Новости научно технологическое развитие российской федерации

Научно-технологическое развитие регионов российской федерации: потенциал и стратегические ориентиры в современных условиях. Генеральный директор Российского научного фонда Александр Хлунов (слева) на заседании президиума комиссии по научно-технологическому развитию России в Координационном центре правительства РФ. Организационно-правовой механизм реализации научно-технологического развития страны эволюционирует с учетом меняющихся условий и задач, выстраивается вертикаль управления в сфере государственной научно-технической политики. Магистральные пути ее решения определены Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной президентом России в конце февраля.

Наука — территория — развитие

Что произошло в российской науке в 2023 году: топ-10 событий - «Ведомости. Наука» рассмотреть основные приоритеты научно-технологического развития и планы развития высокотехнологичных отраслей экономики на период до 2030 года и предложить инструменты (подходы) для их реализации с участием регионов.
Список мероприятий в 2024 году В соответствии с описываемыми факторами и основными особенностями российской социально-экономической модели авторами доклада было предложено два сценария научно-технического развития страны — «Технологическая адаптация» и.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации «Академики обсудят научно-технологическое развитие медицины Российской Федерации и роль Сибирского отделения РАН в этих процессах».
Научно-технологическое развитие Российской Федерации Эксперты Российского научного фонда выбрали главные научные открытия уходящего года.
Вестник РАН, 2022, T. 92, № 3, стр. 201-212 Наши сотрудники приняли участие во всероссийской 79-й научно-технической конференции СПб НТО РЭС им. А.С. Попова, посвященной Дню радио.

Наука — территория — развитие

Научно-технологическое развитие судостроительной отрасли. Создание и функционирование в Российской Федерации Центра космической погоды Росгидромета для нужд международной аэронавигации в рамках ИКАО. «Утвердить Стратегию развития Российского научного фонда на период до 2030 года», — в тексте указа. Директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования РФ Олег Чурилов рассказал в интервью ТАСС, зачем студентам технологическое предпринимательство и.

Что сделано в России за полгода: заводы, техника, наука, достижения

Тaкже новое изобретение поможет детям с синдромом дефицитa внимaния и гиперaктивности. Устройство оснaщено очкaми, нaушникaми, пульсоксиметрaми и дaтчикaми электроэнцефaлогрaммы. Оно формирует aудиовизуaльный ряд, изучaя aмплитуду aктивности мозгa — звуки переходят от высоких чaстот к низким, a изобрaжение меняет цвет от крaсного к более холодным оттенкaм. Фото: пресс-служба ННГУ Исследовaния по создaнию приборa проводились при поддержке Российского нaучного фондa, предостaвившего грaнт. Новое оборудовaние уже используют для реaбилитaции перенесших инсульт пaциентов в некоторых клиникaх регионa.

В плaнaх специaлистов ННГУ — рaзрaботкa способов более тонкой нaстройки мозгa, a тaкже новых режимов нейростимуляции, учитывaющих возрaст пaциентa и нaличие у него пaтологий. Это будет первaя с 1976 года отечественная миссия к спутнику нaшей плaнеты. Автомaтический зонд «Лунa-25» отпрaвят к южному полюсу Луны. Прилунение модуля зaплaнировaно неподaлеку от крaтерa Богуслaвского.

Фото: пресс-служба компании «Роскосмос» Готовность исследовaтельской стaнции «Лунa-25» к своей миссии подтвердил в феврaле глaвa «Роскосмосa» Юрий Борисов. По его словaм, технические возможности позволяют зaпустить стaнцию к Луне в любой день, однaко рaнее этого не позволялa бaллистикa. Необходимое для зaпускa aппaрaтa «aстрономическое окно» ожидaется летом этого годa, с июля по aвгуст. В связи с этим миссию к Луне зaплaнировaли нa 13 июля 2023 годa, отметил Борисов.

На остальные 82 субъекта страны — 45. Прогноз Минэкономразвития России до 2030 г. Вариант инерционного импортно-ориентированного технологического развития. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности, соответствующий инновационному сценарию прогноза Минэкономразвития России.

В рамках этого варианта доля расходов повышается к 2030 г. Вариант лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях, который соответствует форсированному сценарию прогноза Минэкономразвития России. Подводя итог, можно сделать вывод, что научно-технический потенциал является наиболее значимым фактором роста конкурентоспособности экономики любой страны, а также условием обеспечения ее национальной безопасности. Сегодня наука играет ключевую роль в решении масштабных государственных задач.

На протяжении ряда лет в России сохраняется устойчивая тенденция уменьшения общей численности ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками. Чтобы направить нашу страну на путь инновационного развития, необходимо, в первую очередь, восстанавливать наш научно-технический потенциал путем должного финансирования науки со стороны государства, а так же создавать условия для функционирования венчурного бизнеса, как важного механизма реализации инноваций. Литература: Указ Президента РФ от 01. Власова, Л.

Гохберг, К.

Утвержденная Президентом России в феврале 2024 г. Сама необходимость эффективного пространственного развития, в том числе путем преодоления социально-экономических территориальных диспропорций, рассматривается в числе наиболее значимых больших вызовов, на преодоление которых направлены все элементы Стратегии пп.

Вместе с тем отдельно подчеркивается значение создания и развития передовой инфраструктуры исследований и разработок, включая установки класса «мегасайенс» в том числе путем установления специальных правовых режимов пп. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления включены в механизм реализации СНТР в частности, п. Организационно-правовой механизм реализации научно-технологического развития страны эволюционирует с учетом меняющихся условий и задач, выстраивается вертикаль управления в сфере государственной научно-технической политики. Предстоит решить вопросы стратегического планирования в научно-технологической сфере на региональном и муниципальном уровнях, обеспечить необходимыми управленческими средствами функциональную взаимосвязь и скоординированное взаимодействие — в целях результативного а не формально-отчетного достижения общенациональных приоритетов — существующих различных и, надо признать, обособленных, разрозненных форм институтов научно-технологического развития и подготовки кадров, имея в виду как государственно-бюджетный, так и частнопредпринимательский сегмент.

Важно «собрать» системную многоуровневую, межсекторальную модель организации научно-технологического развития, не полагаясь на эпизодический успех ручного управления и субъективные возможности привлечения новых источников в состав материально-финансовой базы конкретной территории. Требуются нестандартные подходы и решения. Важно провести не оперативно-тактическую, а кардинальную с учетом вызовов времени и видения стратегической перспективы перенастройку системы управления научно-технологическим развитием. На федеральном уровне принцип единства государственной научно-технической политики должен быть последовательно реализован и в функциональном, и в организационном плане, в том числе путем принципиального повышения уровня субъектности правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию, наделения соответствующего органа управленческими, кадровыми, финансовыми полномочиями в сфере научно-технологического развития включая возможность давать задания в области НИОКР, предполагающие взаимодействие различных научных, образовательных и иных организаций независимо от формы собственности.

Соответственно должен возрасти и статус Российской академии наук во взаимодействии с указанным органом , имея в виду не только экспертную составляющую, но и методическое руководство научно-технологической деятельностью. Необходимо выстроить четкую систему управления научно-технологическим развитием и на субфедеральном уровне, предполагающую как соподчинение в рамках единой государственной научно-технической политики, так и определенную самостоятельность, позволяющую учесть региональную специфику и системно увязать региональные государственные программы научно-технологического развития с ключевыми в том числе по вкладу в ВРП субъекта Российской Федерации , перспективными отраслями специализации экономики и стратегиями социально-экономического развития региона и федерального округа, отразить в соответствующих программах федеральные, региональные и частные инвестиции. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию неоднократно обращался к проблемам развития научных территорий.

Геннадий Красников принял участие в заседании Комиссии по научно-технологическому развитию страны

В ней сообщается, что суверенитет России в технологической сфере — это «способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и иметь возможность на их основе организовать производство товаров выполнение работ, оказание услуг в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства». Как считает Николаев, это разные вещи: либо наличие технологий, либо способность государства создавать и применять технологии. Способность не гарантирует наличия. Как и большой потенциал роста не гарантирует самого роста. По оценкам эксперта, создается впечатление, что два документа самого высокого уровня как будто противоречат друг другу. При этом если опираться на концепцию, то там также прописано: «Комплексный подход к организации полного инновационного цикла будет осуществляться путем развертывания и поддержки приоритетных проектов технологического суверенитета в ключевых отраслях экономики». Николаев указал на гипотетический риск: «Увеличивается вероятность, что проекты технологического суверенитета будут реализовываться, но сам технологический суверенитет будет утрачиваться». Ведь без понимания самого главного — того, как мы измеряем технологический суверенитет, — намного проще будет отчитаться списком потенциально «прорывных проектов». Замдиректора по научной работе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игорь Фролов в своем выступлении сосредоточился на таком важном моменте, как целеполагание.

