Вечернее последование в пятницу 1-й седмицы Великого Поста. Последование Великого повечерия в четверг первой седмицы Великого Поста. Полное последование утрени Великого канона в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы («Мариино стояние»). Когда же вновь наступила первая седмица святого Великого поста, преподобный Зосима из-за болезни должен был остаться в монастыре. Понедѣльникъ первыя седмицы Великаго поста. Душе, да не разлѣнишися: аще тебѣ приложится врагъ, молитвою же и постомъ отъ ногъ твоихъ да отразится.
Оптина пустынь
Служба Недели первой Великого Поста. Неделя ваий — древнейшая из всех недель Великого поста и единственная из них, непосредственно связанная с евангельскими событиями. Первая седмица Четыредесятницы (сорока дней поста) длится не семь, а шесть дней, с 18 по 23 марта, до первой недели (воскресенья) поста. Для тех, кто любит следить за службой по текстам, предлагаем подборку последований наряду всех служб Первой седмицы Великого Поста.
Последование в Неделю Православия
Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах их около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.
В этот день освящаются вербы в память о вайях — пальмовых ветвях, которыми народ израильский встречал Иисуса Христа. В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом Великом посту Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене этих дней первая из них совершается в воскресенье вечером поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи», а на отпусте произносятся слова «Грядый Господь на вольную Страсть». В этот день православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
Вечером в четверг совершается Утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних, одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения. Воспоминание святых спасительных Страстей Господних. День строгого поста.
Утром совершаются Царские часы Последование часов Великого Пятка с изобразительными , Литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом Плащаницы, после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы», во время которого происходит целование Плащаницы. В ночь на субботу совершается утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя. В саму Великую Субботу 15 апреля служится Литургия Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые.
После Литургии — освящение пасхальных яств. Перед этим в храме читаются Деяния Святых апостолов. После полунощницы служится Пасхальная заутреня с Пасхальным каноном прп.
Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Песнопения 1-й седмицы Великого Поста Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.
Сих оскудение, пост истинный есть. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии.
По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках, особая тишина царит в это время, некоторые верующие опускаются на колени. Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели поста — сораспятии со Христом. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Канон Андрея Критского в понедельник первой недели Великого Поста
- Богослужебные тексты
- Первая седмица Великого поста | СЕМЬЯ и ВЕРА
- Please wait while your request is being verified...
- Как совершается богослужение на первой неделе Великого поста
- Последование в Неделю Православия
- Популярные услуги
Особенности первой недели Великого поста
- Покаянный Канон Андрея Критского
- Первая седмица Великого поста | СЕМЬЯ и ВЕРА
- Праздники и памятные дни
- Службы первой седмицы Великого Поста: в 6-ти книгах (комплект)
- Седмица первая Великого поста | PravLife
- Великий канон святого Андрея Критского
Все знают, что Великий пост начинается с понедельника. Почему?
- Форма поиска
- Храм Софии Премудрости Божией
- Последование Святыя Четыредесятницы, субботам и неделям святаго великаго поста
- Великий канон св. Андрея Критского, читаемый в первую седмицу Великого поста.
Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Понедельник первой седмицы Великого поста
Зной дневный претерпе лишения ради патриарх и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает. Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится. И ныне: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет. Песнь 5 Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою. В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя. Рувима подражая, окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он. Исповедаюся Тебе, Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия.
От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень: ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими. Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи. Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего: аз же что Тебе когда сицевое принесу? И ныне: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество. Песнь 6 Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя. Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет.
Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением. Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси. Господи, помилуй. Слава, И ныне: Кондак, глас 6: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Песнь 7 Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже. Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже. Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.
Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова. Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми. Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу. Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо единому согреших всех Богу, Сам очисти мя. Песнь 8 Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут херувими и серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя. Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй.
Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи. Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих. И ныне: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем.
Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя? Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя: от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши. Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя. Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же, и пощеньми, и чистотою, и говением. Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися.
Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения. Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе, внегда будеши судитися. Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. И ныне: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Таже оба лика вкупе поют Ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества.
Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя. Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша. Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле: слезяща зриши и притекаеши, яко отец, призывая блуднаго. И ныне: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя.
Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды. Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей. Одеяхся в срамную ризу и окровавленную студно течением страстнаго и любосластнаго живота. Впадох в страстную пагубу и в вещественную тлю, и оттоле до ныне враг мне досаждает. Любовещное и любоименное житие невоздержанием, Спасе, предпочет ныне, тяжким бременем обложен есмь. Украсих плотский образ скверных помышлений различным обложением и осуждаюся. Внешним прилежно благоукрашением единем попекохся, внутреннюю презрев Богообразную скинию.
Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже, яко иногда драхму, взыскав, обрящи. Согреших, якоже блудница, вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы. Очисти, якоже мытарь, вопию Ти, Спасе, очисти мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших Тебе. Источник живота стяжах Тебе, смерти Низложителя, и вопию Ти от сердца моего прежде конца: согреших, очисти и спаси мя. Согреших, Господи, согреших Тебе, очисти мя: несть бо иже кто согреши в человецех, егоже не превзыдох прегрешеньми. При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследствовах осуждение в потопе погружения. Хама онаго, душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися.
Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия.
А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре! Такие они милые, такие вдохновленные! А дальше, после этого, будет ещё ниже. Понаблюдайте, посмотрите.
А потом, если захотите, с духовником обсудите... Как оно бывает?
Немного хлеба. Постные щи на зелени без картофеля. Овсяная каша на воде. Компот из сухофруктов. Фрукты — например, яблоко , и стакан теплого чая с медом.
Среда Завтрак. Овсяные хлопья, залитые соком. Фрукты, чай. Салат из моркови и яблок с добавлением клюквы. Бутерброды с помидорами и огурцами , посыпанные кунжутом. Несладкий сок. Четверг Фото: pixabay.
Геркулес, залитый горячей водой и приправленный апельсиновым соком. Вода или морс. Натертая на терке репа, морковь, кусочки кислых яблок с тыквенными семечками. Кусочек хлеба, посыпанный семенами льна. Размятый банан , завернутый в лаваш, порезанный на роллы. Яблоко, чай. Пятница Завтрак.
Гречневая каша. Кофе без молока. Капустный салат с морковью и соком лимона. Зеленый чай.
На вечерне читается третья часть Великого покаянного канона Андрея Критского.
Пост: В течение практически всего года среда — постный день, и в великопостный период воздержание в среду также становится строже. Монастырский устав предписывает сухоядение. Причастники с 00 часов до подхода к Чаше держат евхаристический пост, то есть отказываются от еды и питья. На вечерне читается четвертая, последняя часть Великого канона Андрея Критского. Этот уникальный покаянный гимн в дни Великого поста будет прочитан еще раз — целиком — на пятой седмице.
Дни памяти: Священномученика Ермогена, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Пост: В четверг возможно небольшое послабление поста, строгий устав разрешает мирянам вареную пищу. Эта великопостная служба представляет собой вечерню с причащением мирян, поэтому в некоторых храмах, следуя древней традиции, ее совершают во второй половине дня. Таким образом посетить это удивительное богослужение могут те, кто утром занят на работе или учебе. Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива кутьи.
Дни памяти: Святителя Льва I, папы Римского. Пост: Пятница — день строгого воздержания в течение всего года, за исключением сплошных седмиц. Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост. В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке.
Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими. Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом вареной крупой с медом , приготовленным из домашних запасов.
В православных храмах начинаются особые великопостные богослужения — пассии
Последование канона преподобного Андрея Критского в среду первой недели Великого Поста. В понедельник первой седмицы Великого поста. Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время.
Службы первой седмицы Великого поста. Службы Страстной седмицы. В 4-х книгах
Службы первой седмицы Великого Поста: в 6-ти книгах (комплект). Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Расписание Богослужений в монастыре Оптина Пустынь на шестой седмице великого поста 2024 г. (седмица ваий) (22 — 27 апреля 2024 г.). Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил. В первую неделю Великого поста во всех православных храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который назван Великим, как по глубине содержания, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). На протяжении первых четырех дней Первой седмицы Великого поста в храме на вечерней службе читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Текст Великого покаянного канона Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого Поста
Продолжительность Великого Поста установленная Святыми Апостолами, составляет десятую часть года - Святую Четыредесятницу. Эту десятину года необходимо посвящать Богу, чтобы мы благословлены были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, сделанных в течение целого года. Таким образом Великий Пост - Святая Четыредесятница - есть Богом определенная десятина каждого года по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней , которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу - на спасение своей души. Три приготовительные недели. Великий Пост имеет три приготовительных недели. Первая приготовительная неделя называется "Неделею Мытаря и Фарисея". Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, с целью показать, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: "Покаяния отверзи ми двери"... Вторая приготовительная неделя называется "Неделей о Блудном Сыне". В притче "О блудном сыне", которую мы слышим за Литургией в Евангельском чтении, Св.
Церковь поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: "На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона"... Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию. Третья приготовительная неделя называется "Мясопустною" или "Сырною", а в народе она называется "Масляной", потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье "Мясопустной недели" называется "Неделей о Страшном Суде", т. Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Наверх 2.
Последнее воскресенье перед Великим Постом Прощенное Воскресенье. Последнее воскресенье перед Великим Постом называется "Сыропустом", потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие Мф. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Потому это воскресенье принято называть " Прощенным Воскресеньем ", после которого и наступает Великий Пост Св. Наверх 3. Великопостное Богослужение. Общую особенность великопостного Богослужения составляет продолжительность службы с уменьшением торжественности, а именно: песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина : "Господи и Владыко живота моего"...
Утром совершаются Утреня, Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня. Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великом Посту бывает Литургия св. Иоанна Златоуста , а в первые пять воскресений - Литургия Св. Наверх 4. Недели Великого Поста. В Великом Посту каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающего грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие. Первая неделя Великого поста.
Великая среда В Великую среду христиане вспоминают два важных события из Евангелия: помазание Христа миром и предательство Иуды Искариота. В первом случае женщина-грешница возливает драгоценное миро на голову Иисусу в доме Симона прокаженного, что вызывает возмущение у учеников. Иисус же объясняет, что это подготовка к его предстоящему погребению.
В то же время Иуда Искариот уходит к первосвященникам и договаривается предать Христа за 30 сребреников, начиная тем самым предательство. Служба в церкви в этот день включает последнюю Литургию преждеосвященных даров, после которой читается молитва с тремя поклонами. Земные поклоны прекращаются до праздника Троицы.
Также в Великую среду верующие могут участвовать в таинстве исповеди. Великий четверг Великий Четверг — особый день в Православном календаре, когда вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, где было учреждено Святое Причастие. Причастие в этот день символизирует объединение верующего с Христом.
Также совершается обряд омовения ног, повторяющий жест Иисуса. Верующие занимаются подготовкой к Пасхе: уборкой, крашением яиц, выпеканием куличей, отдавая предпочтение молитве и посещению храма. Великая пятница Великая, или Страстная пятница — день скорби и испытаний для христиан в память Крестных Страданий Иисуса Христа.
Христиане отдают дань уважения за жертву Спасителя, подчеркивая Его любовь к миру. Церковные обряды наполнены скорбью и уважением к жертве Христа, вдумчиво вспоминая уроки прощения и сострадания, которые передал нам этот день. Великая суббота В Великую субботу православная Церковь отмечает погребение Христа и его спуск в ад, где он освобождает праведные души и вводит их в рай.
Полуночница начинается в начале полуночи, священнослужители переносят плащаницу на престол в предвкушении Пасхи. Крестный ход и встреча с воскресшим Христом важные моменты пасхальной ночи. Также в этот день в Иерусалиме сходит благодатный огонь, который передается по миру, включая Россию.
Кроме того, еще до начала Великого поста — со среды подготовительной Сырной седмицы начитается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина, которое продолжается до Великой Среды. О трапезе во время Великого поста Великий пост установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. Православные стремятся воздержанием и молитвой очистить свою душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху. Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Святой Четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — сорок восемь дней.
В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста. В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное. В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья.
В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла.
Оно закрепилось в культуре — в этот день делали уборку в доме после Масленицы. Вся неделя отличается особой строгостью поста в пище и продолжительными богослужениями.
Весь пост, кроме суббот и воскресений, в храмах читается молитва святого Ефрема Сирина. В эти дни она включается и в домашнее молитвенное правило. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста с понедельника по четверг, 18 марта — 21 марта вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Части канона, которые будут читаться в этот день, отмечены в специальном издании — эту небольшую книжечку можно приобрести в церковной лавке или скачать в интернете и следить за службой по ней.
Необходимо заранее узнать о времени начала богослужения в вашем храме — оно может варьироваться в промежутке от 16 до 19 часов вечера.
Текст Великого покаянного канона Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого Поста
Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя. Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет. Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением. Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси. Слава, и ныне: Кондак, глас 6: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Песнь 7 Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже. Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже. Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже. Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова.
Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми. Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу. Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо единому согреших всех Богу, Сам очисти мя. Песнь 8 Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут херувими и серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя. Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй. Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника.
Темже чертога изринешися вон, рыдающи. Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих. И ныне: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.
Первая неделя Великого поста заканчивается праздником Торжества православия. В этот день совершается торжественное Богослужение литургии святого Василия Великого, после которой в храмах служится особый чин, посвященный празднику. Сам день Торжества православия, приходящийся на воскресенье, являет собой историческую память Церкви о преодолении различных еретических учений, имевших место в истории христианства. В чине на Торжество православия предусмотрены специальные анафемы для тех, кто искажает догматически чистоту христианского вероучения. Кроме этого, возглашаются многолетия предстоятелям православных Церквей, и торжественно читается православный Символ веры.
Это будет полезно тем, кто любит следить за службой по книге. Каждая книга имеет расширенное Приложение, в котором помещены тексты Триоди, Октоиха и Ирмология, необходимые для богослужения именно в данный день: песни троичны и светильны, седальны от Октоиха, Богородичны восьми гласов. Причем все они печатаются также на ряду, без сокращений и отсылок, то есть так, как они исполняются на богослужении. Вместе с тем Приложение имеет удобные дополнения для отдельных дней: На случай, если совершается память двух святых, приводятся стихи великопостных библейских песней от пометы «на 8» для стихословия в песнях без трипеснца. В Приложении к книге «Суббота» дополнительно печатается текст библейских песней в праздничной редакции, поскольку составители Богослужебных указаний оставляют за настоятелем право выбора редакции библейских песней будничной или праздничной для стихословия в этот день см. В приложении к книге «Пяток» помещены избранные из Октоиха стихиры мученичны и догматики, необходимые для пения стихир на «Господи, воззвах…». Все тексты соответствуют ныне действующей редакции Постной Триоди, Часослова, богослужебной Псалтири. Книги аналойного размера 207х284мм в твердом переплете с тиснением, напечатаны в две краски традиционным церковнославянским шрифтом крупного кегля на тонированной офсетной бумаге. По принципам публикации богослужебного текста и по полиграфическому исполнению они составляют единство с предыдущим изданием — «Службами на каждый день Страстныя седмицы», которое вышло в 2013 году.
Парийского: Богослужение в Казанском храме. Артемона, пресвитера Лаодикийского. Амвросию во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с акафистом прпп. Амвросию во Введенском соборе 8:40 — Исповедь в Казанском храме 9:00 — Поздняя Архиерейская Литургия во Введенском соборе 11:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 13:00 — Молебен с акафистом прп.
История установления недель Великого поста
поста, Крестопоклонную Последование Пассии в Неделю 3-ую Великого поста, Вечера. Пасха и другие праздники» Службы Первой Седмицы Великого Поста. Подготовительные недели к Великому посту. Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в понедельник первой седмицы Великого поста.