Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также с более низким уровнем незащищенности или депрессии.
Значение словосочетания «эмоциональный интеллект»
Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Эмоциональный интеллект – это способность испытывать эмоции, как на личном уровне, так и в социальной среде, то есть быть восприимчивым к эмоциональным сигналам себя и окружающей жизни. Из статьи вы узнаете, что такое эмоциональный интеллект, какие компоненты в него входят, как можно провести диагностику эмоционального интеллекта и улучшить его.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ (Emotional Quotient) и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы. Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать,определять, понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. это коэффициент эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект (EQ)
Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя. Эмоциональный интеллект (EQ) — что это такое, зачем он нужен и как помогает ораторам, менеджерам и владельцам бизнеса. «Эмоциональный интеллект» – так назвали способность личности правильно воспринимать чужое эмоциональное состояние, возможность предугадывать их и адекватно на них реагировать. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей.
Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта
Что такое эмоциональный интеллект простыми словами, как его развить у взрослых и детей, а также как определить его уровень, в материале от РИА Новости. А ведь эмоциональный интеллект — это довольно просто: Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей. Низкий эмоциональный интеллект означает неспособность точно воспринимать эмоции, как свои собственные, так и других людей. Что такое эмоциональный интеллект? Проще говоря, эмоциональный интеллект заключается в эмоциональной осведомленности и использовании этого навыка для управления мыслями и поведением.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать
Если мы говорим о воспитании в себе эмоционального интеллекта, то всё начинается с двух шагов: понимание эмоции и осознание причины её возникновения. Третья составляющая эмоционального интеллекта — эмпатия — способность распознавать эмоции другого человека. Часто жалость принимают за эмпатию, но это далеко не то же самое. Эмпатия — это сочувствие, умение разделить эмоцию другого человека, при этом не перенося её на себя. Есть простой способ понять, эмпатийный вы человек или нет. Если ваши друзья готовы рассказывать вам не только о своём горе, но и о своей радости, значит вы способны на эмпатию. Следующая составляющая — управление эмоциями. Если вы освоили два первых пункта, вы сможете управлять своим эмоциональным состоянием. Люди часто путают эту способность с эмоциональной холодностью. Зачастую человек, который упаковывает свою злость внутрь себя, просто запрещает себе что-либо чувствовать.
Управление эмоциями — это именно способность их чувствовать, любые, и позитивные, и негативные, но при этом уметь остановить в нужный момент. Здесь важно признать, что у взрослого человека ничуть не меньше проблем, чем у ребёнка. Эмоциональный интеллект — это навык будущего. В Давосе на Всемирном экономическом форуме были впервые сформулированы 10 SoftSkills, которые будут нужны работнику в новом десятилетии, и среди них — управление эмоциями.
Например, чересчур эмпатичный руководитель может жертвовать целями бизнеса ради комфорта подчиненных. Поэтому идеальный EQ — тот, что позволяет хорошо справляться с рабочими задачами на текущей позиции и понемногу прокачивать нужные качества для желаемой. Как прокачать EQ Разобраться в своих факапах и слабостях Что сделать: обдумайте проблемы как исследователь, который ищет ответы только на два вопроса: «Что тут пошло не так? Почему сложно: при воспоминаниях есть риск скатиться к самобичеванию или обвинению окружающих. Чтобы такого не случилось, придется сдержать эмоции и рассматривать только факты произошедшего.
Еще будет казаться, что сейчас совершенно нет времени копаться в прошлом и анализ лучше перенести на неопределенный срок. Это ловушка — так психика избегает тяжелых эмоций от воспоминаний. Нужно договориться с собой не откладывать разбор ошибок: чем скорее найдутся причины, тем больше вероятность избежать повторения проблемы в будущем. Анализировать обратную связь Что сделать: извлекать обратную связь из всего, что происходит между вами и окружающими. Запрашивайте фидбэк на дейли, стендапах, ревью, изучайте комментарии к задачам и проектам, реакции на рабочие конфликты. Почему сложно: на неприятную обратную связь хочется ответить: «Да, сейчас этого качества EQ не хватило. Зато его недостаток помогает мне в …» Но все-таки важно не спорить, а зафиксировать, чего в этом конкретном случае недоставало. Если такое повторится, это сигнал о том, что пора развивать эмоциональный интеллект. Найти вдохновляющий пример Что сделать: прислушаться к себе — на какого человека хочется быть похожим и почему именно на него.
Разобраться, какие качества EQ хочется у него перенять. Это может быть герой книги или фильма, спикер на конференции, эксперт из ютьюба или директор департамента, которого вы иногда видите на совещаниях. Главное, что человек вдохновляет своим примером. Почему сложно: некоторые люди считают, что копировать кого-то стыдно. Но на деле следовать примеру — надежный способ усвоить и развить в себе незнакомое качество. Найти ментора Что сделать: выбрать человека, который хорошо владеет нужными качествами EQ, и попросить его о наставничестве. Лучше всего, если ментором станет ваш коллега или эксперт из вашей профессиональной области — так будет легче обмениваться опытом и понимать друг друга. Почему сложно: есть две причины. Первая — возможно, в менторстве откажут.
Но если сделать предложение не одному, а двадцать одному человеку, то шанс найти наставника резко возрастает. К просьбе о менторинге можно подойти не напрямую, а поступательно: познакомиться, поделиться впечатлением о публикациях или выступлениях, попросить совета.
Это качество творит чудеса, вдохновляя персонал компании и партнеров на ответные добрые поступки. Умейте быть благодарными, и мир повернется к вам своей лучшей стороной. Признаки высокого эмоционального интеллекта Вам интересны люди. При этом не имеет значения, насколько вы общительны. Если, размышляя, вы думаете о социуме или конкретных людях, вы эмоционально развиваетесь.
У вас высокий коэффициент EQ. Если вы постоянно стремитесь понимать поступки и характеры окружающих. Если вам нравиться знакомиться и узнавать новое о людях. Если вы принимаете тот факт, что все люди разные; Вы легко угадываете эмоциональное состояние других людей. Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что заглянувшая в кабинет сотрудница расстроена или растеряна. При этом нет нужды задавать личные вопросы о том, что случилось. Чаще всего даже неуместно спрашивать о том, чем помочь.
Просто нужно учитывать чувства других людей. Порой достаточно сделать небольшую паузу, прежде чем перейти к важному делу. Иногда нужно снисходительно отнестись к легкой рассеянности. Обстоятельства бывают разные. Но всегда неуместно одно — раздражение, вместо эмпатии; Вы умеете отказывать. Умение быть щедрым, благодарным должно обязательно соседствовать с умением говорить «нет». Люди ответственны за свою жизнь.
Поэтому если помощь надолго отвлечет от чего-то значимого, важного, то нужно отказать. Если человек просит о помощи, потому что боится браться за какую-то работу или не хочет делать ее сам, нужно отказать. Это эффективно и справедливо по отношению к вам, сотруднику, другим работникам; Вы умеете справляться с поражениями.
В книге автор предлагает практические советы о том, как развить эмоциональную грамотность и улучшить качество жизни. В этой книге Экман рассказывает о различных эмоциях и как они влияют на наши отношения и коммуникацию. Книга затрагивает развитие эмоционального интеллекта у детей и как родители и преподаватели могут помочь им в этом процессе. Автор исследует природу эмоций и объясняет, как они влияют на наше поведение и принятие решений. В этих книгах Вы найдете не только поймете, что такое эмоциональный интеллект, но они помогут Вам лучше разобраться в своих эмоциях. Лучше понимать и управлять своими чувствами, а также улучшить взаимодействие с другими людьми. Позвольте дать дружеский совет — Просто читать, делать закладки «на потом»… Надо Резюме Конечно, уже хорошо, что Вы знаете про эмоциональный интеллект — что это. Но все же умоляю Вас! Применяйте этот навык в общении. Это здорово улучшает качество жизни. С верой с Ваш успех, Светлана Васенович P. Для любителей плагиата!!! Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!!
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Это ключевые навыки, которые помогают в продвижении по карьерной лестнице и позволят вам чувствовать себя уверенно в любом коллективе. Эмоционально грамотный человек — это тот, кто хорошо знаком со своими эмоциями, в частности с негативом фрустрация, грусть или что-то более глубокое , способен их распознавать и управлять ими. Именно это позволяет сформировать сильный эмоциональный интеллект: Самосознание. Способность распознавать и понимать собственные эмоции. Этот навык стоит первым в списке, потому что он является основой эмоционального интеллекта и позволяет нам понять, что мы чувствуем и почему мы это чувствуем. Способность обрабатывать эмоции. Важно не только распознавать их, но и уметь выражать, регулировать и правильно управлять ими. Речь идёт о внутренних личных мотивах для достижения чего-либо, и это не про признание людьми уважение или слава , а скорее про регулирование эмоций, поскольку этот самоконтроль приведет вас к достижению целей. Способность понимать, что чувствуют другие люди, и ставить себя на их место. При этом вы можете и не соглашаться с чужим поведением, но такой анализ позволит вам увидеть ситуацию с их точки зрения.
Способность человека взаимодействовать в социуме и справляться с любыми жизненными ситуациями. Благодаря этому вы сможете добиваться поставленных целей и развивать свои социальные отношения. Эмоциональный интеллект vs IQ Эмоциональный интеллект направлен на выявление эмоций в себе и в других людях, чтобы мы могли взаимодействовать в социуме и говорить окружающим о наших чувствах, а IQ-это когнитивный интеллект, что совершенно отличается от эмоционального.
Это будет для участников информативный материал. Полный отчет дополнен баллами по разделам, который раскрывает каждая ветвь: Распознавание эмоций Лица, Изображения, Ситуация , Использование эмоций Фасилитация, Эмпатия Понимание эмоций Изменения, Смешивания, Динамика Управление эмоциями Управление своими эмоциями и влияние на эмоции других. Опытный эмоциональный интеллект - сфокусирован на идентификации эмоций и их продуктивном использовании в решении задач.
Этот показатель демонстрирует уровень способности воспринимать эмоциональную информацию, отвечать на нее и распоряжаться ею, не обязательно при этом понимая ее. Он фокусируется на более базовом уровне переработки эмоций в отличие от рационального понимания и управления эмоциями. Показатель базируется на ветвях "Распознавание эмоций " и "Использование эмоций" модели эмоционального интеллекта. Эти две ветви в большей степени опираются на то, как эмоции проявляются и распознаются, и как человек идентифицирует эмоции и реагирует на них. Данная способность является менее аналитической — обработка информации, связанной с эмоциями, осуществляется интуитивно и используется в ситуациях «здесь и сейчас» при незначительном планировании и управлении собственным поведением. Пользоваться эмоциями «здесь и сейчас» нам позволяют 2 способности: распознавание эмоций и использование эмоций — это опытный домен.
Эмоции мы воспринимаем в моменте что я сейчас чувствую, что ты сейчас чувствуешь, потому что эмоции живут несколько секунд и использовать это в моменте «здесь и сейчас». Стратегический эмоциональный интеллект - включает в себя более высокий уровень - сознательную обработку эмоций. Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их. Он показывает, насколько точно вы понимаете то, что означают эмоции например, что печаль, как правило, говорит об утрате и т. Эти способности требуют рассуждения об эмоциях, как они развиваются с течением времени, как ими можно управлять, и как эта регуляция эмоций должна соответствовать социальным ситуациям. Можно использовать такую информацию, чтобы наметить эмоциональный курс для себя и других в соответствии с личными потребностями.
Показатель основан на вашем выполнении заданий по ветвям "Понимание эмоций" и "Управление эмоций" модели эмоционального интеллекта. Здесь уже появляется шкала времени и требуется максимальное соотнесение мыслей и эмоций. Соотношение баллов Если балл опытного домена выше балла стратегического домена: Это означает, что клиент точно воспринимает эмоциональную информацию и успешно распоряжается ею «здесь и сейчас» в своей деятельности, но с трудом понимает причины эмоций, испытывает сложности с эффективным управлением своими эмоциями и эмоциями окружающих. Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно. Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции.
Например, если одному человеку «очевидно грустно», а ему «рассказывают анекдот категории Б», то это говорит о низком уровне эмоционального интеллекта собеседника. Многим наверняка знакома ситуация: ты делишься чем-то сокровенным с собеседником, а он тебе в ответ нередко при том перебивая : «А у меня вот что произошло: та-та-та», полностью игнорируя содержание вашего месседжа. Тут тоже есть вопросы к эмоциональному интеллекту, но и не только к нему. Скорее всего, ваш собеседник просто мудак что является более емкой психологической формулировкой, которая включает целый ряд коммуникативных девиаций, эмоциональных в том числе. К подросткам вполне применим метод измерения уровня ЭИ при помощи оценки его компонентов, то есть тот же самый, что и ко взрослым.
При этом, как отмечает в диалоге с «Постньюс» детский психолог Даниил Яшин, «зачастую с подростком достаточно просто поговорить о межличностных отношениях и его переживаниях». Эмоциональный интеллект детей часто определяют с помощью рисунков. Например, психолог просит нарисовать ребенка его семью, где каждый занят своим любимым делом. Поскольку проблемы с эмоциональным интеллектом проявляются в первую очередь в межличностных отношениях, важно обратить внимание именно на семью — как ребенок видит эти отношения, а также как интерпретирует рисунок. К чему приводит низкий эмоциональный интеллект? Из-за низкого уровня эмоционального интеллекта могут возникать недопонимания в общении, трудности с принятием решений, проблемы с самооценкой, что приводит к общей неудовлетворенностью жизнью. При этом ЭИ — это набор навыков, и их можно развить. Как развить эмоциональный интеллект?
