Можно или нельзя есть рыбу в Рождественский пост. Чтобы ответить на вопрос «Когда во время поста можно есть рыбу?», следует изучить основные правила ее употребления. Конкретные списки продуктов, которые разрешено или запрещено есть во время поста, зависят от дня недели. Великий пост в 2024 году начинается 18 марта – 4 мая. Что можно и нельзя есть во время Великого поста?
Страстной понедельник. Что можно и что нельзя делать 29 апреля 2024 года
Узнайте, каким должно быть питание в Великий пост в 2023 году, что разрешает есть по дням календарь строгого поста, а также какие продукты можно включить в постное меню. Рыбу в Великий пост есть можно, но желательно покупать нежирные сорта и готовить ее без масла. Когда можно есть рыбу, икру и пить вино в Великий пост. Решение держать пост должно быть осознанным и взвешенным, вы должны быть действительно готовыми к этому.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
В дни великого поста употребление растительного масла разрешается только по выходным дням вместе с вареной пищей, а рыбы — два раза за все время (Вербное Воскресенье и Благовещение), в Лазареву субботу можно есть рыбную икру. Конкретные списки продуктов, которые разрешено или запрещено есть во время поста, зависят от дня недели. Что не рекомендуется есть в этот день. Тем, кто соблюдает Великий пост рекомендуют избегать так называемых скоромных продуктов. Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. дважды за всё время поста можно съесть рыбу: в Благовещение и в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу разрешено есть икру.
Сегодня Вербное воскресенье: что можно и что нельзя в этот день
Светлый праздник Пасхи предваряет Великий пост – один из самых строгих и продолжительных в церковном календаре. Рассказываем, когда он начнется, сколько продлится, что запрещается делать в этот период, какие продукты и по каким дня можно есть. Что можно и что нельзя есть в Великий пост. страсти высокоумия, тщеславия, презрения", - писал святитель Игнатий Брянчанинов. дважды за всё время поста можно съесть рыбу: в Благовещение и в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу разрешено есть икру. 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Рассказываем, что можно, а что нельзя есть в пост и как правильно к нему подготовиться. Что можно есть в Петров пост. Правила и ограничения Апостольского поста довольно мягкие. Когда соблюдать пост в 2024 году? Что можно и нельзя есть в периоды православного поста? Когда Великий пост в 2024 году? Гастроэнтеролог Пахомова Инна Григорьевна рассказывает о том, что можно и нельзя есть во время Великого Поста с точки зрения медицины. «» рассказывает о том, как правильно выдержать пост без вреда для здоровья, что можно и что нельзя есть в этот период. Что можно есть и что нельзя в Великий пост, правила питания по дням, меню на каждый день.
Постные дни в ноябре 2023: что можно и нельзя есть по дням
По четвергам и вторникам разрешается горячая вареная пища без растительного масла каши, супы, тушеные овощи, бобовые. По воскресеньям и субботам — вареная пища на растительном масле. Выбрав такое питание, старайтесь хорошо пережевывать сырую пищу — это облегчит дальнейшее ее переваривание и избавит от дискомфорта в желудке и кишечнике. Есть календарь питания на каждый день по послабленному меню, который больше подходит для мирян. В нем исключается сыроядение и все дни присутствует вареная пища супы, каши, тушеные и вареные овощи , которая по определенным дням готовится с маслом или без него. Если человек живет полноценной церковной жизнью и часто причащается, исполняет установленные посты, то нет необходимости налагать на него дополнительные посты перед исповедью с последующим причастием. В канонах нет такого требования, они говорят только о посте по средам и пятницам. Тем не менее, по русскому обычаю есть традиция поститься три дня перед Причастием, тем более, когда оно бывает очень редко один-четыре раза в год.
Тем, кто причащается реже двух раз в месяц или не соблюдает посты в среду и пятницу рекомендуют постится три дня перед причастием. Это значит есть животную пищу, постную пищу есть в меру только для насыщения , не употреблять алкоголь. Кто каждое воскресенье прибегает к Причастию, можно поститься лишь в среду и пятницу, а в субботу не есть мясных блюд. За 12 часов перед причастием ничего не есть и не пить. Перед исповедью без причастия оно не обязательно должно следовать после нее можно не держать пост. Исповедоваться можно в любое время, когда есть потребность исповедовать грехи и покаяться. В настоящее время пост часто рассматривается как разгрузочная диета или метод похудения.
Нужно знать, соблюдение поста не всегда бывает эффективным в плане снижения веса. Часто многие, отказываясь от пищи животного происхождения, испытывают голод. Для преодоления его увеличивается употребление углеводов: хлеб с растительным маслом, постная выпечка, макаронные изделия, хлеб с медом или вареньем в качестве десерта, фрукты, сладкий чай. Неумеренное их употребление и избыток в рационе могут вызвать нарушения обмена веществ и привести к набору веса к концу поста. Как совместить полезный для здоровья пост и похудение? Диета в пост для похудения должна ограничивать крупы каши допускаются раз в день и в первой половине дня , а также орехи не более 10 штук в день , поскольку они довольно калорийны и не подходят для питания тем, кто стремится похудеть. Основой пищевого рациона должны быть овощи, грибы, бобовые, фрукты, морская капуста и не калорийные соевые продукты тофу, соевое молоко и соевый йогурт.
Белковые продукты растительного происхождения обязательно должны присутствовать в рационе, поскольку пост длится 48 дней. Блюда из бобовых и продукты из сои нужно включать ежедневно. После поста Какой бы вариант питания вы не выбрали, после поста нужно соблюдать умеренность в еде, чтобы постепенно подводить организм к привычному питанию.
Послабление разрешается лишь в праздник Преображения Господня 19 августа , который совпадает с Яблочным Спасом. В этот день можно съесть рыбу и выпить немного вина. Традиции Успенского поста На время поста приходится два праздника, которые в народе называют: Медовый 14 августа , Яблочный 19 августа Спасы. И после поста еще один — Ореховый 29 августа. Верующие в эти дни приносят в храмы для освящения яблоки, мед, виноград, орехи. Запреты Успенского поста В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от любой диеты или вегетарианства.
Потому что это в первую очередь воздержание от телесных и духовных удовольствий ради Христа. Верующие стараются преодолеть свои недостатки и земные искушения с помощью поста и молитв. Запрещается ссориться и мыслить в негативном ключе о ближних.
Что такое Страстная седмица? Страстная неделя - это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы первых 40 дней поста. Страстная неделя - это время, когда верующие христиане сопереживают и разделяют все те страдания, которые пережил Иисус перед распятием. То есть в отличие от предыдущих недель поста фокус внимания смещается с внутренних переживаний и борьбы с искушениями на Спасителя, который ценой своей жизни искупил грехи всего человечества. Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей.
В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя.
Рекомендуется отдать предпочтение тушеным, вареным или приготовленным на пару блюдам. Растительное масло. Служит источником жиров и жирорастворимых витаминов. Добавляется в качестве заправки к салатам и гарнирам.
Разрешено в дни нестрого поста. Его едят в качестве десерта, а также добавляют в другие блюда: фруктовые салаты, каши, кисели, компоты, выпечку. Кондитерские и хлебобулочные изделия. Разрешены те продукты, для приготовления которых не используют яйца и продукты молочного происхождения. Что нельзя есть во время Великого поста Мясо и все производные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености.
Животные жиры. Яйца и продукты, для производства которых они используются. Молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметана, сыры, сливочное масло. Пищу с интенсивным вкусом: слишком соленые или сладкие продукты, пряности. Рыбу и морепродукты за исключением Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербного воскресенья.
Жирные сладости: сдоба, шоколад, фаст-фуд. Растительное масло разрешается только в дни нестрогого поста. Алкоголь в нестрогие дни допускается немного вида — до двух бокалов. Какие ещё есть ограничения и рекомендации? Нельзя переедать.
Запрещается употреблять алкоголь, за исключением воскресных дней, когда разрешается вино в количестве до двух бокалов. Отказаться стоит и от табакокурения. Супругам рекомендуют воздерживаться от интимной близости по обоюдному согласию. В пост не стоит посещать развлекательные мероприятия, тратить слишком много времени на просмотр телепередач, социальные сети и компьютерные игры. Нельзя допускать негативных мыслей, ссориться, ругаться с окружающими людьми, поддаваться агрессии, злости, ссорам, зависти и осуждению.
Свободное время необходимо уделить молитве и посещению храмов. В пост приветствуется благотворительность, забота о близких и помощь нуждающимся людям. Кому разрешается не соблюдать пост По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями. Что делать если угощают непостной пищей?
Великий пост: что можно есть постящимся
Их употребляют в пищу в сыром, сушеном, соленом виде, тушат, жарят, варят, готовят на пару. Рыба и морепродукты. Разрешается только 2 раза в пост — на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Рыбу лучше не жарить.
Рекомендуется отдать предпочтение тушеным, вареным или приготовленным на пару блюдам. Растительное масло. Служит источником жиров и жирорастворимых витаминов.
Добавляется в качестве заправки к салатам и гарнирам. Разрешено в дни нестрого поста. Его едят в качестве десерта, а также добавляют в другие блюда: фруктовые салаты, каши, кисели, компоты, выпечку.
Кондитерские и хлебобулочные изделия. Разрешены те продукты, для приготовления которых не используют яйца и продукты молочного происхождения. Что нельзя есть во время Великого поста Мясо и все производные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености.
Животные жиры. Яйца и продукты, для производства которых они используются. Молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметана, сыры, сливочное масло.
Пищу с интенсивным вкусом: слишком соленые или сладкие продукты, пряности. Рыбу и морепродукты за исключением Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербного воскресенья. Жирные сладости: сдоба, шоколад, фаст-фуд.
Растительное масло разрешается только в дни нестрогого поста. Алкоголь в нестрогие дни допускается немного вида — до двух бокалов. Какие ещё есть ограничения и рекомендации?
Нельзя переедать. Запрещается употреблять алкоголь, за исключением воскресных дней, когда разрешается вино в количестве до двух бокалов. Отказаться стоит и от табакокурения.
Супругам рекомендуют воздерживаться от интимной близости по обоюдному согласию. В пост не стоит посещать развлекательные мероприятия, тратить слишком много времени на просмотр телепередач, социальные сети и компьютерные игры. Нельзя допускать негативных мыслей, ссориться, ругаться с окружающими людьми, поддаваться агрессии, злости, ссорам, зависти и осуждению.
В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя. Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни. В субботу проходит служба под названием Пасхальная полунощница, по завершении которой начинается празднование Пасхи. Можно ли убираться в Страстную неделю? В народно-христианской традиции Страстная неделя была посвящена тщательной уборке и приданию дому надлежащего вида: все то, что нуждалось в починке и покраске приводилось в порядок. Эта традиция сохранилась и по сей день: хозяйки стараются навести порядок, правда, до Страстной пятницы - самого строгого и скорбного дня Страстной седмицы. Великий четверг в народной традиции носит название Чистый четверг, и этому есть два объяснения: четверг Страстной седмицы посвящен таинству Причащения, в котором верующие стараются принять участие; считается, что в этот день вода становится целебной, и если помыться, то можно смыть с себя грехи и болезни.
Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи.
В Чистый понедельник в первый день поста, 18 марта 2024 года верующим рекомендуется полностью отказаться от еды. В Страстную пятницу 3 мая 2024 года нельзя принимать пищу до выноса плащаницы во время церковной службы. В эти дни при строгом посте можно только пить воду. Тем, кому нелегко выдержать весь день без еды, можно есть немного хлеба с солью. В остальные дни первой недели до пятницы включительно можно употреблять в пищу хлеб, сырые овощи. Со второй по шестую неделю включительно в 2024 году — с 25 марта по 28 апреля по понедельникам, средам и пятницам рекомендуется употреблять блюда из сырых продуктов без растительного масла. По вторникам и четвергам едят пищу, подвергшуюся термической обработке, без постного масла. По субботам и воскресеньям можно добавлять в пищу растительное масло. Что можно есть в эти дни Великого поста? В понедельник, среду и пятницу, когда принято сухоядение, разрешена крупа, залитая водой и размокшая до мягкого состояния, и таким же способом размоченные сухофрукты. В рацион питания на это время можно включить и другие блюда из круп каши, крупеники, постные оладьи , а также кушанья из свежих, вареных, запеченных или консервированных овощей и фруктов, из грибов и бобовых. Можно есть орехи, постный хлеб. Кстати, именно в этих продуктах содержатся биологически активные компоненты, которых катастрофически не хватает жителям мегаполиса, привыкшим питаться различными суррогатами с большим количеством пищевых добавок. Составляя для себя рацион питания в дни Великого поста, не забудьте о напитках. Ежедневно употребляйте не меньше 1,5-2 л жидкости. Кроме чистой некипяченой воды можно пить свежевыжатые соки, морсы, кисели,компоты, зеленый или некрепкий черный чай. Ограничения в питании в этот период могут быть и более строгими — в соответствии с монастырским уставом. И какую пищу можно есть в Великий пост, решать вам.
Протоиерей Монаршек: строго постящиеся могут поесть рыбы в Вербное воскресенье
Можно есть также злаки, орехи и сухофрукты; грибы; хлебцы, хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла; мед, варенье; растительное масло в определенные дни. Исключить из рациона на время поста необходимо мясо и птицу, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; нельзя также молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты. Календарь питания, в какие дни что можно есть Ограничения в рационе в Великий пост различаются по дням и неделям. Для тех, кто намерен строго соблюдать пост, существует установленная церковным уставом таблица.
Согласно правилам, в первый и предпоследний дни поста предполагается полный отказ от еды, можно пить только воду. В целом в остальные дни есть определенные ограничения, в выходные наиболее мягкие, а самые строгие по средам и пятницам, так как в среду Христа предали, а в пятницу — распяли. Первая неделя Великого поста — 18—24 марта — одна из самых строгих.
Так, в первый день поста Чистый понедельник церковный устав предписывает полный отказ от пищи, а пить можно только чистую неподогретую воду. Со вторника по четверг предполагается сухоядение — пища, не прошедшая термическую обработку, без добавления растительного масла хлеб, фрукты, овощи. В субботу и воскресенье уже можно начинать готовить на плите — разрешены тушеные и вареные блюда из овощей с добавлением любого растительного масла.
Вторая неделя — 25—31 марта — менее строгая, чем первая. В понедельник, среду и пятницу рекомендуется придерживаться сухоядения, а из напитков в эти дни можно пить уже не только воду, но и чай. Во вторник и четверг второй седмицы разрешена горячая растительная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячие блюда, приготовленные с небольшим количеством постного масла.
Рацион третьей недели Великого поста — 1—7 апреля — практически не отличается от второй. Так, в понедельник, среду и пятницу следует употреблять в пищу сырые овощи и фрукты, а во вторник и четверг — горячую пищу без масла.
День Святого Духа «Духов День» — 24 июня , понедельник.
Неделя 1-я по Пятидесятнице — праздник «Всех святых» — 30 июня. Этим праздником завершается собственно Триодный подвижный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых установлен на Поместном соборе 1917—18 гг. В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных — сначала вологодских, а затем и других — святых.
Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста так как их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода : это чтения о Закхее Лк. Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее , зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода.
Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов.
В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году.
Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность.
Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян.
Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев.
Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту.
Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу.
В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти.
Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон.
При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия.
После этого события апостолы постились, чтобы очистить свои мысли и проповедовать, будучи не обремененными мирской пищей. В православии акцент делается на Петре и Павле. В них объединяются истовость веры, твердость и простота Петра и красноречие, а также разум Павла. Кстати, первым русским источником, где упоминается Петров пост, является «Белечский устав», написанный в XI веке. Что можно есть в Петров пост Правила и ограничения Апостольского поста довольно мягкие. Так, запрещено есть и пить продукты животного происхождения, кроме рыбы и молочных продуктов. Дело в том, что рыба — это символ религиозности апостола Петра, поэтому она остается в рационе. Но по средам и пятницам предписано отказываться и от нее. Обыкновенными яствами на Петровский пост считаются простые щи, окрошка, ботвинья. Вдобавок нужно исключить употребление спиртных напитков и табака.
Как провести Петров пост Церковь во время Петрова поста проводит специальные богослужения. Однако пост является личным делом каждого, поэтому, принимать участие в нем или нет, каждый решает сам.
Также рыба разрешена в Успение Богородицы, если праздник выпадает на постные дни — среду или пятницу. Готовят рыбные блюда с добавлением растительного масла это не обязательно, но разрешается. Можно ли есть креветки и морепродукты в пост Креветки, ракушки и другие морепродукты на берегах Средиземного моря в древности были дешевле рыбы и не считались деликатесом. Их кушать во время поста разрешалось.
Сегодня — иная ситуация. Но чисто практический совет: не увлекаться», — говорит протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино. Дело в том, что смысл любого поста — в смирении. А потому действует довольно простое правило: если в обычное время вы часто едите креветки, мидии, кальмары и прочие морепродукты, то их можно употреблять и в пост; если в обычное время морепродукты являются для вас деликатесом, то в пост лучше себя ими не баловать. Когда можно пить вино в Успенский пост Вино во время Успенского поста разрешается в праздники и выходные дни. Но все же увлекаться им не рекомендуется.
Вино в пост пьют не для развлечения и не помутнения сознания. Его употребляют для поддержания сил.
Питание в Великий пост 2024: что можно и нельзя есть, рецепты
Так, в понедельник, среду и пятницу следует употреблять в пищу сырые овощи и фрукты, а во вторник и четверг — горячую пищу без масла. В субботу разрешаются вареные и тушеные овощи и крупы с растительным маслом и небольшое количество вина. В воскресенье, 7 апреля, отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому в меню можно добавить нежирную рыбу — например, треску, окуня, судака или хека. Четвертая седмица — 8—14 апреля — будет серединой Великого поста. В понедельник, среду и пятницу предусмотрено сухоядение, а во вторник и четверг можно приготовить блюда без добавления масла. В выходные разрешена горячая пища, приправленная растительным маслом, а также небольшое количество вина. В пятую неделю — 15—21 апреля — питаться необходимо аналогично четвертой. В нечетные дни православные придерживаются сухоядения, в четные готовят овощи и крупы на воде, а в выходные —горячая пища и немного растительного масла.
На шестой неделе — 22—28 апреля — Великого поста в понедельник, среду и пятницу разрешено есть постную пищу без термической обработки, а во вторник и четверг — горячие блюда без масла. В Лазареву субботу можно есть не только горячую пищу с растительным маслом, но и рыбную икру, а в Вербное воскресенье — рыбу и красное сухое вино. Страстная, седьмая неделя — 29 апреля — 4 мая — является самой строгой в пост. С понедельника по среду разрешены только сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты, в пятницу предписано полностью отказаться от пищи. В субботу накануне праздника Великой Пасхи разрешена горячая еда с небольшим количеством масла. Питание по датам 18 марта — первый день поста — полное воздержание от пищи. Что можно и нельзя делать?
Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста так как их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода : это чтения о Закхее Лк. Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее , зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски.
Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту.
Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия.
По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков.
А потому возникает много вопросов. Когда можно есть рыбу в Успенский пост Рыбу во время Успенского поста можно ставить на стол только в День Преображения Господня, 19 августа. Также рыба разрешена в Успение Богородицы, если праздник выпадает на постные дни — среду или пятницу. Готовят рыбные блюда с добавлением растительного масла это не обязательно, но разрешается. Можно ли есть креветки и морепродукты в пост Креветки, ракушки и другие морепродукты на берегах Средиземного моря в древности были дешевле рыбы и не считались деликатесом. Их кушать во время поста разрешалось. Сегодня — иная ситуация. Но чисто практический совет: не увлекаться», — говорит протоиерей Алексей Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино. Дело в том, что смысл любого поста — в смирении. А потому действует довольно простое правило: если в обычное время вы часто едите креветки, мидии, кальмары и прочие морепродукты, то их можно употреблять и в пост; если в обычное время морепродукты являются для вас деликатесом, то в пост лучше себя ими не баловать. Когда можно пить вино в Успенский пост Вино во время Успенского поста разрешается в праздники и выходные дни. Но все же увлекаться им не рекомендуется.
Сначала нужно отказаться от тяжелых блюд — жареные, копченые изделия, сладости из магазинов, сыры, красное мясо, чипсы и т. Затем можно исключить молочные и кисломолочные продукты, птицу, кофе и сахар. Приемы пищи рекомендуется оставлять на привычное время, а вот порции — полезно уменьшить. Календарь питания по дням Важно понимать, что приведенный далее план питания в Рождественский пост в 2022 и 2023 году основывается на монастырском Уставе и зачастую мирянам его придерживаться вовсе не обязательно. Кроме того, планируя рацион на данный период, человеку необходимо ориентироваться на свое здоровье — если оно требует специального, диетического питания. Конкретный рацион рекомендуется определять, также советуясь со своим духовником. Источник: hramzp. Декабрь 1 — основу питания должны составить блюда из даров подводного мира. Также можно есть орешки и мед. Разрешается есть хлеб. Дополнительно можно съесть мед, орехи и фрукты.
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся.
Рождественский пост, который ежегодно начинается 28 ноября, в 2023-м выпадает на вторник пятой недели ноября.
Рождественский пост по православному церковному календарю завершается 6 января — в канун Рождества Христова. В ноябре 2023 года постные дни выпадают на 1, 3, 8, 10, 15, 17, 22, 24, 28, 29 и 30 числа. Что можно и нельзя есть В постные дни есть яйца, мясные, молочные и рыбные продукты нельзя.
За Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Эти дни подводят нас к особому периоду — Страстной седмице, которая, хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая — особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб.
Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Почему второе название дня — Вербное воскресенье? В народе этот праздник называют Вербным Воскресеньем.
С этим событием, очень значимым для верующих людей, связано немало традиций и примет, корни которых уводят в давние времена. Церковь Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино. Фото: Светлана Лобова. RU 17 марта завершается Масленица, которая издавна считается одним из самых веселых и любимых праздников. Она является переходным этапом от обыденной жизни к полосе духовных и телесных воздержаний. Масленичная неделя, насыщенная множеством событий, позволила и отдохнуть, и повеселиться, и всласть полакомиться блинами, которые считаются одной из главных примет народного праздника. От Прощеного Воскресения — к Великому посту Последним днем Масленой недели, предваряющей начало длительного и строгого Великого поста, стало Прощеное воскресенье. Это важное событие в жизни каждого человека позволило вспомнить предназначение праздника, корни которого уходят в старину. Позволило очистить душу от взаимных обид, попросить прощения у людей, которые были обижены или обидели сами. Прощеное воскресенье может повлиять на дальнейший ход жизни. Ведь это — еще один шанс внести перемены не только в свою судьбу, но и в судьбы близких людей. Счастье, если удалось прочувствовать глубину события, настроить себя на нужную волну, быть искренним в словах, помыслах, поступках. Прощеное воскресенье помогает православным христианам войти в Великий пост с чистым сердцем, свободным от бремени взаимных обид. Поэтому первый день продолжительного поста был назван Чистым понедельником. Фото: Никита Чудин. RU Чистый понедельник: что нужно сделать У первого дня Великого поста, помимо Чистого понедельника, есть еще несколько названий. В старину его называли: Жилявый понедельник; Тужилки по Масленице; Полоскозуб.