешайте работать». В заключении комиссии, созданной ректором университета из деканов факультетов для рассмотрения критической ситуации, которая возникла в связи с возбуждением в 2006 году уголовных дел в отношении ряда руководителей университета, прямо говорилось: «Необходимо немедленно предпринять ряд мер, специально направленных на предотвращение крупных хищений в будущем, поскольку при сохранении условий, благоприятствующих хищениям, никакие кадровые изменения не в состоянии их предотвратить». Действительно, в это время, с одной стороны, например, юристы и экономисты создали первые в России полностью компьютеризированные библиотеки, а коллектив Высшей школы менеджмента получил рекордное число профессиональных международных аккредитаций соответствующих образовательных программ. С другой стороны, руководители централизованных служб ректората сдавали в аренду университетские помещения по цене 30—40 копеек за квадратный метр в год. Несколько сотен тысяч книг гнили в наполненных водой университетских подвалах. В университетских изготовлению надгробных камней, рынок, частные и зарубежные образовательные организации. В те годы многое в университете решалось на уровне устных договоренностей, личных симпатий или антипатий, различных неформальных механизмов. Поэтому, включаясь в борьбу за пост ректора, я понимал, что нужно установить справедливые и четкие правила игры, которые наделяли бы не «особо приближенных …», а всех деканов равными и значительными правами по самостоятельной организации учебного процесса, научных исследований, хозяйственной деятельности. Позже жизнь заставила меня скорректировать свои взгляды: выяснилось, что многие руководители на местах не только не могут, но и не хотят принимать на себя бремя управления, бремя реальной ответственности. Когда я стал ректором, то понял, что одним из важнейших препятствий на пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности университета является местечковость, а также разобщенность ресурсов, при которой то или иное научное оборудование, а порой и библиотеки в тысячи томов «принадлежали» даже не коллективу конкретного факультета, а отдельной кафедре или лаборатории. Сегодня я полагаю, что важнейшим результатом моей работы в качестве ректора стало формирование единой открытой системы использования университетских ресурсов кадровых, финансовых, информационных и других. Без этого мы бы просто не выжили в условиях сокращения объемов государственного финансирования и повышенных требований к эффективному использованию бюджетных средств и государственного имущества. Без этого нельзя говорить об университете как о целостной организации, большой семье. Конечно, за 10 лет было решено и множество других проблем, которые для кого-то могут показаться более важными. Например, информирование универсантов о событиях, происходящих в университете, а также формирование университетского корпоративного духа.
Please wait while your request is being verified...
В этот день Пётр I издал указ об их учреждении. Академия наук РФ — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Здесь проводятся научные исследования, направленные на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека. В Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российской академии наук пройдут Всемирный научно-образовательный форум «Наука — обществу и миру», ХVII Международный петровский конгресс, состоятся награждения лауреатов премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. С планом основных мероприятий можно ознакомиться по ссылке.
Кропачев рассказал 7 февраля в интервью главному редактору "Леноблинформа" и газета "Вести" А. Николай Михайлович был гостем нашей редакции и в ближайшее время мы планируем опубликовать развернутое интервью ректора СПбГУ. Также искренне поздравляем с круглой датой ректора Н. Желаем дальнейших успехов в модернизации и развитии Санкт-Петербургского университета. Праздничная неделя, приуроченная к 290-летию СПбГУ, продлится до 15 февраля включительно.
На совещании консорциума Центра компетенций НТИ на базе МГУ представители вузов договорились создать совместную систему подготовки научных кадров и специалистов в этой сфере.
В рамках встречи ученые затронули актуальные проблемы современной науки передали главе государства письмо с собственными предложениями по развитию науки в России. В мероприятии принимают участие представители экспертного сообщества и студенты ведущих университетов двух стран. Встреча ректоров вузов России и Германии 22 June 2016 21 июня в Калининграде состоялось Совещание ректоров ведущих вузов России и Германии. Ректоры вузов двух стран единодушно решили развивать систему летних школ, проводить крупные международные форумы и конференции с участием студентов и молодых учёных. СПбГУ и Миланский университет договорились о сотрудничестве 08 June 2016 Трансляционная биомедицина и медицинское право станут основой для взаимодействия Санкт-Петербургского государственного и Миланского университетов. Соглашение о сотрудничестве вузов подписали 3 июня ректоры — Николай Кропачев и Джанлука Ваго.
В Университете учились и работали девять лауреатов Нобелевской премии. Особый статус Петербургского университета определен Федеральным законом «О Московском государственном университете имени М. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».
СПбГУ наделен правом проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством.
8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
300-летие со дня основания отмечает сегодня Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербургскому государственному университету исполнилось 300 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. 8 февраля – 295 лет со дня основания Санкт-Петербургского государственного университета, ставшего преемником Академического университета, основанного вместе с Петербургской академией наук Петром I в 1724 году. В 1819 году на основе Главного педагогического института был основан Петербургский университет. Санкт‑Петербургский государственный университет — первый университет России был основан 28 января (8 февраля) 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук. СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет) — один из крупнейших университетов в России и ведущих центров отечественной науки и образования, старейший классический университет. Год основания.
8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ
Главная» Новости» Фонтанка новости санкт петербурга сегодня. Как случилось, что Петербургский академический университет, основанный в 1724 году, просуществовал всего 40 лет, кто были его первые студенты и выпускники? Приняли решение объявить в Петербурге 2024 год Годом СанктПетербургского государственного университета", — объявил Александр Беглов. Он был основан по указу императора Петра I и сегодня Санкт-Петербургский университет — единственный вуз России, отметивший свое 295-летие. 1724 считается годом основания Санкт-Петербургского университета — ни один другой российский вуз не перешагнул 290-летний рубеж своей истории. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших и старейших университетов России.