Новости пустой стул техника в психологии

Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт.

Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).

Пустой Стул - значение символики он для значимого другого, который может тот стул занять.
5 гештальт-техник для личностного роста Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации.

Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы

В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. упражнение «пустой стул». В технике «пустой стул», вы можете приглашать субличности, они могут быть, определенными людьми.

Ольга Некрасова

  • Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
  • Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
  • Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
  • Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика

Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт.

Запущенный диалог может быть продолжен с противоположной позиции, с места актуальной проблемы, куда клиент по готовности пересядет, отвечая с позиции конкретной проблемы. Диалог продлится столько, сколько необходимо, пока не будет исчерпан. По ходу диалога проблема потихоньку раскроется, а решение как минимум, промежуточное будет найдено. При условии окончательного решения, с проблемой можно попрощаться, отпустив её навсегда. По окончанию упражнения противоположный стул убирают, подтверждая завершение ситуации. Клиенту предлагают прислушаться к себе - на душе становится легче!

Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты? Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало.

Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв.

Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка.

Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных.

Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать. В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов.

Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding. Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью.

Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности. В момент, когда это происходит, и возникает гештальт.

Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему. То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать.

А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница. Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать. Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие. Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется».

Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности. Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений. И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений. Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой. Еще один пример, где проявляются разные субличности.

Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать. Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом. У него другая жизнь и другие доводы. Эта ситуация часто отрабатывается в виде представления о «состояниях»: я был в таком состоянии, я был в другом состоянии. Но можно сказать, что «состояния» — либо следствие, либо условие выхода на передний план той или иной субличности. Совершенно бессмысленно здесь говорить о том, как «правильно» рассматривать этот пример, — в категории состояний или в категории субличностей.

Достаточно сказать, что, если рассматривать его в категории субличностей, то это ведет к определенной психотехнической практике: субличности можно посадить рядом, попросить их обсудить подвопросную тему, и тогда, может быть, у той субличности, которая говорит, что хорошо бы мне вставать в семь часов утра даже еще лучше, чем в восемь поубавится энтузиазма, и она согласится, скажем, на девять, а у субличности, которой в момент пробуждения надо решать, встану я или посплю еще, поубавится негативизма. По форме это пример из Гурджиева-по-Успенскому, но на самом деле я рассказываю о своем личном опыте, потому что я так и сделал: посадил эти две на самом деле больше, как мы позже увидим субличности рядом, и им много чего нашлось сказать друг другу, а в результате моя ситуация по этому поводу сильно изменилась.

Я хочу, чтобы ты протагонист сел встал здесь, где было вспомогательное лицо, и был тем человеком, которого изображало вспомогательное лицо. Веди себя и говори точно так, как это делал он. А ты вспомогательное лицо передвинься сюда, где был протагонист, и попытайся в точности быть им. А теперь вспомогательному лицу, которое теперь изображает протагониста будь добр, повтори последние слова протагониста». Показания: Когда вспомогательное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, то ему для достоверного изображения нужна дополнительная информация. Протагонист становится этим человеком и предоставляет недостающую информацию путем моделирования и демонстрации. Терапевту нужно получить больше информации о протагонисте. Многие протагонисты выдают больше информации о себе, пребывая не в своей роли, а в роли вспомогательного лица.

Выходя из своей роли, протагонист как бы забывает о психологической защите. Устранение конфликта между близкими людьми, который должен быть разрешен путем улаживания и признания требований всех сторон. Противопоказания: Действие развивается открыто и осмысленно; Протагонист слишком встревожен или напуган личностью, чертами характера, поведением, изображаемым вспомогательным лицом садист, насильник, убийца и т. Таким образом, при обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Этот прием иногда используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, то есть взглянуть на мир с их точки зрения, их глазами. Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми и подростками как техника социализации и самоинтеграции. К примеру, дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых, тем самым осваивая новый социальный опыт. Зеркало «Зеркало» является разновидностью техники, имитирующей поведение, и разработана специально для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом. В принципе эта техника выполняет ту же функцию, что и видеозапись. Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.

Основной задачей вспомогательного лица выступает копирование поведения протагониста. Но иногда бывает необходимо преувеличить отдельные черты поведения протагониста, придать ей вычурности, гротескности. Обычно эта техника используется на закрытых терапевтических сеансах. Протагонисту: «Не могли бы Вы выйти из пространства действия и встать вот здесь, рядом со мной. Я хочу кого-нибудь попросить сыграть Вас в сцене; понаблюдайте за этой игрой. Можете хранить молчание, а можете делать замечания мне или вспомогательному лицу, когда захотите». Вспомогательному лицу: «Я бы хотел, чтобы в этой сцене ты исполнил роль протагониста. Веди себя точно так, как это делает протагонист, в том, что касается манер, жестов, интонаций голоса. Показания: Протагонист неохотно взаимодействует со вспомогательным лицом, погружен в себя, недостаточно разогрет или занимает позицию неучастия в сцене. Протагонист участвует в сцене, но явно мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения.

Приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми состояние депрессии, неадекватное поведение, одержимость фантазиями, нереальностью и т. Противопоказания: Протагонист очень чувствителен, обладает низкой самооценкой. Протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными проявлениями. Из вышеизложенных показаний к применению становится ясно, что данная техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста. Мотивационный аспект сопротивления связан с вопросом: «Чему сопротивление сопротивляется? Техника «Пустой стул» «Пустой» стул «высокий» стул. При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими. Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими противниками в психодраматическом действии или с другими людьми, которые обычно подавляют его в реальной жизни.

Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами

За пределы внутренних границ не выходят положительные отношения - любовь, партнерство, дружба. К категории "чужих" относят отрицательные отношения, которые отторгаются человеком. Нарушение границ провоцирует многочисленные проблемы, которые преодолеваются человеком. Когда формируется гештальт? Жизнь любого человека сопровождается разнообразными гештальтами разных масштабов - как мелкими, так и крупными. Среди них - взаимоотношения с родителями, детьми и друзьями, ссоры с любимыми и близкими людьми, разговоры с коллегами, ощущения влюбленности, дружба. Гештальт возникает спонтанно и не по воле человека, а как следствие появления потребности, требующей скорейшего удовлетворения. Он начинается и заканчивается, последнее - в момент удовлетворения потребности. Абсолютно все желания человека не могут быть исполнены, в связи с чем цикл закрытия гештальта может отличаться по длительности. Цикл гештальта Идеальный цикл выглядит следующим образом: Формирование потребности. Удовлетворение потребности.

Завершение контакта. Процесс может осложняться различными внешними либо внутренними факторами, что не позволяет завершить цикл, поскольку разрывается граница контакта. Гештальт остается в сознании в случае полного завершения процесса. Незакрытый гештальт мучает человека на протяжении всей его жизни, мешая удовлетворению прочих потребностей. Зачастую он становится причиной сбоев в работе защитных механизмов психики. Какие механизмы защиты могут выйти из строя? Среди таковых следующие: Интроекция. Внедрение оценок, установок и мотивов других людей во внутренний мир человека без критического отношения к ним. Интроекция играет огромную роль для становления психики ребенка, поскольку она позволяет ему стать личностью. Патологическая интроекция происходит из восприятия всех привычек, идей и принципов без их совмещения с накопленным жизненным опытом.

Тенденция переложения ответственности с человека на окружающий мир. К проекции люди чаще всего прибегают тогда, когда не могут справиться с собственными отрицательными эмоциями. Здоровые отношения с другими людьми строятся при помощи нормальной проекции. Патологическая ее форма может подменить реальность. Слияние, или конфлюэнция. Состояние, характеризующееся отсутствием границ контакта. В запущенном случае человек может утратить осознание самого себя. Временное слияние в нормальном состоянии наблюдается у матери и младенца или возлюбленных.

Как уже говорилось выше, в гештальттерапии рассматриваются только наиболее существенные для человека проблемы, волнующие его в данный момент. И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания. Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной сфере мышления и творчества , социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул».

Стулья служат заместителями отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. Они могут представлять неодушевленные объекты, такие, как комната, стойка, дом. Они могут представлять точку зрения, черту характера, навык или помехи имеются в виду место в служебной иерархии, преобладание, профессия или род занятий, страх, чувство собственной неполноценности, препятствия, камень преткновения. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я". В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то.

Это упражнение из гештальт-терапии — очень мощная и эффективная психотехника. Она может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. При этом её вполне можно и нужно! А почему и в чем заключается её суть? Узнайте прямо сейчас. Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул» Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. Например, если у человека есть обида к кому-то, например, к бывшему парню, или к подруге, или к коллеге по работе, к маме или папе, к сестре илибрату и т. Такие мысленные баталии могут продолжаться очень долго. И человек растрачивает свою энергию на эту мыслительную жевачку, вместо того, чтобы потратить эту энергию на себя и на свою деятельность. Основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз назвал такие полярные свойства личности, которые бесконечно спорят друг с другом «собакой сверху» и «собакой снизу». Голос сверху все время изводит «нижний» своими замечаниями и придирками: «Ты должен это сделать», «Ты должен это сказать», «Ты не можешь это есть» и т. Эта «собака» командует и относится пренебрежительно к «собаке снизу», которая отвечает «я не могу», «мне тяжело» и т.

Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"

Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни как техника пустого стула и терапия письмами помогли укротить строптивую маму и наладить отношения с дочерью.
Техники в гештальт подходе. Эксперимент Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое».
«Пустой стул» в гештальте это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества.
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул» – Telegraph Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта.

Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно

«Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника. это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. Другой техникой является «пустой стул». Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул.

Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»

Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента. Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. Техника пустого стула более эффективна, потому что в ней вы проговариваете вслух то, что осталось незавершенным. Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта. Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли.

Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии

Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента. Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации. Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт.

«Пустой стул» в гештальте

По мнению основателей гештальтпсихологии, гештальтом считается любой целостный образ, составленный из разных частей. И мы «закрываем» его каждый раз, когда, например, узнаем того, кого давно знаем, даже не видя его лица. Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь. Впоследствии гештальтпсихология развития не получила, хотя ее идеи до сих пор используются в других направлениях психологии, а принципы применяются в дизайне и искусстве. А вот понятие незакрытого гештальта пришло из другого направления — гештальттерапии.

Оно появилось в середине 20 века и почти не связано с гештальтпсихологией. Гештальттерапия — это именно практический подход: она не изучает, как устроена психика, а предлагает техники для работы с эмоциями пациента и улучшения его состояния. Но все же идея целостности нашла в ней отражение: один из ее принципов — холистический, то есть целостный подход, согласно которому невозможно рассматривать происходящие в психике процессы отдельно от личности человека и внешних обстоятельств.

Мальчик при разговоре не присутствовал. Я попросила ее вообразить, что сын сидит около нее на стуле, и рассказать ему то, что она рассказывала мне. Она посмотрела на стул, начала мягко и спокойно что-то говорить, а потом заплакала. Когда она высказала мальчику, как бы сидящему на этом пустом стуле, всё, что ее так волнует, выразила все свои неприязненные чувства, наши занятия стали гораздо более продуктивными, чем это было тогда, когда я позволяла ей использовать меня в качестве объекта для своих излияний. Иногда на таком пустом стуле можно поместить какую-то составляющую личности или какой-то предмет, символизирующий эту составляющую.

Наиболее популярны эксперименты, в которых используется метод размещения в физическом пространстве используются игрушки, специальные подушки, или даже фигуры участников в рамках группового занятия.

