Региональные новости. С 11 по 14 декабря 2023 года прошла первая стажировка для ординаторов-гериатров на базе Российского геронтологического научно-клинического центра ФДПО ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (г. Москва) и дополнительно с практической стажировкой и. 26.10.2023 был выезд мультидисциплинарной команды специалистов ОСП ФГАОУ ВО РНИМУ им ва РГНКЦ. Cтуденты РНИМУ им. Н.И. Пирогова отправились для прохождения практики в Университет Цукубы (Япония), Университет Марибора (Словения) и Университет.
РНИМУ имени Н.И. Пирогова
И все эти годы ФМБА тесно сотрудничал с РНИМУ имени Пирогова. Проректор по учебной работе РНИМУ им. Пирогова Ольга Милушкина на День открытых дверей пришли 2000 человека. Мероприятие будет проходить в РНИМУ ва.
Ректор РНИМУ им. Н.И. Пирогова рассказал о передовых разработках университета
РНИМУ им. Н.И. Пирогова опубликовал ролик об обучении по специальности «Медицинская биохимия». Главная — О центре — Новости — На стратегической сессии, посвящённой 95-летию кафедры фтизиатрии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, эксперты в сфере подготовки медицинских кадров обсудили существующие проблемы фтизиатрии и поиск решений к ним. И все эти годы ФМБА тесно сотрудничал с РНИМУ имени Пирогова. В ней примут участие ректор РНИМУ им. Пирогова, академик РАН Сергей Лукьянов, профессор, член-корреспондент РАН, а также главный врач «Коммунарки», заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии РНИМУ им. Пирогова Денис Проценко. © Официальный интернет-ресурс НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента, 2019—2024.
В РНИМУ Пирогова рассказали, как создаются VR-тренажеры для врачей
Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России посетила делегация из Министерства здравоохранения Корейской Народной Демократической Республики В Пироговском Университете состоялась официальная встреча с делегацией Корейской. Учредитель: Автономная некоммерческая организация содействия информированию и просвещению населения "Медиахолдинг "Общественная служба новостей" (ОГРН 1187700006328). РНИМУ имени Н.И. Пирогова Официальная информация, новости, комментарии РНИМУ имени Н.И. Пирогова.
РНИМУ им. Н.И. Пирогова опубликовал ролик об обучении по специальности «Медицинская биохимия»
Российская медицинская наука понесла тяжелую утрату, ушел из жизни Александр Иванович Кириенко, академик РАН, почетный профессор кафедры факультетской хирургии № 1 лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, вице-президент Российского общества хирургов. Ординатура и аспирантура РНИМУ ва. к.м.н., доцент кафедры интервенционной кардиологии и кардиореабилитации ФДПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заведующий региональным сосудистым центром, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии ГКБ №1, главный. 12 апреля в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России состоялась вторая ежегодная игра «Кто? Руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова и ректор Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Минздрава России Сергей Лукьянов подписали соглашение о сотрудничестве в.
Третий поток обучения главных детских реабилитологов прошел в Москве
РНИМУ им. Н.И. Пирогова. На этой странице вы найдете новости про РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Различные новости о мероприятиях и о всем, что происходит в стенах данного университета. В настоящее время РНИМУ им. Н. И. Пирогова насчитывает 6 факультетов и 4 института, осуществляющих обучение студентов. Главная — О центре — Новости — На стратегической сессии, посвящённой 95-летию кафедры фтизиатрии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, эксперты в сфере подготовки медицинских кадров обсудили существующие проблемы фтизиатрии и поиск решений к ним.
Пироговский университет — центр науки и медицинских технологий
Пирогова опубликовал ролик об обучении по специальности «Медицинская биохимия» Фото: кадр из видео Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. Пирогова продолжает делиться съемками цикла видео для абитуриентов. Сюжеты знакомят со специальностями, которым можно обучиться в вузе. Новое видео посвящено направлению «Медицинская биохимия», профиль «Клинико-лабораторная диагностика».
Пока информация на порталах официальных американских ведомств отсутствует.
Российский вуз ответил, что международные совместные программы теперь не доступны, а российские дипломы по ним - действуют. Вузу будет гораздо сложнее работать без оборудования из-за океана. До последнего времени учреждение приобретала его довольно много.
