По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, сложная тема социальных проблем жителей мегаполиса смогла найти развитие благодаря усилиям экспертов и студентов разных сфер.
Музей архитектуры имени Щусева открыл две выставки, посвященные деревянному зодчеству
В Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась выставка фотографий современной архитектуры «Москва. Реальное», посвященную современной архитектуре столицы, представили в Государственном музее архитектуры имени Щусева. В Музее архитектуры имени Щусева открылась юбилейная выставка "Алексей Щусев.
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева провёл ребрендинг
Казанский вокзал Комсомольская площадь, дом 2 Следующим выдающимся проектом в жизни и карьере Алексея Щусева стал Казанский вокзал. Сегодня он признан объектом культурного наследия федерального значения. За право проектировать вокзал в 1911 году молодой архитектор соревновался с другими, не менее талантливыми представителями профессии. Конкурс он выиграл. В 1913 году Щусев приступил к воплощению проекта. Здание вокзала строили несколько десятилетий. Работы не прекратились даже в годы Первой мировой войны и Гражданской войны, когда в Москве остановилось практически все строительство. По заказу мастер должен был создать не просто вокзал, а символ, связывающий Москву и Казань. Сверху мастер устанавливает позолоченный флюгер в виде крылатого змея Зиланта, который считается защитником и покровителем Казани», — говорит Юлия Старостенко.
В 2016 году был завершен полный комплекс реставрационных работ по фасадам, которым вернули исторический цвет, и интерьерам Казанского вокзала, а в 2022-м специалисты провели реставрацию флюгера. Сегодня Зилант вновь украшает верхушку главной башни. Мавзолей Владимира Ленина Красная площадь, дом 1 Но самым знаковым проектом Алексея Щусева, который без преувеличения сделал его главным советским архитектором, стал Мавзолей Владимира Ленина на Красной площади. Это здание, отделанное гранитом красного цвета, с крупной надписью «Ленин» известно не только в Москве и России, но и во всем мире. Сооружение отличает строгая форма и монументальный, но в то же время почти сакральный вид. Заказ на строительство мавзолея пришел Щусеву практически в ночь после смерти вождя. За окном стоял январь 1924 года. Для организации прощания с Лениным здание нужно было возвести в предельно сжатые сроки.
Щусев принялся за дело, и буквально через несколько дней на Красной площади появился первый временный мавзолей. После этого глава комиссии по увековечиванию памяти Ленина Леонид Красин сформулировал концепцию архитектурного решения мавзолея — невысокое, неяркое и уступчатое сооружение в виде пирамиды. Именно такой образ лег в основу второго временного мавзолея из дерева, сооруженного в 1924 году, а затем и постоянного из камня. Его строительство было начато в 1929 году. Работы вновь поручили Щусеву. Сооружение не вписывается в рамки конкретных стилей, оно будто само по себе.
Выиграл дизайнер из Ростова-на-Дону Евгений Вольпов. Он единственный среди всех участников отошёл от аббревиатуры «МУАР» и предложил сделать логотипом букву Щ — первую в фамилии одного из основателей музея архитектора Алексея Щусева. Изображение: пресс-служба Музея архитектуры имени А. Щусева «Во-первых, это самый прямой путь к однобуквенной монограмме… Во-вторых, погружаясь в материал, я как-то сразу взял на карандаш связку щусевского и мельниковского музеев и понял, что М лучше попридержать», — говорит Евгений Вольпов. Эту идею оценили в музее: у посетителей всё ещё нет понимания, что Музей Мельниковых — это хотя и филиал Музея архитектуры, но всё-таки отдельное учреждение.
По предварительным данным, Марина Лошак по истечении контракта в начале апреля намерена покинуть пост директора Пушкинского музея, который занимает последние 10 лет. В феврале сменилось руководство в Третьяковской галерее и Русском музее.
Кубасова, переданного в Музей архитектуры в 2022-2023 годах. Эти материалы, отражающие профессиональную деятельность архитектора в отношении его значения для российской архитектуры советского и современного этапа, впервые будут представлены широкой аудитории и профессиональному сообществу. Архитектурная практика Владимира Степановича Кубасова, охватывающая огромный отрезок времени, вобрала в себя неоакадемизм послевоенного времени, интернациональный стиль оттепели, советский брутализм и постмодернизм в его региональном варианте.
Другие города Московской области
- Онлайн-курсы
- Пресня: выставка моей памяти
- Вот такой клубный особняк построят в Крестовоздвиженском переулке за музеем Щусева - Москвич Mag
- «Сказки» архитектора Алексея Щусева вывернули наизнанку - МК
- Музей архитектуры имени Щусева обновил фирменный стиль
- MARKET.CNEWS
Лекционный бум
- "Сити": экспозиция в честь 150-летия Алексея Щусева в Музее архитектуры – Москва 24, 07.10.2023
- Мавзолей Ленина
- Казанский вокзал
- В Музее декоративного искусства открылась выставка к 150-летию Алексея Щусева - Российская газета
Добавить комментарий
- Лекционный бум
- MARKET.CNEWS
- Последние события
- Курсы валюты:
Директора музея Щусева отправили в ГМИИ
Сергия Радонежского на Куликовом поле. Фото: Предоставлено Музеем декоративного искусства Выставки, посвященные творчеству архитекторов, обычно содержат эскизы, рисунки, чертежи - словом, все то, что достаточно сложно выигрышно показать широкой публике. Чем вы планируете привлекать интерес простого зрителя к новой экспозиции? Елена Титова: У нас действительно много щусевских эскизов и чертежей, но есть и настоящие редкости - например, шаблоны каменных орнаментов Марфо-Мариинской обители, эскизы церковной утвари и облачения, единственный известный на сегодняшний день лист, который Щусев подписал "Сочинилъ архитекторъ Щусевъ", а также эскиз с собственноручной подписью Николая II, образец басмы и др. А много предметов представлено на выставке? Про самые необычные экспонаты расскажите.
Елена Титова: Всего на выставке будет представлено более 200 экспонатов. Выставка - это инсталляция, в которой вся графика показана весьма необычно в специально выстроенных стеклянных конструкциях. Такая форма ее представления в российских музеях до сих пор не использовалась. Куратор выставки Юрий Аввакумов придумал и другие архитектурные решения: "макеты наизнанку" - напечатанные на 3D-принтере и расписанные вручную по оригинальным эскизам Щусева макеты, которые позволяют увидеть храм изнутри. Когда мы думали над концепцией выставки, мы хотели ограничиться только храмовыми постройками Щусева до 1917 года.
При работе в архиве наследников были обнаружены никогда не выставлявшиеся эскизы советского храма - Мавзолея Ленина. Поэтому мы не смогли отказать себе в удовольствии представить эти находки широкой публике и посвятили им целый зал. А центром этого зала стал черный костяной мавзолей из 3500 домино со стразами Сваровски.
Щусева Так, при строительстве театра оперы и балета в Ташкенте Щусев, с одной стороны, опирается на классическую западную планировку, с другой — умело вводит в архитектуру и декор элементы восточного искусства, привлекает к оформлению внутреннего пространства местных народных мастеров. А при проектировании небольших вокзалов на станциях линии Казань — Екатеринбург обыгрывает и классический стиль провинциальной усадьбы, и уральское барокко, и даже деревянное зодчество Древней Руси. Интересно, что Щусев, который сам был прекрасным художником-графиком, приглашал к участию в своих проектах ведущих художников-современников.
Так, ему довелось посотрудничать с Михаилом Нестеровым, Кузьмой Петровым-Водкиным, Натальей Гончаровой, Павлом Кориным — эскизы этих прославленных мастеров русского искусства также представлены на выставке. Щусева Отдельно хочется отметить особую атмосферу выставки. Помимо официальных проектов, схем, чертежей и макетов, мы видим личное творчество Щусева, его зарисовки из путешествий и архитектурные фантазии, читаем письма и газетные статьи, слышим музыку тех лет. Все это позволяет ощутить дыхание ушедшей эпохи. Щусева Известные современные архитекторы Сергей Чобан и Александра Шейнер отдали дань уважения Щусеву, разработав лаконичный и в то же время пластичный дизайн выставочного пространства.
Изображение: пресс-служба Музея архитектуры имени А. Щусева «Во-первых, это самый прямой путь к однобуквенной монограмме… Во-вторых, погружаясь в материал, я как-то сразу взял на карандаш связку щусевского и мельниковского музеев и понял, что М лучше попридержать», — говорит Евгений Вольпов. Эту идею оценили в музее: у посетителей всё ещё нет понимания, что Музей Мельниковых — это хотя и филиал Музея архитектуры, но всё-таки отдельное учреждение. Кроме логотипа он предложил несколько фирменных цветов.
Каждый из них маркирует определённое выставочное пространство: флигель «Руина» — лососёвый отсылающий к кирпичной кладке, штукатурке и мрамору , парадную анфиладу — горчичный, ставший ещё и фирменным цветом музея отсылающий к позолоте и патине , «Аптекарский приказ» — голубой отсылающий к цвету изразцов и салатовый как «Творческие МУАРстерские» музея.
Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняют авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы росписей фойе — свидетельства любви Алексея Щусева к национальным традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры Средней Азии. Главной задачей мастера в это сложное время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе. Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым с 1937 года мастерская «Академпроект» продолжала в военные и послевоенные годы. Фото экспозиции, Музей архитектуры Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева — Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году. Документы, повествующие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и мудрого организатора. Уникальные произведения искусства: гравюры, акварели, живопись, а также книги и материалы научных экспедиций, включенные в собрание Музея, когда Щусев был его директором, свидетельствуют о тонком художественном вкусе мастера.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. Щусева, куратор выставки: «Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы, не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям общества. Алексей Щусев — гениальный архитектор. Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, — все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий. Более 80-ти реализованных проектов — редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда.
Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком». Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи. Обращение архитектора к национально-романтическому направлению модерна раскрыто в проектной графике и архивных материалах, связанных с созданием ансамбля Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, церкви святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Храма святителя Николая вместе со странноприимным домом в Бари, Троицкого собора Почаевской Лавры, церкви Всемилостивого Спаса в имении Натальевка и многих других. Отдельное внимание уделено совместной работе Алексея Щусева с его именитыми соавторами-художниками: Кузьмой Петровым-Водкиным, Павлом Кориным, Михаилом Нестеровым и другими. Фото экспозиции, Музей архитектуры Анатолий Оксенюк, заместитель директора Музея архитектуры им. Щусева по научной работе, куратор выставки: «Алексей Викторович Щусев в своем дореволюционном творчестве предстает перед нами не только как архитектор эпохи модерна с присущим ей вниманием к деталям, но и как человек, глубоко понимавший древнерусскую архитектуру, черпавший вдохновение в ее образах, переносивший их в свое творчество.
Каждый проект Щусева поражает цельностью образа, глубиной проработки и художественным уровнем исполнения, что, несомненно, привлекало к нему самых именитых заказчиков». На выставке представлено более 600 произведений из фондов Государственного музея архитектуры имени А.
Более 200 тыс. человек посетили Музей архитектуры имени Щусева в 2023 году
По приезде в Москву я узнала, что в Государственном научно-исследовательском музее им. А.В. Щусева, во флигеле “Руина”, что расположен за историческим зданием на ул. Воздвиженка, проходит выставка "Фальконье. 6 июля во дворике Музея архитектуры имени Щусева состоялась традиционная праздничная церемония вручения Архитектурной премии Москвы и Премии Архсовета в области архитектурной журналистики. 150» © Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Но красавец вокзал стал прекрасным сооружением, знаменитым на весь мир, выдающимся художественным произведением Алексея Щусева, подаренным Москве.
«Москва. Реальное»: лучшие фотографы страны представляют лучшую архитектуру ее столицы
Музей архитектуры имени Щусева провёл полный ребрендинг. О дизайнерской концепции рассказали на обновлённом сайте музея. Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о Музее русской архитектуры, созданном по инициативе Щусева в 1945 году. Архитектурный ритм Революции», приуроченная к 100-летнему юбилею Октябрьской революции 1917 года в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева стало "открытием.".
Музей Архитектуры
На должность директора музея, по информации источников РБК, будет назначена Лихачева, с 2017 года руководившая Музеем архитектуры. Она тогда это опровергла и добавила, что ее трудовой контракт действует до 2 апреля и уходить она не собирается. Перед этим стало известно о смене руководства в Третьяковской галерее и Русском музее.
Директор Музея архитектуры им. Щусева и куратор выставки Наталья Шашкова: «Алексей Щусев — это замечательная фигура, в отношении которой никакой эпитет не кажется слишком значимым. О нем всегда хочется говорить в превосходной степени. Это мастер, творческий путь которого составил 55 лет, который захватил расцвет Российской империи, рубежа XIX-XX веков, Первую мировую войну, революционные потрясения и послереволюционный подъем, эксперименты, авангардные строительства новой страны мечты, Великую Отечественную Войну и период восстановления.
На протяжении 55 лет в этом историческом контексте Алексей Щусев работал и создавал эталонные произведения. В самые тяжелые моменты для самых сложных проектов привлекали всегда именно его, потому что были уверены, что он прекрасно справится с художественным решением и реализацией проекта. В нем видели очень сильного человека, талантливого организатора. Ему был доступен любой полет фантазии, и он был готов его претворить в реальность». Наталья Шашкова поблагодарила сотрудников музея, кураторов и архитекторов выставки за многолетнюю работу над проектом, а также выразила особую благодарность генеральному спонсору выставки «Алексей Щусев. Кураторы выставки: Наталья Шашкова, кандидат искусствоведения, директор Музея архитектуры им.
Ленина», 1924. Бумага, акварель, графитный карандаш, гуашь, белила, 26,6 x 39,9 Источник: Wikipedia. Тогда же, в марте 1924 года, решили строить второй, тоже деревянный и тоже временный Мавзолей, и проектировать его вновь поручили Щусеву. Форма оставалась прежней, а вот фасад на этот раз не стали излишне украшать. Также здание стало больше в размерах, добавились трибуны и портик. В таком виде усыпальница вождя просуществовала пять лет. Деревянное здание быстро пришло бы в негодность, а потому его решили перестроить в третий раз. И в 1930 году, вновь по проекту Щусева, появился Мавзолей из гранита. Новый фасад в общих чертах повторял прежний, но размеры, форма и стилистика здания изменились. Ступени сделали равномерными, а общий облик здания, напротив, стал асимметричным.
От архитектурного декора — колончатых поясов, пилястр, каннелированных панелей и прочего — теперь решили полностью избавиться. RU По задумке, Мавзолей — это часть Кремля, а потому он должен быть величественным и вписываться в его архитектурный комплекс. Но при этом не разрушать визуальное восприятие Красной площади и не смотреться слишком вычурно. Казанский вокзал Алексей Викторович хотел строить не только церковные, но и гражданские здания задолго до 1917 года. Его желание осуществилось — в 1911 году Щусев выиграл закрытый конкурс на право проектирования здания Казанского вокзала. Сам вокзал появился в 1864 году и тогда еще назывался Рязанским. Первое здание было деревянным, а сам вокзал — тесным и неудобным. В 1893 году, когда открылась Московско-Казанская железная дорога, пассажиропоток значительно вырос и возникла потребность в строительстве нового здания. По условиям конкурса, архитектура здания должна олицетворять связь Европы и Азии. А потому доминанта вокзала по форме похожа сразу и на Боровицкую в московском Кремле, и на башню Сююмбике в Казани.
