Научитесь распознавать признаки цифровой зависимости. Депрессия - один из основных симптомов, особенно в случае зависимости от социальных сетей. Научитесь распознавать признаки цифровой зависимости. Депрессия - один из основных симптомов, особенно в случае зависимости от социальных сетей. Публикуем фрагмент из главы, посвященной роли дофамина в формировании цифровой зависимости и семи главным способам, с помощью которых разработчики цифровых приложений и соцсетей управляют сознанием детей. О признаках и опасности гаджет-зависимости рассказывает психолог Воронежского центра общественного здоровья и медицинской профилактики. Компьютерная зависимость приводит к серьезным психологическим и физиологическим проблемам.
Сообщество
- Подростки — уязвимая группа для зависимости
- Как избавиться от цифровой зависимости за 30 дней | Blog Wrike
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Правила комментирования
- Признаки интернет-зависимости
Что же такое цифровая зависимость?
Не соблюдение ребенком установленных родителями сроков на использование Интернета или игры. Ложь членам семьи и знакомым о количестве проведённого времени в сети или за компьютерными играми. Возникновение раздражительности или даже агрессии при попытках ограничить время, проводимое за компьютером; дискомфортное состояние в период невозможности использования компьютера. Уменьшение продолжительности сна, снижение аппетита по причине увлеченности компьютером; прием пищи без отрыва от компьютера. Снижение интереса к некогда приятным формам времяпрепровождения в угоду занятиям на компьютере. Занятия в Интернете или игра в компьютерные игры происходят в ущерб «живому» общению с друзьями или семьей.
Человек видит не только глазами, но и мозгом. Что это значит? Мы видим окружающий мир из-за того, что изображение, возникшее на сетчатке глаза, проходит сложное преобразование в мозге. В ходе такой конвертации изображение переворачивается на 180 градусов как в выпуклой линзе , и устраняются все геометрические искажения.
Изображение на экране дисплея также искажено и, прежде всего, кривизной поверхности экрана. Однако его мы практически не замечаем, поскольку и здесь включается в работу мозг, преобразуя изображение. Попытка сфокусировать то, что не фокусируется, и устранить искажения, характер которых непредсказуем, приводит к сильной перегрузке отдельных участков головного мозга при относительно слабой загруженности других. Последствия могут возникнуть вплоть до расстройства вегетативной нервной системы. Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое воздействие на живой организм. Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону. Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается. Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух. Доказано, что красный цвет возбуждает и может вызвать повышение артериального давления, голубой или светло-зеленый — успокаивает.
Таким образом, используя специальное цветовое решение, можно изменять психоэмоциональное состояние человека. Особенно опасно длительное нахождение перед экраном компьютера для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями. На сами глаза также ложится большая нагрузка. Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить отсутствие резкости. Дополнительную нагрузку на зрение оказывает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки. Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и нарушение кровообращения. Человеческий глаз эволюционно не рассчитан на специфику зрительных нагрузок, возникающих при постоянной работе за монитором.
К данным нагрузкам относится постоянная фиксация зрения на экране, сопровождаемая резким уменьшением частоты моргания. В итоге слезная пленка, защищающая роговицу глаза, пересыхает. Также необходимо упомянуть, что изображения на экране монитора мерцают, в отличие от природных объектов; они имеют уменьшенную степень контрастности, а также являются самосветящимися и дискретными. Постоянное перемещение взгляда с клавиатуры на экран лишь усиливает нагрузку на органы зрения. Этому также способствует низкое разрешение монитора. Экраны, в которых использованы электроннолучевые трубки, являются более опасными, чем жидкокристаллические. Кроме того, усугубляющими факторами являются неправильная настройка яркости экрана монитора; расстояние от глаз до монитора менее 30 см в идеале должно быть 50-70 см ; нарушено правило, согласно которому центр монитора должен находиться на 10-15 см ниже, чем глаза сидящего за ним человека; световые блики на экране компьютера, стенах комнаты, рабочем столе; слишком яркое освещение рабочего места как искусственное, так и естественное. Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы.
Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам. Исследование М. Шоттон Обратимся к психологическим исследованиям. Первое серьезное исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 80-х годах английским психологом Маргарет Шоттон. Исследование, в котором участвовало более 100 проявляющих зависимость от компьютера профессиональных программистов и работающих с компьютерами любителей, осуществлялось посредством опроса испытуемых. В нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Наряду с теми, кто характеризовался как зависимый от компьютера, были исследованы таким же способом две контрольные группы. Согласно выявленным Шоттон социально-демографическим параметрам, проявляющие зависимость от компьютера — это чаще всего высокообразованные мужчины. Средний возраст выборки составляет около 30 лет, они обычно работают в области науки или техники, более половины из них — перворожденные дети у своих родителей.
По сравнению с контрольной группой среди них больше холостяков. У зависимых от компьютера испытуемых оказался высокий уровень интеллектуального развития. Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером. Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный.
Многие не видят причин, чтобы переживать по поводу его частого и бесконтрольного использования. Мы живем в обществе, где чрезмерное увлечение компьютером или интернетом не является какой-то серьезной проблемой. Компьютерная зависимость — бомба замедленного действия. Когда она сработает — никто не знает.
Чтобы понять, к чему мы движемся, достаточно посмотреть на опыт зарубежных стран, которые уже несколько лет ведут борьбу с компьютерной зависимостью. Официальная медицина признает компьютерную зависимость психическим расстройством. ВОЗ это уже сделала, осталось дождаться вступления в силу новой редакции классификатора заболеваний и обновить отечественные списки болезней. Исследования феномена компьютерной зависимости будут проводиться чаще и более предметно. Эти страны раньше наших столкнулись с указанным явлением. Удалось ли им справиться? То, что происходит за рубежом, вызывает смешанные чувства. Уже созданы медицинские центры для лечения различных видов компьютерной зависимости.
Центры работают, люди проходят унизительную реабилитацию и возвращаются к нормальной жизни. Конечно, не все и не всегда. Возможно, кому-то не кажется унизительным попасть в реабилитационный центр, в котором лечатся, помимо геймеров, зависимые от алкоголя, тяжелых наркотиков и прочие душевно больные люди. Но проблему они не решили. Популярность компьютерных игр, равно как и выручка компаний-разработчиков, продолжают расти. Напоминает проблему табакокурения. Люди знают о вреде табака и возможных последствиях его курения. Знают о высоком риске формирования сильнейшей зависимости от курения.
Несмотря на это, каждый человек имеет свободный доступ к яду пусть и с определенного возраста. В мире запущено много антитабачных кампаний. Но реальных и действенных мер борьбы помимо повышения стоимости сигарет, ограничения на сбыт и маркировки на сигаретных пачках практически никто не принял. Интересны масштабы пропасти между доступностью видеоигр и лечения от компьютерной зависимости: множество игр бесплатные или стоят небольших денег 800-1500 рублей. В итоге, люди, попавшие в ловушку, остаются наедине со своей проблемой. Каждый может позволить себе видеоигру, но далеко не каждый — лечение в современном центре. Признаки компьютерной игровой зависимости и популярные заблуждения В сети можно найти десятки, и даже сотни разных признаков компьютерной зависимости. Многие являются косвенным сигналом о наличии проблемы.
По одним тестам вы можете выявить одну форму или степень компьютерной зависимости, согласно другим — не обнаружить ее. Это наводит путаницу в головах людей. Популярные заблуждения Миф 1. Компьютерная зависимость — не массовое явление. В мире более 3 миллиардов геймеров. Это почти все население России. Сколько из них не осознают проблему или не имеют возможности для лечения? Миф 2.
Видеоигры полезны. Если рассматривать отдельно игровые механики, игры действительно могут улучшать некоторые показатели: скорость реакции, принятия решений и ряд прочих. Какой ценой? Для развития любого навыка требуется время, запас которого ограничен. Если больше времени уходит на развитие одних навыков, будут страдать другие. Являясь средством развлечения, компьютерные игры полезны ровно настолько, насколько полезно коротать время в ночных клубах. Миф 3. Компьютерная зависимость может развиться только в случае психической патологии.
Здоровому человеку это не грозит.
Олдс и Милнер назвали эту область «центром удовольствия». Эти ученые также поместили в клетку с крысами специальный рычаг. Стоило крысе нажать на него, как он стимулировал электрод, имплантированный в ее «центр удовольствия». Когда крыс оставили в покое, они продолжали нажимать на рычаг снова и снова — до 7000 раз в день. Даже чувствуя жажду, они стремились к рычагу, а не к воде. Они игнорировали чувство голода, отказались от секса. Нажимать на этот рычаг — вот все, чего они хотели.
Их поведение вам что-нибудь напоминает? Вспомните Кайла, который не спал всю ночь и прогуливал школу, чтобы поиграть. Он перестал заниматься спортом и есть здоровую пищу. Все, чего хотел Кайл, это нажимать на тот самый «рычаг». Возможно, вы замечали подобное поведение среди своих знакомых — у подростка, который листает ленты социальных сетей до рассвета, или у молодого человека, который с головой ушел в телефон, игнорируя окружающих? В 2017 году семнадцатилетний мальчик из Гуанчжоу перенес инсульт и чуть не умер после 40 часов непрерывной игры в «Честь королей» Honour of Kings , хит китайских ролевых видеоигр в жанре фэнтези. Тем временем, по данным японских властей, около 1,15 миллиона молодых людей в стране ведут образ жизни «хикикомори», то есть отдалились от общества и не покидают свои дома и спальни месяцами или даже годами. Они сидят в интернете или заняты видеоиграми.
Вместо того чтобы выходить из дома, эти люди во всем полагаются на своих родителей и других членов семьи, которые о них заботятся. Между технологическими инструментами, которые призваны помочь человеку улучшить свою жизнь, и теми, что были созданы с целью подсадить человека на этот продукт, есть существенная разница. На мой взгляд, цифровые устройства, которыми ребенок активно пользуется для достижения конкретных целей, можно отнести к технологиям позитивного воздействия. И наоборот, те устройства, которые ребенок использует пассивно, — это технологии негативного воздействия. Их компании-производители используют вашего ребенка в своих целях. Для чего цифровым устройствам понадобилась наша зависимость Большая часть приложений и социальных сетей не взимает плату за доступ к ним. В интернете бал правят клики и просмотры. Цель крупных технологических компаний, как объяснял Паркер, — заставить пользователей тратить на их сайты максимально возможное количество времени.
Речь идет о том, что на «причесанном» для широкой общественности языке Кремниевой долины называют «вовлеченностью пользователей». И это понятно, ведь чем дольше Twitter, Facebook и YouTube способны удерживать нас на своих площадках, тем больше денег смогут получить от рекламодателей. Чтобы поддерживать рост доходов, социальные сети и приложения постоянно ищут новые способы борьбы с вашим мозгом. Им нужно сделать так, чтобы вы не вышли из системы, не удалили приложение и не занялись своей реальной жизнью. В их распоряжении исследования, веками финансируемые из государственного бюджета, в области нейробиологии, психологии, лингвистики, когнитивных наук и социального поведения. К сожалению, лишь немногие дети и родители осознают, что, пользуясь бесплатными онлайн-сервисами, они сами становятся продуктом, а не клиентом. Такие корпорации, как Google, Facebook, Instagram и Amazon, внимательно отслеживают «лайки», покупки и местонахождение своих пользователей. Речь идет обо всей той информации, которую они смогут упаковать и продать рекламодателям.
Это ставит в тупик руководителей технологических компаний, говорит Билл Дэвидоу, бывший вице-президент Intel Corp: «Либо они пользуются нейробиологией, чтобы отвоевать долю рынка и получить серьезную прибыль, либо позволяют конкурентам сделать то же самое и лишить их места на рынке». Никто не проявлял более наглого и такого распространенного желания взломать нейрологический код, который Facebook разгадал с самого начала, как скандальный калифорнийский стартап Dopamine Labs. Он стремится «удивить и зацепить» пользователей, наделяя свои приложения и платформы такой же вызывающей зависимость силой, как Instagram и Twitter. Dopamine Labs — детище двух близких друзей, нейроэкономиста Далтона Комбса и нейропсихолога Рамзи Брауна. Он признает, что сила, о которой идет речь, одновременно восхищает и пугает: «У нас есть возможность подкрутить рычаги на панели инструментов машинного обучения, которую мы создаем, и в результате поведение сотен тысяч людей по всему миру изменится незаметно для них самих, причем таким образом, что для них это будет естественно, хотя на самом деле все было сделано преднамеренно». Браун говорит о том, что решения человека, которые ему кажутся осознанными, на деле могут приниматься в результате методов воздействия, которые инженеры используют для изменения нашего поведения. В производстве своих продуктов они применяют методы, которые запускают этот выброс. Самые успешные из них подсаживают нас на крючок, эксплуатируя первобытные человеческие потребности: быть любимыми, быть с людьми и быть признанными, чтобы чувствовать себя компетентными, уделять внимание другим и получать его, чего-то достичь.
Некоторые утверждают, что задача родителей — защитить детей от подобных манипуляций.
Так как же избавиться от зависимости?
- Все, что нужно знать о компьютерной игровой зависимости: причины, признаки, методы борьбы
- 43% астраханцев нашли у себя признаки цифровой зависимости
- Интернет-зависимость — Википедия
- Интернет зависимость - причины и виды, симптомы, признаки и последствия
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Можно выделить основные признаки виртуальной зависимости. Остановимся подробнее на основных моментах возникновения компьютерной игровой зависимости как самостоятельной проблемы. К признакам, предупреждающим о начавшейся зависимости, относятся. Признаками, по которым научная общественность определяет интернет зависимость, признают следующие факторы. Про признаки интернет-зависимости у детей подростков и взрослых, а также подробно как понять что есть зависимость от телефона, социальных сетей типа инстаграм, компьютерных и азартных игр, рассказывае.