Хотя есть регионы, такие как Якутия, которые дают очень высокие стипендии», — уточнила Былова. С 1 января 2021 года в России вступило в силу новое положение о целевом обучении в вузах и колледжах. Правительством установлена ответственность работодателей, которые направляют абитуриентов на обучение, а после обязуются взять их на работу.
В случае отказа от трудоустройства такие организации должны будут возмещать бюджету расходы на студента-целевика. Срок обязательной отработки — три года. В постановлении оговаривается, что если гражданин был отчислен из образовательной организации, в которой обучался в соответствии с договором о целевом обучении, или трудовой договор расторгнут по его инициативе по собственному желанию в соответствии со ст. То есть должен выплатить штраф в размере расходов федерального бюджета на обучение.
Пирогова Павел Лопанчук проводит нас туда, где даже у студентов-медиков дыхание замирает, чего уж говорить о простых смертных. Манекены, которые имитируют разные травмы раны при этом на них изображены весьма натурально , операционные со всем необходимым оборудованием, множество разнообразных инструментов — мы находимся в стенах Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра. Отточили умения тут — переходят к следующему уровню — работе на животных. И только потом, на старших курсах уже идут в клинику, чтобы заниматься самой сложной категорией — живыми людьми. На виртуальном тренажере Павел Лопанчук запустил симуляцию гангренозного аппендицита с перитонитом Фото: Оксана ЗУЙКО И даже потом, уже приступив к реальной работе, студенты и даже сами врачи могут приходить сюда отрабатывать отдельные навыки. В том числе — при помощи виртуальных тренажеров. А давайте запустим реальную программу: вот гангренозный аппендицит с перитонитом.
РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Следом ведущие гала-концерта предоставили слово приглашенному гостю Ивану Владимировичу Карпову, исполнительному директору фестиваля «Московская студенческая весна». Мы в седьмой раз проводим наш фестиваль. С очень большой вероятностью одно из конкурсных направлений будет организовано в вашем Университете. Сегодня хотелось бы пригласить самых ярких и талантливых студентов РНИМУ поучаствовать в конкурсе, где они будут бороться с участниками из других вузов», — отметил он. Такая мотивационная речь заставила выступающих выложиться на все сто процентов. Грамотно выстроенная концертная программа не дала зрителям заскучать ни на секунду. Сначала зал поприветствовал зажигательную студию латиноамериканского танца «Латина фьюжен» и очаровательную обладательницу титула «Мисс РНИМУ — 2021» Николину Чабаркапа.
Чувственную песню Jealous из репертуара группы Labyrinth в исполнении Тринити Катсанде сменил камбоджийский танец «Перед небесной дверью», который продемонстрировал Оюр Конткеа. Студент рассказал аудитории, что каждое движение имеет определенный смысл. Его номер — это история прогулки в парке, наслаждение ароматами и красотой цветущих растений. Алена Крухмалева поразила аудиторию чувственным прочтением стихотворения Владимира Высоцкого «Маски», а проникновенный образ Дарьи Трифоновой в белом воздушном платье с композицией Hurt из репертуара Кристины Агилеры растрогал зрителей. В мир джазовой музыки зал погрузил Петр Егоров, продемонстрировав виртуозное инструментальное исполнение на кларнете композиции Sing, Sing, Sing Louis Prima. Вера Куприянова подарила залу песню под гитару «Человек на той стороне» из репертуара Никиты Дорофеева.
А монолог Анны Карениной в исполнении Аиды Курбанисмаиловой поразил зрителей своей искренностью. Лирическое настроение аудитории поддержал вокальный номер Алены Машкиной — композиция «Летчица». Вдохновила на создание произведения история пилота Лидии Литвяк, которая проявила невероятную отвагу во Второй мировой войне ценой собственной жизни», — поделилась талантливая студентка. В этом году в творческом аншлаге принимали участие не только будущие врачи, но и работники Университета. Андрей Биличенко, научный сотрудник НИЛ электрофизиологии, ассистент кафедры физиологии медико-биологического факультета, и студент Михаил Федотов стали призерами в номинации «Авторская песня» и подарили зрителям замечательное исполнение композиции «Вас нет» под гитару. В продолжение концерта ведущие перешли к награждению победителей в номинации «Изобразительное искусство», которые в этот раз поразили красотой и масштабом своих работ.
