Действительно, скаутское движение в Самарской области крепнет, становится все более популярным. В гостях у Радио «Комсомольская правда» юные разведчики: Брылёв Серёжа, Петров Иван, Зубкова Анастасия, Васенина Милана и начальник дружины «Град Москва» организации.
Общегородской слет Дружины скаутов
ОРЮР – преемственница русского скаутского движения, созданного Олегом Ивановичем Пантюховым в России в 1909-м году, после того, как он ознакомился с книгой Баден-Пауэлла. Министр культуры РФ Владимир Мединский инициировал создание в России государственного скаутского движения с военно-патриотическим уклоном. В рамках сотрудничества между благотворительным фондом "Альпари" и скаутским движением состоялась продуктивная встреча. Популярность приобрело пришедшее в Россию из Англии скаутское движение. Николай II одобрил это начинание, наследник цесаревич Алексей даже стал почетным скаутом.
Игра длиною в сто лет
У церковных властей есть пожелание, чтобы при каждой воскресной школе был открыт скаутский отряд. Мы сейчас этой работой начали заниматься и столкнулись с тем, что не хватает в первую очередь молодежи, молодых родителей, которые разделяют наши ценности и могли бы стать руководителями скаутских отрядов при приходах, при воскресных школах. Но не только. У нас есть также опыт, когда многие отряды работают на базе государственных досуговых центров, либо коммерческих, где открывается клуб скаутов. Для таких людей готовы организовать бесплатные курсы, помочь организовать отряд, потому что у детей интерес есть.
При этом мы все-таки являемся общественной организацией и не занимаемся религиозным воспитанием. У нас есть раздел «Православие», где мы изучаем основы веры. Изучение - это значит знание. Ни для кого не будет лишним знать, в чем заключается основа православного учения на базовом уровне.
А дальнейший выбор кем быть в этой жизни с конфессиональной точки зрения - это личный выбор каждого. У нас просто принцип, что дети и взрослые, которые хотят вступить в наш отряд, должны с уважением относиться к этому выбору и к нравственным ценностям, которые лежат в основе христианского учения. Они сразу получают огромное количество друзей и близких людей одного с ними взгляда и воспитания. Плюс людей вырывают из пыльного города, из обыденности в лес, в поле, в горы, хотя бы на время.
Все это завлекает и наполняет смыслом жизнь.
Все материалы представлены в хронологическом порядке, начиная с 1909 года, момента зарождения скаутизма в России. Издание иллюстрировано многочисленными фотографиями, которые дают наглядное представление о долгом, порой нелегком пути русских скаутов.
Книга не претендует на научно-исследовательское изложение, а дает возможность дальнейшего изучения всего пути скаутского движения. Шахматова — это замечательный способ сохранить воспоминания о тех моментах скаутской жизни, которые формировали личностные качества участников скаутской семьи, братскую дружбу, проверенную временем. На фотографиях запечатлены события разных лет деятельности Национальной организации русских скаутов НОРС.
Менее всего в ту эпоху она была готова взять на свои плечи решение проблемы досуга маленьких горожан. Что давали приходские храмы, так это навыки церковного пения и чтения, начатки веры и благочестия, примеры подвига и всё, пожалуй. Так было и в Европе, и на Руси. И так было очень долго — всё то время, что отставные капралы учили детей маршировать по плацу, не понимая, почему последние были от этого не в восторге. Таким образом, урбанизация поставила перед человечеством творческую задачу — вернуть детям интересную жизнь, наполнить её смыслами и к тому же сделать так, чтобы всё это было не очень дорого. Армейская дисциплина сама по себе решением этой задачи не являлась. Решением оказался скаутский метод. Он был конкретен, незатратен и прост в воплощении. Его нравственные векторы, это: 1 верность Богу 2 служение отечеству 3 работа над собой.
И ещё — точно найденная форма работы — жизнь ребят протекает в малых группах по 5-9 человек, которые называются звеньями или патрулями. А самое главное в скаутинге — это надежда на свободу и доверие к ребенку. Так, в лагере у каждого свои задачи и ответственность, свои роли: дети учатся жить, общаться, строить друг с другом отношения. Через скаутинг христианские ценности вернулись к детям. Поэтому сейчас я в шутку называю православных следопытов миссионерской гвардией Русской Церкви. От подобных моральных прописей человек к 15 годам уходит во внутреннюю эмиграцию. Он кивает в такт, но внутри себя крутит свой любимый «депрессняк» или иную тинэйджерскую попсу. И совсем другое дело, когда ты сам идешь в детский дом и то, чему ты научился за 5 лет походов и общения, отдаешь детям, у которых никого нет, кроме тебя со всеми твоими премудростями. Здесь они себя чувствуют взрослыми.
Они входят во взрослый мир, но не через подворотни, а через мозоли от походов и усталость от детдома, где надо выкладываться на все сто пятьдесят. А нашим подросткам очень хочется, чтобы им было, где выложиться, и чтобы всерьез, а не напоказ. Не для родителей, не для общественной пользы, не для Патриарха, а для тех, ради кого и Христос умер на Кресте. Юность — это время, когда человек ищет смысл жизни. Ищет его и внутри и снаружи. Скаутинг отвечает этому состоянию поиска именно потому, что в нем всё непонарошку — это настоящая жизнь в настоящем лесу, где нужно построить настоящее укрытие, приготовить настоящий завтрак, обед и ужин и так далее. Научившись этому, они идут учить других, таких же живых, детей, как они сами. И еще одна очень важная вещь. По мере того, как подросток учится самостоятельности, взрослые перестают быть для него беспрекословным авторитетом.
Но это отнюдь не поиск свободы самой по себе, это поиск смысла. Любой поступок должен быть осознан. Отсюда — бесплодность голых императивов «надо» и «нельзя», даже если они восходят к библейскому Откровению. Отсюда юношеские бунты, утрата веры, подростковый нигилизм. Юность — это время, когда человек во всем идет до конца. Поэтому в неверующих семьях стали реальностью подростковые суициды. Та пошлость, которую демонстрирует телевидение, — это не человеческое существование, так жить человеку нельзя, но иначе жить подростка не научили, и самоубийство для него — это протест, отказ от той роли гедониста, которую ему навязывают масс-медиа.
История скаутского движения насчитывает достаточно много лет. А сколько лет оно существует у нас в республике?
Одному из старейших скаутских отрядов в Татарстане — «Пилигриму» - 5 сентября исполнилось 17 лет. Но вообще историки этого движения утверждают, что они находили упоминания о деятельности скаутов в 1916 году в Казани. Мы сейчас пытаемся найти их следы. Может быть, хотя бы их детей и внуков. Насколько тогдашние и современные скауты следовали одной и той же цели? Так что основные направления достаточно схожи. Аида, расскажите, пожалуйста, о вашей форме и всевозможных нашивках на ней. Это, во-первых, флаг страны, номер отряда, эмблема скаутского движения, различные нашивки и многое другое. У каждого отряда есть тотемный зверь-покровитель.
На мне надет желто-черный галстук, потому что у нас тотемное животное — волк. И обычно на рукаве у детей бывают нашивки тех специальностей, которые они получили. Что нужно сделать, чтобы получить такие нашивки? И поставил условие — скауты на общий сбор должны приходить с дневниками. Мы будем подсчитывать средний балл их оценок в школе. Сколько детей состоит сейчас в скаутском движении Татарстана? Всего насчитывается 26 отрядов, примерно по 25 человек в каждом. Так что в татарстанском скаутском движении состоит порядка 500 человек. Но мы активно развиваемся — приглашаем детей, а взрослых - на роль классных руководителей.
Это очень хорошая воспитательная система. В каком возрасте вы принимаете детей в свои отряды?
Братство православных следопытов: к чему и как готовят новых скаутов
Потом Зотов понял, что вместе со своими детьми в лес надо брать и их друзей, потому что шесть дней в неделю его дети проводят с ними. И начал вовлекать всех, кто окружал его детей. Потом у Зотова появились союзники и помощники среди родителей и старших детей-участников походов в лес. Количество участников движения стало разрастаться, и потомок педагогов и священников Александр Зотов понял, что нужна организация. Выдумывать ничего не стал, за основу взял устав, законы и принципы скаутов. Они тогда воспринимались подростками как нечто новое и многообещающее. Получилось так, что в жизни Зотов и его сторонники творили свою организацию: учили детей беречь здоровье и природу, любить Родину, чтить и уважать родителей и педагогов, хорошо учиться, быть спортивными, умелыми и так далее. Но оболочкой и стержнем организации был скаутизм. Скауты стали неуместными — Но почему скауты, Александр Николаевич?! Это же не наше, не российское, это чуждый нам Запад! По системе Бадена-Пауэлла, английского генерала?
А кому в таком случае будут служить ваши разведчики? Западным спецслужбам? На эти вопросы Зотов вынужден отвечать все 27 лет. Отвечал успешно и больше не словами, а делом. Скауты Зотова вырастали и в жизни становились не просто хорошо устроенными людьми, но лидерами. Вы мне 15 лет назад внушили, что надо быть честным и я не могу чрез это переступить, всем и всегда говорю правду!
Такие кружки предлагают ребенку в основном одно-два узких направления деятельности, например: историческое фехтование, хоровое пение, разные спортивные кружки, «юный пожарный», разные виды рукоделия, туризм, кружки по изучению иностранных языков и т. И, как правило, учит ребят кто-то из взрослых людей. Что касается скаутских организаций, то они в основном работают по двум главным принципам: воспитание молодежи с помощью самой молодежи и знакомство с жизнью в природе что на первый взгляд напоминает туристический кружок. Налицо большая разница в форме преподавания. Более чем 100-летний опыт скаутского движения показывает, что самовоспитание молодежи, которое развито в скаутских организациях, — более эффективный метод внешкольного воспитания. Кстати сказать, только в одном летнем скаутском лагере ребята могут научиться многим навыкам, попробовать себя в разных качествах, что помогает им обычно более четко определиться с выбором своей будущей профессии. ОРЮР основывается на нравственном воспитании молодежи в Православии, а для этого воспитывает молодежь в глубоком познании учения Православной Церкви. Также ОРЮР дает практические навыки жизни православного христианина: сборы начинаются и заканчиваются молитвой, изучение разрядов знакомит с основами Православия, жизнь разведческой единицы проходит вблизи конкретного прихода и под духовным руководством священника и т.
Любой поступок должен быть осознан. Отсюда — бесплодность голых императивов «надо» и «нельзя», даже если они восходят к библейскому Откровению. Отсюда юношеские бунты, утрата веры, подростковый нигилизм. Юность — это время, когда человек во всем идет до конца. Поэтому в неверующих семьях стали реальностью подростковые суициды. Та пошлость, которую демонстрирует телевидение, — это не человеческое существование, так жить человеку нельзя, но иначе жить подростка не научили, и самоубийство для него — это протест, отказ от той роли гедониста, которую ему навязывают масс-медиа. С другой стороны, двенадцать лет — символический возраст, время, когда человек делает жизненный выбор. Это время, когда подросток готов и хочет услышать о главном — той битве, на которую в таинстве Крещения Церковь благословляет воина Христова. В этом возрасте каждый мечтает о настоящей дружбе, о доверии и понимании. О том, чтобы испытать чувство плеча, о такой мере надежности, когда в трудной ситуации мы, как в песне Владимира Высоцкого, без опаски надеемся «на руки друга и вбитый крюк и молимся, чтобы страховка не подвела». Бетонные норы заасфальтированных городов лишают подростка переживаний. Он хочет действовать, отдать себя ради высокой цели, он ищет подвига, участия в воплощении какой-либо великой идеи, но вместо этого ему остается перемещаться из бетонной норы, в которой он прописан, в бетонный муравейник, в котором он учится, и обратно. Эта пустота и превращает наших детей в приставки к компьютерам, «выделенкам» и телевизорам. Через сопереживание героям боевиков, они получают недостающие им приключения, становятся рыцарями и победителями драконов. Так растет душа. Будущее скаутинга — Какое будущее у скаутинга? Но другой надежды у России нет. Перефразируя известную поговорку: общество, которое не хочет воспитывать своих детей, будет кормить чужих. Потому что их воспитают или «либерасты», или ура-патриоты, или фашисты, или те же коммунисты. Наконец, не стоит сбрасывать со счетов сопредельные России Китай и страны ислама. Будущее для детей, значит, надо вмести с детьми идти в это будущее. Чтобы не оказаться в прошлом. Неважно каком, идеологическом или оккупационном. И не учебник виноват в том, что преподавание по нему подчас неэффективно: довольно часто старшие подростки, посещавшие занятия по Закону Божьему, потом уходят из Церкви. Они так и не научились переводить книжные знания на язык жизненные ситуаций. Нашему преподаванию «Закона Божия» необходима своеобразная трансмиссия — многоступенчатая передача знаний от головы к рукам. Дело в том, что переизданные ныне учебники «Закона Божьего» были написаны для других детей. За минувшее столетие русские дети, к сожалению, стали другими. Тогда дети с младенчества дышали воздухом веры, и Закон Божий раскрывал перед ними те смыслы, которыми они уже жили. Воскресношкольные занятия вербализировали опыт веры, который уже был и лишь нуждался в разъяснении и систематизации. А сейчас сами уроки Закона Божия становятся первой встречей человека с Богом. И происходит подмена — они просто вызубривают молитвы, детали облачения и считают себя православным. Формально так оно и есть. Но реально это вызубривание никак не соотнесено с его внутренним миром.
Вот поэтому Зотов и выстрелил в лоб своей же организации предложением ее распустить. Как защищают скауты свою организацию Сторонники движения Зотову возражали жестко и тоже аргументированно. Спорили около полутора часов. Но пришли к выводу, что организация нужна при любых ее недостатках. Прежде всего потому, что это детская организация. Без нее в жизни, где слишком много стрессов, депрессий и агрессии, многие дети легко попадут под влияние криминальных организаций или одиозных сект. Но в любом случае нужно исправлять ту большую ошибку, которую в свое время допустил Зотов. Со временем Зотов понял, что своим духовным родителем скауты считают его, а не своих родных папу и маму. Ему они доверяют свои душевные тайны, приводят на «смотрины» своих избранников, с ним обсуждают свои планы на жизнь. В сотнях семей Зотов подменил собой родителей детям. Это системно, педагогически неверно. Как преобразовать скаутское движение Сейчас Зотов говорит о том, что мощная, эффективная детская организация, конечно же нужна. И правильно делают те, кто пытается такую организацию создать. От учителей или чиновников. А надо, чтобы организация зародилась «снизу», от самих детей, только тогда она будет привлекательной и эффективной. И не в кабинетах, не в конференц-залах и не в классах эту организацию нужно создавать, а на природе, в лесу, — делится опытом Зотов. А самое главное, эта организация должна быть семейной.
Братство православных следопытов: к чему и как готовят новых скаутов
При этом ВОСД фактически легализовал для международного скаутского движение советских скаутов приказным порядком переведенных из пионеров. Сегодня в России скаутское движение представляет собой уникальную воспитательную систему, которая качественно дополняет школьное образование и семейное воспитание. Целью приезда красноярских гостей стало открытие нового скаутского отряда в огорске. Вместе с Усанкиным в студию радио “КП” пришли также дети, которые вступили в скаутское движение. Мы рады предложить вашему вниманию уникальные документы и материалы, освещающие более чем 100-летнюю историю возникновения и развития скаутского движения в.
Мединский намерен создать государственное скаутское движение
При этом ВОСД фактически легализовал для международного скаутского движение советских скаутов приказным порядком переведенных из пионеров. Фильм создан к 100-летию российского скаутского движения и рассказывает об интересных страницах нашей славной истории. Книга Баден-Пауэлла вдохновила полковника уже российской армии Олега Ивановича Пантюхова создать скаутское движение в России. Основателем Скаутского Движения является известный английский общественный деятель, полковник Роберт Баден Пауэлл.
Скауты: трагическая страница ХХ века
Допустим, чтобы стать разведчиком, ребенок-новичок должен пройти программу сборов в течение года, и потом в лагере он будет сдавать зачет и становиться уже разведчиком и получать свой галстук. Во-вторых, у каждого лагеря есть своя программа. У нас все разведчики разбиваются по звеньям - микрогруппам из 5-9 детей. В этой группе у каждого ребенка есть своя специализация. Например, сапер, сигнальщик, повар, медик. Программа составляется так, что каждый сдал свою специальность, каждый сдал свой разряд, узнал что-то новое. Также бывает, что у лагеря есть основная тема. Например, какой-то период истории России, или если лагерь на море, то можно хорошо изучить морскую тему. Если мы проводим лагерь, например в Карелии, то как раз на эту тему может быть лагерь.
Исходя из этого готовится игровая программа, подбираются песни. Поскольку важный момент скаутского движения - это духовно-патриотическое воспитание. Мы в этом отношении ориентируемся на ценности православной церкви. У церковных властей есть пожелание, чтобы при каждой воскресной школе был открыт скаутский отряд. Мы сейчас этой работой начали заниматься и столкнулись с тем, что не хватает в первую очередь молодежи, молодых родителей, которые разделяют наши ценности и могли бы стать руководителями скаутских отрядов при приходах, при воскресных школах.
Такие кружки предлагают ребенку в основном одно-два узких направления деятельности, например: историческое фехтование, хоровое пение, разные спортивные кружки, «юный пожарный», разные виды рукоделия, туризм, кружки по изучению иностранных языков и т. И, как правило, учит ребят кто-то из взрослых людей.
Что касается скаутских организаций, то они в основном работают по двум главным принципам: воспитание молодежи с помощью самой молодежи и знакомство с жизнью в природе что на первый взгляд напоминает туристический кружок. Налицо большая разница в форме преподавания. Более чем 100-летний опыт скаутского движения показывает, что самовоспитание молодежи, которое развито в скаутских организациях, — более эффективный метод внешкольного воспитания. Кстати сказать, только в одном летнем скаутском лагере ребята могут научиться многим навыкам, попробовать себя в разных качествах, что помогает им обычно более четко определиться с выбором своей будущей профессии. ОРЮР основывается на нравственном воспитании молодежи в Православии, а для этого воспитывает молодежь в глубоком познании учения Православной Церкви. Также ОРЮР дает практические навыки жизни православного христианина: сборы начинаются и заканчиваются молитвой, изучение разрядов знакомит с основами Православия, жизнь разведческой единицы проходит вблизи конкретного прихода и под духовным руководством священника и т.
Были избраны руководитель и представители нового скаутского отряда в г. После официальной части общение продолжилось за чашечкой ароматного чая. Затем гостей пригласили на живописную прогулку по закрытому городу… Теперь ребята и взрослые с нетерпением ждут дальнейшего развития молодежной работы на приходе и вовлеченности в этот процесс.