Чем грозит цифровая зависимость и как ей противостоять
Симптомы игромании могут быть более или менее выраженными. Но главный признак зависимости — это даже не количество времени, проведенное за компьютером. Важно то, что чувствует человек, погружаясь в виртуальный мир. Котляров в своей книге «Другие наркотики» предлагает простой тест, который поможет определить, есть ли у вас или у вашего близкого игровая зависимость.
Ответьте на ряд вопросов «да» или «нет». За каждый положительный ответ — 1 балл. Вы испытываете раздражение и тоску, когда необходимо заканчивать игру?
Вы жертвуете временем, которое ранее проводили с семьей и друзьями, чтобы поиграть? У вас хорошее настроение, только когда вы играете? В реальной жизни вы обычно ощущаете пустоту и подавленность?
Вы мало спите, допоздна засиживаясь за компьютером? Игра за компьютером для вас — лучшее средство для снятия стресса? После компьютерной игры у вас часто болит голова?
После компьютерной игры у вас часто возникают нарушения аппетита? Играя, вы часто совсем перестаете реагировать на внешние раздражители? У вас испортились отношения с друзьями и близкими, поскольку они высказывают недовольство по поводу вашего увлечения?
Если вы в сумме получили 5 и более баллов, стоит задуматься, не слишком ли много времени вы проводите за сетевыми и онлайн-играми. Есть вероятность, что у вас формируется игровая зависимость и стоит обратить внимание на проблему. Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать: отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни; комплексы и неуверенность в себе; желание уйти от проблем; одиночество; скука и отсутствие целей в жизни.
Проще говоря, когда человек привыкает убегать от различных проблем в компьютерные игры. Особенности зависимости у детей, подростков и взрослых Кажется, что только детям могут быть интересны игры на компьютере. Но нет, заядлыми геймерами становятся даже взрослые люди.
У каждой из возрастных групп есть свои особенности. Игромания у детей Психологи полагают, что в развитии игровой зависимости у детей до 10 лет могут быть виноваты родители. Именно взрослые в попытках хоть чем-то занять ребенка, предлагают ему немного поиграть на компьютере или планшете.
А потом это становится моделью поведения малыша. Другие неблагоприятные факторы — особенности характера ребенка замкнутость, стеснительность , проблемы в семье, большое количество свободного времени.
Неуверенность в себе. Болезненное отношение к своим недостаткам вызывает страх перед общением с людьми. У человека появляется ощущение, что налаживать связи и заводить новые контакты в Сети проще.
Нежелание брать на себя ответственность. Телефонной зависимости достаточно часто подвержены люди, не желающие решать свои проблемы самостоятельно. Они предпочитают использовать страусиную тактику и прятаться, пока кто-нибудь не избавит их от трудностей. Брать на себя ответственность за решения и принятые меры могут лишь взрослые уравновешенные личности, к которым такие индивиды не относятся. Мнимая востребованность.
Ложное ощущение социальной востребованности — ещё одна причина возникновения номофобии. Нехватка событий. Часто уходят в цифровой мир люди, в жизни которых мало ярких событий. Рутину и размеренность они компенсируют адреналином, полученным при погружении в Сеть. Таким способом номофобы делают свою жизнь более интересной.
Элементарная лень и нежелание сделать свою жизнь насыщеннее приводит к тому, что человек отрекается от участия в каких-либо событиях и общения в социуме. Подверженность рекламе. Появление новых моделей смартфонов и приложений навязывает идею о необходимости их использования. Некоторые люди вынуждены практически сутками проводить время с гаджетами. Программисты, рекламщики, работники СМИ и другие представители современных профессий практически постоянно работают в режиме онлайн.
Цифровизация и глобализация зачастую отнимают у таких специалистов время на личную жизнь, делая рабочий график абсолютно ненормированным. Однако в отличие от номофобов, эти люди лучшим отдыхом считают не погружение в цифровой мир, а выход из него. Потеряв из виду смартфон, больной испытывает паническую атаку, дезориентацию и агрессию. Чем дольше номофоб не может найти свой гаджет, тем сильнее проявляется симптоматика. Иногда это доходит до полной потери самоконтроля.
Поведенческие симптомы также сопровождаются бессонницей, головокружениями, головными болями, повышением потливости, резкими скачками сердечного ритма, дискомфортными ощущениями за грудиной и тремором конечностей. Чем опасна цифровая одержимость Доказано, что цифровая одержимость лишает человека вдумчивости и продуктивности. Но большую проблему создаёт отрицание номофоба от нормальных отношений с близкими. Кроме того, по мнению психологов, постоянное использование смартфонов лишает людей важнейших для психики элементов общения: мимики и интонации. Без них в социуме невозможно выстроить взаимопонимание.
К данной группе риска зависимых от интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей. Исследователи, изучающие феномен интернет-зависимости, выяснили что люди, не попадающие в «сети» интернета так же, как и в них попавшие, общаются со знакомыми и друзьями в онлайне хотя основная их цель нахождения в «паутине» — это поиск информации , но это общение в основном ограничивается лишь поддержанием уже имеющихся контактов. Интернет же зависимые люди стремятся социализироваться за счет новых знакомств. В большей степени это конечно относится к людям подросткового возраста, и не только потому, что они выросли в эпоху интернета. Причина возникновения интернет-зависимость у подростков — это период гормональной перестройки организма, когда для молодежи становится проблематично общаться, завязывать новые знакомства, налаживать контакты с противоположным полом конечно, это касается не всех, но многих. Общение в интернете предоставляет подросткам возможность существовать в образах своих мечтаний, и не выходя за границы этих образов, осуществлять насколько необходимую и желаемую, настолько и невозможную в реальности коммуникативную активность. Это является основной причиной интернет-зависимости у подростков, а провоцирующим фактором, стимулирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверить, насколько представленная о себе информация действительна. Еще одной причиной появления интернет зависимости, тесно связанной с предыдущей, является невозможность самовыражения.
Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в общем неуверенный в себе человек, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания. Информационная интернет-зависимость онлайн серфинг , или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети. Навязчивый веб-серфинг предполагает неупорядоченный поиск информации, лишенный всякой цели и смысла. Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылкам… В итоге это бессмысленное блуждание и непрекращающийся поиск информации приводит к потере продуктивности и информационной перегрузке. Следующий вид интернет-зависимости — игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр. Почему люди начинают играть в онлайн игры? Кто-то стремится заполнить пустое место, образовавшееся в его жизни, кто-то просто от скуки. А есть люди, которые пытаются добиться превосходства, не тратя на это больших усилий.
Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре «Танчики» — вполне даже возможно. Многие игроманы даже тратят реальные деньги, чтоб как-то улучшить своих персонажей например, в таких РПГ играх как World of Warkraft и добиться мнимого превосходства. Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть дни напролет и в процессе этой гонки становятся интернет-зависимыми. Кстати, этот побуждающий фактор интернет-зависимости стремление стать лучшим, стать первым может находить выражение не только в онлай-игрушках. Например, в тех же соцсетях, на сайтах и форумах, где пользователи сравниваются по рейтингу какие-то баллы и уровни за активность, виртуальные деньги, количество друзей и т. Чем больше у тебя балов, тем выше ты располагаешься в рейтинге. Конечно, виртуальное превосходство в отличие от реального не дает полной удовлетворенности, но зато добиться его значительно легче. Вернемся к играм хотя погоню за рейтингами можно тоже в какой-то степени прировнять к игре. Еще одной причиной, почему интернет зависимость становиться проблемой современного общества по мнению Эрин Хоффман, одного из разработчиков онлайн игр, является прокрастинация.
Вот как она объясняет, в чем кроется причина этого пристрастия: «Когда мы обсуждаем зависимость от интернета и в частности от сетевых игр — мы говорим не о том, что люди делают, а о том, чего они не делают, замещая бездельничество зависимым поведением». То есть человек постепенно втягивается и становится зомби по причине того, что попросту не хотел делать нелюбимую работу, выполнять свои обязанности, решать сложные вопросы и принимать непростые решения? Может быть, почему нет. Но, наверное, главная причина появления данного вида интернет-зависимости кроется в непомерных аппетитах воротил игровой индустрии и в том, что игры сделаны специальным образом, принуждающим вас судорожно играть даже в то время, когда процесс не доставляет вам настоящего удовольствия. Не единичны случаи, когда длительная игра приводила к трагическим последствиям. Например, многочасовой онлайн-сеанс игры в World of Warcraft, в октябре 2005 года довел китайскую школьницу до истощения организма и смерти. А в 2011 году американская домохозяйка, увлекшись игрой в ту же Warcraft, забыла про свою трехлетнюю дочку, которая умерла от недоедания и обезвоживания. Вот что говорит еще один из разработчиков онлайн-игр Дэвида Вонг этот человек, работающий на Microsoft и защитивший диссертацию по особенностям работы человеческого мозг, знает как сделать людей разного возраста интернет-зависимыми : «Всякая зависимость возникает из трех составляющих — активности, времени и поощрения, и есть бесчисленное количество приемов, используя которые, эти три фактора возможно объединить друг с другом для того, чтобы игрок показывал тот образец поведения, который задумал разработчик». Интернет-зависимость, связанная с азартными онлайн-играми во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги.
Онлайн-казино, которых сегодня в интернете великое множество, заманивая десятки тысяч новых пользователей ежедневно, воссоздают соблазнительный и реалистичный мир традиционных казино. Симптомы интернет-зависимости этого вида, а также ее причины и последствия сродни тем, что и у обычной игромании игры на деньги. Разве что есть какие-то незначительные нюансы. А вот доступность, а соответственно и вовлеченность во много раз превосходит показатели обычных игровых заведений. В недавно опубликованном докладе Американской Ассоциации Психологов, которая была посвящена проблеме интернет зависимости, связанной с азартными играми говорится, что данное пристрастие затягивает людей значительно сильнее, нежели казино или обычные игровые автоматы. Также там было отмечено, что в группу риска попадают в первую очередь подростки, среди них зависимость от игр на деньги в интернете встречается намного чаще. Еще одной разновидностью интернет-зависимости является так называемое киберсексуальное влечение — это навязчивая тяга к просмотру порнофильмов в сети и занятию киберсексом. При кажущейся на первый взгляд безобидности, сексуальная интернет зависимость является серьезнейшей проблемой, стоящей на пути обеспечения социально-психологической безопасности как отдельного человека, так общества в целом.
Например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, когда человек может настолько сосредоточиться на каком-либо действии, что больше ничего вокруг не замечает. Так, например, у человека появляется тревога, когда он по каким-то причинам остается без объекта зависимости: он физически не может без него существовать, чувствует, что ему некомфортно, но всё равно не может отказаться. Среди эмоциональных проявлений цифровой зависимости можно выделить раздражительность, тревожность, сниженный эмоциональный фон, когда человек находится вдалеке от объекта желания. К физиологическим признакам относятся потеря или набор веса, проблемы со сном, ускоренное сердцебиение, сложности с дыханием, возможно пренебрежение личной гигиеной», — рассказала психолог. Психологи рассказали о том, как токсичные люди отравляют жизнь своим потомкам Она отметила, что зависимость — это поведенческое расстройство, и с ней нужно работать методами когнитивно-поведенческой терапии. Поразмышляйте, что может стоять за зависимостью: избежание накопившихся проблем или чувств, дискомфорт окружающей реальности, возможно, имеется расстройство или хроническое состояние, о котором вы не подозреваете, например, выгорание, депрессия, социальная тревожность или СДВГ.
Признаки зависимости от социальных сетей
Основной признак зависимости — не количество проведенного в сети времени, а низкое качество, то есть потеря контакта с реальностью. Одним из основных признаков цифровой зависимости является потеря контроля над использованием технологий. Одним из основных источников цифровой зависимости являются социальные сети. Поэтому, чтобы обнаружить подобную зависимость у близких людей, важно знать начальные признаки зависимости, диагностические критерии, возможные способы помощи. Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. Веримед В процессе взросления у детей могут появляться различные пристрастия.
Компьютерная зависимость у подростков
Основными критериями, определяющими компьютерную зависимость (интернет-зависимость, игровую зависимость), можно считать следующие. Признаки digital-зависимости наблюдают у себя 43% россиян, а 12% в этом абсолютно уверены. Компьютерная зависимость детей. Несмотря на то, что компьютерная зависимость еще не имеет общепринятого признания, основные диагностические критерии этой мании все же выработаны. Компьютерная зависимость может дать начало к проявлению признаков других психических патологий.
Как понять, что вы интернет-зависимы?
На сегодняшний день компьютеры стали неотъемлемой частью жизни и деятельности большинства людей цивилизованных стран. Это, в свою очередь, не может не сказаться на развитии самой личности и на формировании ее психических процессов. Психологическим последствиям компьютеризации трудовой деятельности посвящено множество исследований, в ходе которых были проанализированы позитивные и негативные стороны взаимодействия человека с компьютером. Освещаются такие психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером, как компьютерная тревожность, изменение коммуникативных способностей, компьютерная зависимость, аутизация и уход в виртуальную реальность. Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, выделяют феномен компьютерной тревожности.
Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Для этого также характерна боязнь техники, испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь за свое здоровье; опасения перед чем-то новым, незнакомым; ощущение дефицита времени. Диалог человек-компьютер может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков. Возможно возникновение таких новых психологических эффектов, как уменьшение диапазона эмоций, размывание коммуникативных границ, трудности в понимании психологического контекста общения человека с человеком, монологический стиль взаимодействия с людьми.