Также свои награды получили победители новой и стремительно развивающейся номинации «Медиа». Ведущий гала-концерта Андрей Луканин был приятно удивлен сразу несколькими наградами — он стал призером в номинации «Конферанс», а также получил специальный приз за выступление со стендап-номером. Продолжил программу инструментальный ансамбль «Из глубины души», потрясающе исполнивший композицию «Смерть ангела» Астора Пьяццоллы. Софья Волчкова продемонстрировала талантливое перевоплощение, прочитав по ролям стихотворение «Гляделки», а хоровая студия «Лечебная сила музыки» с произведением «Вспомните, ребята» Виктор Берковский растрогала зрителей звучной гармонией голосов. Виртуозно владеющая виолончелью Татьяна Савкина и концертмейстер Андрей Гапонов подарили аудитории глубокоеисполнение «Элегии» Сергея Рахманинова. Следом за ними Анастасия Михеева порадовала гостей композицией под гитару «Я ваше прошлое» Яромир Ногавица.
Талантливый человек талантлив во всем — яркое тому подтверждение номер My life скрипачки Анны Павленко. Она удивила зрителей профессиональной хореографией в новой для нее танцевальной номинации. Прибавились новые артисты, их публика увидела впервые. Ребята, которые уже выступали и завоевывали свои награды в предыдущих сезонах, подготовили новую программу, вышли на другой профессиональный уровень, а некоторые удивили, поменяв номинацию».
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Многие наши выпускники работают в ведущих биомедицинских лабораториях России, Европы и США, преподают в лучших университетах мира. Мы обучаем не просто медицинской биохимии и ее применению в диагностике и терапии заболеваний, а помогаем студентам освоить фундаментальные основы молекулярной медицины. Выпускнику, освоившему образовательную программу по специальности «Медицинская биохимия» и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, присваивается квалификация «Врач-биохимик» по специальности 30.
От Уральского государственного медицинского университета в стажировке приняли участие ординаторы кафедры факультетской терапии и гериатрии по специальности «Гериатрия» второго года обучения Дорохина Ксения Родионовна, Давыдова Татьяна Викторовна и Вшивцев Кирилл Сергеевич. В течение трёх дней ординаторы слушали лекции ведущих гериатров России, участвовали в практических занятиях, отрабатывали навыки комплексной гериатрической оценки и изучали новые методики реабилитации у лиц пожилого и старческого возраста. Участники стажировки переняли опыт ведения гериатрических пациентов в ведущих геронтологических центрах России.
Количество просмотров: 502.
В ГКБ №1 прошел новый образовательный проект РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Если вы мечтаете связать свою жизнь с химией или биологией, то вам точно сюда! Вуз предоставляет для изучения следующие направления: педиатрия, психология, стоматология и фармация, лечебное дело, биоинформатика и многие другие интересные специальности. На фестивале было множество интересных мастер-классов и увлекательных игр.
В настоящее время продолжается работа по разработке предложений. Результаты Сессии позволили сформировать вектор направления работы отделов Совета на этот год, и помогли молодым ученым проработать важные вопросы, связанные с формированием единой системы молодежной политики в области науки в сфере здравоохранения. Популярные тэги.
При этом наблюдается огромная разница в их подготовке: поступающие из ряда субъектов проходят по целевому направлению с минимальным баллом — 150 за три дисциплины. В результате им удается поступить, но они не справляются с учебной программой.
Его шансы сохранить свой статус студента в университете невысоки. Большинство отчисляемых у нас — это именно целевые студенты. Поэтому и родителям, и абитуриентам необходимо очень доходчиво доносить информацию о том, что, отчислившись, они становятся должниками», — подчеркнула Былова. Таким образом, при отчислении на втором курсе студент остается должен 600 тыс. Она отметила, что вопрос ответственности касается и третьей стороны — заказчиков целевого обучения медорганизаций.
Выпускники нового направления... Пирогова, декан международного факультета Надежда Александровна Былова расскажет об обновленных правилах поступления в медицинский Университет в 2021 году. Из видео вы узнаете при переходе по ссылкам видео откроется в новом окне на выбранном тайм-коде : Задать вопрос приемной комиссии РНИМУ им. Пирогова рассказал, какие «популярные» у пациентов недуги уже вышли из Международной классификации болезней МКБ.
МКБ принята как единый нормативный документ, где ведется учет различных причин, по которым население обращается в медицинские учреждения, учет заболеваемости и причин смертности. Ряд диагнозов, оставшихся на слуху у людей, уже не употребляются врачами и не входят в этот список. Пирогова Екатерина Владимировна Кудина рассказала о некоторых из них... Советы врача аллерголога-иммунолога Аллергия является одним из наиболее распространенных заболеваний на Земле. Летом у многих аллергиков симптомы обостряются — оно и понятно: цветение различных трав и деревьев, вездесущая пыльца, насекомые и даже солнце да-да, существует и аллергия на светило. Чего опасаться страдающим аллергией летом? Как защитить... Врач-педиатр о защите детей при высоких температурах за окном Вот и наступило наконец долгожданное лето, но вместе с повышением температуры снова возникают вопросы, как благополучно пережить жару в городе и какие правила поведения в это время необходимо соблюдать для того, чтобы ничто не омрачало летние солнечные дни? Начну с того, что напомню, чем опасно воздействие на организм человека повышенной температуры окружающей среды...
Советы врача-кардиолога Прогнозируемая синоптиками аномальная жара может спровоцировать нарушения в работе сердечно-сосудистой системы ССС. Нашему сердцу во время жары приходится непросто. Мы задали актуальные вопросы врачу-кардиологу, терапевту, врачу функциональной диагностики, кандидату медицинских наук, доценту кафедры госпитальной терапии им... Вот уже более 60 лет Всемирной федерацией неврологов, которая была создана в 1957 году, проводятся разноплановые мероприятия, посвящённые этому дню. Ведущие эксперты в сфере неврологии и нейрохирургии организуют различные форматы встреч и проводят ликбез для населения всего земного шара о научных открытиях, обмене опытом и важности профилактики заболеваний головного мозга...
В ГКБ №1 прошел новый образовательный проект РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Что центр, который Вы планируете создать, не будет простаивать, что там будут лечиться пациенты? В итоге меня услышали, поддержали. Это оказалось правильным решением. И я даже не могу себе представить, какие могли бы быть сложности и человеческие потери, если бы такого центра, как у нас, не было. От нарушений ритма умирают на улице, во время занятий спортом, при стрессе. Даже от каких-то случайных, казалось бы, факторов.
И на лице у человека не написано, что у него нарушение ритма, более того, он может очень долго не жаловаться; никак не проявляется это заболевание. Поэтому должна была быть внедрена целая система, чтобы перекрывать такие риски. И с этой стороны мы можем быть спокойны — с этим направлением у нас в стране все в порядке. Мне кажется, даже прикладная медицина тоже сейчас уже «онаучнена». В данной сфере вся наука прикладная.
А те, что называются фундаментальными, находятся рядом смедициной: это генетика, биология. Но в медицинской сфере все должно быть сразу проверено практикой. Наши исследовательские компетенции и возможности каждый раз нацелены на конкретного пациента, на определенный результат. Задача одна — вылечить. И так много нас ждет еще впереди!
Мы сейчас находимся на уровне перехода на персонифицированную медицину, когда общий случай хорошо работает, но желательно все же довести до победного конца. И здесь необходимо применение персонального подхода, основанного на клеточных и животных моделях, на гипотезах. Это пришло активно в жизнь молодых врачей и, думаю, будет кардинально отличать новое поколение специалистов от их предшественников. Все они станут исследователями. И без этого в медицине будущего им будет невозможно достичь успеха.
Рутинные же назначения в «стандартных» и «простых» случаях будут в ближайшем будущем делать по формализованным алгоритмам медицинские работники, такие как фельдшеры или даже медсестры. Для этого мы сейчас пишем учебные модули, ведем масштабную образовательную деятельность, чтобы максимально использовать оптимизированные формализованные подходы для решения известных задач. Наш Институт, где я работаю с аспирантуры до сегодняшнего дня, всегда фокусировался на сложных и нерешенных проблемах, с момента его основания в 1927 году. К числу первых задач относилась разработка нормативов питания, потому что было очень много гипотрофичных детей. Потом мы занимались туберкулезом, болезнями органов дыхания.