Так быстро и легко разрешился назревавший конфликт между двумя направлениями скаутинга. В результате усилий гражданских активистов, в ноябре 1990 года была создана Ассоциация возрождения российского скаутизма, а в ноябре 1991 года — Федерация скаутов России. Скаутский костер официально вернулся в нашу страну [[101, C. Более подробно говорит об этих процессах Президент Федерации скаутов России Аркадий Никитченко: «Годом возрождения скаутинга в России можно считать 1990. Именно в этот период сразу несколько факторов предопределили возрождение движения. Впервые с 1920-х годов в прессе стали появляться материалы о скаутах в связи с осуществлением Всемирной организацией скаутского движения проекта «Лети Чернобыля», русские эмигрантские скаутские организации приняли решение о возвращении русского скаутизма на Родину, в разных регионах нашей страны стали появляться группы, называющие себя скаутскими» [90, C. Логичным завершением этих процессов стала идея проведения съезда всех тех, кто каким-либо образом использовал идеи, принципы, законы скаутов в своей педагогической деятельности. В «Комсомольской правде» было опубликовано объявление, и по контактному телефону стали звонить люди, желающие принять участие в работе съезда. В Оргкомитет вошли, в основном, представители Организации Российских юных разведчиков. Были подготовлены и учредительные документы российской скаутской организации. На съезде стало очевидно, что большинство участников далеки от понимания истинной сути движения, поэтому родилась идея создания организации переходного периода — Ассоциации Возрождения Российского скаутизма АВОРС , целью которой определялось объединение всех людей, занимающихся развитием, пропагандой движения, созданием новых объединений на местах [98, C. Съезд состоялся в Москве в Институте молодежи осенью 1990-го года. В основном на нем были представлены три позиции возрождения скаутинга в нашей стране. В первую очередь — идеи ОРЮР, лидеры которой предлагали использовать методику, законы и традиции, сохраняемые организацией все эти годы в эмиграции, и механический их перенос в Россию. Второй идеей было применение опыта Всемирного скаутского движения, о котором говорили находившиеся на съезде представители ВОСД. И третье направление исповедовали люди, которые не хотели отказываться от собственного педагогического опыта, наработанного за годы Советской власти в стране, и стремились адаптировать скаутскую методику применительно к современным социальным условиям [16, C. Простое механическое перенесение традиций и методики Запада в нашу страну казалось этим людям неприемлемым. Именно это, третье направление доминировало на съезде и, в конечном итоге, АВОРС, в основном, была создана этими людьми. Позже отряды Уральского и Дальневосточного отделов вошли в Сибирский [9, C. В ноябре 1991 года под Ленинградом состоялся съезд скаутов, на котором была учреждена Федерация Скаутов России. В это время российское общество завершало процесс эмансипации от коммунистической партии и советского государства, именно на волне эйфории был проведен этот съезд скаутов. Генеральный секретарь ВОСД через несколько дней после съезда российских скаутов признал исключительность Федерации Скаутов России по отношению к другим скаутским организациям России, с исключительным правом использовать название «скаут» и скаутскую эмблему. Тем самым иностранные скауты признали гражданских скаутов и факт возвращения скаутских организаций в систему молодежных организаций России и мира. Это было закономерное, но запоздавшее возвращение скаутинга в Россию. Хотя формально оно произошло на новом уровне, более того впервые в истории скаутинг в России получил полную правовую и политическую субъектность, причем эта субъектность распространялась и на международные организации. После этого начались интенсивные контакты скаутских групп и отрядов, не вошедших по разным причинам в Федерацию Скаутов России, с зарубежными скаутами. Но эти группы не смогли получить международного признания на высшем уровне, но они смогли найти свою нишу в международном и российском скаутском движении. В этом и заключалось существенное отличие между коммунистическими организациями СССР и скаутским движением, если первые стремились уничтожить всех вероятных противников, которых они назначали себе сами, то гражданские организации никогда не отличались такой нетерпимостью. Нетерпимость свойственна организациям тоталитарных и авторитарных государств, которые не могут выдержать политической и социальной конкуренции и действуют лишь в условиях закрытого общества. Если организации авторитарного государства ориентированы на подавление любого инакомыслия и соперничества, то гражданские организации ориентируются на сближение интересов разнообразных групп и объединений, вырабатывание и реализацию единой повестки дня. Пример скаутских организаций в данном аспекте более чем показателен. На середину 2010-х годов списочная численность ведущих российских скаутских организаций составляла. Но реально численность всех российских скаутских организаций около 1000 — 2000 активных участников и это по самым оптимистическим оценкам. Итак, воссоздание скаутских организаций было связано со стремлением создать эффективные молодежные организации, которые могли бы увлечь молодежь здоровым образом жизни, ориентировать на занятия спортом. Годом возрождения скаутинга, возможно, считать 1990. Именно к этому времени сразу несколько факторов предопределили этот процесс. Впервые после двадцатых годов слово «скаут» стало появляться на страницах средств массовой информации в связи с реализацией Всемирной организацией скаутского движения акции «Дети Чернобыля».