Еще одна из проблем взаимодействия человека и компьютера может быть связана с возникающей возможностью ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир"компьютерных грез", что может стимулировать явление аутизации пользователей компьютеров и их уход в виртуальную реальность. Шоттон касалось людей так или иначе работающих с компьютером, среди которых большинство являются программистами. В то время компьютер был далеко не в каждой семье, поэтому данная проблема имела меньший масштаб, нежели в современном обществе. В наше же время развитие индустрии развлечений порождает зависимость от удовольствия, и компьютер становится средством для получения положительных эмоций, а компьютерная зависимость приобретает все более новые формы, разделяясь на игровую и интернет-зависимость.
Психологический портрет зависимых В современном обществе компьютерные технологии настолько тесно внедрились в нашу жизнь, что мы и не осознаем, насколько зависим от них. Порой взаимодействие с компьютером приобретает формы, подобные по содержанию психологической зависимости. Поскольку научно-технический прогресс постоянно стимулирует развитие и совершенствование компьютерных технологий, они с каждым днем приобретают все большую популярность у всех слоев населения, становятся более доступными, то, можно предположить, что проблема компьютерной зависимости со временем будет становиться все более актуальной. Благодаря новейшим технологиям осуществляется не только передача, обработка и хранение информации, но и формируется новая социальная среда со своей определенной спецификой.
Негативной стороной этого процесса является злоупотребление временем, проводимым людьми в виртуальном пространстве. В своих исследованиях К. Янг и Р. Роджерс выявили, что аддикты зависимые обладают высоким уровнем абстрактного мышления, эмоционально чувствительны, настороженно относятся к другим людям.
Многие ученые изучали компьютерную зависимость, однако по определенным причинам людей, страдающих от данной зависимости становится все больше. Следовательно, изучение психологических особенностей лиц с компьютерной зависимостью в век стремительно развивающихся информационных технологий является актуальной проблемой. Вопрос о компьютерной зависимости в обществе впервые стал широко обсуждаться в 80-х годах прошлого столетия, когда английский психолог М. Шоттон провела тщательное исследование среди профессиональных программистов и людей, часто работающих за компьютером.
Шоттон описывала данную аддикцию как патологическое пристрастие к работе за компьютером. Компьютерная аддикция является разновидностью зависимого поведения и характеризуется стремлением уйти от жизненных реалий в виртуальный мир с помощью трансформации собственного эмоционального состояния. Патологическое пристрастие к времяпровождению за компьютером приводит к ограничению интересов и других видов деятельности, сужает круг социальных контактов. Ряд исследователей выделяют физические и психологические симптомы компьютерной зависимости.
К психологическим относятся: эйфория от пребывания в виртуальном мире, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, проблемы с работой или учебой, невозможность вовремя прекратить работу за компьютером. К физическим: сухость в глазах, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, расстройства сна, изменение режима сна и другие. Если рассматривать ситуацию на примере интернет-зависимости, Всемирная паутина привлекает людей по следующим причинам: 1. Анонимность позволяет человеку ощутить свободу в общении, особенно если он в реальной жизни застенчив.
Неограниченный доступ к информации и развлечениям. Реализация своих желаний и фантазий, пусть и виртуальном мире. Возможность нахождения желаемых собеседников, удовлетворяющих любым требованиям. Отсутствие ответственности.
Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости. Например, у одних людей наблюдается зависимость, другие устойчивы к формированию аддикции от компьютерных игр. Зависимые испытывают склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, эмоциональную напряженность, склонность сосредотачиваться на негативных аспектах жизни, желание бороться с фрустрациями. Все исследователи сходятся во мнении, что лицам с высоким уровнем зависимости от компьютера присуща тревожность и депрессивность.
Такие люди обладают низкими показателями силы воли, стрессоустойчивости и уверенности в себе. Для них характерны трудности в формировании и успешном осуществлении межличностного общения. По результатам многочисленных опросов, проводимых во многих странах в разное время, формируется общий психологический портрет зависимых от компьютера.
Сам себе хозяин И все-таки свое поведение каждый должен выстроить сам. Ситуация усугубляется, если мы поглощаем ненужную, тем более негативную информацию, - поясняет завотделением медицины сна Первого МГМУ имени И. Сеченова Михаил Полуэктов. В то же время современное цифровое пространство устроено так, чтобы мы поглощали его все больше и больше. Звуковые уведомления на каждое обновление, подписки "по умолчанию", спамовые рассылки, всплывающие баннеры, - если не сдерживать весь этот поток, он может просто накрыть. Что делать "Для мозга лучший отдых - смена деятельности. Если чувствуете, что утомились, не воспринимаете информацию, переключитесь на какое-то дело, требующее физической активности", - советует Марина Фокина.
А вот что касается потока информации, новостей - по ТВ и в интернете, эксперт рекомендует устраивать паузы и время от времени полностью отключаться, хотя бы ненадолго, устраивая себе информационную "разгрузку". Так что становящийся все более модным на Западе "цифровой детокс" хорошо бы перенять и нам. Мнение Сам себе хозяин Николай Козлов ректор Университета практической психологии - Вот смотрите: можно сказать "на меня обрушивается огромный объем информации", и некоторые именно так это и воспринимают, и чувствуют себя зависимыми, и жалуются, что не могут справиться с нагрузкой. Но информация ни на кого "не обрушивается": только мы сами решаем, когда и в каком количестве ее потреблять.
Детям было от 6 до 24 месяцев, но исследователи отметили, что дети «на удивление успешно» фокусировали внимание на другого человека в данном случае, на бабушек и дедушек на экранах. В психологии это называется «совместное внимание». Совместное внимание — основа для изучения языка, абстрактного мышления и множества других способностей, включая способ наладить эмоциональные отношения с дальними родственниками. Тот же эксперимент с видеочатом для детей от 12 до 25 месяцев показал, что интерактивные уроки намного полезнее для детей, чем просмотр предварительно записанного видео того же урока. Одна из причин, по которой рекомендации не совпадают с исследованиями, заключается в том, что Американская академия педиатрии пересматривает свои рекомендации раз в пять лет, а технологии меняются гораздо быстрее. Например, iPad был выпущен в 2010 году, и примерно в том же году Американская академия педиатрии опубликовала свои последние руководящие принципы.
Новейшие рекомендации Американской академии педиатрии — фактически вдвое сократить это время до «не более часа в день» для детей в возрасте от 2 до 5 лет. В руководстве также рекомендуется отключать телефоны и другие устройства во время еды и по крайней мере за час до сна, так как иначе качество сна снижается. Отчасти дело в воздействии синего света на циркадные ритмы организма. Взрослые, обратите внимание: эти рекомендации относятся и к вам. Но основное обоснование ограничения времени у экрана основано на исследованиях о влиянии сидения у телевизора: чем больше дети сидят у телевизора, тем выше риск ожирения, а также задержек языкового, когнитивного и социально-эмоционального развития. В то время как в отличие от смартфонов телевизоры не интерактивны и не портативны. Кристакис ставит вопрос о контенте. Фергюсон также не разделяет мнение Американской академии педиатрии, что содержание всегда должно быть образовательным. Это сведет и их, и родителей с ума. Иногда нужно сделать перерыв».
То же самое относится и к детям дошкольного возраста. Исследование, проведенное в декабре 2017 года Национальным центром здоровья детей в Великобритании, является одним из крупнейших и самых последних. Были опрошены 19 957 родителей детей от 2 до 5 лет. И вывод исследования таков: «вредных связей между использованием цифровых экранов и психологическим здоровьем детей младшего возраста не выявлено». Другими словами, двухчасовое ограничение на пользование телефонами и планшетами не может быть признано железным правилом.
Если Коля, играя даже по часу в день, каждый раз с нетерпением ждет этого момента — это, скорее всего, зависимость. Теперь Петя. Он старшеклассник, у него на носу сдача экзаменов и поступление. Оставшийся день он почти целиком проводит за компьютером, играя с друзьями в интернете просто за компанию он искренне в это верит. Бывает, что он проводит за компьютером по 7-10 часов. Можно ли сказать, что Петя зависим? Возможно, но он сам этого пока может не осознавать, потому что компьютерная зависимость хорошо спряталась под видом компанейской привычки. Петя поймет, что будет вынужден продолжать играть, когда один из запланированных вечеров с друзьями отменится, но он уже заранее выделит время и как бы по привычке поиграет один. А если ситуация повторится, то он почувствует внутреннюю пустоту. И постепенно поймет, что не друзья были причиной его ночных баталий, а желание поиграть толкало его постоянно созваниваться с друзьями, чтобы вместе восполнить внутреннюю пустоту. Вывод: если человек проводит много времени за компьютером, это не всегда может говорить о зависимости. А те, кто играет относительно мало, не всегда в пределах нормы. Если говорить о свободном времени, то компьютерная зависимость начинается не тогда, когда человек играет в свое свободное время, а тогда, когда он ищет свободное время, чтобы поиграть. Деперсонализация Деперсонализация — это медицинский термин, который означает расстройство самовосприятия. Я хорошо помню это: собственные действия воспринимаются как бы со стороны и складывается ощущение, что ты наблюдаешь за собой, находясь в собственном теле, но почему-то не управляешь ситуацией. Когда твое сознание захвачено играми, жизнь становится ужасно скучной и однообразной, ведь одна из главных ее прелестей заключается в том, что мы не знаем, что будет завтра, через неделю или месяц. Все мы строим планы, но жизнь часто вносит свои коррективы. И это здорово! Интересно жить, когда не знаешь, что тебя ждет. Но когда у тебя компьютерная зависимость, каждое утро ты не ждешь ничего необычного, где-то внутри ты уже знаешь, как пройдет день: сейчас ты включишь компьютер, зайдешь в игру, потом в другую, потом поешь, сходишь в туалет, возможно, придется заехать на работу, а может просто «заболеешь» и не поедешь. Ты практически утрачиваешь контроль над своими действиями, ощущаешь себя просто наблюдателем, как будто тебя садят на пассажирское сиденье в авто, и вы куда-то едете. Но едете по дороге, которую выбрал не ты. Это жуткие воспоминания, потому что я пытался что-то сделать, сесть за руль, перехватить управление, но машина уже в движении и на большой скорости. Вот что такое деперсонализация. Твоя жизнь просто проходит мимо. Это неприятное и страшное чувство, мало с чем сравнимое. Отвращение от игры, в которую ты продолжаешь играть Часто со стороны кажется, что люди проводят много времени в одной и той же игре, потому что она им очень нравится. В ней классная графика, захватывающий интерактивный мир, интересные задания и замечательная боевая система. На самом деле все наоборот. Еще один признак компьютерной зависимости — человек продолжает играть в то, что ему, по сути, уже перестало приносить удовольствие. В действительности, он сам не до конца понимает причины, зачем он постоянно возвращается в игру. Но делает это. Ты уже перестал получать удовольствие от игры, и абсолютно неважно, играешь ты или нет — нервозность и раздражительность твои верные спутники. Бонус: бесплатный кинопоказ каждую ночь Речь идет о нарушении сна, которое происходит потому, что в мозгу игромана постоянно возникают какие-то вспышки, появляются игровые образы, просчитывается план действий, с которым он зайдет в игру в следующий раз. Не важно, что завтра экзамен или важная встреча. Это яркое представление бесплатно покажут на ночь. Тебе вообще придется привыкнуть засыпать с ярким светом, только в своей собственной голове.
Компьютерная зависимость: причины, симптомы, советы
Пока официально такого диагноза не существует, но специалисты убеждены в том, что проблема есть и она требует комплексного изучения. О проблеме Социальные сети и мессенджеры задумывались как удобный канал коммуникации. Со временем они трансформировались в ресурс, где можно демонстрировать фото, видео, рассказывать о своей жизни. Не все смогли правильно воспользоваться новыми возможностями. Ее можно описать как чрезмерное или неконтролируемое использование социальных медиа, которое сохраняется, несмотря на серьезные негативные последствия для личных, социальных или профессиональных функций», — объясняет заведующий кафедрой «Интеллектуальные системы информационной безопасности» РТУ МИРЭА, кандидат технических наук, доцент Шамиль Магомедов. Виртуальный мир предлагает пользователям значительно более теплые и яркие отношения, чем в реальности. Порой человек «переезжает» туда окончательно. Современные технологии позволяют полностью переместить свою жизнь в интернет», — говорит психолог Ксения Миккельсен. Погружение в социальную жизнь дает возможность отрываться от реальной, которая сегодня для многих выглядит полной стрессов, провоцирующих подавленное и угнетенное состояние, чувство неудовлетворенности собственным положением, отмечает она. Преподавателю приходится конкурировать с так называемой виртуальной реальностью, виртуальной беседой, которыми увлечены обучающиеся. Причем студенты по шкале приоритетов выбирают виртуальную реальность.
В данном конкретном случае нужно задуматься всем: родителям, преподавателю, обществу. Современные молодые люди постепенно отвыкают от реального контактного общения», — добавляет Наталия Чернышкова, заместитель руководителя департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ.
Возникновение раздражительности или даже агрессии при попытках ограничить время, проводимое за компьютером; дискомфортное состояние в период невозможности использования компьютера. Уменьшение продолжительности сна, снижение аппетита по причине увлеченности компьютером; прием пищи без отрыва от компьютера.
Снижение интереса к некогда приятным формам времяпрепровождения в угоду занятиям на компьютере. Занятия в Интернете или игра в компьютерные игры происходят в ущерб «живому» общению с друзьями или семьей. Пренебрежение учебой, работой, прежними увлечениями в пользу Интернета или компьютерных игр, что приводит к нарастанию семейных, социальных и профессиональных проблем. Формирование новых отношений, форм общения чаще интерактивных , с людьми, встреченными on-line.
Основные психологические причины компьютерной зависимости: Личностные качества. Такие как ранимость, тревожность, низкая самооценка, обидчивость. Сюда же можно включить склонность к депрессивным состояниям, замкнутость, неспособность решать проблемы, разрешать конфликты, переживать стрессовые ситуации, строить отношения, в том числе с противоположным полом. Виртуальный мир же дает таким людям возможность стать идеальными, затягивая в эту иллюзию все больше и больше. Уход от реальности. То есть от проблем с близкими, сверстниками, сотрудниками. Компьютер здесь становится убежищем от дискомфорта, боли, унижений, конфликтов и необходимости что-то менять. Он улучшает настроение, создает иллюзию, что все хорошо — но только здесь, в виртуальности. Таким образом уводя от решения ситуации в реальности. Из-за неумения общаться, комплексов, непонимания окружающих.
Такую необходимую поддержку одинокий человек находит в играх или сетях — там он снимает свою эмоциональную напряженность и тревожность, так и не научившись решать свои жизненные ситуации самостоятельно и просить помощи у реальных людей, находящихся рядом. Побочные эффекты воспитания. А именно гиперопека, завышенные требования к ребенку. Также склонить к общению с компьютером могут проблемы в общении и отсутствие взаимопонимания в семье. Вынужденное снижение социальной активности. В результате проблем со здоровьем тяжелого или длительного заболевания, инвалидности , отсутствия работы, в том числе по причине декрета. Способствовать развитию зависимости от компьютера и интернета могут и серьезные диагнозы — шизофрения, депрессия. Признаки зависимого человека Несмотря на то, что компьютерная зависимость еще не имеет общепринятого признания, основные диагностические критерии этой мании все же выработаны. Они делятся на две большие группы: психические и физические. Психические признаки Психические признаки зависимости от компьютера: Зависимость настроения от нахождения за компьютером.
За ним — отличное настроение, эйфория, смешанные с чувством вины; без него — раздражительность, депрессия, агрессивность, ощущение опустошенности и незнания, чем себя занять. Потеря контроля над временем. Интернет зависимость стирает для своего пленника границы времени, понятия дня и ночи. При этом общение со своим гаджетом неуклонно увеличивается незаметно для зависимого. Невозможность остановиться. Зачастую пленника компьютера практически невозможно оторвать от «оккупанта». Необходимость прервать игру общение, просмотр сайтов и т. Игроманы зачастую одержимы целью: достичь определенного уровня, получить все бонусы, пройти всю игру, а затем и все подобные игры. При этом окончательной цели у него нет благодаря разработчикам игр , поскольку игровой мир все время пополняется новыми версиями виртуальной реальности. Даже если по какой-то причине игра ему не нравится, он не встанет из-за компьютера.
Он найдет другую игру. Игнорирование окружающего мира. Интернет-зависимость, как ревнивая вторая половинка, со временем вытесняет из окружения своего «раба» всех, кто может помешать их «отношениям». То есть семью, работу, учебу, личные отношения, увлечения и хобби. Зависимый человек предпочтет компьютер любому другому занятию, даже некогда самому любимому. Отрицание проблемы. Как и любая другая мания, компьютерная игровая зависимость не признается человеком, который попал в ее «объятия». В лучшем случае он осознает, что слишком много времени уделяет виртуальной реальности, и обещает исправиться и себе, и окружающим. Но не сдерживает эти обещания, даже прибегая к вранью. В худшем случае просто отрицает какую-либо зависимость и вред от нее.
Наблюдается из-за невозможности выйти в интернет поломка гаджета, отсутствие Wi-Fi, не проплаченный траффик , а также его низкой скорости. Сведение к минимуму потребностей.
Физиологические признаки включают в себя потерю или набор веса, проблемы со сном, ускоренное сердцебиение, сложности с дыханием, пренебрежение личной гигиеной. Яушева обратила внимание, что с этим расстройством нужно работать методами когнитивно-поведенческой терапии. Ранее психолог клиники «Евроонко» Ольга Парамонова заявила , что к профессиональному выгоранию приводит рутинность и монотонность рабочего дня.
MARKET.CNEWS
- Психолог Яушева назвала признаки цифровой зависимости
- Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов
- Описание и механизм развития компьютерной зависимости
- Зависимость от гаджетов и номофобия: как взять свою жизнь под контроль
- Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов
Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов
Компьютерная зависимость приводит к серьезным психологическим и физиологическим проблемам. Цифровая деменция: как зависимость от гаджетов «убивает» мозг. Табакокурение – основной фактор риска развития хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Компьютерная зависимость детей. Основные признаки цифровой зависимости: 1. Придание сверхзначимости постоянному присутствию и общению в социальных сетях, непрерывному ознакомлению с лентами новостей и т. п. Обобщая все проявления, характерные для компьютерной зависимости, можно выделить ее основные признаки: невозможность субъективного контроля за использованием компьютера и Интернета и дезадаптация.
Как избавиться от компьютерной зависимости
Все остальное время они не должны вас беспокоить. То же самое касается мессенджеров, не связанных с работой. Рабочие же, наоборот, отключайте после окончания рабочего дня до начала следующего. Согласитесь, не так уж часто возникают проблемы, которые надо непременно решить в 11 вечера вместо отхода ко сну или общения с близкими людьми. Банально, но факт: необходимо научиться сосредотачиваться на важном и перестать прокрастинировать.
Давайте себе возможность совсем отключиться от гаджетов. Например, воскресенье без девайсов — отличная идея. Удалите приложения, которыми не пользуетесь. Да, просто их удалите!
Они месяцы, а то и годы, «жили» в вашем смартфоне без дела, а значит попросту вам не нужны. Какие программы помогут достичь «баланса» В помощь тем, кто созрел для цифровой детоксикации, инженеры Google разработали ряд решений в свежей операционке Android 9 Pie, а также специальные приложения. Трекер использования приложений в Android 9 Pie — он показывает, сколько времени пользователь проводит в соцсетях, взаимодействует с почтой и мессенджерами. Есть также функция «Отдых» и режим «Не беспокоить», которые позволяют сгруппировать или совсем заблокировать визуальные уведомления и даже звонки, которые не могут быть для вас критически важными, например, в ночное время.
Можно настроить черно-белый режим — он будет включаться в вечернее время, чтобы яркие картинки, логотипы и уведомления не заставляли снова и снова брать в руки смартфон. Хороший способ научиться самоконтролю и умению сосредотачиваться на конкретной задаче — медитация. Для нее не требуется специально ходить на йогу и другие практики.
Прекратите искать каждую очередную новинку. Изучайте маршруты, а не карты. Пользуйтесь словарями и энциклопедиями, а не поисковиками. Предусмотрите в своем расписании периоды, свободные от использования технических устройств, например в первый час прогулки или сразу после обеда, чтобы вы могли потратить это время с большей пользой.
Займитесь спортом, чтобы получать дофамин Помните, что написал Нир Эяль о наградах, заставляющих нас вновь и вновь открывать приложение? Но повысить уровень гормона дофамина можно и другими способами. Холланд Хаис, специалист по борьбе с цифровой зависимостью и автор книги «Consciously Connecting: A Simple Process to Reconnect in a Disconnected World» , делится с читателями своей мудростью: «Гормон дофамин вырабатывается в мозгу благодаря непредсказуемости новостей, которые мы получаем из социальных сетей, электронной почты или мгновенных сообщений. Это порочный круг, и чтобы его разорвать, вам нужно найти такой же действенный источник непредсказуемых впечатлений, которым могут стать физические упражнения. Вы же не знаете заранее, что можно увидеть за поворотом во время пробежки, езды на велосипеде или прогулки пешком». Так чем же можно заменить Facebook? Для начала наденьте кроссовки.
Сократите список приложений На вашем мобильном устройстве установлено гораздо больше приложений, чем вам нужно. Да и среди расширений для браузера, скорее всего, много лишних. Попытайтесь понять, какие из программных инструментов вам действительно полезны, и избавьтесь от остальных. Предлагаем несколько советов. Удалите приложения Facebook и Twitter. Вы задумывались о том, почему батарея садится так быстро? Потому что именно эти два приложения все время включены и постоянно отслеживают ваше местоположение и привычки.
Они пожирают не только свободное время, но и заряд аккумулятора. Если вам понадобится зайти в Facebook или в Twitter, воспользуйтесь мобильным браузером. Если вы не можете вспомнить, что это за приложение или расширение браузера, сразу же его удаляйте.
Интереса к другим развлечениям почти не остается, или они явно проигрывают в его системе приоритетов. Здесь могут появиться прогулы школы, ложь родителям и учителям, трата всех карманных денег на платные опции в игре. Чтобы помочь подростку избавиться от компьютерной зависимости на этом этапе, нужны решительные меры — одних психолого-педагогических внушений будет мало. Родителям нужно создать достойного конкурента интернету.
Например, вместе заняться спортом или отправиться в длинный туристический поход. Клиническая зависимость На этом этапе подросток не способен легко оторваться от игры, даже если захочет. Все его мысли и планы так или иначе связаны с игрой, в речи появляется много специфических терминов. Если по каким-то причинам у него нет возможности сесть за компьютер, возникает синдром отмены: подавленность, раздражительность, тревожность. Ребенок становится равнодушен к семейным делам, может проявлять черствость к родителям и близким. На этой стадии у родителей не получится самостоятельно бороться с компьютерной зависимостью у подростка — нужна помощь психотерапевта. Структурные изменения личности Стадия десоциализации, когда подросток окончательно выпадает из общественной жизни.
Для этого этапа характерно безразличие к своему внешнему виду, способность подолгу обходиться без еды и сна, несмотря на плохое самочувствие. Зависимый человек становится безразличен к внешнему миру, его ничего не радует и не интересует. Если окружающие пытаются заговорить, отвлечь, он реагирует агрессивно. Столь сильная компьютерная зависимость среди подростков встречается редко, но когда ситуация настолько запущена, нужна срочная помощь. Последствия компьютерной зависимости Если интернет и компьютер становятся основными каналами общения, это может сильно повлиять на социализацию подростка. В сети не используют мимику и жесты, эмоции выражают смайлами, а при любых конфликтах можно просто выйти из чата. Ребенок не пользуется всеми средствами общения, не развивает их — все это обедняет коммуникацию.
Еще один важный момент — нарушения в формировании привязанностей. В сети легко заводить знакомства, но так же легко расставаться. Можно добавить одного собеседника в черный список и тут же найти нового. В результате у подростка не будет опыта реальных отношений со всеми их трудностями, притирками, ссорами и примирениями. Не менее вредным последствием компьютерной зависимости у подростков можно считать иллюзию достижений, которая складывается у заядлых игроков или блогеров. В играх можно за несколько дней создать целую вселенную, а если что-то не получилось — пройти уровень еще раз. В жизни нельзя так легко добиться успеха.
При этом всерьез киберспортом или развитием своего блога занимаются единицы, остальные же сохраняют иллюзию достижений в то время, как их реальная жизнь разрушается. Компьютерные игры не влияют на уровень агрессии Многолетнее исследование американских ученых не выявило связи между пристрастием к жестоким играм и повышенным уровнем агрессии. Участники проекта, которые любили в подростковом возрасте видеоигры с элементами насилия, в 23 года были не более агрессивны, чем их сверстники, никогда не игравшие в такие игры. Последствия для здоровья Зависимость от компьютера часто сопровождается целым рядом соматических проблем. От гиподинамии слабеют мышцы, портится осанка и развивается сколиоз. Нерегулярное питание и фаст-фуд, которым дети любят перекусывать за игрой, приводят к гастриту. Наконец, долгое пребывание за монитором неизбежно влияет на зрение.
Такие проблемы хорошо видны родителям, но могут быть незаметны для подростка. Увлеченные игрой, дети часто не замечают голод и недостаток сна. Тем не менее все это влияет на здоровье.
Если виртуальные миры и онлайн-друзья стали более важными, чем ваши отношения в «реальном мире», и вы испытываете беспокойство без них, то это признак того, что для возрождения вашей жизни требуется период воздержания.
Если вы не можете продвинуться ни с помощью самопомощи, ни с индивидуальной терапией, существуют также 12-ступенчатые программы реабилитации, которые проводит Наркоздрав. Симптомы отказа от зависимости от смартфона или Интернета при попытке сократить использование могут включать: неугомонность Интенсивная тяга к доступу к вашему смартфону и интернету Трудный сон Гнев и раздражительность ЧЧто вызывает интернет-зависимость? Пристрастие к Интернету можно сравнить с другими формами зависимости, такими как алкоголь или наркотики , в том смысле, что для некоторых пользователей это может быть своего рода побег или «высокий уровень». Это особенно верно, если учесть выпуск «счастливого химического вещества» вашего мозга, допамина, который высвобождается при игре в компьютерные игры, взаимодействии с людьми в Интернете или получении «лайков» контента, который вы разместили в социальных сетях.
Этот эффект изменения настроения, таким образом, увеличивает ваше желание повторить процесс, чтобы достичь того же чувства. Как и в случае с зависимостью от наркотической и алкогольной зависимости, интенсивное и многократное употребление может привести к созданию терпимости к приятным последствиям использования Интернета или игры в компьютерную онлайн-игру, в результате чего вы почувствуете стремление проводить все более длительные периоды времени.