Затем на первый план вышли другие инфекции и классы болезней. И каждый раз наш Институт поворачивался к этим проблемам face to face, и образовывались школы настоящих профессионалов, которых выращивали у нас в Институте. Вельтищев сумел нас, конечно, так воспитать: если задача поставлена, то она должна быть решена. Это произошло в стране, где данное направление еще недавно считалось лженаукой. Вельтищев взял на себя эту смелость: отправил людей обучаться за границу в том числе и выстроил данную генетическую линию.
Отдел генетики, бесспорно, уникален. Это целый центр изучения орфанных заболеваний, который занимается самыми сложными случаями у пациентов со всей страны. Также в нашем Институте впервые появился отдел медицинской кибернетики, возглавила его сначала М. Жилинская, потом Б. И школа этих инженеров, биологов, математиков, программистов, которые решают медицинские задачи, всегда находилась на острие проблематики.
Очень востребованными были работы наших ученых. Белоконь и Ю. Вельтищев организовали отделение врожденных наследственных заболеваний сердечно-сосудистой системы. Это случилось в начале 1980-х. Самое главное— такое было задолго до того, как орфанные заболевания стали большим «брендом» в мире.
Все потому, что Вельтищев предвидел роль наследственности, генетики очень давно. Сердечно-сосудистые заболевания представлены в этой группе обширно. Юрий Евгеньевич поддержал идею создания первого в мире центра детского нарушения сердечного ритма. И это тогда являлось настоящим вызовом. Я абсолютно точно была уверена, что такое надо делать.
Шел 1996 год. Есть этот момент уверенности в жизни, когда ты можешь и хочешь заниматься настоящим делом, и в это время молодому человеку очень нужна поддержка. Институт, в котором я выросла, мне доверял, так же как и Юрий Евгеньевич Вельтищев. Он фактически стимулировал меня на раннюю защиту докторской диссертации, всячески поддерживал наши с коллегами Л. Макаровым, В.
Березницкой, Л. Кравцовой, М. Лаан и другими исследования, очень внимательно относился к моим научным публикациям он был главным редактором медицинского журнала «Российский вестник перинатологии и педиатрии». Так, в 1996 году мы создали наш центр, который я считаю, конечно, главным делом своей жизни. И до сих пор нам удается держать высокую планку.
Если говорить о приоритетах в российской медицине, то, бесспорно, в первую очередь это Центр имени Дмитрия Рогачева. Работа данного медучреждения повлияла на снижение смертности от лейкозов. Это произошло после того, как А. Румянцев внедрил международные протоколы лечения и реабилитации. У нас смертность от детских лейкозов снизилась первой по стране и достигла уровня передовых государств мира.
Это был фантастический, абсолютно инновационный прорыв. Сердечно-сосудистая революция, которая во всем мире случилась в начале 1980-х годов, когда стентирование и аортокоронарное шунтирование стали практически рутинными процедурами, к нам пришла, к сожалению, только в 2000-е. Но мы быстро наверстали упущенное. Поэтому смертность от сердечно-сосудистых заболеваний стала снижаться. А ведь весь советский период этот показатель фиксировался очень высоким.
Я хочу сказать, что всегда было на кого ориентироваться. Когда мы с коллегами Л. Калининым, С. Термосесовым, Р. Гариповым, Л.
Кравцовой, Р. Ильдаровой, И. Абдулатиповой, Е. Поляковой, Е. Верченко, И.
Миклашевич и многими другими строили нашу службу, то понимали, что нам нужны все имеющиеся на данный момент в мире технологии, что они должны быть собраны в одном месте и доступны каждому пациенту. То есть требовалось создать замкнутый цикл — от клиники, диагностики, медикаментозной терапии, хирургического лечения до мониторинга этих больных, семейного наблюдения. Словом, все должно было быть у нас под контролем. И только так мы добились отличных результатов. И они не заставили себя ждать: у нас, наверное, один из самых низких показателей смертности в мире от нарушений сердечного ритма, от самых тяжелых и даже от фатальных аритмий.
И совершенно нет потребности в зарубежной помощи. Наоборот, к нам приезжают из разных стран и знакомятся с нашим опытом.
Я, кстати, не отличница: у меня не очень хорошо пошла хирургия. Как ты выстраиваешь свой день? На первых курсах я вставала на учебу к 8:30 и до 17:00 была на занятиях. Приходила в общежитие, занималась часа три.