Анализировать обратную связь Что сделать: извлекать обратную связь из всего, что происходит между вами и окружающими. Запрашивайте фидбэк на дейли, стендапах, ревью, изучайте комментарии к задачам и проектам, реакции на рабочие конфликты. Почему сложно: на неприятную обратную связь хочется ответить: «Да, сейчас этого качества EQ не хватило. Зато его недостаток помогает мне в …» Но все-таки важно не спорить, а зафиксировать, чего в этом конкретном случае недоставало. Если такое повторится, это сигнал о том, что пора развивать эмоциональный интеллект. Найти вдохновляющий пример Что сделать: прислушаться к себе — на какого человека хочется быть похожим и почему именно на него. Разобраться, какие качества EQ хочется у него перенять. Это может быть герой книги или фильма, спикер на конференции, эксперт из ютьюба или директор департамента, которого вы иногда видите на совещаниях. Главное, что человек вдохновляет своим примером. Почему сложно: некоторые люди считают, что копировать кого-то стыдно. Но на деле следовать примеру — надежный способ усвоить и развить в себе незнакомое качество. Найти ментора Что сделать: выбрать человека, который хорошо владеет нужными качествами EQ, и попросить его о наставничестве. Лучше всего, если ментором станет ваш коллега или эксперт из вашей профессиональной области — так будет легче обмениваться опытом и понимать друг друга. Почему сложно: есть две причины. Первая — возможно, в менторстве откажут. Но если сделать предложение не одному, а двадцать одному человеку, то шанс найти наставника резко возрастает. К просьбе о менторинге можно подойти не напрямую, а поступательно: познакомиться, поделиться впечатлением о публикациях или выступлениях, попросить совета. Тогда ментору будет легче оценить вас в качестве менти. Вторая — прогресс менти должен быть непрерывным, чтобы было что продемонстрировать наставнику. Нельзя пользоваться чужим временем и советами и не пробовать их выполнить. Возможно, это ощущается как некоторое давление, но именно оно помогает человеку не сдуться в процессе роста. Еще один способ прокачки EQ спорный Хочется найти более очевидный способ повысить EQ, чем копаться в ошибках, ловить вдохновение, анализировать фидбэк и искать наставника. И он, конечно, есть: Берите и делайте то, что не умеете, в процессе научитесь. В стратегии «бери и делай» есть нюанс. Любой рост, в том числе и личностных качеств, должен происходить небольшими шагами.
Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки
Высокий эмоциональный интеллект проявляется в понимании чувств, эмоций, взглядов и мыслей оппонентов в диалоге. В результате это приводит к динамичному взаимодействию, налаживанию связей, поиску компромиссов, нахождению обоюдных решений, установлению гармоничных отношений. Эффективное принятие решений. Эмоциональный интеллект помогает контролировать эмоции и мыслить рационально даже в сложных или стрессовых ситуациях. Это позволяет принимать взвешенные, обдуманные решения и избегать импульсивных или эмоционально мотивированных поступков. Повышенная стрессоустойчивость. Высокий эмоциональный интеллект позволяет более эффективно справляться со стрессом и неудачами, быстрее оправиться от трудных ситуаций и сосредоточиться на целях, не поддаваясь негативным эмоциям.
Развитые лидерские качества. Эмоциональный интеллект относится к главным качествам эффективных лидеров. Это позволяет им понимать членов своей команды, эффективно коммуницировать ними, мотивировать их к достижению общей цели. В заключение хотелось бы отметить, что эмоциональный интеллект является важнейшим аспектом личного и профессионального успеха. Понимая и развивая эмоциональный интеллект, при желании каждый человек может улучшить свою социальную адаптацию. Итак, давайте стремиться развивать и совершенствовать свой эмоциональный интеллект, чтобы вести более счастливую и полноценную жизнь.
Если пост оказался полезным, ставьте лайк.
Истоки: когда и как формируется эмоциональный интеллект Первые, кто учит нас эмоциональному развитию, — родители. Именно в детстве происходят важные для формирования эмоционального интеллекта процессы: мы учимся принимать и понимать свою природу такой, какая она есть, принимать людей такими, какие они есть. Не осуждать, относиться к людям и ситуациям с сопереживанием. Но бывает, что родители, наоборот, тормозят эмоциональное развитие ребёнка. Это происходит, когда нам запрещают чувствовать то, что мы чувствуем, потому что эти чувства не вписываются в картину мира наших родителей, «не входят в их планы». Эти установки мешают нам научиться понимать свои эмоции.
Чувства ребёнка сталкиваются со страхами и комплексами родителей. Сознание ребенка блокирует эмоции, ведь это чувствовать нельзя так происходит потому, что родители не могут эмоционально отвязать себя от своих детей. Как результат — мы все становимся одинаковыми, живем с искусственными шаблонами восприятия мира и поведения. Человек вырастает с болезненным раненым эмоциональным состоянием. Чтобы исправить это, не нужно придумывать ничего нового, нужно лишь вспомнить своё детское состояние. Что мы чувствовали и кем мы были, когда были детьми. Из чего состоит эмоциональный интеллект?
Самоанализ Краеугольный камень эмоционального интеллекта — умение осознавать, понимать свои эмоции и их последствия. Только когда вы научитесь понимать себя и свои эмоции, вы сможете взять над ними верх. Также важно распознавать ваши сильные и слабые стороны и, как следствие, иметь адекватную самооценку и уверенность в себе. Самоконтроль Самоконтроль основывается на самоанализе, поскольку, только осознавая свои эмоции, мы можем их контролировать. Это умение выстраивать стену между вами и эмоцией, которую вы хотите пережить. В моменты наибольшего напряжения брать паузу, чтобы задать себе вопросы, которые помогут лучше понять ситуацию, эмоции и правильную тактику поведения. Эмпатия Способность понимать желания, нужды и чувства окружающих даже тогда, когда это не очевидно.
Избегать стереотипов и осуждения, не вешать ярлыки. Быть чутким к нуждам окружающих: что им нужно, чтобы расти? Как можно помочь развитию их способностей? Навыки общения Искренне интересоваться каждым человеком, которого вы встречаете. Вы можете не одобрять его поведение или образ жизни, но нужно быть открытым в общении, потому что, когда в вас есть хоть немного негатива по отношению к человеку, он это чувствует. Также это способность найти подход к любому человеку вне зависимости от пола, расы, религии и других факторов. Быть командным игроком.
Фокусироваться не только на личном успехе, но и помогать развиваться другим. Как развить эмоциональный интеллект?
Есть простой способ понять, эмпатийный вы человек или нет. Если ваши друзья готовы рассказывать вам не только о своём горе, но и о своей радости, значит вы способны на эмпатию. Следующая составляющая — управление эмоциями. Если вы освоили два первых пункта, вы сможете управлять своим эмоциональным состоянием.
Люди часто путают эту способность с эмоциональной холодностью. Зачастую человек, который упаковывает свою злость внутрь себя, просто запрещает себе что-либо чувствовать. Управление эмоциями — это именно способность их чувствовать, любые, и позитивные, и негативные, но при этом уметь остановить в нужный момент. Здесь важно признать, что у взрослого человека ничуть не меньше проблем, чем у ребёнка. Эмоциональный интеллект — это навык будущего. В Давосе на Всемирном экономическом форуме были впервые сформулированы 10 SoftSkills, которые будут нужны работнику в новом десятилетии, и среди них — управление эмоциями.
Сегодня люди чуть больше претендуют на эмоциональное понимание друг друга, современного человека уже не проведёшь искусственной улыбкой. И это намёк цивилизации на то, что людям не стоит превращаться в роботов, им стоит помнить, что они сильны своими эмоциями, что у них есть IQ и EQ уровень эмоционального интеллекта. Поэтому наличие у педагога эмоционального интеллекта — это норма. Знаете, эмоциональный интеллект педагога — это очень широкая сфера возможностей, которую, к сожалению, сегодня не каждый использует.
А также множество эмоциональных оттенков. Почитайте про них, поймите, зачем они нужны человеку, постарайтесь прислушиваться к себе.
Важно не оценивать эмоции как «негативные» или «позитивные», а научиться анализировать, что это за сигналы для психики, о чем нам говорят эти реакции. Попробуйте отследить моменты, в которых вы реагируете чрезмерно остро, или, наоборот, закрываетесь, начинаете избегать возникшей проблемы. Екатерина рекомендует завести привычку хотя бы раз в день спрашивать себя: «Что я чувствую? Если сложно с называнием чувств, можно использовать « Ромашку Плутчика ». Дальше важно научиться распознавать свои эмоции в общении с другими людьми. Это поможет ориентироваться в том, как действовать в сложных ситуациях.
Выработка новых реакций После этого «потестируйте» разные способы реагирования на ситуацию — не только те, к которым вы прибегали всегда. Пробуйте по-разному оценивать ситуации, размышлять — а правда ли люди имели в виду то, что вы думаете? Что ещё они могли пытались сказать, могли ли у них быть другие намерения? Что будет, если вы сообщите другому человеку о своих эмоциях? Поможет ли это вам лучше понять друг друга?
Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика
Вы можете проявить смелость — в один короткий, но значимый миг повести себя в соответствии со своими убеждениями, верованиями, намерениями и сделать то, что считаете правильным. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» Эмоциональный интеллект и общение Важная часть эмоционального интеллекта — способность понимать точку зрения других людей, ставить себя на их место, в общем, эмпатия. Это мастерство можно развивать бесконечно, его значимость трудно переоценить. Практикуйте активное слушание: задавайте вопросы человеку, когда он рассуждает о важных для него вещах, уточняйте, примеряйте на себя. Анализируйте не только аргументы, но и ощущения собеседника, его движения, тембр и так далее. В доверительной коммуникации высок риск начать давать непрошенные советы из собственного опыта Особенно это актуально, если у вас схожий жизненный путь ходили в одну школу, выросли в одном городе. Но даже если вы уже 20 лет лучшие друзья, чего-то вы можете друг о друге не знать. Например, какие-то темы для вас незначительны, а для друга могут быть важны — старайтесь это не обесценивать.
Каждый человек имеет право на то, чтобы чувствовать и думать по-другому. При этом не следует забывать о поддержании собственных эмоциональных границ Слушайте, сопереживайте, поддерживайте, но помните, что вы не обязаны быть ничьим спасателем. Важно уметь вовремя отступить — например, если человек ослеп от ярости и больше вас не слышит. Возьмите за правило ежедневно записывать ваши «эмоциональные результаты» за день. На протяжении дня понаблюдайте за собой: какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. А вечером зафиксируйте результат: какие эмоции вам запомнились сегодня больше всего, в какие моменты они возникли. Запишите, о чем вы думали и что чувствовали в теле в тот момент.
Селигман Мартин, «Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь» Динамично развивающийся современный мир не делает нам поблажек, и порой даже сильные духом люди сдаются под напором ежедневных задач и проблем. Мы все чаще причисляем себя к армии пессимистов и смиряемся с тем, что дальше будет только хуже. Мартин Селигман — живой классик психологии — утверждает, что пессимиста можно научить быть оптимистом, причем не легкомысленными приемами, а путем сознательного обретения новых навыков. Его методика помогла тысячам людей преодолеть свой пессимизм и депрессию, которая является спутником отрицательных мыслей, обрести свободу строить свою жизнь так, чтобы она приносила удовлетворение и вела к свершениям. Эта книга научит вас осознать ваш внутренний мир и то, как он влияет на вашу жизнь. Изменить свое настроение, избавиться от поражений. Помочь своим детям освоить образ мышления, который стимулирует оптимизм.
Эмоциональный интеллект и лидерство Лидер — человек, за которым идут люди. Почему они это делают? У лидера за плечами достижения, опыт, он знает, куда нужно двигаться, чтобы достичь успеха. И, что немаловажно, он может донести всё это до людей с помощью эмоционального интеллекта. Чувствовать атмосферу в коллективе, находить правильные слова — всё это части лидерства. Лидеру предстоит сообщать команде неприятные новости: провал проекта, сокращения, неудавшиеся продажи. Передавать такие вещи даже сложнее, чем получать: во-первых, нужно выбрать подходящий момент, во-вторых — управлять реакцией собеседника разочарование, слёзы, злость.
Хотя лидер и не должен говорить лишь то, что требуется другому человеку, но если посмотреть на ситуацию его глазами, можно сказать то, что нужно, наилучшим способом, учитывая все переживания. И сохранить отношения. Для лидера также важна сила воли, ещё один компонент эмоционального интеллекта. Головой вы можете понимать, что лучше будет провести вечер за работой над проектом, чтобы сдать его вовремя, а не идти на вечеринку. Если в такой момент возобладают эмоции, вы просто сдадитесь. Важно соблюдать баланс между рациональным и эмоциональным началом. Настоящий лидер прочно связывает мысли и чувства и направляет их в нужное русло, чтобы достигать нужных результатов.
Ещё лидеру важно уметь делегировать задачи. Высок соблазн сделать всё самому, особенно когда речь идёт о предпринимателях. Но в таком случае есть риск быстро сгореть и не добиться и десятой части запланированного. Эмоциональный интеллект помогает осознать важность делегирования, а ещё — грамотно передать задачу нужным людям. При правильном подходе вы не только разгрузите собственное расписание, но и дадите понять, что доверяете команде, потому что готовы делиться с ней частью ответственности. Наконец, в работе лидера не обойтись без обратной связи. Как показать человеку, что он сделал не то, что задумал лидер, при этом сохранив хорошие отношения и не задев собеседника?
Развитие эмоционального интеллекта позволяет уходить от простого языка критики «ты сделал это не так, как я хотел! Мало кто умеет правильно принимать критику, не уходя в негативную реакцию, поэтому задача лидера — создать максимально комфортные условия и придерживаться позитива в общении. Прокачивайте эмоциональный интеллект, он поможет вам во всём Сегодня эмоциональный интеллект зачастую важнее опыта работы и конкретных навыков. Если вы умеете управлять собственными эмоциями и хорошо считываете собеседников, вы можете и продавать, и презентовать, и создавать продукты, даже управлять городом. Тренируйтесь: приглядывайтесь к своим мыслям и чувствам, замечайте эмоциональные триггеры, слушайте людей и наблюдайте за ними. Чем чаще и насыщеннее тренировки — тем больше возможность преуспеть в любой сфере, где работают люди. Например, встаньте, пройдитесь и снова сядьте, покачайтесь на цыпочках, сделайте небольшую зарядку для рук или просто крепко сожмите кулаки, а затем отпустите.
Возьмите блокнот и выпишите список актуальных для вас сейчас проблем. Теперь посмотрите на них под другим углом и представьте, что это не проблемы, а цели для достижения. Перепишите список, формулируя цели позитивно: не используя частицу «не», слова «бросить», «прекратить», «перестать». Затем определите срок для их выполнения и обязательно будьте конкретны — цели не должны быть расплывчатыми. Займите удобное положение и попытайтесь вспомнить время, когда вы находились в ресурсном состоянии. Это может быть момент из детства, первый поцелую, поход в кино с друзьями, объятия мамы. Вспомните все до мелочей и ресурсное состояние снова появится.
Теперь прислушайтесь к вашему телу: — Где вы испытываете сейчас самые приятные ощущения? Чтобы выйти из этого состояния, просто представьте, будто вы переступаете через невидимую черту, будто бы выходя за порог. Что вам удалось? Что вас порадовало? Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль — тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя.
Конспект В последние годы разговоры о профессиональной деятельности, коммуникации и успехе не обходятся без упоминания soft skills и эмоционального интеллекта. Но что всё это значит? Почему они не менее полезны, чем непосредственные профессиональные навыки? Как их прокачать? На Марафоне «Познай себя» от Российского общества «Знание» разбирались в данном вопросе вместе с психологом и бизнес-тренером Натальей Лукиной. В противовес soft выделяют hard skills — профессиональные навыки, которые можно измерить по определённым параметрам, своего рода KPI. Но что важнее? А важно всё.
Особенно для лидера. Такой человек должен как досконально знать свою сферу, владеть профессиональными навыками, так и обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта. Мозаика из способностей, или Устройство эмоционального интеллекта На сегодняшний день существует 3 популярные модели эмоционального интеллекта, однако в психологии в качестве основной используется версия Майера-Саловея-Карузо. Вышеупомянутые американские психологи называют следующие составляющие эмоционального интеллекта: Восприятие эмоций. Подразумевается способность распознавания конкретных эмоций у себя и других людей. Стимуляция мышления эмоциями. Подразумевается использование эмоций в качестве мотивационного и стимулирующего факторов для мыслительного процесса. Понимание эмоций.
Умение находить взаимосвязь мыслей и возникших эмоций, а также способность понимать причину появления конкретных эмоций в различных условиях. Управление эмоциями. Способность подавлять или пробуждать эмоции. Зачем нужно развивать EI?
Вместо того, чтобы с головой погружаться в труды ученых, начните с простых шагов: Замечайте свои реакции на то или иное событие, отслеживайте эмоции. Эмоции и тело связаны. Замечайте реакции своего тела на те или иные события. Устанавливайте связь между эмоциями, которые вы испытываете, и вашим поведением. Например, если вам страшно — скорее всего, вы понижаете голос. Если вы уверены в себе, напротив, говорите громче, а своей позой стараетесь занять больше пространства. Не подавляйте чувства.
Уважают коллег, понимают их, умеют выслушать и поддержать. В том числе дают обратную связь и конструктивную критику при необходимости. Самостоятельно решают поступившие задачи, вовремя задают необходимые вопросы руководству. Руководители подразделений, обладающие EQ: Умеют поддерживать и укреплять рабочие отношения с коллегами и клиентами. Подают критику конструктивно, не переходят на личности и не манипулируют переживаниями своих подчинённых. Понимают важность создания рабочего настроя и мотивации для команды. Решают конфликты или вовсе их не допускает ни с коллегами, ни с подчинёнными. Знают, как отвечать на критику и выходить из конфликтных ситуаций с клиентами. Понимают свои эмоции, меньше подвержены выгоранию, то есть эмоциональному истощению, при котором невозможно эффективно работать. Строят грамотную иерархию, назначает ответственных из числа заинтересованных сотрудников. EI влияет на рабочие отношения. Нездоровое поведение в коллективе вызывается негативом — страхом, виной, стыдом или недоверием. При здоровой атмосфере в коллективе не должно быть необоснованной критики, перехода на личности, недоговорённости и других случаев, портящих отношения. В бизнесе важно уметь общаться с клиентами, поэтому маркетологи тоже прокачивают эмоциональный интеллект. В маркетинге EI помогает: Наладить взаимоотношение. Маркетологи или SMM общаются с клиентами, отвечают на критику, недовольства, выслушивают клиентов, их проблемы и помогают быстро решать спорные ситуации. Умение понимать чувства человека влияет на навык общения, умение успокоить людей, выслушать или дать им необходимый отклик. Определить потребности. Маркетолог при анализе целевой аудитории должен понимать потребности своих клиентов. Если человек умеет поставить себя на место другого, осознать его чувства, не перенимая их на себя, то он будет понимать мотивацию своего покупателя. Для того чтобы построить грамотную рекламную кампанию, понимать мотивацию ЦА необходимо. Сделать контент персонализированным. Благодаря эмпатии, можно создавать контент подходящий для людей и затрагивающий сферу интересов каждого. Кроме того, можно говорить с аудиторией на их языке, не навязывая продажи, а объясняя выгоды приобретения любого товара. Мотивировать к покупке. Понимая собственную мотивацию, также друзей, родных или коллег, человек учится мотивировать клиентов к покупке. Это выгодно для бизнеса. Переживания влияют на бизнес, так как бизнес строят люди, а они часто зависят от своего внутреннего состояния. При развитии эмоционального интеллекта в бизнесе улучшаются показатели эффективности. Потому что тогда в бизнесе рабочие процессы настроены, коллеги понимают друг друга и поддерживают, работа с клиентами идёт через эмпатию. Как развить эмоциональный интеллект Развитие эмоционально интеллекта — долгий процесс саморазвития, в котором нужно накопить достаточно опыта, чтобы разбираться со своими и чувствами. Кроме того, нужно осознать, что у всех людей разный уровень EI и каждый человек реагирует на любые ситуации по-своему. Для того, чтобы развить эмоциональный интеллект человек может обратиться на терапию или к коучу. Такое обращение к психологу уместно, желание научиться понимать свои эмоции — частый запрос, с которым приходят. Если вы хотите начать работать со своим эмоциональным интеллектом самостоятельно, то можете следовать некоторым приёмам. Начните называть и различать свои эмоции. Те, кто смотрел мультфильм «Головоломка» помнят, что у девочки были разные, в том числе сложные эмоции. Научиться их различать можно называя, даже записывая переживания, которые возникают. Есть «Эмоциональный круг», в нём написаны называния чувств и эмоций, которые человек испытывает. Записывая каждое название, человек привыкает их разделять. Повышение уровня сложности — записывать чувства и мысли из-за которых возникли чувства.
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Важно понимать, что базовыми эмоции называют из-за их врожденного происхождения, а, значит, избавиться человеку от них не получится. Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять. Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними. И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них. Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности.
В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку. Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции. За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции. В отличие от животных человек способен испытывать чувства благодаря своему мышлению, воображению и фантазиям. Мы чувствуем, потому что мыслим. Несмотря на богатство переживаний, доступных человеку, разобраться и выразить свои чувства и эмоции доступно не каждому.
Поскольку высокий ЭИ — это обладание конкретными знаниями и навыками, то они предопределяют успешную коммуникацию в разных ситуациях. Например, умение утешить близкого человека, когда тот расстроен. По мнению Р. Робертса, Дж. Мэттьюса, М. Зайднера и Д. Люсина, такие навыки аналогичны когнитивным. Приобретение и реализация эмоциональных навыков облегчаются, если есть уверенность в своей эмоциональной компетентности. Такие навыки могут быть открытыми или скрытыми. Последние можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, открытые — с теоретическими представлениями об эмоциях Ackerman, 1996. Конечно, знания и навыки в эмоциональной сфере играют положительную роль в адаптации. Важно, чтобы они соответствовали конкретной ситуации. Эмоциональная модель Основную модель эмоционального интеллекта предложили Дж. Мэйер и П. Сэловей например, Mayer, Salovey, 1997. Ее структуру составляет набор способностей, имеющих отношение к переработке информации. Они представлены в виде четырех «ветвей»: 1 восприятие эмоций; 2 повышение эффективности мышления с помощью эмоций; 3 понимание эмоций; Модель эмоций Подробнее можно представить как способность к распознаванию и выражению эмоций первая «ветвь» необходима для формирования эмоций и решения задач вторая «ветвь».
Существующие схемы EQ имеют ряд различий: психологи Сэловей и Майер включают способность к адаптации и управление стрессом, тогда как Гоулман расширяет свою модель, добавляя в нее эмпатию и мотивацию. Однако, несмотря на все различия, авторы отводят первое место в модели EQ самосознанию - краеугольному камню идеи эмоционального интеллекта. Не умея познать себя, человек не способен к пониманию и познанию других. Именно с самосознания начинается развитие EQ. Дэниел Гоулман Определение эмоционального интеллекта схоже у различных авторов и включает в себя способность человека распознавать свои и чужие намерения, мотивацию и желания, управление ими для решения практических задач. Несмотря на название, справедливым будет заметить, что помимо эмоций, психические переживания человека состоят из богатой палитры чувств. Умение распознавать последние и отличать их от эмоций также является признаком развитого эмоционального интеллекта. Какова природа эмоций? С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Важно понимать, что базовыми эмоции называют из-за их врожденного происхождения, а, значит, избавиться человеку от них не получится. Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять. Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя.
Для вас не являются тайной собственные сильные и слабые стороны. Вы умеете применять первые для развития компании и управлять вторыми, не позволяя им мешать делу. К примеру, ваш лучший сотрудник, на котором держится конструкторский отдел, абсолютно бестактен. Человек с низким EQ станет обижаться и мстительно уменьшать каждый раз премию некоммуникабельному интроверту. К чему приведет такой подход, очевидно. А руководитель с развитым EQ поможет важному для успешной работы специалисту наладить общения с коллективом. В некоторых случаях достаточно поговорить. Иногда целесообразно привлечь специалиста, который поможет конструктору и другим членам команды научиться общаться. Средства здесь вторичны. Важно понимать проблему и иметь представление о том, как можно ее разрешить; Вы умеете управляться со своими эмоциями. Для этого нужно научиться определять саму эмоцию грусть, злость, раздражение, тревога и ее причины. Если человека тревожит что-то смутное, негативное, но он не понимает, что это и откуда пришло, он не сможет справиться. А значит будет вольно или невольно выплескивать отрицательные эмоции на других людей. При этом важно понимать, что пытаться совсем не реагировать на негатив бессмысленно и неправильно. Мы неизбежно обижаемся, расстраиваемся. Стремиться «отключить» живые человеческие реакции не нужно. Важно уметь правильно реагировать. Если сотрудник негативно отозвался о новшестве в компании, следует попытаться понять причины недовольства. Разобравшись, в чем проблема, ее можно будет легко решить. Если сотрудники демонстрируют плохо скрываемое недовольство, руководитель с высокоразвитым эмоциональным интеллектом сможет распутать проблему, а человек с низким EQ только запутает ее еще больше; Вы умеете нейтрализовывать негативных людей. Увы, но без специальной подготовки почти невозможно контролировать ситуацию, имея дело с токсичными людьми. Неподготовленный человек быстро отдаст ситуацию во власть раздражения и других собственных отрицательных эмоций.