Такой эксперимент помогает сделать заметным движение к контактной границе, заметить, что переживание человека не "изолировано", а является частью движения к другому человеку или объекту. Композиция в пространстве имеет несколько характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в построение структуры контакта и отражает структуру внутреннего душевного пространства человека. Это векторные характеристики пространства, границы объектов, их взаимное расположение, соседство. Векторность определяет направление и расстояние в трехмерном пространстве выше, ниже, дальше, ближе ; взаимное расположение отражает возможные связи и группировки между объектами. Из правила проекции видно, что такое взаимное расположение объектов буквально отражает в трехмерном пространстве ситуацию межличностных связей, которая определена эмоциями и отношением, то есть создает трехмерную динамическую модель имеющихся эмоций и отношений. Делая эксперимент как действие в реальной ситуации настоящего, в реальном пространстве и реальном времени, вспомним Курта Левина. Когда человек делает субъективное описание своего психического мира, он использует пространственные и временные характеристики, которые почти тождественны описательным характеристикам мира предметного. Иными словами, пространство внутренней интрапсихической реальности, которое можно назвать внутренним полем психики, в плане субъективного восприятия устроено по аналогии с полем физического трехмерного материального мира. Это мир, где действуют законы Ньютоновской механики.

Напомним, что в "материальном, реальном" физическом пространстве мы можем иметь дело с трехмерным физическим пространством и с характеристиками времени. И пользуемся векторными формулами для описания взаимодействий. При развитии темы современная математика предлагает более сложные конструкции. В современном подходе используется понятие сетей в том числе в области межличностных отношений это социальные сети , и математический аппарат, который соответствует этой системе описания, — это теория графов. Но эту систему мы будем рассматривать отдельно. В привычной форме пространственного эксперимента в рамках индивидуальной или групповой гештальт-сессии мы используем характеристики времени понятные как очередность событий и характеристики пространства размещение персонажей и предметов в физическом пространстве, ближе или дальше, выше или ниже. Характеристику времени можно использовать и в популярных экспериментах, в которых использована "линия времени". В этом случае человека просят расставить "по линии времени" события, которые произошли с ним в течение жизни. В этих поучительных экспериментах время имеет пространственную проекцию: если мы сравниваем два объекта с точки зрения их как событий во времени, то в пространстве эксперимента мы разместим два таких объекта на разном расстоянии от наблюдателя.

То, что было более отдалено предшествовало по времени, располагается дальше по расстоянию. Мы не будем тут обсуждать таинственную природу такой параллельности. Некоторые мыслители считают, что человек создал картину пространственного мира как копию в плане знаковой системы мира интрапсихического. Другие авторитетные авторы поддерживают гипотезу об обратных связях, считая, что психическая картина мира есть результат практической активности в пространстве мира физического. Эти предварительные соображения позволяют нам перейти к обсуждению четырех неспецифических ресурсов, благодаря которым возможен эксперимент. Таблица 1. Четыре ресурса эксперимента 1. Пространственная метафора следствие феноменов, замеченных в теории поля К. Эффект проецирования переживания в физическое пространство.

В житейской логике соответствует идее "посмотреть на ситуацию со стороны". Целостность движения. Распространенная идея о правде тела и правде выразительного целостного движения. Когда тело человека вовлечено в движение, его биомеханика сама настраивает комбинацию работы мышц. Эта комбинация подсказывает композицию и форму движения. Начало движения увеличивает активность всего телесного комплекса. Тело в движении может поддерживать без внутреннего противоречия только одну "тему", поэтому целостное движение побуждает человека сосредоточиться на одной мысли, отодвинуть остальные в фон. Культурный опыт морфологии и синтаксиса. Речь как дополнительный мир.

Соответствует житейской теме типа "пока расскажешь — сам поймешь". Форма высказывания подсказывает продолжение, по образцу и примеру. И тянет за собой говорящего, фокусируя энергию. Энергия контакта. Создание интерактивного диалога возбуждает энергию. Создавая самим фактом действия изменения в системе. Первый ресурс: пространственная метафора. Эффект возрастания энергии базируется на том, что при проецировании внутреннего опыта в метафорическое пространство физического мира человек получает пространственную копию переживания, в которой "границы" фигур психического пространства становятся буквальными границами пространства физического. Это дает возбуждение чувства и создание условий для лучшей фокусировки и детализации опыта, для осознания деталей структуры конфликта и прочего.

Второй ресурс: активность физического движения. В гештальт-терапии это широко известный метод амплификации. Или создания движением пространственной копии абстрактного образа, либо просто усиление смутного чувства и перевод его "из глубины тела" то есть из области, за которую ответственна гладкая мускулатура и интерорецептеры в область внешнюю, контактную. То есть в область, за которую ответственны скелетные мышцы, область пространственного движения. Этот неспецифический ресурс дает основание для активации всего организма за счет того, что к решению задач психического типа, задач "внутреннего психического мира", добавляется энергия и мышечный опыт пространственного поведения. В плане сомато-психической регуляции мы напомним, что в дело включается двигательная кора, и весь опыт человека в плане получения им обратных связей от внешней предметной среды. Опыт контакта с собственным процессом и опыт контакта с границей физического мира. Примером начала такого эксперимента будет предложение терапевта: "Вы чувствуете тревогу? Выразите вибрацию, которая вами понимается как тревога, более сильно.

Увеличьте амплитуду. Поймите то, что делает сейчас ваше тело, как начало тематически организованного движения. Двигайтесь так, как если бы ВСЕ ваше тело выражало тревогу, которая переживается сейчас вами внутри! Другое предложение терапевта было бы более лаконично: "Усильте это движение! Третий ресурс: грамматические и морфологические правила речи языка. Владение речью, то есть свободное пользование знаковой системой родной речи, автоматически побуждает носителя языка пользоваться знакомыми, готовыми, признанными грамматически формулами. Чаще всего произнесение связного текста вслух, особенно "с выражением" и адресно, создает дополнительную опору для фокусировки внимания и ясности мысли. Этот эффект подтверждается известным высказыванием "пока рассказал, сам понял! Терапевт может побудить клиента сделать полное высказывание!

Этот эффект особенно важен для тех, кто говорит и думает на русском языке. Свобода грамматических норм пользования языком в русском языке сравнительно с романскими языками дает субъекту свободу увеличивать или уменьшать степень ясности высказывания. Вовлечение человека в процесс рассказывания добавляет энергии, субъективное удовольствие от хорошо сформулированной мысли часто дает свободу. Такое предложение дает субъекту начальный импульс для соединения того, что есть в теле, и того, что есть в данный момент в эмоциях. Четвертый ресурс: энергия движения к контакту и встречи. Работа с феноменами контактной границы. Любое столкновение человека с другим человеком сопровождается возбуждением или переживанием небольшой эмоциональной встряски. Эффект присутствия другого человека оживляет субъекта. Этот эффект имеет специфически человеческий характер.

Энергия встречи и развивающий этот процесс опыт новизны и свежести отношений дает уникальный прирост в плане психической энергии и освобождения чувств. Подводя итоги, заметим, что небольшая прибавка энергии, которую дает любая из перечисленных выше форм эксперимента, достаточно ценна. Но надо напомнить, что эти эффекты существенно снижаются, если клиент выполняет эксперимент только следуя рекомендации следуя предложению терапевта механистически, против собственной воли. В этом случае эксперимент выполняется клиентом как "физическое упражнение", или задание "лечебной физкультуры". К области малополезных мы отнесем и те формы активности, которые называют "отыгрыванием" или "эктинг аут". Хотя клиент проявляется достаточно бурно и живо, отсутствие эффекта осознанности снижает субъективное переживание энергии, заменяя его более примитивным по структуре переживанием опыта возбуждения.

А если нет — можешь попробовать другую технику, а вдруг… Хотя обойти по популярности технику запястья пока ни у кого не получается, есть и другие околоэзотерические варианты «привязок», которые тебя могут заинтересовать. Например, «техника телефон», которая предлагает разместить на обоях смартфона фотографию «того самого». А затем в течение дня смотреть ему прямо в глаза, как бы приманивая к себе. К сожалению, нет. Речь идет о силе мысли и позитивных установках, которые, по данным ряда исследований, могут работать. Но только когда касаются самого человека, который их применяет, и его жизни, а не других. Разговор со стулом — лучшая техника «отвязки» Мы поговорили о популярных в тиктоке «привязках», теперь настала очередь «отвязок». Эзотерические гуру в социальной сети считают, что чем больше ты думаешь о человеке, с которым вы уже не вместе, тем больше он напитывается твоей энергией. Как только , так он обязательно вернется. Главное, не сдаться и не вернуться, потому что тогда все окажется зря. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». И, как ни странно, это реальная психологическая техника, которая и правда может тебе помочь. Не обязательно забыть мужчину и отпустить обиды: гештальт-терапевты рекомендуют «Пустой стул» для любых конфликтных ситуаций с родственниками, друзьями, коллегами , в которых осталась недосказанность. Техника «Пустой стул»: как делать Найди время, когда тебе никто не будет мешать. Поставь напротив себя пустой стул на расстойнии примерно 1,5-2 метра. А теперь представь, что на этом стуле сидит тот, без которого, как тебе кажется, ты не можешь, но при этом понимаешь, что так вам обоим будет лучше. Начинай диалог с ним: выскажи, что ты к нему чувствуешь, в чем винишь себя и где, как тебе кажется, он поступил неправильно. Если тебе хочется кричать, плакать — сделай это. Чем эмоциональнее получится «разговор», тем лучше. Чем больше у тебя получится сказать, тем, соответственно, тоже. Закончи разговор прощанием, завершением ситуации. Даже если с первого раза закрыть гештальт не получится например, если тебе было сложно, ты не смогла высказать все , после пары разговоров тебе точно станет легче. Наконец у тебя получится простить и отпустить, сконцентрироваться на собственной жизни и себе как главной ее ценности. Как писать терапевтическое письмо Еще, если говорить о реальных психологических техниках, ты можешь попробовать терапевтические письма. Этот метод используют психологи и психотерапевты для контроля за состоянием своих клиентов, но тебе они помогут выплеснуть эмоции, которые съедают изнутри, или. Простой пример: не можешь забыть бывшего и постоянно мониторишь его страницу? Каждый раз, когда тебе хочется ему написать, пиши все на бумаге и складывай в дальний ящик стола. Можешь делать это регулярно например, два раза в неделю , а можешь только тогда, когда почувствуешь необходимость высказаться; Лучше писать ручкой на бумаге, но если очень нужно, а под рукой только телефон, можешь делать это в заметках; Важно соблюдать последовательность настоящего письма. То есть, сначала поздороваться, затем описать ситуацию, после высказать претензии, а потом завершить словами прощения; Писать терапевтические письма можно настолько часто, насколько тебе это необходимо. По сути, этот все та же техника «Пустой стул», только в более доступном и упрощенном варианте. В конечном итоге неотправленные письма помогут относиться к ситуации все легче, а ты, если захочешь, сможешь посмотреть, как менялось свое состояние, просто прочитав их. Визуализация положительной динамики — отличная мотивация двигаться дальше по этому пути. И здесь это тоже будет работать, поэтому обязательно попробуй. А если ты понимаешь, что мысли о прошлом тебя поглощают, ты стала зависима от человека и, кажется, не в состоянии справиться с происходящим сама, подумай о визите к психологу. Онлайн-платформы позволяют немного сэкономить, а уже после одного сеанса тебе может стать значительно легче. Источник Способ забыть человека со стулом Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена Техника «пустого стула» — прием, часто используемый в гештальттерапии. Известно, что техника эта возникла под влиянием психодрамы Морено, которая произвела на Перлза большое впечатление.

Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии

Пустое кресло: методика гештальт-терапии - Психология - 2024 Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам.
Техника "Пустой стул" Ф. Перлза: особенности и применение в психологии Эффективная техника «Пустой стул».
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта - yes, therapy helps! Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта.
Техника пустого стула / психология | Психология, философия и размышления о жизни. он для значимого другого, который может тот стул занять.
Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул" — Манылов Андрей на Техника «Пустой стул». Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт.

Что такое незакрытый гештальт и его значение для человека

  • Техника пустой стул в психологии инструкция по применению - Инструкции, руководства, мануалы
  • Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта - yes, therapy helps!
  • Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула. -
  • Граница и контакт
  • Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.
  • Гештальттерапия

Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами

Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. как техника пустого стула и терапия письмами помогли укротить строптивую маму и наладить отношения с дочерью. Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Техника "пустого стула" используется как для интеграции "частей" личности, так и для диссоциации с интроектами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий