Вечернее богослужение совершается накануне праздника, а утреннее — собственно в день праздника утром. (В прошлом часы читались в соответствующее время дня: первый час – в 6.00, третий час – в 9.00, шестой час – в полдень, девятый час – в 15.00. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет.
Общее расписание богослужений
- Что происходит в алтаре, когда читают часы?
- Что такое часы в православном богослужении? — православная социальная сеть «Елицы»
- Время и богослужение
- Структура и практика служб
- Суточный круг Богослужений
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба
Эти правила, которые стольким кажутся устарелыми, второстепенными, на самом деле показывают основной принцип православной богослужебной духовности: Евхаристия всегда — конец приготовления и завершение ожидания; а т. Поэтому именно эти дни Великого поста выбраны для Причащения, которое, как мы уже сказали, является главным оружием в великопостной духовной борьбе. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием Причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; цель этого подвига становится радостью ожидания вечернего Причащения. Каким серьезным и важным становится день… Каким серьезным и важным становится день, который я должен провести в обычных занятиях, но который весь проходит во свете приближающейся встречи с Христом; как все то обычное и незначительное, заполняющее мое ежедневное существование, то, к чему я привык и на что не обращаю никакого внимания, приобретает новое значение. Всякое слово, сказанное мной, всякое действие, всякая мысль, приходящая мне в голову, становятся важными, единственными, непреложными; или они по существу связаны с ожиданием Христа, или противоречат ему.
Само время, которое мы обычно так легко тратим, приобретает свое настоящее значение, как время либо спасения, либо погибели. Вся наша жизнь становится тем, чем она стала после пришествия Христа на землю: вознесением к Нему или уходом от Него во тьму и погибель. Нигде лучше и полнее не раскрывается значение поста Действительно, нигде лучше и полнее не раскрывается значение поста, как в эти дни вечернего Причащения, значение не только Великого поста, но и всей Церкви и христианской жизни в целом. Во Христе вся жизнь, время, история, сам космос стали ожиданием, приготовлением, надеждой, вознесением.
Христос уже пришел, но Царство Его ещё впереди! На земле, «в мире сем», мы можем только предвкушать славу и радость Царства Небесного; однако в Церкви мы покидаем «мир сей» и духовно встречаемся со Христом за Его трапезой, созерцая в тайниках своего сердца Его нетварный свет и славу. Это предвкушение, однако, дается нам для того, чтобы мы, возлюбив Царство Божие, чаяли совершеннейшего общения с Богом в грядущем «невечернем дне». Мы чаем вечера этой земной жизни И каждый раз, как бы в предварение вкусив «мира и радости Царства Небесного», мы возвращаемся в земную жизнь, и опять перед нами длинный, узкий и трудный путь.
Из праздника мы возвращаемся в жизнь поста, в жизнь приготовления и ожидания.
Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. На каждом Часе читаются псалмы по три на каждом.
При этом от последования обычного часа сохраняется по одному псалму, тогда как два другие заменяются по следующим правилам: на 1-м часе всегда остается начальный псалом 5 , тогда как на остальных часах сохраняются заключительные псалмы соответственно на 3-м — 50, на 6-м — 90, на 9-м — 85. Для примера: в Великую Пятницу на часах положены следующие псалмы: 1-й час: Пс. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.
Пятидесятница — это окончание домостроительства нашего спасения, и следующие праздники — Неделя Всех святых, Неделя Всех русских святых и т. Это название означает собрание ирмосов. На греческом означает «сцепление», «соединение», «связь». Ирмологий содержит ирмосы, собранные из различных богослужебных книг и соединенные по системе гласов: все ирмосы 1-го гласа, 2-го гласа и т. В нем содержатся все величания и избранные псалмы. Это книга, которая используется при совершении отдельных служб треб. В Требнике содержатся величайшие таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; есть там и панихиды, отпевания, разные чины освящения. Эта книга не используется непосредственно для богослужения, но является своего рода уставом совершения богослужений: содержит дисциплинарную и богослужебную части. Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги. На практике при подготовке к той или иной службе не обязательно использовать сам Типикон в его оригинале.
Существуют книжные издания, так называемые Богослужебные указания, которые содержат соответствующие указания составленные в соответствии с требованиями Типикона на каждый день седмицы. Также есть электронные версии богослужебных указаний, например, на сайте rop. Собственно, если задуматься, то все богослужение — это есть одно большое песнопение. Понятно, что церковными песнопениями принято считать молитвы, тексты, исполняемые на определенную мелодию гласовую либо по нотам , то есть имеющие определенную музыкальную структуру. Однако, возьмем те тексты и молитвы, которые положено читать, которые произносятся священником, дьяконом, чтецом. Как они читаются? Они читаются на определенной ноте. Подтверждением певучести читаемых текстов также является Псалтирь. В отношении ее употребляется словосочетание «петь псалмы», именно петь, а не читать. Безусловно, это связано, в том числе и с историей, когда пение псалмов сопровождалось музыкальными инструментами.
Если мы посмотрим на «названия» некоторых псалмов Псалтири, то увидим, что там есть указания «начальнику хора» напр. Это указание было предназначено для того, кто управлял хором, чтобы знать, как исполнять тот или иной псалом. Но ведь и по сей день псалмы положено читать на определенной ноте, окончания при этом как бы тянутся, поются. Такое чтение называется чтение на распев. Возгласы священников тоже произносятся на определенной ноте и певуче. При этом песнопения на клиросе, возгласы и чтения должны быть согласны с музыкальной точки зрения. Священник начинает первый возглас на определенной ноте, а регент при этом должен задать тон от ноты, на которой был произнесен возглас священника. Чтения кафисм или другие чтения должны оставаться в заданном тоне. Также как и песнопения службы должны подбираться созвучные друг другу. В этом смысле, все, что происходит в церкви во время богослужения, является своего рода единым музыкальным произведением, единой песнью Богу.
А гармоничность этой песни зависит от всех участников богослужения, в том числе и от тех, кто не участвует непосредственно в чтении или пении. На практике, к сожалению, не всегда возможна такая музыкальная гармония. Но хуже всего, когда службу омрачает не то, чтобы отсутствие определенных музыкальных способностей певчих, чтецов, а несерьезное отношение к богослужению, к чтению, пению на клиросе. Для сравнения возьмем иных певцов, которые не поют церковные песнопения например, оперные или эстрадные. Сколько они сил и энергии тратят, чтобы подготовиться к выступлению. А для кого их выступления?
Священник с диаконом, после молитв пред царскими вратами об очищении их от грехов и о даровании им сил на предстоящее служение, входят в алтарь и облачаются во все священные одежды. Облачение оканчивается омовение рук в знак душевной и телесной чистоты, с которой они приступают для служения литургии. Проскомидия совершается на жертвеннике. Священник выделяет копием из просфоры кубическую часть, потребную для совершения таинства, с воспоминанием пророчеств, относящихся до Рождества Христова и страдания Иисуса Христа. Эта часть просфоры называется Агнец, потому что он представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа подобно как до Рождества Христова представлял Его агнец пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от погибели в Египте. Агнец полагается священником на дискосе в память спасительной смерти Иисуса Христа и снизу надрезается на четыре равные части. Потом священник вонзает копие в правую сторону Агнца и вливает в потир вино соединенное с водою в воспоминание того, что, когда Господь находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзенного ребра истекла кровь и вода. Церковная песнь поет: идеже Царь приходит, тамо и чин Его. Поэтому Агнец окружается многими частицами, вынутыми из других просфор в честь и славу Пресвятой Богородицы и святых Божиих человеков, и в память всех людей, как живых, так и умерших. Царица небесная, Пресвятая Богоматерь ближе всех святых находится к престолу Божию и непрестанно молится за нас грешных; в знамение этого из второй просфоры, приготовленной к проскомидии, вынимается священником часть в память Пресвятой Богородицы и полагается по правую сторону Агнца. После этого с левой стороны Агнца полагаются 9 частей, изъятых из 3-й просфоры в память 9 чинов святых: а Предтечи Господня Иоанна, б пророков, в апостолов, г святителей, послуживших Богу в архиерейском сане, д мучеников, е преподобных, достигших святости жизнию в св. При этом священник молится, чтобы Господь, по молитвам всех святых, посетил людей. Из четвертой просфоры вынимаются части за всех православных христиан, начиная с государя. Из пятой просфоры берутся части и полагаются с южной стороны Агнца за всех умерших в вере Христовой и надежде на жизнь вечную по смерти. Просфоры, из которых вынуты части для положения оных на дискосе, в память святых и православных христиан, живых и умерших, достойны благоговейного к ним отношения с нашей стороны. Церковная история представляет нам много примеров, из которых мы видим, что христиане, с благоговением вкушающие просфоры, получали от Бога освящение и помощь в болезнях душевных и телесных. Преподобный Сергий, будучи в малолетстве непонятливым в науках, чрез вкушение части просфоры, данной ему одним благочестивым старцем, сделался очень умным мальчиком, так что опередил в науках всех своих товарищей. В истории соловецких иноков рассказывается, что когда просфору, лежавшую случайно на дороге, хотел проглотить пес, то огонь вышел из земли и тем сохранил просфору от зверя. Так Бог охраняет Свою святыню и этим показывает, что мы должны с великим благоговением относится к ней. Вкушать просфору нужно прежде другой пищи. Поминать за проскомидией живых и умерших членов Церкви Христовой для них очень полезно. Частицы, вынимаемые из просфор на божественной проскомидии за поминаемые души, погружаются в животворящую кровь Христову, а кровь Иисуса Христа очищает от всякого зла и сильна вымолить у Бога Отца для нас все потребное. Блаженной памяти святителя Филарета, митрополита московского, однажды пред тем, когда он готовился служить литургию, в другой раз, пред самым начатием литургии, просили помолиться о некоторых болящих. На литургии он вынимал части из просфор за сих болящих, и они, вопреки приговору врачей к смерти, выздоравливали "Душепол. Григорий Двоеслов рассказывает, как известному в его время благочестивому священнику явился один умерший и просил помянуть его за обеднею. К этой просьбе явившийся прибавил, что если священная жертва облегчит его участь, то он уже в знак этого не явится более ему. Священник исполнил требование, и нового явления не последовало. Во время проскомидии читаются 3 и 6 часы, чтобы занять мысли присутствующих в храме молитвою и воспоминанием о спасительной силе страданий и смерти Христовых. Когда совершится поминовение, проскомидия оканчивается тем, что на дискос полагается звездица, и он и потир закрываются покровцами общею пеленою, называемою воздухом. При сем бывает каждение жертвенника и читается священником молитва, чтобы Господь помянул всех принесших свои дары из хлеба и вина к проскомидии и тех, за которых принесены оные. Проскомидия напоминает нам два главных события в жизни Спасителя: Рождество Христово и смерть Христову. Поэтому все действия священника и вещи, употреблявшиеся на проскомидии, напоминают и Рождество Христово и смерть Христову. Жертвенник напоминает и Вифлеемскую пещеру и Голгофскую погребальную пещеру. Дискос знаменует как ясли родившегося Спасителя, так и гроб Господень. Покровцы, воздух служат напоминанием пелен как младенческих, так и тех, в которых был погребен умерший Спаситель. Каждение знаменует ладан, принесенный волхвами родившемуся Спасителю, и те ароматы, которые употреблены, были при погребении Господа Иосифом и Никодимом. Звездица знаменует звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Литургия оглашенных Верующие приготовляются к таинству причащения за второю частью литургии, которая называется литургиею оглашенных. Этой части литургии такое название усвоено потому, что к ее слушанию, кроме крещеных и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т. Готовящиеся к крещению и кающиеся, не допускаемые до причащения. Тотчас по прочтении часов и совершении проскомидии литургия оглашенных начинается прославлением царства Пресвятой Троицы. Священник в алтаре на слова диакона: благослови, владыко, отвечает: благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь. За этим произносится великая ектения. После нее в обыкновенные дни поются два изобразительные псалма 142 и 145, разделяемые малою ектеньею. Эти псалмы называются изобразительными потому, что они весьма ясно изображают милости Божии, явленные для нас Спасителем мира, Иисусом Христом. В двунадесятые Господские праздники вместо изобразительных псалмов поются антифоны. Так называются те священные песни из псалмов царя Давида, которые поются попеременно на обоих клиросах. Антифонное, т. Игнатию Богоносцу, жившему в первом веке по Рождеству Христову. Сей св. Антифонов - три в честь св. Первые два антифона отделяются малыми ектеньями. В обыкновенные дни после второго изобразительного псалма, а в двунадесятые Господские праздники после второго антифона, поется умилительная песнь Господу Иисусу: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно истинно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Эта песнь составлена в пятом веке по Рождеству Христову греческим императором Юстинианом в опровержение ереси Нестория, который нечестиво учил, что Иисус Христос родился обыкновенным человеком, а божество соединилось с Ним во время крещения, и что поэтому Пресвятая Матерь Божия не есть, по его лжеучению, Богородица, а только христородица. Когда поется 3-й антифон, а в обыкновенные дни - когда читается учение Спасителя о блаженствах, или блаженны, в. В преднесении горящей свечи диакон выносит чрез северную дверь из алтаря на амвон св. Евангелие и, испрашивая у священника, стоящего на амвоне, благословение на вход в алтарь, говорит в царских вратах: премудрость, прости! Так совершается малый вход. Он напоминает нам Иисуса Христа, явившегося с проповедью св. Свеча, носимая пред св. Иоанна Предтечу, который приготовлял народ к достойному принятию Богочеловека Христа, и которого Сам Господь наименовал: светильником горящим и светящим. Открытые царские врата означают врата небесного царства, которые открылись пред нами вместе с явлением в мир Спасителя. Слова диакона: премудрость, прости, имеют в виду указать нам на глубокую мудрость, заключенную в св. Слово прости приглашает верующих к благоговейному стоянию и поклонению Спасителю мира Господу Иисусу Христу. Посему-то тотчас после возгласа диакона и хор поющих убеждает всех воздать поклонение Совершителю спасения мира. Приидите поклонимся, поет хор, и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти аллилуиа. Легкомысленно поступил бы тот, кто на призыв св. Церкви не ответил бы низким поклонением своему великому благодетелю Господу Иисусу Христу. Наши благочестивые предки при пении этого стиха все повергались на землю, даже и сами Боговенчанные Всероссийские Государи наши. После тропаря и кондака празднику или святому дневному диакон у местной иконы Спасителя молится: Господи спаси благочестивыя и услыши ны. Благочестивые - это все православные христиане, начиная с лиц Царствующего Дома и Святейшего Синода. За этим диакон становится в царских вратах и, обратившись к народу, говорит: и во веки веков. Эти слова диакона служат дополнением возгласа священника, который, благословляя диакона воздать хвалу Богу пением Трисвятого, говорит пред словами Господи спаси благочестивыя возглас: яко свят еси Боже наш и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну и Святому Духу ныне и присно. Обращение диакона к народу в сие время указывает всем молящимся на время пения Трисвятой песни, которая должна быть воспеваема немолчными устами и во веки веков! Хор поет: Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас. Замечательно происхождение этой священной песни. В городе Константинополе было сильное землетрясение; верующие совершали молебствие на открытом воздухе. Вдруг один мальчик из народной топы был поднят бурею на небо, и там он услышал пение св. Троицу, воспевали: святый Боже, святый Крепкий сильный, всемогущий , святый Безсмертный! Спустившись невредимым, мальчик объявил народу о своем видении, и народ стал повторять ангельскую песнь и прибавлять помилуй нас, и землетрясение остановилось. Рассказанное событие случилось в пятом веке при патриархе Прокле, и с этого времени Трисвятая песнь введена была во все богослужения православной Церкви. В некоторые дни, как, например в субботу Лазареву, в Великую субботу, в дни Светлой недели, в Троицын день и в сочельники Рождества и Богоявления вместо Трисвятого поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа! Это пение напоминает нам время первенствующей Церкви, когда в сии дни совершалось крещение оглашенных, которые из язычества и иудейства переходили в православную веру Христову. Давно это было, а песнь эта поется доныне, затем, чтобы напомнить нам о тех обетах, которые мы дали Господу при св. В день Воздвижения Креста Господня и Великим постом в воскресенье недели 4-й, крестопоклонной, вместо Трисвятого поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. За Трисвятою песнею; после прокимна, следует чтение апостольских посланий, которыми они просветили мир, когда обошли всю вселенную, чтобы научить ее истинной вере в св. Каждение при сем показывает, что апостольское проповедание слова Божия наполнило благоуханием Христова учения всю вселенную и изменило воздух, зараженный и испорченный идолопоклонством. Священник сидит у горнего места, означая Иисуса Христа, посылавшего перед Собою на проповедь апостолов. Прочим людям сидеть в сие время нет основания, разве за великою немощью. Чтение божественных дел Христовых предлагается нам из Его евангелия вслед за посланиями апостольскими, дабы мы научились подражать Ему и любить нашего Спасителя за Его неизреченную любовь, как дети отца своего. Евангелие нужно слушать с таким великим вниманием и благоговением, как бы мы видели и слушали Самого Иисуса Христа. Царские врата, из которых мы слышали благую весть о Господе нашем Иисусе Христе, закрываются, и диакон снова приглашает нас сугубою ектеньею к усиленной молитве к Богу отцов своих. Время приближается к совершению святейшего таинства причащения. Оглашенные, как несовершенные, не могут быть при сем таинстве, и вот поэтому они скоро должны оставить собрание верных; но прежде за них молятся верные, дабы Господь просветил их словом истины и соединил с Своею Церковию. Когда диакон за ектеньею об оглашенных говорит: оглашении, главы ваша Господеви приклоните, то верные не обязываются преклонять своих голов. Это обращение диакона прямо относится к оглашенным, если они стоят в церкви, в знак того, что Господь благословляет их. Во время ектеньи об оглашенных развивается на св. Повелением оглашенным выйти из церкви оканчивается вторая часть литургии, или литургия оглашенных. Литургия верных Начинается самая важная часть обедни - литургия верных, когда Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь пищу верным. Какую чистую совесть потребно иметь всякому молящемуся в сие время! Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом Так велико молитвенное настроение должно быть в молящихся. После двух кратких ектений отверзаются царские врата, Церковь внушает нам уподобится св. Таинственно изображая херувимов и воспевая Трисвятую песнь Животворящей Троице, отложим всякую заботу о житейском, чтобы поднять Царя всех, которого невидимо ангельские чины носят, как бы на копьях дори с песнею: аллилуия! Эта песнь называется Херувимскою, как от первых начальных ее слов, так и потому, что она заканчивается песнею херувимов: аллилиа. Слово дориносима изображает человека, которого охраняют и сопровождают телохранители-копьеносцы. Как царей земных в торжественных шествиях окружают телохранители-воины, так Господу Иисусу Христу, Царю небесному, служат чины ангельские, воины небесные. Великий вход Среди Херувимской песни совершается так называемый великий вход, или перенесение приготовленных на проскомидии св. Диакон на голове своей чрез северную дверь несет дискос с св. Агнцем, а священник - потир с вином. При этом вспоминаются ими по очереди все православные христиане, начиная с Государя Императора.
1. Древнее “часомерие”
- Время и богослужение
- История возникновения Божественной литургии
- Суточный круг Богослужений
- Отзывы и комментарии
Часы (церковная служба)
Православная вечерняя служба. Согласно Церковному Уставу (Типикону), все богослужения суточного круга должны совершаться отдельно друг от друга в течение дня и ночи – по определённому расписанию, через каждые несколько часов. Азы православия: церковное богослужение. Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (суда, страданий и смерти Спасителя) и Сошествия Святого Духа на апостолов. Царские часы Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ! Уважаемые подписчики и зрители! Канал существует на частные пожертвования, и мы будем благодарны вам за любую финансовую помощь, для. Иногда богослужение часов распределяется между прочими видами служб. Суточный богослужебный круг, суточный круг богослужения(-ий) в православии — цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток.
Время и богослужение
Великопостные[ править править код ] Последование неизменяемая основа великопостных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: кафизмы — в Псалтири , прокимны, паремии и иногда тропари с кондаками — в Триоди Постной, при вычитке используется богослужебное Евангелие. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы , в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы , в среду и пятницу Сырной седмицы если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником , а также на аллилуйных богослужениях в будничные дни малых постов. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении со вседневными часами свои особенности. На каждом часе после чтения трёх положенных псалмов читается рядовая кафизма за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великий понедельник , в Великий вторник и в Великую среду , На каждом часе троекратно с двумя стихами поётся постовой тропарь часа, с земными поклонами, На первом часе после богородична часа стихи часа, поются стихи часа с повторами: «Стопы моя направи по Словеси Твоему:.. Последование царских часов накануне Рождества Христова [3] и Богоявления [4] целиком находится в Минее под соответствующими датами.
Последование царских часов Страстной Пятницы целиком находится в Триоди Постной [5].
Этому же правилу следовали и все российские самодержцы. У нас нет монархии, но и сегодня в канун главных христианских праздников Рождества Христова, Крещения и Воскресения Господа нашего служатся царские часы. Потому что на каждом богослужении в храмах незримо присутствует Царь Небесный. Царские часы совершаются в Рождественский и Крещенский сочельники 6 и 18 января , и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — в воспоминание Страстей Господних. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о соответствующем событие, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
На практике же, даже в монастырях не всегда возможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам. Что означают часы 34 Тексты третьего часа по нашему времени это 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов. Шестой час по нашему времени это полдень посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана со свидетельством Евангелия от Матфея о времени крестный казни Спасителя. Довольно часто третьему и шестому часам примыкает девятый час по нашему времени 3 часа по полудни , который посвящен воспоминанию о смерти Господа на кресте в соответствии с евангельской хронологией. Виды часов на богослужении Часы бывают вседневные, великопостные, Великие Царские и пасхальные. Службы часов совершаются в большинстве дней года и потому называются вседневными. Во время Великого поста совершаются великопостные часы.
Также как и песнопения службы должны подбираться созвучные друг другу. В этом смысле, все, что происходит в церкви во время богослужения, является своего рода единым музыкальным произведением, единой песнью Богу. А гармоничность этой песни зависит от всех участников богослужения, в том числе и от тех, кто не участвует непосредственно в чтении или пении. На практике, к сожалению, не всегда возможна такая музыкальная гармония. Но хуже всего, когда службу омрачает не то, чтобы отсутствие определенных музыкальных способностей певчих, чтецов, а несерьезное отношение к богослужению, к чтению, пению на клиросе. Для сравнения возьмем иных певцов, которые не поют церковные песнопения например, оперные или эстрадные. Сколько они сил и энергии тратят, чтобы подготовиться к выступлению. А для кого их выступления? Для людей. Спрашивается, почему же тогда, когда речь идет о пении Богу, о пении Тому, Кто выше всех людей, Кто создал этот мир, все и всех, что в нем, встречается, зачастую такое несерьезное отношение? Спевки зачастую не проводятся, потому что регент не проявляет инициативу либо, потому что на эти спевки просто не собрать самих певчих. Они как в той евангельской притче Лк, гл. В результате, страдает богослужение, в сторону клироса начинают посматривать прихожане, и что самое ужасное, иногда даже священнику приходиться отрываться от молитвы и делать замечания клирошанам. Неужели в этот момент не сгорает совесть от стыда и не хочется ли сделать все, только чтобы еще раз такой ошибки не повторить? Дорогие певчие и чтецы, задумайтесь, а как лично вы относитесь к подготовке к службам. Может быть, все-таки стоит пожертвовать какими-то своими делами и уделить время подготовке к службе. Ведь это не для кого-нибудь, а для Самого Господа. А сколько радости и благодарности вы увидите потом в глазах священника и прихожан, после правильно и благоговейно спетой службы. К чтецам написанное может относиться в той части, что часто приходиться слышать неправильно произнесенные ударения. Но, если вы заметили, что ошиблись в ударении, стоит после службы уделить внимание тем словам, с которыми бывают проблемы с ударениями, чтобы в следующий раз прочитать правильно. Поначалу ошибаются все новички, но почему-то не все считают должными исправляться и совершенствоваться. Так будем же уделять должное время Господу, отодвигать остальные дела на второй план. И увидите, Господь обязательно вознаградит за ваши жертвы. Но вернемся непосредственно к литургике. Единственный текст, который не поется в рамках богослужения, это проповедь. Тексты и песнопения служб подразделяются на изменяемые и неизменяемые. Неизменяемые песнопения — это те, текст которых не зависит от конкретной службы и остается неизменным, например, «Свете Тихий», «Ныне отпущаеши», «Символ веры», «Отче наш». Изменяемые соответственно — это те песнопения, текст которых может меняться стихиры, тропари и пр. Изменяемые песнопения зависят от дня седмицы и дня года. Песнопения могут быть - - имеющие указание гласа; - не имеющие указание гласа. Именно гласовые песнопения составляют основу богослужения. В современной практике, к сожалению, не все регенты придерживаются традиции максимального использования в службах гласовых песнопений, возможно, желая тем самым внести разнообразие, поскольку петь постоянно на один и тот же глас, может показаться скучным. Однако, при этом, видимо, либо забывают либо не знают о том, что даже разнообразных напевов одного какого либо гласа существует несчетное множество. Такие напевы никак не будут являться однообразными, и поскольку они построены в допустимых рамках гласового песнопения музыкальной структуры песнопения , они не будут являться сложными для разучивания певчими. Также на практике не всегда поют стихиры на положенные по уставу так называемые Подобны, соответствующие определенным гласам. Если открыть, например, Минею возьмем 01.
Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
Иногда богослужение часов распределяется между прочими видами служб. Суточный богослужебный круг, суточный круг богослужения(-ий) в православии — цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток. Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточным кругом богослужения называются службы, которые совершаются ежедневно в течение суток.
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
Чтобы было желание ходить на богослужение, в первую очередь нужна живая вера, тогда человек захочет выразить ее в молитвах и гимнах на богослужении. Часы – это краткие богослужения, которые проводятся в православных храмах в течение дня. Девятый час является завершающей службой суточного круга и часто присоединяется к богослужению вечера, непосредственно перед Вечерней. В православной церкви часы — это особая форма богослужения, которая проводится в определенное время суток. Среднее время богослужения длится от часа до трех часов и больше в зависимости от праздника, количества верующих, наличия или отсутствия причастия, исповеди, елеопомазания. Девятый час является завершающей службой суточного круга и часто присоединяется к богослужению вечера, непосредственно перед Вечерней.
Изучаем чинопоследование часов
В результате реформы, осуществленной после 2-го Ватиканского собора см. Суточный круг богослужений открывается Предначинанием Invitatorium , за которым следуют Хвалы утренние Laudes Matutinae; в среде русских католиков именуется просто «Утреней см. К ней может также присоединяться Час чтений см. В середине дня совершается Дневной Час Hora media , который, в зависимости от времени, когда его совершают, может называться Часом третьим ок. Ранним вечером совершается Вечерня см. Богослужения суточного круга в латинском обряде содержат ряд постоянных структурных элементов, входивших в них еще в раннее средневековье; к их числу относятся: Псалмодия Psalmodia , содержащая псалмы или песни Canticum из Ветхого и Нового Завета; антифоны см. АНТИФОН — строфы, обрамляющие псалмы или песни либо повторяющиеся между их стихами; чтение Lectio , которое остается кратким на всех литургических часах, кроме часа чтений однако на великих часах краткое чтение может быть заменено пространным ; ответ на слово Божие Responsio ad Verbum Dei ; песнь из Нового Завета постоянная для завершения Утрени, Вечерни и Повечерия; заключительная молитва [часа] Oratio [conclusiva] Horae , меняющаяся в зависимости от часа, дня недели или дня церковного года. Часовые службы в латинском обряде включают в себя постоянный для каждого Часа гимн, 3 псалма с антифонами, краткое чтение и заключительную молитву разница между дособорным и послесоборным Часом незначительна; однако изменяемые части варьируются не с недельной периодичностью, а с четырехнедельной, за исключением заключительных молитв, у которых периодичность двухнедельная. Тем не менее, 4 часовых службы в течение дня сведены в сущности к одной на выбор; Час первый сравнительно позднего происхождения вовсе упразднен.
С 1568 переиздавался неоднократно. VI promulgatum. Liturgia Horarum iuxta Ritum Romanum. Editio typica.
В древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайской библиотеки VIII века, для 3 часа указываются нынешние псалмы, а также и тропари см. Скабаллановича, вып. При совершении шестого часа, который соответствует по нашему 12—ти часам дня, мы вспоминаем происшедшее в этот час распятие Господа на кресте посреди двух разбойников, надругательства воинов и мимоходящих над страдавшим Господом и тьму, покрывшую тогда землю. Сообразно с этим, положены и псалмы: 53—й «Боже, во Имя Твое спаси мя…» 54—й «Внуши, Боже, молитву мою…» и 90—й «Живый в помощи Вышняго…» В них приносится молитва Господу с упованием на помощь Его и пророчески указывается на предательство Иуды, на ненависть иудеев, искавших смерти Господа, на страдания Спасителя душевные и телесные, указывается и на мрак, который покрыл землю от шестого до девятого часа, а затем изображается счастье людей, обращающихся к помощи Божией. В древнейших рукописных Часословах псалмы 6—го часа совпадают с теперешними, как это указано выше, относительно 3—го часа. При совершении девятого часа вспоминается смерть Спасителя на кресте, колебание земли, восстание мертвых от гробов и прободение копием ребра Господня.
Сообразно с этим читаются псалмы: 83—й «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», 84—й «Благословил еси, Господи, землю Твою…» и 85—й «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя…» В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них, излагается пророчество об искуплении людей Господом и находится указание о сошествии Спасителя во ад. История происхождения 9—го часа тоже, как и другие часы: 1, 3, и 6, относится рядом церковных писателей, а также это можно наблюдать и по сохранившимся памятникам, к IV веку и последующему времени. Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш», особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час…» опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны…» или: «Молитвами святых отец наших…» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва. Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней.
Третий и Шестой часы являются дневными службами в течение дня , в нынешней практике, они, чаще всего, читаются перед Литургией и в это время совершается проскомидия приготовление веществ для Евхаристии с поминаниями людей.
В богослужениях периода Великого поста, в современной практике все часы служатся вместе один за другим, с присоединением «изобразительных». Виды Часов в современной богослужебной практике. Общая схема часа представляет собой следующее последование: - Трехпсалмие в каждом часе свои 3 псалма ; - Тропари дня с краткой библейской песней два-три стиха какого-либо псалма ; - Трисвятое по «Отче наш»; Кондак дня и 40 раз «Господи помилуй»; - Молитва «Иже на всякое время... На шестом часе после тропарей часа добавляется ветхозаветная паремия с прокимном отрывок текста Ветхого Завета, как правило, из книги пророка Исайи. Перед заключительной молитвой в конце каждого часа священник произносит молитву Ефрема Сирина с земными поклонами.
Великопостные тропари по содержанию указывают на основное смысловые темы каждого Часа: 1-й час — утренняя молитва, — «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Служатся особым образом посреди храма с открытыми царскими вратами, с каждением на каждом часе.
Из третьей «девятичинной» вынимается девять частиц в честь святых, эти частицы полагаются по левую сторону от Агнца, по три в ряд. Из четвертой вынимаются частицы за живых, полагаются ниже Агнца. Из пятой вынимаются частицы за умерших, и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Одновременно прочитываются «записки» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих. В завершение проскомидии иерей благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, покрывает дискос и потир двумя небольшими и одним большим покровцами «воздухом» , кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин. История Проскомидии Из истории: по описанию, данному в труде «Евхаристия» проф.
Постепенно процесс усложняется: упоминания о начертании креста, прободении, вынимании Агнца и иных действиях появляются у Николая Кавасилы ХIV в. Когда появились дополнительные, кроме агничной просфоры, установить трудно, но можно Афоно-Есфигменовский Илитарий ХIV в. Требовалось увеличение числа проскомидийных просфор, и по сей день их число может увеличиваться до семи при особом поминовении светской власти, отдельно от духовной В чем смысл Проскомидии Смысл Проскомидии не просто в том, чтобы подготовить все для Евхаристии.
Богослужение часов
Дословный перевод названия этой книги — Осьмогласник. Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из восьми частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами. Как уже указывалось, первый день церковной седмицы — это неделя. Седмица начинается со своей вершины, с дня, который может быть назван Пасхой. Седмица начинается с недели, а день, как мы знаем, начинается с вечера. Поэтому каждый глас будет начинаться со службы, которая называется «в субботу вечера», а кончается, естественно, службой «в субботу утра».
Значит, в субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа. Началом времени действия Октоиха в годовом круге является неделя Всех святых второе воскресение после Троицы , в земле российской просиявших Эта неделя всегда будет неделей 1го гласа. С этого времени Октоих является основной книгой до великопостных дней, когда уже вступает в свои права сначала Триодь постная, а затем с Пасхи — Триодь цветная. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни — значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Про время действия Триоди постной и цветной скажем главное: в будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте.
Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены также в Цветной Триоди. Про Минею было уже сказано достаточно. Назовем только виды Минеи: месячная, общая и праздничная. Не упоминавшаяся еще праздничная Минея не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Она представляет собой некую выборку из месячной Минеи, содержащей двунадесятые праздники — Господские и Богородичные, праздникик некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых. Триодь постная.
Эта книга содержит молитвословия великопостного цикла. Он начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, в течение которых Триодь Постная все больше и больше входит в богослужение. Затем наступает Четыредесятница в полном смысле этого слова — это 6 седмиц Поста и, наконец, совершенно особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица. Полунощница перед пасхальной заутреней — это последняя служба, которая служится по Триоди Постной. Триодь цветная. Она включает в себя молитвословия пасхального периода.
Это период богослужения Пасхи, Пасхальной седмицы и всего времени до Пятидесятницы и Недели Всех святых, когда совершается последняя служба Триоди Цветной. Пятидесятница — это окончание домостроительства нашего спасения, и следующие праздники — Неделя Всех святых, Неделя Всех русских святых и т. Это название означает собрание ирмосов. На греческом означает «сцепление», «соединение», «связь». Ирмологий содержит ирмосы, собранные из различных богослужебных книг и соединенные по системе гласов: все ирмосы 1-го гласа, 2-го гласа и т. В нем содержатся все величания и избранные псалмы.
Это книга, которая используется при совершении отдельных служб треб. В Требнике содержатся величайшие таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; есть там и панихиды, отпевания, разные чины освящения. Эта книга не используется непосредственно для богослужения, но является своего рода уставом совершения богослужений: содержит дисциплинарную и богослужебную части. Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги. На практике при подготовке к той или иной службе не обязательно использовать сам Типикон в его оригинале.
Сыграла роль и физическая усталость, и усталость информационная, я устала от обязаловки». За 25 лет ни разу ничего со слуха и без перевода не поняла». Мысль о том, что главное богослужение — литургия, оказалась для меня такой искусительной, что всенощные я забросила а на литургию чаще ходить не стала. И теперь понимаю, что внутренний настрой от этого пострадал». Так говорят прихожане с многолетним стажем о том, почему выбраться на всенощную становится все труднее. Священники отмечают, что в некоторых приходах вечером в субботу людей в последние годы стало заметно меньше. Кто-то связывает это с прошедшей пандемией: люди отвыкли ходить в храм на «необязательные» службы и так к ним и не вернулись, кто-то — с тем, что люди становятся все загруженнее, кто-то — с тем, что смысл всенощного бдения прихожанами не понят и недооценен. Противопоставить этой усталости — физической и моральной — можно прежде всего вдохновение, а оно появляется в том числе от целенаправленных усилий, считает священник петербургского храма иконы Неупиваемая чаша на Васильевском острове иерей Алексей Власов. На что обратить внимание, чтобы получать от всенощного бдения радость? Когда прихожанин просто стоит и ждет, это действительно скучно «Простой прихожанин что делает на богослужении? Просто стоит и чего-то ждет, соответственно, это не очень интересно, — размышляет отец Алексей. Надо службу «отстоять», есть такое выражение, тем самым как бы подтвердив свое аскетическое предстояние пред Богом. Но это не совсем подходит для людей неаскетического склада, какими является большинство наших современников. Сейчас люди ищут, скорее, вдохновения и смысла. Поэтому первое, о чем бы я призвал помнить, — что любое богослужение возникло как таинство предстояния перед Богом, и радость в нем изначально заложена. Само слово «бдение» кажется мне очень вдохновляющим, ведь оно говорит о готовности человека предстать перед Богом. Чтобы было желание ходить на богослужение, в первую очередь нужна живая вера, тогда человек захочет выразить ее в молитвах и гимнах на богослужении. Поэтому если идти на службу решительно не хочется, стоит задуматься — все ли в порядке в моих отношениях с Богом? Что такое всенощное бдение и как оно устроено Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне Литургии особо чтимых праздничных дней.
Суточный круг богослужений В Суточный круг входят те богослужения, которые совершаются в храме в течение суток. Всего их девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия. Начинается этот круг с вечерни подобно тому, как начинался «день» с вечера при сотворении Богом мира. Вечерня — совершаемая вечером служба в 4-5 часу после полудня , которой мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие — служба, отправляемая после ужина, перед сном в 7 часу после полудня. Полунощница — служба, совершаемая в полночь в 00:00 часов , в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Полунощница может отправляться в любой час ночи до утра. Сейчас повечерие и полунощница почти вышли из употребления на приходах и отправляются только в монастырях. Но мы с вами знаем великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского, совершаемое в первую неделю Великого поста, а также полунощницу перед Пасхальной заутреней. Утреня — служба, совершаемая утром в 4-5 часу после полуночи , перед восходом солнца, в которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Часы — это короткое богослужение, во время которого вспоминаются определенные события Священного Писания. История часов восходит к древней иудейской традиции, когда ночь условно делилась на 4 «стражи», а день — на 4 «часа», получившие название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого». В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению. Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
В некоторых храмах с 6 на 7 апреля проводятся всенощные бдения. Время богослужений зависит от внутреннего устава храма. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье? Дата празднования Вербного Воскресенья зависит от даты празднования Пасхи и определяется по лунно-солнечному календарю. Праздничные богослужения начинаются с вечерней службы и последующих всенощных бдений в Лазареву субботу. Лазарева суббота — день накануне Вербного Воскресенья. Во время вечернего богослужения обязательно освящаются вербные веточки. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Пасху?
Все зависит от внутреннего устава храма. Обязательно уточняйте время богослужений! Как правило, праздничные богослужения начинаются в субботу с вечернего богослужения 16:00-18:00. В некоторых храмах после вечерней службы проводят благословение куличей. Затем начинаются всенощные бдения с обязательным крестным ходом в 24:00. После бдений и утрени служится Божественная Литургия с последующим благословением куличей. Как правило, благословение происходит при первых лучах солнца.
Вечером в Светлое Христово Воскресение правится и вечерняя служба. Однако куличи уже не благословляются. Красивые поздравления с Пасхой можно найти по ссылке. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Радоницу? Значение праздника Радоница Радоница — особый праздник, который связывает прошлое и будущее. В этот день принято поминать усопших родных и близких. Радоница празднуется на девятый день после Светлого Воскресения.
Полная панихида служится либо после вечерней службы, либо после утренних богослужений — все зависит от внутреннего устава храма. Кроме того, уставами многих храмов предписывается совершать пасхальные заупокойные богослужения на городских кладбищах. Обязательно уточняйте время богослужений непосредственно в храме, который хотите посетить! Больше информации о Радонице здесь.
При редкости тогда списков Библии, храм был единственным местом, где можно было слышать и изучать ее, наиболее доступной школой богословия. Интересно, что памятники требуют посещения утреннего богослужения особенно от «умеющих читать»: может быть, последние более других пренебрегали этими собраниями, считая достаточным домашнее чтение Священного Писания. Каноны Египетские особенно отмечают широкое развитие проповеди недаром у них общая родина с Оригеном. Такой характер носит служба этого часа и теперь. Так, в сирийской редакции оно вечером указывает, кроме светильничного часа вечерни и «первого часа» ночи, соответствующего службе отхождения ко сну прочих памятников или нашему повечерию, еще двенадцатый час дня в качестве молитвенного, поставляя его пред светильничным. Отголоском этой практики является то, что в нынешнем коптском часослове «повечерие» предшествует вечерне. Арабская редакция «Завещания», опуская службу двенадцатого часа, имеет другую форму, отличающуюся от Канонов Ипполита и Египетских — именно первый час дня. Возможно, что на эту службу указывает и сирское «Завещание» словом «утром» если после него поставить запятую. Характерна та настойчивость, с которой «Завещание», но только в сирском тексте, требует наблюдения ночных часов молитвы; или потому что эти часы более пренебрегались, или по особой благоприятности их для молитвенного настроения. Некоторые древние часословы, как увидим впоследствии, имеют целую систему «ночных часов», уравнивая их в количестве с дневными и доводя то и другое количество порознь до 12» Скабалланович. Часы в Иерусалимском уставе Сведения о использовании чинопоследования часов можно найти также в «Путешествии ко святым местам» Peregrinatio ad loca sancta , приписываемом Сильвии Аквитанской, в котором описывается богослужение Иерусалимской церкви конца IV в. То же делается и на девятом часе, что на шестом … Особенно выдающимся между всем другим совершающимся является то, что псалмы и антифоны всегда поются подходяшие, как те, которые поются ночью, так, напротив, и те, которые утром; затем и поемые днем, в шестой, девятый часы и при вечерне, всегда так подходящи и осмысленны, что относятся к тому, что совершается…. Можно сказать что в IV веке, кроме утреннего и вечернего богослужения «наблюдались везде и установленные предшествующими веками молитвенные часы: третий, шестой, девятый начало, середина и конец пред рассветом ночи. Они тоже чтились если не общественным богослужением, то сложною, определенною молитвою молитвенным правилом , по крайней мере, у подвижников и в монастырях» Скабалланович. В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известно с IV века и принадлежит, как предполагают, преподобному Пахомию Великому. Первый час был также установлен в IV в. Преподобный Иоанн Кассиан писал, что первый час впервые появился в Вифлеемском монастыре, вследствие отделения этого молитвословия от ночного богослужения. Сделано это было для того, чтобы удержать монахов от длительного сна в промежутке между утреней и третьим часом. В состав первого часа были включены псалмы, входящие в чинопоследование утрени - 50, 62 и 89. Других сведений о развитии этого чина в тот период ничего не известно. Преподобный Иоанн Кассиан также сообщал, что третий, шестой и девятый часы в палестинских монастырях совершались в составе суточного богослужения, тогда как в Египте они совсем не совершались, «заменяясь непрерывною молитвою за рукоделием, чтобы не отрывать братию от последнего». Эта богослужебная книга предназначалась для келейного употребления. Чины, содержащиеся в нем, достаточно схожи с современными. Службы каждого часа состояли из псалмов, число которых различно для разных часов: для первого — 8, для третьего — 7, для шестого — 6, для девятого — 4, аллилуиа со стихами, тропари такого, как ныне для каждого часа, исключая первый , пред которым и после которого написан конец его, должно быть, служившие ему припевом; затем стих часа, такой как ныне то есть для десятого часа «Стопы моя» и т. В это время последование богослужений Западной Церкви уже в значительной степени отличалось от восточного. О последовании чинов в богослужении Западной Церкви в «Толковом Типиконе» написано следующее: «Для часов большинство аббатов назначают по 3 псалма, редко по 6 и по 12 Цезарий, Прп. Порядок службы различен у разных аббатств, не сходен с нынешним римским, но с отклонением от последнего по направлению к восточным чинам. По преп. Венедикту служба часа начинается стихом: «Боже в помощь мою вонми», гимн, 3 псалма отдельно sigillatim , а не под одною славою, чтение, стих, «Господи помилуй» и отпуст. В воскресенье на часах отделы 118 псалма гл. По Аврелиану на каждом часе для монахов 12 псалмов; а для монахинь 6; после псалмов гимн не пред псалмами, как у Венедикта и ныне, а после них, как у нас тропарь , второе чтение из Ветхого и Нового Завета, стих versiculum; ср. Богослужение часов в период расцвета Восточной Церкви. В сырные среду и пятницы, во все рядовые дни Великого поста, в Страстные понедельник, вторник, среду и пятницу, как указано в этих богослужбных книгах, Устав Великой Константинопольской церкви содержал последование особого чина тритекти, совершавшегося в 12 часов дня. Эта служба заменяла собой в том числе и все часы. Как пишет Симеон Солунский, она «имела и образ часов, откуда и название ее, и образ святой литургии». В Иерусалимском уставе часы имели достаточное распространение. Кроме часов Иерусалимский устав имел так же междочасия или почасия, которые развивались на основе чина 12-ти псалмов. В настоящее время известно только междочасие дневных часов. Оно совершается в монастырских богослужениях вслед за вседневным часом, который обычно присоединяется чтецом по окончании чтения часа. Таким образом, в IX в. На сегодняшний день последовательность для всех часов имеет одну и ту же схему: Обычное начало. Слава и ныне, аллилуиа. Тропарь часа, праздника или святого. Кондак праздника или Святого. Благословение священника. Заключительная молитва к Господу Иисусу.
Читаются Пасхальные часы только в течение Светлой седмицы. Пасхальные часы точнее, час обычно не читают, а поют. При этом вместо первого, третьего, шестого и девятого часов звучит один и тот же краткий набор радостных песнопений. Его же на Пасху и на Светлой седмице благочестивые православные христиане поют или читают вместо утренних и вечерних молитв. Текст Пасхальных часов содержится в Цветной триоди. Также он опубликован во многих изданиях молитвослова. Каждый из часов посвящен определенным событиям Священной истории: Первый час — соответствует 6 часам утра по современному исчислению времени. На нем вспоминается изгнание Адама и Евы из Рая, а также неправедный суд над Спасителем у иудейского архиерея Каиафы. В современной богослужебной практике Первый час обычно читают по завершении утрени, если она служится вечером. Третий час — посвящен Сошесствию Святого Духа на апостолов. Он соответствует нашим 9 часам утра, но на практике читается перед Литургией вне зависимости от времени ее начала , а Великим постом — перед Изобразительными.
Воскресение — воспоминание о Воскресении Спасителя. Понедельник посвящен ангелам. Вторник — воспоминание об Иоанне Крестителе и других пророках. Среда и пятница — постные дни, в них вспоминаются Крестные муки Спасителя. Также среда посвящается Божией Матери. Четверг — день воспоминания об апостолах и святителях. В субботу также вспоминаются апостолы, а еще — мученики, праотцы, пророки, праведные, преподобные и все святые. Также поминаются все усопшие православные христиане. Суточный круг — это девять последовательных Богослужений. Сюда входят вечерня и утреня, повечерие и полунощница, часы первый, третий, шестой, девятый , а также Литургия. Входит ли в суточный круг богослужения Литургия Божественной Литургией заканчивается суточный круг богослужения. Церковная служба Литургия, краткая суть с пояснениями Главное, что происходит на Литургии — это превращение обыкновенного в Христовы Тело и Кровь обычных хлеба и вина, а также Евхаристия — Причащение верных. Служба начинается с приготовления предметов, необходимых для Таинства Причащения, затем происходит подготовка к Таинству и само Причащение. Условно Божественная Литургия имеет в своем составе три части: 1. Для нее необходимы пять просфор это специальный хлеб для литургии. Они символизируют пять хлебов, которыми Иисус насытил 5 тысяч человек. Из каждой вынимаются символические частицы, и священник просит Господа благословить их. Также в чашу наливается смешанное с водой вино как символ того, что из ран Иисуса Христа изливались кровь и вода. Литургия оглашенных. На ней могут молиться крещенные верующие, а также только проходящие процесс приготовления к этому обряду. Сначала диакон просит благословение на начало службы. Затем, после прославления священником Святой Троицы, произносит Великую ектению. Заканчивается эта час фразой обедни фразой «Оглашеннии, изыдите». Литургия верных служится только для крещенных православных христиан. Дары переносятся на престол с жертвенника и освящаются. Происходит Причащение верующих, благодарение за Евхаристию и отпуст. Литургия что это простыми словами Это самое важное в Православной Церкви Богослужение, на котором прославляется Бог и верующие, вкушающие Причастие, соединяются с Иисусом Христом. Литургия с пояснениями видео Виды Литургии в православии Существует три вида Божественной Литургии: 1. Литургия Преждеосвященных Даров. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше. Совершается такая обедня в часть дней Великого Поста. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше, на других видах Литургий. Литургия Василия Великого. Такой вид обедни совершается в некоторые Великопостные дни, накануне или во дни праздников Рождества Христова, а также Крещения. Также она служится в день памяти свт. Василия Великого. Литургия Иоанна Златоуста. Она совершается во все остальные дни года. Когда служится Литургия Второе название Литургии — обедня.
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви? Царские часы Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Статья рассказывает о том, что такое часы в православном богослужении, как они использовались ранее и используются сейчас, и как ведется их чтение. Часы – это книга, содержащая молитвы и псалмы, которая используется в православном богослужении.
Какие службы есть храме и в чем их смысл
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба. Статья рассказывает о том, что такое часы в православном богослужении, как они использовались ранее и используются сейчас, и как ведется их чтение. Часы – это книга, содержащая молитвы и псалмы, которая используется в православном богослужении. Богослужения Православной Церкви. Суточный круг церковного богослужения. На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов. (В прошлом часы читались в соответствующее время дня: первый час – в 6.00, третий час – в 9.00, шестой час – в полдень, девятый час – в 15.00.