Циферблат со знаками зодиака, в свою очередь, отсылает к часовой башне на площади Святого Марка в Венеции. Словом, вокзал объединил в себе элементы сразу и русского, и восточного, и европейского зодчества. Это мастерская работа — как с архитектурной, так и с технической стороны. Интересно, что, поскольку вокзал строился очень долго, в нем видна смена архитектурной стилистики — и исторической, и псевдоисторической, — рассказал MSK1. Источник: A. Когда появился вопрос о возведении путепровода, Алексей Викторович опасался, что это сооружение, задумывавшееся изначально в стиле модерн, испортит визуальный облик Казанского вокзала, над которым он так долго и упорно работал, и самой площади. И добился того, чтобы он мог лично заняться этим проектом. Щусев предлагал разные эскизы. Сначала путепровод планировалось строить в неорусском стиле и сделать похожим на Кремлевскую стену. Но предложенный вариант резко контрастировал бы со зданием Ленинградского вокзала.
Затем Щусев думал создать эстакаду с высокими изогнутыми фермами, полукруглыми арками и скульптурами двуглавых орлов. Но фермы не выдержали бы нагрузки из-за высокого транспортного потока. Подошел третий вариант — Щусев разместил мост на мощных вертикальных опорах, а вдоль путей установил изящную металлическую оправу. Сегодня Комсомольская площадь — это крупный хаб, объединяющий метро, МЦД, поезда дальнего следования и другие виды общественного транспорта. В 2020 году Каланчевский путепровод начали реконструировать, чтобы приспособить под нужды города, но при этом и сохранить исторический облик сооружения. Но, поскольку эстакада расположена посреди исторической застройки, в условиях высокого пассажиропотока, реконструкция всё еще продолжается. RU — Кстати, чуть дальше есть еще одно творение Щусева — Центральный клуб железнодорожников. Там есть большой закругленный угол в стиле конструктивизма.
Занятия в МУАРстерских ведут искусствоведы, архитекторы, художники и реставраторы, готовые рассказывать просто о сложном.
Более 60 тыс. человек посетили выставку о стеклянном кирпиче фальконье в музее им. Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» | 6 июля во дворике Музея архитектуры имени Щусева состоялась традиционная праздничная церемония вручения Архитектурной премии Москвы и Премии Архсовета в области архитектурной журналистики. |
Музей Архитектуры | Group on OK | Join, read, and chat on OK! | Государственный Музей архитектуры им. А.В. Щусева в Москве: сайт, выставки, афиша, стоимость билетов, режим работы, гостиницы рядом, фото, видео, как добраться на общественном транспорте и такси. |
Вот такой клубный особняк построят в Крестовоздвиженском переулке за музеем Щусева - Москвич Mag | В экспозицию войдет более 350 экспонатов из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного центрального музея современной истории России. |
Музей архитектуры имени Щусева открыл две выставки, посвященные деревянному зодчеству | В последний вечер июня в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась выставка фотографий современной архитектуры «Москва. |
Директор музея Щусева заявила, что не знает о возможном назначении в ГМИИ | Сейчас это Музей архитектуры имени А.В. Щусева и здание в полной мере олицетворяет то, о чем сказано выше. |
От Мавзолея Ленина до Казанского вокзала: что построил в Москве архитектор Алексей Щусев
150» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева – первая за последние 50 лет монографическая экспозиция, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949). 21:00 Ср, Пт, Сб, Вс: 11:00 - 20. Алексей Щусев — выдающийся архитектор XX века, как никто другой умевший виртуозно работать в самых разных стилях — от историзма до модерна, — и глубоко постигать их суть. Государственный Музей архитектуры им. А.В. Щусева в Москве: сайт, выставки, афиша, стоимость билетов, режим работы, гостиницы рядом, фото, видео, как добраться на общественном транспорте и такси.