Потом пару часов спала и еще часа три училась. К 4 курсу я уже находила время для того, чтобы совмещать учебу и работу: была вечерней няней в семье. На первых трех курсах заложилась база — на занятия я приходила, просто прочитав материал. Этого мне хватало для того, чтобы вести диалог с доктором. У нас такая система: мы разговариваем, и из этого разговора уже понятно: учил ты или не учил. Оценки — не главное, беседа помогает оценить свои знания и понять, достаточно ли их для практики.
Если нет — иди читай еще. Не могу сказать, что я чем-то жертвовала в процессе обучения: я кайфовала от того, что учу, читаю, начинаю разбираться. Есть ли у тебя более узкая специализация на кафедре педиатрии? Как ты к ней пришла? Совершенно случайно я выбрала кафедру детской онкологии, придя на кружок по ней для старшекурсников у нас очень распространена система кружков. Послушала доклады студентов, начала брать какую-то литературу, интересоваться этой темой.
Сейчас я занимаюсь вопросами детской гематологии, в том числе — онкологии, заболеваний костного мозга. У многих есть стереотип, что онкология — это приговор. Это не так. Сейчас многое лечится, хоть и стоит это больших денег. Но система с фондами тоже очень развита, они неимоверно помогают, излечивают огромное количество детей. Я ездила на конференцию, организованную студентами моего университета: они собрали докторов из разных городов — из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, и это было очень интересно.
К сожалению, наша наука стоит на месте, несмотря на то, что в «Сколково» вроде бы что-то придумывают. Этого недостаточно. После 3 курса я проходила практику в онкологическом отделении, чтобы понять — смогу ли я это выдержать. Я была там в качестве процедурной медсестры. В мои обязанности входили выдача лекарств, постановка капельниц, спинно-мозговые пункции. Конечно, дети иногда от всех этих манипуляций плакали, но я понимала, что гораздо важнее вылечить их, чем поддаться сейчас минутной жалости.
Врачи, с которыми я работала, рассказывают, что некоторые их пациенты приходят к ним спустя десятилетия и благодарят за спасенную жизнь.
Пирогова академик Сергей Лукьянов рассказал «Известиям» о передовых разработках университета. По словам Лукьянова, на данный момент университет находится в стадии получения разрешительного удостоверения и внедрения новейших реабилитационных комплексов, сопряженных с интерфейсом «мозг-компьютер».
Из этого учреждения потом выросло очень успешное в нашей стране направление. Наталья Сергеевна — потрясающий профессор, педиатр и просто уникальный человек. Я помню ее с седьмого-восьмого класса, так как мама часто брала меня с собой в командировки. Наталья Сергеевна обратила внимание на мою мать, молодую, талантливую, яркую личность, которая с красным дипломом окончила МГУ им. И началась их совместная работа, длившаяся многие десятилетия. Все это свершалось на моих глазах. Пирогова, которого я помню еще со школы, и многие другие. Она — заведующая кафедрой факультетской терапии лечебного факультета, доктор медицинских наук, профессор. Каждый раз, будучи школьницами, мы, пересекаясь с ней в командировках, обсуждали, до какой же степени наши мамы являются фанатами своего дела, как нам с ней повезло находиться рядом с такими умами!
И это была удивительная школа для детей! Я помню, как мама тщательно вела записи, журналы. С детства у меня дома были микроскопы, стекла. Я умела брать мазки крови. Это все было очень интересно. Но тем не менее медицина не являлась моей целью. Мама, конечно, повлияла на системность мышления, на умение наблюдать, на то, что в мою жизнь вошли естественные науки. Я очень любила учиться. Была сначала во французской спецшколе, потом в политехнической.
И больше всего в жизни мне нравилась математика. Я с удовольствием решала сложные задачи, которые наш педагог специально для меня готовил. С девятого класса ходила на университетские лекции по математике, истории, литературе и психологии. И в какой-то момент, оканчивая школу, я колебалась между психологией и математикой. Почему остановились на Втором меде? Моя мама устроила мне встречу с университетскими психологами, и они мне объяснили, что психология как наука развивается циклично, а в ближайшие десятилетия всплеска не ожидается. Существовал некий застой. Думаю, связанный и с политической ситуацией. И эта встреча была очень серьезной, психологи на меня, ребенка, потратили много времени.
Я тогда решила для себя, что на психфак поступать не буду. И подала документы на два факультета: биофак и мехмат. В те времена экзамены в МГУ проходили примерно на месяц раньше, чем во всех других вузах. Я активно занималась спортом, играла в волейбол, в шахматы. Была абсолютно в себе уверена, спокойно сдавала экзамены в Университет имени Ломоносова. И после первого же испытания, получив вместо ожидаемой пятерки четверку, я удивилась. Ведь математику нужно было сдавать при поступлении на оба факультета. Я подала апелляцию и получила пятерку. Оказалось, что на экзамене я решила задачу четырьмя или пятью разными методами, при этом оптимальный вариант решения, как мне сообщили, должна была поставить первым.
Но в итоге все исправили. Я немного насторожилась. Потом меня ждало сочинение, как сейчас помню, по «Разгрому» Фадеева. И опять получила четверку. И вновь подала апелляцию. В итоге снова получила пятерку, но поняла, что здесь что-то не так. И я просто решила дальше на экзамены в МГУ не приходить. Молодой человек — всегда максималист. И он предъявляет какие-то повышенные моральные требования к учебному заведению.
Я ничего не сказала маме, просто сообщила, что не поступила. И однажды она подошла ко мне, играющей на пианино, увидела лежащую сверху на инструменте зачетку, раскрыла ее и, к своему удивлению, обнаружила, что там стоят оценки только за два экзамена. Она очень расстроилась, но взяла с меня слово, что я пойду во Второй мед на экзамены. Мне надо было как-то извиниться. К тому же я дала маме слово. В итоге подала документы в «Пироговку». Вспоминаю, как с другими абитуриентками обсуждали экзамен по физике. Я тогда уже поняла, что Второй мед — это непростое место, раз в задачах они дают тебе пять или шесть вводных, а нужно использовать, предположим, всего три. По химии был очень интересный экзамен.
Я писала, как сейчас помню, формулу жира, начиная не с основания, а с радикала. Принимавший экзамен преподаватель сказал: «Ну вы, конечно, все правильно ответили, но у вас какое-то глобальное отсутствие культуры в предмете. Представьте, если бы я вашу фамилию читала с последней буквы на первую: как бы это вам понравилось? Я поняла, что на нем я, конечно, подорвусь. И честно сказала: «Извините, но на этот вопрос я ответа не знаю». И тут я поняла, что «Пироговка» — это, наверное, мое место. Оно интересное и незаурядное. А дальше меня ждала потрясающая учеба. Какая у Вас была любимая дисциплина в Университете, а что давалось тяжелее всего?
Я ходила на кружок, его вела Елена Александровна Поскрёбышева, с которой я подружилась и которая оказала на меня огромное влияние. Было много работы руками. Сейчас, я знаю, студентам не очень нравится гистология, но хочу сказать: ее можно и нужно полюбить, потому что клетка — это просто космос! И мама оказала тут влияние. Она была глубоко погружена в клетки крови, и, соответственно, я испытывала к ним заранее априорную любовь. Физиологию нам читал Григорий Иванович Косицкий. Лекции были просто фееричными, удивительными! Я хорошо помню анатомию, несмотря на то что преподаватель являлся жестким и очень требовательным, абсолютно несентиментальным, собственно, как и сам предмет. Позже появились медицинские дисциплины, которые, если честно, на первых порах меня немного разочаровали.
Я поняла, что не существует какой-то твердой базы, не на что опереться, как на формулу, на какие-то абсолютные и безусловные знания, подобные законам Ньютона или уравнению Шредингера в физике. Тогда модно было говорить, что медицина — не наука, которую можно измерить математически, а скорее искусство. И с этой точки зрения мне она совершенно не подходила, потому что я все-таки приверженец надежных решений. Но потом появилась педиатрия. Я бы точно не остановилась на лечебном факультете. Если я обещала пойти в медицину, то это должна была быть только педиатрия, привлекательность субъекта. Я не могла себе представить, что решаю проблемы взрослого человека с большими жизненными сложностями и психологическими трудностями. Мне всегда были интересны старики и дети. Вот если бы тогда появилась геронтология, я бы, наверное, выбрала ее.
А эти шумные, ищущие и очень нервные взрослые — они бы только сбивали прицел. Педиатрия меня сразу влюбила всебя и позволила определиться с выбором.