Допустим, еще один простейший, казалось бы, вопрос а в этой теме действительно куда больше вопросов, чем ответов : будет ли достижение суверенитета, что бы мы под ним ни понимали, повышать темпы экономического роста РФ и его качество? Проблема ведь в том, что наладить в рамках одного государства всю цепочку производства некоторых видов высокотехнологичной продукции, крайне необходимой для цифровой экономики, не может на самом деле ни одна страна, на что тоже указали докладчики. Российской же экономике необходимо не только расти, но и повышать свою конкурентоспособность по сравнению в том числе с технологически развитыми странами. Это значит, что технологии надо активно внедрять уже сейчас.

В тот же день на торжественной церемонии вручения молодым ученым премий в области науки и инноваций за 2022 год Путин заявил, что России предстоит за короткий срок создать свои критически важные разработки, чтобы обеспечить технологический суверенитет страны. По его словам, в стране необходимо создавать свои конкурентные продукты в таких важных сферах, как медицина, экология, энергетика, и действовать стоит на опережение. В конце декабря 2022 года Мишустин отметил важность укрепления технологического суверенитета России. Он рассказал тогда, что в бюджете РФ на ближайшие три года на научные исследования предусмотрено более 1,5 трлн рублей.

Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно решали задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во многом этому способствовала адекватная времени и структуре экономики система организации исследований и разработок. В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания. В 1991 году с образованием Российской Федерации и переходом экономики на рыночный путь развития возникла необходимость заново определить место науки в российском обществе. Государственная научно-техническая политика с 1991 года прошла два значимых этапа: а первый этап 1991 - 2001 годы - этап кризисной оптимизации и адаптации к рыночной экономике, основной стратегической целью которого было сохранение научно-технологического потенциала страны, формирование новых институциональных механизмов поддержки развития науки и технологий, адресное финансирование ведущих научных организаций, создание условий для международной кооперации; б второй этап с начала 2000-х годов и по настоящее время - этап перехода России к инновационной экономике, который сопровождался существенным увеличением объема финансирования науки.

В настоящее время российская наука продолжает играть важную роль в обеспечении безопасности страны и развитии мировой науки. Современный этап характеризуется наличием как конкурентных преимуществ Российской Федерации, так и неразрешенных проблем, препятствующих научно-технологическому развитию страны: а имеется значительный потенциал в ряде областей фундаментальных научных исследований, что находит отражение в том числе в рамках совместных международных проектов, включая создание и использование уникальных научных установок класса "мегасайенс". Однако направления исследований и разработок в значительной степени соответствуют направлениям, актуальным для последних десятилетий прошлого века; б существует несколько сотен научных и образовательных центров, проводящих исследования и разработки мирового уровня. Вместе с тем наблюдаются значительная дифференциация научных и образовательных организаций по результативности и эффективности работы, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны; в с 2004 года примерно на 30 процентов увеличилась численность научных работников в возрасте до 39 лет, заметно выровнялась общая возрастная структура научных кадров. Российские школьники и студенты традиционно оказываются в числе лидеров международных соревнований в области естественных и технических дисциплин, однако не все они реализуют себя в этой области. Это не позволяет преодолеть сложившиеся негативные тенденции в части демографического состояния, квалификации и уровня мобильности российских исследователей: в глобальном рейтинге привлечения талантов Россия находится в шестом десятке стран, выступая в роли донора человеческого капитала для мировой науки; г при имеющемся положительном опыте реализации масштабных технологических проектов, в том числе в сфере обеспечения обороны и безопасности государства, сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8 - 9 процентов; инвестиции в нематериальные активы в России в 3 - 10 раз ниже, чем в ведущих государствах; доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет около 0,4 процента. При сохраняющемся потенциале и конкурентных преимуществах российской науки перечисленные в пункте 11 настоящей Стратегии негативные факторы и тенденции создают риски отставания России от стран - мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и технологий, снижают независимость и конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение национальной безопасности страны. В условиях значительных ограничений других возможностей развития Российской Федерации указанные риски и угрозы становятся существенным барьером, препятствующим долгосрочному росту благосостояния общества и укреплению суверенитета России. Стратегические ориентиры и возможности научно-технологического развития Российской Федерации Большие вызовы для общества, государства и науки 13.

Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом внешних и внутренних по отношению к области науки и технологий факторов, формирующих систему больших вызовов. Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, но одновременно представляют собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив научно-технологического развития Российской Федерации. При этом наука и технологии являются одним из инструментов для ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении устойчивого развития цивилизации, но и в оценке рисков и возможных опасностей для человечества. Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать новые большие вызовы и эффективно отвечать на них. Своевременной реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации и необходимых для существенного повышения качества жизни населения, но и востребованных в мире. Приоритеты и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации 19. Реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на первом этапе осуществления государственной научно-технической политики позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы. Необходимо обеспечить готовность страны к большим вызовам, еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, предусмотреть своевременную оценку рисков, обусловленных научно-технологическим развитием.

Научно-технологическое развитие медицины Российской Федерации обсудят академики в Томске

Мишустин: у РФ есть все, чтобы вернуть статус научно-технологической державы. Рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской Федерации. Как следует из табл. 3, большинство регионов (почти 72%) обла-дают низким уровнем научно-технологического развития и еще почти 13% – крайне низким уровнем. Каковы современные инновационные тренды и маркеры технологического развития? в) комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, направленных на достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. рассмотреть основные приоритеты научно-технологического развития и планы развития высокотехнологичных отраслей экономики на период до 2030 года и предложить инструменты (подходы) для их реализации с участием регионов.

Заседание президиума комиссии по научно-технологическому развитию России

В соответствии с описываемыми факторами и основными особенностями российской социально-экономической модели авторами доклада было предложено два сценария научно-технического развития страны — «Технологическая адаптация» и. Научно-технологическое развитие регионов российской федерации: потенциал и стратегические ориентиры в современных условиях. Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития России. научно-технологическое развитие) - трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ является ведущим научно-исследовательским центром страны в области агроинженерной науки, машинно-технологической модернизации сельского хозяйства страны, внедрения в. «Академики обсудят научно-технологическое развитие медицины Российской Федерации и роль Сибирского отделения РАН в этих процессах».

Научно-технологическое развитие уходит в регионы: в Москве обсуждают разработку госпрограмм

Речь идет о десяти комплексных программах. Один из мегапроектов связан с беспилотниками. По нему финансирование начнется уже в этом году, сказал Василий Осьмаков. Для достижения технологического суверенитета необходимо строить эффективные кооперационные связи между вузами, малыми технологическими компаниями, производственными площадками и крупными заказчиками, уверен председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов. Все эксперты сошлись во мнении, что достижения технического суверенитета сегодня актуально как никогда. Естественно, мы должны оперативно консолидировать все существующие инструменты поддержки высокотехнологичных проектов, которых у нас немало, разрабатывать новые направления, заглядывать в будущее», — заявил первый заместитель председателя Государственной Думы России Александр Жуков.

Санкт-Петербург приходилось 54. На остальные 82 субъекта страны — 45.

Прогноз Минэкономразвития России до 2030 г. Вариант инерционного импортно-ориентированного технологического развития. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности, соответствующий инновационному сценарию прогноза Минэкономразвития России. В рамках этого варианта доля расходов повышается к 2030 г. Вариант лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях, который соответствует форсированному сценарию прогноза Минэкономразвития России. Подводя итог, можно сделать вывод, что научно-технический потенциал является наиболее значимым фактором роста конкурентоспособности экономики любой страны, а также условием обеспечения ее национальной безопасности. Сегодня наука играет ключевую роль в решении масштабных государственных задач.

На протяжении ряда лет в России сохраняется устойчивая тенденция уменьшения общей численности ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками. Чтобы направить нашу страну на путь инновационного развития, необходимо, в первую очередь, восстанавливать наш научно-технический потенциал путем должного финансирования науки со стороны государства, а так же создавать условия для функционирования венчурного бизнеса, как важного механизма реализации инноваций. Литература: Указ Президента РФ от 01. Власова, Л.

Мероприятие прошло в Российском экономическом университете имени Г. Плеханова, на кафедре экономики промышленности. В конференции приняли участие российские и зарубежные ученые и исследователи, преподаватели и студенты, заинтересованные в изучении современных проблем развития промышленности, а также государственные служащие, занимающиеся разработкой промышленной политики и стратегии развития реального сектора экономики, представители бизнеса, в том числе из: Технологического университета Таджикистана, Департамента управления персоналом Министерства образования Ирака, Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана, Института проблем рынка РАН ИПР РАН , Московской школы экономики МГУ им.

Ломоносова, Орловского государственного университета им. Тургенева и др.

Работу над ними к 30 апреля должны завершить отобранные 20 «пилотных» регионов. В дальнейшем этот механизм будет масштабирован на все субъекты, где работают руководители по научно-технологическому развитию. Стратегическая сессия проходит на базе Центра подготовки руководителей и команд научно-технологического развития, созданного по поручению Правительства РФ. С инициативой и готовностью включится в работу вышли коллеги и из других субъектов. Мы это обсуждали на площадке прошедшего форума «Технопром», в результате количество пилотных регионов увеличено до 20. При разработке госпрограмм считаю важным особое внимание уделить системе управления научно-технологическим развитием в регионах», — отметил председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Наука», губернатор Новосибирской области Андрей Травников. По словам председателя Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Лилии Гумеровой, сегодня именно регионы играют важнейшую роль в развитии научного потенциала страны.

Во всех министерствах и ведомствах уже сформированы «научные спецназы». Теперь надо перенести эту практику на места.

Российская наука

По оценкам эксперта, создается впечатление, что два документа самого высокого уровня как будто противоречат друг другу. При этом если опираться на концепцию, то там также прописано: «Комплексный подход к организации полного инновационного цикла будет осуществляться путем развертывания и поддержки приоритетных проектов технологического суверенитета в ключевых отраслях экономики». Николаев указал на гипотетический риск: «Увеличивается вероятность, что проекты технологического суверенитета будут реализовываться, но сам технологический суверенитет будет утрачиваться». Ведь без понимания самого главного — того, как мы измеряем технологический суверенитет, — намного проще будет отчитаться списком потенциально «прорывных проектов». Замдиректора по научной работе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игорь Фролов в своем выступлении сосредоточился на таком важном моменте, как целеполагание. Допустим, еще один простейший, казалось бы, вопрос а в этой теме действительно куда больше вопросов, чем ответов : будет ли достижение суверенитета, что бы мы под ним ни понимали, повышать темпы экономического роста РФ и его качество? Проблема ведь в том, что наладить в рамках одного государства всю цепочку производства некоторых видов высокотехнологичной продукции, крайне необходимой для цифровой экономики, не может на самом деле ни одна страна, на что тоже указали докладчики. Российской же экономике необходимо не только расти, но и повышать свою конкурентоспособность по сравнению в том числе с технологически развитыми странами. Это значит, что технологии надо активно внедрять уже сейчас. И тогда все равно не избежать использования каких-то зарубежных технологических решений, что несет в себе угрозу задаче достижения технологического суверенитета, сообщается в презентации Фролова.

Другими словами, интрига в том: не входят ли в противоречие друг с другом такие стратегические цели, как суверенитет и более высокие темпы экономического роста? И кто должен расставлять и обосновывать приоритеты на каждой такой развилке — только ли ученые? С учетом изменений, происходящих в мировой экономике и глобальной политической организации, можно утверждать, что мир после 2040 года станет принципиально другим — времени действительно мало.

Необходимо обеспечить готовность страны к большим вызовам, еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, предусмотреть своевременную оценку рисков, обусловленных научно-технологическим развитием. Ключевую роль в этом должна сыграть российская фундаментальная наука , обеспечивающая получение новых знаний и опирающаяся на собственную логику развития. Поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства. В долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, происходящих в обществе и природе, развития природоподобных технологий, человеко-машинных систем, управления климатом и экосистемами. Возрастает актуальность исследований, связанных с этическими аспектами технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений. Одним из основных инструментов, обеспечивающих преобразование фундаментальных знаний, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках в рамках как имеющихся, так и возникающих в том числе и после 2030 года приоритетов, должна стать Национальная технологическая инициатива.

Возможности научно-технологического развития Российской Федерации 24. Научно-технологическое развитие Российской Федерации может осуществляться по двум альтернативным сценариям: а импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции; б лидерство по избранным направлениям научнотехнологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы. Первый сценарий характеризуется стагнацией относительного уровня расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и ведет к утрате технологической независимости и конкурентоспособности России. Второй сценарий предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций, эффективную перестройку как корпоративного, так и государственного сектора исследований, разработок и инноваций и требует при этом опережающего увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по отношению к валовому внутреннему продукту и приближения их уровня к показателям развитых в научно-технологическом отношении стран. Устойчивое развитие России, обеспечение структурных изменений экономики страны и вхождение в группу стран с высокими темпами прироста валового внутреннего продукта возможны только в рамках второго сценария, который является целевым. Реализация второго сценария потребует концентрации ресурсов на получении новых научных результатов, необходимых для перехода страны к следующим технологическим укладам, осуществления комплекса организационных, правовых и иных мер, направленных на существенное повышение эффективности расходов на исследования и разработки, рост отдачи от вложений в соответствующие сферы экономики, для развития национальных центров исследований и разработок, создания эффективных партнерств с иностранными исследовательскими центрами и организациями, создания и развития частных компаний, способных стать лидерами, в том числе на новых глобальных технологических рынках. Цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации 28. Целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Государственная политика в области научно-технологического развития Российской Федерации Принципы государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 30.

Основные направления и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации 31. Кадры и человеческий капитал. Инфраструктура и среда. Взаимодействие и кооперация. Управление и инвестиции. Сотрудничество и интеграция. Результаты и основные этапы реализации настоящей Стратегии Результаты реализации настоящей Стратегии 36. В результате реализации настоящей Стратегии сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая независимость и конкурентоспособность России. Основные этапы реализации настоящей Стратегии 38.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется в несколько этапов, связанных с этапами развития экономики и бюджетной системы Российской Федерации. Для каждого из этапов устанавливаются показатели, отражающие ход и основные результаты реализации настоящей Стратегии. На первом этапе реализации настоящей Стратегии 2017 - 2019 годы : а создаются организационные, финансовые и законодательные механизмы, обеспечивающие гармонизацию научной, научнотехнической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики и готовность Российской Федерации к большим вызовам; б осуществляется запуск научных проектов, которые направлены на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития, и основаны в том числе на конвергенции различных направлений исследований, включая гуманитарные и социальные; в начинается реализация научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, определенных в настоящей Стратегии; г формируется целостная система устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны; д создаются условия, необходимые для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности. На втором этапе реализации настоящей Стратегии 2020 - 2025 годы и в дальнейшей перспективе: а формируются принципиально новые научно-технологические решения в интересах национальной экономики, основанные в том числе на природоподобных технологиях; б реализуются меры, направленные на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы; в обеспечивается увеличение объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции, в том числе посредством реализации Национальной технологической инициативы и поддержки национальных компаний при выходе на глобальный рынок. Разработка планов реализации настоящей Стратегии для каждого последующего этапа осуществляется на этапе, предшествующем текущему. Механизмы реализации настоящей Стратегии Управление реализацией настоящей Стратегии. Задачи, функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации 42. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов Российской Федерации , государственных органов, органов местного самоуправления, государственных академий наук, научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научнотехнической и инновационной деятельности, общественных организаций, предпринимательского сообщества, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием. Правительство Российской Федерации при участии Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации далее план , предусматривающий комплексное применение принципов, направлений и мер государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, создание механизмов выявления и актуализации больших вызовов, а также достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития страны, установленных настоящей Стратегией.

План включает в себя сгруппированные по этапам реализации настоящей Стратегии задачи и мероприятия, выполнение которых обеспечивается в рамках реализации политики в сфере научно-технологического развития, а также промышленной, инновационной, экономической, образовательной и социальной политики. План является неотъемлемой частью настоящей Стратегии и учитывается при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации. Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными академиями наук, научными и образовательными организациями, фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественными организациями, предпринимательским сообществом, государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием. Для достижения результатов по приоритетам научнотехнологического развития Российской Федерации, установленных настоящей Стратегией, Правительством Российской Федерации по согласованию с Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию формируются и утверждаются комплексные научно-технические программы и проекты, включающие в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок. Для выявления, отбора и формирования наиболее перспективных проектов и программ создаются советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, которые осуществляют экспертное и аналитическое обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития страны, Порядок создания и функционирования указанных советов определяется Правительством Российской Федерации. Координацию деятельности советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации осуществляет президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, а таюке за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников. Финансирование осуществляется в зависимости от роста эффективности сферы науки, технологий и инноваций посредством поэтапного увеличения затрат на исследования и разработки и доведения их до уровня не менее двух процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных.

Под руководством академика РАН А. Макарова 10 августа 2023 года состоялось заседание Совета по приоритетному направлению «20в» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в очном формате в Институте молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН. На заседании была рассмотрена заявка на разработку комплексного научно-технического проекта полного инновационного цикла «Белковые псевдовирусные вакцины», представленная д. Ореховича» Ждановым Дмитрием Дмитриевичем. Выполнение проекта позволит создать платформы для получения вакцинного препарата, в кратчайшие сроки, в целях обеспечения национальной биобезопасности.

Оно небольшое, компактное, но очень трудно производимое», — сказал он. Он также привел другой пример по импортозамещению компонентов. В прошлом мы тратили каждый год около 18 млрд рублей на замену рентгеновских трубок. Мы надеемся, что успешно решим задачу. Помимо того, что каждая трубка работает 2-3 года, отсюда и такие затраты, еще оборудование стареет, поэтому создание отечественного КТ исключительно важно», — уточнил Валентин Смирнов. Заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию научного дивизиона Росатома Екатерина Рахманкина на панельной дискуссии «Сотрудничество университетов с реальным сектором экономики: новые вызовы и требования» рассказала о сотрудничестве Госкорпорации с вузами, которое включает как образовательные, так и научные программы. Она также отметила успешный опыт Росатома по привлечению молодых специалистов к крупным проектам. Молодые сотрудники, приходя к нам на оплачиваемые стажировки, зачастую остаются работать, некоторые уже возглавляют лаборатории. Есть проекты по разработке уникальных продуктов, всем участникам которых меньше 30 лет». При поддержке Росатома Национальный центр физики и математики провёл стратегическую сессию «Научная кооперация Национального центра физики и математики — регионы-лидеры и новые регионы». В обсуждении результатов научной кооперации и передовых проектов НЦФМ приняли участие представители атомной отрасли, фонда Национальной технологической инициативы, региональных правительств, научных институтов, вузов и высокотехнологичных компаний страны, в том числе из Донбасса. Научный руководитель НЦФМ академик РАН Александр Сергеев отметил, что выстраиваемая научная кооперация НЦФМ, в которую уже входят 57 научных, образовательных и наукоёмких организаций России, нацелена на научно-технологическое обеспечение не только атомной промышленности, но и всей страны. Руководитель направления «Инвестиционный портфель» «Иннохаба Росатома» Алексей Аброськин выступил спикером панельной дискуссии «Корпоративные венчурные фонды: Основной драйвер развития инновационной экосистемы России? На мероприятии обсуждались современные проблемы венчурной индустрии, ограничения и риски. Алексей презентовал кейс «Иннохаба Росатома»: акселератор и венчурный фонд как взаимодополняющие элементы системы работы со стартапами. Эксперт рассказал о том, что на сегодняшний день «Иннохаб Росатома» готов вкладывать деньги в стартапы на ранних стадиях. Именно благодаря этому наш проект уникален на российском венчурном рынке», — рассказал Алексей Аброськин.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий