Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Пост: если очень хочется, то можно | В Великий пост нельзя злиться, ругаться, завидовать, сквернословить или распускать сплетни. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост серьезно смягчается. |
Мясо, которое запрещено есть православным даже не в пост - Русская семерка | Что такое Великий пост и почему он длится 40 дней. |
В чем суть Великого поста?
- Важный день перед Мясопустной неделей
- Мясопустная неделя, о Страшном суде – 2024: традиции
- Великий пост – 2021: священник ответил на пять главных вопросов об отказе от мяса и дурных мыслей
- Великий пост: священники отвечают на вопросы читателей
- Что можно и что нельзя есть в пост
Постное меню: можно и нельзя
В память о них заказывают панихиды и заупокойные молебны. Этот поминальный день напоминает христианам о необходимости спасения всех людей, поэтому все живые должны молиться о душах умерших. Умирает только тело, душа же остается живой, а значит, у нее еще есть время для покаяния. У всех, живых и почивших, есть время до Страшного суда, чтобы покаяться. Молясь за умерших родственников, мы и сами незаметно становимся лучше: начинаем любить ближних и очищаемся от зла. Это последний день перед Великим постом, когда церковный устав позволяет есть продукты животного происхождения — мясо. Корень "пуст" означает "оставление" и говорит о прощании на какое-то время с определенными продуктами.
В чем смысл Мясопустной недели Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту называется в православном календаре Неделей о Страшном суде, или Мясопустной. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мясо. В Священном Писании говорится, что, когда настанет конец света, все, жившие на земле, воскреснут и предстанут перед судом Сына Божьего. Это один из догматов православия, о нем идет речь в последних строках "Символа веры": "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Люди знают, что Господь милосерден, исполнен любви к человеку. Поэтому они нередко с беспечностью относятся к своим грехам, своему образу жизни, надеясь, что на Страшном суде Бог простит их.
Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими Лк. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М.
Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства. Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные любовь, мир душевный, радость, милосердие.
В то же время, нельзя забывать и о здоровье: постная трапеза не должна быть настолько скудной, что у нас не останется сил на молитву. Творение дел милосердия. Одна из забытых целей поста — творение дел любви.
Об этом нам напоминают многие литературные памятники древности, в которой мясное и молочное было существенно дороже овощей и круп. Критерий дороговизны пищи важен и в современном посте. Средства, сэкономленные на питании, можно отдать тем, кто в них нуждается. Пастырь Ермы. Ни в коем случае не стоит считать, что "непостная пища" в пост — это грех. Сама по себе пища нейтральна: все зависит от того, с какими целями мы ее вкушаем.
Откуда возник "церковный устав" постов? Если вы откроете православный календарь, то увидите, что на каждый день поста есть свои правила еды: когда-то можно только злаки и воду, когда можно добавить масло, когда-то икру или рыбу. Многие верующие воспринимают эти указания как высший идеал, который установлен Церковью. Однако это совсем не так. Все указания, которые вы видите в календарях, взяты из книги "Типикон", в которой описан порядок жизни одного из средиземноморских монастырей.
Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Нужно ли в пост есть невкусно? Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи? Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие. Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия. Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался. Как вести себя постом в гостях?
Великий пост: что можно есть постящимся
Они были в обиходе в знатных семьях, но и простой люд превосходно знал, как поститься, наставляемый обычаями предков и батюшками в храмах. Мясо оказалось под запретом из-за влияния язычества В Западной церкви IV-V веков существовали «посты четырех времен года». Они были христианской интерпретацией римских языческих праздников, связанных с периодами земледельческого года: праздниками посева, жатвы, сбора винограда. Древние земледельческие народы редко употребляли мясную пищу. В основном ее использовали для жертвоприношения богам в праздничные дни. Это повлияло на последующее исключение мяса из рациона монахов, которого верующий придерживается во время поста.
Первоначальный мотив отказа от мяса действительно связан с историческим и регионально-климатическим факторами. Жители Средиземноморья питались тем, что дарила им природа: рыбой, оливками, зеленью, а мясо считалось деликатесом. Но по мере распространения христианства главными становились духовные причины постного рациона.
Он не пытается, образно говоря, воспарить к святым угодникам, но и не позволяет себе каких-то сильных послаблений. Выбирая «царский путь», верующий может ограничить себя в еде, отказаться от мяса и молочного. А если по каким-либо причинам — из-за болезни или финансовых возможностей ведь бывает и так, что человеку хватает денег лишь на сосиску или пирожок с яйцом и рисом — верующий вынужден нарушать пост в еде, он должен усилить его в чем-то другом: молитве, делании добрых дел, помощи близким… — Отец Феодорит, а почему все же мы не можем поститься по Типикону? К примеру, Типикон предписывает в первые два дня с начала Великого поста не есть ничего: ни хлеба, ни воды, — а в следующие дни на первой седмице вкушать лишь воду и финик.
И только в пятницу можно съесть вареные бобы. Не всякий сможет так питаться и при этом работать. Поэтому в Церкви существует иной устав. В дни Великого поста вся неделя — вареная пища без масла. Среда и пятница — сухоядение пища невареная, овощи и фрукты, печеная картошка. Для монашествующих сухоядение предполагается еще и в понедельник. В субботу и воскресенье — вареная пища с вином и елеем маслом.
Кстати, в среду и пятницу Великим постом мы постимся строже, чем в другие дни, хотя в Типиконе такого указания нет. Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет.
Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай?
Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки — благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все!
И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три. Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» — это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов. К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток.
Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» — это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку. А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву?
От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям. К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому?
И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают.
Общество В разгаре Великий пост, самое время поговорить о мясе. Уверен, среднестатистический молодой москвич не отличит на вид свинину от говядины, а куриное филе от филе индейки. Точно так же, вероятно, и некоторым православным верующим тяжело провести грань между добрыми намерениями и потаканием собственным желаниям. По статистике, за первую неделю Великого поста продажи альтернативного мяса выросли на 1000 процентов. В ход пошли пикантные веганские сосиски, колбасы и всевозможные заменители привычной скоромной еды.
И хоть своей увлеченностью православием я похвастаться не могу, но точно так же не могу молчать, когда церковь не комментирует столь возмутительную статистику. Очевидно, что религиозные организации не всегда быстро дают ответы на вызовы современности. Такая тенденция отмечается не только в России, но и повсеместно. Вместе с тем тут мы имеем дело не с научными открытиями, опровергающими религиозные постулаты, а с социально-экономическим явлением. Не было «веганского мяса» без веганов, запрос на него появился вместе с ними, а теперь он наблюдается и у христиан.
Без поста мы не сможем противостоять страстям нашей поврежденной грехом плоти, разжиганию которой наиболее способствует мясная нища. В пост мы отказываемся не только от мяса, но и от любой пищи животного происхождения — яиц, молочных продуктов. Впрочем, больные составляют исключение, если по состоянию здоровья не могут жить без этих продуктов. Но пост ведь не только в качестве пищи, но и в ее количестве. Можно и постной нищей объестся, некоторые поправляются за дни поста. Поэтому можно просто сократить количество скоромной пищи, если невозможно по объективным причинам отказаться от нее полностью на это время. Детей надо приучать к посту, но делать это разумно, начиная, например, с отказа от лакомств, сладкого, а не от продуктов, необходимых растущему организму. Перед Великим постом мы просим друг у друга прощения. Впервые эта традиция возникла у египетских монахов, которые на все время поста уходили из монастыря в пустыню, где жили по одному. Окружающий животный мир был очень жесток, вернется ли монах в монастырь или нет было неизвестно. Поэтому они просили друг у друга прощения как перед смертью. И мы ведь не знаем, когда завершится наш жизненный путь. Поэтому всегда нужно жить в мире друг с другом. Православная Церковь уделяет посту очень большое внимание.
Питание в Великий пост 2024: что можно и нельзя есть, рецепты
Часто даже воцерковленные люди задаются вопросом: почему в пост нельзя есть молочные продукты и яйца? «360» разобрался, что можно и чего нельзя в Великий пост и обязательно ли следовать правилам неукоснительно. Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост серьезно смягчается. Стартовал важный период в жизни любого христианина Великий пост. Почему нельзя жениться в пост?
Правила комментирования
- Что такое Великий пост
- Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя - Россия || Интерфакс Россия
- Что категорически запрещено есть в Великий пост и можно ли заниматься сексом
- Великий пост: что можно есть постящимся
- Когда начинается и заканчивается Великий пост
- Великий пост – 2021: священник ответил на пять главных вопросов об отказе от мяса и дурных мыслей
Почему в пост нельзя есть пищу животного происхождения?
Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. В пост нельзя употреблять алкогольные напитки, в том числе и пиво. В Великий пост верующие не только придерживаются пищевых ограничений, но и отказываются от повседневного комфорта, чтобы заменить его духовными ценностями.
Великий пост – 2021: священник ответил на пять главных вопросов об отказе от мяса и дурных мыслей
По первоначальной задумке, пост — это момент, когда запасы мяса закончились, молока у коров мало, а новая еда еще не выросла. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. Почему нельзя жениться в пост? Продукты, которые нельзя есть в пост. Что сподвигло людей на отказ от мяса, молока, рыбы и почему не получается выдержать пост, читайте в материале "ТОЛКа".
Как правильно готовиться к посту
- Почему в пост запрещены именно мясные продукты?
- Суть поста: Пост в радость, или Зависят ли от мяса отношения с Богом? | Правмир
- Что можно есть в Великий пост
- Почему в пост запрещены именно мясные продукты? - Азбука здоровья
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: священник о том, что запрещено в Великий пост
Нельзя соблюдать пост людям с хроническими заболеваниями, беременным, кормящим матерям и детям. Почему нельзя венчаться в пост? — Большинство знают о церковных постах только то, что в это время нельзя кушать мясо. Почему нельзя жениться в пост? Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя есть во время Великого поста 2023. Нельзя соблюдать пост людям с хроническими заболеваниями, беременным, кормящим матерям и детям.