Новости ая софья стамбул мечеть

Мечеть Айя-София стала жертвой "крестового похода" американцев и англичан, а не решения правительства Турции.

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов

Турецкие власти решили сделать платным вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов, цитирует агентство «РИА Новости» слова турецкого министра туризма. Таким образом, мечеть Айя София снова становится мечетью, которой она была на протяжении последних полтысячелетия (с 30 мая 1453 года). Смена статуса Айя-Софии с музея на мечеть может как-то разрядить обстановку в стране, а также привлечь на свою сторону консервативных мусульман.

Стамбул религиозный: Айя-София и Голубая мечеть

Осмотр собора В храм-мечеть ведет вход со стороны площади Султанахмет, выхода 2: назад на площадь и на соседнюю улицу мимо туалетов. Кстати, после осмотра храма не спешите покидать территорию. Вокруг разбросано много археологических находок, среди которых есть и барельефы с предыдущих версий храма. Вход внутрь собора через не особо примечательную внешнюю паперть из которой вы попадете в нартекс. Здесь уже можно лицезреть невероятно красивую мраморную облицовку стен, а также золотистые мозаики на потолке. Их оставили! Тут вам нужно будет расстаться с обувью и попасть в сам храм, либо через центральные императорские ворота, либо через менее помпезные соседние двери. Кстати, обувь можно оставить и не прямо у входа, а в других шкафчиках, что расположены внутри храма. Пусть это и мечеть, но для нас то ведь это же храм!

То, что собор представляет собой 3-х нефную базилику замечают лишь немногие. Отчетливо это стало заметно сейчас, когда в боковые двери перестали пускать. Крайние двери и входы предназначены для женских молитв. Что можно увидеть в храме Итак, 2-й этаж с его мозаиками и мраморными дверьми нам не доступен. Нельзя осмотреть и чудные галереи. Кстати, любимая китайскими «паломниками» Колонна желаний с отверстием для выкручивания большого пальца, также находится в запретной для туристов зоне. А что же посмотреть сегодня? Прежде всего это чудесные колонны из разноцветного мрамора.

Они были завезены в Константинополь из Бальбека, Ливана. Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами. Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона — Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара. Раньше для осмотра был доступен весь мраморный пол, выполненный из огромных плит. Сегодня куски мрамора не укрыты коврами лишь на входе мраморный порог и в центре собора — Императорское место. Это «Пуп Земли», где стоял император во время коронации. По бокам в малых кругах ютились приближенные.

Еще одна примечательная деталь, бросающаяся в глаза — это отделочные панели по сторонам. Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги. Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3 мм в день. Теперь пройдите чуть правее от входа и вы упретесь взглядом вот в такое чудо — урна духовного очищения. Примечательно то, что привезена она была из древнего города Пергамона, подробнее об этом городе в облаках читайте здесь. Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте».

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.

И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики».

В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт. Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса. И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция. Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью. Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе. До сих пор разрабатываются визуальные решения, как их закрыть. Во всем мире вход в главные соборы свободны во время богослужений. В остальное время туристам чаще всего приходится платить, но в билет обычно входит и экскурсия. В собор Святого Павла в Лондоне, в Саграда Фамилия в Барселоне, в собор Святого Петра в Ватикане она обойдется примерно в те же 25 евро, или в случае с собором Святого Петра, например, с утра придется отстоять километровую очередь — и тогда можно войти бесплатно. В России расценки скромнее — вход в Исакий в Санкт Петербурге — 450 рублей, еще 300 рублей нужно заплатить, если есть желание подняться на колоннаду.

В данном случае — горе побежденным грекам, свои святыни в свое время надо было лучше защищать. У нас, русских, таких проблем пока не возникает. Печально, что террористы могут таким образом вести свою пропаганду. Это дает почву для разжигания новых конфликтов.

Мечеть Айя-София в Стамбуле подготовили к Рамадану

В Турции отреставрируют мечеть Айя-София Согласно решению турецких властей, храм Святой Софии в Стамбуле снова превращён в мечеть, несмотря на многочисленные протесты и обращения со стороны христиан всего мира.
Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века.
В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 88 лет таравих-намаз Посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев с 15 января 2024 года.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов Вход в знаменитую стамбульскую мечеть Айя-София станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года.

Христос и Богоматерь приглядывают за правоверными в Святой Софии

Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана Турецкие власти решили сделать платным вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов, цитирует агентство «РИА Новости» слова турецкого министра туризма.
Собор Святой Софии, или мечеть Айя София в Стамбуле - 2024 - Travelry Варфоломей I, действующий Патриарх Константинопольский.

Стамбул религиозный: Айя-София и Голубая мечеть

Фактическая комплексная реставрация начнется сразу после завершения данных работ", - заявил член Научного совета, созданного для восстановления мечети, архитектор Ихсан Сары. Он отметил, что специально для этих работ был подготовлен "цифровой двойник" мечети. По его словам, процесс реставрации займет много времени, консультации будут проводиться относительно каждой детали Айя-Софии.

Даже если предполагать, что мозаики, дожившие до времен завоевания Стамбула, были замазаны штукатуркой, мечеть в период Османской империи многократно ремонтировалась. В результате землетрясения 1894 года появились крупные трещины, и стенная мозаика осыпалась вместе со штукатуркой.

Экспертиза, проведенная западными специалистами по истории искусств, выявила мозаики в соборе «Айя-София», а художники, привезенные в Стамбул, работая в закрытой мечети под черными покрывалами, их восстановили. Поэтому, «возрождение мозаик» заняло 15 лет. На фундаменте неизвестно кем инициированной сказки о том, что «мозаика была замазана штукатуркой», было возведено здание истории о том, что «соскребая штукатурку, были обнаружены мозаики». Что же это за «штукатурка», если для того, чтобы ее соскрести необходимо потратить 15 лет!

Эти наблюдения принадлежат «внимательному» очевидцу и выглядят более правдоподобными, нежели сказка о том, что «мозаики были выявлены, пока соскребали штукатурку». Принято усиливать это утверждение клеветой похожей на комплимент в виде «уважения Фатиха к искусству». Да, султан Фатих Мехмед относился к искусству с уважением. Однако кто сказал, что сохранение христианских фигур в мечети является проявлением «уважения к искусству»?

Кроме того, почему те, кто рассуждает об «уважении к искусству», ничего не говорят «врагам искусства», которые под предлогом, что «они де загораживают красоту здания», снимают с тех же стен таблички с «шедеврами каллиграфического искусства» и подвергают их гниению в подвалах из-за того, что, мол, они не помещаются в дверях? Неужели для того, чтобы что-то считалось «искусством», оно обязательно должно быть крестовым? Фатих, оставив церкви и синагоги свободными, в избытке продемонстрировал свое уважение. А превращение «Айя-Софии» в мечеть является утверждением завоевания.

Разве он должен был сохранить мозаики из соображений «мол, пусть не утруждаются, когда будут «Айя-Софию» вновь превращать в церковь»? Сказали, «разве может быть мечеть закрыта? Это решение передало всю инициативу в отношении «Айя-Софии» в руки крестоносцев. К тому же «временное закрытие», действующее и по сей день, является их инициативой.

Вторым критическим шагом является отчет «музейной комиссии» от 27 августа 1934 года, в котором было сказано: «Мечеть закрывается для поклонения, будет создан «Музей Византии». Единственный христианин из этой комиссии, куратор Стамбульского музея профессор Унгер, сказав «продолжение поклонения будет способствовать лучшему сохранению храма», выступил в оппозиции к решению и настаивал на том, чтобы мечеть оставалась открытой. Министр образования Абидин Озмен, руководивший «содержательной» частью операции «музей», сказал: «Все, вплоть до президента, выступили против закрытия мечети, однако, как ни странно было исполнено решение «закрыть», которое было отвергнуто комиссией». Третьей и завершающей стадией предательства стало превращение «Айя-Софии» в «музей» и незаконное закрытие мечети 24 ноября 1934 года в результате «разделения обязанностей» в кабинете министров, возглавляемом Инёню в рамках сотрудничества с Уиттимором.

На «Айя-Софию» повесили «отметку о казни» 10 декабря 1934 года те, кто на решетках мечети «Айя-София» увидели табличку «Музей закрыт до конца ремонтных и классификационных работ», вздрогнули. Табличка напоминала обычную «отметку о казни», которая висела на шее людей, вздернутых на виселицах в период диктаторства республиканской народной партии. Вместе с надписью на двери и так закрытой для поклонения «Айя-Софии» был повешен «замок», ведь «казнь мечети» происходит именно таким образом… Ковры «временно» закрытой мечети были распределены направо и налево, наподобие имущества тонущего корабля. Подсвечники были отданы на переплавку.

Мечеть «Айя-София» во время открытия 1 февраля 1935 года уже была музеем «Айя-София»… Мечеть «Айя-София» в результате крестового похода, руководимого Уиттимором, была «незаконно» закрыта. Решение кабинета министров от 24. Следовательно, это решение не имеет статуса «официального документа». Но на практике оно было исполнено так, как будто оно имеет официальный статус.

В 1934 году по решению правительства Кемаля Ататюрка, первого президента Турции, проводившего политику отделения религии от государства, Софийский собор стал музеем, и службы в нем больше не проводились. Были начаты активные археологические работы, в частности реставраторы очистили от штукатурки знаменитые мозаики Святой Софии. Но со временем политика турецких властей стала меняться.

В 2006 году в музее было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея. В 2016 году во время РамаданаПост у мусульман в Святой Софии были организованы чтения КоранаСвященная книга мусульман. Однако в 2018 году обращение частной организации «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» о возвращении собору статуса мечети было отклонено Конституционным судом Турции.

Суд назвал данное требование «недопустимым». Но уже в марте 2019 года президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус Святой Софии может быть изменен с музея на мечеть, объяснив это возможность бесплатного входа: «Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству.

Первый намаз был совершён 24 июля 2020 года. В сентябре 2023 года в мечети начались реставрационные работы для усиления сейсмоустойчивости, вход для верующих и туристов при этом не ограничен. Стамбул стал одним из популярных направлений для отдыха в новогодние праздники. Стамбул: единственный город на двух континентах, достопримечательности, которые любит Голливуд, и отели на любой бюджет Понравилась статья?

«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Собор Святой Софии - это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. Подобно Эйфелевой башне в Париже или Парфенону в Афинах, собор Святой Софии является долговечным символом космополитического города. Сначала это была православная церковь, затем мечеть и музей. И вот, Святая София в четвертый раз за свою историю изменила свой статус, став мечетью.

История собора Знаменитое здание с куполом находится в стамбульском районе Фатих, на западном берегу Босфора. Святая София Юстиниан I построил массивное сооружение в 532 году, когда город - тогда известный как Константинополь - был столицей Византийской империи. Инженеры в то время привозили строительные материалы со всего Средиземноморья, чтобы построить колоссальный собор. Юстиниан I Собор Святой Софии служил домом Восточной православной церкви в течение 900 лет, за исключением короткого периода в XIII веке, когда это был католический собор под контролем европейских захватчиков. Те разграбили и оккупировали Константинополь во время четвертого крестового похода. В 1453 году османский султан Мехмед II Завоеватель Фатих вошел в Константинополь и превратил архитектурное чудо, которое на протяжении тысячи лет носило титул самого большого собора в мире, в мечеть.

Османские архитекторы удалили и замазали православные символы внутри Софии и добавили мусульманские атрибуты. При этом архитектура Святой Софии вдохновляла строителей многих стамбульских мечетей и даже мировых объектов.

Ситуация кардинальна изменилась с приходом к власти Эрдогана. С первого дня получения должности мэра Стамбула в 1995 году Эрдоган продемонстрировал абсолютно отличное от Ататюрка видение относительно Софии. Для него Собор Святой Софии никогда не переставал быть мечетью, и превращение ее в мусульманское святилище было его известной мечтой.

Он полагал, что эта трансформация исправит акт исторической несправедливости Ататюрка. Эрдоган в теперь уже мечети Софии Подливали масла в огонь и действия исламистских групп и набожных мусульман: они требовали, чтобы здание было превращено в мечеть, и устраивали многочисленные акции протеста против закона 1934 года, запрещающего религиозные службы у Софии. А что сейчас? Мечты Эрдогана и действия радикальных мусульман привели к тому, что президент Турции официально превратил Стамбульский собор Святой Софии VI века в мечеть и объявил ее открытой для поклонения мусульманам. Это заявление было опубликовано спустя несколько часов после того, как высокий суд Турции отменил решение 1934 года, согласно которому религиозная достопримечательность была музеем.

Неудивительно, что решение вызвало ярость среди христианских лидеров. Греция назвала этот шаг Турции «открытой провокацией для цивилизованного мира». Интересует ли мнение общественности и мировых организаций турецкого лидера? Мозаики Софии: что с ними будет? Софийский собор гармонично сочетает в себе две формы монументального искусства - мозаику и фрески.

Около 260 квадратных метров мозаики украшают основные части интерьера, то есть центральный купол и алтарь. Стены пяти проходов и обеих башен покрыты 3000 квадратных метров фресок, относящихся к XI веку.

В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе 15 апреля 2022, 22:23 Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле. Правительство Турции готово и далее прилагать усилия для формирования нерушимого «моста» между историческим наследием и будущим страны, заявил президент Турции. Глава турецкого государства подчеркнул недопустимость игнорирования исторических и культурных ценностей турецкого народа.

Общий вид трабзонской Айя-Софии.

Слева - западный портик, справа - южный. Плана храма по ссылке Два с половиной века спустя Трапезунд был покорён османами; последний император, уступивший город без боя, и семь его сыновей были торжественно препровождены в Стамбул и вскоре все до одного задушены, а оставленная своими покровителями Айя-София по указу османского султана Мехмеда II Завоевателя была трансформирована в мечеть. Барельефы южного портика храма Некоторые могут увидеть в этом убийстве некую предвзятость... Но её на самом деле не было. Если бы в то время существовал фейсбук или твиттер, на страничке Мехмеда II мы бы смогли найти, например, запись примерно следующего содержания: Сегодня приказал задушить своего шестимесячного брата. День прошёл неприметно.

А, например, на страничке Мехмеда III, 13-го султана, - нечто такое: Мама, как всегда, права: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня! Убил разом девятнадцать младших братьев. Настроение весь день прекрасное!

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным

Вчера, 24 июля, в Айя-Софии в Стамбуле совершен первый за 86 лет пятничный намаз. Мечеть Айя-София уже долгое время реставрируется. Собор Святой Софии (Айя-София) в Константинополе указом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана превращен из музея в мечеть. Вход в мечеть Айя-София, которая располагается в Стамбуле, станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 г. Об этом сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Превращение Айя-Софии в мечеть настроит христиан против ислама?

Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию

В мечети Айя-София в Стамбуле была сломана крышка исторического резервуара для воды. Мечеть Айя-София уже долгое время реставрируется. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов с 15 января будет стоить 25 евро, сообщил Минкульт Турции.

Фрагменты двух БПЛА нашли после пожара на заводе — ростовский губернатор

В данный момент вход в мечеть Айя-София свободный, но уже с середины января следующего года проход для иностранных граждан, в том числе и россиян, будет платным. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил праздничный намаз в мечети Айя-София в Стамбуле. Это был знаковый момент в истории Стамбула и Турции, когда 24 июля 2020 года собор Святой Софии отказался от своего статуса музея и был восстановлен в своей былой славе как Большая мечеть Айя-София. Малая Айя София — это достопримечательность Стамбула, которая не так сильно известна туристам. Мечетью Айя-София и оставалась вплоть до 1935 года. Музей Айя-София в Стамбуле: подробное описание для туристов, история, фото + схема расположения самых интересных мозаик собора.

Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле

Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии [32] [33]. По описанию историка Дуки , они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы … Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли» [34]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой [35]. Историк-византинист С. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований [10]. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение [36]. Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Султан Мехмед II , завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана [10] , после чего собор был обращён в мечеть , что потребовало пристройки четырёх минаретов [37]. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо [10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.

Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой [38]. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре [it] в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном [de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения [40]. Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых [41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада [41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма [41]. Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком , Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана [41] , а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана [38] [47] [48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса[ править править код ] В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов [49]. В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии [50] — «Совет по освобождению Святой Софии» англ. Free Agia Sophia Council [51]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США англ. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52].

По мнению историка А. Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53]. Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству.

Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58]. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60]. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71].

Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св.

Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

Именно эти объекты становятся поводом для конфликтов: и международных, как в случае со Святой Софией, и национальных, как, например, с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Исаакий стал музеем на семь лет раньше Святой Софии, в 1928 году, и имеет статус музея до настоящего времени. При этом богослужения в нем вновь стали совершаться с 1990 года.

Никаких протестов это не вызывало. Протесты начались позже, когда Русская православная церковь попыталась получить Исаакиевский собор в собственность. И эти протесты были настолько массовыми, что власти отказались передавать собор РПЦ. Статус музея, в котором совершаются регулярные богослужения, устраивает и государство, и общество. Недовольство Церкви в данном случае можно проигнорировать. Присвоение символического капитала Но почему же точно такой же статус Святой Софии вызвал волну критики и протестов?

Собор остается музеем, куда открыт вход каждому желающему вне зависимости от вероисповедания. Однако в Айя-Софии будет регулярно совершаться намаз. Ответ кроется в том, что собор Святой Софии — это прежде всего собор-символ, его история насчитывает полторы тысячи лет. Как всякий символ, он амбивалентен и имеет разные значения для разных религий, стран и сообществ. Патриарх Кирилл формулирует свою позицию предельно жестко : «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории». Если взять эту фразу вне контекста, то можно предположить, что речь идет о разрушении, чуть ли не о сносе собора, однако на самом деле речь идет всего-навсего том, что он категорически против того, чтобы в Святой Софии совершался намаз.

Тогда возникает другой вопрос: зачем патриарх Кирилл так сгущает краски? Что за «угроза всей христианской цивилизации», если речь идет о мирной молитве в одном отдельно взятом месте в исламской по преимуществу стране? Проблема в том, что в патриархе говорит обида, оскорбленные чувства. Будучи де-факто главой государственной Церкви, он представить себе не может, что в этой «великой христианской святыне» мусульманин может совершать богослужение, а православному это запрещено. Не стоит забывать, что Турция не Россия.

Кроме того, ранее уже появлялись другие свидетельства пользователей, заметивших похожие на следы ударов отметины на внутренних стенах сооружения, передает Tengrinews. В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева ковчега.

Турецкие власти уже распорядились провести расследование и оценить причиненный ущерб. Выложенные в соцсети фотографии вызвали широкое возмущение в связи с тем, что Турция не может защитить памятник, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

С первого дня получения должности мэра Стамбула в 1995 году Эрдоган продемонстрировал абсолютно отличное от Ататюрка видение относительно Софии. Для него Собор Святой Софии никогда не переставал быть мечетью, и превращение ее в мусульманское святилище было его известной мечтой. Он полагал, что эта трансформация исправит акт исторической несправедливости Ататюрка. Эрдоган в теперь уже мечети Софии Подливали масла в огонь и действия исламистских групп и набожных мусульман: они требовали, чтобы здание было превращено в мечеть, и устраивали многочисленные акции протеста против закона 1934 года, запрещающего религиозные службы у Софии. А что сейчас? Мечты Эрдогана и действия радикальных мусульман привели к тому, что президент Турции официально превратил Стамбульский собор Святой Софии VI века в мечеть и объявил ее открытой для поклонения мусульманам. Это заявление было опубликовано спустя несколько часов после того, как высокий суд Турции отменил решение 1934 года, согласно которому религиозная достопримечательность была музеем. Неудивительно, что решение вызвало ярость среди христианских лидеров.

Греция назвала этот шаг Турции «открытой провокацией для цивилизованного мира». Интересует ли мнение общественности и мировых организаций турецкого лидера? Мозаики Софии: что с ними будет? Софийский собор гармонично сочетает в себе две формы монументального искусства - мозаику и фрески. Около 260 квадратных метров мозаики украшают основные части интерьера, то есть центральный купол и алтарь. Стены пяти проходов и обеих башен покрыты 3000 квадратных метров фресок, относящихся к XI веку. Мозаики Софии Мозаики Софии Ряд мозаик Софийского собора считаются шедеврами и служат наследием византийского искусства.

Мечеть Айя-София: фото, история, время работы

В мечети Айя-София в Стамбуле была сломана крышка исторического резервуара для воды. Сотни человек 24 мая приняли участие в митинге в Стамбуле в воскресенье с требованием превратить собор Айа София (Святой Софии) в мечеть. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий