В настоящее время в иранском Азербайджане проживает всего-навсего 4 тыс. армян, половина из которых в столице остана Восточный Азербайджан – Тебризе. На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана. Иран: более 15 млн человек (согласно энциклопедии Британника), по другим данным около 20 млн, 30 млн по данным UNPO. По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране – свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников. Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. в большинстве случаев — христиане: греко-католики православные.
Иранский Азербайджан - история и политика
Новым спорным моментом, усилившим напряженность в приграничных районах, стали недавние учения Баку и Анкары «Нерушимое братство-2021» в Нахичевани, а также «Три брата-2021» в Каспийском море, где были задействованы и силы Пакистана. Использование данной акватории для воинских мероприятий стало нарушением конвенции о его правовом статусе, отмечали в Тегеране. Претензии основаны на том, что не выходящие к Каспию страны по существующему договору не могут иметь там военное присутствие. После этого Иран не остался в стороне, а перебросил в приграничные районы дополнительные силы: два ракетных дивизиона и подкрепления из состава 16-й танковой дивизии, дислоцирующейся в городе Казвин. Впрочем, нельзя не отметить, что Тегеран в этих условиях идет только путем конфронтации. Напротив, пока войска собирались у границ, Баку посетил замминистра иностранных дел Ирана Казем Саджапур, обозначивший интерес к развитию партнерства. Примечательно, что в этом случае он ориентировался не только на Азербайджан. Поднимаемые им вопросы касались именно трехстороннего сотрудничества и отчасти были адресованы Турции. Ответные маневры Следующий шаг Исламской Республики, впрочем, имел милитаристский оттенок и стал своеобразной демонстрацией силы: в приграничной территории были организованы масштабные иранские учения. Очевидцы сообщили, что в ночь на 30 сентября туда прибыла крупная колонна с военной техникой, среди которой был замечен новый зенитно-ракетный комплекс средней дальности «Хорад-3». Согласно опубликованным анонсам, непосредственное начало учений состоится в пятницу, 1 октября.
Все это естественным образом спровоцировало острую реакцию в Баку. Но когда мы анализируем это во временных рамках, то видим, что такого никогда не было. Почему именно сейчас и почему на нашей границе? Почему не организовывались учения, когда армяне были в Джебраиле, Зангелане и Физули? Пресс-секретарь иранского МИДа Саид Хатибзаде в ответ на это заметил, что в условиях нормальных отношений между странами такого рода заявления вызывают у него удивление.
С любопытным комментарием выступил вчера лидер Социал-демократической партии Азербайджана Араз Ализаде. Я думаю, что он, будучи азербайджанцем, не станет продолжать политику Ахмадинежада, направленную на сближение с Арменией.
Напротив, я ожидаю от него жесткой позиции в отношении этой страны. Исходя из этого организация, возглавляемая Махмудом Чехраганлы, воздержалась от поддержки Миргусейна Мусави и призвала азербайджанцев бойкотировать выборы. То, что Мусави по происхождению азербайджанец, нас должно беспокоить далеко не в первую очередь. Настораживать нас должно не этническое происхождение оппозиционного кандидата, а его политические взгляды. Мусави обещает своим избирателям либеральные реформы. Чем увенчались для Советского Союза реформы Горбачева, известно всем. Ясно, что демократические преобразования приведут к ограничению роли исламской идеологии, которая является цементирующей силой многонационального иранского общества.
Благодаря либеральным реформам сепаратисты получат свободу действий, что нам совсем не выгодно. Обещанное Миргусейном Мусави снятие запрета на преподавание в школах азербайджанского языка может привести к пробуждению среди иранских азербайджанцев национального самосознания. Именно эти соображения позволяют предполагать, что победа Миргусейна Мусави нам ничего хорошего светить не может.
Данные расчеты подготовлены на основе сведений, предоставленных азербайджанскими диаспорскими организациями в различных странах, дипломатическими представительствами Азербайджанской Республики, международными неправительственными организациями и другими источниками.
Несмотря на то, что было сложно определить точное количество проживающих за рубежом азербайджанцев, опираясь на информацию различных организаций, было выявлено приблизительное число.
Они имеют значительное влияние на политическую арену Ирана и активно участвуют в политических партиях и движениях. Особенность азербайджанской культуры в Иране проявляется в музыке, танцах, кулинарных традициях и национальных праздниках. Азербайджанские песни и танцы являются важной частью иранской культуры и часто исполняются на национальных и международных музыкальных и танцевальных фестивалях. Азербайджанцы в Иране имеют большое значение как политическая и этническая сила. Они продолжают бороться за свои права и бороться за признание своей этнической и культурной идентичности в Иране. В то же время, азербайджанцы активно участвуют в развитии иранского общества и экономики, делая ценный вклад в различные сферы страны. Азербайджанцы в Иране являются важной частью многонационального и многокультурного общества Ирана.
Их влияние и присутствие продолжает украшать и обогащать культурный и политический ландшафт Ирана.
Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?!
Где проживают азербайджанцы в Иране? | Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. |
Azərbaycan veb portalı | На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана. |
Azərbaycan veb portalı | Азербайджанцы в Иране в массе своей оказались адептами идеи сильного и централизованного иранского государства, невосприимчивыми к пропаганде этнического национализма и сепаратизма. |
Иранские азербайджанцы - Iranian Azerbaijanis | В азербайджанских провластных СМИ практически сразу стали обсуждать версию о причастности иранских спецслужб. |
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ
В Ираке проживает около 1 миллиона наших соотечественников. Азербайджанцы на Африканском континенте В Египте и Алжире проживает несколько сотен тысяч азербайджанцев, в Судане — 17. Кроме этого недавние исследования показали, что азербайджанцы также проживают в ЮАР и Заире. Азербайджанцы в Австралии Имеется информация, что в Австралии и Океании проживает около 10,000 азербайджанцев.
Изначально это было общественное кладбище. Однако в годы правления второй династии Пехлевидов некрополь преобразован в исторический парк. Теперь здесь высится огромная стела с цитатами тебризских поэтов, а вокруг нее бюсты самих поэтов и деятелей культуры. Всю эту скульптурную композицию осуществил известный в середине прошлого столетия иранский скульптор Мишель Оганян. Со временем парк облюбовали и мелкие торговцы. Сюда привозят всякое ненужное старье и продают. Причем товары далеко не первой и даже не второй свежести — от старых поношенных брюк и башмаков до вышедших из строя черно-белых телевизоров и холодильников 70-80-х гг. Правда, покупателей я так и не увидел. Зато все чего-то продают. В центре города, недалеко от знаменитого тебризского базара, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположена Аллея шехидов, посвященная героям Тебриза, павшим в годы ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Эти черные страницы новейшей истории Ирана называют в стране Дефайе могаддас «Священная оборона» и Джанге тахмили «Навязанная война». Сотни тысяч иранцев погибли в той войне, развязанной иракским лидером Саддамом Хуссейном. Персы, азери-торки, армяне, ассирийцы… Весь иранский народ встал на защиту страны. Нет ни одного остана в Иране, где бы не было монумента героям-землякам, павшим в той войне. Есть он и в Тебризе, автором которого является скульптор Манук Арустамян. В Иране вообще бережно относятся к прошлому и с удовольствием принимают настоящее. Повторюсь, не нужно шарахаться от официального названия страны «Исламская Республика Иран». Да, Иран — исламская страна. Но ислам в этой стране шиитского толка. Это наиболее мягкая форма ислама и не имеет ничего общего с исламом Саудовской Аравии или Афганистаном. Шиизм спокойно относится к порокам человеческим, если пороки эти не приносят страданий обществу. Алкоголь запрещен потому, что он приносит страдания и погибель. Шариат не станет церемониться с алкоголиком и накажет по всей строгости исламского права. Зато тот же шариат спокойно относится к проституции и лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. С одной лишь поправочкой: «жрицы любви», как все нормальные женщины в стране, должны носить чадор или просто покрывать косынкой голову, когда находятся в общественных местах. Также покрывать ноги, руки и шею. Касаемо лиц нетрадиционной сексуальной ориентации тоже все просто: если мужчина не считает себя мужчиной, то он обязан прооперироваться, поменять пол и стать трансгендером. Для таких случаев в Иране заложен даже отдельный бюджет. Если же мужчина отказывается оперироваться, то его ждет смертная казнь через повешение. Как вы поняли, Иран живет в своем измерении, отличном от мира сего. От того многим сложно понять эту страну. Здесь так же чуждо «не детское время». Парки и аттракционы для детей работают в будние дни до часу ночи, а в выходные… до четырех утра. И все это время взрослые вместе с детьми катаются на каруселях, едят мороженое, гуляют в парках, а последний год и посещают дельфинарий, дающий по два представления в день — в 21. Кстати, дельфинарий в Тебризе был открыт в 2016 году армянским предпринимателем из России Гором Арутюняном. Это первый дельфинарий в Тебризе и второй по счету в Иране. Один, как вы поняли, находится в Тегеране. Все животные привезены из России — два дельфина, две белухи и два моржа. Однако по стечению обстоятельств дельфиниха Маша и белуха Даша остались вдовами. Их партнеры погибли от сердечной недостаточности. Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры. Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой. Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском. Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему. Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель. Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель. В машине сидели еще два человека. Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва. Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш! Твоей заднице не привыкать. Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться. Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции. У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок. Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я. Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили. Оказывается, к Гугуш у властей личная обида. А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать. Но на всякий случай готовьте задницы. На этот раз веселее будет. Не мне же одному отвечать за всех. Седжад включил Гугуш на всю громкость. С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты. Нам повезло. Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии. Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей.
Их партнеры погибли от сердечной недостаточности. Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры. Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой. Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском. Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему. Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель. Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель. В машине сидели еще два человека. Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва. Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш! Твоей заднице не привыкать. Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться. Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции. У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок. Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я. Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили. Оказывается, к Гугуш у властей личная обида. А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать. Но на всякий случай готовьте задницы. На этот раз веселее будет. Не мне же одному отвечать за всех. Седжад включил Гугуш на всю громкость. С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты. Нам повезло. Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии. Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане. Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа. И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке. Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в. Аменапркич, церковь XII в. Сурб Аствацацин, Помболози и т. Сохранилась лишь общественная баня XVI в. В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории. Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек. Большая часть из них — азери-торки. Остальные персы и армяне. В городе можно встретить и немало азербайджанцев, приезжающих сюда из Нахичеванского края. В Джульфе и горючее значительно дешевле, и продукты питания. Из-за близости двух городов проникают сюда из Азербайджана и националистические элементы. Баку пытается натравить азери-торков на армян. Джульфа же в этом отношении самый удобный город — на периферии от Тегерана и под боком у Нахичевани. Слава Богу, им это не удается, так как народ здесь воспитанный и далек от алиевской армянофобии соседнего государства. Познакомился я в Джульфе с семьей из числа местных жителей. Глава семьи, азери-торк Хоссейн Мусави рассказал, что прошлым летом отдыхал с женой и сыном в Баку. Однако отпуск был испорчен, едва пересекли границу. Разговор продлился сначала с одним офицером около 15 минут. Потом нас попросили задержаться до прибытия какого-то другого их начальника, который подъехал через 30 минут. И те же вопросы, те же собеседования. Еще на полчаса. Рассказывал про Ходжалы, про Карабах и прочее. Я спросил у офицера: «Какое мы имеем к этому отношение? И вы должны прочувствовать ту же боль и трагедию, какую испытываем мы». Он считает нас одним народом только потому, что мы говорим на близком языке. Что же получается, и бакинцы с нами один народ, и турки, и туркмены… Нам теперь почитать все трагедии людей, говорящих на торки? Может, мне у себя дома и портреты Алиева, Ататюрка, Туркменбаши и остальных диктаторов повесить?
Но ислам в этой стране шиитского толка. Это наиболее мягкая форма ислама и не имеет ничего общего с исламом Саудовской Аравии или Афганистаном. Шиизм спокойно относится к порокам человеческим, если пороки эти не приносят страданий обществу. Алкоголь запрещен потому, что он приносит страдания и погибель. Шариат не станет церемониться с алкоголиком и накажет по всей строгости исламского права. Зато тот же шариат спокойно относится к проституции и лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. С одной лишь поправочкой: «жрицы любви», как все нормальные женщины в стране, должны носить чадор или просто покрывать косынкой голову, когда находятся в общественных местах. Также покрывать ноги, руки и шею. Касаемо лиц нетрадиционной сексуальной ориентации тоже все просто: если мужчина не считает себя мужчиной, то он обязан прооперироваться, поменять пол и стать трансгендером. Для таких случаев в Иране заложен даже отдельный бюджет. Если же мужчина отказывается оперироваться, то его ждет смертная казнь через повешение. Как вы поняли, Иран живет в своем измерении, отличном от мира сего. От того многим сложно понять эту страну. Здесь так же чуждо «не детское время». Парки и аттракционы для детей работают в будние дни до часу ночи, а в выходные… до четырех утра. И все это время взрослые вместе с детьми катаются на каруселях, едят мороженое, гуляют в парках, а последний год и посещают дельфинарий, дающий по два представления в день — в 21. Кстати, дельфинарий в Тебризе был открыт в 2016 году армянским предпринимателем из России Гором Арутюняном. Это первый дельфинарий в Тебризе и второй по счету в Иране. Один, как вы поняли, находится в Тегеране. Все животные привезены из России — два дельфина, две белухи и два моржа. Однако по стечению обстоятельств дельфиниха Маша и белуха Даша остались вдовами. Их партнеры погибли от сердечной недостаточности. Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры. Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой. Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском. Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему. Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель. Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель. В машине сидели еще два человека. Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва. Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш! Твоей заднице не привыкать. Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться. Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции. У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок. Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я. Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили. Оказывается, к Гугуш у властей личная обида. А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать. Но на всякий случай готовьте задницы. На этот раз веселее будет. Не мне же одному отвечать за всех. Седжад включил Гугуш на всю громкость. С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты. Нам повезло. Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев. Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем. От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии. Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев. Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась. Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане. Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа. И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке. Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в. Аменапркич, церковь XII в. Сурб Аствацацин, Помболози и т. Сохранилась лишь общественная баня XVI в. В отличие от властей соседней страны Иран бережно относится как к собственному зодчеству, так и культурному наследию других народов на своей территории. Сегодня иранская Джульфа состоит всего из трех длинных улиц с населением чуть более 5 000 человек.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
Генетика персов. ДНК гаплогруппа азербайджанцев. Гаплогруппы армян и азербайджанцев. Генетика иранцев.
Протесты в Иране 2022 женщины. Кочевники азербайджанцы. Кочевники Ирана.
Талыши в Иране карта. Провинция Западный Азербайджан. Западный и Восточный Азербайджан.
Карта расселения азербайджанцев в России. Борчалинские Карапапахи. Карапапахи терекеменцы.
Карапапахи азербайджанцы. Тюрки Карапапахи. Луры народ Ирана.
Кашкайцы урумцы Солярцы. Иранцы кочевники. Британское посольство в Тегеране.
Евреи в Иране. Евреи в иранском парламенте. Разгром российского посольства в Тегеране.
Талыши народ. Талыши вероисповедание. Кашкайцы народы Ирана.
Кашкайцы азербайджанцы. Население Азербайджана. Сколько азербайджанцев в России 2022 живут.
Флаг иранского Азербайджана. Иран Guney Azerbaycan. Флаг Южного Азербайджана.
Встреча Ильхама Алиева с президентом Ирана. Азербайджанские кочевники. Азербайджанские кочевники юрта.
Иранские кочевые народы. Иран и Азербайджан на карте. Азербайджанцы в Армении.
Минобороны Азербайджана. Армения Тудей. Новости Азербайджана.
Исламизация Ирана. Толпа иранцев. Митинги в Иране.
Массовые протесты в Иране. Иран демонстрации. Азербайджанцы Ирана живут в Юртах.
Ноян тапан на русском.
Иранское руководство не стало помогать азербайджанским беженцам во время первой войны в Нагорном Карабахе, а в армяно-азербайджанском конфликте полностью поддерживало стороны Армении. В настоящее время Иранское руководство по-прежнему продолжает борьбу с азербайджанским сепаратизмом, и держит полный контроль на ирано-азербайджанской границе. Особенно напряженными стали моменты осенью 2020 года, когда вновь вспыхнул новый конфликт в Нагорном Карабахе , так как иранцы боятся, что внешняя политика Турции и Азербайджан, приведут к распространению турецкого пантюркизма на Южный Азербайджан. Поскольку воссоединение азербайджанцев угрожает территориальной целостности Иранского государства. Да и к тому же разделенный азербайджанский народ за последние 200 лет стал сильно отличаться по менталитету.
Так жителям светского Азербайджана будет проще понять турок, чем иранских азербайджанцев. В то время как большинство иранских азербайджанцев предпочтет жить с персами в едином религиозном Иране. Список используемой литературы: Жигалина О. Этносоциальная эволюция иранского общества. Сумбатзаде А. Азербайджанцы, этногенез и формирование народа.
Возможно, у людей есть желание к объединению. Это как мечта о лучшей жизни. Но идеального в жизни ничего не бывает.
Общая численность азербайджанцев в Иране составляет по разным оценкам от 12 до 16 млн чел. В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2002 года составляет 111 656 человек [44]. Всего азербайджанцев в России по переписи 2002 года 621 840 чел. Помимо этого они населяют районы области Кахетия 40 тыс. Часть азербайджанцев проживает в Тбилиси 11 тыс.
Были «Кавказские Татары». Денис Лунёв: Итак, Советский Азербайджан был так назван, чтобы обозначить претензии на Азербайджан Иранский, и вообще термин «Азербайджан» - персидского происхождения. Константин Новиков: Да. Но надо сказать, что тема азербайджанства всплывала и до революции. Интеллигенция закавказских тюрок азербайджанцев в конце ХIХ - начале ХХ века находилась в состоянии самоопределения: «Кто они? И были ориентированы на иранскую культуру. Но ХХ век - это век распада имперского сознания и появление безрелигиозного национализма, отсюда и все эти националистические томления. Потом Советская власть подхватила эту тему с азербайджанством, дала ей выход, легитимизировала это самоназвание. Но достаточно поздно, окончательно уже в 30-е годы. Очередное «украинство».
Где проживают азербайджанцы в Иране?
3 Сколько азербайджанцев живут в Азербайджане? Сейчас в Иране по разным оценкам живут 25-30 миллионов АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ. В настоящее время в иранском Азербайджане проживает всего-навсего 4 тыс. армян, половина из которых в столице остана Восточный Азербайджан – Тебризе.
Зачем Алиев начал угрожать Ирану
Напротив, я ожидаю от него жесткой позиции в отношении этой страны. Исходя из этого организация, возглавляемая Махмудом Чехраганлы, воздержалась от поддержки Миргусейна Мусави и призвала азербайджанцев бойкотировать выборы. То, что Мусави по происхождению азербайджанец, нас должно беспокоить далеко не в первую очередь. Настораживать нас должно не этническое происхождение оппозиционного кандидата, а его политические взгляды. Мусави обещает своим избирателям либеральные реформы.
Чем увенчались для Советского Союза реформы Горбачева, известно всем. Ясно, что демократические преобразования приведут к ограничению роли исламской идеологии, которая является цементирующей силой многонационального иранского общества. Благодаря либеральным реформам сепаратисты получат свободу действий, что нам совсем не выгодно. Обещанное Миргусейном Мусави снятие запрета на преподавание в школах азербайджанского языка может привести к пробуждению среди иранских азербайджанцев национального самосознания.
Именно эти соображения позволяют предполагать, что победа Миргусейна Мусави нам ничего хорошего светить не может. Для нас лучше, чтоб в Тегеране правила администрация, с которой легче продолжить реализацию достигнутых ранее договоренностей. В этом смысле переизбрание Ахмадинежада на второй срок в полной мере соответствует наших интересам.
Мы готовы», — заявляли в КСИР 15 сентября. Судя по всему, иранцы, признающие Карабах азербайджанским, решили тем самым предостеречь Баку от прямого конфликта с Арменией. Иран, в отличие от Турции и Пакистана, не разорвал дипломатические отношения с Арменией, но при этом поддержал территориальную целостность Азербайджана. Также Иран не присоединился к экономической блокаде Армении, благодаря чему часть потребностей страны обеспечивалась за счет маршрутов через иранскую территорию. Армянский дипломат Гегам Гарибджанян, работавший тогда послом в Тегеране, даже окрестил этот путь «дорогой жизни». Во время Второй Карабахской войны 2020 года Иран оставался нейтральным и заявлял, что судьба Карабаха должна решиться путем переговоров, посредником в которых он может выступить.
В июле 2022 года верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил , что Иран «рад возвращению Карабаха в состав Азербайджана». Но при этом Иран выступает против любой блокировки границы с Арменией, добавил он. Иран опасается, что Азербайджан хочет занять Сюникскую область, которую в Азербайджане называют южной частью исторической области Зангезур, поясняла Лана Раванди-Фадаи. Это регион на юге Армении, который соединяет ее с Ираном и разделяет Азербайджан с его эксклавом — Нахичеванской автономной республикой. Но Сюникская область важна не столько с точки зрения территориально-этнических противоречий, сколько как важный транспортный коридор. Страны региона стремятся развивать собственные варианты маршрута из Азии в Европу, каждый из которых конкурирует друг с другом. Так, Армения и Иран через Сюникскую область хотят построить коридор «Персидский залив — Черное море», который должен стать частью торгового маршрута из Индии в Европу. Дорожные сети этого пути начинаются в иранских портах на берегу Персидского залива, а затем через Сюникскую область и остальную Армению ведут к грузинским черноморским портам. Азербайджан и Турция предлагают свою альтернативу ирано-армянскому маршруту — «Зангезурский коридор».
Он может связать Турцию не только с центральными регионами Азербайджана, но и даст выход к странам Центральной Азии через Каспийское море. Также за счет коридора Азербайджан хочет наладить железнодорожное сообщение со своим нахичеванским эксклавом через Сюникскую область. В декабре 2021 года на встрече в Брюсселе Алиев и Пашинян подтвердили договоренность построить дорогу через Сюникскую область. Ситуация в Сюникской области Армении после обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Прибытие первых беженцев из Нагорного Карабаха в сопровождении колонны российских миротворцев. По его словам, нынешняя политика Азербайджана по отношению к Нагорному Карабаху и Армении указывают на то, «что следующей целью может быть создание экстерриториального коридора». Проблема транспортного коридора из Турции в Азербайджан заключена для армян в самом названии проекта — использование термина «Зангезур» вызывает в Ереване опасения, что так Баку пробует переосмыслить границы в Закавказье. При этом еще в 2021 году Баку настаивал: все переговоры по «Зангезурскому коридору» необходимо вести с Москвой, а не с Ереваном. Созданию «Зангезурского коридора» противится и Иран.
По мнению Тегерана, этот коридор закроет логистический доступ Ирана к Армении, отмечал журнал Foreign Affairs.
И сейчас в Тегеране, Мешхеде и других крупных городах представители разных национальностей говорят на азербайджанском языке», — утверждал глава НАНА. Габиббейли далее пустился в рассуждения о том, что персидский язык является средством общения «ограниченных официальных кругов», в то время как азербайджанский — «языком всех народов, проживающих в Иране». Права южных азербайджанцев должны быть восстановлены, им должны быть предоставлены все свободы, на которые они имеют право», — подытожил академик. Это происходит по прямому указанию политического руководства республики.
Провинция Южный Азербайджан в Иране.
Худаферинский мост Азербайджан. Худаферинские мосты. Освобожденные районы Худаферинский мост. Азербайджан народ. Азербайджан люди. Азербайджанское население Ирана.
Жители Турции. Азербайджанцы в Турции. Здороваться на азербайджанском. Иранские азербайджанцы 90е. Иранцы в Баку. Иранские народы азербайджанцы.
Южный Азербайджан иранская. Иранцы в Армении. Азербайджанцы в Ереване. Иранские парни в Армении. Армяне в Иране. Иран Алиев саммит.
Иран жизнь в Тегеране. Иран люди. Жители Ирана. Генетика персов. ДНК гаплогруппа азербайджанцев. Гаплогруппы армян и азербайджанцев.
Генетика иранцев. Протесты в Иране 2022 женщины. Кочевники азербайджанцы. Кочевники Ирана. Талыши в Иране карта. Провинция Западный Азербайджан.
Западный и Восточный Азербайджан. Карта расселения азербайджанцев в России. Борчалинские Карапапахи. Карапапахи терекеменцы. Карапапахи азербайджанцы. Тюрки Карапапахи.
Луры народ Ирана. Кашкайцы урумцы Солярцы. Иранцы кочевники. Британское посольство в Тегеране. Евреи в Иране. Евреи в иранском парламенте.
Разгром российского посольства в Тегеране. Талыши народ. Талыши вероисповедание. Кашкайцы народы Ирана.
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
Сколько азербайджанцев живут в мире. Сколько армян проживает в Америке. 9 Сколько азербайджанцев живет в городе Москве? Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Сколько азербайджанцев живет в Иране? Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек.
Россия в глобальной политике
Точное количество проживающих в Иране азербайджанцев неизвестно, поскольку власти Ирана долгое время не признавали наличия в стране подобного этноса, считая азербайджанцев Ирана этническими иранцами, говорящими на тюркском языке (Годс, 1994: 144, 145–146). В Иране, по данным азербайджанской стороны, проживают более 35 млн азербайджанцев. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские тур.
Смогут ли азербайджанцы Кавказа и Ирана объединиться?
Иранские азербайджанцы | Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке. |
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие | Иран: более 15 млн человек (согласно энциклопедии Британника), по другим данным около 20 млн, 30 млн по данным UNPO. |
Сколько азербайджанцев проживает в Иране | Это и тесные экономические связи, и множество родственных, семейных контактов, все-таки в Иране проживает от 18 до 25 млн этнических азербайджанцев. |
Иранские азербайджанцы | Кроме того, значительное количество азербайджанцев также живет в Тегеране, столице Ирана. |
Язык довëл Азербайджан до «тюркского» Ирана: Баку переиначивает историю?
Как передает во вторник Trend со ссылкой на доклад, группы этнических меньшинств в Иране, в том числе азербайджанцы, регулярно жалуются на то, что правительство нерационально управляет природными ресурсами, в первую очередь водой, в регионах. В северной части Ирана, которая раньше называлась Азербайджаном, проживает 17 миллионов азербайджанцев. Словесная война между Азербайджаном и Ираном разгорается с новой силой: полуофициальные источники в Азербайджане открыто призывают к отделению многочисленного меньшинства иранских азербайджанцев. 3 Сколько азербайджанцев живут в Азербайджане? Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога.